Выступление на школьном педагогическом совете по теме "Технологии развивающего обучения. Краткий обзор технологий данной группы"
статья на тему

Кириллова Елена Юрьевна

Мы точно представляем, что такое педагогическая технология, как она возникла, какова ее роль в образовательном процессе, какие требования к ней предъявляются, и   какими качествами она обладает.

Предыдущим оратором была дана подробная классификация педагогических технологий, но учитывая ограниченное время для выступления каждого участника, хотелось бы более детально остановиться только на нескольких, имеющих важное значение для современного гимназического образования.

Здесь следует заметить, что описание педагогической технологии предполагает раскрытие всех основных ее характеристик, что в свою очередь делает возможным ее воспроизведение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_no_1.docx26.74 КБ
Файл tekhnologii_ro._kratkiy_obzor.pptx124.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии развивающего обучения. Краткий обзор технологий данной группы.  (Кириллова Е.Ю.)

Алла Ивановна нам очень точно представила, что такое педагогическая технология, как она возникла, какова ее роль в образовательном процессе, какие требования к ней предъявляются, и   какими качествами она обладает. Была также дана подробная классификация педагогических технологий, но учитывая ограниченное время для выступления каждого участника, хотелось бы более детально остановиться только на нескольких, имеющих важное значение для современного гимназического образования.

Здесь следует заметить, что описание педагогической технологии предполагает раскрытие всех основных ее характеристик, что в свою очередь делает возможным ее воспроизведение.

Итак, краткое описание любой педтехнологии можно представить в следующей структуре:

  1. Идентификация в соответствии с принятой систематизацией.
  2. Название технологии, отражающее основные качества и принципиальную идею.
  3. Концептуальная часть, т.е краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов: целевые установки и ориентации; основные идеи и принципы, позиция ребенка в образовательном процессе.
  4. Особенности содержания: ориентация на личностные структуры, объем и характер содержания образования.
  5. Процессуальная характеристика: Особенности методики, применения методов и средств обучения; мотивационная характеристика; организационные формы образовательного процесса; категория учащихся, на которых рассчитана технология.
  6. Программно-методическое обеспечение: учебные планы и программы; учебные и методические пособия; дидактические материалы; наглядные и технические средства обучения; диагностический инструментарий.

Игровые технологии

Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игру как метод обучения, передачи опыта  старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение  находит игра в народной педагогике, в дошкольных, внешкольных и школьных учреждениях.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Особенностью игровых технологий является то, что все следующие за дошкольным возрастные периоды не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс обучения, с учетом возрастных особенностей и ведущего вида деятельности.

Игровая технология в младшем школьном возрасте строится как целостное образование, охватывающее часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.   В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать их, сопоставлять, обобщать, группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения. Помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Этой технологией прекрасно владеют учителя начальной ступени образования.

Здесь следует сказать, что не следует забывать о применении этой технологии в средней и старшем школьном возрасте, так как у подростков наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. В среднем и старшем возрасте для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений можно использовать различные виды деловых игр.

Технологии педагогических мастерских.

В технологии мастерских главное не сообщать и освоить информацию, а передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников или создания произведений прикладного искусства.

Исходя из целевой ориентации технология предоставляет учащимся возможность личностного саморазвития. Осознания самих себя и своего места в мире, а также возможность понимать других людей и закономерности мира, в котором они живут.

Исходя из концептуальных соображений, на мастерской каждый продвигается к истине своим путем; процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание; в отличие от урока знания на мастерских не даются, а выстраиваются; ученик имеет право на ошибку, которая считается закономерной ступенью процесса познания; для мастерской характерна творческая деятельность, сотрудничество, сотворчество и совместный поиск.

Говоря об особенностях содержания, следует отметить, что мастерская как локальная технология охватывает большую или меньшую часть содержания учебной дисциплины. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужно русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.  Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. В этот момент знания еще раз корректируются в результате сопоставления своей точки зрения с позицией других групп.

В технологии мастерских разработаны алгоритмы в идее последовательности шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания познавательной области, а также для решения типичных напредметных задач, например: поиск подхода к решению проблемы, выполнение домашнего задания, аналогии, конструирование теорем и др.

В особенностях методики следует указать, что мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии мастера-учителя, инициирующего творческий, поисковый характер деятельности учащихся.

К основным методическим приемам-элементам технологии  мастерских относят индукцию, самоконструкцию, социоконструкцию, социализацию, разрыв, коррекцию и творческое конструирование знания.

 Технология проблемного обучения.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

По целевой ориентации эта технология направлена не только на приобретение ЗУНов, но и на усвоение способов самостоятельной работы и развитие познавательных и творческих способностей.

Исходя из концептуальных положений, ребенок усваивает материал как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях. А условиями успешности обучения являются проблематизация учебного материала; активность ребенка и связь обучения с жизнью ребенка.

Говоря об особенностях содержания. Следует сказать. Что проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной мотивации, поэтому требует адекватного конструирования дидактического материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Оптимальной структурой материала будет являться сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций.

Говоря об особенностях методики этой технологии, укажем наличие проблемных методов – т.е методов, основанных на создании на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умении видеть за отдельными фактами закон, явление.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается при помощи активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально.

Технология проведения учебных дискуссий.

Цель технологии проведения учебных дискуссий: развитие критического мышления школьников, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры.

Исходные теоретические положения

  1. Учебная дискуссия диалогична по самой своей сути — и как форма организации обучения, и как способ работы с содержанием учебного материала.
  2. Дискуссия является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления.
  3. Применение дискуссии рекомендуется в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности в приобретении знаний и формулировании проблем, в подборе и четком представлении собственных аргументов, в предметной подготовке к теме дискуссии.
  4. Взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на обращении учеников друг к другу для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы.
  5. Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задает тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.
  6. На первых порах использования учебной дискуссии усилия педагогов сосредоточены на формировании дискуссионных процедур. Впоследствии в центре внимания педагога оказывается не только выявление различных точек зрения, позиций, способов аргументации, их соотнесение и составление более объемного и многопланового видения явлений, но также сопоставление интерпретаций сложных явлений, выход за пределы непосредственно данной ситуации, поиск личностных смыслов. Чем больше учащиеся приучаются мыслить, исходя из контрастных сопоставлений, тем значительнее становится их творческий потенциал.
  7. Учебная дискуссия уступает изложению по эффективности передачи информации, но высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.

В мировом педагогическом опыте получили распространение ряд приемов организации обмена мнениями, которые представляют собой свернутые формы дискуссий. К их числу относятся:

"Круглый стол" - беседа, в которой “на равных” участвует небольшая группа учащихся (обычно около пяти человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так и с “аудиторией” (остальной частью класса);

"Заседание экспертной группы" (“панельная дискуссия”) (обычно четыре-шесть учеников, с заранее назначенным председателем), на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. При этом каждый участник выступает с сообщением, которое не должно перерастать в долгую речь.

"Форум" - обсуждение, сходное с “заседанием экспертной группы, в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с “аудиторией” (классом).

"Симпозиум" - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы “аудитории” (класса).

"Дебаты" - явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), — и опровержений.

"Судебное заседание" – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

Ограничения:

  1. Большие временные затраты на подготовку и проведение учебной дискуссии.
  2. Недостаточный уровень сформированности у школьников умений ведения дискуссии.

  Технологии учебной исследовательской деятельности.

В настоящее время в инновационной педагогике сложилось несколько точек зрения на понимание сущности учебно-исследовательской деятельности учащихся. Одной из наиболее устоявшихся является концепция учебно-исследовательской деятельности учащихся как новой педагогической технологии. Такой взгляд развивается, в частности, на базе средней общеобразовательной школы №1333 «Донская гимназия» (А.В. Леонтович) и Дома научно-технического творчества молодежи (Д.Л. Монахов), согласно которому под исследовательской деятельностью школьников понимается «решение творческой задачи, не имеющей заранее известного результата, предполагающее наличие основных этапов, характерных для научного исследования» (Леонтович А.В. За знаниями — в экспедицию // Народное образование. 1998. № 9.). В течение 7 лет в этих учреждениях были отработаны принципы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, сложился определенный годовой цикл, сформировался большой спектр специализаций как естественнонаучного, так и гуманитарного цикла. Таким образом, можно говорить о работающей проектно-организационной педагогической модели, имеющей инновационный характер, существующей в форме технологии, которая начинает предлагаться для развития и применения в образовательной системе нашей страны:

Определяя понятие деятельности, мы рассматриваем его как «созидание, обнаружение, проявление и определение субъекта» (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский) (Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. Брушлинского А.В. М., 1997). По мнению С.Л. Рубинштейна, деятельность характеризуется прежде всего следующими особенностями: 1) это всегда деятельность субъекта, точнее, субъектов, осуществляющих совместную деятельность; 2) деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, то есть она необходимо является предметной, содержательной; 3) она всегда — творческая; и 4) самостоятельная. С.Л. Рубинштейн понимает учение как «совместное исследование, проводимое учителем и учеником» (Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности. Одесса, 1922). Исследование нами определяется как творческий процесс познания мира, себя и бытия себя в мире. Также следует отметить, что мы действуем в личностно-ориентированной педагогической парадигме, в рамках которой осуществляется субъект - субъектный подход к ученикам. Продолжая научную традицию, заложенную Л.С. Выготским, развиваемую теоретически и воплощенную на практике психологами и педагогами, в том числе В.В. Давыдовым (Теория развивающего обучения. М.,1996) и Ш.А. Амонашвили (Размышления о гуманной педагогике. М., 1996), мы воспринимаем весь процесс обучения как сотрудничество более опытного человека с менее опытным (опираясь на зону ближайшего развития), благодаря которому происходит приобщение к культуре. Таким образом, мы можем дать определение исследовательской деятельности учащихся как творческому процессу совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Образование – это индустрия, направленная на будущее» С.П.Капица Технологии развивающего обучения. Краткий обзор. Кириллова Елена Юрьевна, учитель немецкого языка

Слайд 2

Технологии развивающего обучения Игровые технологии Технологии мастерских Технология проблемного обучения Технология проведения учебных дискуссий Технология учебной исследовательской деятельности Технология развития критического мышления

Слайд 3

Игровые технологии «Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра» Й. Хейзинга Все уровни Приспосабливающаяся Все виды От консультаций до программной Все формы Свободное воспитание Развивающие, поисковые, творческие Массовая

Слайд 4

Технология мастерских Локальная Социогенная и психогенная Проникающая Система малых групп Альтернативная Свободного воспитания Проблемно-поисковая и диалогическая Продвинутое образование «Я не согласен принять никакой истины иначе, как от свободы и через свободу» Н. Бердяев.

Слайд 5

Технология проблемного обучения Общепедагогическая Прагматическая Обучающая, гуманистическая Система малых групп Свободное воспитание Академическая Проблемная Массовая «Знания – дети удивления и любопытства» Луи де Бройль

Слайд 6

Технология проведения учебных дискуссий Общепедагогическая Прагматическая Развивающая Система малых групп Свободное воспитание Академическая Проблемно-поисковая и диалогическая Продвинутое образование «Постараемся мыслить достойно, в этом - основа нравственности» Б. Паскаль

Слайд 7

Технология учебной исследовательской деятельности Общепедагогическая Прагматическая Обучающая, развивающая Индивидуальная Альтернативная Развивающие, творческие, поисковые Проблемно-поисковая Продвинутое образование «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения». Г.Лихтенберг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на школьном педагогическом совете по теме "Взаимодействие музея и гимназии в образовательном процессе"

Последовательно, на протяжении трех лет вопросы сотрудничества с музеем М.В.Ломоносова находили свое отражение в деятельности, практически всех, творческих сообществ гимназии.В плане их работы на кажд...

Мое выступление на школьном педагогическом совете

Регулярно делюсь своим опытом работы с коллегами...

Выступление на школьном педагогическом совете по теме "Профессиональный стандарт педагога"

Выступление на школьном педагогическом совете по теме "Профессиональный стандарт педагога"...

Выступление на заседании педагогического совета школы Тема «Творчество учителя на современном уроке с использованием инновационных технологий как важное условие повышения качества обучения школьников в условиях реализации ФГОС»

Данное выступление, поднимает проблему творчества на современном уроке. В работе даны примеры из опыта работы учителя истории, однако используя предложенный алгоритм, возможно использовать его и на др...