Учебное пособие "Ударные народные инструменты"
презентация к уроку на тему

Маркеева Александра Николаевна

Данное учебное пособие является самоучителем по игре на ударных инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon udarnye_narodnye_instrumenty.ppt696.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебное пособие Ударные народные инструменты Маркеева Александра Николаевна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей г. Балашова Саратовской области»

Слайд 2

План Введение Ложки Бубен Трещотки Коробочка Рубель Литература

Слайд 3

Введение Народные музыкальные инструменты – важная составная часть музыкальной культуры русского народа. Они тесно связаны с различными сторонами быта, хозяйственной и общественной деятельности, музыкальной и духовной культуры, истории народа. О русских народных инструментах свидетельствуют летописи, сказания, былины и исторические песни. Первые музыкальные инструменты русского народа имели примитивный характер, они изготавливались из самых простых материалов: дерева, бересты, камыша и т.д. Это ложки, трещотки, рубель, коробочка, бубен. Все эти музыкальные инструменты сопровождали жизнь и быт русского народа на протяжении многих десятилетий, они узаконили свое место не только в домашних ансамблях и самодеятельных оркестрах, но и на профессиональной сцене. Появляются там и тут эпизодически, но всех их роднит оригинальность как внешнего вида, так и звучания, простота и забавность.

Слайд 4

Ложки С древнейших времён наши предки употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию, что существовало у всех народах мира с древности. Игрой на ложках сопровождались народные песни и танцы. Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что может издавать звук. Первые довольно подробные сведения о ложках, как музыкальном инструменте, появляются в конце XVIII века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. Некоторые исследователи предполагают, что ложки возникли у русских в подражание испанским кастаньетам. То что инструмент бытовал задолго до конца XVII в. косвенно свидетельствуют лубочные картинки, относящиеся к XVIII — XIX векам, изображающие козу и медведя, где есть надпись «Медведь с козою прохлаждается, на музыке своей забавляются. Медведь шляпу вздел, в дудку играл, а коза сива в сарафане красивом — с рожками, и с колокольчиками, и с ложками скачет, и в присядку пляшет».

Слайд 5

Ложки В XIX — XX веках ложки широко бытовали в хорах песенников и ансамблях русских народных инструментов в качестве эффектного номера с элементами трюкачества. Игра на ложках достигала в прошлом веке высокого мастерства, о виртуозах-ложечниках сохранились в литературе весьма восторженные отзывы. Ложечники выступали соло, сопровождали пение и пляски, а также входили в состав различных ансамблей. Ложки — древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоядки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоядки подвешивают бубенцы. В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера. Существует множество способов и приёмов игры на них.

Слайд 6

Способы и приемы игры на ложках Способ игры на двух ложках . Используется здесь только одна пара ложек. Исполнитель держит две деревянные ложки одинакового размера в правой руке, зажав ручку одной из них между большим и указательным пальцами, второй между указательным и средним. Ложки повернуты друг к другу выпуклостями, но не касаются одна другой. Играют при такой постановке сидя. Удары парой ложек в этом способе игры часто называют хлопками, так как ложки во время удара касаются о левую ладонь или другую точку корпуса своей открытой стороной- емкостью, совершая как бы хлопок. В этом способе хлопки совершаются парой ложек о плечи, колени и ступни ног, о левую ладонь (с обеих сторон), о локоть левой руки. Кроме хлопков существуют еще такие приемы игры, как большое и малое тремоло (малое- быстрое чередование ударов между пальцами рук, большое- быстрое чередование ударов между ладонью и ногой), тремоло между коленями, большие и малые дроби (скользящее чередование ударов от руки к правой ноге).

Слайд 7

Способы и приемы игры на ложках Способ игры на трех ложках . В игре этим способом участвуют три деревянные ложки. В левую руку мы берем две ложки с таким расчетом, чтобы рукоятка одной из них поместилась между большим и указательным, а второй - между средним и безымянным пальцами; концы рукояток при этом направлены наружу. Ложка, зажатая между большим и указательным пальцами, лежит на ладони выпуклостью вверх. Вторая ложка повернута тыльной стороной к выпуклости первой, а в углубление ее вкладываются пальцы: средний безымянный и мизинец. Разжимая и сжимая пальцы, производят удары выпуклых полушарий одно о другое. В правой руке держат третью ложку, ее тыльной стороной вскользь ударяют по выпуклостям первых двух ложек. При игре стоя мы иногда вставляем три – четыре ложки за кушак. Удары одиночной ложкой чередуем как о пару ложек в левой руке, так и о ложки за кушаком. При игре сидя ложки можно дополнительно вставлять между колен с той же целью, что и при игре стоя.

Слайд 8

Способы и приемы игры на ложках Способы игры на четырех ложках . В игре этим способом участвуют уже две пары ложек - по паре ложек в каждой руке. Ложки берутся так же, как в способе игры на двух ложках. Суть этого способа в том, чтобы продемонстрировать игру обеими парами ложек одновременно. Каждая пара ложек (попеременно) совершает хлопки по противоположной руке (у запястья), затем по коленям, после чего идет серия быстрых ударов обеими парами ложек о грудь и колени. Очень интересен прием игры – удары парами ложек по коленям сидящих рядом игроков. Иногда, при игре между пальцами левой руки выпуклостями полушарий наружу зажимают 3 ложки, расходящиеся веером. За пояс или голенище сапога левой ноги засовывают четвертую большую ложку. В правую руку берут пятую ложку, которой и производят прямые и скользящие удары по всем остальным. Следующий способ игры похож на способ игры на трех ложках. В правую руку вкладываются ложки так же, как и в левую. Путем быстрого сжатия каждой кисти совершаются удары в каждой паре ложек. Новые приемы игры в этом способе – одновременные удары двумя парами ложек друг о друга с одновременными поворотами кистей рук и переменные удары ручками ложек друг о друга.

Слайд 9

Бубен БУБЕН - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольчики, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки. Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Одно из описаний бубна в качестве военно-музыкального инструмента относится к X в. (960-е годы) и включено в описание похода князя Святослава Игоревича. Число бубнов в войске определяло его численность. Бубен служил знаком командного достоинства, исполнители на бубнах находились в непосредственном распоряжении начальников отрядов. Бубен ратный представлял собой котёл с натянутой кожаной мембраной. В древности удар по мембране производился с помощью вощаги - колотушки в виде кнута с плетенным шаром на конце. Ратные бубны применялись как пехотой, так и конницей. Известны разновидности ратных бубнов: тулумбас и набат.

Слайд 10

Бубен Предполагают, что русские набаты были огромных размеров, для их перевозки использовалось 4 лошади. А звук, точнее грохот, извлекали одновременно 8 набатчиков. При помощи условных сигналов бубнов в русской рати осуществлялась звуковая связь, подавались разные команды. Во время боя ударные инструменты объединялись с трубами и сурнами и создавали устрашающий врага грохот. В более поздние века бубном широко пользовались скоморохи и медвежьи повадыри. Скомороший бубен похож на современный инструмент. Он представляет собой неширокую деревянную обечайку круглой формы с натянутой на одну сторону кожаной мембраной и подвешенными с внутренней стороны бубенчиками и колокольчиками. Ударяли по мембране пальцами, кистью. Бубнисты в то время играли в ансамбле с балалаечниками или гармонистами, а иногда просто аккомпанировали пению лихих песен. Кроме того, бубен использовался как сольный инструмент. Вот как описывали игру на этом инструменте: "Народные виртуозы при игре на бубне выделывают разные фокусы, подбрасывая его и схватывая на лету, бьют бубном то по своим коленкам, то ударяя по голове, подбородку, даже по носу, барабанят по бубну кистью рук, локтём, пальцами, делают тремоло и вой, проводя по коже большим пальцем правой руки и прочее". Инструмент этот встречается в руках народных музыкантов и в наши дни, но основное своё применение он нашёл в оркестрах русских народных инструментов.

Слайд 11

Способы звукоизвлечения на бубне Существует три основных способа звукоизвлечения на бубне: а) различные удары по мембране ; б) встряхивание инструмента или тремоло ; в) фрикционный способ – увлажненный большой палец правой руки прижимают к кожаной мембране и быстро проводят по ней снизу вверх. Чаще всего исполнитель держит инструмент в левой руке, обхватив его пальцами. Это положение наиболее удобно для исполнения ударов различными приемами – удары по кожаной мембране у обода инструмента большим пальцем правой руки, рука собрана в кулак, большой палец отставлен в сторону; удары по мембране косточками согнутых четырех пальцев правой руки без участия большого; удары по мембране кулаком правой руки; удары по мембране кистевой частью правой руки; удары по мембране ладонью правой руки; удары по мембране локтем правой руки; удары бубном по коленям.

Слайд 12

Способы звукоизвлечения на бубне Во время встряхивания инструмента исполнитель держит бубен двумя руками вертикально перед собой. Звучание равномерно позванивающих тарелочек инструмента возникает путем его ритмического покачивания от себя к себе. Разновидность этого приема – музыкант держит бубен только левой рукой и ритмично покачивает его из стороны в сторону как веер. Правая рука дополняет это ритмичное позванивание ударами косточек согнутых пальцев, кулаком, кистью. Таким образом, в этом приеме объединены два способа звукоизвлечения – удары по мембране и тремоло .

Слайд 13

Способы звукоизвлечения на бубне Фрикционный способ игры - увлажненный большой палец правой руки прижимают к кожаной мембране и быстро проводят по ней снизу вверх. Скольжение представляет собой непрерывную цепь едва заметных подпрыгваний большого пальца. Именно эти микроудары пальца и создают крайне напряженное звучание металлических тарелочек бубна – своеобразное тремоло. Фрикционный способ исполняется большим пальцем при вертикальном положении бубна и средним пальцем при горизонтальном положении .

Слайд 14

Трещотки Трещотки — ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письменных свидетельств нет. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 г. были найдены 2 дощечки, которые, по предположению входили в комплект древних новгородских трещёток в XII веке. Даль в толковом словаре объясняет слово «Трещотки» как снаряд, устроенный для того, чтобы трещать, грохотать, шуметь. В настоящее время распространены два вида трещоток – курская и круговая .

Слайд 15

Трещотки Курская трещотка состоит из набора 18 — 20 тонких дощечек длиной 16 — 18 см., сделанных обычно из дуба и соединённых между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для того, чтобы дощечки вплотную не прикасались друг к другу, между ними вверху вставлялись небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно 2 см. Трещотку держат за концы веревок обеими руками. Раздвинув трещотку веером, исполнитель одновременными движениями правой руки вниз, а левой вверх (или наоборот) заставляет дощечки быстро ударяться друг о друга. Иногда трещотку держат за крайние дощечки, прижав к ним ладони. За счет быстрых движений рук на трещотке можно воспроизводить довольно сложные ритмы в подвижном темпе.

Слайд 16

Трещотки Как правило, первый звук исполнитель воспроизводит движением правой руки вниз, а левой вверх. Второй – обратным движением. При исполнении каждой последующей длительности меняется направление движения рук. Кроме основного приема игры на трещотке можно предложить еще два. Первый: дощечки разведены веерообразно. Встречным движением обеих рук их резко сводят вместе. Второй можно использовать на пиано (р). Исполнитель держит инструмент левой рукой, а правой отбивает ритмические рисунки по свободно висячим дощечкам.

Слайд 17

Трещотки Круговая трещотка (вертушка) – инструмент, который достаточно широко используется в симфонической музыке на протяжении нескольких столетий. Эпизодически применяют его и в народном оркестре. Ее устройство следующее. Деревянное зубчатое колесо и прямоугольная деревянная рамка посажены на ось, заканчивающуюся деревянной ручкой. Зубчатое колесо закреплено неподвижно. На противоположной оси стороне рамки прикреплена упругая деревянная пластина, упирающаяся в зубцы. При вращении рамки конец пластины, цепляясь за зубцы, производит сухой треск. Вращение рамки должно быть ровным, ритмичным, без лишних толчков. Для исполнения коротких длительностей можно использовать другой прием игры. Исполнитель неподвижно держит деревянную рамку инструмента в левой руке, а правой вращает ручку, воспроизводя одиночные удары деревянной пластины о зубцы.

Слайд 18

Коробочка Коробочка – русский народный ударный инструмент, представляющий собой небольшой продолговатый брусок. В нем вырезают полость, которая служит резонатором. В результате, если ударять по нему барабанными или ксилофонными палочками, получается достаточно резкий и звонкий звук, высота которого зависит от размера коробочки. Управлять высотой звука, кроме того, можно, частично закрывая рукой отверстие коробочки. Изготавливают коробочки обычно из кленового дерева, внешнюю поверхность обтачивают, шлифуют и полируют. Коробочку часто украшают народными орнаментами, лакируют и т.п. чтобы усилить народный колорит. Очень большое внимание уделяется подготовке дерева: оно должно быть хорошо высушенным, не содержать внутренних дефектов. Коробочка – не слишком притязательный инструмент, но в фольклорном музыкальном коллективе он поистине незаменим. При помощи коробочек можно прекрасно отмечать ритмические точки мелодии, имитировать звук каблучков в танце или другие подобные звуки. Коробочки прекрасно подходят для имитации звука конских копыт. Вообще звонкие звуки коробочки прекрасно оживляют музыкальное произведение.

Слайд 19

Рубель Рубель – это полуметровой длины неширокая, слегка изогнутая доска с ручкой. На выпуклой стороне доски по всей ее длине нарезано множество поперечных ребринок толщиной около 1 см. в русских деревнях рубель использовали для разглаживания белья. Этот предмет домашнего обихода полюбился народным исполнителям, которые стали использовать его для сопровождения плясовых песен и танцев. Применяемый в настоящее время в оркестрах и ансамблях народных инструментов и народных хорах рубель отличается от своего бытового прообраза. Он короче, без изгиба, ребринки острее и менее выпуклые. Для лучшего звучания рубеля в одном из торцов доски почти по всей ее длине вырезается насквозная резонаторная щель.

Слайд 20

Рубель Держат инструмент в левой руке за ручку, ударяя или быстро проводя по ребристой стороне вверх-вниз деревянной ложкой, которую исполнитель держит правой рукой. Вместо ложки можно использовать палочку с шариком из твердых пород дерева на конце. Отдельные удары могут производиться как по ребристой поверхности рубеля, так и по противоположной, гладкой стороне доски, для чего исполнитель разворачивает инструмент в положение, удобное для ударов. Скользящие удары (глиссандо) производятся только по ребристой поверхности движениями от себя и к себе. Различают два вида глиссандо: как форшлаг к ноте и как скольжение, начинающееся с удара и по продолжительности соответствующее длительности ноты.

Слайд 21

Литература Афанасьев С. Работа с детским самодеятельным оркестром русских народных инструментов. – М., 2000. Буданков О., Вахутинский М., Петров В. Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах. – М., Музыка, 2004. Васильев Ю., Широков А. рассказы о русских народных инструментах. – М., Музыка,2003. Музыкальная энциклопедия. Т 1-6. М., 2001. Паномотов А. Ударные инструменты в современных оркестрах. – М., 2001. Пересада А. оркестры русских народных инструментов. – М., 2005. Ссылка на фото http://www.google.ru/imgres?q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B&hl=ru&newwindow=1&client=opera&sa=X&rls=ru&channel=suggest&biw=1566&bih=788&tbm=isch&prmd=imvns&tbnid=kL3t8rnNgAtFiM:&imgrefurl=http://www.radost-moscow.ru/%3Fpage%3Dnarodnye&docid=DmwBgUJZXFgQ7M&imgurl=http://www.radost-moscow.ru/images/narodnye/buben.jpg&w=160&h=160&ei=gJyZTq_gI4SfOpq9rYkK&zoom=1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Ансамбль народных инструментов (домра)» для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)

Рабочая программа дисциплины «Ансамбль» (Домра) составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей. Программа рассчитана на 4-летний срок обучения.Игра в составе ансамбля...

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ХОРЕОГРАФИЯ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ». программа по учебному предмету ФОРТЕПИАНО

Аннотация на программу  по учебному предмету:дополнительный инструмент – фортепиано  по видам инструментов: струнные инструменты; духовые и ударные инструменты; народные инструменты; Х...

«Учебно-воспитательная работа в оркестре русских народных инструментов».

Учебно воспитательная работа – это составная часть и направленное условие деятельности любого самодеятельного коллектива. От ее качества зависит исполнительский уровень, стабильность персп...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО программа по учебному предмету УП.02.АНСАМБЛЬ

В данной программе  предпринята попытка развить музыкально-творческие способности учащегося на основеприобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого   исполнительства.Основн...

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Синтезатор" (на 2014-15 учебный год)

По данной ппрограмме проходит образовательный процесс в оркестровой студии "Гармония" ГБОУ ЗДТДиМ по предмету синтезатор для учащихся 1-2 классов....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ Программа по учебному предмету

Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкаль...