Презентация "Как построить свою речь".
презентация к уроку по теме

В презентации нашли отражение вопросы построения публичного выступления. Рассматриваются виды аргуметов, особенности композиции публичной речи, рассказывается о плане речи, приёмах изложения материала, недостатках композиции и т.д. Работа будет полезна всем, кто заботится о качестве своего публичного выступления. Также материал можно использовать на элективных курсах по риторике или на внеклассных занятиях по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_postr_svoyu_rech.pptx174.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАК ПОСТРОИТЬ СВОЮ РЕЧЬ Презентация подготовлена старшим преподавателем Клеменчук С.В.

Слайд 2

ЛЕКЦИЯ № 1 КОМПОЗИЦИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ. -------------------------------------------------------- Композиция – это последовательное расположение частей публичной речи в соответствии с содержанием и замыслом оратора. Задача начала выступления - вызвать у слушателей повышенный интерес к дальнейшему ходу мыслей оратора. Задача вступления к речи - обосновать постановку вопроса, поддержать интерес слушателей. Задача главной части - разъяснить выдвинутые положения, доказать их правильность, подвести слушателей к выводу. Задача заключения - суммировать сказанное, повысить интерес к предмету речи, подчеркнуть значение сказанного.

Слайд 3

ПРИЕМЫ ИЗЛОЖЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ РЕЧИ. ФОРМЫ ИЗЛОЖЕНИЯ. ------------------------------------------------------------- Анализ - позволяет путем расчленения понятия, явления глубже проникнуть в сущность. Синтез - мысленное соединение в одно целое частей объекта, явления, полученных при анализе. Индукция - обобщение частных, единичных случаев для получения вывода. Дедукция - логическое умозаключение от общих суждений к частным выводам. Аналогия - умозаключение о принадлежности предмету, явлению тех или иных признаков на основании сходства с другими явлениями. Разнообразные приемы изложения и объяснения речи используются для понятности речи. Выступление можно иллюстрировать показом таблиц, схем, графиков, фотографий, чертежей. -------------------------------------------------------------

Слайд 4

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО. АРГУМЕНТАЦИЯ В ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ. -------------------------------------------------------------- Аргумент – логический довод, служащий основанием доказательства. Аргументы к существу дела (факты, документы, статистический материал). Аргументы к человеку (ссылка на мнение видных деятелей, ученых, писателей, аргументы к публике). -------------------------------------------------------------- Доказательство состоит из трех элементов: тезис, аргументы, демонстрация. Тезис – это мысль или положение, истинность которого требуется доказать. Это форма, способ доказательства. Различают доказательства прямые (тезис обосновывается аргументами без дополнительных построений) и косвенные (истинность тезиса обосновывается посредством антитезиса).

Слайд 5

Правила тезиса и аргументов: тезис нужно сформулировать четко; тезис должен оставаться неизменным в ходе доказательства; тезис не должен содержать логического противоречия; в качестве аргументов используют только истинные положения; аргументы должны быть достаточными для данного тезиса.

Слайд 6

ПЛАН – ОСНОВА КОМПОЗИЦИИ План – это взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения. Предварительный план (включает список всех вопросов, которые возможно осветить по теме). Предварительный план помогает подобрать литературу и отобрать фактический материал для выступления. Он отражает собственное решение оратором темы выступления. Рабочий план (включает формулировки отдельных положений, содержит примеры, факты, цифры, которые будут использованы в речи). Рабочий план помогает лучше продумать структуру выступления. Основной план (содержит вопросы, которые будут освещаться в речи). Основной план пишется для слушателей, чтобы облегчить процесс восприятия речи.

Слайд 7

НЕДОСТАТКИ КОМПОЗИЦИИ: -------------------------------------------------- Нарушение логической последовательности в изложении материала. Перегрузка текста теоретическими рассуждениями. Отсутствие доказательности основных положений. Обилие затронутых вопросов и проблем. Шаблонное, трафаретное построение речи. ------------------------------------------------------------------ ПОМНИТЕ : каждое выступление должно быть хорошо продумано и отражать интересы, склонности самого выступающего.

Слайд 8

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ ---------------------------------------------------- В начале следует определить и четко сформулировать тему . Какие требования Вы бы предъявили к теме выступления? Оратор должен четко определить цель выступления. Большое значение имеет предварительное знакомство с составом аудитории. Подумайте: для чего это важно? Главная составляющая подготовки – поиск и подбор материала. Какие источники Вы при этом будете использовать?

Слайд 9

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ ---------------------------------------------- Обязательно следует записать либо полный текст выступления, либо конспект (план, тезисы). В процессе подготовки рекомендуется репетировать речь, проанализировать ее, учесть сильные и слабые стороны. Особое внимание следует обратить на жесты, мимику, позы и паузы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация в СМИ "Пусть каждый построит корабль своей мечты.."

О работе кружка "Стендовое моделирование"...

Классный час "Построим счастье своими руками"

Данный классный час проводился мной в рамках творческого дня, приуроченного к юбилею школы.  Материал предназначен для классных руководителей и может быть полезен для подготовки к различным внекл...

Вместе мы построим будущее на своей земле!

О проведении выездного мероприятия "День карьеры" в рамках профориентационной работы СГСХА...

Технологическая карта внеклассного мероприятия в 9 - х классах "Чем мы засоряем свою речь?"

Внеклассное мероприятие проводимое социальным педагогом в коррекционной школе в 9 - классах, с целью профилактики девиантного поведения....

Как построить свой дом??? (По повести А.Лиханова «Высшая мера»)

Цель урока: создать условия для формирования ключевых компетенций школьников посредством технологии развития критического мышления через чтение  и письмо.Задачи: 1) осмыслить идейное содержание п...

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7 Изучение синтаксических норм. Формирование умений строить и анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы и задания на устранение основных типов  синтаксических ошибок:неоправданная инверсиянеоправданный пропуск члена предложения (эллипсис)смещенн...

"Следите за своей речью"

Исследовательская работа на тему "Следите за своей речью" поможет учителям-словесникам, классным руководителям в работе над культурой речи их учащихся....