Дополнительная общеразвивающая программа вокально-хорового пения «Экспромт».
рабочая программа (7 класс) на тему

Шмелева Елена Валентиновна

Дополнительная  общеразвивающая программа вокально-хорового пения «Экспромт» разработана в соответствии с основными положениями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ). В основу программы положены элементы технологии обучения пению Г.Струве «Хоровое сольфеджио» и методика распевания С. Миловского.

Практическая значимость

Дополнительная общеразвивающая программа вокально-хорового пения «Экспромт» составлена для обучающихся, воспитанников  с  ограниченными возможностями здоровья специального (коррекционного) образовательного  учреждения  школы  VII  вида.

Данная программа развивает у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья музыкальную память, слух, артикуляцию, творческое мышление, артистические способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon horovoe_penie_2014-2015.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №122»

РАССМОТРЕНО

на заседании Методического совета

МБС(К)ОУ № 122

Протокол  от 01.09.2014 г. №1

                                                                                                                             

УТВЕРЖДЕНО                                                                                                                                                                                           приказом директора                                                                                                           01.09.2014  65а  

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

 Вокально-хоровое пение «Экспромт»

Возрастная категория детей: 11-15 лет (3-9 класс)

Срок реализации программы: 2 года

Составитель: Шмелева Е.В.

                педагог дополнительного образования

Снежинск -2014       

1. Пояснительная записка

Актуальность

М.И. Глинка писал: «Все певцы от природы несовершенны и требуют учения, цель которого исправить недостатки и усовершенствовать голос».

В наши дни интерес к вопросам искусства, а в частности, хорового, заметно возрос. Обучение пению начинается с восхищения и подражания. Постепенное формирование эталона певческого звука является решающим мотивационным фактором в приобщении ребенка к         вокальному искусству. В каждую эпоху, у каждого поколения бывают свои кумиры, обладающие даром заражать молодых людей тягой к пению. В наше время обилие музыкальных, хоровых, вокальных конкурсов, детских музыкальных программ является прекрасным стимулирующим фактором для развития собственного творческого «Я» ребенка. Поэтому направленность данного курса заключается в привитии ребенку эстетического вкуса, расширению диапазона и развитию его певческого голоса и самое главное, привить любовь к хоровому  и ансамблевому пению.

Дополнительная  общеразвивающая программа вокально-хорового пения «Экспромт» разработана в соответствии с основными положениями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ). В основу программы положены элементы технологии обучения пению Г.Струве «Хоровое сольфеджио» и методика распевания С. Миловского.

Практическая значимость

Дополнительная общеразвивающая программа вокально-хорового пения «Экспромт» составлена для обучающихся, воспитанников  с  ограниченными возможностями здоровья специального (коррекционного) образовательного  учреждения  школы  VII  вида.

Данная программа развивает у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья музыкальную память, слух, артикуляцию, творческое мышление, артистические способности.

        Цель программы: формирование культуры вокально-хорового пения у детей младшего и среднего школьного возраста.

        Задачи программы:

  • обучение элементарным навыкам певческого вдоха и выхода, правильному формированию гласных;
  • развитие протяжности дыхания. Работа над кантиленой и дикцией;
  • выработка подвижности голоса;
  • привитие обучающимся элементарных навыков многоголосного пения;
  • создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
  • создание условий для творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Для усиления коррекционной направленности в программу широко включены наблюдения и предметно-практическая деятельность учащихся. При обучении хоровому пению на занятиях объединения ставятся следующие коррекционные  задачи:

  • восполнение пробелов развития учащихся путем обогащения их чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;
  • специальная подготовка учащихся к восприятию новых и трудных тем;
  • обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане);
  • развитие общеинтеллектуальных умений и навыков;
  • активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;
  • воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету;
  • развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности.

2. Общая характеристика дополнительной общеобразовательной программы

Программный материал рассчитан на 2 года обучения.

Возраст обучающихся: 11-15 лет (3-9 классы).

