Открытое занятие по теме "Музыкальное творчество в русской народной культуре"
учебно-методический материал на тему

Шишмарева Екатерина Евгеньевна

 

Тема: Музыкальное творчество в русской народной культуре.

 

Цель: Знакомство с некоторыми жанрами народной музыки и их стилистическими особенностями.  Воспроизведение народного колорита песни «Козел и коза» средствами хора и шумового оркестра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razr._otkr._uroka.doc46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка открытого интегрированного занятия младшего хора «Веселые голоса» и шумового ансамбля  

ДДЮТ Выборгского района.

Руководители: Мазько Наталья Анатольевна и Шишмарева Екатерина Евгеньевна.

 Концертмейстеры Устрехова Татьяна Евгеньевна и Мошкович Станислава Борисовна.

Тема: Музыкальное творчество в русской народной культуре.

Цель: Знакомство с некоторыми жанрами народной музыки и их стилистическими особенностями.  Воспроизведение народного колорита песни «Козел и коза» средствами хора и шумового оркестра.

Задачи:

Воспитательные: 

1. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к музыкальной культуре русского  народа.

Образовательные:

1. Изучить некоторые интонационные особенности русской народной песни.

2. Изучить ритмические особенности народной плясовой-шуточной песни.

Развивающие: 

1.Познакомить с русской народной музыкальной культурой.

2. Освоить некоторые приемы игры на шумовых инструментах.

3. Обогатить звучание песни путем добавления инструментов шумового оркестра и хоровых шумовых эффектов.

Ход урока:

Слайд 1

  1. Организационный момент, введение в тему.

Исполнение народной песни «Козел и коза».

Слайд 2

Н.А. - Народная  песня сопровождает человека всю жизнь. Когда малыш рождается ему поют какие песни?

Д.- Колыбельные.

Н.А – А как особенности колыбельной мелодики?

Д.- Нисходящая мелодия, плавное движение, неторопливый темп.

Н.А. - Когда надо малыша развлекать поют какие?

Слайд3

Д. - Шуточные.

Н.А. – А какие особенности шуточных песен вы знаете?

Д. – Веселый, задорный характер, зачастую шутливое содержание, движение мелодии по звукам трезвучия, часто встречающиеся скачки мелодии на кварту.

Н.А. - Когда детки купаются или умываются, или просто только что проснулись и потягиваются, какие песенки и приговорки им исполняют мамы?

Д.- Водичка-водичка, потягушеньки-пеластушеньки.

Н.А. - Эти песенки называются пестушки. Когда мама пестует, то есть поглаживает своего малыша и желает ему здоровья. А какие особенности песен-пестушек?

Д.- Мелодия плавная, темп неторопливый.

Слайд4

Н.А.- В течение всего года пелись так называемые календарные песни. На каждый праздник в любое время года были свои песни. Зимой пели  святочные, масленичные песни, колядки, весной пели заклички, летом исполнялись специальные летние песни, осенью жатвенные.

Слайд5

Н.А.- Но ведь в жизни  человека были не только общие – календарные праздники, но и личные, например свадьба. И тогда  пели величальные песни. Они очень красивые, протяжные, иногда с широкими скачками мелодии.

 А когда похороны поют песни-плачи.

Слайд6

А еще есть трудовые песни, когда надо всем вместе навалиться и одновременно что-то сделать.

Давайте послушаем фрагмент песни «Дубинушка». Расскажите мне ее особенности.

Д.- Медленный темп, четкое подчеркивание первой доли.

СЛАЙД 7

Е.Е - Но, конечно же, когда человек много и тяжело трудился в течение долгого периода времени, когда-то нужно было и отдохнуть.

И по  выходным и большим праздникам  устраивались ярмарки, где можно и отдохнуть-повеселиться и дело сделать – что-нибудь продать или купить, обменяться опытом, посмотреть что умеют другие мастера. На центральной площади или на большом поле разбивались палатки, шатры, строились балаганы, со всех концов съезжались купцы с товаром и люди.

СЛАЙД 8

Е.Е Кто мог исполнять ее? Кто развлекал, веселил народ тут же, на ярмарке?

-Уличные музыканты, клоуны, танцоры и тд.

СЛАЙД 9

Е.Е.Правильно вы перечислили. И такие массовики-затейники на Руси звались «скоморохами». Русские средневековые актеры.

Скоморох переводится как «мастер шутки» Это были и певцы, и музыканты, и дрессировщики животных, фокусники, кукловоды в одном лице.

СЛАЙД 10

Е.Е. На ярмарках устраивались различные увеселения – строились балаганы, где давались представления,  устраивались карусели, представления кукловодов, с обязательным участием главного персонажа русского театра – ПЕТРУШКИ.

Шута,потешника, остряка в красном кафтане  и колпаке с кисточкой. Актер изображал голос Петрушки через свисток пищик, и вся знают Петрушку именно с таким голосом.

СЛАЙД 11

Демонстрация ширмы петрушечника

СЛАЙД 12 Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, частушек, исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент простых музыкальных инструментов.

 Е.Е.  Какие инструменты они могли использовать?

-Простые, легкие, из простых материалов, позволяющие петь, играть и танцевать

Давайте  попробуем перечислить все инструменты, которые увидели

СЛАЙД 13

Струнные – балалайка, домра, гусли

СЛАЙД 14 

Духовые  - свирель, жалейка (раструб из коровьего рога), рожок пастуший

СЛАЙД 15

Шумовые – звонкие

Бубенцы

Колокольчики

Бубен

СЛАЙД 16

Деревянные – Музыкальные дрова

В нашей обработке это ксилофоны

СЛАЙД 17

Трещетка круговая  - демострация игры и использование в начале песни и в конце куплетов

Трещетка пластинчатая -  демонстрация звучания

Ложки – демонстрация звучания

Рубель  - демонстрация звучания

Клен, бук, береза и дуб

СЛАЙД

КОЗЕЛ И КОЗА

Н.А.:  А теперь обратимся в к нашей всем хорошо известной песне «Козел и коза».  Попробуйте определить, к какой из песен она относится из тех, о которых мы говорили?

Д.: К шуточной плясовой.

Н.А.: Почему?

Д.: Шутливое содержание, быстрый темп, веселый характер, движение по звукам трезвучия и скачки.

Н.А.: А какие исполнительские приемы мы используем для передачи характера музыки?

Д.: Улыбки, звонкие голоса, активная подача звука.

Импровизация

Е.Е. Скажите, самим музыкантам-скоморохам, и нам, их изображающим, приносило ли удовольствие выступать на таких ярмарках, праздниках, нравилось ли им веселить народ?

Д. Да

Е.Е. Обычно на ярмарках продавалось много разных вкусных лакомств, выпечки для угощения народа. Например,  БУБЛИКИ, КРЕНДЕЛЬКИ!

Кто их любит?

Мы сегодня их точно заработали, где же наши бублики?

Загляните под стул каждый

Вот они, ваши бублики. Посмотрите, они разных цветов.

Выберете, пожалуйста, бублик того цвета, который соответствует вашему настроению, которое у вас сейчас, посмотрим как влияет музыка на наше настроение.

оранжевый – понравилось очень

Зеленый –неуверенность

Фиолетовый –  насторение  не поднялось

Давайте сфотографируем наше настроение

Н.А. А теперь давайте  мы сделаем себе и слушателям подарок, сами исполним  «Ярмарку»

СЛАЙД ЯРМАРКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому занятию "Музыкальное творчество в русской народной культуре"

Презентация к открытому занятию "Музыкальное творчество в русской народной культуре"...

Исследовательская работа "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".

Исследовательская работа обучающейся студии "Силуэт" МОАУ ДОД "ЦДТ" Рейзиной Алины....

Открытый урок «Математика в наследии русской народной культуры», в рамках проведения Недели Православной культуры в школе.

Преимущества многопредметного интегрированного урока очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся. Такие уроки пр...

Открытый урок «Математика в наследии русской народной культуры», в рамках проведения Недели Православной культуры в школе.

Преимущества многопредметного интегрированного урока очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся. Такие уроки пр...