Методические рекомендации по организации опытнической работы по выгонке (из опыта работы)
учебно-методический материал по теме

Белокопытова Людмила Викторовна

 

В данном методическом пособии  даны  рекомендации по проведению практических мероприятий по выгонке таких луковичных как гиппеаструм, пролеска, мускари, даурские лилии и нарциссы. Также приводится опыт выгонки клубне - корневищных растений – пиона уклоняющегося и медуницы.

    Эти методические рекомендации призваны оказать помощь учителям биологии, классным руководителям и педагогам дополнительного образования в организации и постановке опытов по выгонке раннецветущих растений к ежегодно проводимой в районе выставке «Выгоночных растений».

   Источником практического опыта по выгонке растений к определенной дате является анализ своей многолетней опытнической работы в объединении «Овощеводство и цветоводство крестьянского двора», в  школьной теплице и в собственном мини - питомнике цветочно-декоративных растений.     В работе обозначены этапы по выбору и подготовке растений к выгонке, сроки проводимых мероприятий и условия необходимые для выгонки того или иного растения. Уделено внимание обсуждению частых ошибок и промахов при выгонке растений.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_po_vygonke.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей «Корочанская Станция юных натуралистов» Корочанского района Белгородской области

 

                                                     

Методические рекомендации

по организации опытнической работы по выгонке

(из опыта работы)

                           Автор: педагог дополнительного образования

                Белокопытова  Людмила  Викторовна

                                   

     

                                                                         

                                             Короча 2014 г.

                                                                                                                                                                                                                     

Содержание

стр

Аннотация

3

Пояснительная записка

4

Основная часть

5

1. Этапы выгонки

5

2. Выбор культур и посадочного материала для выгонки

5

3. Закладка опытов по выгонке

6

4. Создание холодных условий

7

5. Пристановка  растений к цветению

7

Заключение

9

Библиографический список

9

Приложения

10

Аннотация

     В данном методическом пособии  даны  рекомендации по проведению практических мероприятий по выгонке таких луковичных как гиппеаструм, пролеска, мускари, даурские лилии и нарциссы. Также приводится опыт выгонки клубне - корневищных растений – пиона уклоняющегося и медуницы.

    Эти методические рекомендации призваны оказать помощь учителям биологии, классным руководителям и педагогам дополнительного образования в организации и постановке опытов по выгонке раннецветущих растений к ежегодно проводимой в районе выставке «Выгоночных растений».

   Источником практического опыта по выгонке растений к определенной дате является анализ своей многолетней опытнической работы в объединении «Овощеводство и цветоводство крестьянского двора», в  школьной теплице и в собственном мини - питомнике цветочно-декоративных растений.     В работе обозначены этапы по выбору и подготовке растений к выгонке, сроки проводимых мероприятий и условия необходимые для выгонки того или иного растения. Уделено внимание обсуждению частых ошибок и промахов при выгонке растений.

Пояснительная записка

    В настоящее время в педагогике большое внимание уделяется   опытнической и исследовательской деятельности обучающихся. С этой целью в нашем регионе ежегодно проводятся различные конкурсы и выставки. Областная выставка выгоночных цветочно-декоративных растений «Приближая дыхание весны…» призвана стимулировать опытническую и учебно-исследовательскую  работу в области цветоводства. Участвуя в этой выставке обучающиеся должны показать свои навыки по выгонке тюльпанов, нарциссов и других растений. Чаще подготовка  к выставке  ложится на плечи учителя биологии, но  и учителя начальных классов пытаются проводить опыты по выгонке  по  программе окружающего мира.  Многолетние наблюдения таких опытов привели к выводу, что при неверной организации, результаты очень плачевны: чаще цветения не наступает или оно настолько невзрачное. Также частенько цветение не совпадает по датам с проведением выставки или с праздниками, к которым выгонялись цветы. Это приводит к разочарованию  обучающихся. Педагогу в такой ситуации вдвойне обидно, т.к. работа по выгонке очень трудоёмка, а в итоге отрицательный результат. Но если результат выгонки  достигнут, и достигнут вовремя – радости воспитанников нет предела. Да и обучающие и воспитательные цели можно считать достигнутыми, т.к.  яркое цветение опытных растений стимулирует познавательную активность обучающихся, способствует  их эстетическому и нравственному воспитанию.  

