Летняя образовательная программа "Народная игрушка"
рабочая программа по теме

Алябьева Марина Викторовна

Данная образователная программа разработана для работы с детьми в летних оздоровительных лагерях, имеет художественно-эстетическую направленность. В период нахождения детей в лагере, они познакомятся с народнм промыслом "Дымковская игрушка", станут непосредственными учасниками создания "Дымковских игрушек", смогут поделиться своими знаниями, умениями и навыками со своими сверсниками.

 Особое значение Дымковская игрушка имеет для эстетического воспитания, для развития детского творчества, для формирования исторической и культурной памяти народа.
Данная образовательная программа объединения «Мастера» рассчитана на 7 занятий, для детей от 7 до 14 лет.
Её цель - на тематической и технологической основе изучения народного промысла «Дымковская игрушка» создать условия для формирования творчески активной личности, пробудить интерес к истории народных промыслов.
Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
- развить эстетические чувства;
- привить любовь к истории Родины;
- сформировать профессиональный интерес к народной игрушке
и дать начальную подготовку для возможного выбора профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл letnyaya_pogramma_na_yunost_alyabeva.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

   Во все времена и на каждой стадии развития общества, в народном творчестве искусство всегда тесно связано с ремеслом.
Чем прочнее ремесленная основа, чем выше исполнительское мастерство, тем большую художественную ценность представляет рукотворное изделие.
  Дымковская игрушка - трудоёмкое ручное производство. Каждая игрушка - живая частица массового коллективного творчества, понятная и доступная. От приготовления глины до завершения росписью обожжённой и побеленной фигурки, весь процесс создания игрушки состоит из строго регламентированных последовательных операций и приёмов, которые составляют канон дымковской игрушки.
  Если сравнить дымковскую игрушку с другими промыслами, мы заметим, что она особенно разнообразна по тематике, сложна по композиционным вариантам и многоцветна, что она наиболее совершенна и отработана в техническом отношении.
  История этого промысла возвращает нас в далёкое прошлое, к тем временам, когда в VI веке царь Иван 
III выселял непокорных жителей Северного Великого Устюга в глухие места. Тогда и была основана переселенцами близ Хлынова (затем Вятка, ныне Киров) Слобода Дымково. Её жители занимались разными ремеслами, а игрушечное дело привилось здесь лучше всего.
  Сегодня по всей огромной территории России, на Севере, и в средней её полосе, и в южных районах, по многим деревням, сёлам, пригородам, посадам, городам разбросаны десятки крупных и мелких центров глиняного игрушечного производства. И каждый из них - это новая интересная страница в истории русской глиняной игрушки, частица народной культуры. В каждом таком очаге постепенно складывалась школа мастерства и опыта, вырабатывался свой стиль. И всякий раз, наслаждаясь своеобразной прелестью местного народного промысла, хочется понять его историю, происхождение.
  Мастерство передавалось по наследству, а с ним традиции нравственной культуры. Можно только удивляться живучести этих традиционных образов, их постоянству, особенно в наши дни, когда предметный мир вокруг человека так многообразен и изменчив. Но как бы ни тянулся к игрушечным новинкам техники пытливый детский ум, ребёнку всегда нужны и традиционный конь, и медведь, пирамидка и матрёшка, куклы-клоуны, богатыри и герои русских сказок. Эти игрушки всегда радуют, увлекают и, конечно, воспитывают.
  Ярко и образно рассказывают они об истории нашей страны, о прошлом русского народа, о его богатой национальной культуре.
Обратить детей к миру духовных ценностей отечественной культуры, благодаря знакомству и изучению народного промысла «Дымковской игрушки», удивительного явления русского народного искусства, особенно актуально в настоящее время, когда ценности предыдущих поколений нарушены, а новые ещё не сформированы.
  Ребята с удовольствием лепят эти игрушки, используя полученные навыки, внося в каждую игрушку свое наивно-детское восприятие увиденного. Это творческий процесс, овладение навыками свободной лепки мелкой пластики, удовлетворение от работы с глиной.
  Когда из куска простой глины, с помощью отдельно вылепленных деталей получается игрушка, радости детей нет предела. Их переполняет гордость от сознания своей значимости.
  Особое значение Дымковская игрушка имеет для эстетического воспитания, для развития детского творчества, для формирования исторической и культурной памяти народа.

