ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Дизайнер»
рабочая программа по теме

Резенкова Татьяна Владимировна

Актуальность и педагогическая целесообразность. Дизайн (от англ. Design – замысел, проект, чертеж, рисунок) обозначает различные виды проектировочной деятельности, которые формируют эстетические и функциональные качества предметной среды. Проще говоря, дизайн – это художественное конструирование, а дизайнер – это художник с конструкторским мышлением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dizayner.docx39.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                ДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО  (ЮНОШЕСКОГО) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

УТВЕРЖДЕНО  

На ПС протокол от «___» _____2013г.  

№___

Директор ЦНТТ

_____________И.В. Щетущенко

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Дизайнер»

(наименование объединения)

«Дизайнер»

(наименование учебной дисциплины, курса)

1года

(срок реализации программы)

модифицированная

(вид программы)

6-15 лет

(возраст обучающихся)

Кирпилянская Наталья Николаевна

Резенкова Татьяна Владимировна

 (ф.и.о. преподавателей, составителей)

г. Армавир 2013г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                ДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО  (ЮНОШЕСКОГО) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

УТВЕРЖДЕНО  

На ПС протокол от «___» _____2013г.  

№___

Директор ЦНТТ

_____________И.В. Щетущенко

Рабочая программа

«Дизайнер»

(наименование объединения)

«Дизайнер»

(наименование учебной дисциплины, курса)

1года

(срок реализации программы)

модифицированная

(вид программы)

6-15 лет

(возраст обучающихся)

Кирпилянская Наталья Николаевна

Резенкова Татьяна Владимировна

 (ф.и.о. преподавателей, составителей)

г. Армавир 2013г.

Пояснительная записка

Актуальность и педагогическая целесообразность. Дизайн (от англ. Design – замысел, проект, чертеж, рисунок) обозначает различные виды проектировочной деятельности, которые формируют эстетические и функциональные качества предметной среды. Проще говоря, дизайн – это художественное конструирование, а дизайнер – это художник с конструкторским мышлением.

В  настоящее время  в любой отрасли производства все острее ощущается необходимость в специалистах, способных творчески мыслить, постоянно искать новые пути решения тех или иных проблем, придумывать, изобретать. Существует множество  учебых  заведений, где можно приобрести профессию дизайнера, которая на сегодняшний день очень актуальна, и востребована в разных областях промышленного производства, в архитектурном строительстве, в сфере рекламы и т.д.  А для того, чтобы в будущем ребенок стал дизайнером необходимо как можно раньше прививать тягу к творчеству, развивать способности свободно мыслить, фантазировать, моделировать. Школьной программой предусмотрено изучение теоретических основ дизайна в 6 – 11 классах. Начальная школа не входит в этот возрастной промежуток, хотя  известно, что именно младший школьный возраст является наиболее сенситивным для формирования творческого мышления и воображения. Дополнительное образование  по программе  «Дизайнер»  дает необходимый минимум  теоретических  и практических знаний и умений в области дизайна.  

Направленность данной программы  способствует развитию творческих способностей детей, овладение знаниями и умениями  в области дизайна: гармоническое   сочетание цветов, основы линейной и воздушной перспективы, пропорции фигуры человека, основы композиции, стилизации и трансформации, особенности книжной и плакатной графики, выполнение объектов украшения интерьера. Процесс обучения  по данной программе предусматривает постепенный переход от изобразительной деятельности к дизайнерскому творчеству.

Эта программа обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей обучаемых в декоративно-прикладном творчестве с учетом современных условий жизни, дизайна быта, семьи, овладение знаниями и умениями  в области дизайна. Процесс  обучения  по данной программе предусматривает постепенный переход от изобразительной деятельности к дизайнерскому творчеству.

Программа составлена на основе знаний возрастных и психолого-педагогических, физических особенностей детей. Работа с учащимися строиться на взаимосотрудничестве, на основе уважительного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности.

 Новизна данной  программы состоит в том, что учащиеся получают не только теоретические основы дизайна, но имеют возможность практически выполнить объекты украшения интерьера. Программа осуществляет развитие умений и навыков от простого к  сложному и помогает реализовать интересы детей,  а также выявляет индивидуальные особенности каждого учащегося

Обучаясь по данной программе, учащиеся осваивают   техники: рисования,  различных видов аппликации,  плетения из бисера, лепки, знакомятся с историями,  плетения из бисера, лепки из соленого теста.

Все эти знания, полученные на занятиях, учащиеся могут использовать  на занятиях в объединениях «Мягкая игрушка», «Моделирование и конструирование одежды» и «Дизайна одежды» технологии и рисования, а также знания, полученные по экономике, экологии и валеологии расширяют кругозор учащихся по данным направлениям, могут использоваться на занятиях в общеобразовательной школе в старших классах. При изучении  плетения из бисера, работы с кожей учащиеся знакомятся с различными материалами, с технологиями их изготовления, а также учатся экономно расходовать материалы и его использовать. Эти знания учащиеся могут применять на занятиях по экономике и экологии, технологии.

В зависимости от уровня подготовки детей, их индивидуальных особенностей, количество часов и тем может меняться.

