Использование балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений обучающихся
статья по теме

Угрюмова Елена Борисовна

Статья написана по результатам работы творческой лаборатории по введению опыта балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений обучающихся в ГБОУ ДОД ДЮЦ "ПЕТЕРГОФ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ugryumova.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 

В настоящее время в нашем обществе пристальное внимание уделяется развитию науки и образования, идёт активная работа по созданию, совершенствованию и внедрению различных проектов, стратегий и стандартов образования. Приоритетной задачей является становление таких личностных качеств обучающихся как приобретение опыта самостоятельной деятельности, умение взаимодействовать с окружающим миром, готовность к саморазвитию и самосовершенствованию, ответственность за свой жизненный выбор. В связи с этим происходит изменение требований к качеству образования и системе его оценки.

Согласно современным требованиям, результативность реализации программы дополнительного образования определяется не столько уровнем знаний, умений и навыков, сколько сформированностью личности ребенка, его развитием и воспитанием. В отличие от общего образования, где процесс выявления и оценки результатов образовательной деятельности определен, в дополнительном образовании эта проблема в числе самых актуальных. Дополнительное образование характеризуется разнообразием видов, направлений,  уровней образовательных программ и предполагает разнообразие в отношении образовательных результатов. Отсутствие единых образовательных стандартов,  с одной стороны существенно осложняет процедуру отслеживания и оценки результативности образовательного процесса, с другой стороны  дает педагогу возможность подойти творчески к решению этой проблемы.

Балльно-рейтинговая технология оценивания достижений обучающихся отвечает основным критериям эффективности современного диагностического инструментария. Эту методику оценивания успешно применяют многие высшие учебные заведения страны. В учреждениях общего образования практика введения балльно-рейтинговой системы также имеет место, поскольку существующая и всем привычная пятибалльная система не даёт полной картины успеваемости обучающихся и, тем более, не способствует индивидуализации обучения.

В практике  дополнительного образования детей балльно-рейтинговая технология оценивания достижений обучающихся обычно не используется. В качестве основного критерия результативности обучения рассматривается набор знаний, умений и навыков, приобретенных ребенком. Кроме того, о результативности судят, прежде всего, по итогам участия в конкурсах, соревнованиях, выставках, конференциях, исследовательских проектах. Такой подход не всегда обоснован:

  • во-первых, дети имеют разные исходные возможности в темпе   и глубине освоения учебного материала, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест;
  • во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты.

Балльно-рейтинговая технология соответствует концепции компетентностного подхода в образовании, основная идея которого заключается в том, что главным результатом являются не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Одно из основных отличий компетентностного подхода от знаниевого – в его нацеленности на рефлексивную оценку обучающимися своих возможностей и «невозможностей», осознание границ своей компетентности и некомпетентности.

При этом позицию педагога отличает:

  • оптимистический подход, авансирование доверием, умение максимально стимулировать развитие ребенка и видеть перспективы этого развития;
  • отношение к ребенку как к субъекту собственной образовательной деятельности, и как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору и проявлять собственную активность;
  • опора на личностный смысл, интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие  развитию способностей.

Основным условием такого подхода является вовлеченность обучающихся в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания образования. Необходимо стимулировать развитие творческих качеств и самостоятельную деятельность обучающихся, внедряя накопительную систему оценки результатов, которая отражает объективную информацию об успешности учебного процесса. Применение балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений обучающихся решает проблему повышения эффективности обучения путем стимулирования их самостоятельности,  позволяет смоделировать процесс рефлексии  на занятии так, как это происходит в жизненных ситуациях, тем самым предоставляя возможность получить практический опыт. Свою деятельность оценивает  обучающийся, при этом оценка дается в качественной форме. Важно, чтобы он четко понимал, что надо делать, как делать и имел возможность оценить свои результаты.

Кроме того, введение в образовательный процесс балльно-рейтинговой технологии оценивания способствует повышению мотивации к учению, индивидуализации образовательного процесса, позволяет выявить степень результативности обучения каждого ребенка.

Эффективность применения данной технологии подтверждают результаты экспериментальной работы творческой лаборатории, организованной на базе ГБОУ ДОД ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» в рамках городского проекта «Современные творческие технологии: от теории к практике».  До этого на протяжении шести лет в процессе реализации дополнительной образовательной программы туристско-краеведческой направленности «Дворцово-парковый ансамбль ГМЗ «Ораниенбаум»» использовалась балльно-рейтинговая технология оценивания достижений обучающихся. Были разработаны рабочие тетради, различные пособия, диагностический инструментарий, методические рекомендации.  Результаты,  полученные в итоге реализации программы, действительно показали, что в сравнении с традиционной системой оценки, рейтинговая оказалась предпочтительнее: стимулирует ребенка к систематическим занятиям, самостоятельной работе, «заставляет» использовать дополнительную литературу, побуждает участвовать в олимпиадах и конкурсах. Это  дает возможность педагогу психологически помочь обучающемуся сменить роль пассивного «зрителя» на роль активного участника образовательного процесса, повышает самооценку и уверенность в успехе  и, как следствие, позволяет добиться максимальной эффективности в решении поставленных задач. Практика показала стабильность высоких образовательных результатов на протяжении всего срока использования балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений обучающихся при реализации программы.

В настоящее время перед участниками творческой лаборатории стоит цель: внедрение положительного опыта использования балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений обучающихся в практику реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Задачи:

  • адаптировать приемы данной технологии к условиям реализации программ туристско-краеведческой, эколого-биологической и художественно-эстетической направленностей;
  • подготовить цикл занятий  и опробовать на практике алгоритм данной технологии;
  • проанализировать полученные результаты, выявить положительные эффекты и трудности;

Для того, чтобы объективно оценить эффективность применения технологии в данных условиях, недостаточно испытать ее на отдельно взятом тематическом блоке образовательной программы или, тем более, занятии. Необходима продолжительная систематическая работа в течение всего срока реализации программы. Начинать можно с использования элементов технологии и результат не заставит себя долго ждать. В рамках работы творческой лаборатории была проведена большая подготовительная работа: проанализированы программы, по текущим разделам (темам) программ были определены ожидаемые результаты, разработаны диагностические задания, задана балльная оценочная шкала, продумана система фиксации оценки и ее доступность для обучающихся. Проведены занятия в рамках соответствующих разделов (тем), получены первые результаты.

На данном этапе отмечены эффекты применения технологии:

  •  развитие интереса к изучаемому предмету и мотивации к учению вообще;
  • рост познавательной активности и проявление творческой самостоятельности;
  • сокращение числа обучающихся, не работающих на занятиях;
  • повышение успеваемости, так как сама система активизирует обучающегося: если он набирает то количество баллов, которое его не удовлетворяет, то он может «добрать» недостающие баллы;
  • оптимальность работы по данной системе с обучающимися  2-3 классов, т.к. она вносит в каждое занятие атмосферу игры, а в этом возрасте, это один из главных способов познания мира.

Основная трудность использования данной технологии состоит в значительном увеличении временных затрат на подготовку к занятиям и разработку дополнительных заданий для коррекционной работы.  Но, как показывает практика, эта проблема преодолима  педагог приобретает опыт и постепенно пополняет свой учебно-методический комплекс, создавая основу для дальнейшей работы. Самое главное, результат того стоит.

Угрюмова Е.Б., методист

Птюшкина Г.Н., педагог дополнительного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые итоги использования балльно-рейтинговой системы

Предварительный анализ применения балльно-рейтинговой системы оценивания активности учащихся на уроке...

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Одним из весомых достоинств данной системы является создание ситуации выбора, что позволяет каждому учащемуся проявить себя в соответствии со своими возможностями и интересами, а учителю – осуществлят...

Критерии оценивания достижений обучающихся. Оценка сочинений

Критерии оценивания  достижений обучающихся.Оценка сочинений...

Критерии оценивания достижений обучающихся. Оценка устных ответов 10 -11-классников.

Критерии оценивания  достижений обучающихся.Оценка устных ответов 10 -11-классников...

Использование интерактивных педагогических технологий, обеспечивающих достижение и оценку метапредметных образовательных результатов обучающихся на уроках русского языка

Итоговая работа по курсу "Достижение метапредметных результатов обучающихся средствами преподавания учебныхпредметов: русский язык и литература"....

Использование интерактивных педагогических технологий, обеспечивающих достижение и оценку метапредметных образовательных результатов обучающихся на уроках истории

Активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.Интерактивное обучение – это погружение в общение. Интерактивное обучение...

Методическая разработка. Балльно-рейтинговая технология оценивания достижений обучающихся в образовательном процессе учреждений дополнительного образования

Адресность:  педагоги дополнительного образования, учителя начальной школы и все желающие познакомиться с результатами практического применения балльно-рейтинговой технологии оценки достижений уч...