Программа дополнительного образования "Оркестр русских народных инструментов"
рабочая программа по теме

Рабочая программа дополнительного образования "Оркестр русских народных инструментов". Рассчитана на взраст 7-15 лет. Срок реализации 5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkestr_rn_instrumentov.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОМОДЕДОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №5

                                     

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

на  методическом совете кафедры

Директор МАОУ

дополнительного образования детей

Домодедовской гимназии №5

Протокол  № ___от  «      » _____201__г.

«      » _____________201__г.

Руководитель кафедры

 ____________И.А. Шарова

____________Е.В. Болмазова

Оркестр русских народных

инструментов

Программа дополнительного образования детей 7-15 лет

Срок реализации - 5 лет

Разработчик (автор/составитель):

ДЗАПАРОВ ХАЗБАТР ДЗАХОТОВИЧ

ДЗАПАРОВА ВЕРА ВАСИЛЬЕВНА

педагоги дополнительного образования

Высшей квалификационной категории

Домодедово, 2013

РЕЗЕНЗИЯ

на программу дополнительного образования детей

«Оркестр народных инструментов» в общеобразовательной школе,

представленную педагогами дополнительного образования

Дзапаровым Х.З. и Дзапаровой В.В.

Проблема воспитания подрастающего поколения на основе народной традиции является актуальной, так как современное общество невозможно строить без духовной платформы, без осознания той важной роли коренного, исконно заложеного в человеке. Детский ансамбль или оркестр народных инструментов – это оптимальная форма сотрудничества детей и взрослых, пример хорошего партнерства, которое способствует решению самых сложных педагогических задач. Данная программа имеет четкую структуру, ясно изложенную объединяющую идею: ансамблевая игра есть надежный способ самовыражения каждого участника, приводящий к взаимному духовному обогащению в коллективной деятельности.

Несомненным достоинством программы является ее современное звучание, которое отражено в ведущих целях и задачах - приобщить детей к основам русской музыкальной культуры, а оркестр народных инструментов здесь используется как важное средство национального самосознания подрастающего поколения. В программе предусмотрены разделы, посвящающие детей в историю народного искусства, русского народного исполнительства, что способствует воспитанию патриотических качеств личности. Тематический план отражен в кратком содержании программы по годам обучения, указаны формы, методы и средства взаимодействия с детьми, предложен список используемой литературы. Разработанные критерии и уровни исполнительской культуры придают программе научность, значимость, дают возможность проводить мониторинг качества обучения.

Содержание и конструктивное построение данной программы имеет гибкую структуру и предусматривает возможность внесения необходимых изменений.

Программа может быть использована в системе дополнительного образования школьников в общеобразовательных учреждениях.

Рецензия составлена руководителем кафедры художественно-эстетического цикла и дополнительного образования Курзыкиной Мариной Викторовной.

Рецензия обсуждена и одобрена на заседании кафедры художественно-эстетического цикла и дополнительного образования 28 августа 2012 года, Протокол №1.

Заместитель директора МАОУ Домодедовской гимназии №5 по воспитательной работе Ларина Жанна Владимировна

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

В. Шефнер

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В системе образовательных программ дополнительного образования детей данная программа «Оркестр народных инструментов» имеет художественно-эстетическую направленность и включает в себя  художественное  воспитание и общее музыкальное образование, основанные на сложившейся  традиционной школе  обучения игре на народных инструментах  и богатом учебном репертуаре – образцах  национальной музыки, отечественной и зарубежной классики.  Оркестровый класс — является одной из обязательных учебных дисциплин на отделении музыкального искусства (отдел народных инструментов), входит в систему специальных учебных предметов, способствует  формированию навыков коллективного музицирования, развитию природных музыкальных данных и художественно-эстетическому воспитанию учащихся. 

Актуальность данной программы  определяется  с одной стороны, потребностью в возрождении и широком приобщении детей к традициям  национальной музыкальной культуры, а с другой стороны, решением в образовательном процессе тех современных задач, которые определены в ФЗ РФ «Об образовании», в  Концепции развития художественного образования, в Концепции модернизации дополнительного образования до 2010 года.

Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди учеников. Совместное музицирование способствует созданию мотивации для совершенствования навыков игры на инструменте, развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм.

Педагогическая целесообразность  программы связана с  направлением   образовательного процесса на  развитие эстетического вкуса учащихся, на практическое применение навыков игры на инструменте, а так же с обеспечением возможности концертной практики для каждого обучающегося в составе оркестра, что имеет большое воспитательное значение. 

Данная программа является авторской.

Отличительной особенностью данной программы является  включение таких учебных элементов в образовательный процесс как «Работа над пьесами» — в младших классах, «Работа над репертуаром» — в старших, «Концертная деятельность», в подробном изложении содержания этих направлений работы, а так же в поступенном  трехуровневом вхождении в состав оркестра. 

  • Реализация данной программы, учитывая единство учебно-воспитательного и творческо-образовательного процесса, осуществляется посредством:
  • Постоянного изучения степени интереса к музыке каждого ребенка, развития у него музыкального слуха, формирования устойчивого восприятия музыки, творческого воображения, фантазии, индивидуальных особенностей;
  • Создания необходимых условий, предоставляющих возможность приобщения каждого человека к миру музыки, с помощью которых он может ярко проявить разносторонние дарования;
  • Постоянных групповых занятий: творческий характер всех выполняемых заданий направлен на развитие активных действий ребенка, на освоение им художественно-эстетических ценностей музыкальной культуры, на воспитание духовно обогащенной личности;
  • Межпредметных связей между различными видами искусства, что обеспечивает развитие познавательно-художественной деятельности ребенка, формирование навыка ориентации в художественном освоении мира звуков, ассоциативно-творческого мышления.           

        

Цель программы:        создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, для формирования его нравственно-личностных качеств, высокой коммуникативной культуры, приобщения к ценностям народной культуры, дальнейшей профориентации.

Основные задачи программы:

Обучающие:

  • обучение основам музыкальной  грамоты;
  • обучение передаче формирования навыков образно-эмоционального строя музыкального произведения;
  • формирование специальных знаний по предмету;
  • знание народной культуры, традиций и обрядов;
  • профессиональное самоопределение учащихся в области народного музицирования, подготовка наиболее одарённых учащихся к поступлению в музыкальные средние и высшие учебные заведения.

Развивающие:

  • развитие музыкального слуха: мелодического и гармонического;
  • развитие чувства ритма;
  • развитие памяти и внимания;
  • развитие эмоциональной восприимчивости, образного мышления, творческих способностей;
  • развитие творческого потенциала ребёнка, его познавательно-творческой активности.

Воспитывающие:

  • воспитание собранности и дисциплины;
  • формирование навыков сценической культуры;
  • воспитание чувства коллективизма;
  • воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры;
  • воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания в процессе исполнительского сотрудничества;
  • приобщение детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, истокам русской народной культуры;
  • воспитание у учащихся гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества.

Для решения поставленных задач используются следующие методы:

  • общепедагогические:
  • репродуктивный (вербальный и невербальный);
  • проблемно-поисковый;
  • креативный (творческий).
  • музыкального воспитания:
  • индивидуальный;
  • ансамблевый.

Обеспечивают реализацию основных целей, задач программы следующие педагогические принципы:

  • принцип открытости процесса образования, его многообразие и содержательность требуют обращения к достижениям отечественной культуры;
  • принцип вариативности обучения с учётом личностных особенностей предполагает обеспечение индивидуальной образовательной траектории каждому обучающемуся;
  • принцип субъективности образования предписывает ориентацию на максимальную активизацию субъектной позиции личности и формирование её опыта самопознания, самообразования и самореализации;
  • принцип гуманистической ориентации воспитания требует добровольности включения ребёнка в ту или иную деятельность;
  • принцип эвристической среды означает доминирующие творческие начала при организации образовательной деятельности, при этом творчество рассматривается как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.

Все вышеуказанные принципы деятельности оркестра народных инструментов прошли испытание временем и стали необходимой частью жизни педагогов и обучающихся.

Предложенная программа является:

  • авторской (по виду);
  • специализированной (по уровню освоения);
  • познавательной, развивающей художественную одарённость (по цели обучения);
  • сквозной (по форме организации образовательного процесса).

Программа  рассчитана на 5 лет обучения и делится на ступени:

І ступень – объединяет учащихся 1-ого года обучения (часов, занятия проводятся 2 раза в неделю по 3,5 часа)

В группе учащихся І ступени работа ведется по трем направлениям:

  • освоение музыкальной грамоты;
  • овладение музыкальным инструментом (оснащение, строй);
  • приобретение навыков ансамблевой игры.

ІІ ступень – объединяет учащихся 2-го и 3-го годов обучения (270 часов, занятия проводятся 3 раза в неделю по 3,5 часа)

В группе учащихся ІІ ступени происходит

  • дальнейшее совершенствование технических возможностей в овладении музыкальными инструментами, усложнение репертуара за счет введения новых приемов игры;
  • знакомство с музыкальными жанрами, с творчеством композиторов;
  • знакомство с лучшими исполнителями музыкальных произведений на народных инструментах, прослушивание их игры в грамзаписях.

ІІІ ступень – объединяет учащихся 4-го – 5-го годов обучения (270 часов, занятия проводятся 3 раза в неделю по 3,5 часа)

В группе учащихся ІІІ ступени достигается исполнение репертуара повышенной сложности, исполняются ведущие партии сводного состава оркестра. Сводный оркестр состоит из учащихся ІІ и ІІІ ступеней. Именно этот состав оркестра готовит программу для участия в городских, областных смотрах-конкурсах, фестивалях.

Наполняемость по ступеням

І ступень –1-й год обучения

ІІ ступень – 2-3-й год обучения

ІІІ ступень – 4-5-й года обучения

Возраст воспитанников– 7-15 лет

Программа предусматривает контроль усвоения учебного материала через различные формы концертной деятельности (участие в школьных концертах посвященных «красным датам» календаря, отчетных концертах – в конце учебного года  и т.п.), контроль со стороны администрации гимназии.

Педагоги оркестра:

Дзапаров Хазбатр Дзахотович - педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель оркестра, педагог по классу струнных инструментов, Отличник народного просвещения.

В обязанности музыкального руководителя входит:

•        комплектование оркестра;

•        подбор репертуара, инструментовка произведений;

•        работа с ансамблевыми группами (домровая, балалаечная и т.д.);

•        проведение сводных репетиций оркестра;

•        теоретическая подготовка обучаемых (основы музыкальной грамоты);

•        подготовка бесед по истории музыкальной литературы;

•        подбор произведений для прослушивания (в грамзаписи) профессиональных оркестров русских народных инструментов.

Дзапарова Вера Васильевна – педагог дополнительного образования, педагог по классу ударно-шумовых инструментов, концертмейстер, Отличник народного просвещения.

Учебно-тематический план

I ступень обучения

Наименование тем, разделов

Количество часов

Теоретич.

Практич.

Всего

1.

Вводное занятие

6

-

6

2.

Работа над пьесами  (индивидуальная

и ансамблевая работа)

36

96

132

3.

Сводный оркестр

1

71

72

4.

Концертная деятельность

-

2

2

5.

Итоговое занятие

2

2

4

 

Итого:

45

171

216


Содержание программы

1.Вводное занятие. Понятие о народном оркестре, ансамбле, инструментальных группах оркестра. История создания и развития оркестра русских народных инструментов. Состав оркестра. Строение инструментов. Звучание и тембры инструментов. Инструктаж по технике безопасности.

2.Работа над пьесами. Работа над ритмом, единым оркестровым метром. Работа по группам над качеством звукоизвлечения. Исполнение текста без ошибок и остановок. Работа над выразительным исполнением. Работа над формой и стилем исполняемого произведения. Первоначальный навык умения услышать себя в оркестре и исполнить пьесу целиком.

3.Сводный оркестр. Совершенствование оркестровых навыков и умений на художественном и учебно-тренировочном материале. Углубление и дальнейшее развитие специальных навыков игры в коллективе: умение одновременно слушать себя и всего оркестра. Умение свободно исполнять и свободно взаимодействовать со всем коллективом. Понимание жестов дирижера и следование им.

4.Концертная деятельность. Репетиции на сцене. Порядок выхода на сцену и правила поведения на сцене и за кулисами. Первоначальные навыки ансамблевой игры. Закрепление навыка концентрации внимания, слуха. Преодоление сценического волнения. Уверенное понимание жестов дирижера.

5.Итоговое занятие. Участие в концерте отдела народных инструментов перед родителями и учащимися II ступени.

Прогнозируемый результат

В течение обучения по программе «Оркестр народных инструментов» учащиеся I ступени должны:

  • ознакомиться с основными принципами и иметь первоначальные навыки игры на инструменте, позволяющими продолжить дальнейшее обучение уже в основном составе оркестра;
  • укрепить навыки чтения нот с листа;
  • быть собранными и внимательными на уроках;
  • уметь слышать свои ошибки и исправлять их;
  • обладать навыками оркестровой игры.

В течение года учащиеся должны разучить  4 произведения. В концертном варианте представить 1-2 номера.

Учебно-тематический план

II ступень обучения

 №

Наименование тем, разделов

Количество часов

Теорет.

Практ.

Всего

1.

Вводное занятие

2

-

2

2.

Работа над репертуаром (индивидуальная

и ансамблевая работа)

36

148

184

3.

Сводный оркестр

1

71

72

4.

Концертная деятельность

-

8

8

5.

Итоговое занятие

2

2

4

 

Итого:

41

219

270

Содержание программы

1.Вводное занятие. Повторение  и закрепление знаний, полученных ранее. Состав  народного оркестра, его расположение на сцене. Знакомство с репертуарным планом. Обсуждение работы коллектива. Инструктаж по технике безопасности.

2.Работа над репертуаром. Работа над ритмом, единым оркестровым метром. Работа над чистотой исполнения текста, слаженной игрой, отработка штрихов. Осмысленная игра на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки. Работа над звуком, способностью «держать» темп во время исполнения. Выработка внимания и понимания жеста дирижера. Воспитание умения слушать исполняемое произведение и оценивать свое исполнение.

3.Сводный оркестр. Подчинение индивидуальной манеры исполнения общеоркестровой. Совершенствование приемов звукоизвлечения, штрихов, работа над качеством звука. Понимание художественной цели. Воспитание чувства единства целого и частей исполняемых пьес. Совершенствование ансамблевых и оркестровых навыков и умений на художественном и учебно-тренировочном материале. Углубление и дальнейшее развитие специальных навыков игры в коллективе: умение одновременно слушать себя и звучание всего оркестра, умение совместно исполнять и свободно взаимодействовать со всем коллективом. Понимание жестов дирижера и следование им.

4.Концертная деятельность. Репетиции на сцене. Выступления на сцене. Уверенное, свободное и выразительное исполнение репертуара, быстрая реакция на жест дирижера. Умение слышать звучание всего оркестра, быть постоянно внимательным и собранным, справляться со сценическим волнением.

5.Итоговое занятие. Отчетный концерт. Исполнение программного репертуара оркестра. Выработка уверенного поведения на сцене. Обсуждение и анализ выступления в коллективе.
Прогнозируемый результат

По окончании обучения учащиеся II ступени должны:

  • уметь давать субъективную оценку музыкальному произведению;
  • творчески относиться к занятиям музыкой;
  • уметь свободно и уверенно держаться на сцене;
  • овладеть навыками игры на народных инструментах; уметь самостоятельно и свободно читать нотный текст; просчитывать ритмический рисунок в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8; уметь самостоятельно подобрать аппликатуру; владеть качественным звукоизвлечением;
  • обладать развитым чувством ритма, музыкальным слухом.

В течение года учащиеся должны разучить  5 произведений. В концертном варианте представить 2-3 номера.

Учебно-тематический план

III ступень обучения

 №

 Наименование тем, разделов

Количество часов

Теорет.

Практ.

Всего

1.

Вводное занятие

2

-

2

2.

Работа над репертуаром (индивидуальная

и ансамблевая работа)

36

148

184

3.

Сводный оркестр

1

71

72

4.

Концертная деятельность

-

8

8

5.

Итоговое занятие

2

2

4

 

Итого:

41

219

270

Содержание программы

1.Вводное занятие. Повторение  и закрепление знаний, полученных ранее. Состав  народного оркестра, его расположение на сцене. Знакомство с репертуарным планом. Обсуждение работы коллектива. Инструктаж по технике безопасности.

2.Работа над репертуаром. Работа над ритмом, единым оркестровым метром. Работа над чистотой исполнения текста, слаженной игрой, отработка штрихов. Осмысленная игра на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки. Работа над звуком, способностью «держать» темп во время исполнения. Выработка внимания и понимания жеста дирижера. Воспитание умения слушать исполняемое произведение и оценивать свое исполнение.

3.Сводный оркестр. Подчинение индивидуальной манеры исполнения общеоркестровой. Совершенствование приемов звукоизвлечения, штрихов, работа над качеством звука. Понимание художественной цели. Воспитание чувства единства целого и частей исполняемых пьес. Совершенствование ансамблевых и оркестровых навыков и умений на художественном и учебно-тренировочном материале. Углубление и дальнейшее развитие специальных навыков игры в коллективе: умение одновременно слушать себя и звучание всего оркестра, умение совместно исполнять и свободно взаимодействовать со всем коллективом. Понимание жестов дирижера и следование им.

4.Концертная деятельность. Репетиции на сцене. Выступления на сцене. Уверенное, свободное и выразительное исполнение репертуара, быстрая реакция на жест дирижера. Умение слышать звучание всего оркестра, быть постоянно внимательным и собранным, справляться со сценическим волнением.

5.Итоговое занятие. Отчетный концерт. Исполнение программного репертуара оркестра. Выработка уверенного поведения на сцене. Обсуждение и анализ выступления в коллективе.
Прогнозируемый результат

По окончании обучения учащиеся III ступени должны:

  • уметь давать субъективную оценку музыкальному произведению;
  • творчески относиться к занятиям музыкой;
  • уметь свободно и уверенно держаться на сцене;
  • овладеть навыками игры на народных инструментах; уметь самостоятельно и свободно читать нотный текст; просчитывать ритмический рисунок в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8; уметь самостоятельно подобрать аппликатуру; владеть качественным звукоизвлечением;
  • обладать развитым чувством ритма, музыкальным слухом.

В течение года учащиеся должны разучить  6 произведений. В концертном варианте представить 4-5 номера.

Состав оркестра:

  • домра – прима
  • домра – альт
  • домра-бас
  • балалайка – прима
  • балалайка – секунда
  • балалайка – альт
  • баян
  • шумовые инструменты (треугольник, бубен, коробочка, трещотка и т.д.)

Подходы к формированию репертуара

Репертуар – основа творческой деятельности любого художественного коллектива. Добротный, высококачественный репертуар оркестра стимулирует рост исполнительского и художественного мастерства оркестрантов и одновременно способствует развитию художественных вкусов публики. Подбирая репертуар для оркестра народных инструментов необходимо учитывать не только учебные задачи, но и представлять конечную цель работы – концертное выступление.

Репертуар оркестра. Оркестровки пьес  Х. Дзапарова.

1 .Светит месяц (русск. нар.песня)

2 .Во саду ли, в огороде (русск.нар.песня)

3 .Коробейники (русскнар.песня)

4. Танцевальные частушки.

5. Как под горкой  под горой (русск. нар.песня)

6. Воробей (муз. Адамовского, ст. Синицына)

7. Песенка про кузнечика (муз. Шаинского из мультфильма  «Приключения Незнайки»

8. Яблочко (матросская пляска)

9. Катюша (муз. Блантера)

10. Полюшко – поле (фрагмент из  героической симфонии Л. Книппера)

11. Песня друзей (муз. Гладкова, ст. Энтина  из мультфильма « Бременские музыканты»

12. Во кузнице (русск. нар.песня)

13. Во  горнице, во новой (русск. нар.песня)

14. Калинка (русск. нар.песня)

15. Полянка (русск. плясовая)

16. Погоня (муз. Я,Френкеля из к/ф «Новые приключения  неуловимых).

Условия реализации программы

  • Дидактический материал: фотографии инструментов, баянистов, ансамблей, рисунки и таблицы,  набор  открыток портретов отечественных и зарубежных композиторов.
  • Методический материал: образовательная программа, методическая литература, разработки  внеклассных мероприятий, бесед о музыке, музыкантах-исполнителях, бесед о творчестве музыкантов, видео- и аудиозаписи, программы городских, зональных, окружных  конкурсов  и др.
  • Оборудование класса: музыкальные инструменты, стулья,  пульты,  методический фонд.
  • Технические средства обучения:  музыкальный центр, фонохрестоматия,   записи  произведений и программ баянистов-исполнителей, видеоматериал.

Список литературы

  1. Агаджанов А. Русские народные музыкальные инструменты. — М, 1962.
  2. Алексеев А.  Музыка для русских народных инструментов. - М., 1958.
  3. Будашкин Н. Народные музыкальные инструменты. — М., 1961.
  4. В мире музыкальных инструментов, С. Газарян. М.,1989.
  5. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. — М., 1986.
  6. Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах – М., 1986г.
  7. Возрастная и педагогическая психология  под редакцией  М.В. Гамезо – М.,1983.
  8. Дорожкин А.  Оркестры русских народных инструментов: методические рекомендации. — М., 1955.
  9. Имханицкий М.  У истоков русской народной оркестровой культуры. — М., 1987.
  10. Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов- М., 1987г.
  11. Колчева М. Просветительская деятельность В. В. Андреева и его великорусский оркестр. — М., 1976.
  12. Комплексная программа обучения в Русском Народном оркестре. Сост. Н.И.Ткачева и др.- СПб ГДТЮ, 2001.
  13. Кушнер Г. Советы руководителям самодеятельных оркестров народных инстру-ментов- М., 1996г.
  14. Максимов Л. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. — М., 1983.
  15. Методика обучения игре на русских народных инструментах. - Л., 1975.
  16. Музыкальная грамота. С.Е. Максимов. М.,1984.
  17. Музыкальная психология, В.И. Петрушин. М.,1997.
  18. Ощепкова Е.И., Семенова Н.Т. Программа оркестра русских народных инструментов. Пермь.
  19. Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования. — М., 1999.
  20. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов. – А. Каргин. М.,1966.
  21. Смирнов A. Программа оркестра русских народных инструментов. Сборник программ.
  22. Современный русский народный оркестр, В.С.Чунин. М.,1981.
  23. Соколов Ф. В. В. Андреев и его оркестр, — Л,, 1962.
  24. Тегезунгей М.  Оркестры русских народных инструментов. -Иркутск, 1962.
  25. Х.Д. Дзапаров. Штрихи и приёмы игры на балалайке прима: методическое пособие.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку:теория и практика""

Программа  элективного курса  по  русскому  языку  предназначена  для  10-11  классов  и  ориентирована  на  развитие  речевой  ко...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...

Программа дополнительного образования "Русский фольклор"

Расчитана на 4 года обучения (прилагается каленарно- тематическое планирование)...

Учебный план по программе дополнительного образования «Русские народные подвижные игры».

Цель программы: содействие всестороннему развитию личности на основе овладения учащимися русскими народными подвижными играми, укрепление здоровья через физкультурно-оздоровительную деятельность. ...

Программа курса дополнительного образования "Русская словесность. Культура речи. История русского языка". 9 класс

Программа курса дополнительного образования "Русская словесность. Культура речи. История русского языка". 9 класс...

программа дополнительного образования "Русский на пять".

Данная программа направлена на решение проблемы формирования лингвистической компетенции учащихся, поэтому возникла необходимость расширить изучение лингвистической науки во внеурочное время....

Программа дополнительного образования "Русская словесность" (10 класс)

Данный материал предназначен для детей 15-16 лет в качестве дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы, которая носит социально-педагогическую направленность. Цель программы- развить...