Программа деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «КОЛЕСО ИСТОРИИ»
рабочая программа по теме

Ветренко Елена Александровна

Каникулы – самая любимая пора детей и подростков. Именно в каникулы они получают возможность на собственном опыте ощутить свободу и самостоятельность, проявить самоорганизацию и самодеятельность. Школьные каникулы – неисчерпаемый резерв нравственного роста, физического совершенствования, наиболее благоприятная пора для развития ребячьего творчества, приобретения социального опыта. Каникулы – это мечта каждого школьника. Мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, об удовлетворении различных интересов, о поиске «нового себя».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lagerya_koleso_istorii.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Каникулы – самая любимая пора детей и подростков. Именно в каникулы они получают возможность на собственном опыте ощутить свободу и самостоятельность, проявить самоорганизацию и самодеятельность. Школьные каникулы – неисчерпаемый резерв нравственного роста, физического совершенствования, наиболее благоприятная пора для развития ребячьего творчества, приобретения социального опыта. Каникулы – это мечта каждого школьника. Мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, об удовлетворении различных интересов, о поиске «нового себя».

В системе образования каникулы играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков посредством организации на базе образовательного учреждения работы лагеря с дневным пребыванием детей.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.

Учитывая потребности ребенка в созидательном творчестве, была разработана форма организации жизнедеятельности детей в детском оздоровительном лагере — сюжетно-ролевая игра «Колесо истории».

Цель программы: организация содержательного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.

Задачи программы:

  • развитие разносторонних интересов и увлечений детей в каникулярный период
  • укрепление здоровья детей, привитие навыков здорового и безопасного образа жизни
  • развитие интеллектуальных, творческих, организаторских способностей детей и подростков,
  • привить навыки бережного отношения к окружающей природе
  • способствовать развитию организаторских способностей через участие детей в управлении лагерем

Принципы реализации программы:

  • принцип индивидуальности - каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные способности;
  • принцип гуманизма - к каждому человеку относятся как к личности, способной выразить свои идеи, мысли и предложения;
  • принцип демократизма - принцип, основанный на сотрудничестве и поддержке каждого человека, приехавшего отдыхать в детский центр;
  • принцип творчества - характеризует основную сторону жизни детского лагеря, где творчество является и целью, и ценностью, и средством;
  • принцип нравственности - способствует нравственной направленности самовыражения личности;
  • принцип доверия и поддержки - основывается на уважительном отношении к каждому человеку, его мотивам и интересам, доверии и поддержке.

Этапы реализации программы

1. Подготовительный этап

  • создание оргкомитета и проведение заседаний по подготовке к работе лагеря с дневным пребыванием детей;
  • разработка программы деятельности «Колесо истории»;
  • подготовка методического материала;
  • подготовка вожатых к работе с детьми в отрядах.

2. Организационный этап смены

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • знакомство с законами и правилами жизнедеятельности лагеря;
  • запуск игры «Путешествие по вехам истории государства российского»;
  • формирование органов самоуправления, организация работы центров детского учреждения.

3. Основной этап смены

  • привлечение детей в различные кружки, объединения, в группы по интересам;
  • реализация основной идеи смены;
  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
  • организация деятельности органов самоуправления лагеря.

4. Заключительный этап смены

  • подведение итогов и обобщение опыта по реализации;
  • анализ предложений, внесенных детьми, родителями, педагогами, по развитию лагеря на следующий год;
  • проведение анализа качественных изменений, произошедших с участниками смены.

Критерии эффективности программы:

Для того чтобы программа работала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий  разработаны следующие критерии эффективности:

  • постановка реальных целей и планирование результатов программы;
  • заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
  • удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
  • творческое сотрудничество взрослых и детей.

Ожидаемые результаты

Результатами успешной реализации данной программы являются:

  • укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
  • совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и оздоровления детей;
  • создание благоприятных условий для оздоровления детей, их эстетического, патриотического  и нравственного развития;
  • творческий рост детей;
  • максимальная ступень самореализации каждого участника смены;
  • творческий рост педагогов.

СЮЖЕТНАЯ МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Основная идея смены — «Путешествие по вехам истории государства российского». Игра-путешествие открывает простор творчеству ребят, фантазии, театрализации, предоставляя тем самым большую свободу в выборе форм досуга.

Девиз смены: Мы историю России

Знаем вдоль и поперек,

Что ее хранить нам стоит

Заучили как урок.

Смена делится на шесть тематических циклов, каждый из которых отражает определенную эпоху российской истории. Все ребята становятся «путешественниками во времени». Их задача – ежедневно в течение всего периода лагерной жизни, выполнять предлагаемые задания, соответствующие определенному цвету. В плане-сетке каждый цвет определяет направление деятельности:

  • Белый – художественно-эстетическая;
  • Синий – спортивная;
  • Красный – познавательно-развлекательная.

По итогам проведения каждого дня в оздоровительном лагере, дети получают частичку российского флага того цвета, который определят данный день. Большой красочный флаг будет итогом лагерной смены.

Отряды:

«Березки»

(1-2 классы)

Девиз:

Березка – символ Россиян,

А мы России нашей дети.

Мы прославляем дивный край,

Где мы растим березки эти.

«Лукоморье»

(3-4 классы)

Девиз:

Сказки с детства мы читаем.

В Лукоморье мы мечтаем

Отдохнуть, набраться сил,

И новую книжку покорим.

«Триколор»

(5-6 классы)

Девиз:

Мы бываем разные

Добрые, нежные, классные.