   Данная образовательная программа объединения «Мастера» рассчитана на 7 занятий, для детей от 7 до 14 лет.
Её цель - на тематической и технологической основе изучения народного промысла «Дымковская игрушка» создать условия для формирования творчески активной личности, пробудить интерес к истории народных промыслов.
Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
- развить эстетические чувства;
- привить любовь к истории Родины;
- сформировать профессиональный интерес к народной игрушке
и дать начальную подготовку для возможного выбора профессии;
- научить работать с глиной различными способами и приёмами
- развить чувство цветовой гармонии, композиционного построения,
основ познания формы, пластики, объёма.
  Данная программа основана на изучении технологии промыслов дымковской игрушки, предполагает освоение обучающимися ведущих понятий о промысле народной игрушки, основ лепки, выразительности пластики, характерности персонажей, связи традиционной росписи с образным решением.

  Структура программы нацелена на ознакомление детей с видами лепки и основами знаний по традиционной ручной лепке дымковской игрушки, приемам декоративной росписи. Приоритеты отдаются изучению технологии лепки и росписи, предполагает развитие творческих способностей детей.
  Технологическую основу программы составляют приёмы формообразования изделий из глины.
  С первых шагов дети учатся понимать и выполнять форму простых предметов: шар, конус, цилиндр и т.д. Для создания формы игрушек, они обучаются разным способам лепки:
конструктивный способ (наиболее простой) - предмет составляется из частей, вылепленных отдельно;
пластический (лепка из «куска») - комку глины придается определённая исходная форма, которая может напомнить шар, конус, цилиндр и т.д., из которых затем вытягиваются части игрушки;
комбинированный способ - объединяющий в себе «лепку из куска» и «конструктивный способ».

Ожидаемые результаты.

- уметь различать и лепить форму шара, конуса, цилиндра и т.д.;

- владеть способами лепки животных;

- уметь лепить композиции, пробовать воплощать свои замыслы в глине;

- лепить животных с всадниками, с росписью;

- лепить барынь с кокошниками, фартуками, придумывать декоративные детали самим;

- лепить индюков, петухов, птиц с формой декоративных украшений и росписью. Самим выбирать цветовые сочетания.

Учебно-тематический план


№№

п/п


Название темы


Всего часов


Теоретич. занятия


Практич. занятия


1

Вводное занятие.
Введение в программу. Правила поведения и безопасной работы в т/о «Мастера». Декоративно-прикладное искусство.


2


1


1


2


Выполнение простейших приемов лепки. Лепка игрушек из шаров, цилиндров, конусов и т.д.


2


1


1


3


Лепка и роспись простых дымковских игрушек (медвежонок, собачка, лошадка,козлик,свинка).


2


1


1


4


Лепка и роспись детей (девочек, мальчиков), барынь.


2


1


1


5


Лепка и роспись индюков, петухов.


2


1


1


6


Лепка и роспись простых композиций(наездники).


2


-


2


7

Итоговое занятие.
Подготовка к выставке.


2


-


2



ВСЕГО:


14


5


9


Содержательная часть

Вводное занятие.

Правила техники безопасности и правила работы с глиной. Знакомство с учебно-тематическим планом на учебный период в т/о «Мастера». Краткая история и традиции глиняных игрушек. Традиции и история «Дымки». Пластические свойства глины, правила гигиены при работе с глиной.

Лепка игрушек из простых шариков, цилиндров и др. деталей.

Практическая часть. Выполнение простейших приёмов лепки. Лепка игрушек из шариков, цилиндров, «колбасок». Способы превращения деталей в ручки, ушки, туловища, рожки и т.д. Соединение деталей игрушек, обучение прочности изготовления, создание единого целого. Обжиг и роспись игрушки. Покрытие белилами, последующая роспись. Умение правильно держать кисть, расписывать аккуратно, не выходя за пределы расписываемой детали, выбор цвета.

Тема предполагает изготовление 8-10 игрушек: неваляшка, мышка (2), зайчик (2), медвежонок, пингвин, клоун.

Лепка и роспись простых дымковских игрушек (собачка, свинка, лошадь, олень, козлик).

История дымковской игрушки, связанная с лепкой животных. Просмотр изображений игрушек, созданных дымковскими мастерами. Выразительные особенности лепки и росписи.

Практическая часть. Поэтапная лепка игрушки за педагогом на основе ранее полученных знаний методом превращения кусочка глины в игрушку. Приёмы соединения отдельных деталей, чтобы фигурки были пластичными, выразительными, с тщательно заглаженной поверхностью, подготовленной для росписи. Использование деталей, освоенных в предыдущей теме. Освоение новых деталей каждой игрушки в процессе лепки, с индивидуальным показом приёмов каждому ученику. Выбор элементов росписи по желанию ребёнка, совету педагога или по образцам игрушек дымковских мастеров. Изготовление 6 - 7 игрушек: собачка, свинка, наездник на свинье, лошадка, козлик, олень.

Лепка и роспись барынь.

История дымковской игрушки, связанная с лепкой человеческих фигурок. Разнообразие изображений барынь (водоноски, няни, кормилицы, нарядные барыни с различными предметами и т.д.).

Практическая часть. Приёмы лепки юбки-колокола - основы всех барынь. Лепка туловища, шеи, головы. Особенности соединения рук с туловищем, изгиб в локте. Лепка отдельных деталей (волосы, кокошник, муфта, сумочка, полотенце с хлебом, зонтик, птичка, ребёнок). Положение рук в зависимости от изготовленных деталей. Особенности соединения с головой кокошника, волос, серёг. Оборки на фартуке и юбке (по мере приобретения навыков лепки барынь). Использование в росписи образцов дымковской игрушки из альбомов, репродукций, выставочных работ учащихся.

Лепка по теме: 2 игрушки - барыня в кокошнике с хлебом и няня с ребёнком.

Лепка и роспись индюков, петухов.

История дымковской игрушки, связанная с лепкой птиц. Лучшие образцы, созданные мастерами.

Практическая часть. Лепка за педагогом. Особенности лепки туловища, хвоста, крыльев и соединение их в единое целое. Особые навыки росписи этой игрушки. Приёмы аккуратности, умения приобретённых в росписи более простых игрушек.

Лепка по теме: индюк с оформлением хвоста и крыльев с простыми сдавленными и сглаженными шариками, складывание рюш - 1 игрушка.

Лепка и роспись композиций.

История создания жанровых композиций в дымковской игрушке. Знакомство с лучшими образцами дымковских мастеров.

Практическая часть. Лепка за педагогом композиций:

1. Девочка на лошадке.
2. Мальчик на лодочке.
3. Скоморох на козлике.

4. Наездник на лошади.
5. Собственная композиция.


Использование при лепке композиции приобретённых навыков лепки отдельных деталей, их присоединение друг к другу. Обучение ставить фигурку на ножки, соединять две фигуры между собой. Отделка игрушки, роспись.

Итоговое занятие, выставка.

Проверка знаний и умений учащихся к концу периода обучения по образовательной программе «Чудесная лепка». Организация выставки состоящей из детских работ. Проведение мастер-классов детьми обучающимися в т/о «Мастера».

Оборудование: образцы (иллюстрации) Дымковских  керамических игрушек; таблицы-схемы особенностей лепки игрушек, вариантов росписи изделий; глина, поворотный круг, стеки, емкости с водой, тряпочки; гуашь, грунтовка, кисти разного размера, кисти щетина, поднося для сушки изделий.

 Литература

  1. Уткин П.И. Народные художественные промыслы / П.И. Уткин, Н.С. Королева. - М.: Высшая школа, 1992. - 160с.
  2. Богоуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Ленинград, 1990г.
  3. Послушная глина, Г.Федотов, Москва, 1998г.
  4. Научитесь лепить животных, К. Дью, Москва 2002г.
  5. Учимся лепить, Н Бельтюкова, С. Петров, Москва 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сувенирная мануфактура» » - летний образовательный модуль

Программное направление:«Технологии регионального развития»«Сувенирная мануфактура»В процессе реализации образовательной программы «Сувенирная мануфактура»  участники осваивают технол...

Летний образовательный проект интеллектуальной напрвленности "Я с компьютером на "ты!"

Проект расчитан на учащихся 8-12 лет, срок реализации 2 недели. Учащиеся знакомятся с основными компьютерными программами, необходимыми для учебы, а также используют их в практике. Учатся работать с и...

Образовательный модуль к основной дополнительной образовательной программе «Грузинская народная хореография» на летний период. 2015 г.

Основная цель данного модуля - организация досуговой деятельности детей в период летних каникул, удовлетворение воспитательных и образовательных потребностей воспитанников, обучающихся по программе &l...

Образовательный модуль к основной дополнительной образовательной программе «История и быт народов Кавказа» на летний период. 2015 г.

Основная цель данного модуля - организация досуговой деятельности детей в период летних каникул, удовлетворение воспитательных и образовательных потребностей воспитанников, обучающихся по программе &l...

статья "Организация летнего отдыха в дошкольных образовательных учреждениях в летний период"

Организации эколого-оздоровительного, физкультурного досуга для детей в летний период в детском саду....

Программа летнего образовательного отдыха детей «В поисках призвания»

Ведущая идея программы: содействие ранней профессиональной ориентации и организация досуга детей в полезной и познавательной форме. Содержание программы разворачивается вокруг решения образовательной ...