Рекомендации по составлению программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
консультация на тему

Бродецкая Елена Викторовна

Данные рекомендации сожержат описание классификации программ, ее структуры, критериев определения качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon letniy_otdykh.doc24.89 КБ
Office presentation icon letniy_otdykh.ppt322 КБ

Предварительный просмотр:

Методист отдела научно-исследовательской

 и методической работы

ГБОУ МО ЦРТДЮ:

Бродецкая Елена Викторовна

Рекомендации по составлению  программы

Летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

В основу деятельности детского оздоровительного лагеря положены принципы дополнительного образования:

• массовый, общедоступный и добровольный характер участия детей в работе, имеющей образовательную или общественно полезную направленность;

•        широкий простор для детской инициативы и самостоятельности;

•        развитие интересов и способностей детей на основе свободного выбора ими видов и форм занятий;

•        сотрудничество и сотворчество детей и взрослых;

•        возрастной, индивидуальный и дифференцированный подход в развитии личности, ее творческой индивидуальности;

•        соотношение обязательного и добровольного;

•        подготовка к профессиональному самоопределению.

Всё вышеназванное учитывается при разработке педагогическим коллективом лагеря оздоровительно-образовательной программы на каждую смену или на все лето. Эти программы, в отличие от школьных образовательных программ, более демократичны и динамичны, так как главное в них — не конкретные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть школьники за определенный временной промежуток, а ориентир на развитие личности: формирование и развитие интересов, познание себя, окружающего мира, природы, накопление опыта общения, создание условий для самореализации, удовлетворения актуальных потребностей, проявления индивидуальности и т.д. Таким образом, стратегической целью программы жизнедеятельности лагеря выступает помощь ребенку в социальном становлении.

Любая оздоровительно-образовательная программа реализуется через направления и формы работы. В программе жизнедеятельности смены должны найти отражение все направления воспитательной работы с детьми: спортивно-оздоровительное; художественно-творческое; трудовое; ценностно-ориентационное (нравственное); познавательное; досуговое (свободное общение).

Каждое направление воспитательной работы, в свою очередь, воплощается в жизнь в определенной форме активного или пассивного отдыха.

Выбирая ту или иную форму работы с детьми, следует учитывать:

•        какой результат хочет получить педагогический коллектив лагеря, предлагая детям те или иные дела;

•        возраст и возможности детей;

•        территориальные возможности (наличие спортплощадки, стадиона, бассейна, танцевального зала, веранды и т.п.);

•        природно-погодные условия;

•        материальную базу лагеря (наличие необходимых канцтоваров, аудио-, видеоаппаратуры, компьютера, библиотечного фонда, игровых автоматов, спортинвентаря и т.д.);

•        наличие методического обеспечения (литература, сценарии и т.д.);

•        умения и возможности вожатых, их способность организовать ту или иную форму работы, настроить ребят, пробудить у них интерес, инициативу, активность;

•        длительность подготовки дел. В лагере предпочтение отдается делам, которые не требуют больших материальных и временных затрат.

Что такое программа?

Во-первых, программа — это документ, в котором должны быть отражены содержание и система работы детского и взрослого коллективов лагеря на определенный период.

Во-вторых, программа — результат процесса программирования: четкое определение стратегических и тактических целей деятельности лагеря, выбор эффективных форм и методов их достижения и описание основных направлений реализации замысла.

В третьих,  модель будущей деятельности детского лагеря, которая должна давать ответы на вопросы:

1)  актуальное состояние  данного учреждения  сегодня (педагогический, материально-технические, методические  аспекты)?

2) какой хотелось бы видеть деятельность лагеря?

3) что надо сделать, чтобы приблизить реальное состояние к желаемому?

Программа должна показать, как с учетом конкретных условий в лагере создается нетрадиционная модель организации воспитания, оздоровления и развития детей. Программа помогает всем участникам педагогического процесса (администрация, педагоги, сотрудники лагеря и дети) осознать цель их совместных действий, осознать, что ожидается от каждого, и скоординировать совместную деятельность (чтобы детям лучше отдыхалось, а педагогической команде лучше работалось).

Классификация программ:

  1. По продолжительности — долгосрочные (свыше 5 лет), среднесрочные (от 1 года до 3 лет), краткосрочные (до 1 года), оперативные (несколько недель).
  2. Комплексные, или общие, для так называемых неподготовленных детей. Содержание программы сводится к работе детей в отрядах и каких-либо объединениях по интересам (кружки, клубы, мастерские и т.п.). Такие программы имеют общее название, например «Веселые денечки», «Летняя мозаика», «Праздник лета».
  3. Профильные (специализированные). В содержании программы акцент делается на ведущее направление деятельности (спортивное, военно-патриотическое, краеведческое, экономическое и др.). Например, «Англомания» знакомит участников смены с Англией, ее обычаями, традициями, праздниками, образом жизни людей и, конечно же, с английским языком; программа «Вертикаль» нацелена на формирование и совершенствование у подростков туристических знаний, умений и навыков, и т.д. Профильные программы рассчитаны на запросы конкретных участников смены и предполагают изначальную подготовленность детей к подобному роду деятельности и общения.
  4. Следует упомянуть о таких типах программ, как авторские и заимствованные (адаптированные). Опыт убеждает, что сейчас наиболее распространены программы авторские, т.е. разработанные «для себя», имеющие оригинальную идею, нетрадиционный подход в развитии художественного творчества детей и молодежи. В то же время набирают популярность и адаптированные программы, позаимствованные (если авторы не против) у коллег, но переработанные, исходя из конкретных условий. Списать программу можно, но работать по ней, если она не переосмыслена, «не перекроена» для себя, под свои возможности, нельзя!

Необходимо перечислить некоторые критерии, которым должна соответствовать любая программа, в том числе, и программа деятельности летнего лагеря.

Актуальность –  свойство программы быть нацеленной, ориентированной на решение наиболее важных проблем в сложившихся для оздоровительного лагеря условиях (учёт требований времени, региона, родителей, детей и.т.д.)

Целостность –  требование к программе объединить в единую систему все действия: от выдвижения целей до описания предполагаемого результата деятельности детского оздоровительного лагеря. Целостность программы это,  прежде всего, её логичность.

Реалистичность – требование к программе быть выполнимой, оптимальной для потенциала (творческого, материального и т.п.) конкретного детского оздоровительного лагеря.

Оригинальность – способность программы отражать специфику лагеря, его своеобразие, нетрадиционный подход к решению поставленных проблем.

Контролируемость – свойство программы определять ожидаемые результаты, то есть предлагать параметры и способы проверки конечных и промежуточных результатов.

Структура программы лагеря строится по следующей схеме:

  • титульный лист,
  • пояснительная записка,
  • модель организации лагеря,
  • цели и задачи,
  • основное содержание программы и пути ее реализации,
  • план-сетка лагерной смены,
  • примерный распорядок дня лагеря,
  • механизмы реализации программы.

Титульный лист

Титульный лист содержит название лагерной смены, сроки проведения, возраст детей, автора-составителя программы и отметку об утверждении на заседании педагогического совета за 2 месяца до начала летней оздоровительной кампании.

Пояснительная записка

Пояснительная записка, в первую очередь, отражает проблемы, которые необходимо решить в ходе реализации программы.

В этой части программы обосновываются её актуальность и значимость. Для этого необходимо проанализировать социально-педагогические условия, в которых работает детский оздоровительный  лагерь (на момент разработки программы). Здесь же учитывается адресность программы, т.е.  для кого она предназначена (для какого возраста, какой социальной группы детей). В пояснительной записке раскрываются основные идеи и принципы программы (могут быть выделены в отдельный блок), объясняется направление программы.

Пояснительная записка включает в себя используемые нормативно-правовые документы,  базу формирования лагеря, место проведения, социальных партнеров, формы и методы работы с детьми, основной выход лагеря, т.е. к каким результатам приведет реализация программы лагеря.

Модель организации лагеря

Модель организации лагеря – основная идея (концепция) лагерной смены, использование нетрадиционных подходов и методов воспитания школьников (детское самоуправление, работа в отрядах, в группах, выборы совета лагеря и т.д.). В данном пункте необходимо кратко обрисовать структуру работы лагеря, т.е., что он из себя представляет.

Цели и задачи

В этом разделе указываются цели и задачи предстоящей деятельности. Однако следует различать понятия «цель» и «задача».

Цель – образ предполагаемого результата, который лагерь реально может достичь к определённому моменту времени.

Задача – это частная цель, точнее  мини-цель. Блок целей и задач должен быть конкретным, реальным и достижимым. На практике это означает, что каждую из поставленных задач  можно сформулировать так, чтобы:

  • было ясно, что конкретно за данный период  следует добиться в деятельности лагеря;
  • для её решения имелись реальные возможности;
  • её  действительно можно решить (достигнуть) за тот срок, на который она рассчитана.

Опыт программирования убеждает, что хорошая программа может иметь одну-две цели и несколько конкретизирующих их задач. Задачи, в свою очередь, также можно разделить на: воспитательные (ведущие) и организационно-практические (вспомогательные). Главное, чтобы они согласовывались с целью программы.

Цели и задачи формируются исходя из проблем, потребностей детей, актуальности программы.

Содержание программы

Содержание (блоки программы, основные направления и т.д.)

В этом разделе описываются формы и методы, с помощью которых предполагается реализовать цели и задачи предстоящей деятельности. Обычно, исходя из задач, содержание разбивается на отдельные  части – блоки, модули, направления, подпрограммы и.т.д., представляющие собой относительно самостоятельные разделы.