Наш же отряд прекрасный – Белый, синий, красный.

Каждый день начинается с «Линейки», на которой подводятся итоги прошлого дня и сообщаются запланированные мероприятия на настоящий день. При подведении итогов капитанам отрядов вручаются вымпелы «Самый активный отряд», «Самый веселый отряд» и «Самый дружный отряд». Вымпелы переходящие, но история их вручения заносится в табель, который висит на общелагерном уголке и ознакомиться с ним может любой желающий. По итогам лагерной смены этот табель анализируется, и подводятся итоги по отрядам.

В течение смены педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников: ребята заполняют экран настроения – «Матрешка». Если день прошел интересно и весело – ребята матрешке прикрепляют «веселое лицо», в противном случае – «грустное».

Дополнительно для анализа работает «Ларец откровения». Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Ларец откровений постоянно находится на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый желающий.

Кадровое обеспечение

Начальник лагеря – Царь/царица. Организатор смены.

Заместитель начальника – Бояре. Оформляет документы на открытие лагеря. Решает организационные вопросы.

Воспитатель – Князья/княгини. Составляет и реализует план работы лагерной смены. Организуют досуг детей в соответствии с  планом лагерной смены.

Музыкальный руководитель – Муза. Занимается музыкальным оформлением лагерных  мероприятий.

Инструктор по спорту – Дружинник. Организует спортивные мероприятия лагерной смены и утренею зарядку.

Дети – Путешественники. Активные участники лагерной жизни.

Дежурные по лагерю – Стражи. Следят за порядком в отряде.

Редколлегия – Писари. Занимаются оформлением отрядного уголка.

ПЛАН-СЕТКА ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Художественно-эстетическая деятельность

Спортивная деятельность

Познавательно-развлекательная деятельность

Организа-ционный период

4 июня

1 день

  • КТД «Оформление отрядного уголка»
  • Открытие лагерной смены

Эпоха богатырей

5-7 июня

2 день

  • КТД «Рисуем любимых героев из м/ф о богатырях»
  • Просмотр м/ф «Три богатыря и Шамаханская царица»

3 день

  • КТД «Армрестлинг»
  • Спортивно-развлекательная программа «Богатырские потехи»

4 день

  • КТД «Виртуальная экскурсия в картинную галерею»
  • Интеллектуальная программа «Три богатыря»

Эпоха

Петра I

8-9, 13 июня

5 день

  • КТД «Просмотр фильма «История государства российского. Петр I»
  • Конкурсная программа «Подмастерье эпохи Петра I»

6 день

  • КТД «Творческая мастерская «Корабль моей мечты»
  • Туристская игра «Царский поход»

7 день

  •  КТД «Морской бой»

Эпоха

А.С.Пушкина

14-16 июня

8 день

  • КТД «Конкурс рисунков «Сказка глазами детей»
  • Игра-путешествие «Царь Гвидон зовет Вас в гости»

9 день

  • КТД «Творческая мастерская «У Лукоморья дуб зеленый»
  • Спортивно-развлекательная программа «Сказочная эстафета»

10 день

  • КТД «Читаем сказки Пушкина детям»
  • Познавательно-развлекательная программа «Там по невиданным тропинкам…»

Эпоха Отечественной войны 1812 года

18-20 июня

11 день

  • КТД «Знакомство с Отечественной войной на виртуальной экскурсии»
  • Творческо-развлекательная программа «Отечества достойные сыны»

12 день

  • КТД «Военная эстафета»
  • Спортивная игра «Не повторим пожар в Москве»

13 день

  • КТД «Кроссворд «Война с Наполеоном»
  • Познавательная игра «200-летие Отечественной войне 1812 года»

Эпоха Великой Отечественной войны

21-23 июня

14 день

  • КТД «Просмотр фильма «Рябиновый вальс»
  • Конкурс военно-патриотической песни «Катюша»

15 день

  • КТД «День памяти»
  • Военно-спортивная игра «Орленок»

16 день

  • КТД «Читаем детям о войне»
  • Познавательная программа «Грозные 1418 дней»

Год 2012

25-27 июня

17 день

  • КТД «Конкурс рисунков «Моя семья в истории России»
  • Творческая программа «Календарь юбилейных дат»

18 день

  • КТД «Диспут «Герой моего времени»
  • Спортивная игра «Наша служба и опасна и трудна»

19 день

  • КТД «Викторина «Кто лучше всех знает Россию»
  • Познавательная программа «Год российской истории»

Заключи-тельный период

28-29 июня

20 день

  • КТД «Ларец откровений»
  • Игра-путешествие «Кто? Что? Где?»

21 день

  • КТД «Операция «Нас здесь не было»
  • Закрытие лагерной смены


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Через тернии к звёздам", программа расчитана для детей от 7 до 15 лет, каждый день программы представляет планету отчёт о путешес...

Программа деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Зеленая планета»

Лето — любимое время каждого школьника. Это наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с интересным. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое нап...

Программа школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Солнышко"

Программа деятельности летнего лагеря ориенти­рована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как мож...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.

«Галактика Радости»Возраст детей:7-12летСрок реализации: апрель-июнь 2013 год.Составитель: Федотова Евгения Владимировна,старшая вожатая...

"Программа деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей МБОУ Лицей 20 "Одарённость"

"Программа деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей МБОУ Лицей 20 "Одарённость"...

Рекомендации по составлению программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Данные рекомендации сожержат описание классификации программ, ее структуры, критериев определения качества....

"Мир чудес" программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Программа оздоровления и занятости детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на период летних каникул....