Вид деятельности: вокально-хоровой ансамбль. 

На обучение хоровому пению отводится 170 часов в год, 5 часов в неделю.

Для проведения занятий коллектив делится на две возрастные группы: 3-5 классы (3 часа в неделю) и 6-9 классы (2 часа в неделю).

Для реализации репертуарного плана группы объединяются в единый коллектив.

Продолжительность занятия 40 минут.

Программный материал по годам обучения делится на тематические разделы, взаимосвязанные между собой.

Первый год обучения:

  1. Навыки певческого вдоха и выдоха. Правильное формирование гласных
  2. Мелодия и ее запись нотами
  3. Развитие протяжности дыхания. Работа над кантиленой и дикцией.  – 32 часа
  4. Мелодия и ее запись нотами – 10 часов

Второй год обучения:

  1. Выработка подвижного голоса – 15 часов.
  2. Мелодия и ее запись нотами (Размер. Такт. Пауза. Двухдольный, трехдольный размеры.
  3. Музыкальная система. Мелодия и ее лад. Ритм в музыке.) – 33 часа.
  4. Элементарные навыки многоголосного пения – 20 часов.

Успех работы с обучающимися определяется также качеством репертуара, который должен способствовать воспитанию хорошего вкуса, стимулированию интерес к искусству. При составлении репертуара педагог должен руководствоваться следующими принципами:

  • художественная ценность содержания репертуара;
  • доступность произведений для исполнения;
  • систематическая последовательность от  простого, к сложному;
  • разнообразие репертуара по жанрам, стилям, форме, характеру.

Репертуарный план подбирается индивидуально для группы в зависимости от поставленных задач, учитывая степень развития группы, ее возрастных особенностей, эмоциональности. К концу года предусматривается участие групп в учебных концертах, концертах для родителей, участие в массовых праздниках и мероприятиях, конкурсах, фестивалях.

Репертуарный план

Сентябрь, октябрь:

  1. Г. Струве «С нами, друг!»
  2. Г. Струве «Так уже получилось».
  3. Г. Струве «Пестрый колпачок», «Мистер жук».
  4. В. Дементьев «Простая песенка».
  5. Г. Струве «Колобок».

Ноябрь, декабрь:

  1. В. Дементьев «Простая песенка».
  2. Г. Струве «Колобок».
  3. Г. Гладков «Край, в котором ты живешь».
  4. Абелян «Про меня и муравья».
  5. Р.Паулс «Кашалот».
  6. Е. Крылатов «Ты – человек».
  7. Ю. Чичков «Все мы делим пополам».

      Январь, февраль, март, апрель:

  1. Г. Струве «Моя Россия».
  2. Г. Гладков «Песня о волшебниках».
  3. П.И. Чайковский хор из оперы «Евгений Онегин» «Уж, как по мосту-              

     мосточку».

4. Ц. Кюи «Майский день».

5. М. Пляцковский «Волшебные фонарики».

  1. Г. Струве «С нами, друг!».
  2. Г. Струве «Славим дружбу».
  3. В.А.Моцарт «Прославим радость на Земле»

Условия формирования групп. По итогам прослушивания с обучающимися определяется группа того года обучения, с которого целесообразно начать занятия.

Условия набора. Для обучение по программе принимаются обучающиеся, имеющие музыкальные данные (слух, ритм), после предварительного прослушивания.

Формы занятий: групповые, индивидуальные.

Методы обучения, выделяемые по источнику знаний:

  • словесные методы обучения: работа с текстом, нотным материалом, рассказ учителя, беседа, лекция;
  • наглядные методы обучения: методы иллюстрации (плакаты, схемы, нотные таблицы, изображения музыкальных инструментов, композиторов);
  • практические методы.

Принцип коррекционной направленности определяет наличие в методике обучения пению специальных коррекционных методов и приемов работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. На занятиях применяются следующие специальные приемы, используемые при обучении учащихся с нарушением психофизического развития:

  1. Приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушением развития (дозированность  нагрузки).
  2. Специальные приемы организации обучения (алгоритмизация деятельности с учетом нарушений сенсорно-физических систем, специфика структурного построения занятий, специальные гимнастики и др.).
  3. Приемы использования технических средств.

Ожидаемые результаты освоения программы

Основным образовательным результатом осуществления программы является

сформированная способность детей к сценическому выступлению на концертах,

проводимых при участии детей. На этих концертах проверяются не только знания,

умения и навыки, которые были получены в течении занятий, но и воспитательные

результаты: уровень творческой, индивидуальной и коллективной деятельности,

трудолюбие, социальная адаптация учащихся, приятие идей патриотизма.

Обучающиеся приобретают следующие умения и навыки:

  • звукообразования в различных регистрах;
  • артикуляции, дыхания;
  • слухового внимания и самоконтроля;
  • выразительности пения;
  • основы музыкальной грамоты;
  • радость общения с музыкальным искусством и единомышленниками;
  • навыки коллективного творчества;
  • возможность для воплощения собственных творческих интересов и идей.

Форма оценивания результатов:

  • Участие лучших учащихся в концертах, фестивалях.

Форма представления результатов:

  • Ансамбль выступает на школьных праздниках, концертах.
  • Участие в городских, областных фестивалях детского творчества.
  • Отчетный концерт всей программы ансамбля.

        3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной общеразвтвающей программы

Первый год обучения

№ п/п

Содержание программы

Общее

количество часов

Часы теоретических занятий

Часы практических занятий

Тема 1: Навыки певческого вдоха и выдоха. Правильное формирование гласных

47 ч

-

47

1-10

Обучение быстрому и незаметному вдоху и вокализации гласных звуков «у», «а» (упр. 1,2)

10

10

11-20

Обучение быстрому и незаметному вдоху и вокализации гласных звуков «и», «ы», « у» (упр. 1,2)

10

10

21-30

Навыки связного и отрывистого пения (легато, стаккато) (упр. 3,4,5)

10

10

31-36

Интонирование звуков одной высоты. Пение распевно, связано, с отчетливой артикуляцией.

6

6

37-44

Пение закрытым ртом на легкость движения с приемами  legato, stakk (упр. 10,12)

8

8

45-47

Практическое занятие

3

3

Тема 2: «Мелодия и ее запись нотами»

13

11

2

48-52

Нота и нотоносец

5

5

53-57

Нотная запись. Высота звука.

5

5

58-60

Практические занятия

3

1

2

Тема 3:  Развитие протяжности дыхания. Работа над кантиленой и дикцией.

32

32

61-66

Работа над связанным протяженным пением гласных: у-э-и-о-у. Четкое произношение согласных: активная артикуляция.

6

6

67-72

Работа над дыханием. Пение закрытым ртом (упр. 2,3,45)

6

6

73-75

Артикуляция. Пение на одном дыхании. Свободная артикуляция слогов при активности языка и губ (упр. 4,5)

3

3

76-78

Работа над высокой позицией неба и светлым звучанием (упр. 6,7)

3

3

79-83

Работа над кантиленой исполнения (упр. 7,9)

5

5

84-87

Пение с применением мягкой атаки  на слог «ле», твердой атаки на слог «да» (упр. 8,9)

4

4

88-92

Практические занятие по теме (упр. 10,11,12,13,14,15)

5

5

Тема 4:  «Мелодия и ее запись нотами»

10

6

4

93-95

Скрипичный ключ. Название звуков.

3

3

96-98

Длительность звука. Таблицы соотношения длительностей.

3

3

99-102

Практические занятия (по теоретическому материалу)

4

4

Возрастная группа 3-5 классы                                               3 часа в неделю (102 часа в год)

Второй год обучения

Возрастная группа 6-9 классы                                       2 часа в неделю (68 часов в год)

№ п/п

Содержание программы

Общее

количество часов

Часы теоретических занятий

Часы практических занятий

Тема1: «Выработка подвижного голоса»

15

15

1-15

Подвижность исполнения. Динамическая гибкость, артикуляция (упр. 1,2,3,…, 6, 8-14,16,17)

15

15

Тема 2: «Мелодия и ее запись нотами»

33

20

13

16-17

Размер. Такт. Пауза.

2

2

18-19

Двухдольный размер.

2

2

20-21

Трехдольный размер.

2

2

22-25

Практическое занятие.

4

4

26

Музыкальная система. Главный тон.

1

1

27-28

Ступени звукоряда.

2

2

29-30

Основной звукоряд.

2

2

31-32

Деление основного звукоряда на октавы.

2

2

33

Мелодия и ее лад. Два основных лада в музыке.

1

1

34

Мажорная гамма.

1

1

35-36

Минорная гамма.

2

2

37-38

Практическое занятие.

2

2

39-40

Ритм в музыке. Музыкальный ритм.

2

2

41-42

Счетные доли.

2

2

43

Затакт.

1

1

44-45

Лига как знак продления звука.

2

2

46-48

Практическое занятие.

3

3

Тема 3: «Элементарные навыки многоголосного пения»

20

20

49-50

Секвенции. ( Г.Струве Хоровое сольфеджио) (упр. 1,2,3,4,5)

2

2

51-52

Диатонические секвенции.

2

2

53-54

Хроматические секвенции.

2

2

55-60

Каноны.

6

6

61-62

Практические занятия по теме «Элементарные навыки многоголосного пения» «У меня ль во садочке…», «Ах ты, степь…»  р.н.п.

2

2

63-64

«Дорожный канон», «Эхо» муз. Литовко

2

2

65

«Запели вместе» (канон)

1

1

66-67

«Славим дружбу» Г.Струве

2

2

68

«Горы» муз. И.Гайдна

1

1

4.Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Первый год обучения

Возрастная группа 3-5 классы (102 часа)

  1. Навыки певческого вдоха и выдоха. Правильное формирование гласных (47 часов).

На первом этапе обучения достаточно объяснить детям три общих правила, касающихся певческого дыхания:

  • вдох надо делать быстро, легко и незаметно;
  • после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
  • выдох производить ровно и постепенно.

Дыхание – это часть единого певческого комплекса. Качество звука определяется лишь в процессе пения с участием всех компонентов певческого аппарата.

Уметь петь связным, красивым, округленным  и ровным звуком зависит прежде всего от правильного формирования гласных. Поэтому, необходимо знать артикуляционные свойства гласных обусловленные положением рото-глоточного аппарата. В работе над гласными важно добиваться округленности звука, его высокой позиции (звонкости, остроты звучания).

При работе над высокой позицией практикуется предварительное пение с закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо во рту.

Достижению остроты и звонкости помогает использование йотированных гласных и слогов, которые ставятся позади гласной: ай, ой, эй.

  1. Мелодия и ее запись нотами. Ноты и нотоносец. Нотная запись. Высота звука (13 часов).

Мелодию, которую мы слышим или исполняем сами, представляет собой организованное последование музыкальных звуков. Различие между звуками мелодии состоит в их высоте и длительности. Эти два свойства музыкального звука и дают возможность изложить мелодию посредствам нотной записи.

Нота – это условный графический знак для записи музыкального звука. Нота представляет собой кружок, белый или черный, с различными дополнительными знаками.

Ноты размещается на нотоносце, который представляет собой строку из пяти линий.  

Чтобы прочесть нотную запись, нужно установить точное положение каждой ноты на нотоносце, обращая внимание на ее форму в целом.

Наш слух может различать высоту звуков от самых высоких до самых низких. Высота звука обозначается на нотоносце положением нотного кружка – головки ноты. Форма начертания нотных головок  обозначает  длительность звука.

3.   Развитие протяжности дыхания. Работа над кантиленой и дикцией (32 часа). Протяжность дыхания достигается работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом. Для продолжительного выдоха необходимо научиться делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Для развития навыка продолжительного выдоха можно предлагать ученикам петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна.

Задача ставит также своей целью научить детей связному и отчетливому исполнению гласных в сочетании с согласными, иначе говоря, певческой кантилене и дикции. Четкость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука, то есть начального момента звукообразования, связанного с большей или меньшей активностью смыкания голосовых связок.

4. Мелодия и ее запись нотами. Скрипичный ключ. Названия звуков. Длительность звуков. Таблицы соотношения длительности (10 часов).

Ноты, размещенные на нотоносце, получают свои наименования в том случае, если в начале нотной строки поставлен особый знак, называемый ключом.

Для обозначения относительно высоких звуков употребляется скрипичный ключ.

В музыке встречается много разных звуков, но основных названий для них - только семь.

Семь звуков музыкального алфавита располагаются на нотоносце со скрипичным ключом. На клавиатуре фортепиано эти семь звуков занимают центральное положение. Семь названий звуков неизменно повторяются в одном и том же порядке.

Звуки мелодии различаются между собой и по длительности. Запись музыки нотами очень удобна для чтения, так как и высота и длительность звуков изображается нотными знаками одновременно. Существует «Таблица обозначений длительности звуков» и «Таблица соотношения длительности звуков».

Второй год обучения.

Возрастная группа 6-9 классы (68 часов)

  1. Выработка подвижности голоса (15 часов). Подвижность голоса – это качество, которое приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и четкой дикции.

Подвижность, или гибкость, голоса – понятие многогранное. Это не только умение быстро произносить слова песни, но и искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа, Усилением или ослаблением звучности.

В работе над подвижностью голоса должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания. Работая над подвижностью голоса, желательно в начале использовать упражнения на развитие протяжности дыхания и попытаться спеть их несколько быстрее и динамичнее, чем они пелись ранее.

  1. Мелодия и ее запись нотами. Размер. Такт. Пауза. Двухдольный, трехдольный размеры. Музыкальная система. Мелодия и ее лад. Ритм в музыке. (33 часа). В нашей речи каждое отдельное слово имеет ударение на каком-нибудь слоге. Ударный (сильная доля) и безударный (слабая доля) слоги все время повторяющиеся в одинаковом порядке образуют размер – двухдольный. Трехдольный размер состоит из одного ударного слога и двух безударных. В музыке равномерное чередование сильных и слабых долей отражено в музыкальном размере.

В нотной записи музыка условно расчленяется на такты. Такт – это отрезок музыкального произведения от сильной доли до следующей сильной доли. В каждом такте имеется только одна сильная доля, а слабых долей одна или две. Границы такта в нотах отмечают тактовой чертой.

Музыкальный размер указывается в самом начале нотной записи и обозначается в виде двух цифр, расположенных одна над другой. Верхняя цифра обозначает количество долей в такте, нижняя – длительность каждой доли такта. Существует схема дирижирования в двухдольном размере.

Трехдольный размер означает, что в каждом такте содержится три доли: первая – сильная, вторая и третья – слабые. Существует схема дирижирования в трехдольном размере.

Пауза – это перерыв звучания музыки на время, точно обозначенное в нотах. Исполнение пауз зависит от точности окончания музыкальной паузы в момент начала паузы, и наоборот – от  точности вступления очередной фразы в момент окончания паузы. В музыкальной речи непрерывное движение звуков расчленяется  цезурами (цезура – момент расчленения музыкального произведения на части – фразы, разделы).

Для обозначения пауз в нотах употребляются особые знаки: «Таблица обозначений пауз».

3. Элементарные навыки многоголосного пения (20 часов). Интонационно чистый унисон, который вырабатывается на основе правильной локализации, является основой красивого многоголосного пения. Начальным этапом изучения многоголосья является пение на два голоса. Эта работа имеет огромное значение в музыкальном развитии детей и должна начинаться как можно раньше. Необходимо каждого ребенка научить петь не только первым голосом, но и вторым. Для этого группа делится на две части, и каждая половина поет двухголосное упражнение то первым, то вторым голосом.

Упражнение-игра «Музыкальное эхо», «Музыкальный веер».

Воспитание навыков пения двухголосия через унисон с элементами двухголосия, простейшие двухголосные каноны. Уже на самом раннем периоде обучения необходимо развивать у детей гармонический слух. Первое условие для развития гармонического слуха – это умение петь свой голос при одновременном восприятии другого голоса. Усвоив разницу между устойчивыми и неустойчивыми ступенями лада, дети хорошо воспримут понятия – тоника и тоническое трезвучие.

Приступая к пению двухголосных упражнений полезно всем классом просольфеджировать  каждый голос отдельно. Все нотные примеры, как правило, должны быть написаны на доске или плакате в тональности без знаков. Предлагаемый материал рассчитан на первые три года обучения. Следует планировать дозировку упражнений и песенных отрывков на каждом занятии. Работу над одним отрывком или упражнением следует проводить в течение двух-трех уроков. Для выразительного исполнения песни, для наиболее полного раскрытия музыкального образа произведения необходимо множество различных компонентов, среди них особое значение имеет ясная и отчетливая дикция. А так же важна при пении выразительность мимики лица, которая должна соответствовать создаваемому образу.

Содержание практических видов занятий отражает отработку теоретических навыков по каждой теме; включает в себя не только исполнение отдельных упражнений, но и исполнение песенного репертуара, участие коллектива в подготовке и участии в школьных, городских, региональных фестивалях и конкурсах.

5. Ресурсное обеспечение программы

Нормативно-правовое обеспечение:

  1. Федеральный законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказа Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «О утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  3. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»" (далее - СанПиН);
  4. Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида № 122» по дополнительным общеобразовательным программам (утверждено приказом директора от 30.08.2013 г. №44б).        

Материально-техническое обеспечение:

Дидактический материал: таблицы, схемы, нотные сборники.

Материально-техническое оснащение, оборудование:

-кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами;

-ноутбук, музыкальный центр, фортепиано, DVD-плеер, телевизор, видеотека микрофоны;

-CD-диски, кассеты, фонограммы, презентации.

Информационно-методическое:

Перечень методических и дидактических пособий для педагога:

  1. С. Миловский. Распевание в детском хоре: Музыка, Москва, 1998.
  2. Г. Струве. Хоровое сольфеджио: методическое пособие для детского хора по развитию музыкальной грамотности: Композитор, Москва, 2003.
  3. Н.М. Малышева. О пении: методическое пособие: Советский Композитор, Москва,  2001.
  4. В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренинг: учебно-методическое пособие для учителей музыки и пения, хормейстеров и вокалистов: Санкт-Петербург, 1997.
  5. Диагностика развития музыкальности на основе оценки интеггративных качеств личности школьника/ авт.-сост. И.П. Равчеева: Учитель, Волгоград, 2013.
  6. Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей / Сост.: Кочнева С.В. Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа вокально-хорового кружка "Весёлые нотки" д/с №9 "теремок"

Здесь раскрыты основные направления работы кружка, учебно-тематический план и условия реализации данной программы....

Рабочая программа "Вокально-хоровое пение"

Описание рабочей программы  по  дополнительному  образованию "Вокально-хоровое пение"....

программа вокально-хорового кружка "Улыбка"

Программа разработана для детей специальной - коррекционной школы- интернат 8 вида...

рабочая программа вокально-хоровой студии "Созвучие"

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания.В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, ...

Программа вокально - хорового кружка на 2016- 2017 учебный год.

Цель программы - создание детского вокально-хорового коллектива, осно­вы музыкально-эстетического воспитания его участников, инструмента развития их творческих задатков и личностных качеств.Задачи про...

Программа вокально-хорового кружка "ДО-МИ-СОЛЬ-ка"

Программа вокально-хорового кружка для детей 6-7 лет....

Репертуар к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Вокально-хоровое пение"

Репертуар музыкального материала к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Вокально-хоровое пение"...