Состав группы постоянный. Уровень подготовки детей при приеме в группу  следующий:

а). прием проводится на основе собеседования, т.к. достаточно базисных знаний общеобразовательной школы.

Количество детей в группах согласовано с уставом ЦНТТ.

Возраст воспитанников в группах в основном  6-15 лет (т.к. достаточно базисных знаний общеобразовательной школы).

Ведущей деятельностью данной возрастной категории является учение и личностное общение. Для эффективности процесса обучения используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный.

Основными формами подведения итогов являются опрос, самостоятельная работа, контрольная работа, выставки, защита творческих проектов.

Режим работы объединения - 2 раза в неделю по 2 часа или 4 раза в неделю по 1 часу. Выполнение программы рассчитано на 1 год обучения (144ч.).

Данная программа соответствует:

1. Типовому Положению об  учреждениях дополнительного образования. 2.Уставу ЦНТТ.

З. Не противоречит закону РФ «Об образовании».  

Цель программы:  развитие творческого воображения и эстетического восприятия средствами декоративно-прикладного искусства.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Обучающие: 

  • формированию представлений о дизайне как специфической художественно – творческой деятельности человека;
  • изобразительной грамотности;
  •  умениям и навыкам в художественном конструировании (выполнение эскизов, чертежей-разверток, макетирования и т.д.)
  • Различным технологиям: бисероплетению,  лепки из соленого теста, квиллинга.

 Воспитывающие:

  • духовную культуру учащихся;
  •  культуру восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • творческие качества личности.

Развивающие:

  •  творческое воображение, образное и ассоциативное мышление;
  • активное зрительное восприятие, цветовое зрение;
  • экономическое мышление и экономическую грамотность,      художественный   вкус, фантазию;
  • знания, умения, навыки, связанные со здоровым образом жизни;

профориентационную деятельность;

  • умение планировать и оценивать свою работу.

Процесс достижения цели и поставленных задач осуществляется в сотрудничестве детей и педагога, при этом применяются различные методы осуществления целостности педагогического процесса. Методы формирования сознания: рассказ, беседа, диспут, метод примера, работа с литературой. Методы стимулирования и мотивации поведения. Формирование опыта эмоционально-целостных отношений у учащихся: интерес к деятельности и поведению (соревнования, игры, выставки, защиты творческих проектов); долга и ответственности в деятельности и поведении.

Основными методами контроля  за обучением являются устный и  письменный опросы, практические задания, контрольные работы. Кроме того, на выбор конкретной формы и метода проведения занятий влияет возраст, степень развития, психофизиологическое состояние детей данной группы. Одной из форм диагностики результатов является контрольный срез определения уровня знаний учащихся, по результатам которого учащиеся переходят на следующую ступень обучения или им выдается удостоверение установленного образца. Еще одной формой диагностики результатов работы в объединении для учащихся является представление работы на различные выставки, а так же выполнение творческих проектов один раз в год.

По окончании данного курса учащиеся должны:

уметь решать конструктивно-технологические задачи;

адаптироваться в новых социальных условиях;

работать со схемами;

работать над творческим проектом;

развивать профориентационную деятельность;

осваивать знания, умения и навыки, связанные с экологически здоровым образом жизни;

сформировать экономическое мышление;

знать техники: плетение из бисера, квиллинга, аппликации и художественного проектирования, лепки из соленого теста.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. 

2

2

-

2

Цвет в изобразительном искусстве.

4

2

2

3

Виды изобразительного искусства.

36

8

28

4

Аппликация и художественное конструирование.

20

4

16

5

Техника лепки из соленого теста и пластилина.

24

4

20

6

Техника плетения из бисера.

28

8

20

7

Техника квиллинг.

28

8

20

8

Заключительное занятие.

2

2

-

итого:

144

38

106

Содержание программы.

1. Вводное занятие (2 ч).

Теория.

История развития дизайна и его виды.

Правила техники безопасности работы. 

Практика.

Упражнения на комбинаторику.

2. Цвет в изобразительном искусстве (4 ч).

Теория.

Ахроматические цвета. Хроматические цвета. Основные и составные цвета. Цветовой круг.

Практика.

Выполнение композиции «Радуга в природе».  

3. Виды изобразительного искусства(36 ч).

Теория.

Графика. Живопись. Скульптура. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство. Виды декоративно-прикладного искусства.

Практика.

Приемы работы гуашевыми  красками, акварельными карандашами. Выполнения изображений цветов различными живописными приемами. Выполнение композиции «Красавица осень». Выполнение композиции «В мире бабочек». Выполнение композиции «Мой друг». Выполнение композиции «В мире животных».

4. Аппликация и художественное конструирование (20 ч).

Теория.

Плоская аппликация из бумаги. Обрывная аппликация.

Практика.

Выполнение композиции «Подводный мир». Выполнение композиции «Птичий двор». Выполнение композиции «Осеннее дерево». Выполнение композиции «Сказочный замок». Выполнение композиции «Забавные животные».

5. Техника лепки из соленого теста  и пластилина (24ч).

Теория.

