«Учебно-воспитательная работа в оркестре русских народных инструментов».
методическая разработка

Раева Ольга Анатольевна

 

Учебно воспитательная работа – это составная часть и направленное условие деятельности любого самодеятельного коллектива. От ее качества зависит исполнительский уровень, стабильность перспективы творческого роста.

 Цель учебно-воспитательной работы в самодеятельных коллективах – максимально способствовать всестороннему гармоническому развитию личности, формированию духовного облика участников, воспитанию качеств, в утверждении которых заинтересовано наше общество.

Подобная методика достаточно подробно и глубоко разработана применительно к профессиональному музыкальному образованию, где изучение всех предметов – теории музыки, музыкальной литературы, сольфеджио – и воспитательная работа рассматриваются как составные части в подготовке высококвалифицированного музыканта, и поэтому их изучают как предметы специального цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbou_dod_1.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Петровская детская школа искусств»

     Методическая разработка

              Тема: «Учебно-воспитательная работа

в оркестре русских народных инструментов».

Выполнила:

Преподаватель

МБУ ДО «Петровская ДШИ»

Раева О.А.

с. Петровкое, 2019 г.

Рассмотрено

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическом советом

Директор МБУ ДО

МБУ ДО «Петровская ДШИ»

«Петровская ДШИ»

Протокол  №___ от  « ___ »  ____201г.

_______________Е.А.Припадчева

Приказ №_________

от «      » _____________201__г.

Рецензент: преподаватель I квалификационной категории МБУ ДО «Петровская ДШИ»  Миркина Е.В.        

Рецензент: преподаватель I квалификационной категории МБУ ДО «Петровская ДШИ»  Попова Е.Ю.        

Содержание:

  1. Введение

2.Методика работы в оркестре.

3.Формы и методы работы в оркестре.

4. Воспитательная работа в оркестре.

4.1. Методы воспитательной работы

4.2. Функции воспитательной работы.

4.3. Традиции коллектива

5. Заключение

6. Литература

1.Введение.

Учебно воспитательная работа – это составная часть и направленное условие деятельности любого самодеятельного коллектива. От ее качества зависит исполнительский уровень, стабильность перспективы творческого роста.

Цель учебно-воспитательной работы в самодеятельных коллективах – максимально способствовать всестороннему гармоническому развитию личности, формированию духовного облика участников, воспитанию качеств, в утверждении которых заинтересовано наше общество. Само понятие «учебно-воспитательная работа» - раскрывает две стороны этого единого процесса обучения и воспитания. Это означает, что руководитель, обучая, обязательно ставит перед собой воспитательные задачи.

        Таким образом, одна сторона в воспитании участника оркестра – это образование и обучение его как музыканта. Другая сторона – это воспитание его как личности, формирование в нем определенных идейно-политических, гражданских, нравственно-эстетических качеств, отвечающих духу нашего общества.

        Но прежде чем оркестр «заиграет», музыкантов нужно научить играть на инструменте, обучить нотной грамоте, элементарной теории музыки. Развитие этих двух сторон требует своеобразной методики музыкально-образовательной и воспитательной работы, такой методики, которая позволяла бы решать эту задачу в комплексе.

        Подобная методика достаточно подробно и глубоко разработана применительно к профессиональному музыкальному образованию, где изучение всех предметов – теории музыки, музыкальной литературы, сольфеджио – и воспитательная работа рассматриваются как составные части в подготовке высококвалифицированного музыканта, и поэтому их изучают как предметы специального цикла.

        

2.Методика работы в оркестре.

Что же касается методики работы в оркестре, то принципы ее организации и направленность должны быть несколько иными. Необходимо учитывать тот факт, что большинство участников оркестра рассматривают изучение музыки, овладение музыкальным инструментом, как путь к расширению своего общекультурного и музыкального кругозора, как форму удовлетворения духовных потребностей. И отношение к обучению у них, поэтому носит индивидуальный и строго выборочный характер. Участник воспринимает и запоминает то, что его по каким-либо причинам интересует, привлекает. Хотя воспитательная и музыкально-образовательная работа есть единый процесс, тем не менее, дифференцировать эти две его стороны в деятельности руководителя необходимо.

4.Формы и методы работы в оркестре.

Музыкально- образовательная работа в оркестре требует применения системы различных форм и методов.

        К основным формам относятся прослушивание музыки, беседы о музыке и музыкантах. Рекомендуется проводить её и на репетициях, и как самостоятельные занятия. Такой работой можно охватить весь коллектив оркестра. Тематика может быть самой разнообразной – от знакомства с творчеством одного композитора, исполнителя до рассмотрения общих проблем музыкального искусства, его влияния на общественную жизнь, отражения в нем важнейших социально-исторических событий.

