Дополнительная образовательная программа "Музыкальная импровизация"
методическая разработка на тему

Вачнадзе-Дмитриева Марина Андреевна

Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музыкальная импровизация» заключается в пробуждении интереса к музыке и объясняется тем, что результатами сенсорного воспитания является определённый уровень сенсорного развития воспитанников, позволяющий им наиболее эмоционально, сознательно относиться к музыке, чувствовать красоту её звучания в единстве с мыслями и чувствами, выраженными в ней. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_muzykalnaya_improvizatsiya_6-17_let.doc494 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД ДДТ

МО Кавказский район

____________Л.П.Зорина

«___»_________20___г.

Утверждена  педагогическим советом

Протокол №___ от «___»_____20___г.

Дополнительная общеобразовательная программа

«Музыка для души»

(наименование объединения)

«Музыкальная   импровизация»

(наименование  учебной дисциплины, курса)

Художественная

(направленность)

1 год

(срок реализации программы)

Общеразвивающая

(тип программы)

Модифицированная

(вид программы)

6-17лет

(возраст   обучающихся)

Вачнадзе-Дмитриева Марина Андреевна

(Ф.И.О. педагога дополнительного образования, составителя)

ст. Кавказская

2015-2016 учебный год

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

      Дополнительная общеобразовательная программа  «Музыкальная импровизация» обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

      Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Музыкальная импровизация» - художественная. Программа  предназначена  для развития   творческой личности ребёнка  посредством обучения игре на фортепиано.

Формирование  личности  ребёнка  - процесс   сложный, многогранный. Одной из важнейших его составляющих является эстетическое воспитание. Так как искусство – это необходимая  часть  жизни  человека,  то  задача  педагогики  искусства  заключается  в том,  чтобы  воспитать  в  ребёнке   способность  к  эстетическому  отношению,  художественному  восприятию  окружающего мира.

Музыка,  в  частности,  даёт  огромные   возможности  для  развития   эмоциональной    сферы  человека.  Особенно  велико  значение  такого развития  в детстве и отрочестве, так как музыка несёт в себе не только эмоции, но и мир идей, мыслей, образов, духовных ценностей.

        Дополнительная общеобразовательная программа «Музыкальная импровизация» состоит из 2-х частей - «Обучение игре на фортепиано» и  «Игра в ансамблях – дуэте,  трио,  квартете»  и   модифицирована  на основе «Комплексной программы» по развитию творческих навыков ребёнка на предметах музыкального цикла,  созданной авторской группой преподавателей детской хоровой музыкальной школы № 2 г.     Краснодара  и   Кубанского  государственного университета культуры  и искусств;  рекомендованной департаментом образования и науки и департаментом культуры администрации Краснодарского края для музыкально-хоровых школ и музыкально-эстетических классов общеобразовательных учреждений, 1998 год издания. «Комплексная программа» включает в себя рекомендации по обучению  игре   на  инструменте,  сольфеджио, музыкальной литературе, хору.  При создании дополнительной общеобразовательной программы «Музыкальная импровизация» использованы также «Методика обучения игре на фортепиано» Н. Любомудровой, издательство «Музыка», Москва, 1982 г. и брошюра «О воспитании пианистических навыков» А.Шмидт - Шкловской, Ленинград, «Музыка», 1985г.

        Программы,  созданные  для детских музыкальных школ, рассчитаны на учащихся специальных исполнительских классов и ориентированы на подготовку профессионалов-исполнителей.

        Реализация данной программы   не  ставит  своей   целью   воспитание  профессионального  музыканта,   ведущим   направлением является раскрытие творческого потенциала ребёнка и возможные пути его реализации.

В виду того, что мои воспитанники могут получить лишь два индивидуальных занятия в неделю и  1  ансамблевое  занятие,  мне пришлось модифицировать  данную программу применительно к нашим условиям обучения. На обучение принимаются все дети, желающие приобщиться к искусству независимо от уровня их музыкальных способностей, возраста и наличия или отсутствия инструмента у них дома.  Формы контроля знаний и умений воспитанников – это творческий вечер, концерт-викторина. Дополнительная общеобразовательная программа «Музыкальная импровизация» позволяет воспитанникам  продемонстрировать свои успехи в качестве исполнителей – пианистов (соло, дуэты, трио, квартеты), но в меньшем объёме и с пониженной сложностью, чем в ДШИ и ДХМШ.

      Программа  по   способу  передачи материала – творческая, по способу организации педагогического процесса – комплексная, по целевой направленности – развивающая. В рамках одного занятия сочетаются различные виды деятельности, проводятся параллели с другими видами искусства.

      Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Музыкальная импровизация» -   по функциональному предназначению является специальной, общеразвивающей; по форме организации – индивидуальной и  ансамблевой;  по времени реализации – одногодичной.

   Новизна программы состоит в том, что в основу положена идея сенсорного музыкального развития. Дополнительная общеобразовательная программа разработана с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются:

  • в принципах обучения (принцип природосообразности, единство эмоционального и сознательного, комплексное воспитание и развитие обучающихся, доступность, результативность);
  • в формах и методах обучения (интегрированное обучение, метод музыкальной  импровизации, практические занятия, беседы,  концерты);
  • в методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов обучения).

 Актуальность программы тесно связанна с потребностью детей заниматься музыкой не в объёме профессиональных образовательных организаций  и  с детьми, не имеющими ярких музыкальных способностей. Сегодня мы можем говорить о том, что музыкальное воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, но и очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворённой счастливой жизни и самореализации как личности. Музыкальное воспитание должно рассматриваться сейчас как важная часть общего воспитания, которая даёт не просто сумму знаний и навыков о музыке, но готовит жить и действовать в этом мире.

 Концепция моей программы  в высказывании: «Таланты создавать нельзя, но можно создать  почву,  на  которой  эти  таланты  произрастают особенно успешно»  (Генрих   Нейгауз).

Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы «Музыкальная импровизация» заключается в пробуждении интереса к музыке и объясняется тем, что результатами сенсорного воспитания является определённый уровень сенсорного развития воспитанников, позволяющий им наиболее эмоционально, сознательно относиться к музыке, чувствовать красоту её звучания в единстве с мыслями и чувствами, выраженными в ней.

Искусство, воспитавшее в человеке активное чувство сострадания, способность наслаждаться красотой, несёт в себе силу, развивающую образное мышление, воображение, способность к творчеству.  

Цель: раскрытие творческого потенциала  ребёнка через обучение игре на фортепиано.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • формирование знаний, умений и навыков  игры на фортепиано.

Развивающие задачи:

  • формирование базовой культуры личности ребёнка;
  • развитие музыкальной грамотности и навыков самостоятельной работы;
  • развитие его творческих способностей и интересов;
  • развитие творческой активности ребёнка;
  • развитие способностей к саморазвитию, самообразованию, самореализации.

Воспитательные задачи:

  • способствовать воспитанию культуры поведения;
  •  способствовать формированию здорового образа жизни;

Дополнительная общеобразовательная программа «Музыкальная импровизация» включает  в себя изучение  тем  2-х разделов - «Обучение игре на фортепиано»  и  «Игра в ансамблях» - под общим названием:  Формирование способности музыкальной деятельности воспитанников.

 Первый раздел дополнительной общеобразовательной  программы «Музыкальная импровизация» «Обучение игре на фортепиано» помогает ребенку получить представление о музыке, как виде искусства; о природе музыкального звука; о строении фортепиано, о клавиатуре; должен познакомить с жанрами, со средствами музыкальной выразительности; помогает анализировать услышанную музыку для умения слушать музыку, а главное – слышать музыку; получить элементарные знания по музыкальной грамоте; получить навыки игры на инструменте; научиться исполнять выученные пьески.

     Второй раздел дополнительной общеобразовательной  программы «Музыкальная импровизация» - «Игра в ансамблях» позволяет вызвать у воспитанников не только положительные эмоции и интерес к коллективному музицированию в дуэте, трио, квартете. При работе над словесными, мелодическими и ритмическими канонами, импровизациями ещё лучше развиваются чувство ритма, музыкальный слух, способность играть в  одном темпе от начала и до конца, умение слышать не только свою партию, но и партию других участников ансамбля, то есть «ансамблевый» слух, умение ощущать себя частицей исполнительского коллектива, пусть даже минимального по составу.

     Занятия состоят из теоретической и практической частей.

 Режим занятий: индивидуальные –  2 раза в неделю по 1 часу (возможно объединение 2-х занятий в одно 1 раз в неделю для детей старшего возраста);  ансамблевые  –  1 раз в неделю  по 1часу на каждую  ансамблевую группу.  Программа предполагает возможность распределить ансамблевые часы  по 20 минут дополнительно к индивидуальным и сделать их продолжением индивидуальных занятий по рабочей необходимости. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.

Срок реализации программы

Первый раздел – 1 год, 72 часа, 2 раза в неделю по одному часу.

Второй раздел – 1 год, 36 часов, 1 раз в неделю по одному часу.

Предполагаемый возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы - от 6 до 17 лет. Это обусловлено тем, что в Дом детского творчества приходят дети разного возраста, поэтому хочется дать возможность обучаться игре на фортепиано всем желающим независимо от возраста.  

   Дети 6-9 лет отличаются любознательностью, познание всего нового для них – естественный процесс,  в котором происходит  формирование музыкальной деятельности, в том числе и игра на музыкальном инструменте.        

Дети 10-13 лет проявляют себя, как творческие личности, охотно овладевают разнообразными ЗУН, пребывают в поиске своего творческого самовыражения.            

Дети 14-17 лет способны проявлять себя  как творческие личности, имеющие больший жизненный опыт и  способные к восприятию более сложного материала.   Они способны проявлять себя более самостоятельными учениками по сравнению с младшими детьми, поэтому акцент падает на развитие интереса к самостоятельному творчеству: ритмическим и мелодическим  импровизациям под руководством  педагога. Дети 14– 17 лет способны проявлять себя, как творческие личности, но по сравнению с  младшими - уже более профессионально  и самостоятельно овладевают необходимыми  ЗУН для развития  творческого самовыражения. Способны оформить собственные сочинения в авторской тетради, способны адекватно ориентироваться  в ситуации во время выступления на сцене и исправлять возникшие неожиданные ошибки.

           Теоретический материал для всех возрастов является основой для обучения игре на фортепиано, разница в индивидуализации заключается в сложности исполняемого репертуара.

Педагогические результаты  обучения по программе «Музыкальная импровизация»

                                       I раздела - «Обучение игре на  фортепиано».

                                                            ЗУН в конце учебного года.

По окончании учебного года изучения 1-го раздела дополнительной общеобразовательной программы «Музыкальная импровизация» «Обучение игре на фортепиано»  воспитанник:

  •  имеет представление о музыке как виде искусства; о природе музыкального звука;
  •  о внутреннем строении фортепиано, о том, как получается фортепианный звук;
  •  знаком с клавиатурой инструмента;
  •  знаком с жанрами музыкального искусства: песней, танцем, маршем.
  • знает особенности каждого жанра;
  •  имеет представление о средствах музыкальной выразительности: мелодии, ритме, тембре, динамических оттенках, темпах, регистрах, ладах, мелодических интонациях и др.,
  •  имеет знания по элементарной теории музыки, такие, как: нотоносец; графическое изображение звуков; таблица длительностей звуков; понятия метра, ритма, размера, такта, скрипичного и басового ключей, знаков альтерации, тона и полутона, пауз, мажора и минора, интервалов, аккордов, музыкальной формы,
  • умеет сочинять ритмические и мелодические импровизации, уметь подбирать песенки по слуху, сочинять авторские песни, читать ноты с листа,
  •   имеет первоначальные пианистические навыки в игре на фортепиано,  
  • исполняет большое количество мелких пьес и 3-4 лёгкие фортепианные пьесы,

- участвует в  отчётном концерте.

 

   Конечный результат обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Музыкальная импровизация» II  раздела - «Игра в ансамбле»:

К концу учебного года  воспитанники получат навыки игры в ансамблях разного состава – дуэте, трио, квартете. Во время исполнения  воспитанники:

  • Умеет слышать не только свою партию, но и партии других участников ансамбля,
  • старается играть синхронно с другими участниками,
  • умеет исправлять возникающие неожиданные ошибки,
  • умеет выступать артистично и профессионально на сцене,

   -     участвуют в отчётном концерте.

    В течение года воспитанники должны выучить  1 - 2 разнохарактерны ансамблевых произведения  по  программе.          

Способы проверки результатов программы: первоначальная диагностика, промежуточная, итоговая, концерты. Результатом успешной деятельности  воспитанников и эффективности данной программы является участие в отчётном концерте в конце учебного года, создание творческого альбома. Для менее успешных воспитанников результатом их личного успеха будет комфорт в исполнении выученных пьес в присутствии педагога и родителей.

Этапы педагогического контроля

                        1-ого раздела программы -  «Обучение игре на фортепиано».

Сроки

Какие ЗУН контролируются

Форма контроля

   октябрь

Знание жанров музыки: песня, танец, марш.

Угадывание жанра прослушанных произведений.

конец декабря

Знание по музыкальной грамоте: звук, его длительность; Понятия: метр, ритм, скрипичный и  басовый ключи, мажор, минор, такт, размер, реприза, паузы, темпы, динамические оттенки.

Грамотное переписывание пьес в нотную тетрадь, чтение с листа. Опрос.

конец февраля

Знания по музыкальной грамоте: тон, полутон, знаки альтерации: диез, бемоль, бекар; интервалы, строение мажорной и минорной гаммы.

Опрос, чтение с листа. Проверка домашнего задания в нотной тетради.

Конец марта

Умения: подбирать по слуху простейшие песенки, связывать речевые и мелодические обороты между собой, исполнять ритмические и мелодические импровизации.  

Проверка сочиненной песенки на стихотворный текст.

Конец апреля

Умения: грамотного разбора мелодического текста осознание ритмического рисунка, расстановки аппликатуры, использования динамических оттенков, штрихов; Использования  необходимых упражнений и игровых приемов на улучшение координации рук.

Проверка самостоятельного разбора пьес, выбора требуемых упражнений и  приемов из предложенных педагогом.

Конец мая

Знания, умения, навыки при выступлении на  сцене,  для использования способов исправления ошибок во время выступления.

Отчетный концерт.

Этапы педагогического контроля

2-ого раздела программы - «Игра в ансамблях»

Сроки

Какие ЗУН контролируются

Форма контроля

Ноябрь

Знание  наизусть словесных и мелодических канонов. Умение  исполнять их одновременно всеми участниками.

Игра – состязание.

Февраль

Знание способов исправления ошибок. Умение концентрировать внимание на цельном исполнении произведения и попутного исправления возникающих ошибок в тексте.

Репетиция.

Март

Знание упражнений на улучшение координации рук и умение их использовать.

Наблюдение.

Май

Знание специфики ансамблевого музицирования и умение использования её во время выступления на сцене.

Отчетный концерт.

 

3.   Учебно-тематический план 1- ого раздела программы -

«Обучение игре на фортепиано»

Названия тем

теория

практика

всего

I

Вводное занятие.

1

-

1

II

Организация музыкальных интересов воспитанников

4

4

8

III

Развитие музыкальной грамотности и навыков самостоятельной работы

19

8

27

IV

Подбор по слуху. Сочинение авторских песен

2

7

9

V

Организация руки (игрового аппарата). Работа над репертуаром

2

24

26

VI

Итоговое  занятие

-

1

1

             Итого                                                                                            28                  44              72

4. Содержание 1-ого раздела дополнительной общеобразовательной программы

 «Музыкальная импровизация» -

«Обучение игре на фортепиано»

II.Организация музыкальных интересов воспитанников.

Теория: О музыке, выявление интересов;

Знакомство с жанрами: песня, танец, марш;

 Работа над артистизмом воспитанника;

 Объяснение правильного поведения на сцене.

Практика:  Слушание  классической  музыки;

Музыкальная игра и движение под музыку различного характера;

Слушание  современной  музыки;

1.Вводное занятие. Знакомство с воспитанниками. Техника безопасности.

Анализ прослушанных произведений.

III.Развитие музыкальной грамотности и навыков самостоятельной работы.

Теория:   Нотоносец;

Графическое изображение звуков;

Звук, его длительность,

Таблица длительностей;

Освоение понятий: метр, ритм.

Освоение простых ритмических формул

Скрипичный и басовый ключи и их особенности.

Понятия: такт, реприза;  размер в музыке;

Освоение понятий: мажорные и минорные лады.

Паузы, их длительность и изображение; темпы и их обозначения; динамические оттенки: f, mf, p, mp;

Понятия тона и полутона;

Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар;

Понятие : интервалы.

Строение мажорной и минорной гамм.

Практика:  Знакомство с клавиатурой фортепиано;                                                                                   Закрепление понятия размера;

Закрепление понятий мажора, минора;                                                                                                   Практическое освоение динамических оттенков.

Закрепление понятия: интервалы.

Закрепление понятия о строении мажора и минора.

IV.Подбор по слуху. Сочинение авторских песен.

Теория:  Чтение с листа;

Освоение речевых оборотов.

Практика:  Подбор простейших песенок;

Чтение с листа незнакомых пьес;

Связь речевых оборотов с мелодией;

Закрепление понятия речевых оборотов;

Элементы мелодической импровизации;

Элементы ритмической импровизации;

Сочинение  небольших  попевок.

V. Работа над организацией руки (игрового аппарата).  Работа над репертуаром.

Теория:  Освоение понятия: аппликатура;

Способы выучивания произведений наизусть;

Практика:   Организация  руки (игрового аппарата);

Освоение приема игры Non Legato;

Закрепление приема игры Non Legato;

Игра легких пьес со знаками альтерации;

Игра цепочек восходящих и нисходящих квинт;

Освоение  игры  на Legato;

Закрепление игры на  Non Legato и  Legato;                                                                                                Игра в ансамбле с педагогом;

Упражнение на улучшение координации рук;

Игра мажорной гаммы;

Работа над игровыми приемами и упражнениями;

Работа над  пьесами: разбор мелодического текста, осознание ритмического рисунка, расстановка аппликатуры, использование динамических оттенков,  остинатный бас;  колыбельные;

Понятие штрихов: акцент, тенуто, стаккато;

Накопление материала;

Закрепление всего пройденного материала;

Подготовка к концерту;

Различные способы исправления ошибок.

VI. Итоговое занятие.

Анализ проделанной работы за учебный год.

3.Учебно-тематический план 2-ого раздела

 дополнительной общеобразовательной программе «Музыкальная импровизация» -«Игра в ансамблях» (дуэты, трио, квартеты)

Название тем

Количество часов

теория

практика

всего

I

Вводное занятие.  Техника безопасности. Комплектование ансамблей.

1

-

1

II

Организация интереса к игре в музыкальных инструментальных ансамблях

6

3

9

III

Специфика работы над ансамблевыми произведениями

6

14

20

IV

Подготовка к участию в концертах

-

5

5

V

Итоговое практическое занятие

-

1

1

Итого:

13

23

36

4.Содержание 2-ого раздела дополнительной общеобразовательной программы

  «Музыкальная импровизация»  -  «Игра в ансамблях» (дуэты, трио, квартеты).

  1. Вводное занятие. Техника безопасности. Комплектование ансамблей.

II.Организация интереса к игре в музыкальных инструментальных ансамблях:

Теория:  О музыке, виды ансамблей, о поведении на сцене, работа над артистизмом, работа над сценическим мастерством. Выбор репертуара.  Общие сведения  о пьесах.

Практика: Выбор репертуара. Слушание классической и современной  музыки.

III.Специфика работы над ансамблевыми произведениями, работа над пьесами:

Теория:  Проработка ритмических рисунков.

Характеристика мелодий.

Виды аккомпанемента.

Работа над мелодическими канонами.                                                                                                                         Работа над ритмическими и словесными канонами                    

Сочетание ритмических рисунков.

Общий  разбор пьесы.

Работа над расстановкой аппликатуры.

Ритмические импровизации.

Мелодические импровизации.

Практика:  Проработка ритмических рисунков; Характеристика мелодий.

Виды аккомпанемента; Работа над координацией  рук;

Работа над мелодическими  канонами; Работа над ритмическими и словесными канонами.             Сочетание ритмических рисунков; Соединение партий.

Работа над синхронностью исполнения партий; Закрепление нотного материала.

Способы выучивания партий наизусть; Специальные упражнения  для  координации рук.

Работа над расстановкой аппликатуры; Художественное исполнение пьес..

Ритмические и мелодические импровизации.

Проработка ритмических и  мелодических канонов.

IV.Подготовка к участию в концертах:

Практика: Работа над репертуаром

Закрепление материала.

V.Итоговое занятие.    

             Анализ проделанной работы за год

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Специфика  предполагаемой деятельности детей обусловлена тем, что  дополнительная общеобразовательная  программа «Музыкальная импровизация»  может  реализовываться как  самостоятельный  курс  обучения, так  и  в  рамках образовательной программы музыкальной  студии. Освоение материала происходит в процессе теоретической и практической творческой деятельности. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращения к которым диктует практика. Такие методические приёмы, как «забегание вперёд», «возвращение к пройденному», придают объёмность последовательному освоению материала в данной программе. Для того, чтобы заинтересовать детей теоретической частью программы, предлагается метод художественной импровизации, в котором они вынуждены обращаться к теоретическим знаниям. Эффективность данного метода заключается в том, что обучающимся предлагается на практических занятиях самостоятельно импровизировать на заданную тему (мелодические и ритмические импровизации, сочинение авторских песен).

         

      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В РАБОТЕ С ВОСПИТАННИКАМИ:

                      Работу с воспитанниками объединения «Музыка для души» следует

                                             вести по следующим направлениям:

* с первых уроков обеспечивать введение ребёнка в мир музыки, развитие восприятия

музыкального языка, знакомство с произведениями различного характера и жанров;

         *выполнение различных упражнений по развитию основных музыкальных способностей:

          слуха, ритма, памяти;

          *выполнение комплекса упражнений по подготовке к организации пианистического

            аппарата, развитию координации движений;

          *приспособление ученика к инструменту, налаживание правильной посадки, формирова-

             ние игровых навыков, воспитание активных, точных, извлекающих звук пальцев и

             опирающихся на них свободных от спины, гибких рук;

          *обучение ребёнка сознательному управлению своим мышечно-двигательным аппаратом;

          *осуществление тщательного контроля за правильными, удобными, целесообразными

             игровыми движениями в течение всего периода обучения. Плохо организованные двига-

             тельные навыки отражаются на качестве звукоизвлечения, становятся преградой для

            технического продвижения воспитанников, вызывают чувство физического дискомфорта,

            ведут  к мышечному перенапряжению;

           *воспитание слухового контроля , улавливание непосредственной связи между прикосно-

             вением и звуковым результатом;

           *пение простейших попевок, песенок, подбор их по слуху на инструменте, транспонирование;

           *на основе возникающих музыкальных представлений - освоение нотной грамоты, развитие                                                                                                

             навыков разбора и чтения нотного текста. При начале игры двумя руками одновременно                            

             учить прочитывать текст сразу обеими руками, осуществляя предварительную подготовку

            (просмотр и определение ключей, размера такта, знаков при ключе, длительностей, прохлопы-

             пывание ритма со счётом вслух сначала ладошками, потом пальцами по закрытой крышке

            инструмента и с названием нот);

           *освоение в течение года основных приёмов звукоизвлечения - non legato, legato, staccato;

           *формирование первоначальных навыков исполнения пятипальцевых позиционных

             последовательностей (non legato, затем legato);

            *знакомство с игрой гамм разными штрихами в одну октаву, интервалов, аккордов.

            В течение года воспитанник должен пройти большое количество мелких пьес.                                                  

Форма занятий:

  •  по количеству детей:  индивидуальные  и ансамблевые.
  •  по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей ( отчётный концерт).
  •  по дидактической цели: вводное занятие, занятия по углублению знаний, практические занятия по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

В рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности: занятия по музыкальной грамоте, слушание музыки, игра педагога, работа над репертуаром, игра в ансамбле, игра в шумовом оркестре.

Условия реализации программы.

  1. Методическое оснащение:

«Комплексная программа» по развитию творческих навыков ребёнка на предметах музыкального цикла для музыкально-хоровых школ, авторская группа преподавателей ДХМШ № 2 г. Краснодара и КГУКиИ.

Методика обучения игре на фортепиано Н. Любомудровой, издательство «Музыка», Москва, 1982 г.;  брошюра «О воспитании пианистических навыков» А.Шмидт - Шкловской, Ленинград, «Музыка», 1985г.

  1. Материально-техническое обеспечение:

Необходимо иметь большой светлый класс, два фортепиано,  аудиоаппаратуру, сборники произведений для сольного и ансамблевого музицирования..

                                                 

Условия набора обучающихся.

В коллектив принимаются дети, достигшие 6-17-летнего возраста, независимо от их музыкальных данных. Наличие инструмента дома – очень желательно. Определяющим фактором является активное желание обучаться самого ребёнка и заинтересованность в этом родителей

6. Список используемой литературы для воспитанников объединения

«Музыка для души» по программе «Музыкальная импровизация».

 Ансамбли.

  1. Алексеева О., Науменко И.  Пособие для младших и средних классов ДМШ. Два рояля – восемь рук.  Санкт-Петербург, изд. Союз художников, 2003 г.
  2. Балаев Г. «Современные фортепианные ансамбли для ДМШ». Ростов-на-Дону, Феникс, 2000 г.
  3. Ричард Роджерс «Звуки музыки» фортепианные ансамбли. Изд-во «Союз художников», 2000 г.
  4.  Трубина Е.Д. Избранные сочинения петербургских композиторов. Серия «Брат и сестра», по страницам Международного конкурса фортепианных дуэтов. Санкт-Петербург, 2005 г.
  5. Шмитц Манфред. Мини рок. 17 лёгких пьес для фортепиано в 6 рук. Москва, Классика-XXI, 2004

Список используемой литературы для педагога

  1. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети». Москва,  Просвещение, 2000 г.
  2. Любомудрова Н. –«Методика  обучения игре на фортепиано» Музыка. Москва, 1982 г.
  3. Панова Н.В. «Конспекты по элементарной теории музыки».Учебное пособие для ДМШ. Москва,

2003 г.

  1. Трубчанинова Т.А. «Комплексная программа по развитию творческих навыков ребенка на предметах музыкального цикла». Краснодар, 1998 г.
  2. Шмидт-Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков».  Санкт – Петербург, 2001 г.

Список используемой литературы

для воспитанников объединения «Музыка для души».