Организация рабочего места. Гигиена рабочего места. Из истории лепки из теста. Материалы и инструменты. Способы приготовления соленого теста. Окрашивание теста. Изготовление изделий. Сушка и обжиг. Способы изготовления изделия. Технология лепки из пластилина.

Практика.

 Лепка из соленого теста. Лепка критского веночка. Лепка подставки со свечой. Лепка  рождественских украшений. Обработка готовых изделий.

Лепка из пластилина «Домашний зоопарк».

6. Техника плетения из бисера (28 ч).

Теория.

Основы безопасности труда. История бисера. Технология производства бисера. Материаловедение. Человек и окружающая среда. Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы. Тепловой эффект. Приемы низания: «крестик», «последовательное  низание».

Практика.

 Плетение  цветущего дерева. Плетение елки.  

7. Техника  квиллинг (28 ч).

Теория.

Основы безопасности труда. История  возникновения  техники квиллинг. Материаловедение. Основные формы  квиллинга. Подбор цветов.

Практика.

 Выполнение цветов розы. Выполнение цветов гвоздики. Выполнение поздравительной открытки. Изготовление панно «Фантазия».

8. Заключительное занятие (2 ч).

 Теория.

Подведение итогов работы за учебный год. 

Практика.

Отбор и оформление работ на выставку.

Методическое обеспечение

Условия необходимые для получения наилучшего результата: наличие помещения, оборудования, материалов и инструментов, освещения. Кроме того должны быть следующие материалы: учебно-методическая литература, наглядные пособия, образцы, Компьютер, мультимедийная доска, таблицы, схемы. По данной программе собраны материалы, схемы, таблицы, образцы по следующим темам:

1.История возникновения и развития плетения из бисера. Технология

плетения из бисера (таблицы, схемы и наглядные пособия).

3.Цветоведение. Побор цветов. Таблицы сочетания цветов.

4.Знакомство с творческим проектированием. Методика выполнения творческих проектов.

5.История лепки из теста. Технология лепки из соленого теста. Рецепты теста. Технология его окраски. Шаблоны. Схемы композиций. Наглядные пособия.

        6. Беседы по правилам техники безопасности.

      7.Цикл бесед по валеологии.

      8.Цикл бесед по экологии.

9.Цикл бесед по теме «Чрезвычайные ситуации». Условия, препятствующие образовательному процессу, являются: отсутствие

материальной базы, материалов и инструментов.

10. Техника квиллинг.

Наиболее удачными формами организации образовательного процесса являются: игры, викторины, творческие проекты.

Литература для детей.

  1. «Плетение из бисера» 2007г., А.В. Краузе «Планета».
  2. «Соленое тесто», 2004г., «Бурда» (рукоделие), «Внесигналок».
  3. Журнал «Верена», учебный курс №1/98г., №5/99г., №8/2001г., №12/2003г.
  4. Журнал «Василиса», 2003г.
  5. Журналы: «Валентина», «Лена», «Анна».
  6. Дольд Михаэла. Коллажи и картины.- М.: АРТ-Родник, 2007.Жоуди 7.Сюзане. Коллажи-картины.- М.: АРТ - Родник, 2007г.

8.Ламмель Мартина. Знаменитые шедевры.- М.: АРТ – Родник, 2007г.

9.Логунова Т. Первые уроки дизайна. - М.: Мозаика- Синтез, 2006г.


Литература для педагогов.

  1. «Плетение из бисера» 2007г., А.В. Краузе «Планета».
  2. «Соленое тесто», 2004г., «Бурда» (рукоделие), «Внесигналок».
  3.  «Рукоделие», М.«Просвещение», 1989г.
  4.  «Все о вышивке: от секретов до советов», «Кон- лига Пресс», М. 2000г.
  5. Либби Норман Дизайн интерьера. Цвет и стиль. – Белгород, 2008.
  6. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция.  -  М., 2004.
  7. Мейстер А. Г. Бумажная пластика, Москва, 2001.
  8. Паранюшин Р. В. Композиция. - Ростов-на-Дону, 2005.
  9. Раушенбах Б. Геометрия картины и зрительное восприятие. – П., 2002.
  10. Сапожникова Т., Коблова О. Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека». – М., ИСКУССТВО №17 - №24, 2006г.
  11.  «Лепка из соленого теста», «Егорова», М. «Человек», 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Группы начальной подготовки туристско-краеведческой направленности туризм (наименование учебной дисциплины, курса) 2 года (срок реализации программы) модифицированная

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТуристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует все­стороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовно...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Физика» по профессиям начального профессионального образования.

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программой в соответствии  с примерной программой Министерства образования и науки Российской Федерации Феде...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Иностранный язык в профессиональной деятельности для профессии 54.01.20 Графический дизайнер

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессии 54.01.20 Графический дизайнер" (приказ №1543 от 09 де...

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей.

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Введение в специальность» по профессии 54.01.20 Графический дизайнер

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 54.01.20 «Дизайн....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ. 03 Иностранный язык 54.01.20. Графический дизайнер

Программа учебной дисциплины разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования по профессии (специа...