В этой части программы указываются планируемые мероприятия, дела, а также регулярность и последовательность их проведения. Программа не требует лишней детализации. Например, если запланирован какой-либо поход – его маршрут, состав участников в программе не указывается. Подробная информация должна быть отражена в плане работы на смену, которая по сравнению с программой носит более конкретный и детализированный характер.

Содержание программы строится поэтапно, в соответствии с направлениями воспитательной работы со школьниками (художественно-эстетическое, патриотическое, спортивно-оздоровительное, трудовое, экологическое, познавательное, досуговое и т. д.) по следующей схеме: направление (название, чему способствует), задачи, формы работы, мероприятия.

План – сетка лагерной смены -  распределение  общелагерных мероприятий по дням в течение смены, представленных в виде таблицы.

Необходимо учитывать взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня.

Примерный режим дня составляется исходя из формы пребывания детей в лагере (дневная, круглосуточная) в соответствии с  требованиями  СанПиН.

Механизмы реализации

Механизмы реализации (логика развития, режим реализации программы и т. д.)

Один из наиболее сложных разделов. Он представляет собой описание плана действий по воплощению в жизнь замысла, идеи программы (что необходимо сделать, в каком порядке, в какие сроки и т. п.). В зависимости от типа программы механизм реализации может быть внешним и внутренним. Внешний – это когда для реализации программы необходимо участие каких-либо сил со стороны. Внутренний механизм реализации предполагает использование собственных сил и внутренних резервов.

Главное назначение этого раздела – подумать, как всё то, что изложено на бумаге, воплотить в реальную деятельность детей и взрослых в лагере.

Механизм реализации программы включает следующие разделы:

• материально-технические условия,

• кадровые условия,

• педагогические условия (использование форм и методов работы, отбор средств и приемов работы, соблюдение единых требований по работе с детьми),

• методические условия (реализация программы лагеря в 3 этапа – подготовительный, основной, заключительный),

• результаты (главный социальный эффект программы, прогноз результатов программы на разных уровнях: коллектива всего лагеря, коллективов отрядов, звеньев, личности ребенка).

Результаты (итоги).

В этой части программы раскрываются ожидаемые и предполагаемые результаты, итоги её выполнения. Как и задачи, результаты должны быть конкретными и реальными. По сути, главным результатом деятельности любого детского оздоровительного лагеря является развитие ребёнка. Показатели этого развития – укрепление физических и психических сил ребёнка, приобретение им новых знаний и умений, т.е. новый положительный жизненный опыт – и должны стать результатами успешной деятельности лагеря.

        

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Московской области «Центр развития творчества детей и юношества» 2014 г.

Слайд 2

массовый, общедоступный и добровольный характер участия детей в работе, имеющей образовательную или общественно полезную направленность; широкий простор для детской инициативы и самостоятельности; развитие интересов и способностей детей на основе свободного выбора ими видов и форм занятий; сотрудничество и сотворчество детей и взрослых; возрастной, индивидуальный и дифференцированный подход в развитии личности, ее творческой индивидуальности; соотношение обязательного и добровольного; подготовка к профессиональному самоопределению. В основу деятельности детского лагеря положены принципы дополнительного образования:

Слайд 3

Направления воспитательной работы с детьми: спортивно-оздоровительное; художественно-творческое; трудовое; ценностно-ориентационное (нравственное); познавательное; досуговое (свободное общение).

Слайд 4

Программа должна показать, как с учетом конкретных условий в лагере создается нетрадиционная модель организации воспитания, оздоровления и развития детей. Программа помогает всем участникам педагогического процесса (администрация, педагоги, сотрудники лагеря и дети) осознать цель их совместных действий, осознать, что ожидается от каждого, и скоординировать совместную деятельность (чтобы детям лучше отдыхалось, а педагогической команде лучше работалось).

Слайд 5

Классификация программ: Продолжительность : долгосрочные (свыше 5 лет), среднесрочные (от 1 года до 3 лет), краткосрочные (до 1 года), оперативные (несколько недель). Комплексные, или общие , для так называемых неподготовленных детей. Профильные (специализированные) . В содержании программы акцент делается на ведущее направление деятельности (спортивное, военно-патриотическое, краеведческое, экономическое и др.). Авторские и заимствованные (адаптированные) .

Слайд 6

КАЧЕСТВА ПРОГРАММЫ Актуальность Целостность Реалистичность Оригинальность Контролируемость

Слайд 7

Структура программы титульный лист, пояснительная записка, модель организации лагеря, цели и задачи, основное содержание программы и пути ее реализации, план-сетка лагерной смены, примерный распорядок дня лагеря, механизмы реализации программы.

Слайд 8

Титульный лист Учредитель полное название учреждения отдыха и оздоровления Утверждаю Директор _______________/ «____»________2014г. ПРОГРАММА детского оздоровительного лагеря «_____название программы________» (для детей от __ до ___ лет. Срок реализации___________) Автор: Должность, Ф.И.О. __________________________ Программа принята на Педагогическом совете № ___ от _______________________ Москва 2014

Слайд 9

1.Полное название программы Программа (оздоровительного) детского Лагеря с дневным пребыванием «Радуга» 2.Автор программы Ф.И.О. - должность 3.Руководители программы Ф.И.О. - Директор лагеря 4.Территория представленной программы Название лагеря 5.Название проводящей организации Название лагеря 6.Полный адрес 7.Телефон 8.Форма проведения Загородный детский оздоровительный лагерь (центр) 9.Цель программы Создать условия для ……………………. 10.Специализация программы Оздоровительный, досуговый и т.д. 11.Сроки проведения Одна смена или каникулярный период 2010-2013г.г. 12.Место проведения 13.Официальный язык русский 2. Информационная карта программы.

Слайд 10

14.Общее количество участников, В том числе детей 15.География участников В реализации программы принимают участие воспитанники образовательных учреждений ________ района. 16.Условия участия в программе Добровольное желание детей и родителей; по заявлениям родителей и.т.д. 17.Условия размещения участников Описание корпусов, жилищных условий, условия питания, организация досуговой деятельности. 18.Краткое содержание программы Программа лагеря реализуется через игру…………, направления деятельности, блоки программы. 19.История осуществления программы Программа существует с …

Слайд 11

актуальность и значимость, адресность программы, основные идеи и принципы программы (могут быть выделены в отдельный блок), направление программы, нормативно-правовые документы, базу формирования лагеря, социальных партнеров, формы и методы работы с детьми, ожидаемые результаты. Пояснительная записка

Слайд 12

Модель организации лагеря – основная идея (концепция) лагерной смены, использование нетрадиционных подходов и методов воспитания школьников (детское самоуправление, работа в отрядах, в группах, выборы совета лагеря и т.д.). В данном пункте необходимо кратко обрисовать структуру работы лагеря, т.е., что он из себя представляет. Модель организации лагеря

Слайд 13

Цель – образ предполагаемого результата, который лагерь реально может достичь к определённому моменту времени. Задача – это частная цель, точнее мини-цель. Блок целей и задач должен быть конкретным, реальным и достижимым. Цели и задачи

Слайд 14

(блоки программы, основные направления и т.д.) Формы и методы, с помощью которых предполагается реализовать цели и задачи предстоящей деятельности. Содержание программы строится поэтапно, в соответствии с направлениями воспитательной работы с детьми (художественно-эстетическое, патриотическое, спортивно-оздоровительное, трудовое, экологическое, познавательное, досуговое и т. д.) Схема построения: направление (название, чему способствует), задачи, формы работы, мероприятия. Содержание программы

Слайд 15

План – сетка лагерной смены - распределение общелагерных мероприятий по дням в течение смены, представленных в виде таблицы. Примерный режим дня составляется исходя из формы пребывания детей в лагере (дневная, круглосуточная) в соответствии с необходимыми СанПиН.

Слайд 16

Механизмы реализации материально-технические условия, кадровые условия, педагогические условия (использование форм и методов работы, отбор средств и приемов работы, соблюдение единых требований по работе с детьми), методические условия (реализация программы лагеря в 3 этапа – подготовительный, основной, заключительный), результаты (главный социальный эффект программы, прогноз результатов программы на разных уровнях: коллектива всего лагеря, коллективов отрядов, звеньев, личности ребенка).

Слайд 17

Результаты (итоги) В этой части программы раскрываются ожидаемые и предполагаемые результаты, итоги её выполнения. Как и задачи, результаты должны быть конкретными и реальными. Главным результатом деятельности любого детского оздоровительного лагеря является развитие ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Программа летнего оздоровительного лагеря "Увлекательное путешествие за 18 дней"  предназначена для организации отдыха и оздоровления учащихся в летний период на базе школы по двум направлениям: ...

Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей на базе МКОУ СОШ № 2 с УИОП пгт. Восточный "Маленькая страна"

Пришкольный оздоровительный лагерьс дневным пребыванием"Маленькая страна" АКТУАЛЬНОСТЬ Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность,отличная...

Прогамма летнего городского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Космос, вселенная –вся система мироздания, весь мир.С.И.Ожегов.        Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени шк...

программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Через тернии к звёздам", программа расчитана для детей от 7 до 15 лет, каждый день программы представляет планету отчёт о путешес...

Программа работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей при школе.

Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей при МКОУ "Кодинская СОШ №4" работает на протяжении 15 лет. Программа работы имеет несколько направлений - оздоровительное, спортивное, трудово...

Методические рекомендации по организации работы оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей

Методические рекомендации по организации работы оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей...