Авторская образовательная программа «Ландшафтный дизайн» для детей среднего школьного возраста
рабочая программа по теме

Горбунова Наталья Викторовна

Программа состоит из 7 разделов: основы почвоведения и агрохимии; древоводство, цветоводство, основы ландшафтного дизайна, элементы ландшафтного дизайна, ландшафтное проектирование, основы зеленого строительства. Программа рассчитана на широкое использование всех видов межпредметных связей: с ботаникой, экологией, химией, историей. Программой предусмотрены различные формы проведения занятий: беседы, экскурсии, просмотр видеофильмов, составление проектов, проведение опытнической и исследовательской работы. Результатом полученных знаний, умений и творчества учащихся является создание проекта выбранного объекта озеленения, защита проекта и по мере возможности его реализация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_landshat.doc211 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2

                                 Авторская образовательная программа

«Ландшафтный дизайн»

для детей среднего школьного возраста

Автор: педагог дополнительного

образования детей

Горбунова Наталья Викторовна

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.     Титульный лист……………………………………………………….. 1

2.     Содержание……………………………………………………2

3.     Пояснительная записка …………………………………………… 3

  • цель программы……………………………………………..……3
  • задачи……………………………………………………………..   3-4                                      
  • принципы обучения и воспитания………………………….. 4-5
  • технология реализации программы………………………..   5-6
  • диагностика результативности …………………………….6-7
  • психолого-педагогические особенности детей………….... 7
  •  характеристика программы………………………………….    7-8
  • режим работы……………………………………………………8

3.     Учебно-тематический план 1 года обучения……………………. 9

4.     Содержание базовых тем 1 года обучения ………………….……… 10-11

5.     Прогнозируемые результаты 1 года обучения ……………………. 12

6.     Учебно-тематический план 2 года обучения……………………..13

7.     Содержание базовых тем 2 года обучения ………………….……….14-15

8.     Прогнозируемые результаты 2 года обучения ……………………..16

9. Учебно-тематический план 3 года обучения…………………….17

10.  Содержание базовых тем 3 года обучения ………………….………18-19

11.   Прогнозируемые результаты 3 года обучения …………………….20

12. Модель выпускника……………………………………………….21

13. Педагогическая технология……………………………………………………………..22-23

14 Литература ……………………………………………………………24

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Ландшафтный дизайн - это особый вид деятельности, который направлен на создание искусственной среды в городском парке, саду, на территории жилых кварталов или на участке жилого дома с применением различных природных элементов – растений, воды, камней, рельефа и т.д. Это целое искусство, требующее определенного творчества, глубокого знания основ дизайнерского мастерства, а также трудоемкой работы. На сегодняшний день ландшафтный дизайн - это очень интересный и актуальный раздел современного дизайна. Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения. Занятия в объединении формируют такие черты как трудолюбие, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело. Занятия носят в основном практический характер. В процессе обучения на ОП «Ландшафтный дизайн» дети изучают историю садово-паркового искусства, цветоводство, биологию развития растений, овладевают основами академического рисунка, композиции, живописи и проектирования объектов ландшафтного дизайна. Они занимаются формированием окружающей среды, приспосабливая её  для практических потребностей человека. Программа состоит из 7 разделов: основы почвоведения и агрохимии; древоводство, цветоводство, основы ландшафтного дизайна, элементы ландшафтного дизайна, ландшафтное проектирование, основы зеленого строительства. Программа рассчитана на широкое использование всех видов межпредметных связей: с ботаникой, экологией, химией, историей. Программой предусмотрены различные формы проведения занятий: беседы, экскурсии, просмотр видеофильмов, составление проектов, проведение опытнической и исследовательской работы. Результатом полученных знаний, умений и творчества учащихся является создание проекта выбранного объекта озеленения, защита проекта и по мере возможности его реализация.

Применение полученных знаний и умений учащимися разнообразно: они могут использовать их для благоустройства своего дачного участка, озеленения пришкольного участка и для обучения в учебных заведениях по данному профилю.

