Использование компьютерных технологий при организации рефлексии на уроках
статья по информатике и икт на тему

Один из важных моментов урока - это организация рефлексии. Какими методами это можно сделать - об этом идет речь в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya.rar351.81 КБ

Предварительный просмотр:

Использование компьютерных технологий при организации рефлексии на уроках

Подготовила

Авилова С. В.

Учитель информатики

МКОУ «Алфимовская СОШ»

Основной принцип современного обучения - принцип субъектности. То есть, из объекта обучения ученики превращаются в субъект – совершают активные, сознательные действия с новой, поступающей или самостоятельно «добывающей» информацией. Но, ребенок может быть активен, если понимает зачем он учиться, понимает необходимость усвоения материала, если каждое его действие является осознанным и самостоятельным. В качестве заключительных моментов различных этапов урока я часто использую рефлексию. Это момент обдумывания, во время которого учащиеся осмысливают важность новых знаний, связывают их с ранее изученным материалом, выстраивают смысловую и логическую цепочку, сравнивают свои действия с действиями одноклассников, решают, был ли урок эффективным, выражают свое мнение по прошедшему уроку. Данный этап важен и для ученика и для учителя, следовательно, его организация является обязательной. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Исходя из функций рефлексии в различных источниках предлагается следующая классификация:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния (слайд 2)
  2. рефлексия деятельности (слайд 3, 4, 5)
  3. рефлексия содержания учебного материала (слайд 6)

Рефлексия настроения. Применяется на начальном и заключительном этапе урока, с целью определения эмоционального настроения класса. Для этого применяют цветовые карточки, картинки и т д. (слайд 2)

Рефлексия деятельности. Учащиеся не всегда могут сразу высказать какие качественные изменения произошли в структуре их знаний, да и с графической информацией им работать легче, поэтому сначала провожу рефлексию настроения с помощью смайлов. Но, выбранный смайл я прошу «расшифровать»:

  • Мне урок понравился чем? Назови три самых ярких момента.
  • Мне было скучно на уроке почему? Назови два отрицательных момента.
  • Я ничего не понял, так как…Задай вопрос.

Так объединяя две методики: мое настроение и 3+2 пятиклассники учатся осмысливать критически анализировать поступающую информацию, ее ценность, организовывать свое мышление. (слайд 2, 5)

Далее при взрослении методика рефлексии деятельности меняется. Недописанное предложение, неоконченная фраза, плюс-минус-интересно – чередуя эти методы подростки учатся работать с поступающей информацией, осмысливать ее, вырабатывать свою точку зрения на полученные знания. Ребята, в дальнейшем, охотно высказывают свою точку зрения, что мне как учителю очень помогает в организации индивидуальной работы. (слайд 3, 4)

Рефлексия содержания учебного материала. (слайд 6, 7)

Для того чтобы научить подростков (8-11 классы) работать с поступающей информацией как со стороны других людей, так и из печатных текстов (научные статьи, средства массовой информации) я использую тренинг по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» (The Six Thinking Hats) это простой и удобный инструмент, чтобы научиться лучше:

  • работать с информацией
  • находить выгоды и возможности
  • использовать интуицию
  • критически анализировать проблемы
  • генерировать творческие идеи
  • организовывать свое мышление

Учащимся предлагаю на выбор примерить шесть шляп и провести анализ полученной информации с позиции:

Ученик в белой шляпе — приводит объективные факты и цифры, для того чтобы выяснить что мы знаем по данной теме, а также, что мы не знаем. Для этого задаются вопросы:

  • какая информация имеется;
  • какая информация необходима;
  • как и где получить недостающую информацию.

Эти вопросы помогают ученикам оценить точность информации, определить действия для устранения пробелов, узнать о настроении и эмоциях.

Ученик в красной шляпе — говорит об эмоциях и чувствах, которые он испытал на уроке.

Мышление в красной шляпе позволяет прояснить:

  • что я сейчас чувствую;
  • что мне подсказывает моя интуиция;
  • что говорит мне мой «внутренний голос».

Если группа чувствует удовлетворенность, можно считать, что решение принято правильно, материал урока усвоен.

Ключевые моменты использования красной шляпы:

  • ограничиться 30 секундами;
  • разрешено выражать чувства, подсказки интуиции и «внутреннего голоса»;
  • не нужно оправдываться и объяснять причины своих чувств;
  • применять после принятия решения.

Ученик в черной шляпе — критикует, но не атакует, т е проводит  критическое исследование. Вопросы, которые мы задаем «под Черной шляпой»:

  • каковы возможные проблемы у нас возникнут при выполнении заданий;
  • на что нужно обратить внимание;

Ключевые моменты. Мышление в Черной шляпе:

  • помогает в принятии правильного решения;
  • указывает на сложности;
  • исследует слабые моменты;

Используется после Желтой шляпы.

Ученик в желтой шляпе — высказывает все позитивные моменты урока.

Вопросы «под Желтой шляпой»:

  • каковы плюсы полученной информации;
  • что мы научились делать и для чего нам это нужно;

Эти противоположные, и в то же время взаимодополняющие Мышление в Черной шляпе и Мышление в Желтой шляпе могут быть использованы и для оценки проблемной ситуации и при оценке поведения другого человека.

Ученик в зеленой шляпе высказывает новые идеи применения полученной информации осуществляет поиск творческих идей и альтернатив.

Вопросы «под Зеленой шляпой»:

  • какие творческие идеи имеются;
  • каковы возможные альтернативы;
  • как преодолеть сложности, обнаруженные под Черной шляпой.

Творческий подход необходим, когда все остальные методы оказались безрезультатными.

Синяя шляпа — особая шляпа. Это рефлексивное мышление, мышление о мышлении. Здесь нужны определенные навыки и умения: умение задавать правильные вопросы, умение точно определить и сформулировать проблему, умение поставить задачу для мышления. Под Синей шляпой мы составляем программу - какие шляпы будем использовать и в каком порядке. Под Синей шляпой мы делаем обобщения и выводы.

Вопросы «под Синей шляпой»:

  • с чего начать;
  • что на повестке дня;
  • каковы цели;
  • как подвести итог;
  • что делать дальше.

Рассказать присутствующим:

  • Белая шляпа – шляпа информации. Тебя интересуют только факты и цифры. Что ты уже знаешь? Какая информация тебе еще необходима? Где ее можно найти?
  • Зеленая шляпа – шляпа творчества. Ты – ФАНТАЗЕР. Творческий подход необходим, когда другие не приносят результата. Какие новые идеи у тебя появились? Где можно применить новые знания?
  • Синяя шляпа – шляпа мудрости. Итак, на тебе синяя шляпа, ты размышляешь о пользе, которую несут новые знания, ты МУДРЕЦ! Чего ты достиг? Как следует применять полученные знания для эффективного достижения своих целей?
  • Красная шляпа - шляпа эмоций. Итак, на тебе красная шляпа, ты не думаешь, ты чувствуешь, тебя переполняют ЭМОЦИИ! Чего ты чувствуешь: страх, радость, угрозу, восхищение, желание действовать?..
  • Желтая шляпа - шляпа оптимизма. Итак, на тебе желтая шляпа, теперь ты обаятельный оптимист, ты всем ДОВОЛЕН! Что тебе понравилось больше всего? Что принесет тебе успех? Почему это стоит знать, применять?
  • Черная шляпа - шляпа осторожности. Итак, на тебе черная шляпа, теперь ты ворчун-пессимист, ты все КРИТИКУЕШЬ! Что тебе не понравилось? Что вызывает сомнения? Придирайся, придирайся, придирайся…

Итак, подведем итоги. Метод «Шесть шляп мышления» применяется при проведении любой дискуссии (поиск новых идей, решение проблем, разрешение конфликтных ситуаций) как удобный способ управлять мышлением и переключать его. С помощью этого метода можно научиться лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа». Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым. Метод Шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним.

Литература:

  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.
  3.  «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школы./под ред. А. Г. Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г
  4. Боно Э. Шесть шляп мышления / пер. с англ. — Мн.: «Попурри», 2006. — 208 с.
  5. Материалы тренинга «Эффективное мышление». Ведущий — Галкин Дмитрий Владимирович — бизнес-тренер (Центр кадровых технологий 21 век, Высшая школа экономики — Москва), тренер полной квалификации по методам де Боно (CavendishTraining, Oxford), кандидат философских наук, доцент Томского Государственного Университета, руководитель Центра Де Боно, г. Томск, креативный директор Центра практического мышления, г. Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательский метод с использованием компьютерных технологий как вариант организации деятельного подхода в обучении биологии

Методический материал, отражающий поле деятельности в области формирования деятельного подхода в обучении биологии....

Организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида с использованием компьютерных технологий.

Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических ус...

Методика использования компьютерных технологий при организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся

Описание авторского опыта использования компьютерных технологий при организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся адресовано преподавателям информационных технологий и орган...

Организация рефлексии на уроках технологии в условиях ФГОС основного общего образования

Сегодня  рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке....

Статья " Использование компьютерных технологий в проектной деятельности на уроках английского языка средней ступени обучения"

Статья " Использование компьютерных технологий в проектной деятельности  на уроках английского языка средней ступени обучения"...

Статья " Использование компьютерных технологий в проектной деятельности на уроках английского языка средней ступени обучения"

Статья " Использование компьютерных технологий в проектной деятельности  на уроках английского языка средней ступени обучения"...