Самообразование как способ повышения качества педагогической деятельности ПДО
методическая разработка по теме

Горланова Наталья Анатольевна
  •  Система работы педагогов над темами самообразования
    •  Алгоритм  работы педагога над  темой самообразования;

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_svmoobrazovaniya_word.docx25.18 КБ
Файл dlya_mo.pptx214.97 КБ
Microsoft Office document icon algaritm_rab_po_samoobr.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование как способ повышения качества педагогической деятельности ПДО:

  •  Система работы педагогов над темами самообразования
  •  Алгоритм  работы педагога над  темой самообразования;

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью.

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой педагогической  деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда. Потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

 Выбор тем для самообразования 

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

План самообразования педагогов 

Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы: 

 

Фамилия, имя, отчество

 

Тема
самообразования

 

Форма
и срок отчета

 

 

 

 

 

 

В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия.

Формы самообразования многообразны:

работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;

участие в работе научно-практических конференций, семинаров;

ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.

Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с детьми,

рост его профессионального мастерства. 

Несколько советов занимающимся самообразованием

ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа.

Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.

ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами.

Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.

ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.

Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
В основе самообразования - интерес занимающегося в  сочетании с самостоятельным изучением материала. Если процесс образования:

1. Осуществляется добровольно;

2. Осуществляется сознательно;

3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть психологией, педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков он   не может эффективно учить и воспитывать.

Суть процесса самообразования заключается в том, что  педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

 Организация самоконтроля.

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить.»    А. Дистервег
Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
В основе самообразования - интерес занимающегося в  сочетании с самостоятельным изучением материала.
Если процесс образования:
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.
Самообразование педагога – это необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Причем он должен иметь знания в различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.   Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога.   Однако, как бы ни были высоки способности человека  к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике должным образом. Причины – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др., т.е. отсутствие
 потребности. 
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть психологией, педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков он   не может эффективно учить и воспитывать. Перечислю  
основные направления, в которых педагог  должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
• психологическое (общение, искусство влияния, лидерские качества)
• методическое (педагог. технологии, формы, методы и приемы)
• правовое
• эстетическое (гуманитарное)
• информационно-компьютерные технологии
• охрана здоровья
Суть процесса самообразования заключается в том, что  педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• Телевидение

• Газеты, журналы

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

 Интернет

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Платные курсы

• Семинары и конференции

• Мастер-классы

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

Все  формы самообразования можно условно поделить на две группы:

1. индивидуальная

2. групповая.

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических  структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и др. 

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога:

• Чтение конкретных педагогических периодических изданий
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег
• Организация кружковой и внеклассной деятельности
• Изучение информационно-компьютерных технологий

Примерный план работы педагога над темой

 Этапы
 

 Содержание работы
 

 Сроки
 

 I.Диагностический
 

 Анализ затруднений.
Постановка проблемы.
Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.
 

 I год работы над темой.
 

 II.Прогностический
 

 Определение цели и задач работы над темой.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов.
 

 I год работы над темой.
 

 III. Практический
 

 Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.
Формирование методического комплекса.
Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.
Корректировка работы.
 

 II год; (III), (IV).
 

 IV. Обобщающий
 

 Подведение итогов.
Оформление результатов работы по теме самообразования.
Представление материалов.
 

 III год, (IV), (V).
 

 V. Внедренческий
 

 Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.  Распространение.
 

 В ходе дальнейшей педагогической деятельности. 

На основании этого  каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста. (слайд )

  • Подбор темы
  • Определение целей  и задач
  • Дата начала работы над темой
  • Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой
  • Подбор источников самообразования
  • Результаты самообразования и их трансляция на учрежденческом, городском, региональном уровне

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе?

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования

• разработка новых форм, методов и приемов обучения• доклады, выступления

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• выработка методических рекомендаций по применению новой  технологии

• разработка и проведение открытых мероприятий по собственным темам самообразования

• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Продуктивность процесса самообразования:
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
• Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, а следовательно, является открытым для изменений.
• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов).                            
• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
И в заключении я хочу сказать, чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет  не обеспечить, самое главное – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

Памятка для анализа процесса самообразования:


Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т. д.
Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др. )
Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)
Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.
 

Индивидуальный план самообразования


Должность __________________________________________________
МКОУДОД эколго – биологический центр
ФИО _______________________________________________________
Образование (когда и какое учебное заведение окончил) ___________
Специальность по диплому ____________________________________
 Когда обучался на курсах повышения квалификации ______________
Тема учреждения ____________________________________________
Индивидуальная тема _________________________________________
Когда начата работа над темой _________________________________
Когда предполагается закончить работу над темой ________________
Цель самообразования по теме _________________________________
Задачи самообразования ______________________________________
Основные вопросы, намечаемые для изучения. Этапы проработки материала _____________________________________________________
Какой предполагается результат и форма его представления. ________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самообразование как способ повышения качества педагогической деятельности ПДО: Круглый стол по теме:

Слайд 2

Темы для обсуждения: Система работы педагогов над темами самообразования; Алгоритм работы педагога над темой самообразования; Личный план самообразования педагогов. 18.11.2012

Слайд 3

Самообразование это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего. 18.11.2012

Слайд 4

18.11.2012 Учебный год Содержание обучения, тема самообразования Форма представления результата 2010 – 2011 2011 – 2012 2012-2013 План самообразования педагога

Слайд 5

Процесс самообразования: 1 . Осуществляется добровольно; 2. Осуществляется сознательно; 3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком 18.11.2012 ;

Слайд 6

Основные направления, в которых педагог должен совершенствоваться и заниматься самообразованием: психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей) • психологическое (общение, искусство влияния, лидерские качества) • методическое (педагог. технологии, формы, методы и приемы) • правовое • эстетическое (гуманитарное) • информационно-компьютерные технологии • охрана здоровья 18.11.2012

Слайд 7

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования : Чтение конкретных педагогических периодических изданий • Чтение методической, педагогической и предметной литературы • Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации • Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег • Организация кружковой и внеклассной деятельности • Изучение информационно-компьютерных технологий 18.11.2012

Слайд 8

Примерный план работы педагога над темой Этапы Содержание работы Сроки I . Диагностический Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. I год работы над темой. II . Прогностический Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. I год работы над темой. III. Практический Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. II год; (III), (IV). IV. Обобщающий Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. III год, (IV), (V). V. Внедренческий Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение. В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

Слайд 9

18.11.2012 Алгоритм работы над темой самообразования Подбор темы Определение целей и задач Дата начала работы над темой Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой Подбор источников самообразования Результаты самообразования и их трансляция на учрежденческом, городском, региональном уровне

Слайд 10

Список результатов: • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования • разработка новых форм, методов и приемов обучения• доклады, выступления • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей • выработка методических рекомендаций по применению новой технологии • разработка и проведение открытых мероприятий по собственным темам самообразования • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме) 18.11.2012

Слайд 11

18.11.2012 Формы представления результатов самообразования. Доклад Защита исследовательской работы Показ воспитанниками новых форм взаимодействия в процессе обучения Брошюра, листовка, буклет Открытое занятие Проведение семинара Обучения коллег новым методикам Практикум (тренинг) Лекция

Слайд 12

Памятка для анализа процесса самообразования : Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т. д. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др. ) Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…) Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач. 18.11.2012

Слайд 13

Индивидуальный план самообразования Должность __________________________________________________ МКОУДОД эколго – биологический центр ФИО _______________________________________________________ Образование (когда и какое учебное заведение окончил) ___________ Специальность по диплому ____________________________________ Когда обучался на курсах повышения квалификации ______________ Тема учреждения ____________________________________________ Индивидуальная тема _________________________________________ Когда начата работа над темой _________________________________ Когда предполагается закончить работу над темой ________________ Цель самообразования по теме _________________________________ Задачи самообразования ______________________________________ Основные вопросы, намечаемые для изучения. Этапы проработки материала ____________________________________________________________ Какой предполагается результат и форма его представления. _____________________________________________________________ 18.11.2012



Предварительный просмотр:

Памятка для анализа процесса самообразования:


Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т. д.
Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др. )
Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)
Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.
 

Индивидуальный план самообразования


Должность __________________________________________________
МКОУДОД эколго – биологический центр
ФИО _______________________________________________________
Образование (когда и какое учебное заведение окончил) ___________
Специальность по диплому ____________________________________
 Когда обучался на курсах повышения квалификации ______________
Тема учреждения ____________________________________________
Индивидуальная тема _________________________________________
Когда начата работа над темой _________________________________
Когда предполагается закончить работу над темой ________________
Цель самообразования по теме _________________________________
Задачи самообразования ______________________________________
Основные вопросы, намечаемые для изучения. Этапы проработки материала _____________________________________________________
Какой предполагается результат и форма его представления. ________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блочно-модульная педагогическая технология как способ повышения качества обучения

В статье рассматириваются преимущества блочно - модульной педагогической технологии, её структура и содержание....

Блочно-модульная педагогическая технология как способ повышения качества обучения

В статье рассматириваются преимущества блочно - модульной педагогической технологии, её структура и содержание....

Развитие критического мышления как способ повышения качества и эффективности обучения английскому языку (презентация педагогического опыта)

В данной работе представлено обобщение педагогического опыта и личного вклада учителя в развитие образования (материалы аттестации 2015 года на высшую категорию)...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Способы повышения качества образования на уроках русского языка и литературы"

Сегодня мы говорим о росте неуспеваемости школьников. В своем выступлении я говорю о тех методах, которые использую на своих уроках....

Пояснительная записка к педагогическому проекту (фрагмент) «Применение технологии организации учебной деятельности с ЭФУ и системы тестирования и опросов VOTUM на уроках английского языка как способа повышения качества знаний»

Пояснительная записка к педагогическому проекту (фрагмент) «Применение технологии организации учебной деятельности с ЭФУ и системы тестирования и опросов VOTUM на уроках английского языка к...