Цель дополнительной образовательной программы 

- помочь учащемуся сориентироваться в выборе профиля; в мире современных профессий, связанных с биологическими знаниями;

Задачи

1. Обучающие:

  • освоение учащимися специальных знаний – изучение основ композиции и цветовой гармонии ландшафтного дизайна, значения распространенных понятий и терминов;

2. Воспитывающие:

  • расширение представлений  учащихся об окружающем мире;
  • формирование у них художественного вкуса, способности видеть и чувствовать гармонию в природе;
  • формирование коммуникативных навыков, внимательного и уважительного отношения к людям, стремления к взаимопомощи;
  • воспитание бережного отношения к природе.

 3. Развивающие:

        формирование у воспитанника способности к самореализации;

  • стимулирование его творческой и познавательной активности;
  • выработка у ребенка умения анализировать результаты своей работы, давать им оценку;
  •  познакомить на практике со спецификой деятельности, соответствующей данной профессии;
  • дать возможность учащемуся проявить себя и добиться успеха.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

  • принцип природосообразности (создание в образовательной системе условий и факторов, способствующих реализации качеств личности ребенка),
  • принцип демократизации (свободный выбор каждого ученика своей образовательной траектории),
  • принцип гуманитаризации (формирование целостной картины мира),
  • принцип индивидуализации и дифференциации образования (личностно-ориентированное образование).
  • Принцип субъектности – признание интересов образовательной деятельности, приоритет технологий индивидуального, дифференцированного обучения, развитие социально-значимых качеств личности (самостоятельность, ответственность), развитие сопровождающих школьных служб (психологической, социальной, санитарно-гигиенической).
  • Принцип диалогичности - субъект-субъектные отношения участников образовательного процесса  школы, приоритет коллективной мыследеятельности, развитие коммуникативной культуры, создание здоровьесберегающей среды.
  • Принцип фундаментальности образования – богатство смыслов в содержании учебных предметов и воспитательных мероприятиях. Единство базового и дополнительного образования.
  • Принцип интеграции – целостность образовательного процесса, основанная на комплексном подходе к формированию мировоззрения школьников, педагогов, родителей.
  • Принцип развивающего обучения – изменение профессиональных установок педагога к учебным ЗУНам, которые в новой школе становятся не самоцелью обучения, а средством развития социально-значимых качеств.
  • Принцип личностного подхода - уникальность личности, состоящая в признании индивидуальности каждого ребенка; ценность личности; субъективность учебно-воспитательного процесса, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни.
  •   Принцип гуманности, предполагающий формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, национального согласия; совершенствование службы социально – педагогической и психологической помощи школьникам и их родителям.
  • Принцип реальности - развитие у учащихся качеств, которые позволят им успешно адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни.
  • Принцип демократичности - организация всей школьной деятельности на основе подходов, противоположных авторитарности; разработка системы локальных актов, определяющих содержание, цели, по определенным направлениям деятельности  школы; создание отношений в коллективе, на основе взаимного уважения прав и свобод учителей, учеников, родителей; развитие коллективного и коллегиального  управления и самоуправления школой с равноправным участием педагогов, родителей.
  • Принцип научности - постоянное обновление содержания учебных программ и пособий, введение в школьный компонент современных предметов; создание эффективной системы научно – методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции.

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  Для достижения результата работы требуется большая вариативность подходов и постоянного собственного творчества. В учебной деятельности объединения необходимы следующие формы и методы работы.

   МЕТОДЫ:

 

  •     объяснительно – иллюстративные (при объяснении нового материала);
  •    репродуктивные (способствуют формированию знаний, умений, навыков через систему упражнений);
  •      стимулирования и мотивации (учебные дискуссии);
  •      самостоятельной познавательной деятельности (при работе по заданному образцу, по правилу или системе правил, требующих творческого подхода);
  •      словесные (при устном изложении, в котором раскрываю новые понятия, термины);
  •      творческий метод проектов.

Методы работы оптимально раскрывают творческие способности ребенка, дают ему возможность попробовать себя (свои силы) в творческой деятельности и что немаловажно, создают для детей ситуацию успеха.

