Сценарий проведения педагогической гостиной «Кафе «Нескучный сад»
методическая разработка по теме

Педагогическая гостиная(с элементами тренинга) для педагогов дополнительного образования и методистов на тему «Креативность и как ее развить».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_05.04.13g.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий проведения педагогической гостиной «Кафе «Нескучный сад»

(с элементами тренинга)

для педагогов дополнительного образования и методистов

на тему «Креативность и как ее развить»

Вед.  Добрый день, уважаемые коллеги!

     Я приветствую вас в творческой гостиной на открытии кафе «Нескучный сад». Почему сад? Надеюсь, что здесь произрастет много новых идей. Почему нескучный? Потому что сегодня в этом зале  собрались люди  творческие, инициативные. И думаю, вам скучно не будет. Итак, открываем новый сезон в саду идей.

Вед. Замечательно, что мы смогли с вами встретиться, чтобы немного расслабиться, отвлечься т забот, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, - выразить друг другу радость встречи.

Вед. Тема нашей гостиной «Креативность и как ее развить». Об этом чуть позже, а нам с вами сейчас нужно, что сделать? Правильно, познакомиться.

Вед. А поможет нам в этом упражнение «Рифмуем имена» - 2 мин.

     Каждому из вас необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут…».

Пример:

  • Меня зовут Света, я не люблю конфеты!
  • Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте!
  • Меня зовут Рита, в огороде все полито!

    Давайте, я начну, а вы продолжите по часовой стрелке. Меня зовут Светлана, я хочу на обложку журнала! (участники продолжают). Вот и познакомились.

Вед. Кто помнит тему нашего семинара? (участники отвечают). Креативность и как ее развить. А эпиграфом для нашей встречи я выбрала следующую фразу «Жизнь бьет ключом и в основном по голове. Именно после таких раздражителей рождаются наши самые лучшие и гениальные идеи».

    А скажите мне, что такое в вашем понимании креативность? (участники отвечают, ведущий записывает ответы на магнитной доске).

     Креатив, креативность – это вариации модного сейчас слова. Модного и пока не очень избитого слишком частым употреблением. Однако,  чтобы слово употреблять, непременно нужно выяснить его значение. Creative – с английского языка переводится как «творческий».

Кажется, все просто? Просто. Да не совсем. Дело в том, что, помимо творческого, существует еще несколько иное понятие, трактовка этого слова. Креативным называют другое, отличное от большинства людей, мышление. Это именно образ мысли, восприятие окружающего мира, принятие или неприятие самого себя в составе мира, инакомыслие, если хотите. Так кто же такой этот креативный человек? Это, прежде всего, человек творческий.

     Творческие люди –  на самом деле удивительная категория населения. Они находятся в странном возрасте, а зачастую у них его вообще нет. Они все стремятся понять сами.

И не наперекор общественности, просто в них живет вечный исследователь. Неутолимое любопытство. Страсть, с которой они отдаются каждому делу, будь то написание романа столетия или забивание в ящик (иногда и мусорный) очередного гвоздя.

Но это умение быть счастливым и совсем чуточку несчастным – одна из самых верных характеристик креативных людей. Они не имеют границ.

        Способности креативного человека заключаются не только в том, чтобы решать нестандартные задачи нестандартным способом. Порой, способ должен быть вполне стандартным, однако, нужно немало усилий, чтобы прийти к этому стандартному решению. А для этого нужны способности. И вот какие способности выделяют специалисты, занимающиеся вопросами развития креативности:

  • Хорошая память
  • Прозрачное мышление
  • Сильные аналитические способности
  • Развитая интуиция
  • Запас знаний
  • Умение находить ответы на различные вопросы.

По-настоящему креативный человек надеется исключительно на свою голову.

