Тематическое планирование "Лентоплетение" 1-2 класс
календарно-тематическое планирование по теме

Мельникова Оксана Валентиновна

Внеурочная деятельность по рукоделию для начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lentopletenie_1_klass.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 31  

города Новошахтинска

«Рассмотрено»

"Согласовано"

"Утверждаю"

на заседании Методического объединения

На Методическом совете

МБОУ СОШ №31

директор школы

протокол  № 1

_Протокол №1

____Мирон Л.М._____

"__"_______2013г.

"__"_______2013 г.

" _" ________ 2013г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                                                                                                              по внеурочной деятельности

                                                                                                                        «Лентоплетение»

Ступень обучения  

 (начальное общее, основное общее, среднее  общее образование с указанием классов)

1 класс

Уровень базовый

             

                                                                                                                           

     

     Учитель                         Мельникова О.В.

                                                     

 

                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка, а именно:

  • желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
  • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Новизной и отличительной особенностью программы “Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей” является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Цель программы.

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Задачи программы.

  1. Обучение детей различным приемам преобразования бумаги,  пластилина, ткани, лент, природного и бросового материалов.
  2. Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.
  3. Сформировать у учащихся обширное представление о рукоделии, декоративно- прикладном искусстве, обучить различным видам рукоделия на основе полученных знаний, умений и навыков на уроках технологии;
  4. Развивать творческие способности учащихся посредством изготовления изделий практического характера своими руками;
  5. воспитывать бережливость к материалам, оборудованию, трудолюбие, усидчивость, ответственность, рационализаторство; аккуратность в процессе выполнения работы, взаимопомощь и самоконтроль.

Направления работы.

  1. Развитие творческих способностей
  2. Художественно-эстетическое развитие
  3. Познавательное развитие

Основной формой работы являются занятия с группой 12-15 учащихся два раза в неделю.  

Программа рассчитана на  1-2 классы с постепенным усложнением техник, приёмов работы , а также разнообразием используемых материалов.                          

                                                 Содержание работы.

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.

В процессе практической работы учащиеся овладевают приемами работы в различных техниках  с учетом традиций и современных технологий. Приобретают навыки работы с лентами, бумагой, фетром,  бисером. При этом неуклонно соблюдается индивидуальный подход, вариативность заданий, принцип от простого к сложному. Возможность выбора учащимися форм работы.

Итогом работы по программе является подготовка и организация выставки работ. Учащиеся осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи до конечного результата. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных возможностей учащихся, умение выбирать наиболее технологичные, экономичные, отвечающие потребностям семьи, школы и рынка, варианты их реализации.

Принципы реализации программы :

1.Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

2.Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

3.Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

4.Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

5.Принцип личностно-ориентированного общения. В  процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом,  а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Методы и приемы обучения.

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Этапы работы.

Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.

1 этап - знакомство со свойствами материалов.

2 этап - обучение приемам изготовления.

3 этап - изготовление поделок.

Ожидаемый результат.

  • Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
  • Научатся видеть необычное в обычных предметах.
  • Овладеют различными приемами преобразования материалов.
  • Разовьют познавательные, конструктивные способности.
  • Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

      •        Познакомятся с историей возникновения рукоделия.

      •        Изучат  основы композиции, цветоведения, дизайна и художественного оформления изделий.

•        Приобретут навыки работы с лоскутом и бисером.

  • Сформируется положительное отношение к труду.
  • Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.

Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах .

Учащиеся должны знать:

  • роль искусства и творческой деятельности в жизни человека, в развитии цивилизации на примере декоративно-прикладного искусства;
  • основные сведения о вышивании лентами;
  • традиции и новейшие технологии обработки различных материалов( ткани, теста);
  • основы композиции, орнамента, дизайна - как современного способа мышления при создании новых мышлений;

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять разработку несложных рисунков, орнаментов;
  • выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, инструментов и приспособлений;
  • выполнять изделие по эскизу в различных техниках рукоделия;
  • разбираться в узорах, орнаментах, видах вышивок;

Список литературы

  1. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. Пособие для учителя  – М: Просвещение, 1999 г.
  2. Геронимус Т.М.  Я всё умею делать сам.  Рабочая тетрадь по трудовому обучению для 1 класса. М: АСТ-ПРЕСС. 2008г
  3. Геронимус Т.М.  Я всё умею делать сам.  Рабочая тетрадь по трудовому обучению для  2 класса. М: АСТ-ПРЕСС. 2007г
  4. Геронимус Т.М.  Я всё умею делать сам.  Рабочая тетрадь по трудовому обучению для  3 класса. М: АСТ-ПРЕСС. 2009г.
  5. Гульянц, Э.К., Базик И.Я.  Что можно сделать из природного материала: КН. для воспитателя М.: Просвещение, 1991 г.
  6. Нагибина, М.И.  Чудеса для детей из ненужных вещей. Пособие для педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997 год.
  7. Нагибина, М.И.  Чудеса из ткани своими руками.  Пособие для педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997 год.
  8. Перевертень, Г. И.  Самоделкин из текстильных материалов: Кн. для учителя во внеклассной работе – М.: Просвещение.
  9. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Учебник для 1 класса. Самара: Корпорация «Фёдоров» 2001 г.
  10.  Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. Учебник для 2 класса

           Корпорация «Фёдоров» 2000 г.

п/п

В теме

        Дата

         Тема занятия ( 1 класс)

Кол.

часов

Задачи

Вид деятельности

По плану

Коррек-

тировка

                       1-2 четверть        «Волшебные нитки»                       20 ч.

1-2

1-2

Вводное занятие.

Техника безопасности.

2

Познакомиться  с учащимися.

Сформировать представление о кружковой деятельности. Проговорить правила безопасного поведения во время занятий.

Беседа.

Инструктаж.

3-4

3-4

Осенний лист.

2

Формировать умение сосредоточиться на определённом задании.

Рисунок с элементами аппликации.

5-6

5-6

Основные приемы работы с нитками.

2

Развивать  мелкую моторику руки.

Демонстрация.

Работа с ножницами.

7-8

7-8

Метод скручивания по спирали. Розы и шарики.

2

Формировать умение работать по образцу .

Работа по шаблонам.

9-10

9-10

Летняя полянка.

2

Формировать умение работать по образцу.

Аппликация.

11-14

11-14

Метод стриженных ниток.

Объёмные композиции.

4

Научить разным способам нарезки ниток и моделированию из них объёмных композиций.

Нарезка ниток и моделирование .

15-16

15-16

Фантазийная работа.

2

Формировать навык творчески мыслить и самостоятельно работать.

Аппликация.

17-20

17-20

Новогодние поделки. «Ветка ели», « Снеговик», «Лошадки».

4

Формировать умение работать по образцу. Развивать умение работать в группах.

Аппликация.

 Работа в группах.

                     3 четверть         «Пластилиновый мир»                20 ч.

21-22

1-2

Геометрические фигуры из пластилина.

2

Развивать  мелкую моторику руки.            

Лепка.

23-24

3-4

Ваза с фруктами.

2

Формировать навыки практической деятельности.

Лепка.

25-26

5-6

Сердечко на картоне.

2

Развивать  мелкую моторику руки.            

Аппликация шариками из пластилина.

27-28

7-8

Объёмные насекомые (жук, гусеница, улитка)

2

Формировать навыки практической деятельности.

Лепка.

29-30

9-10

Кудрявая овечка.

2

Научить  простым приёмам декорирования. Формировать навык творчески мыслить.

Изготовление элементов декора.

31-32

11-12

Пластилиновый лес.

2

Развивать умение работать в группах.

Лепка.

Работа в группах.

33-36

13-16

Объёмные цветы (роза, ромашка)

4

Развивать умение работать по алгоритму.

Лепка с элементами конструирования.

37-38

17-18

Грибочки на полянке.

2

Развивать  мелкую моторику руки.            

Лепка.

39-40

19-20

Фантазийная работа.

2

Формировать навык творчески мыслить и самостоятельно работать.

Аппликация.

Лепка.

                    4 четверть           «Чудесные ленты»                           12 ч.

41-42

1-2

Знакомство с лентами.

2

Познакомить учащихся с историей создания украшений из лент.

Рассказ.

Демонстрация.

43-44

2-3

Простой бантик из узких лент.

2

Научить завязывать простой и объёмный бантики.

Практическая работа.

45-48

3-6

Плетение кос и жгутов.

4

Изучить основные приёмы плетения.

Плетение.

49-52

7-10

Розы из лент.

4

Формировать навыки пошаговой работы.

Практическая работа.

53-54

11-12

Летнее творческое задание.

2

Обозначить план работы на лето.

Планирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

Файл содержит разработку контрольную работу в формате ЕГЭ по органической химии на тему "УГЛЕВОДЫ" 10 класс УМК Габриелян О.С. Рассчитана на 40 минут, включает контроль одной темы, но соответствует ст...

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Итоговое повторение курса алгебры 7-9 классов: тематическое планирование и тематические тестовые работы

Разработка  системы  итогового  повторения курса алгебры  7 - 9 классов:  примерное тематическое планирование  итогового  повторения  и  тематические ...

Тематический тренажер для подготовки к ГИА в 2014 г. по математике 9 класс. Тематические тренировочные задания. Отработка заданий: модуль «Алгебра» Тема№2 «Решение линейных уравнений»

Представляю вашему вниманию очередной тематический тренажер для подготовки к ГИА в 2014г по алгебре по теме "Решение линейных уравнений". Подобраны упражнения, которые соответствуют типовым заданиям К...

Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.

Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...