 

 ФОРМЫ РАБОТЫ:

  •      групповая (используется на практических занятиях, экскурсиях, в самостоятельной работе учащихся, в подготовке дискуссии и т.д.);
  •      индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ);
  •      Коллективная (используется на общих занятиях).

  В объединение дети принимаются по желанию. При помощи тестирования (по годам обучения) обучающиеся могут зачисляться на второй, третий год обучения и обучаться по программе зачисленного года. В программе определено количество часов на изучение тем, которые могут изменяться в зависимости от корректировки программы.                                                                                                                           ТИПЫ ЗАНЯТИЙ:

  •    вводное,
  •  традиционное,
  • практическое,
  • ознакомительное,
  • комбинированное,
  • инновационное (игра, викторина, кроссворд, конкурс, экскурсия в музей, на природу).
  • Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, письменные работы, практическая работа).                                                    Нетрадиционные занятия стимулируют интерес к обучению. Особое внимание уделяю экскурсиям, во время которых дети познают окружающий и растительный мир. Все познанное и увиденное на этих занятиях отражается в творческих работах обучающихся.

Для реализации программы используется дидактический материал:

  • технические средства обучения (видео, аудиоаппаратура и др.);
  •      методические средства обучения (видео, аудиозаписи, методическая и учебная литература, методические разработки и др.);
  •    объекты живой и неживой природы.

 Диагностика результативности образовательной программы.

Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развития знаний, умений и навыков.

     В качестве диагностики используются:

  • устный опрос;
  • проектные работы по основным  пройденным темам ;
  • практические занятия;

Результативность и практическая значимость определяются перечнем знаний, умений и навыков («Модель выпускника»), формируемых у обучающихся по данной программе, уровнем и качеством изготовления творческих работ по проектам.

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

 Средняя возрастная группа

10 –16лет – период отрочества, важнейшие специфические черты которого проявляются в стремлении к общению со сверстниками, появлении в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость.                                                                                                                                             У подростков этого возраста повышается способность к регуляции поведения. Разнообразнее и богаче становится содержание и формы их деятельности. Развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Внутреннее торможение становится более устойчивым, а работоспособность коры головного мозга повышается. Формируется произвольность физиологических процессов, то есть умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижения.                                                                                                                             Этот период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, усиливается индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления. Это период для становления нового уровня самосознания, который выражается в стремлении понять себя, свои возможности, своё сходство с другими детьми и свою неповторимость.

Подростки имеют больше навыков для работы по изготовлению игрушек, они могут самостоятельно выбирать художественный образ и создавать его.

Общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности детей этого возрастного периода. Стремление подростка занять подобающее положение среди сверстников сопровождается повышенными требованиями к ценностям и окружающим.

  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ:

  •      по направлению деятельности       -   исследовательская;
  •     по виду деятельности                      -   практическая;
  •     по образовательной деятельности – эколого-биологическая;
  •      по форме реализации                      - групповая, индивидуальная;
  • по способу реализации                   - эвристическая;
  • по уровню содержания                   - углубленная;
  •   по возрасту детей               - для учащихся основной  средней школы;
  •    по половому признаку                    - смешанная;
  • по продолжительности реализации – трехгодичная;
  • по функциональному назначению – образовательная.

 Режим работы:

Программа рассчитана на 3 года обучения.

В группах 1-го года обучения занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу.

В группах 2-го  и 3-го годов обучения – 3 раза в неделю по 1 часу.

Возраст обучающихся 10-16 лет.

В группах 1-го года обучения – 15 человек.

В группах 2-го и 3-го годов обучения – 12 человек.

Учебно - тематический план 1-год обучения

№п/п

              Наименование темы

                   Количество часов

Теоретич.

Практическ.

Экскурс.

Всего 131час

1

Введение.Инструктаж по Т.Б.

