Учебный план по программе дополнительного образования «Русские народные подвижные игры».
рабочая программа по физкультуре на тему

Цель программы: содействие всестороннему развитию личности на основе овладения учащимися русскими народными подвижными играми, укрепление здоровья через физкультурно-оздоровительную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon русские народные игры55 КБ

Предварительный просмотр:

 

Учебный план

по программе дополнительного образования

«Русские народные подвижные игры».

Возраст: 7-8 лет.

Срок реализации: 1 год.

Составитель: Туровская  Марина Анатольевна

учитель физической культуры,

 первая квалификационная категория.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

  Ухудшение состояния здоровья детей, всё большее увеличение учебной нагрузки, неблагоприятные социальные и экологические условия, рост социально зависимых показателей неблагополучия свидетельствуют о насущной необходимости применения доступных основной массе школьников внеурочных форм организации физкультурно-оздоровительной деятельности, создания у детей устойчивой мотивации к систематическим занятиям спортом.

  Одним из самых эффективных путей познания ребёнком окружающего мира, источником положительных эмоций являются различные игры ─ национальные, спортивные, любые подвижные.

  Игры вызывают активизацию мыслительной деятельности школьников, способствуют расширению их кругозора, совершенствованию всех психических процессов, развитию физических способностей, стимулируют естественное развитие организма детей. Кроме того, они воспитывают важные для любого человека качества, связанные с умением общаться и взаимодействовать в коллективе, отвечать за свой личный вклад в результат коллективной деятельности.

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется.

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Через игру школьники познают окружающий мир. Русские народные игры как бы созданы для того, чтобы подтвердить эту истину. Народные игры - своеобразная школа ребёнка. В них удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать их, постоять за себя и справедливость. Неоценимым национальным богатством являются календарные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Многие из них имитируют серьёзные занятия взрослых - охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и т. д. Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались сговорки: Кого выбираешь? Что выбираешь? Что возьмёшь? Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитывать также идёт из быта взрослых.

Данная программа разработана для реализации в начальной школе. Темы и разделы выбраны с учётом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа кружка рассчитана на учащихся 7-8 лет. Она предусматривает проведение занятий, направленных на достижение цели, установленной правилами игр, которые складываются на основе русских национальных традиций и учитывают культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности. 

Работа кружка предусматривает: содействие творческому развитию личности, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся.

Цель программы: содействие всестороннему развитию личности на основе овладения учащимися русскими народными подвижными играми, укрепление здоровья через физкультурно-оздоровительную деятельность.  

Задачи:

  • Познакомить учащихся с русскими народными играми, отражающими национальный аспект, с историей возникновения  игр.
  • Духовное совершенствование личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания.
  • Углублять и расширять знания, умения и навыки, полученные на уроках физической культуры, чтения, изо, музыки.
  • Содействовать укреплению здоровья, разностороннему физическому развитию учащихся.
  • Прививать любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
  • Воспитывать и развивать организаторские навыки у учащихся.
  •  Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной активности.

Ожидаемый результат.

     В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:

- знать игры – их условия и правила – и использовать их в свободное время;                      

-использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

-познакомиться с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, окружающей ребёнка;

- развить фантазию настолько, чтобы потом  сам мог изобретать подобные игры;

- у  учащихся  должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям спортом и дальнейшему самосовершенствованию;

 - следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ - это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.

Организация работы.

Количество обучающихся в группах до 20 человек.

Занятия проходят 2 часа в неделю, 72 часа за год.

Содержание программы.

раздел

Содержание занятий

Общее

кол-во

часов

теория

практика

Введение.

Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

Законы чести. Считалки. Сговорки. Жребий.

4

2

2

Отношение человека к природе.

«Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», « Зайцы в огороде», «Пчёлки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Хромая лиса», «Филин и пташки», «Лягушата», Зайка и ежи» и разные варианты их.

16

2

14

Быт русского народа.

«Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Заря», «Корзинки», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», «Ловись рыбка», «Птицелов», «Рыбаки», «Пастух и стадо», «Игры с песнями и хороводами», «Кашевары» и др.

16

2

14

Народные праздники.

Игры и забавы на масленицу: «Петушки», «Малечена-калечена», «Бой мешками», «Снежный лабиринт», «Снежный тир», «Снежная горка», «Три ноги», «Русская метла».

Игры на Пасху: «Игры с крашенками», «Жары», «Грудка», «Мены», «Одиночка», пасхальные эстафеты.

16

2

14

Игры сверстников прошлых столетий.

«Бабки», «Городки», «Горелки», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Ловишка», «Третий лишний», «Чижик», «Чехарда», «Отгадай, чей голосок», «Платочек-летуночек», «Народный мяч» и др.

 14

2

12

Итоговые конкурсы и

состязания.

.Перетягивания в парах (сидя, стоя, за руки, за веревку, за палку) 2.Тяни в круг 3.Достань камешек 5.Перетяни за черту 6.Тяни на булавы 7.Бои на бревне 8.Цепи-кованные 9.Колокол 10.Тары-бары.

6

1

5

Литература:

  1. И.М.Коротков «Подвижные игры для детей» 1987г.
  2. В.Валентинов «150 весёлых игр» 2002г.
  3. Н.Г.Павлов «300+1» (игры для детей) 2003г.
  4. С.М.Шитик «Подвижные игры» 1952г.
  5. Научно-методический журнал «Физическая культура в школе» №8 (2005г.), №3 (2005г.).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по физической культуре "Игры народов мира" для 1 класса.

p { margin-bottom: 0.21cm; } «...У всех народов существует более или менеезначительный запас игр, характеризующих донекоторой степени быт народа.»(Гориневский В.В.) Программа  «Подвижные иг...

Авторская программа дополнительного образования по народному творчеству «Возвращение к истокам»

Данная программа направлена на активные приобретения детьми культурного богатства русского народа. Она  основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ для обучающихся 7-11 лет срок реализации программы 4 года

Программа является нормативным документом, регламентирующим деятельность тренеров-преподавателей, учителей физкультуры  в условиях общеобразовательной школы для вне учебной деятельности...

программа дополнительного образования "Технология народных ремесел"

Века и тысячелетия решается задача: осмыслить, сохранить и передать следующим поколениям,  то  чем жило человечество, что представляет лицо данного народа.В данной программе уделяется вниман...

Положение об организации обучения по индивидуальному учебному плану в учреждении дополнительного образования

Положение является  локальным нормативным актом, определяет структуру, содержание и порядок  разработки и утверждения индивидуального учебного плана и служит организационно-методической осно...

Методическая разработка по теме: "Русские народные подвижные игры"

Методическа разработка "Русские народные подвижные игры"  Приложения  Средний дошкольный возраст...

План – конспект урока по физической культуре в 2-м классе по разделу "Русские народные подвижные игры".

Проведение уроков на основе народных игр является актуальным направлением в работе учителя физической культуры....