Учебно-методическая разработка «Скрипичная постановка рук, структура их действий в произведениях» План конспект урока, презентация к уроку.
методическая разработка по теме

Лукьянчикова Инна Александровна

 

Учебно-методическая разработка
«Скрипичная постановка рук, структура их действий в произведениях»
План конспект урока, презентация к уроку.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок (план-конспект) Лукьянчиковой И.А, преподавателя по       классу скрипка МОУДОД   «ДШИ»  г.Аркадак, с учащейся                                     2 класса Шариповой Мадиной (скрипка), презентация к уроку.      

Тема:  Скрипичная постановка рук структура их действий  в произведениях.

Тип урока: обобщение и систематизация новых знаний.

Вид урока:  традиционный, смешанный.

Цель: (слайды 1,2,3.   )     

Рассмотреть примеры естественной постановки рук скрипача и их движений, в исполнительском процессе, соответственно анатомических и физиологических особенностей учащегося.

Задачи:

Образовательные:

Обогатить музыкально-слуховой  и исполнительский опыт учащегося, освоение музыкальной грамоты.

Воспитательные:

Привить любовь к инструменту, расширить музыкальный кругозор,  побудить учащегося  к  самостоятельной  работе.

Развивающие:

-развитие музыкально-технических  навыков на инструменте.

-развитие интереса к самостоятельной работе на инструменте.

-развитие музыкальных способностей.

Основные этапы урока:

1)Организационный этап:

-приветствие

-актуализация темы.

2)Этап проверки знаний учащегося:

-использование различных методов проверки домашнего задания и всесторонних знаний.

-привлечение с помощью специальных заданий к активному участию.

-создание атмосферы, важности работы.

3) Этап усвоения новых знаний:

-этап проверки понимания нового материала.

-этап закрепления.

Методы обучения: (для реализации задач).

-словесный (объяснения, разбор, анализ)

-наглядный (показ, демонстрация отдельных  частей и всего произведения)

-практический (воспроизводящие и творческие  упражнения,  деление целого произведения на более мелкие  части  для подробной проработки и последующая организация целого)

-аналитический (сравнение и обобщения, развитие логического мышления)

-эмоциональный (художественные впечатления, подбор образов)

-индивидуальный подход к каждому учащемуся с учетом возрастных  особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Методические рекомендации   преподавателям:

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала; весь процесс обучения нужно построить по принцепу от простого к сложному: поиграть, изучить внимательно, определить характер произведения и наметить те приемы и выразительные средства, которые потребуются для создания замысла.                                                                                 Включить доступные ученику по степени технической и образной сложности произведения, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по жанрам, стилю, форме и фактуре.

Средство обучения, оборудования:

Инструмент (скрипка), смычек, фортепиано, презентация.  

Инструменты и приспособления:  канифоль, пульт

Музыкальный  материал: 

Методическое  пособие  Т.Мальцевой,  дидактический  материал, иллюстрации.

Предварительная  работа:

-Разучивание  пьес.

-подготовка рисунка - иллюстрации.

-Подготовка  к  устному  материалу, о  композиторе  в  пьесах, самом произведении.

План  урока:

  1. Организационный  момент.
  2. Проверка  знаний.
  3. Привлечение  к  активному  участию, работа  над  новым  материалом,  пьесами.
  4. Усвоение  новых  знаний,  работа  над  трудными  местами.
  5. Закрепление,  исполнение  музыкальных  произведений  целиком.
  6. Заключение, домашние  задание.

Ход  занятия. Слайд ( 4, 5, 6.)

Еще  Л.Ауэр писал: «К лучшему  или  к  худшему,  но  привычки, появившиеся   в  ранний  период  обучения,  влияют  непосредственно  на  все  дальнейшее  развитие  учащихся…. Нет  второго инструмента, полное  овладение  которым  в  позднейший  период  учения  требовало  бы  такой   осторожности  и  точности  в  начале,  как того требует  скрипка».

Исходя  из  сложности  исполнительских  задач  скрипача,  необходимо на  начальном  этапе  обучения  добиться  высокой  степени  свободы  всех  исполнительских  приемов.

Развитие   музыкального  мышления  на  ряду  с  постановочным  аппаратом - самая  главная,  большая  цель,  которая  должна  ставится  педагогом  в  работе  с  учеником.

В  ходе  методического  анализа  работы  над  пьесами,  я попыталась  обобщить  нужную - правильную (для учащегося) постановку с  развитием  музыкального  мышления.  Пьесы  взятые  мной  для  анализа,  выстроены  в  динамике,  как  возрастной,   так  и  усложняющей  навыки,  приобретенные  учеником  в  ходе  обучения.