1

-

-

1

2

История ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства

4

-

-

4

3

Ландшафтный дизайн в условиях городской среды

3

-

6

9

4

Основные понятия  ландшафтного дизайна

3

-

-

3

5

Основные стадии ландшафтного проектирования

6

3

-

9

6

Использование особенностей естественного ландшафта

6

-

3

9

7

Концепция и выбор стиля

3

9

-

12

8

Оценка территории

6

3

3

12

9

Декоративное цветоводство

6

6

3

15

10

Планирование участка

6

6

-

12

11

Выбор ограждения для участка

6

3

2

11

12

Функции дорожек на участке

3

3

-

6

13

Общие принципы освещения участков

3

-

-

3

14

Выбор деревьев и кустарников

3

4

-

7

15

Цветники и клумбы

6

6

-

12

16

Воспитательная работа

2

4

-

6

                                                                                                                                                                         

Учебно - тематический план 2-год обучения

№п/п

              Наименование темы

                   Количество часов

Теоретич.

Практическ.

Экскурс.

Всего 131час

1.

Введение.Инструктаж по Т.Б.

1

-

-

1

2.

Альпийская горка.

3

6

-

9

3.

Рокарий

3

6

1

10

4.

Уход за каменистой горкой

3

9

-

12

5.

Растения для каменистых горок

3

9

-

12

6.

Каменистый садик из многолетников

3

6

-

9

7.

Декоративное оформление дорожек растениями

3

12

1

16

8.

Общие рекомендации по оформлению дорожек растениями

3

12

1

16

9.

Виды оформления дорожек

                       

3

12

-

15

 10.

Деревья и кустарники

3

6

-

9

  11.

Лиственные деревья

3

-

-

3

12.

Хвойные деревья            

3

-

-

3

13.

Кустарники

3

-

-

3

14.

Посадка деревьев и кустарников    

3

6

-

9

   15.

Воспитательная работа

                                                   

2

2

-

4

Учебно - тематический план 3-год обучения

№п/п

              Наименование темы

                   Количество часов

Теоретич.

Практическ.

Экскурс.

Всего 131

1

Введение.Инструктаж по Т.Б.

1

-

-

1

2.

Этапы озеленения

9

6

15

3.

Виды газонов

9

6

1

16

4.

Закладка газона

6

-

-

6

5.

Основные правила ухода за газоном

6

-

3

9

6.

Водоёмы на участке

3

-

-

3

7.

Пруды

3

-

3

6

8.

Фонтаны

3

-

3

6

9.

Сад в Японском стиле

6

3

-

9

10

Сад в стиле Ренессанс

6

3

-

9

11

Сад в стиле барокко

6

-

-

6

12

Сад в стиле классицизма

6

-

-

6

13

Сад в стиле модерн

6

-

-

6

14

Декоративный огород.

6

6

-

12

15

Сад сезонов и сад непрерывного цветения

6

6

-

12

16

Воспитательная работа

3

3

3

9

Модель выпускника Модель выпускника предполагает формулирование основных положений, соответствие которым определяет достижение качественного образования (ответственность, инициативность, адаптивность к меняющимся условиям, сформированность ценностных ориентаций и др.).

1. Владение основами
научного мировоззрения:

 

- осознание роли
человека в преобразовании и развитии окружающей действительности;

- умение сравнивать,
анализировать, обобщать факты действительности;

- стремление познать и
разобраться в закономерностях общественного развития;

- потребность и умение
отстаивать свои взгляды и убеждения;

- уважение
государственных символов, традиций своего народа и страны, знание и
бережное отношение к истории своего народа.

 2. Духовно-нравственные
ценности:

 

- знание и понимание
духовно-нравственных ценностей в жизни человека и общества;

- осознание патриотизма
как любви к своей Родине и к своему народу;

- осознание
интернационализма как сочетания национального самосознания и достоинства
с уважением к национальному достоинству своих народов;

- умение поддерживать
дружбу и товарищество в коллективе, взаимоуважение и взаимопонимание в
коллективе и в семье;

3. Сознательное отношение
к труду:

 

- понимание роли труда
в обществе и уважение человека труда;

- ответственное
отношение к труду, трудолюбие;

- готовность к
сознательному выбору профессии;

- бережное отношение к
народному достоянию;

- уважительное
отношение к любому общественно значимому труду и к его результатам;

- способность
объективно самооценивать последствия нарушения трудовой и учебной
дисциплины.

