Программа дополнительного образования "Клуб общения"
рабочая программа (9 класс) на тему

         У детей и подростков велика жажда общения, особенно со сверстниками. Но она часто приводит к случайным знакомствам, неблагоприятным влияниям. Необходимо отвлечь внимание подростков от всего негативного, опасного, помочь им умно и интересно проводить свободное время, данная проблема остается актуальной и на сегодняшний день. Поэтому остро встает вопрос организации досуга подростков.

         Досуг – это деятельность в свободное от учебы и труда время. Раз досуг – деятельность, то он не может быть пустым время провождением, бездельничеством. Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, творчество, физкультура и спорт – вот чем и еще многим другим может быть занято свободное время подростка.  От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, во многом зависит социальное самочувствие подростка, его удовлетворенность своим свободным временем.

            К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности.

            Клуб общения – одна из форм организации досуга подростков. Данное объединение способствуют развитию и воспитанию обучающихся, а для этого необходимо, выявить их способности и предоставить возможность для их развития.

             В основе работы клуба лежит самоуправления. Поэтому члены клуба принимают активное участие в планировании его работы, поднимают волнующие их темы.

            Деятельностью клуба руководит совет, во главе которого – педагог дополнительного образования. Совет избирается на общем собрании коллектива из 7- 9 человек сроком на 1 год. Заседания совета проводятся не реже 1 раза в месяц.

           Педагог находится в позиции фасилитатора, то есть человека сопровождающего процесс обучения и общения, а не руководящего им, занятия с подростками в этом случае проходят более эффективно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Клуб общения Н.С. Трясцина468 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

           Социально-экономические и политические условия современного общества формируют запрос на личность свободную, инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта. Одной из главных  задач современного общества – помочь растущему человеку: дать ему дополнительное образование, способствовать духовному и интеллектуальному развитию, становлению гражданской сознательности.  

         У детей и подростков велика жажда общения, особенно со сверстниками. Но она часто приводит к случайным знакомствам, неблагоприятным влияниям. Необходимо отвлечь внимание подростков от всего негативного, опасного, помочь им умно и интересно проводить свободное время, данная проблема остается актуальной и на сегодняшний день. Поэтому остро встает вопрос организации досуга подростков.

         Досуг – это деятельность в свободное от учебы и труда время. Раз досуг – деятельность, то он не может быть пустым время провождением, бездельничеством. Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, творчество, физкультура и спорт – вот чем и еще многим другим может быть занято свободное время подростка.  От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, во многом зависит социальное самочувствие подростка, его удовлетворенность своим свободным временем.

            К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности.

            Клуб общения – одна из форм организации досуга подростков. Данное объединение способствуют развитию и воспитанию обучающихся, а для этого необходимо, выявить их способности и предоставить возможность для их развития.

             В основе работы клуба лежит самоуправления. Поэтому члены клуба принимают активное участие в планировании его работы, поднимают волнующие их темы.

            Деятельностью клуба руководит совет, во главе которого – педагог дополнительного образования. Совет избирается на общем собрании коллектива из 7- 9 человек сроком на 1 год. Заседания совета проводятся не реже 1 раза в месяц.

           Педагог находится в позиции фасилитатора, то есть человека сопровождающего процесс обучения и общения, а не руководящего им, занятия с подростками в этом случае проходят более эффективно.

             Занятия в «клубе общения» состоят из теоретической и практической частей. В теоретической части педагог дает   подростками такие важные для них понятия, как дружба и любовь, обосновывает  вредность курения и алкоголя, рассказывает о наркотической и игровой зависимостях, знакомит с правилами и приемами общения, основами сценического действия и др. Практическая часть представлена в программе различными формами обучения, как традиционными, так и новыми современными:  диспутами, беседами, капустниками, КВН, занятиями-интервью, деловыми и ролевыми играми, викторинами и др.                            

  Занятия с использованием современных форм обучения, с привлечением подростков к подготовке и совместному с педагогом их проведению,  поможет   сформировать сознательный  отказ от вредных привычек, зависимостей,  устойчивости к негативному давлению сверстников и правил безопасного поведения.

          Именно в подростковом возрасте свойственно проблемное поведение, которое содержит в себе протест с вызовом к ценностям окружающего общества. Сегодня предлагается масса профилактических программ в образовательной среде, программ, работы с подростками. Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной программы «Клуба общения» является то, что она направлена, прежде всего, на ту группу подростков, которые не смогли найти для себя «группу общения» в школьной среде.

         Методологической основой реализации программы является личностно-ориентированный подход. Сущность, которого состоит в раскрытии у каждого подростка собственного потенциала на основе саморазвития при условиях создания активной образовательной среды, способствующей познанию ребенком самого себя и стимулирующей его свободный личностный выбор.

       Реализация личностно-ориентированного подхода требует создание таких условий, при которых подросток был бы лично заинтересован в том, чтобы активно принимать, а не отталкивать обучающее и воспитывающее воздействие.

Программа основывается  на следующих педагогических принципах:

  • принцип природосообразности: 

- педагогический процесс строится согласно возрастным и индивидуальным особенностям подростков;

- педагогический процесс направлен на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения подростков.

  • принцип гуманизации: 

- строится на социальной защите растущего человека, как принцип очеловечивания отношений обучающихся с педагогами и между собой, когда педагогический процесс основывается на взаимном равноправии и уважении обучающихся и педагогов;

  • принцип демократизации:

 - предоставление подросткам  определенных свобод и возможности самоуправления;

  • принцип культуросообразности:

 - предполагает максимальное использование в воспитании и образовании  русской – народной культуры и современных российских традиций.

 

Цель дополнительной общеобразовательной программы:

           Создание условий для духовного и нравственного развития личности подростка и раскрытие его внутреннего потенциала на основе постижения им нравственных основ в условиях коллективной творческой деятельности.

Задачи обучающие:

  • познакомить с историей праздников и национальными традициями;
  • научить способам эффективно взаимодействия с окружающими;
  • научить  приёмам общения;
  • научить приемам художественного слова;
  • познакомить с основным  законам  сценического  действия.

Развивающие задачи:

  • развитие индивидуальных и творческих  способностей подростка;
  • развитие инициативы, самостоятельности, чувства ответственности;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие  умения  работать в  группе;
  • формирование положительного отношения к учению;
  • развитие лидерских качеств;
  • развитие социальной компетентности.

Воспитательные задачи:

  • вовлечение детей и подростков в активную общественно - полезную работу;
  • формирование умений ставить перед собой цель и добиваться ее реализации;
  • воспитание толерантности;
  • формирование гражданской позиции, патриотизма;
  • приобщение ребенка к здоровому образу жизни;
  • формирование системы общечеловеческих нравственных ценностей;
  • воспитание культуры поведения и общения, культуры досуга;
  • воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.).

            Дополнительная образовательная программа «Клуб общения» относится    к образовательной области – «Социальная педагогика», предмет изучения «Социальная практика».

            Программа является адаптированной. В основу положены программные материалы Селевко Г.К. «Самосовершенствование личности», Курочкиной С.В. «Адаптированная дополнительная образовательная программа «Клуб общения».

          Программа предназначена для подростков 14 - 18 лет.

                    Коллектив клуба состоит из 3 групп (I, II, III годов обучения)

Срок реализации программы 3 года.

                  I год обучения – 144 часа – 4 часа в неделю

                 II год обучения – 216 часов – 6 часов в неделю.

               III год обучения – 216 часов – 6 часов в неделю

Занятия в группе проводятся 3 раза в неделю по 2 часа (6 часов).

Условия  реализации  программы.

          Для занятий  необходимо  просторное (не менее 25 м), хорошо  проветриваемое  помещение.

         Материально-технические средства: компьютер, принтер, магнитофон. музыкальные  диски;    реквизит: парики, головные уборы, носы, усы, костюмы и.т.п., для изготовления  реквизита к мероприятиям: бумага, краски, картон, ткань, клей, кисти,  карандаши, фломастеры ит.д.

         Дидактический материал - настольные  игры, карточки  и картинки  с  заданиями и т.д.

Диагностика образовательного процесса

 Диагностированию подвергаются систематически все подростки клуба на протяжении всего срока обучения по программе (3-х лет), диагностирование проводится по каждому разделу программы.

          Результаты диагностических срезов объявляются, совместно с обучающимися обсуждаются и анализируются.

        Используются следующие способы отслеживания результативности:

- педагогические наблюдения;

- анкетирование;

- тестирование;

- игры;

- собеседования;

- творческие отчеты;

- конкурсы и др.

            В личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе результаты зависят от точности, полноты и своевременности диагностических выводов. Сравнение результатов разных диагностических обследований покажет, как ученик продвинулся в овладении каждым  из компонентов учебной деятельности с начала учебного года. Проводя педагогическую диагностику нужно зафиксировать:

 - какие изменения произошли с подростком в процессе обучения;

 - как изменяется его понимание требований, предъявляемых к нему по освоению программы клуба;

- в какой помощи педагога он нуждается.

 Задачи I года обучения:

Образовательные задачи:

  • познакомить с правилами и традициями Клуба общения;
  • учить  говорить грамотно и расширять словарный запас;
  • учить работать в группе.

Развивающие задачи:  

  • расширить кругозор:
  • развивать психические процессы: память, речь, воображение.

Воспитательные задачи:

  • формировать потребность в здоровом образе жизни
  • воспитывать выдержку и терпимость
  • формировать сплоченность коллектива
  • формировать умение адаптироваться  в новых условиях.

Учебно-тематический  план .

(1-й  год  обучения)

Образовательный или тематический блок

Наименование темы

Количество часов

Формы учебных занятий

Формы отслеживания результатов

практика

теория

Всего

1.

Вводное  занятие

1.1. Инструктаж  по технике безопасности,

знакомство  с  понятием 1.2. «Клуб  общения», его правилами

1.3. Диагностика

2              

2

4

Беседа

Инструктаж

Опрос

Анкетирование и тестирование

2

Психология личных и деловых отношений

1.1. Многообразие мира общения

1.2. Любовь и дружба

1.3. Конфликты. Агрессивное поведение

1.4. Взаимоотношения в малых группах

1.5. Знакомство с понятием «Метод КЕЙСА»  Обучение технике работы «Метода Кейса»

6

6

6

4

4

2

2

2

2

2

8

8

8

6

6

Метод «кейсов»

Беседа

Игровой тренинг

Конкурс

Деловая

Игра

Тестирование

Анкетирование

Педагогическое наблюдение

3

Здоровый  образ жизни

  1. Вредные

привычки.

 1.2. Наркотическая и игровая зависимость

  1. 1.3. Встреча с врачем-наркологом

4

2

6

Метод «кейсов»

Беседа

Интервью-откровение

Презентация

Анкетирование

Тестирование

Собеседование

4

Культура речи

1.1.Речевой этикет. Современная языковая культура.

1.2.Ненормативная лексика. Молодежный сленг.

4

2

6

Беседа

Рассказ

Оценка

Собеседование

Творческие задания

5

Психические процессы

1.1. Развитие памяти, внимания, воображения:

Репетиционные процессы к проведению праздников.

4

2

6

Игры на развитие памяти

Творческие задания

Игра

Педагогическое     наблюдение

6.

Личность и ее психологические возможности

1.1.Познай себя.  «Пойми свое Я»

1.2.Неуверенность и страх

1.3. Мы ищем таланты

1.4.Тренинги  личностного  роста

4

4    

5

8            

2

    2

    2

    2

6

 2

 7

10

Тренинги личностного роста

Кастинг

      КВН

Творческое  задание

Собеседование

7.

Коллектив и личность.

1.1.Знакомство.

1.2. Умение адаптироваться в новых условиях.

1.3. Лидерство.

4

2

6

Тренинг

Конкурс

Анкетирование

Тестирование

Педагогические наблюдения

8.

Массовая  работа

1.1. Подготовка и проведение праздников

1.2. Коллективная творческая работа по составлению планов проведения праздников и отбор творческих номеров.

  35

   16        

2

2

37

18

Практические  занятия

Работа в группах

Педагогические наблюдения

9

Итоговое занятие

Подготовка и проведение клубного праздника

2

2

Праздник

Педагогическое наблюдение

Творческие отчеты

ИТОГО:

123

21

144

Содержание программы

1.Вводное занятие.

Встреча. Знакомство с педагогом, привлечение подростков в клуб, комплектование групп. Организационная работа. Знакомство с планом работы на год.

 1.1.  Инструктаж  по  технике  безопасности (Правила  поведения  при  пожаре, Правила пользования огнетушителем и техническими средствами находящимися в  актовом  зале).

Обсуждаются  планы  на  год.

1.2.  «Клуб общения», его правила.

         Клуб общения – место, где  создаются  благоприятные условия для развития подростков и решения задач этого возраста. Реализация неформального общения в различных группах в соответствии с возрастом и интересами. А  так  же  знакомство  с  правилами  клуба: Правило «Здесь и сейчас»: главным является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый из участников испытывает в данный момент. Выходить из рабочего пространства во время занятий нельзя.

                Правило «Стоп»: каждый имеет право сказать «Стоп», что означает: «У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно»

        Правило искренности: говорить следует только о реальных чувствах. Если давать партнеру по общению искаженную обратную связь, то это может повлечь за собой формирование  ошибочного мнения, как о себе, так и о других.

        Правило «Я - высказывание»: говорить следует только от своего имени

        Правило конфиденциальности: о чем говорят в группе, не обсуждается за её пределами.

        Правило включенности: в группе нет наблюдателей, нет оценщиков

        Правило постоянства: занятия пропускать нельзя

        Правило эмоциональной открытости: Если ты чувствуешь, что тебе важно сказать, обязательно скажи.

        Правило руки: если хочешь сказать - подними руку. Не перебивай, давай возможность высказаться другим.

1.3. Диагностика.

       Анкетирование и тестирование.

2. Психология личных и деловых отношений.

1.1. Многообразие мира общения

      Общение - «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

      Общение и его слагаемые. Классификация общения (непосредственное, опосредованное, прямое, косвенное, межличностное, массовое). Бытовое общение. Невербальные средства общения (мимика, жесты, жестикуляция).

Особенности межнационального общения.

1.2. Любовь и дружба

            Любовь - чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к     другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

 Раскрытие значения понятия «любовь». Стремление любить и радовать окружающих.

ПРАКТИКА: Цель: осознание множественности своих проявлений.

Задачи:

  • выявление (отслеживание) процессов групповой динамики;
  • осознание и расширение возможности чувствовать;
  • управление эмоциональными состояниями через групповую динамику.

 «Мир эмоций и чувств» «Представьте, что вы — эмоции или чувства... Каждый из вас сейчас имеет возможность выбрать одну (побыть одной) из эмоций, окунуться в переживание собственных чувств, выбрать одно из многих, которые в вас сейчас есть и проявляется ярче других... Сейчас мы будем  бросать друг другу мячик, каждый раз называя эмоцию. »  Повторений быть не должно.

 «Глаза – зеркало души» «Один участник группы выходит за дверь. Нужны два  человека, которые должны только глазами показывать вышедшему, что они хотят с ним поговорить. Все остальные смотрят в глаза активному участнику безразлично. Задача человека – посмотрев в глаза всем, узнать тех, кто хотел бы с ним поговорить. После этого выходит другой.

«Водопад» Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните…

Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо него  в нём падает вниз мягкий белый свет.

Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове…

          Дружба - отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов.

          Знакомство с  понятиями: друг, приятель, товарищ. «Что  нужно  изменить  в  себе, своем  характере,  привычках, увлечениях,  чтобы  с  тобой  захотелось  дружить?»

         ПРАКТИКА:

Проведение игр и игровых ситуаций на сплочение группы, формирование доброжелательного отношения друг к другу.

 «Умею  ли  я  дружить?» 

«Смешное приветствие» (невербальное общение) Придумайте смешное приветствие - оно должно стать отличительным знаком нашей группы. Сначала выберите себе партнёра. За 3 мин вы должны изобрести с ним новый, как можно более необычный способ рукопожатия. Это приветствие должно быть достаточно простым, чтобы мы все могли бы его легко запомнить, но при этом достаточно смешным, чтобы нам весело было пожимать друг другу руки именно таким способом.

«Упражнение Джеффа» проводится на большую аудиторию. Участники свободно высказываться, выбирая свою позицию по каждому утверждению, могут защищать свое мнение, учатся  уважать мнение других. Упражнение проводятся в два этапа: первый – определение своей позиции по высказываниям, второй - анализ происходящего

«Ладошка» Цель: сплочение группы, формирование доброжелательного отношения.

Участники сидят в кругу. Каждому даётся листок и ручка. Они обводят свою ладошку на листе и пускают её по кругу. Каждый участник пишет пожелание тому, чья ладошка. Листки должны пройти по кругу и вернуться к «хозяину»

1.3. Конфликты. Агрессивное поведение

         Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

        Определение, признаки, виды конфликтов. Стратегия поведения в конфликтной  ситуации (Приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество, компромисс). Пути  выхода  из  конфликтной  ситуации.

        ПРАКТИКА: эти упражнения служат введением в понятие «конфликт» и  помогают осознать конфликтную сторону личности и получить опыт активной работы.

«Остров» или «Титаник» Всем участникам группы дают следующую инструкцию и предлагают обсудить ситуацию. «Вы плывёте на корабле в южной части Тихого океана. В результате полученной пробоины ваш корабль затонул. Но, к счастью, все, кто здесь присутствует, остались живы и благополучно добрались до необитаемого острова. К сожалению, на этом острове нет растительности и животных, есть только питьевая вода. С собой вы успели захватить нож и спички (есть ещё деревянная лодка). Вы знаете о том, что через три дня за вами придёт лодка и вы сможете покинуть этот остров. Но на нее не  поместится один  человек  из  команды.. Сейчас в результате обсуждения вам надо его выбрать».

«Броуновское движение»

Инструкция: «Участники беспорядочно движутся  с закрытыми глазами по комнате, проявляя максимальную осторожность друг к другу. Я буду называть букву, а вы должны построиться в форме этой буквы, и так несколько раз.»

 Таким образом, можно строить слова, и даже целые фразы.

Делается  в помещении, в комнате!

«Агрессивное поведение» (игра),

 Цели:

  • в процессе игры разобраться в том, что называют агрессивным поведением
  • разобраться в своём собственном агрессивном поведении
  • исследовать чужое агрессивное поведение.

 •Возьмите по листу бумаги и запишите на нём всё, что делает тот человек, о котором можно сказать: «Да, он агрессивный».

•Выпишите небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного человека. Например: пара крепких кулаков, громкий голос, большая порция жестокости и т.д.

•Затем попросите нескольких подростков продемонстрировать элементы такого поведения, а группа должна отгадывать, что именно он показывает.

    «Доверяющее падение» 

Можно использовать групповой вариант, когда одного ловит вся команда!

Цель: переживание доверия как в отношениях при стрессовой ситуации.

Задача: - работа с защитными механизмами.

Упражнение выполняется в парах. Один участник встает спиной к партнеру. Его партнер стоит лицом к спине партнера и отходит на небольшое расстояние от него. Когда готов первый участник, он падает назад, а другой его ловит.

После упражнения участники обмениваются чувствами в группе.

Рефлексия упражнения и игры помогающие осознать конфликтную сторону личности и научиться использовать наиболее эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Помогут научиться разумным способам поведения в ситуации психологического давления и способам снятия психического и телесного напряжения.

1.4. Взаимоотношения в малых группах

        Толерантность. Неформальное лидерство. Формальные и неформальные межличностные отношения.

1.5. Знакомство с понятием «Метод КЕЙСА»  Обучение технике работы «Кейса»

      Метод кейсов (англ. Case  method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных, социальных, экономических и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

       Межличностное  общение  и  взаимодействие. Виды  общения (перцептивное, вербальное, интерактивное). Культура общения. Потребность  подростков  в  общении.

       ПРАКТИКА: игры и игровые ситуации, помогающие ребятам рассказать о себе и познакомиться друг с другом.

          «Паутина» Инструкция: сядьте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам своё имя и что-нибудь рассказать о себе. Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок ребёнку, сидящему напротив.

«Интервью  с  партнером» Цель: Уровень знаний и направленность интересов участников группы можно опреде¬лить и при помощи интервью, которое партнеры берут друг у друга. При работе в маленьких группах поставленные вопросы решаются более интенсивно, и создается основа для заключительной групповой дискуссии                                                           

  «Белая ворона» 

•во время игры нельзя общаться, даже жестами;

•вы должны вжиться в состояние каждого человека и через свои чувства понять, кто «белая ворона»;

•если вы приняли окончательное решение, то вы можете назвать этого человека. Если вы угадали, игра заканчивается, если нет, то вы и выбранный вами человек выходят из круга и игра продолжается».Цель: осознание паттернов невербальной коммуникации.

3. Здоровый  образ жизни

  1. Вредные привычки.

          Курение и алкоголь.

          Курение - пиролитическая ингаляция (вдыхание дыма) препаратов,    преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях.

         Презентации  на  тему  о  вреде  курения «Табачный  дым  обмана».    Негативное влияние курения на человека

         ПРАКТИКА: Деловые  игры: «Нет  - курению!»

                                                         «Не  начинай  курить!»

       Алкогольная зависимость - заболевание, разновидность токсикомании, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него.

«Взгляд в  будущее» Цели: Для того, чтобы справляться с ежедневными проблемами, нам необходима своего рода «мечта жизни». Без такого смелого внутреннего взгляда в собственное будущее очень тяжело концентрироваться на промежуточных целях, вдохновлять себя на их достижения и страстно стремиться к их осуществлению. В этом упражнении на визуализацию мы помогаем детям разработать свой личный образ будущего, в котором осуществляется их мечта.

  1. Наркотическая и игровая зависимость

         Наркотическая зависимость-это заболевание, при котором у человека существует патологическое влечение к психоактивным веществам.

          Игровая  зависимость. Игровая зависимость — форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.

   Практика:       Презентация

«Не хочу делать это!»

Инструкция:

Вы знаете, что люди часто пытаются заставить других людей сделать что-то, что им делать не хочется. Но не смотря на это, они хотят, чтобы те всё - равно это сделали. Что может сделать человек в такой ситуации?

Разделитесь сейчас на пары. Я предлагаю сыграть в небольшую ролевую игру. Один из вас будет уговаривать, другой – отказываться. Разыграйте, пожалуйста, два варианта разговора.  В одном случае отказывающемуся нужно разозлить уговорщика, а во втором – говорить на столько удачно, чтобы тот был готов уступить. на тему: «Серьезнейшие болезни современной молодежи». Виды зависимости. Как можно избежать или избавиться от пагубного пристрастия.

1.3. Встреча с врачем-наркологом.

         Наркотики - яд.

4. Культура речи

1.1.Речевой этикет. Современная языковая культура.

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Как правильно сказать? Как говорят в нашем городе. Стилистические ошибки устной и письменной речи.

      Искусство беседы.

1.2.Ненормативная лексика. Молодежный сленг.

           Отношение к ненормативной лексике в современном обществе.

Молодёжный сленг — социолект людей в возрасте 12—22 лет, возникший из противопоставления себя не столько старшему поколению, сколько официальной системе. Бытует в среде городской учащейся молодёжи и отдельных замкнутых референтных группах.

Молодежный сленг, компьютерный жаргон, неформальная лексика, пр.

5. Психические процессы

  1. Развитие памяти, внимания, воображения. Репетиционные процессы к проведению праздников.   

  Развитие и    тренировка памяти, воображения, внимания и внимательности  является одним из ключевых направлений в совершенствовании своих личностных качеств.  Творческие задания.

Упражнения на развитие мышления, воображения, внимания, памяти. 

6. Личность и ее психологические возможности

1.1.Познай себя.  «Пойми своё  Я»

Понятие о темпераменте. Экстраверты и интроверты.

1.2.Неуверенность и страх

Как избавиться от страха и побороть неуверенность в себе

 Метод преодоления страха и неуверенности в себе – это «постепенные нагрузки», «обесценивание», «спонтанные действия», «живой пример смелого поступка» и др. 

1.3. Мы ищем таланты

 Конкурс «Мечты  сбываются!»

1.4.Тренинг личностного  роста –

 (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.

      «Путешествие  в  страну  креативия…»

 «Веселые  истории»

«Мечты  сбываются или  как  достичь  цели!»

7. Коллектив и личность.

1.1.Знакомство.

Знакомство — это отношения между людьми, которые знают друг друга (встречаются, общаются, переписываются и т. д.)

Знакомство по Интернету

1.2. Умение адаптироваться в новых условиях.

 Умение адаптироваться в новых условиях, влиться в коллектив, умение находить общий язык с окружающими, умение сохранять своё мнение, даже если от тебя ожидают услышать нечто заученное и штампованное. 

1.3. Лидерство.

Лидерство [от англ. leader — ведущий] — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.  Различные стили лидерства .

«Смеяться запрещается»

Инструкция: сядьте, пожалуйста, широким кругом. Кто-то один встанет посередине и станет водить. Его задача состоит в том, чтобы выбрать кого-нибудь из сидящих и заставить его заговорить или улыбнуться. Для достижения своей цели он может пробовать всё, что угодно, однако он не должен ни до кого дотрагиваться, и, разумеется, сам он не имеет права говорить.

8. Массовая  работа

1.1. Подготовка и проведение праздников

1.2. Коллективная творческая работа по составлению планов проведения праздников, отбор творческих номеров

       Требования к проведению праздника. Выполнение творческих заданий. Работа в творческих группах.

Репетиции  индивидуальные и групповые.

День учителя

Новый год

23 февраля

8 марта

Последний  звонок

9. Итоговое занятие.

Подготовка и проведение клубного праздника

 Подведение итогов за год.

Результаты реализации программы I года обучения:

   При успешной реализации программы I года обучения подростки должны: знать и соблюдать правила и традиции клуба.

Между всеми участниками образовательного процесса должны сложиться дружеские, доверительные отношения, в группах выявят лидеров и создадут   Совет клуба.

 Подростки станут больше общаться, расширится их круг общения, конфликтные ситуации станут редкими, появится чувство толерантности (относительно возраста, интеллекта, национальности, внешности, гендерных особенностей и т.д.).

         Праздники и другие мероприятия в клубе будут проходить весело, с активным участием  всех членов Клуба. Речь детей станет значительно лучше, появится уверенность, пропадет скованность и стеснение при выступлениях

                 Появится положительное отношение к здоровому образу жизни, желание отказаться от курения, сформируется негативное отношение к алкоголю, наркотикам и игромании.

Задачи II года обучения

Образовательные задачи:

  • познакомить с понятием театра и его работой;
  • познакомить с историей праздников;
  • знакомство с основами актерского искусства;
  • учить импровизации;
  • познакомить с  основными  понятиями  этикета - вежливость, любезность, корректность, деликатность, тактичность;
  • познакомить со значением роли человеческого общения в современной жизни;

Развивающие задачи:

  • развивать сценическое внимание;
  • развивать фантазию, воображение, ассоциативное внимание;
  • развивать пластику тела;
  • развивать эмоциональную сферу;
  • развивать умение работать в группе.

Воспитательные задачи:

  • формировать самоконтроль;
  • формировать уважение к чувству правды;
  • формировать положительное отношение к учению;
  • формировать умение анализировать собственные действия и поступки;
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, чувство товарищества, взаимовыручку.

Учебно-тематический  план

2-ой год  обучения

Образовательный или тематический блок

Тема

П

Т

И

Формы учебных занятий

Формы

Отслеживаемых

результатов

1.

Вводное  занятие

1.1 Инструктаж по технике безопасности. 1.2. Роль человеческого общения в  современной  жизни

1.3. Диагностика

2

2

4

Инструктаж

Беседа

Рассказ

Опрос

Анкетирование и тестирование

2.

Знакомство с театром и с основами актерского мастерства

1.1. Знакомство с понятием театра, его многообразием

1.2. Сценическое внимание.

1.3. Раскрепощение.

Освобождение мышц

1.4. Действие.

 Внутреннее и  внешнее

1.5. Упражнения  на  ПФД

1.6. Развитие фантазии и актерского воображения

1.7. Предлагаемые  обстоятельства

1.8. Чувство правды и вера

6

  7

  7

7

7

7

7

6

3

 2

2

 2

2

2

2

2

9

  9

 9

 9

 9

9

9

8

Игровой тренинг

Этюды

Игровые  ситуации

Упражнения

Игры

Открытый  урок

Показ

Творческое задание

Педагогическое наблюдение

3.

Знакомство  с   основными  понятиями  этикета

1.1. Вежливость

Тактичность

Чуткость

Скромность

8

2

10

Беседа

Игровой тренинг

Деловая  игра

Творческое  задание

4.

Основы  режиссуры

1.1.Знакомство  с  понятиями режиссура

Режиссер, Тема, Идея, Сверхзадача, «Зерно», Замысел, Сюжет, Сценарий, Экспозиция, Завязка, Кульминация, Развязка, План сценария Драматургия, Конфликт

Персонаж, Атмосфера, Номер

20

8

28

рассказ

Викторины

презентации

Практические  задания

«Сам  себе  режиссер»

Педагогическое наблюдение

5.

Работа над сценарием

  1. Разработка сценариев к  праздникам

56

3

59

Мозговой  штурм

Работа  в  группах

Концерт

Театрализованное  представление

Игровая  программа

Конкурс

6.

Массовая работа

1.1.Подготовка  и проведение  праздников

32

4

36

Мозговой  штурм

Работа  в  группах

Концерт

Театрализованное  представление

Шоу программа

Игровая  программа

Конкурс

7

Итоговое занятие

Подготовка и проведение клубного праздника

6

2

8

Концерт

Педагогическое наблюдение

Творческие отчеты

Итого:

178

38

216

Содержание программы

1.Вводное занятие

1.1. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструкциями по ТБ. Правила противопожарной безопасности.

1.2. Роль человеческого общения в современной жизни. Культура общения (доверие, уважение, уступчивость). Законы  общения.

                Культура  общения - это некий свод правил, которых придерживается каждая уважающая себя личность.

     Законы  общения:

  • Самый главный человек на свете - это тот, кто перед тобой. Относитесь к нему со вниманием и уважением.
  • Не забывайте вежливо здороваться, прощаться, извиняться.  
  • Обращайтесь к собеседнику, называя его по – имени. К пожилым и незнакомым людям всегда обращайтесь на “ Вы
  • Говорите, друг другу как можно больше хороших слов, и никогда не говорите того, что было бы неприятно выслушать вам самим.  
  • Не перебивайте говорящего. Внимательно выслушайте его до конца . Если кто-то заговорит одновременно с вами , приостановитесь , и дайте ему закончить .
  • Невежливо во время разговора отводить кого-нибудь в сторону, чтобы говорить с ним отдельно; ещё более невежливо подслушивать, что говорят двое в стороне.
  • Не спорьте по мелочам.
  • Не разговаривай громко, не кричи на улице и общественных местах.

            ПРАКТИКА: Игровые  ситуации, «Каковы  мы  в  общении  друг  c другом?»

   1.3.    Диагностика.

           Анкетирование и тестирование.

2. Знакомство с театром и с основами актерского мастерства

1.1. Знакомство с понятием театра, его многообразием.

            Театр - (греч. θέατρον — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, от θεάομαι — смотрю, вижу) — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала. изобразительного искусства, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр.

1.2. Сценическое  внимание. Взаимодействие  с партнером, коллективом  на  сцене. Упражнения  для  развития  концентрации внимания, умение «видеть» и «слышать» окружающий мир. Переключение  внимания. Наблюдение.

1.3. Раскрепощение. Освобождение  мышц.

Упражнения, дающие возможность учащемуся  изучить  возможности  своего  тела, научиться  контролировать  его  механизмы, освободиться  от   зажимов, стать  более  мобильным  и  подвижным.

1.4. Действие. Внутреннее и  внешнее.

Действие  как  основной  материал  актерского  искусства. Оценка- основа любого действия. Внутреннее  действие. Внешнее  действие. Целесообразность  сценического действия. Его  обоснованность и  продуктивность. Магическое  «если бы». Комбинирование  внутренних и  внешних  действий.

1.5. Упражнения на ПФД - упражнения  на  память  физических  действий  приучают  начинающих  актеров  действовать  логично, последовательно  и  целесообразно. Кроме того,  работа  с  воображаемыми  объектами  развивает  память,  фантазию,  чувство меры и  самоконтроль.

1.6. Развитие  фантазии и актерского воображения

Инициативное  воображение. Двигательный  характер  актерского воображения. Конкретность  воображения. Внутреннее  зрение. Непрерывность  воображения  на  сцене. «Кинолента  видений». Все, что  происходит на сцене  -  результат  воображения.

1.7. Предлагаемые  обстоятельства – развитие  предположения, продолжение  и  развитие  «если  бы». Три  круга  предлагаемых  обстоятельств. История  жизни  персонажа.

1.8.  Чувство  правды  и  веры. – вымысел, аналогичный  действительности. Правда,  чувств. Взаимосвязь  правды  и  веры. Сценическая  наивность.

Актерские  штампы. Неформальный  подход к  творчеству.

          Комплексная система упражнений на развитие реакции и координации, памяти, мышечной свободы.

         Комплексные системы  развития  и  тренировки  актерских  навыков -  тренинги,  включающие  в  себя  сразу  несколько  направлений  развития. Помогают  наиболее  равномерно  и  эффективно   влиять  на  психофизику подростка.

 3.  Знакомство  с  основами  этикета  

1.1.  Вежливость. Тактичность. Чуткость. Скромность.

          Вежливость - нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения.

          Тактичность (такт, чувство такта, чувство меры; лат. tactus — прикосновение, осязание, чувство) — умение вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами. Людей с чувством такта называют тактичными.

          Чуткость- это внимательное и уважительное отношение к миру и людям, аккуратное и бережное взаимодействие с ними.

          Скромность- черта характера человека, выражающаяся в следующем: умеренность во всех требованиях; не стремление к богатству и роскоши; не стремление первенствовать, показывать себя; соблюдение рамок приличия; степенность в общении с другими людьми.

ПРАКТИКА: Деловая  игра «Каковы  мы  в  общении с  другими?   Игровой  тренинг « Как  произвести  благоприятное  впечатление?»

4. Основы режиссуры

  1. Знакомство  с  понятиями

         Режиссёр (фр. régisseur — «заведующий», от лат. rego — «управляю») — творческий работник зрелищных видов искусства: театра, кинематографа, телевидения, цирка, эстрады.

         Тема - (про что?) - проблема, поднимаемая автором, основной мотив произведения. Формулируется вами (при вашем авторстве) или находится у автора в процессе анализа произведения. Важно, чтобы ваша формулировка темы, с одной стороны была близка вам и трогала вас, а с другой, была близка, соответствовала существу проблемы, поднимаемой автором и его восприятию мира, которые вычитываются из произведения, биографических и исторических материалов.

          Идея - (о чем?) - что, поднимая эту проблему, автор пытается донести до зрителя (читателя, слушателя и т.д.). Воплощает некую сторону мировоззрения автора. Для искусства - это основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание произведения, его персонажей, способы их существования, взаимоотношения, место действия, жанр, сюжет, драматургию и все остальные элементы произведения.

          Сверхзадача - режиссерская идея. В отличие от идеи литературной, сверхзадача обязательно формулируется в действенной, глагольной, призывной форме и соотносится со сквозным действием (т.е. имеет положительную направленность - к чему вы призываете зрителя). Отвечает на вопрос, зачем и почему именно я и именно сегодня берусь снимать этот материал.

            «Зерно»-сущность произведения, его сердцевина, выраженная в конкретной образной сущности. Для понятия зерна нужно понять, а значит уяснить авторское отношение к изображаемому, героям, ощутить художественное своеобразие

(Замысел, Сценарий, Экспозиция, Завязка, Кульминация, Развязка, План сценария, Драматургия, Конфликт, Персонаж, Атмосфера, Номер).

5. Работа над сценарием.

1.1. Разработка сценариев праздников

          Разработка сценариев и придумка номеров к  праздникам методом  мозгового  штурма.

         Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

         Специфика клубного театрализованного представления.        Этапы работы над сценарием, диалоги. Литературная разработка сценария в театрализованном представлении.

        Подготовить сценарии к праздникам:

  • День  рождение школы
  • День  учителя
  • Новый год
  • 23 февраля
  • 8 марта
  • Последний  звонок

6. Массовая работа

1.1. Подготовка и проведение праздников

  • День  рождение  школы
  • День учителя
  • Новый год
  • День Святого Валентина
  • 23 февраля
  • 8 марта

        Последний  звонок

 Творческие задания. Репетиционная работа.

7. Итоговое занятие

  1. Подготовка и проведение клубного праздника

        Подведение итогов за год.

Результаты реализации программы II года обучения:

         При успешной реализации программы II года обучения подростки должны знать и понимать основные законы человеческого общения, задуматься о себе, как о личности, познакомиться с искусством театра и основами театрального мастерства.

         В клубе должен сформироваться коллектив единомышленников, а взаимоотношения  между обучающимися - товарищеские и дружеские.

Подростки научатся  писать сценарии и проводить праздники, проявлять инициативу  и использовать свои способности, ответственно и творчески  относится к порученному делу.

Задачи III года обучения

Образовательные задачи:

  • познакомить с основным  законам  сценического  действия;
  • познакомить с основами эстрадного и циркового искусства;
  • научить составить план-сценарий праздника;
  • научить анализировать проведенное мероприятие;
  • познакомить с русскими-народными традициями и праздниками.

Развивающие задачи:

  • развитие инициативы, самостоятельности, чувства ответственности;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развивать интерес в театральному искусству;
  • развивать эстетические чувства;
  • развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы.

Воспитательные задачи:

  • вовлечение детей и подростков в активную общественно - полезную работу;
  • формирование гражданской позиции, патриотизма;
  • приобщение ребенка к здоровому образу жизни;
  • формирование системы общечеловеческих нравственных ценностей.

Учебно-тематический  план .

(3-й  год  обучения)

Образовательный

Или тематический блок (раздел)

Тема

Т

П

В

Форма

Учебных

занятий

Формы

Отслеживаемых

результатов

1.

Вводное занятие

1.1.Инструктаж по  технике  безопасности

1.2.Диагностика

1.3. Человек и красота

2

2

4

Инструктаж

Рассказ

Тренинг

Опрос

Анкетирование и тестирование

2

Общество и Я

1.1. Общечеловеческие

нравственные ценности и идеалы

1.2. Саморазвитие и самосовершенствование личности

4

4

8

Деловая  игра

 Тренинг

3.

Эстрада

1.1. Основные  жанры  эстрадных  номеров

Пантомима

 4

32

36

Лекция

тренинги

Показ

4.

Цирк

1.1. Основные формы  циркового искусства.  Клоунада.

4

24

28

Беседа

Практическое  занятие

Опрос

5.

Современные

популярные  формы  эстрадного театра

1.1.КВН. Камеди-клаб, Стенд-АП

1.2. Номер - ведущий из компонентов эстрадного искусства

 2

2

16

16

18

18

Беседа,

Практическое  занятие

Показ

6.

Социально-значимая деятельность

  1. Проведение праздников для ветеранов
  2. Благотворительные акции.

1.3. Волонтерство

2

2

4

4

4

4

4

Практическое  занятие

Концерт

Акция

«Твори  добро!»

7.

Народные праздники и обряды

  1. Новый год.
  2. Рождественский пост. Рождество.
  3. Масленица
  4. Пасха Христианская
  5. Рождественский пост. Рождество.
  6. Свадебный обряд.

2

27

 8

18

10

 5

10

29

10

20

12

 7

12

Практическое  занятие

Театрализованное  представление

Шоу

Конкурс

8.

Итоговое занятие

1.1. Итоговый праздник клуба «Вечер выпускников».

2

2

Творческое  задание

Анкетирование

Итого

26

190

216

Содержание  программы

1.Вводное  занятие 

1.1.Инструктаж по  технике  безопасности. Правила пользования техническими  средствами. Противопожарная безопасность

1.2.Диагностика. 

Анкетирование и тестирование.

1.3. Человек и красота

     Что такое красота? Когда человек стремится к красоте? Какое значение красота имеет в нашей жизни?

Красота и гармония. Что такое красивый человек? Какие качества необходимо развивать, чтобы быть красивым человеком?

Знакомство с планом работы клуба общения.

2.  «Общество и Я»

1.1. Общечеловеческие   и нравственные ценности и идеалы

              Общечеловеческие ценности  – это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.

             К общественным ценностям можно отнести: жизнь отдельного человека, творчество, истину, справедливость, смысл жизни, счастье, добро, долг, ответственность, честь, достоинство, веру, свободу, равенство...

  1. Саморазвитие и самосовершенствование личности

          Саморазвитие и самосовершенствование личности -  неотъемлемая часть нашей жизни.  Саморазвитие и самосовершенствование личности

осознанное управление самой личностью, процессом личностного роста.

 Психологический тренинг. Рефлексия.

3. Эстрада

  1. Основные  жанры  эстрадных  номеров.

         Пародия, юмористические  миниатюры, вокальные и  пластические  номера.

         Знакомство  с  основными  жанрами  эстрады, практическое  занятие – особенности  пластики  мима.

         ПРАКТИКА: подготовка  номера (пародия  на  популярного исполнителя «клип»)

         Самостоятельный  выбор жанра для постановки  номера и идеи.  Постановка, репетиции и  оформление номера.

4.Цирк.

1.1. Основные  формы   циркового  искусства. Клоунада.

Работа  с  публикой. Значение интерактива. Работа  с  предметом  в  цирке. Грим,  костюм.

             ПРАКТИКА: подготовка  циркового  номера по  выбору  учащегося.

Учащийся  сам  выбирает  жанр  номера, количество участников, идею. Педагог  помогает  в  постановке, репетиции и  оформлении.

5. Современные популярные  формы  эстрадного  театра 

1.1. КВН, Стенд-АП, Камеди-клаб.

            КВН -  (Клуб Весёлых и Находчивых) — популярные телевизионные юмористические игры, в которых команды различных коллективов (учебных заведений, вузов, предприятий и т. д.) соревнуются в юмористических ответах на заданные вопросы, импровизациях на заданные темы, разыгрывании заранее заготовленных сцен и т. д.

История КВН. Коллекция шуток.

            Стенд-АП - (распространены также такие варианты написания и произношения слова, как «стэ́ндап», «стэ́ндап-камеди», «стенда́п комедия») (все от англ. stand-up comedy) — сольное юмористическое выступление перед живой аудиторией. Часто для таких выступлений организуются специальные комедийные клубы (англ. comedy club).

В репертуар стендап-комиков, как правило, входят авторские монологи (routines), короткие шутки (one-liners) и импровизация с залом. В надежде вызвать смех аудитории комики включают в свои выступления также музыкальные, театрализованные фрагменты, чревовещание, фокусы, этюды, всевозможные уловки комика — чтобы рассмешить аудиторию.

История Стенд-АП.

          Камеди - Comedy Club — армянское[1] расовое юмористическое шоу на б-гомерзком телеканале.

Шоу популярно в народе. На 90% состоит из бывших участников команд-аутсайдеров КВН, узнавших о существовании жанра «stand-up comedy» и не посмотревших в толковом словаре значение словосочетания. Камеди-клаб является пригламуренной версией «Кривого зеркала». Камедиклабовский стиль требует при произнесении смешного текста сохранять унылое лицо и уныло-вызывающий тембр голоса.  

Основные  особенности  современных  форм  эстрадного   театра.

1.2. Номер - ведущий из компонентов эстрадного искусства

          Номер — отдельное, законченное выступление одного или нескольких артистов. Является основой эстрадного искусства — "Его Величество номер" — говорил Н. Смирнов-Сокольский. Последовательность, "монтаж" номеров составляет суть концерта, театрализованной программы, эстрадного спектакля. Первоначально понятие "номер" использовалось в прямом смысле, определяло порядок следования артистов друг за другом: первый, второй, пятый… в эстрадной (или цирковой) программе (также чередование отдельных сцен в опере — "номерная опера", в балете).

            ПРАКТИКА: подготовка номера в форме эстрадного театра.

6. Социально-значимая деятельность

1.1. Проведение праздников для ветеранов.

Районный праздник «День пожилого человека»

Клубный праздник «День защитника Отечества»

Клубный праздник «День Победы»

1.2. Благотворительные акции

    Акция «Обустрой свой двор, улицу»

    Акция «Знаем, помним, чтим»

    Работа в «Отряде мэра» по озеленению города.

1.3. Волонтёрство

    Шефская помощь ветеранам войты и тыла.

7. Народные праздники и обряды

          В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и показательных явлений такого рода являются народные обычаи и традиции. Для того чтобы понять их истоки, надо, прежде всего, изучать историю народа, его культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом.

         Национальная культура – это национальная память народа.

1.1.Новый год

          История празднования Нового года на Руси. Празднование Нового года в языческой Руси. Празднование нового года после крещения Руси. Нововведения Петра I в празднование нового года. Новый год при советской власти. Смена календаря. Старый Новый год.

  1. Рождественский пост. Рождество.

           Об истории установления поста и его значении.  Как питаться в Рождественский пост. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно.

Рождество в первые века. Как праздновали Рождество на Руси. Изображение Рождества. История украшения ели. Рождественский венок.  Рождественские свечи.    Рождественские подарки.

1.3. Масленица.        

         Масленица – древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся  после принятия христианства. Церковь включила Масленицу в число своих праздников, назвав его Сырной, или Мясопустной неделей, так как Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту.

       Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке.

       Блины являются основным угощением и символом Масленицы.

1.4. Пасха Христианская.

       Христиане, празднуя Пасху, торжествуют избавление всего человечества через Христа от власти дьявола, победу над смертью и дарование нам вечной жизни с Богом. 

       Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств. Светлый праздник Пасхи издревле почитался на Руси как день всеобщего равенства, любви и милосердия. Перед Пасхой пекли куличи, делали пасхи, мыли, убирали, чистили. Молодёжь и дети старались приготовить к Великому дню как можно лучше и красивее раскрашенные яйца. На Пасху люди приветствовали друг друга словами: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!», трижды целовались и одаривали друг друга красивыми пасхальными яйцами.

1.5. Аграфена Купальница да Иван Купава.

       Летнее солнцестояние - один из заметных, поворотных моментов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета. У нас таковым праздником является праздник Ивана Купалы.   

      Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала, один из самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году и идущий за ними праздник "Петра и Павел" сливаются в один большой праздник, наполненный для русского человека огромным смыслом и потому включающий множество обрядовых действий, правил и запретов, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.

1.6. Свадебный обряд.

Разнообразие русских свадеб.

Русский свадебный цикл традиционно делится на несколько этапов:
Досвадебные обряды – это знакомство, смотры невест, девичьи гадания.
Предсвадебные обряды – это сватовство, смотрины, сговор, девичник, жениховы посиделки.
Свадебные обряды – это отъезд, свадебный поезд, венчание, свадебный пир.
Послесвадебные обряды – это обряды второго дня, визиты.
Образная основа русской свадьбы

       ПРАКТИКА: подготовка и проведение праздников, используя, народные традиции и обряды. Праздники: «Новый год», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Ивана Купавы».

8. Итоговое занятие

1.1. Итоговый праздник клуба «Вечер выпускников». 

Подведение итогов реализации программы.

Предполагаемый результат

                При условии успешной реализации данной программы подростки  должны: научиться эффективно, взаимодействовать  с окружающими, избегать конфликтов и создавать позитивный психологический настрой.         Уметь  работать в  группе, в коллективе, уважать мнение товарищей и отстаивать свою позицию. А  так  же  овладеть  сценической  свободой и  прочими  актерскими  навыками, уметь  применять  полученные  навыки  на  сцене и в жизни, раскрыть свою  творческую  индивидуальность.

              Сформировать потребность и умение интересно и с пользой организовать свой досуг, основываясь на культурных ценностях, народных традициях и здоровом образе жизни. Уметь использовать время и виды досуга на развитие своих способностей и достижение своих жизненных целей.

Список используемой литературы.

1.        А. Грецов «Творчество, общение, самопознание» Жанр: Психология,2009г.

2.«Особенности  работы  с  трудными  подростками»

3.        К.С. Станиславский «Работа актера над собой».Искусство.М,1991

4.         М. Чехов. «Путь актера».Олимп Астрель.М,2001

5.        А.Попов «Спектакль и режиссер»ВТО.М,1961

6.         Программа курса «Мастерство актера». М., «Высшая школа», 1963.

7.«Дети. Театр. Образование: Тезисы докладов международной научно- практической конференции».-Екатеринбург,1996

8.         «Диагностика и развитие актерской одаренности», сборник Л., издательство ВТО 1986.

9.        Гиппиус С. В. «Гимнастика чувств Тренинг творческой психотехники.»- М.-Л.

10.        Искусство, 1967. . «Тренинг личностного роста» Год: 2003 Автор: Шевцова И. В. Издательство: СПб.

11. Е. П. Ильин  «Психология  общения  и  межличностных  отношений» И. Питер 2009г.

  1. Р. Вердербер « Психология  общения»

      13. С.В. Гиппиус « Гимнастика чувств -  тренинг творческой   психотехники.» - М.Л.;Искусство, 1967.

  1. К.С. Станиславский  « Работа  актера  над  собой». Искусство. М. 1991г.
  2. Н.В. Аникиева « Воспитание  игрой.»кн. для  учителя. – М.: Просвящение, 1987.
  3. Л. С. Выгодский «Игра и  ее  роль  в  психологическом  развитии  ребенка: вопросы  психологии.»- М., 1966г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Культура общения»

Данная программа  «Культура общения» является адаптированной и составлена на основе «Программы по этике» для учащихся  1-8 классов общеобразовательных школ» (А.Волович).Настоящая прогр...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Культура общения»

Данная программа  «Культура общения» является адаптированной и составлена на основе «Программы по этике» для учащихся  1-8 классов общеобразовательных школ» (А.Волович).Настоящая прогр...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Культура общения»

Данная программа  «Культура общения» является адаптированной и составлена на основе «Программы по этике» для учащихся  1-8 классов общеобразовательных школ» (А.Волович).Настоящая прогр...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Программа дополнительного образования "Психология общения"

Программа курса «Психология общения» разработана  в  соответствии  с  требованиями ФГОС к организации внеурочной деятельности в основной школе и опирается на современну...