     К сожалению, для многих классных руководителей и педагогов даже само слово «выгонка» мало о чём говорит, т.к. это сугубо специализированное понятие, применяемое в цветоводстве. Тем более, совсем немногие учителя могут привлечь своих воспитанников к опытнической работе в данном направлении из-за отсутствия необходимых элементарных знаний по  данной теме.

     Данные методические рекомендации призваны познакомить  педагогов с основами правилами и сроками «выгонки» некоторых растений и облегчить организацию  опытнической работы в этом направлении.

     

 Основная часть

Этапы выгонки

 Понятие «выгонка» означает  процесс, когда стимулируют цветение растения  во внеурочное для него время. Алгоритм выгонки цветов таков:

  1. выбор культуры для выгонки;
  2. выбор посадочного материала;
  3. закладка опытов по выгонке;
  4. создание холодных условий;
  5. «пристановка» к цветению;
  6. уход за выгоночными растениями.

Рассмотрим каждый этап  процесса выгонки отдельно.

Выбор культур  и посадочного материала для выгонки

       На первом занятии по теме «Выгонка» необходимо познакомить обучающихся с самим понятием выгонки и с выгоночными культурами. Мне в этом помогает многолетнее сотрудничество с агрофирмами «ФЛОС», «Русский огород», «Садовый мир». Каталоги этих фирм очень красочны, получаем мы их по два раза в год и чтобы такой материал не пропадал зря, мы решили изготовить цветочные карты. Для ознакомления с выгоночными культурами проводится игра «Умник» с колодой карт, в которой яркие фото тюльпанов, лилий, пролесок, мускари и других луковичных растений. На обороте карт обязательно есть опорная схема свойственных этому растению признаков. Играя в игру, обучающиеся знакомятся с особенностями и сроками цветения растений. После игры мы совместно выбираем раннецветущие культуры.  

   Легче всего заставить цвести зимой растения с наименьшим периодом вегетации, т.е. зацветающие в природе раньше других. К таким растениям относятся все раннецветущие растения или первоцветы. Из диких растений Белгородской области к таким относятся пролеска сибирская, хохлатка, первоцвет весенний, медуница, гусиный лук.  Из приусадебных луковичных растений хорошо поддаются выгонке гиацинты, крокусы, мускари, ранние сорта тюльпанов, нарциссов. Намного труднее поддаются выгонке  корневищные и клубне – корневищные растения (ландыши, пион узколистный) и растения, у которых нет заложенных с осени цветоносов: аквилегия, ранние сорта ирисов,  (у этих растений цветочная почка закладывается не осенью, а уже во время вегетации). В любом случае, для успешного завершения  опыта лучше начинать с выгонки луковичных (, гиппеаструма, нарцисса, гиацинта, тюльпана). Чтобы к такому выводу пришли сами ребята, необходимо познакомить их со строением луковицы.  На своих занятиях  я провожу практическую работу по теме: «Изучение строения луковицы тюльпана». Работа проводится по вариантам. Для того чтобы наглядно показать разницу в строении луковиц разного размера, выдаю первому варианту крупные луковицы, второму - луковицы меньших размеров, третьему - больные луковицы. Ребята измеряют окружность луковицы, препарируют её, зарисовывают и подписывают её части, записывают результаты своего исследования в таблицу (Приложение 1). В конце практической работы прошу обсудить результаты своего исследования с соседом по парте и обменяться данными для заполнения таблицы. На доске заполняем таблицу по всем трём вариантам. Так    обучающиеся приходят к выводу, что чем крупнее луковица, тем больше вероятность её цветения, т.к. только в крупных луковицах обнаруживаются цветочные почки, а  мелкие и больные, мягкие луковицы вообще не годятся для выгонки. Обучающимся предлагается конкурс по составлению правил выгонки. Так мы обоснованно выдвигаем первые три правила выгонки:

1) чем меньше период вегетации растения, тем легче получить хорошую выгонку;

2)  луковицы должны быть крупными, плотными

3) посадочный материал должен быть свежим и здоровым.                                    

Закладка опытов по выгонке

   Закладка луковичных растений на выгонку чаще производится  в августе месяце. В это время высаживаются в грунт луковицы тюльпанов, гиацинтов и других луковичных. Луковицы перед посадкой желательно обработать препаратом «Максим» или темно-розовым раствором марганцовки. Такая обработка предотвратит развитие грибковых заболеваний и гниение луковиц.

      Для выгонки мы высаживаем луковицы в приготовленные емкости. Желательно, чтобы почва в них была из смеси покупного грунта и обычной огородной земли 1:1.  

     Для организации опытнической работы по выгонке необходимо заранее продумать темы опытов и в зависимости от этого уже высаживать или ухаживать за  культурами. Любой вегетационный опыт предполагает посадку не менее двух-трёх луковиц или растений, т.к. только в сравнении  и при наличии нескольких повторностей опыт может считаться достоверным. Из-за дороговизны посадочного материала именно это требование часто является точкой преткновения для многих взявшихся за такие опыты. При наличии единственного растения выход видится в проведении  простейшего опыта по наблюдению за ростом и развитием растения. Такой опыт подходит для обучающихся младших возрастов и будет иметь, какую либо ценность, если изучается редкое растение, ранее не применяемое для выгонки. Для нарциссов, тюльпанов и гиацинтов чаще опыты проводятся по сравнению влияния на растения каких – либо факторов (глубины посадки, минеральных удобрений, тепловой обработки  луковиц и т.п.).

Создание холодных условий

     Большинство луковичных перед цветением обязательно должны пройти период охлаждения. Создать такие условия можно двумя способами: в холодильнике и оставив посадки на улице. На практике при содержании емкостей с луковицами в  нижнем отделе холодильника результаты выгонки немного хуже:  начало цветения отодвигается на поздние сроки или может вообще не наступить. Стабильные результаты выгонки получаются при   создании во время холодного периода условий  более близких к природным.  

     Желательно прикопать  емкости с луковицами в почву и оставить вплоть до самого момента «пристановки». Практически все горшочки с посаженными луковицами мы устанавливаем в канаву на грядке, простеленную полимерной плёнкой.  При наступлении заморозков укрываем место прикопки  металлической  сеткой, чтобы влага  проникала к растениям в осенний и зимний период и, чтобы легче было доставать горшочки из под снега. Если не возможно прикопать ёмкости на улице, выгонка ставится в нижний отдел холодильника.

                                  Пристановка  растений к цветению

     Для обсуждения вопросов выгонки необходимо ознакомиться с понятием «пристановка». Пристановка к цветению – это перенос  приготовленных к  выгонке растений с холода в тепло. Для каждого растения   даты пристановки определяются планируемой датой цветения. В таблице приводятся примерные сроки холодного периода и даты пристановки, изученных в нашей теплице культур.  

 

п\п

Культура, сорт

Дата посадки

Дата пристановки

Начало цветения

Тема опыта

Примечания

1

Тюльпаны Грейга

5.08.

12.12.

1.02

Влияние притенения всходов на высоту цветоносов

Притенение всходов сразу после пристановки удлиняет цветоносы

2

Нарциссы трубчатый, сорт

Карлтон

5.08.

18.01.

13.02.

Влияние корневых подкормок на сроки цветения

  Подкормки сокращают период вегетации до цветения  

3

Пион узколистный

9.09.

14.11.

14.02

Влияние формы корневищных  почек на цветение

Для выгонки необходимо садить корневища с округлыми,

крупными почками

4

Ландыш майский

16.09.

20.01.

23.02.

Влияние глубины посадочной ёмкости на качество выгонки ландыша

Плохо развивается в низкой

ёмкости

5

Традесканция

5.10.

-

-

Влияние объёма посадочной ёмкости на сроки цветения традесканции

Без холодного периода

6

Гиппеаструм

Сорт «Пылающая звезда»

Период покоя в подвале с августа

26.12.

15.02.

Влияние условий хранения луковиц на качество выгонки

Нельзя допускать пересыхания

корней луковиц в период покоя

7

Гиацинт

5.08.

22.01.