 4. Владение основами
эстетической культуры:

 

- понимание прекрасного
в окружающей действительности;

- бережное отношение к
природе;

- усвоение и следование
общепринятым культурным привычкам;

- стремление к развитию
художественных способностей;

- следование
требованиям эстетических норм в повседневной жизни.

 5. Физическое
совершенствование:

 

- понимание важности
систематических занятий для укрепления своего
здоровья и работоспособности;

- отрицательное
отношение к вредным привычкам /курению, алкоголю, наркомании/.

 II. Знания,
умения и навыки.

 1. Развитие
познавательной активности:

 

- постоянное стремление
к приобретению и расширению знаний;

- умение самостоятельно
добывать знания и применять их на практике;

- умение и навыки в
организации учения и самообразования;

- выработка первичных
умений и навыков научно-исследовательской работы;

- овладение навыками
поиска, отбора и обработки научной информации;

- активное участие в
коллективной познавательной деятельности;

- ответственное
отношение к учению.

 

2. Организация учебного
труда:

 

- овладение основами
рациональной организации учебного труда;

- умение самостоятельно
планировать свою деятельность;

- умение отбирать
наиболее рациональные способы выполнения заданий;

- овладение различными
формами контроля и оценки выполненной работы;

- умение самокритично
оценивать результаты своего труда.

 3. Работа с книгой и
другими источниками информации:

 

- умение четко
определять цель работы с информационным источником;

- умение и навыки
выбора вида источника, отбора и поиска конкретного источника

4. Культура устной и
письменной речи:

- умение грамотно вести
диалоги и аргументированно участвовать в обсуждении, задавать и отвечать
на вопросы различного характера;

- умение и навыки
отбирать и логически связно излагать материал по теме, взятый из
различных источников;

- умение правильно
осуществлять различные виды письменной работы:

 III.
Профориентационные знания, умения и навыки:

 1. Формирование первичных
знаний по профилю избираемой профессии:

 

- о месте и роли
соответствующей области знаний в общественной жизни;

- о содержании
профессиональной деятельности специалиста соответствующего профиля как
положительном, так и отрицательном;

- об основных
требованиях к характеру умственной, физической и психологической
нагрузки специалиста;

- о характере условий
труда и быта, перспектив распределения и профессионального роста, оплаты
труда, особенности деятельности соответствующих трудовых коллективов.

 

2. Развитие научного
воображения, формирование научных представлений и способности к научным
обобщениям в ходе занятий в объединениях и секциях.

 3. Формирование во время
учебного процесса первичных профессиональных умений и навыков применительно к
специфике выбранного направления объединения и будущей специальности.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

 

     В данном случае под термином «педагогическая технология» понимается:

«последовательная и взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач», т.е. алгоритм достижения поставленной цели.

   Ландшафтный дизайн - труд творческий. И занятия в объединении помогают детям творчески воспринимать все многообразие жизни.

    Особое значение имеет совместное участие в каких-либо событиях, чтобы в процессе включенного и не включенного наблюдения ребята испытали непосредственное воздействие окружающего. Важно учить детей самим видеть и оценивать его красоту

    Мыслительную деятельность активизируют вопросы, которые заставляют анализировать, находить решение, высказывать свою точку зрения. Такие занятия должны носить характер творческий, будить воображение, развивать наблюдательность.

    Следует отметить, что работа по проекту   не только процесс выполнения определенных заданий - это ход их мыслей, умение представить себе творческую задачу, процесс выполнения работы, ее результат.

   Творчество, в свою очередь, особенно эффективно, когда дети испытывают чувство радости от открытия нового, ранее неизвестного им.

   Активность восприятия материала также зависит от того, насколько ребята уже освоили приемы и способы работы, получили определенные навыки работы.

     В условиях объединения необходимо, чтобы знания в этой области усваивались постепенно, в процессе восприятия материала, его анализа.

 Нужно помочь обучающимся выработать не только профессиональные навыки, но и развить уже упомянутые: фантазию, воображение, творческое мышление, воспитать эстетический вкус.

    Интерес, творческая активность повышается, когда дети видят практическое применение плодам своего труда. Важно, чтобы самостоятельная деятельность была связана с теми знаниями, опытом и представлениями, которые ребенок получил на занятиях. Полезно давать практическое задание и объяснять задачу вместе с демонстрацией эскизов по заданной теме. Такой материал будит воображение и фантазию, оживляет творческий процесс, способствует возникновению и развитию собственных идей.

     Чем больше давать ребятам свободы в воплощении своих замыслов, тем лучше будет результат. Нужно только верить им и помогать. Важно работать с каждым индивидуально. Чтобы дети всерьез увлеклись тем, что они делают, они должны много работать .

    У подростков быстро вырабатывается чувство коллективного творчества. Это объясняется тем, что в объединении есть возможность передавать друг другу умения, делиться знаниями. По мере их накопления приобретается опыт, подростки все более проявляют собственную инициативу и опять же – выдвигают плодотворные и увлекательные идеи.

     В конечном счете, воспитательный процесс, который происходит в творческой деятельности, формирует у подростка чувство ответственности за выбранное дело и его результаты, чувство гордости за хорошо выполненную работу, чувство удовлетворения от результатов и общих усилий, где есть и его личный вклад, его победа.

Для оценки результативности образовательной программы применяется входной, промежуточный и итоговый контроль

Цель входного контроля - диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки диагностики анкетирование, собеседование с обучающимися.

Цель промежуточного контроля - проверка освоения образовательной программы. Формы оценки текущие тестовые задания, устный и письменный опрос, творческие задания, проектная деятельность.

Форма поощрения

  • словесная, знания оцениваются в устной форме по бальной системе : хорошо, отлично;
  • наглядно-демонстративная (участие в конкурсах);
  • материальная (грамоты, призы за участие в конкурсах, право делать работы для себя и для дома).

Цель итогового контроля - освоение образовательной программы по годам обучения. Формы контроля: диагностическое анкетирование, контрольное самостоятельное изготовление эскизов.

 

Словарь профессиональных терминов ландшафтного дизайна

Растительность

Аллея — пешеходная коммуникация, ограниченная с двух сторон деревьями, кустарниками, вьющимися растениями.

Альпинарий — композиция из высокогорных растений, культивируемая в условиях, приближенных к природным. Альпинарии впервые появились в английских пейзажных садах в XVIII в.

Арабеска — одноименный цветник или составная часть его, выполненная на основе геометрических узоров, используемых в партерах и клумбах.

Аранжировка — расположение цветов и листьев в букете, в вазах, корзинах, гирляндах, венках.

Арборетум — дендрологический сад, который предназначен для акклиматизации растений из различных климатических зон.

Ассортимент — подбор различных видов деревьев, кустарников и цветов, применяемых для озеленения данной местности или данного объекта.

Бонсай — искусство выращивания карликовых деревьев, из которых японцы создавали миниатюрные сады.

Берсо, биндаж — сводчатая аллея, образованная с помощью полукруглых вязаных каркасов, на которых смыкались кроны деревьев (липа, граб); участок сада, окруженный сводчатыми аллеями. Применялся в садах и парках эпохи барокко.

Боскет — небольшие пространства правильной геометрической формы, ограниченные экранами стриженой живой изгороди. В парках эпохи барокко они назывались кабинетами или зелеными залам.

Букетные посадки — прием формирования ландшафтных фрагментов с помощью посадки нескольких саженцев в одно гнездо. Букетную группу также можно образовать посадкой на пень молодого дерева, чтобы создать условия для развития боковым побегам.

Бульвар — широкая озелененная полоса, выделяемая по обеим или одной стороне улицы, набережной и предназначенная для пешеходного движения и кратковременного отдыха. Бульварами сначала назывались валы крепостных укреплений. Затем так были названы места для прогулок горожан, созданные на месте бывших укреплений.

Вертикальное озеленение — озеленение фасадов зданий, парковых сооружений и специальных устройств (куполы, трельяжи) древовидными лианами и другими вьющимися растениями.

Виридарий — озелененный дворик, небольшой сад в перистильном дворе монастыря или жилого дома. Обычно имел геометрическую планировку с небольшим фонтаном или бассейном в центре и клумбами цветов. Стены дома, окружавшего садик, покрывались фресками, на которых были изображены перспективы фантастических садов.

Газон — искусственный дерновой покров из многолетних злаков Не пропустите, ландшафтное проектирование, качественно. На сайте ИНТЕРЛЕСДРЕВ . В зависимости от назначения газоны подразделяются на спортивные, специального назначения и декоративные (партерные, обыкновенные и луговые).

Газон мавританский — пестроцветный газон. Образуется из цветочных растений или их смеси с многолетними травами.

Гирлянды — украшения из цветов, листьев или ветвей, связанных в виде длинных лент. Обычай украшать гирляндами был известен еще в Древнем Египте, затем применялся в Древней Элладе и в эпоху барокко и роккоко.

Группа — важнейший элемент живописного паркового пейзажа. Обычно это сочетание из нечетного (до 11 шт.) количества древесных, кустарниковых или цветочных растений.

Дендрарий — зеленый массив различных видов деревьев и кустарников. Обычно служит для проведения научных работ по акклиматизации и интродукции древесных растений.

Дерновая скамья — устройство из дерна в виде выступа вдоль ограды. Широко распространенный элемент средневекового сада.

Загущенные посадки — прием формирования ландшафтного пейзажа с помощью посадки деревьев на расстоянии друг от друга 1—1,5 м с целью быстрейшего создания (через два-три года) компактных насаждений. Такие насаждения в стадии формирования стволов более устойчивы и хорошо развиваются. В последующем проводится прореживание.

Икебана — в переводе с японского языка означает «сохранение цветов во второй жизни» и является древним оригинальным искусством цветочной аранжировки в Японии.

Кабинет — элемент внутренней пространственной садовопарковой композиции боскета, образованный стриженными стенами из липы или граба. Во французских садах и парках XVII—XVIII вв. большинство кабинетов было украшено партерами, бассейнами, скульптурами и даже садово-парковыми сооружениями.

Кашпо — декоративное устройство из керамики, пластмассы, дерева, лозы для размещения цветов в интерьере и на открытом воздухе.

Клумба — группа деревьев и кустарников на открытой поляне в пейзажном парке, сформированная в виде круга или овала: с середины XIX в. клумбой называют цветник с геометрической формой плана, расположенный на пересечении дорожек, перед главным входом в здание, у пьедестала статуи. Клумба имеет значительно меньшую площадь, чем партер. Создают их из однолетних и двулетних цветочных растений.

Кулиса — группа деревьев или кустарников, ограничивающая вид на открытое пространство ландшафтного объекта или окружающая ландшафт.

Куртина — ландшафтное пространство, ограниченное дорожками.

Малый сад — это ограниченное пространство, расположенное возле общественного, жилого или промышленного здания и сформированное с использованием средств ландшафтного дизайна. Он может занимать территорию в среднем от 0,2 до 5—6 га (иногда до 10 га).

Модульный сад — цветочная композиция, состоящая из элементов геометрически правильной конфигурации.

Моносад — это сад одного вида растений. К моносаду относятся розарии, тюльпанарии, георгинарии и др.

Одерновка — способ устройства газонов на откосах и насыпях с крутизной склона более 30° с целью их укрепления и улучшения декоративных качеств.

Партер — открытая часть пространства, расположенная на плоском рельефе, имеющая геометрически правильную форму с соотношением 1:3 или 1:7. Существуют три типа партеров: газонный, цветочный и смешанный. В XVII— XVIII вв. партер был неотъемлемой частью дворцовых ансамблей.

Патио — внутренний двор жилого дома, обязательно оформленный зелеными насаждениями.

Поляна — свободный от древесно-кустарниковой растительности участок ландшафта.

Почвопокровные — растения, которые по своим декоративным свойствам и особенностям произрастания используются в озеленении для образования дерна на бедных, сухих почвах, на склонах, на затененных участках, насыпях, а также в различных композициях из цветов и камней.