Вед. Креативность – важный фактор, способствующий успеху во многих областях жизни. Поэтому логичным и естественным выглядит желание, как можно больше узнать о развитии креативности. С чем же связано ее развитие? Психолог утверждают, что развитие креативности напрямую связано жизненным опытом, уровнем знаний, образом жизни человека, с его межличностными взаимоотношениями. Расширив свой кругозор — став больше читать, путешествовать, общаться с интересными людьми – вы делаете большой шаг в сторону развития креативности своего мышления. Ведь креативное решение —  это, по сути, результат сплетения различных знаний.

     Если у вас небольшой запас знаний либо они сильно поверхностны, или что еще хуже — если весь ваш багаж знаний сосредоточен лишь в одной сфере, то шансы на рождение креативных мыслей и принятие креативных решений, из-за незначительного количества исходного материала, сильно малы. Так что коллекционируйте знания, эмоции и впечатления.

     Креативность не является единичной способностью — это совокупность качеств личности и особенностей ее интеллекта. Поэтому желая развить креативное мышление надо:

  • Воспринимать себя как человека творческого и разносторонне развитого;
  • Быть человеком независимым и уметь противостоять внешним требованиям;
  • Быть способным оспорить чужие предположения, а также иметь готовность и желание действовать путем «А что если?!»;
  • Быть любознательным, восприимчивым, непредубежденным, готовым к чему-то новому;
  • Быть энергичным человеком, легким на подъем;
  • Иметь проницательность и наблюдательность;
  • Уметь совмещать несовместимое;
  • Уметь преподнести свои идеи и мысли, убедить человека;
  • Обладать чувством юмора и игривостью…

     Из этого списка следует выделить первое «надо». Есть интересное мнение — Единственное, что отличает «креативного» человека от «некреативного» — то, что «креативный» убежден, что он таким является. Поэтому все, что он делает, он делает именно с этой мыслью. Задумайтесь!

     Психологи работают над методами развития креативности и вот что ни предлагают.

Методы развития креативности

1. Психология понимает под креативностью — особые творческие способности, а творчество во всех своих проявлениях основано на воображении. Следовательно, важная часть развития креативных способностей – развитие воображения.

2. Психологи, анализировавшие составляющие креативности пришли к выводу, что для развития креативного мышления также важным составляющим является интуиция (интуитивное понимание). Общайтесь с креативными и творческими людьми, добившимися определенного успеха, пытайтесь проводить  с ними как можно больше времени, если есть возможность, обязательно понаблюдайте, как они работают. Это необязательно должны быть люди искусства, ведь креативного человека можно встретить в любой профессии.

3. Не бойтесь экспериментировать. Наши строгие правила, рамки в которые мы сами себя ставим (как нужно себя вести и думать), приводят нас к тому, что мы отвергаем хорошие идеи, которые могли бы внести вклад в развитие креативности. Боясь стать мишенью для насмешек, мы контролируем наше поведение на предмет правильности и приемлемости. Экспериментируйте и не бойтесь показаться смешным!

4. Важным моментом, который сдвинет с мертвой точки развитие креативности мышления, является призыв к действию. Не стоит ждать подходящего момента, чтобы попробовать создать что-то оригинальное, интересное и удивительное, не думайте, что вы не готовы. Начните творить и уже в процессе работы вы поймете, что вам долгие годы так не хватало.

5. Развивая креативность, ради тренировки, ставьте перед собой задачи, решение которых ничего вам не дает.

6. Процесс развития креативности можно начать с заимствования чужой идеи, у людей, работающих в вашей сфере. Не примите это за призыв к плагиату. Речь идет о развитии, о том, чтобы узнавать что-то новое, новые веяния и тенденции, и пропускать  их через призму собственного восприятия.

    Качества и способности, которые приходят к нам вместе с развитием креативного мышления включают в себя:

  1. Гибкость, беглость и оригинальность мышления. Человек учится не отказываться от вариантов решения, а расширять интеллектуальное поле поиска решений. Стоит ли говорить, что при этом включаются ассоциативное мышление, воображение, способность рассматривать проблему с разных сторон.
  2. Открытость новому. Когда начинает дуть ветер перемен, креативные люди первыми строят ветряные мельницы. Эти личности не подвержены (или подвержены в меньшей степени) предубеждениям, стереотипам, и предрассудкам во всех их проявлениях.
  3. Высокая оценка интеллектуальных ценностей. Саморазвитие и самообразование, личная и личностная свобода, готовность меняться когда того требуют обстоятельства… Уверена, Вас не нужно убеждать в ценности этих качеств.

    Учитывая, что такие же качества приписывают успешным и эффективным людям, можно смело утверждать, что понятия креативный человек и успешная личность — почти синонимы. Трудно быть успешным, не будучи креативным, и наоборот.

     На этом теоретическая часть закончена, переходим к практике, к развитию, собственно, креативных качеств. И начнем мы с разминки, включающей в себя несколько упражнений.

Упражнение-активатор «Апельсин»

Перекидывая друг другу мячик, давать любые возможные определения апельсину (без повторений).

(упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию).

Упражнение «Добавь линию»

На магнитной доске размещен рисунка. Добавив линию, нужно выполнить задания:

Упражнение «Ген Креативности» (реквизит – бумага, фломастеры) – 2 мин.

     Тут придется рисовать. Не пугайтесь, если не умеете этого делать, так даже лучше. Задача — изобразить существо с признаками как можно большего числа животных. Например,  страус с ластами, конской гривой, хоботом, и тигриным окрасом.

Упражнение "Все мы чем-то похожи" (реквизит – бумага, ручки) - 3 мин.

     Разбейтесь, пожалуйста, на группы по 4 или 5 человек. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: "У каждого из нас есть сестра...", "Любимый цвет каждого из нас - синий" и т. д. У вас 3 минуты. Победит та группа, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

Игра «Снежная битва» (реквизит – бумага).

    Все участники делятся на две команды. Каждому участнику дается по листу бумаги. Задание состоит из двух частей:

  1. Участникам предлагается порвать лист на 16 равных частей. Затем по очереди при помощи только двух пальцев одной руки – большого и указательного - нужно эти листочки смять.
  2. Команды встают напротив друг друга, посередине определяется граница.По команде ведущего начинается снежная битва. Задача каждой из команд, чтобы как можно больше снежков оказалось на стороне противника. Затем, по сигналу, битва заканчивается.

Игра «Писатели» (реквизит – бумага, ручки).

     Участники делятся на несколько команд, каждая из которых выбирает любую букву алфавита. Затем, участникам предлагается составить рассказ из слов, начинающихся на выбранную букву. Можно использовать предлоги. Затем рассказы зачитываются. Можно предложить продолжение этой игры: инсценировать свои рассказы.

    Вариации этой игры: придумать рассказ из названий любимых кинофильмов или из заголовков газетных (журнальных) статей.

Упражнение «Придумывалка»

Цель: развитие креативности, воображения, развитие мышления.

Участникам дается задание придумать новые названия урокам:

  • математики,
  • музыки,
  • истории,
  • труда,
  • физкультуры и т.д.

Упражнение «Принцесса и крестьянин»

Цель: побудить людей к творческому мышлению.

Порядок действий:

  1. Расскажите историю о принцессе и крестьянине.
  2. Раздайте каждому участнику по экземпляру истории и разрешите обсуждать проблему сколь угодно долго – скорее всего, это займет 5-10 минут.

Текст:

Крестьянин захотел жениться на принцессе. Король, ее отец, пришел в ярость и приказал отрубить крестьянину голову за дерзость.

Но крестьянин был красив, а королева добра и желала дочери счастья, поэтому она уговорила короля подвергнуть крестьянина испытанию. Было решено, что он должен вытащить из ящика одну из двух карт и принять то, что будет на ней написано, как свою судьбу. На одной карте будет написано «свадьба», а на другой – «смерть». Если он откажется, то умрет. Однако король смошенничал: пометил обе карты словом «смерть» и положил их в ящик.

Королева заметила это и поспешила рассказать обо всем принцессе, чтобы та смогла предупредить своего возлюбленного о неразрешимой задаче и той ужасной опасности, что нависла над ним. Однако, когда пришло время испытания, крестьянин держался спокойно. Он вытянул карту, после чего женился на принцессе и жил после этого счастливо. Король так рассвирепел, что умер от удара, а королева унаследовала престол.

Как крестьянину удалось избежать ловушки, устроенной злым королем?

Правильный ответ: правильный ответ гласит, что крестьянин вытянул карту и, не взглянув на нее, порвал на клочки, проглотил и сказал: «Пусть другую карту достанет король, и я узнаю свою судьбу из его рук. Если он вытянет "свадьбу", я буду знать, что моей картой была "смерть", и смирюсь со своей судьбой. Но если картой короля будет "смерть", я пойму, что моей была "свадьба", и смогу жениться на принцессе».

     В действительности не важно, какие предположения высказывают люди. Единственной целью занятия является немного встряхнуть их мозги.

     Затем проводится обсуждение. Какие выводы каждый из участников сделал лично для себя при выполнении этого упражнения и в ходе наблюдения за другими участниками?

Упражнение «Стоп-кадр»

Участники свободно перемещаются по аудитории. По команде ведущего, подаваемой с помощью хлопка в ладоши, они останавливаются и демонстрируют с помощью мимики и пантомимики (позы, жестов, движений тела) то слово, которое называет ведущий. «Стоп-кадр» продолжается 8–10 с, после чего по повторному хлопку ведущего участники опять начинают свободно перемещаться по помещению, пока не прозвучит следующий хлопок и не будет названо очередное слово. Желательно заснять «стоп-кадры» с помощью цифровой фото- или видеокамеры и продемонстрировать отснятые материалы участникам непосредственно после упражнения.

Можно использовать, например, такие наборы слов:

- время, прошлое, детство, настоящее, учеба, будущее, профессия, успех;

- встреча, общение, понимание, дружба, любовь, семья, счастье.

Психологический смысл упражнения.

С одной стороны, упражнение развивает навыки экспрессии, с другой — дает возможность участникам в новом ракурсе взглянуть на свое отношение к тем жизненным сферам, которых касаются слова.

Упражнение «Любопытный»

Водящий называет какую-либо букву из числа распространенных в русском алфавите, после чего начинает задавать другим участникам короткие вопросы (каждому один вопрос). Ответом на них должны служить слова, начинающиеся на эту букву. Довольно часто цепочка вопросов-ответов выстраивается в логически связанный рассказ, но это далеко не обязательно. Главное здесь — не логика, а оперативность реакции, умение быстро придумывать много вопросов и ответы на них. Кто задерживается с ответом больше чем на 2–3 с или говорит слово, начинающееся на другую букву, сам занимает место водящего, называет новую букву, и игра продолжается.

Психологический смысл упражнения.

Интеллектуальная разминка, тренировка быстроты реакции на неожиданные вопросы.

Пример.

Допустим, названа буква «К». Тогда беседа может выглядеть, например, таким образом.

 — Кто? — Коза.

— Где? — В кафе.

— Что делает? — Красуется.

— С кем? — С котом.

— Кто этот кот? — Колдун.

— Он нравится козе? — Когда как.

— Чем это закончится? — Котовасией. И т. д.

Обсуждение.

Какие варианты вопросов и ответов запомнились, показались наиболее интересными?

Контрольный тест на креативность.

Не нужно ни бумаги, ни карандаша, ни калькулятора.
Просто следуйте моим инструкциям - так быстро как сможете. Не надо записывать задания и ответы, считайте в уме.


Сколько будет:

 15+6?  

 3+56?  

 89+2  

 12+53

 75+26  

 25+52  

 63+32

 Я знаю, вычисления - это тяжелая работа, но финиш близок... Еще немного... 

123+5  

250+77 

А теперь  БЫСТРО! ЗАДУМАЙТЕ РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ И ЦВЕТ!

Итак…..Вы только что задумали красный молоток, не так ли?

Если нет, то вы среди 2% людей, кто имеет "другое" или "нестандартное" мышление.  98% людей отвечают в этом тесте "красный молоток". Если вы не верите в это, проверьте на своих родственниках и знакомых.

     Будущее за теми, кто приучил себя мыслить нестандартно. Впрочем, прошлое тоже!

Рефлексия (по желанию или по кругу)

Участники тренинга передают «Апельсин» по кругу и высказываются:

- что понравилось на семинаре или не понравилось?

- чем обогатился (не обогатился)?

- какие чувства, эмоции и мысли возникли?

- какое осознание пришло: о прошлом, настоящем и будущем?

Вед. Ну и напоследок поделюсь с вами рецептом приготовления хорошего мероприятия. Возьмите дюжину самых лучших и полновесных эмоций. Тщательно отберите только те, которые лишены разочарований и злости. После того, как вы отобрали, разделите эмоции на части. И обязательно пойте!

Непременно добавьте в каждое свое мероприятие:

  • 12 порций мудрости,
  • 11 порций терпения,
  • 10 порций храбрости,
  • 9 порций работоспособности,
  • 8 порций оптимизма,
  • 7 порций преданности своёму делу,
  • 6 порций вольнодумия и свободомыслия,
  • 5 порций доброты,
  • 4 порции отдыха и заботы о здоровье,
  • 3 порции юмора,
  • 2 порции такта,
  • 1 порцию веры в каждого своего ученика.

    Для того чтобы придать остроты и сладости вашему мероприятию, добавьте в него ложечку хорошего настроения, щепотку безрассудства, по вкусу развлечения, обязательно добавьте игры и обильно посыпьте все хорошим добрым юмором. А теперь налейте любовь к детям и взбейте все энергичными движениями, не допуская застоя. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте все блюдо улыбками, изюминками и веточками радости. Перед подачей мероприятие сервируется спокойствием, самоотверженностью и профессионализмом.

Следуйте четко этому рецепту, в точности соблюдая ингредиенты блюда, при подготовке каждого своего мероприятия. Приятного вам аппетита, уважаемые коллеги!  Аппетита к своему труду и творчеству! До новых встреч в кафе «Нескучный сад»!

По окончании мероприятия всем участникам раздается тест.

Тест на определение типа креативности

(автор – Джейсон Теодор)

1. Когда вы видите клевый креатив, вы:

A) немедленно начинаете что-то творить
B) воспринимаете его, но ничего не делаете
C) думаете над его глубинным смыслом
D) размышляете, как можно было бы по-другому его реализовать

2. Самое важное в вашем творчестве это:

A) то, что вы им занимаетесь
B) ничто – вы не думаете об этом
C) то, что оно находит отклик в людях
D) то, что никто никогда не делал этого раньше

3. Перед началом нового проекта:

A) никогда не испытываете трудностей, чтобы начать его
B) сдаетесь, потому что на самом деле вы не знаете, что нужно делать
C) делаете большое исследование
D) экспериментируете с различными вариантами его реализации

4. С каким из утверждений вы полностью согласны:

A) у меня всегда есть запущенный креативный проект
B) я предпочитаю отдыхать за просмотром ящика
C) мне легко сочувствовать другим
D) если бы люди знали все мои мысли, меня, вероятно, изолировали бы от общества

5. Выберете все утверждения, с которыми согласны:

A) обычно я заканчиваю все то, что начинаю
B) я не очень креативный
C) мне очень интересны люди других национальностей, культур и религий
D) я ношу странную одежду как медаль за отвагу

6. Выберете все утверждения, с которыми согласны:

A) я делаю много-много вариантов своих работ, пока не останусь доволен ими
B) я рад закончить проект, чтобы, наконец, посмотреть футбол по ящику
C) я не успокоюсь, пока проект не будет сделан как надо
D) если идея, которую я придумал, была придумана до меня, то я  изменяю ее или вовсе о

ней забываю

Подсчет баллов:

выпишите, сколько ответов A, B, C и D вы дали;

узнайте разность между ответами A и B, C и B, D и B;

если разность равна 0, 1, 2 или 3, то при определении своего типа креативности используйте строчные буквы (a, c, d);

если разность равна 4, 5 или 6, то используйте заглавные буквы (A, C, D).

     Чтобы, наконец, определить свой креативный тип, взгляните на слайд ниже и подставьте полученные результаты.

 

8 типов креативности Джейсона Теодора

     Итак, мы определили свой тип креативности. Теперь давайте разберемся, какие качества присущи каждому из типов.

 Taker/Заимствующий

Заимствующий просто потребляет все то, что видит перед собой. Он редко создает что-либо интереснее бутерброда.

Mimic/Имитатор

Имитатор может скопировать все, что угодно, но он редко понимает глубинный смысл копируемого креатива. Ему тяжело дается самостоятельная генерация идей.

Empath/Эмпат (в научно-фантастической литературе человек, обладающий паранормальной способностью понимать эмоциональное состояние других людей — прим. автора блога)

Эмпат на тонком уровне понимает особенности культур и условия жизни людей, но он не может перевести свои знания в конкретные оригинальные идеи.

Crazy/Crazy

Сумасшедший — сумасшедший везде, в том числе и в творчестве. Он постоянно что-то придумывает, но его странные идеи не имеют четкого фокуса и в них не всегда прослеживаются взаимосвязи.

Dreamer/Мечтатель

Мечтатель полон прекрасных, креативных идей, но ему всегда трудно найти время, чтобы закончить все то, что начал. Часто он слишком боится реального мира и предпочитает предаваться фантазиям в недрах своего разума.

Outsider/Аутсайдер

Аутсайдер изолирован от общества и культуры — иногда по собственному желанию, иногда по стечению обстоятельств, однако это не мешает ему создавать большое количество странных, недоступных для понимания работ.

Producer/Продюсер

Продюсер очень хорош в реализации идей и создании вещей, которые нравятся людям, даже если они не очень оригинальны. Его можно описать как «фабрика по созданию идей».

Maker/Творец

Творец — редкий художник, обладающий сбалансированным набором всех необходимых для творчества качеств. Он продуктивен и оригинален.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий проведения конкурса педагогического мастерства "Учитель года 2012"

Сценарий посвещен Году Российской истории и содержит интересные сценарные находки, театрализацию ключевых моментов развития образования в России....

Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"

Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)

данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...

Сценарий проведения литературной гостиной, посвященной 140-летию со дня рождения американского писателя Джека Лондона.

Сценарий проведения литературной гостиной, посвященной 140-летию со дня рождения американского писателя Джека Лондона.                      ...

Сценарий проведения музыкальной гостиной "Музыкальный Петербург"

Данный материал содержит сценарий концерта, посвященного  творчеству композиторов, живших в Санкт-Петербурге и ныне творящих в нём. Вряд ли какой-нибудь город в нашей стране может похвалиться так...

Сценарий проведения литературной гостиной "Жизнь и творчество К. Симонова"

Разработка внеклассного мероприятия по творчеству К.Симонова....

Приказ об итогах проведения педагогической Эстафеты педагогических мероприятий, посвященной 75 - летию Победы в ВОВ и 25-летию проведения районного конкурса "Учитель года"

      В соответствии  с приказом МКУ «Управление образования Ельниковского муниципального района» №61 от 05.09.2019г  «О...