10.02

Влияние размера луковиц на качество выгонки

Выбирать самые крупные луковицы, не допускать

 пересыхания

земляного кома

8

Медуница

10.09.

Сразу в помещение

18.02.

Влияние холодного периода на качество выгонки.

Холодный период ухудшает качество выгонки, растения не зацвели.

Необходим

обильный

 полив

9

Лилии даурские

10.09.

14.11.

18.02.

Влияние досвечивания на качество выгонки

Без

 досвечивания

 цветоносы

 короткие

10

Пролеска сибирская

28.08.

5.02.

14.02.

 

Очень  

быстро

отцветают

      Данная таблица составлена по результатам опытов, проводимых обучающимися объединения «Овощеводство и цветоводство крестьянского двора» с 2007 по 2014 год. Результаты этих опытов частично представлены в приложении 2. В примечаниях указаны наши замечания и выводы по опыту.  

Заключение

     Опытническую работу по выгонке мы продолжаем. В настоящее время  изучаются особенности выгонки гравилата чилийского и флокса шиловидного. Эти исследования проводят обучающиеся по индивидуальному маршруту. Оказалось, что такая форма организации опытнической и исследовательской работы наиболее продуктивна.

   

   Условия необходимые каждой культуре при выгонке можно узнать из специальной литературы, поэтому в этих рекомендациях о них не говорится. Особое внимание хотелось бы уделить ошибкам  по уходу уже после пристановки. Чаще всего выгонка не удаётся при плохом поливе, т.к. даже разовое пересыхание земляного кома приводит к ухудшению качества выгонки независимо от культуры.

     В заключении хочется пожелать педагогам  любознательных обучающихся и удачных опытов.

 

Библиографический список

1. Завадская ,Л.В. Выгонка растений.- М.: Изд.Дом МСП, 2006.-160 с.

2. Жулёва В.М, Черенок Л.Г.Цветы луковичные и клубнелуковичные.- М.: Издательский Дом МПС, 2006.- 320с.

Приложение 1

К практической работе

Таблица 1.  Сравнение луковиц тюльпана разного размера                                                

Вариант

Рисунок

Внешний вид, в разрезе

Окружность,см

Количество чешуй, шт

Наличие цветочной почки, да, нет

 1

 2

 3

1 вариант -  крупная луковица (больше 3,5 см. в диаметре);

2 вариант -  мелкая луковица;

3 вариант – больная луковица.                                            

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация работы постшкольного отделения. Из опыта работы.

Наша школа почти 10 лет работала по программе постшкольного сопровождения молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Отделение посещали выпускники коррекционных школ, надомного обучени...

Организация внеклассной работы по предмету. (Из опыта работы учителей МО гуманитарных наук)

В статье представлено обобщение опыта работы методического объединения учителей гуманитарных наук МОУ "Седановская СОШ" (п. Седаново Усть-Илимский район Иркутская область). Внеклассная работа позволяе...

Проектная технологиия как одна из форм организации исследовательской деятельности учителя математики ( из опыта работы)

Данный материал обобщает опыт организации исследовательской деятельности с использованием различных педагогических технологий. Особый акцент- проектная деятельность , в условиях  работы в сельско...

Современные подходы к организации праздничных форм досуговой деятельности (из опыта работы творческого объединения «Праздничное агентство»)

Организация и проведение массовых праздников, представлений и игровых программ – является одним из аспектов в деятельности учреждений дополнительного образования детей. Потому что праздник – это особо...

ТЕМА: «Роль воспитательной системы в организации жизнедеятельности детского объединения» - доклад из опыта работы педагога дополнительного образования.

Процесс воспитания – это устойчивый, обладающий свойствами целостности педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующийся в опыте, в практике. Концепция воспитательной системы о...

Организация опытнической работы как формы сельскохозяйственной профилизации в школе сельского типа

В статье описывается организация опытнической работы на трех ступенях общеобразовательной школы.1 ступень: предлагается тематика наблюдений в 1, 2, 3 классах  и тема первой опытнической работы в ...

Организация работы школьного телевидения. (Из опыта работы)

Статья "Организация работы школьного телевидения. (Из опыта работы)" опубликована в сборнике материалов XV Международной научно-практической конференции «Информатизация учебного процесса и управл...