Рабатка — представляет собой узкую полосу из цветов в партерах, вдоль дорожек и аллей длинной от 1 м до 7—9 м. Ширина рабатки зависит от используемых растений и колеблется от 0,5 до 2 м.

Розариум — часть парка, сада или отдельный участок, предназначенный для посадки различных видов и сортов роз.

Рокарий — ландшафтная композиция, где декоративные растения сочетаются с камнями.

Силуэт — контурное очертание декоративных растительных группировок или отдельных растений на фоне неба или городской застройки, воспринимаемое с отдаленного расстояния.

Сквер — небольшой озелененный участок среди городской застройки (до 1 га), предназначенный для кратковременного отдыха и декоративного оформления отдельных архитектурных комплексов и городской среды.

Солитер — одиночный экземпляр растения, размещаемый на открытом участке газона, выделяющийся своей фактурой, кроной и т. п.

Солнечные часы — устройство из растений (цветов) для определения времени с помощью тени от штыря, падающей на плоскость.

Топиарное искусство — искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников.

Фитонцидность — способность растений выделять летучие защитные вещества, которые губительно действуют на микробы.

Фитоценоз — совокупность растений, занимающих однородный участок земной поверхности и находящихся в тесном взаимоотношении между собой и с условиями окружающей среды.

Цветочница — представляет собой емкость, в которую помещены композиции из растений.

Цветочная группировка — это композиция, состоящая из декоративных растений одного сорта, образующая правильные круги, квадраты, прямоугольники, а также неправильные геометрические фигуры.

Шпалера — ряд густо посаженных деревьев, образующих зеленый экран с помощью стрижки; деревянная решетка (трельяж) с вертикальной растительностью.

Эдификаторы — растения, характерные для данного биоценоза.

Экзот — древесное или кустарниковое растение, не встречающееся в составе местных естественных зеленых насаждений, но имеющее ценные декоративные свойства.

Экология растений — наука о взаимозависимостях и взаимодействиях между растениями и средой их обитания.

Список используемой литературы

Гишева Е.А., СароноваН.А. Леванова М.Д.»Современный дизайн участка»ООО ИКТЦ «ЛАДА» 2008Г.

Сапелин А.Ю. "Живые изгороди" - М., 2007

Бондорина И.А., Сапелин А.Ю. "Декоративно-лиственные деревья и кустарники для климатических условий России" - М., 2005

Улейская Л.И., Комар-Темная Л.Д. "Живые изгороди" - М., 2002

Коновалова Т., Шевырева Н. - "Декоративные кустарники в дизайне сада", М., 2005

Сурина М.О.
 Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. – Ростов-на-Дону,
Март, 2003

Сокольская О.Б
 История садово-паркового искусства. – М: Инфра, 2004 – 3 экз.

Дополнительная:

1. Журнал "Цветы"

2. Журнал "Флора"

3. Журнал "В мире растений"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования для детей среднего школьного возраста

Авторская программа охватывает два направления: информатику ( в большей степени) и журналистику....

Дополнительная образовательная программа для детей среднего школьного возраста (11 – 13 лет) по русской лапте

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности обучающегося.Русская лапта обеспечивает возможность полно...

Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизни «Ступени к здоровью» для детей среднего школьного возраста, попавших в сложную жизненную ситуацию

«Ступени здоровья»  Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизнидля детей  среднего школьного возраста, попавших в ...

Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности

Материалы, опубликованные в методическом пособии по теме «Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности» адресованы педагогам школ, методи...

Программа духовно – нравственного воспитания детей среднего школьного возраста «Первые шаги»

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ENJOY ENGLISH»

Программа " Enjoy English" имеет культурологическую направленность и призвана обеспечить усвоение учащимися базовых основ английского языка, а также ознакомление с традициями, обычаями и кул...

Дополнительная образовательная программа для детей среднего школьного возраста «Английский язык +театр»

Дополнительная образовательная программа по английскому языку направлена на достижение мотивации познавательной активности школьников на внеурочных занятиях  по английскому языку....