Методика использования компьютерных технологий при организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся
статья по теме

Соколова Ирина Викторовна

Описание авторского опыта использования компьютерных технологий при организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся адресовано преподавателям информационных технологий и организаторам воспитательной работы в образовательных учреждениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_grazhdanskogo_patrioticheskogo_vospitaniya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

 « Центр Детского Юношеского Технического творчества Московского района»

                                 

    Санкт-Петербург

ул. Ленсовета, д. 35

Т.708-59-41, 708-42-26

Методика использования

компьютерных технологий

при организации работы

по гражданскому и патриотическому

воспитанию учащихся

Авторы: Милькова ЕкатеринаЮльевна 

Зам. директора по УВР, почетный работник общего образования

Быхова Галина Валентиновна –

Методист высшей квалификационной категории

Соколова Ирина Викторовна –

Педагог высшей квалификационной категории

Описание авторского опыта использования компьютерных технологий при организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся адресовано преподавателям информационных технологий и организаторам воспитательной работы в образовательных учреждениях.


Система гражданского и патриотического воспитания в Компьютерном центре технического творчества - это и работа объединения «Юнармейская подготовка», и традиционные районные соревнования по стрельбе «Семейный тир». И работа по программам «Многоборье радистов» (лауреат V Всероссийского конкурса авторских программ), «Пилот сверхлегкой авиации (лауреат VI Всероссийского конкурса авторских программ). И ежегодные летние сборы юнармейцев и многоборцев в лесах Ленинградской области. И организация жизни педагогов и воспитанников ЦДЮТТ в виде  сообщества «Город Мастеров», со своими правилами жизни, где дети, играя, учатся достойно и честно выполнять свои обязанности гражданина.

Но наш Центр, являясь Компьютерным центром технического творчества, совместно с Районным отделом образования, смог привлечь к вопросу организации гражданского и патриотического воспитания еще один мощный резерв  современные компьютерные и информационные технологии. Совместно удалось организовать  на районном и городском уровне систему конкурсов компьютерных работ школьников, целью которых, наряду с обучающими, организаторы прописали: «патриотическое воспитание школьников путем приобщения к героической истории своей страны, к участию в подготовке празднования знаменательных дат (Юбилейные дни Победы, дни снятия блокады)».

 Таким образом, с одной стороны, происходит вдумчивая работа детей по освещению темы, всегда подобранной с учетом задач гражданского и патриотического воспитания. С другой стороны, мы получаем замечательные плоды детского творчества: графические работы, компьютерные рисунки, компьютерные презентации, WEB-сайты соответствующей тематики.

Но сколько мы знаем примеров, когда замечательные детские работы, в которые вложено много труда и детской души, после конкурса остаются лежать невостребованными. В нашей системе организации гражданского и патриотического воспитания наиболее важным является то, что наработанные учащимися материалы, независимо от места, полученного на конкурсе,  широко используются для самых разных моментов жизни, как учреждения, так и района. Это позволяет детям ощутить гордость за результаты своего труда, испытать чувство ответственности при создании работы, почувствовать себя полноправным членом сообщества.

Графические работы и компьютерные рисунки    используются в ЦДЮТТ и районе:

  • для оформления тематических выставок в районном отделе образования, досуговом центре, в библиотеках района, а также в ЦДЮТТ с привлечением работы детского жюри;
  • на районных конференциях, посвященных знаменательным датам;
  • для оформления открыток и поздравлений ветеранам;
  • для передачи в почтовый узел связи Московского района;
  • для иллюстраций в районных сборниках, буклетах.

Компакт-диски с презентациями и WEB-сайтами, созданными детьми, демонстрируются:

  • в школах на уроках информатики и для групп ЦДЮТТ как дидактический материал по созданию компьютерных презентаций, несущий достойную смысловую нагрузку и имеющий хороший воспитательный потенциал;
  • в объединениях ЦДЮТТ на «Неделе памяти», традиционно проходящей в январские дни;
  • на районных мероприятиях с приглашением ветеранов;
  • на районном праздновании Дня Победы у мемориала Защитникам Ленинграда.

Любая школа, библиотека, Дом детского творчества района или города могут взять у методистов ЦДЮТТ компакт-диск с детскими работами для использования в своем воспитательном процессе.

Конкурсы к знаменательным датам в любых учреждениях образования проводить любят и умеют. ЦДЮТТ Московского района не является исключением и сообразно своей специфике традиционно проводит ежегодные конкурсы различных компьютерных работ школьников.

С презентации или WEB-страницами познакомиться гораздо сложнее, чем с компьютерной графикой, поэтому хочется рассказать об этих работах подробней.

Темы, которые затрагивают в своих работах участники, самые разнообразные. Например, WEB-страница «Мосты и решетки Санкт-Петербурга» - это созданная с огромной любовью к родному городу энциклопедия и иллюстрированный справочник по данной теме. В библиотеке школы, где учатся авторы, есть персональный компьютер, на который поставлена эта работа. Можно прийти и посмотреть всем желающим. Презентация «Прогулка по Петербургу Достоевского» - это экскурсия по местам Петербурга, в которых происходят события в произведениях Достоевского. В других конкурсных работах рассказывается о Пушкинском Лицее, освещаются музыкальные эпохи, не забыт и наш Московский район. С использованием конкурсных работ можно проводить уроки по истории, литературе, истории Петербурга, пению, рисованию - целый спектр межпредметных связей.

В процессе проведения конкурса традиционно проводится анкетирование конкурсантов. Анкеты показывают, что подобные конкурсы необходимы и востребованы. Ребята пишут, что участие в конкурсе дает им новые впечатления, знания, дает возможность оценить собственные силы и способности, почувствовать себя успешным и уважаемым.

Участвуя в конкурсе, ребята приобщаются к истории, культуре, к проблемам родного города. Вот, что написала мама Антона и Жени Полль (шк. №525): «В ходе подготовки конкурсной работы дети провели настоящее исследование. Подобрано и прочитано много интересного материала о Санкт-Петербурге. Они прошли по знакомым местам родного города и открыли неизвестные для себя уголки с новым взглядом маленьких исследователей».

Представленные ребятами на конкурс к 60-летию снятия блокады Ленинграда работы поразили зрителей и жюри. Столько в них было труда, настоящего профессионализма и душевного тепла. Это и компьютерная презентация, представляющая интервью с живыми свидетелями тех событий, и сайт, посвященный художникам блокадного Ленинграда, и экскурсия-презентация по блокадным местам Московского района.

Когда в финале конкурса демонстрировали презентацию «Дневник Юры Рябинкина» по знаменитой книге Д. Гранина, в зале стояла тишина, у многих взрослых на глазах блестели слезы. Слезы от очень эмоционально сильной работы и, главное, от радости, что это сделали наши дети. Что кроме проблемы «отцов и детей» существует и связь поколений. И, если из поколения в поколение будет переходить благодарность и восхищение подвигом ленинградцев, значит, у города есть будущее.

На компьютерном экране сменяются листки календаря 1941 года, фотографии, рисунки. Детский голос читает простые слова из дневника Юры Рябинкина. Юные авторы очень точно сумели передать настроение, зрители как будто пережили эти страшные дни вместе с 15-летним мальчишкой - их ровесником, воспитанником Ленинградского Дворца пионеров. Это не высокопарные фразы о бессмертном подвиге, это рассказ о незаметном мужестве маленького мальчика, судьба которого осталась неизвестной. Рассказ о том, как ломала ребенка война, как общее огромное горе изменило психологию. Отношение к матери, хлебу, Богу, чести и долгу.

«В работе использовано средство WordArt» - говорит очередной выступающий, и вдруг на экране появляется багровое слово «блокада», написанное восьмиклассником так: БлокАда. Что это? Случайная ошибка, компьютерная аналогия или свое осознанное, психологически точное выражение того ужаса, которое пережили люди?

В очередной раз конкурс показал, что компьютер можно и нужно рассматривать как еще одно современное средство воспитания. Все зависит от профессиональной компетенции  и нравственных качеств взрослых людей, впервые открывающих ребенку возможности компьютера.

Наступил еще один учебный год. Объявлены конкурсы компьютерных работ, посвященные главному событию года – 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Новые творческие работы детей поступают в оргкомитет и вскоре займут места на компакт-дисках, стендах и полках методического кабинета ЦДЮТТ. Жюри распределит места, назовет победителей. Ребята получат призы и дипломы. Но главным достижением является погружение ребят, увлеченных компьютером, в непростую, но столь важную для гражданского и патриотического воспитания тему. И еще одно достижение, связанное с новыми информационными технологиями - это возможность показать детские работы широкому кругу зрителей, чтобы замечательными детскими работами заинтересовались профессиональные дизайнеры, педагоги школ, домов творчества, работники библиотек во всех районах города.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование дистанционных технологий для организации работы педагога дополнительного образования" - Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции "Муниципальная система образования"

Сборник материалов VIII Международной  научно-практической конференции «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)» [[{"type":"media","view_mode":"media_larg...

Использование компьютерных технологий при организации рефлексии на уроках

Один из важных моментов урока - это организация рефлексии. Какими методами это можно сделать - об этом идет речь в этой статье....

Методика использования информационных технологий в рамках работы в гимназии с русским этнокультурным компонентом.

Методика использования информационных технологий  в рамках работы в гимназии с русским этнокультурным компонентом....

Программа гражданского и патриотического воспитания учащихся "Мы - дети России"

Основной целью Программы является становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достои...

Использование компьютерных технологий в проектной работе Из опыта работы

На протяжении двух лет учителем проводилась работа по использованию компьютерных технологий в проектной работе с учащимися 9-10 классов....

Использование тематической речевой зарядки на уроках английского языка в патриотическом воспитании учащихся

В статье рассматривается роль и место речевой зарядки как этапа урока иностранного языка в основной школе. Авторы делятся личным опытом преподавания, использования на уроке новостных ресурсов, личност...

«Организация работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подростков и молодежи через деятельность Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» Петродворцового района Санкт-Петербурга»

Описание работы по организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подростков и молодежи через деятельность Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»...