Дополнительная общеобразовательная программа «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» - ознакомительный уровень (2013-14 учеб. г.)
рабочая программа по теме

Программа по обучению детей 6-11 лет ознакомительного уровня - 1 этап обучения по предмету синтезатор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2013_g._1_etap.docx38.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Зеленоградское окружное управление образования

Департамента образования города Москвы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ОРЛЕНОК»

Утверждено «Утверждаю»

на педагогическом совете Директор ДЮЦ «Орленок»

Протокол №______от______ ____________ Н.С.Горячев

Дополнительная общеобразовательная программа

«Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор»

I этап обучения - Ознакомительный

                                                                        Возраст детей 6-11 лет

                                              Срок реализации программы 2 года

Разработчик педагог дополнительного образования  Новоженова Галина Васильевна.

Москва 2013

Пояснительная записка

        Образовательная программа «Цифровые музыкальные инструменты: cинтезатор» составлено в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей от 11.12.2006 (№ 06-1844). (Письмо Минобрнауки России)), Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29декабря 2012 № 273), Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (от 26 июня 2012 № 504) ,

СанПиН 2.4.4.1251-03)

         Обязательная программа рассчитана на внесении изменений, уточнений и дополнений не реже одного раза в пять лет.

На протяжении всей истории человечества музыка в содружестве c искусством и наукой занимала одно из основных мест в системе формирования социально ценных, созидательных качеств личности.

В музыкальных коллективах учреждений дополнительного образования могут заниматься все дети, желающие научиться играть на музыкальном инструменте. Единственными условиями приема являются желание учиться и наличие инструмента (или иной возможности выполнения домашних заданий).

Основная задача первого этапа- введение ребенка в мир музыки, ознакомление с ее выразительными средствами и инструментальным воплощением в доступной и художественно увлекательной форме. В области постановочных навыков приемы работы педагога большей частью направлены на активизацию подражательных реакций учащегося, столь характерных для детей этого возраста.

Направленность дополнительной образовательной программы - художественно-эстетическое.

Тип программы – модифицированная.

Цель программы:

развитие основ творческих и специальных музыкальных способностей воспитанника.

Задачи:

  • Развивающие:

развитие базовых музыкальных способностей ребенка (память, слух, чувство ритма);

 становление фантазии и воображения, музыкально-образного восприятия и эмоционального исполнения музыки;

  • Обучающие:

обучение учащихся основам техники исполнения (освоение двигательных навыков, развитие беглости пальцев, овладение различными исполнительскими штрихами и динамическими градациями);

изучение основ теории музыки (формирование понятия звуковысотной и ритмической организации музыки, освоение средств музыкальной выразительности, знакомство с музыкальной терминологией),

  • Воспитательные:

воспитание эмоциональной отзывчивости,     музыкально-эстетического вкуса, эмоциональной культуры учащихся.

 Особенности методики

    Воспитательная и музыкально-образовательная деятельность – это единый процесс, для осуществления которого применяется система различных форм и методов. Формы этой деятельности можно условно разделить на основные, дополнительные и  формы самообразования учащихся.

      Основной формой учебной работы является индивидуальное занятие педагога с воспитанником.

Такая форма занятий сближает преподавателя и ребёнка и дает педагогу возможность опираться  в своей  работе не только на музыкальные, но и на человеческие качества учащихся. На каждом таком занятии необходимо найти нужную тональность в общении с ребёнком, понять его настроение, ведь от совместной заинтересованности в творческом поиске будет зависеть отношение воспитанника не только к процессу обучения игре на инструменте, но  и к музыкальной деятельности в целом. Для успешного сотрудничества важно и создание позитивной установки. Как известно, секрет успеха кроется в убеждении, что цель достижима.

      Дополнительные формы работы – коллективные посещения концертов, музыкального лектория, тематических экскурсий. Участвовать в каждом посещении может либо весь коллектив, либо его часть.