        Руководитель коллектива может использовать и такие формы, как коллективные посещения концертов, музыкальных спектаклей, лекций-концертов, занятий музыкального лектория, клуба любителей музыки, просмотр музыкальных фильмов, тематические экскурсии и т.д. Эти мероприятия проводятся в свободное от репетиций время. Участвует в них либо весь оркестр, либо часть его.

        Что же касается форм музыкального самообразования, то это могут быть различные самостоятельные занятия участников оркестра по изучению теории музыки, музыкальной грамоты, дирижирования, общих проблем искусства и художественной самодеятельности и т.д. Организуются они в основном в индивидуальном порядке и не регламентируются. Это может быть чтение книги о музыке и музыкантах, об искусстве, посещение музея, слушание радио и телевизионных передач, грампластинок.

        Методы музыкально-образовательной работы можно разделить на словесные (объяснение, рассказ, беседа), практические (обучение игре на инструменте, навыкам дирижирования) и наглядные (показ, проигрывание, оформление плакатов, стендов т т.п.).

        Каждый руководитель, в зависимости от степени владения теми или иными методами, от личного вкуса, предпочитает использовать свой определенный набор методов.

5. Воспитательная работа в оркестре.

        Воспитательная работа в самодеятельном оркестре может проводиться по двум направлениям: путем лекций и бесед внеучебного характера или непосредственно в процессе музыкального обучения, когда воспитание образует вместе с обучением единый педагогический процесс. Оба направления связаны друг с другом как по формам и методам организации и проведения, так и по своей конечной цели – подготовке музыкально образованного, нравственно воспитанного оркестранта.

        

5.1. Методы воспитательной работы

В каждом конкретном коллективе руководитель применяет наиболее целесообразные методы воспитательной работы с учетом возрастного состава, уровня специальной подготовки, степени развитости художественного мышления, эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к искусству у участников и с учетом тех задач, которые стоят в данный период перед оркестром.

        Например, на первом этапе музыкально-образовательная и воспитательная работа с оркестрантами должна преследовать цель пробудить или поддержать у них интерес к занятиям, этого добиться непросто. Но достижение этой цели во многом облегчается тем, что большинство участников приходит в оркестр как раз из-за возникновения интереса к народному инструментальному творчеству. Задача руководителя – не дать пропасть этому интересу, а всячески его развивать и укреплять. Для этого нужно с первых же занятий «втянуть» оркестрантов в мир большой музыки, сформировать у них определенные ценностные представление о ней. В данном случае руководителю следует обратиться к объяснению, анализу предлагаемой музыки (лучше программной), основных образов,  рассказу об исторических событиях, положенных в основу сочинения. Такой путь приобщения к музыке, который помогает слушателям «оттолкнуться» от каких-то реальных явлений, событий, картин, образов, весьма эффективен.

        Для прослушивания и анализа рекомендуется брать не только произведения, которые входят в репертуар оркестра. Но и иные, доступные пониманию начинающих музыкантов. Особенно эффективно в воспитательном отношении привлечение руководителем произведений программной музыки русских и советских композиторов – Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича и других.

        Многие руководители оркестров часто ограничивают музыкально-образовательную работу с коллективом рамками классической «серьезной» музыки или только народной музыки. В современных же оркестрах большинство участников – молодежь, которая весьма живо интересуется эстрадной, особенно вокально-инструментальной музыкой. Многие собирают пластинки, магнитофонные записи, ходят на концерты, обмениваются со сверстниками мнениями об этих сложных, порой противоречивых явлениях нашей музыкальной жизни. Этот интерес можно подчинить воспитательным задачам, стоящим перед коллективом. Привлечь участников к аналитической работе можно путем организации диспутов о музыке, заседаний клубов любителей эстрадной музыки и т.д. все это развивает способность правильнее понимать и оценивать любую музыку. Такие мероприятия могут стать одним из мощных и эффективных способов воспитания, развития эстетического вкуса, эмоционально-нравственной культуры.

        

5.2. Функции воспитательной работы.

Говоря о воспитательной работе, нельзя не остановиться на системе требований, которые каждый руководитель должен предъявлять к участникам оркестра. Эти требования могут выполнять две функции: воспитательную и организационную. Характер и уровень требований зависит, прежде всего, от уровня развития оркестра. Чем выше организация коллектива, тем, естественно, выше, жестче требования, и наоборот.

        Однако, в любом случае требования дают нужный результат, если они отвечают целому ряду условий, и руководитель при этом методически правильно ведет занятия.

        Требования должны быть понятны, оправданы, посильны для выполнения, последовательны. А кроме того они должны находить поддержку в коллективе. Руководитель обязан постоянно следить за тем, чтобы они отвечали этим условиям. Несоблюдение одного их условий ведет к конфликтным ситуациям, нарушает педагогическую целесообразность занятий.

        Важным воспитательным средством в руках руководителя, служащим формированию и поддержанию у участников оркестра устойчивого интереса к занятиям, сознания ответственности за свое дело, является моральное поощрение. Служить искусству, заниматься художественным творчеством – дело трудное, оно требует, кроме одаренности, полной самоотдачи.

 У участников оркестра далеко не всегда получается так, как требует руководитель и интерес коллектива.

        Поддержать, поощрить их – обязанность руководителя. Способов поощрения много: устная похвала, благодарность, почетная грамота, диплом, памятный подарок. Формой поощрения может быть интересная туристическая поездка или поездка с концертами, экскурсии в музеи и памятные места.

        

5.3. Традиции коллектива

Важным фактором, обогащающим процесс воспитания в оркестре, являются его традиции. У оркестра может быть много традиций: и коллективное празднование дней рождения участников, и регулярное совместное проведение выходных дней, чествование участников оркестра за высокое исполнительское мастерство, и другие.

        У каждого коллектива в процессе развития складываются свои традиции. Они помогают сплочению коллектива, развивают его перспективные линии, наполняют каждого участника сознанием причастности к социально важной деятельности, которая поддерживается и поощряется обществом.

        Формирование и развитие традиций – дело всего оркестрового коллектива, его актива и руководителей. Думается, нет необходимости объяснять, какую из традиций можно сделать первой по значению для оркестра. Лучше всего, если это будет ежегодное проведение дня организации оркестра. В этот день можно провести собрание коллектива, дать большой отчетный концерт, на котором перед слушателями выступят и руководители Дома культуры, отдела культуры. Традиционными могут стать и различные творческие вечера участников оркестра (10,15, 20 лет творческой деятельности), внесших большой вклад в его становление и развитие. Такие традиции воспитывают молодых участников, способствуют укреплению дисциплины в оркестре.

        

6. Заключение

Подводя итоги сказанному, следует подчеркнуть, что в деятельности оркестра можно условно выделить четыре основных воспитательных фактора:

  • Музыкально-образовательная работа, связанная с расширением знаний оркестрантов в области музыкального искусства. Художественной культуры в целом;
  • Творческая деятельность, которая носит всегда конкретный характер, развивает творческие навыки и умения;
  • Наличие коллектива, формирующего систему духовно-эстетических отношений, воспитывающего определенные нравственные качества человека;
  • Личность руководителя, оказывающая непосредственное влияние на оркестранта.

Однако, такое разделение воспитательных факторов в оркестре условно. Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены, существуют и оказывают действие в комплексе, что при умелом учете и использовании

руководителем позволяет решать те воспитательные задачи, которые стоят перед художественной самодеятельностью в нашем обществе.

 

7. Литература:

1. А. Пересада «Оркестры русских народных инструментов». Москва.

«Музыка». 1985.

2. М. Имханицкий «У истоков русской народной оркестровой культуры».

Москва. «Музыка». 1987.

3. А. Каргин «Работа с самодеятельным оркестром русских народных

инструментов». Москва. «Музыка». 1987.

4. Л. Бочкарев «Психологические аспекты публичного выступления

музыкантов-исполнителей». Москва. 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по музыке во 2 классе по теме:"Симфонический оркестр. Оркестр русских народных инструментов".

Данный тест по музыке во 2 классе предназначен для проверки уровня усвоения материала о симфоническом оркестре, и оркестре русских народных инструментов....

Презентация "Оркестр русских народных инструментов В.В. Андреева"

Презентация для урока "Оркестр русских народных инструментов им. В.В. Андреева"...

«Формирование исполнительской культуры школьников на уроках оркестра русских народных инструментов»

В данной исследовательской работе раскрыты основные аспекты формирования  исполнительской культуры школьников....

Программа дополнительного образования "Оркестр русских народных инструментов"

Рабочая программа дополнительного образования "Оркестр русских народных инструментов". Рассчитана на взраст 7-15 лет. Срок реализации 5 лет...

Музыкальный лекторий «Оркестр русских народных инструментов»

Цель: популиризация русских народных инструментов и формирование интереса к их изучению...

Музыка моего народа. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.

расширение музыкального кругозора учащихсязнакомство с русскими народными инструментам и историей их появления;закрепление навыков игры на народных инструментах;нравственное воспитание уч-ся,...