Яркость  доступность  образов  пьес,  дают  возможность  педагогу,    от  понимания  образов,   вести  ребенка  к  осмыслению   художественных  и  технических  средств,   которыми  достигается  его  воплощение  в  звуках.  Самый  верный  подход  учителя  не  «объяснять»  ученику,  а  подводить  его   к  собственным  выводам.  То,  что  ребенок  почувствовал,  осмыслил  сам,  он  не  забудет, не  потеряет,  а  воплотит  в  своей  «трактовке»  данной  пьесы.

П.И.Чайковский: «Старинная французская песенка». Слайд(7,8,9,10)

Преподаватель: П.И.Чайковский это великий русский композитор. Мадина, а что ты знаешь о композиторе и что он еще создал?

Учащаяся: Да, у него очень большой список созданных им   произведений. Это  более 80 сочинений:10 опер, 3 балета,  концерты для фортепиано, 7 симфоний,4 сюиты и  т.д.

Преподаватель: Скажи пожалуйста, «Старинная французская песенка» это отдельно взятое произведение?

Учащаяся: Нет,  это одна  из  пьес  из «Детского альбома»  П.И.Чайковского.

Преподаватель: Какие пьески  ты еще  из  этого альбома знаешь?

Учащаяся: Это «Утренняя молитва», «Игра в лошадки», «марш деревянных солдатиков», «Шарманщик поет» и т.д.

Преподаватель:  Молодец  Мадина, ты  хорошо подготовилась к уроку.

Подготовительные упражнения:

По  открытым струнам проследить  за ведением смычка.

1.упражнение - Работает только предплечье: рука раскрывается локте и закрывается,  кисть при этом весит свободно.(Педагог объясняет  ученику, что это движение понадобится ему, когда он будет играть верхней половиной смычка.)

2.Упражнение – Работает только  плечо: рука идет вверх к носу, локоть под прямым углом, кисть весит. Ученик может положить левую руку себе на плечо и послушать как работает плечевой сустав. (Педагог объясняет ученику, что это движение понадобится ему, когда он будет играть нижней половиной смычка.)

3.Упражнение – Игра всем смычком. Делается со счетом вслух на 4.Рука в исходном положении.

Раз – раскрыли руку в локте.

Два – закрыли, вернули в исходное положение.

Три – движение плечом к себе.

Четыре – вернули в исходное положение.

Пока кисть весит свободно, расслабленно.

Просмотр видео  в исполнении  Вывозной Арины 9лет «Стариной французской песенки».

               Разбор произведения:

               Определили что звучит минор,

              Определили  тональность – Соль минор.

              Сыграли  гамму  в этой тональности,  построили на фортепиано

              Аккорды  Т –S – Д.  

              Преподаватель: Мадина,  скажи  пожалуйста,  изменяется  ли характер музыки  на протяжении  пьесы?

              Учащаяся  ответила  что  пьеса  состоит из трех  частей. 1 и 3 части звучат  в  грустном  повествовании,  2  часть  это драматическое  событие. Характер  второй части  взволнованный, герой заново  переживает  воспоминание  прошлого.  И  кульминация  всей  пьесы  попадает  на 21-23  такты.

Так как пьеса начинается из за такта,  здесь  очень важно  правильно  распределить   смычек, т.е. из какой части смычка начинать затактовую ноту? Мадина, (учитывая  знания  предыдущих уроков)  сыграла  правильно – начала с середины смычка, потому как следующие  4 восьмые ноты  должны  прозвучать  штрихом  легато  на один смычек,  плавно  и  без  «обрывов».

Преподаватель  поясняет  что у учащейся  есть в правой руке проблемы, и  в первых  двух  тактах  пьесы  это  наиболее ощутимо.  А  именно:  при ведении смычка  в верх,  запястье  возле  колодочки  должно  сгибаться. Упражнение  «посмотри  на часики».  Мадина  очень  хорошо  знакома  с этим  упражнением, но  тем ни менее  рука еще  не достаточно  верна.  И  на уроке  мы еще раз  попытаемся  отработать  этот прием ( вначале  по  открытым  струнам,  а затем уже  и в произведении «Старинная французская  песенка» П.И.Чайковского.)

1 и 3  части ученице  были  понятны  и доступны   как музыкально,  так и технически.

Преподаватель:  Скажи  пожалуйста,  за  счет  чего  во  второй части  пьески,  изменяется  ее  характер?

Правильно, длинные  лиги  сменило  короткое  стаккато ( «прерывистое  дыхание»). Мелодия  утратила  плавное  движение  восьмых  длительностей,  в  четвертную  с  точкой  в  конце  мотива,  появились  четвертные, пунктирный  ритм.  

Слайд (14,15)

Итог урока:  Исполнение  целиком  произведения  с  аккомпанементом.  Ученица по просьбе  педагога  играет  мелодию  по фразам, соблюдая  штрихи  и  нужное  распределение  смычка,  не забывая  следить  за ведением  смычка (постановкой  рук).

Н.Бакланова «Хоровод».

Подготовительные упражнения:

Вспоминаем  упражнение «Зарядка»  вначале без  инструмента(скрипка).  Исходное положение руки как при держании инструмента  в данном  упражнении  «грифом»  ставится  большой  палец,  на который  поочередно  опускаются  остальные  пальцы:  1 – ый,  затем  2 – второй,  3 – ий , и 4 – ый.  Отрабатывается  четкое  опускание и  подъем  пальцев.

Слайд (11,12,13)

Преподаватель:  Мадина,  скажи  а  как ты  думаешь,  что  такое  хоровод?

Учащаяся:  Это народная  игра, у всех  народов есть  танцы с пением, пляской  и движением  по кругу.

Преподаватель  исполняет  «Хоровод» Н.Баклановой.

Сделали  разбор  пьесы- размер, тональность,  темп, ритм.

Разобрались со  штрихами  (нашли приемлемые  штрихи  в данной  пьесе)

Поработали  над деталями:  динамикой,  интонацией,  нашли в пьесе  кульминацию, где  по музыкальному  образу  звучит  общая  пляска,  разобрали  форму произведения.

Определили  что жанр  в пьесе  танцевальный,  есть  подскоки и прыжки.

Преподаватель:   я  хочу  тебе  показать  репродукцию  хороводов, а ты подумай, и  скажи  какой  из  хороводов  подходит для  хоровода который исполняешь  ты.

Итог урока:  Исполнение  целиком произведения  с  аккомпанементом .Педагог  напоминает  о необходимости чистого  интонирования,  слухового  самоконтроля, быстрого  реагирования  и  исправления  фальши, путем  передвижения    пальцев  в  нужном  направлении.

Преподаватель  хвалит  ученицу  за собранность,  внимательность  и подготовку  урока.

Домашнее  задание:

При  работе  над  пьесами (над  художественным  и техническим  воплощением)  следить  за  правильной и свободной постановкой  рук. Следить  за интонацией   исполнения. Работать  над  текстом  по фразам,  добиваясь  правильного распределения смычка.

Заключение: (слайд 16)

Практика  показывает, что успех  начального  приобщения к музицированию для  учащихся,  непосредственно  и прямо  связан  с развитием  умения  переживать  общение  с  музыкой  как  радость, а не как необходимость  выполнять  упражнения. Поэтому  нужно  помочь  каждому  ребенку  найти  свои, доступные  формы  общения  с  музыкой,  и заложить   удовольствие в фундамент  обучения   игре  на  инструменте, для  поддержания    в дальнейшем,  развитии  и  совершенствовании.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические группы птиц. План-конспект и презентация к уроку.

Представлен план-конспект  презентация урока зоологии в 7 классе по теме: "Экологические группы птиц"....

План-конспект и презентация к уроку "Передвижники" 7 класс

План - конспект урока для 7 класса«Передвижники»Цель урока:1.Познакомить учащихся с творчеством художников, входящих в Товарищество передвижных художественных выставок;2.Развить интерес к истори...

План-конспект и презентация к уроку русского языка по теме :"Прилагательное как часть речи"

Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР....

План-конспект и презентация к уроку алгебры и начала анализа в 10 классе по теме "Тригонометрические функции и их свойства"

Тип урока: урок-смотр знаний.В начале урока организовано повторение небольшого блока теоретического материала, на следующем этапе проводится графический диктант и самостоятельная работа,завершается ур...

Учебно-методическая разработка «Скрипичная постановка рук, структура их действий в произведениях» План конспект урока, презентация к уроку.

Учебно-методическая разработка«Скрипичная постановка рук, структура их действий в произведениях»План конспект урока, презентация к уроку....

План-конспект и презентация к уроку английского языка в 11 А классе по теме «Opinion Essays». Сочинение «Ваше мнение».

Урок применения знаний и умений для 11 класса общеобразовательных учреждений. Используется методика группового обучения....

"Простые числа. Разложение числа на простые множители" Математика 6 класс (план-конспект и презентация к уроку)

Материал данного урока поможет учителям математики сэкономить время для подготовки к  уроку по теме: "Простые числа.Разложение числа на простые множители" 6 класс....