      Для постоянного духовного развития ребенка требуется непосредственное общение с искусством, обогащающим его эмоциональный мир. У каждого вида искусства своя образность, свой язык. Понимание этого языка развивает эстетическое восприятие воспитанников. Поэтому интересы коллектива не ограничиваются только музыкальной тематикой. Экскурсии проходят в художественных, исторических, мемориальных музеях.

         В целях повышения эффективности образовательно-воспитательной работы в коллективе проводятся:

 конкурсы на лучшее исполнение самостоятельно выученного произведения или сочинений определенного жанра (вальс, полифония), на лучший ансамбль; в подобные конкурсы вовлекаются все учащиеся, как в качестве исполнителей, так и в роли судей;

    семейные встречи (музыкальные или музыкально-литературные); 

    «огоньки» (с чаепитием, проведением различных веселых конкурсов, викторин, загадок). Программа таких встреч заранее оговаривается, в подготовке к ним принимают участие

Самообразование –  самостоятельные занятия воспитанников, которые производятся, в основном, в индивидуальном порядке и не регламентируются. Это может быть чтение книги о музыке и музыкантах, об искусстве, посещение концерта или спектакля, слушание произведения по радио или на грампластинке.

В выборе наиболее целесообразных методов учебно-воспитательной работы учитываются возрастные особенности воспитанников, степень развития их художественного мышления, эмоциональная отзывчивость, наличие познавательного интереса и задачи, которые стоят перед учащимся на каждом этапе.

Период обучения:

I этап- ознакомительный- 2 года обучения. возраст детей 6-11 лет.

Формы и режим  занятий.

Занятия  в классе « Синтезатор» проводятся в индивидуальной форме  2 раза по 0,5 часа, т.е. 1 час в неделю. Итого в год 36 часов.

Прогнозируемые  результаты.

I этап, 1 год обучения.

По окончании   I года  обучения ребенок будет знать:

   регистры, названия октав;

   скрипичный и басовый ключи;

   выразительные возможности синтезатора

   деление нот и пауз (целая, половинная, четвертная, восьмая      

   длительности);

   такт, простые размеры;

   знаки увеличения длительности;

   штрихи (legato, non legato, staccato);

   динамические оттенки

понятия «темп», «лад».

После завершения I года обучения воспитанник будет уметь:

   правильно сидеть за инструментом;

   владеть простейшими приемами аранжировки;

   воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах  

  (сочетание целой, половинной, четвертных и восьмых  

   длительностей);

   подбирать по слуху знакомые мелодии;

   владеть навыками импровизации.

I этап, 2 год обучения

По окончанию  II года  обучения ребенок будет знать:

   знаки альтерации (диез, бемоль, бекар);

   синкопы, нечетное деление длительностей (триоли);

   мелизмы (форшлаг, мордент);

   знаки сокращения нотного письма;

   музыкальный синтаксис (мотив, фраза. предложение);

   сложные и переменные размеры;

   знать возможности клавишных синтезаторов: особенности  

   голосов синтезатора, паттерны народной, джазовой,  

   классической, современной популярной музыки

После завершения II года обучения воспитанник будет уметь:

      дальнейшее освоение аранжировки, подбор мелодии с  

      автоаккомпанементом;

  пользоваться разными динамическими градациями;

  использовать разные исполнительские штрихи;

  выделить основные фактурные функции (мелодия,

  аккомпанемент);

  осмыслить и передать во время исполнения характер

  музыкального произведения.

Формы подведения итогов:

              I полугодие: контрольное занятие.

           II полугодие: зачет.

Оценка приобретенных детьми знаний, умений и навыков производится по 5-ти балльной системе Воспитанники, получившие 3-5 баллов, считаются успешно освоившими программу обучения. Учащиеся, набравшие менее 3 баллов, считаются не выполнившими образовательную программу.

В течение учебного года  учащимися проводятся не менее двух классных концертов для родителей.

                       Критерии оценки

 в  соответствии  с программными  требованиями по каждому  году  :

уровень  сложности  музыкальных  произведений ;        

правильно  исполнение  нотного  текста и  ритмического  рисунка;

развитие  игровых  навыков;

культура  исполнения  и поведения учащихся  во время  выступления

( внешний  вид, собранность, отношение к слушателям).

Методы обучения.

Рассказ:

  • о художественных возможностях электронных инструментов;
  • о музыкальных жанрах и формах;
  • о творчестве композиторов-классиков.

Демонстрация:

  • исполнение педагогом музыкального произведения.

Практический метод:

  • постановка рук;
  • обучение основам исполнительской техники.

Видеометод:

  • просмотр фильмов о жизни и творчестве композиторов – классиков
  • просмотр видео концертов с выступлением исполнителей-виртуозов

классической и современной музыки.

Познавательные игры:

  • Составление и разгадывание музыкальных ребусов и загадок.

Учебно-тематический план

                               I год обучения

           

Название темы

Количество часов:

всего

теория

практика

1

Введедение. Т.Б.

Основы музыкальной грамоты

12

2

10

 2

Работа над репертуаром.

  10

     2,5

7,5

3

Выразительные возможности клавишных синтезаторов  .

Освоение главных клавиш управления автоаккомпанементом: start,stop,synchro-start,intro,ending.

   4

   1

   3

4

Освоение простейших приемов аранжировки.

   4

    1

   1,5

 5      

Чтение с листа.

   2

     0,5

   1,5

 6

Зачетные мероприятия и выступления.

   2

     0,5

   1,5

 7

Экскурсии. Развивающие и досуговые мероприятия.

   2

     0,5

   1,5

              Итого:

   36

     8

Содержание учебно-методического плана 1 года обучения.

      Тема 1: «Основы музыкальной грамоты»

Теория: диапазон, регистры, названия нот и октав, нотоносец, ключи. Знаки альтерации, деление звуков и пауз, знаки увеличения длительностей, метр, такт, размер, затакт, штрихи (легато, нон легато, стаккато).

Практика: упражнения и  работа с нотным материалом.

      Тема 2: «Работа над репертуаром»

Теория: разбор нотного текста (звуковысотное строение мелодии, ритмический рисунок, аппликатура, штрихи, ладовая окраска, динамический план и другие авторские указания).

Практика: посадка за инструментом, постановка рук, приемы звукоизвлечения, навыки ориентировки на клавиатуре и в нотном тексте, воспроизведение звучания различных длительностей, умение ориентироваться в простых размерах, навыки владения основными штрихами, различными динамическими градациями, умение выдержать единый темп.

      Тема 3: «Выразительные возможности клавишных ситезаторов»

Теория:  Названия и особенности банков голосов,звуковых эффектов и паттернов наличных ситезаторов.

Практика: Освоение главных клавиш управления автоаккомпанементом: start,stop,synchro-start,intro,ending.

       Тема 4: «Освоение простейших приемов аранжировки»

Теория: изучение аккордов на основе трезвучий(1,4 и 5 ступеней) в мажоре и миноре.

Практика: гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов,подбор паттерна в двух-или трехдольном размере,подбор тембра мелодий в соответствии с ее жанровой основой и формой.

Тема 5: «Чтение с листа»

Теория: анализ строения мелодии, ритмические группы в простых размерах; понятие о гармонических функциях.

Практика: чтение с листа народных попевок и одноголосных мелодий, транспонирование их в разные октавы. Отработка ритмических рисунков на одном звуке и  в пятипальцевых упражнениях, подбор подходящего баса из предложенных, досочинение заданной музыкальной темы, варьирование мелодии.

       Тема 6: «Зачетные мероприятия и выступления»

Теория: беседа о внешнем облике и поведении исполнителя на сцене, о его эмоциональном настрое, психологической подготовке к выступлению.

 Практика: участие в ежегодных коллективных концертах для родителей и плановых концертах  ГОУ ДЮЦ .

Тема 7: «Экскурсии. Досуговые и развивающие мероприятия»

Теория: подготовка к экскурсии (выявление знаний учащегося, сообщение воспитаннику необходимых сведений для полноценного восприятия новых знаний). Выявление известных ребенку сведений по выбранной для мероприятия теме, помощь в подготовке.

Практика: проведение мероприятий или экскурсий по плану, обсуждение увиденного.

Учебно-тематический план

II год обучения

           

Название  темы

Количество часов:

всего

теория

практика

 1          

Введение Т.Б.Основы музыкальной грамоты.

   12

     

     2

     10

 2

Работа над репертуаром.

   10

      2.5

     7.5

 3

Выразительные возможности клавишных синтезаторов

   4

     1

     3

4

Освоение приемов аранжировки.

   4

     1

     3

 5      

Чтение с листа.

   2

     0,5

     1,5

 6

Зачетные мероприятия и выступления.

   2

     -

     2

 7

Экскурсии. Досуговые и развивающие

Мероприятия.

   2

     0,5

      1,5

              Итого:

    36

     8

     28

           

             Содержание учебно- тематического плана II года обучения.      

       Тема 1: «Основы Музыкальной грамоты»

Теория:  знаки альтерации (дубль-диез, дубль-бемоль), различные виды синкоп, нечетное деление длительностей, сложные и переменные размеры.  Музыкальные жанры и формы..

Практика:построение интервалов ,мажорные и минорные гаммы до 2-х знаков.Упражения и работа с нотным материалом.

          Тема 2: «Работа над репертуаром»

Теория: анализ нотного текста, формы произведения; штрихи как средство создания художественного образа. Беседа о жанре, стилевых особенностях данного жанра и творчества композитора.

Практика:  овладение исполнительскими штрихами, формирование умений в области регуляции звучания.

Тема 3: «Выразительные возможности клавишных ситезаторов»

Теория: изучение голосов синтезатора.

Практика: освоение паттернов народной ,джазовой,классической , современной популярной музыки,а также голосов ,имитирующих струнные , духовые,ударные электронные инструменты.

           Тема 4: «Освоение приемов аранжировки»

Теория: изучение жанровых и стилистических критериев в выборе паттерна.

Практика: инструментовка пьес с применением режимов автосопровождения normal,split,редактирование тембра с помощью задержки, вибрации, тремоло.

          Тема 5: «Чтение с листа»

Теория: буквенное обозначение звукоряда; основные ладовые функции, строение и обращение аккордов, логика гармонического развития, понятие о секвенции.

Практика:  исполнение несложных пьес в режиме «-1»

Тема 6: « Зачетные мероприятия и выступления»

Практика: развитие навыков сценического поведения. Участие в ежегодных концертах для родителей, плановых концертах  и конкурсах.

         Тема 7: «Экскурсии. Досуговые и развивающие мероприятия»

Теория: подготовка к экскурсии или мероприятию (сообщение необходимых предварительных сведений по теме экскурсии, беседа о правилах поведения в общественном транспорте и учреждениях культуры, помощь в подборе материала по  теме мероприятия, координация деятельности детей).

Практика: проведение  мероприятий и экскурсии, обсуждение увиденного.

ПРИМЕРНЫЙ    РЕПЕРТУАР

I  год обучения

  1. Кабалевский Д. «Ёжик».
  2. Кореневская И. «Дождик».
  3. Крутицкий М. «Зима».
  4. Курочкин В. Вальс.
  5. Литкова И. Вариации на бел. нар. песню «Славка и Гришка».
  6. Моцарт В. Менуэт.
  7.  Николаев А. Этюд.
  8. Рубах А. «Воробей».
  9. Укр. нар. песня «На горе, горе».
  10. Польская нар. песня «Шуточная».
  11. Филиппенко А. «На мостике».
  12. Шеринг Дж. «Колыбельная».

II  год  обучения

  1. Беркович И. Вариации на тему рус. нар. песни «Во саду ли, в огороде».
  2. Гендель Г. Сарабанда.
  3. Градески Э. «Мороженое».
  4. Косенко В. Скерцино.
  5. Лессер В. «Выходной день».
  6. Майкапар С. «Мотылек».
  7. Моцарт В. Аллегро.
  8. Перселл Г. Ария «Ре минор».
  9. Чайковский П. «Старинная французская песенка».

   Условия реализации.

Требования к кабинету.

Для занятий нужен кабине с освещением и температурным режимом, соответствующим санитарно-гигиеническими нормам.

Мебель.

В кабинете необходимы:

∙    стол преподавателя – 1;

∙   стулья – не менее 2;

∙   стол для обучающихся– 1;

∙    книжные шкафы – 1

                                                            Оборудование :

∙   синтезатор

∙    нотная литература;

∙    книги по музыке, справочные издания.

                Организационно - административные условия

∙   систематическая настройка синтезатора;

∙   доступ в зал (для репетиций и проведения концертов, конкурсов и других массовый мероприятий);

∙  технические условия для ксерокопирования необходимых нот и дидактических материалов.

Методическое обеспечение

        

Тема

Методическое обеспечение

  1. Основы музыкальной грамоты
  2. Выразительные возможности синтезатора
  3. Приемы оранжировки

Музыкальный словарь

Тесты

Нотная тетрадь

Аудиозапись концертов электронных инструментов

Нотная литература

Тесты

аудиозапись джазовых композиций

Список литературы

Список литературы для педагога

        1. Алексеев А. Методика обучения игре на синтезатор. 3-е изд. – М., 1978.

           2. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. – М., 1953.

           3. Иващенко Ф.  Психология воспитания школьников. – Минск, 1999.

           4. Методические записки по вопросам музыкального образования. Сост.    

               А.Лагутин. – М., 1991.

5. Красильников.И. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе –М,2007

         6. Мухина В. Возрастная психология. – М., 1998.

7. Станкин М. Психология общения. – М., 1996.

          8. Теплов Б. Избранные труды. – М., 1985.

9. Володин А. Электромузыкальные инструменты. – М., 1979.

10.Михайлов А., Шилов В. Практический англо-русский словарь по электронной и компьютерной музыке.-М.Русь, Маг , 1991                

Список литературы, рекомендуемой для учащихся

        1. Батицкий М. Знаете ли вы музыку? – М., 1987.

        2. Васина-Гроссман В. Первая книжка о музыке. – М., 1988.

          3. Гоголев К. Универсальный словарь-справочник по мировой художественной  

              культуре от «А» до «Я». – М., 2000.

        4. Гуревич Е. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. – М., 1994.

        5. Добрынина Е. Любителям музыки посвящается. – М., 1980.

        6. Домрина Е. Беседы о музыке. – Л., 1982.

        7. Илешин Б. И голубые небеса. – М., 1981.

           8. Крунтяева Т., Молокова Н., Ступель А. Словарь иностранных музыкальных    

              терминов. – Л., 1982.

        9. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М., 1986.

        10. Орлова Е. Очерки о русских композиторах XIX - начала  XX века. – М., 1982.

        11. Третьякова Л. Страницы советской музыки. – М., 1980.

          12. Финкельштейн Э.  Музыка от «А» до «Я». – СПб., 1997.

        13. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М., 1980.

        14. Юдина Е. Мой первый учебник по музыке и творчеству. – М., 1997.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа"Индивидуальный музыкальный инструмент: фортепиано"

В Программе прописаны цели, задачи, методы иприемы по индивидуальному обучению на фортепиано. Представлен широкий репертуар для педагога и учащихся....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Синтезатор" (на 2014-15 учебный год)

По данной ппрограмме проходит образовательный процесс в оркестровой студии "Гармония" ГБОУ ЗДТДиМ по предмету синтезатор для учащихся 1-2 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» - базовый уровень (на 2013-14 учеб.г.)

Программа для учащихся 9-16 лет по предмету синтезатор базового уровня - 2 этап обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» - углубленный уровень (на 2013-14 учеб. г.)

Программа по предмету синтезатор для учащихся 14-18 лет углублённого уровня - 3 этап обучения....