  1. Артоболевская А. «Первые шаги». Учебное пособие. Москва, изд. Советский композитор, 1991 г.
  2. Артоболевская А. «Хрестоматия маленького пианиста». Москва, изд. Советский композитор,   1991.
  3. Барсукова С. Уч. пособие для детей 6-7 лет «Пора играть, малыш». Ростов-на-Дону. ООО Феникс 2008
  4. Голубева Е. Алексеева Л.Н. Серия «Детская песня XXI века», Москва, 2002 г.
  5. Дога Е. «Фортепианная музыка». Изд-во «Союз художников», 2006 г.
  6. Железнов С., Железнова Катя. Азбука – потешка, Москва, изд. Гном и Д, 2001 г.
  7. Ляховицкая С.С. Сборник этюдов, пьес, ансамблей. 2-ая часть. Ленинград, изд. Музыка, 2000 г.
  8. Маркин Ю. «Семь цветов радуги». Сюита вальсов для фортепиано,  Москва, изд. Дом, 2005 г.
  9. Николаев А. «Школа игры на фортепиано». Москва, изд. Музыка,  1966 г.
  10. Поливода Б.А., Сластененко В.Е. Школа игры на фортепиано. Ростов-на-Дону, Феникс,2004 г.
  11. Хромушин О. «В джазе только дети». Этюды в манере джаза для маленьких. Изд. Союз художников, Санкт-Петербург, 2007 г.
  12. Цыганова Г.Г., Королькова И.С. Юному музыканту – пианисту. Ростов-на-Дону, ООО Феникс 2010
  13. Чайковский П.И. Детский альбом. Грузинское отделение Музфонда Союза ССР. Тбилиси, 1980 г.
  14. Черни К «Избранные этюды для фортепиано», редактор Г.Гермер. Москва, 2009 г.
  15. Сонатины для маленьких и самых маленьких для фортепиано. Составитель Л.Костромитина. Санкт-Петербург, 2002.
  16. Шеломов Б. «Лев, обезьяна и другие»,  пьесы для начинающих пианистов. Санкт-Петербург, 2005.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО И ИГРЫ В АНСАМБЛЕ

   

1. А. НИКОЛАЕВ.  ШКОЛА ИГРЫ НА ФОРТЕПИАНО. Москва, изд. Музыка, 1966 г.

 М. Крутицкий – Зима;  Ой, ты, дивчино - украинская народная песня;  А. Гедике – Ригодон;  В. Курочкин – Пьеса;  

Э. Тетцель – Прелюдия;  С. Майкапар – Пастушок;  Е. Гнесина – Этюды;  А. Николаев – Этюд.

Ансамбли: Б. Флис – Колыбельная;  Ф. Шуберт – Немецкий танец;  П. Чайковский – Вальс.

2. Г.Г. ЦЫГАНОВА, И.С. КОРОЛЬКОВА. ЮНОМУ МУЗЫКАНТУ – ПИАНИСТУ. Ростов –на-Дону, Феникс, 2010 г.

Г. Нейзидлер – Контрданс – экосез;  А. Дюбюк – Русская песня с вариацией;  И. Беркович – Этюд;  А. Гедике – Этюд;    Н. Руднев – Щебетали пташечки;  И. Кригер – Менуэт;  На горе, горе – укр. нар. песня;  Я. Ванхаль – Сонатина.

Ансамбли: А. Островский – Галоши;  Л. ван Бетховен – Сурок;  А. Спадевеккиа- Добрый жук.

3. О. ХРОМУШИН. В ДЖАЗЕ ТОЛЬКО ДЕТИ. Этюды в манере джаза для маленьких. С.- Петербург, изд. Союз художников. 2007 г.  Разминка (№ 1 – 10).

4. Л. КОСТРОМИТИНА – СОНАТИНЫ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ. С.- Петербург,  изд. Союз художников. 2002 г.

К. Вилтон – Сонатина;  Я. Ванхаль – Сонатина;  В. Дамкомб – Сонатина.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по учебно-воспитательной

работе МБОУДОД ДДТ

_______ К.Ф.Клименко

«____» ________ 20___ г.

              Утверждён педсоветом

                                                                                                      Протокол № ___«____» ______20___г. г

                                                                                                       

План учебно-воспитательный работы

объединения «Музыка для души»

по дополнительной общеобразовательной программе

«Музыкальная импровизация»

на 2015-2016 учебный год

педагог дополнительного образования

Вачнадзе-Дмитриева Марина Андреевна

                                                                                                                                       

ст. Кавказская

2015 г.

Объединение «Музыка для души»

Программа «Музыкальная импровизация» - одногодичная.

Состав –  4 воспитанника. Возраст воспитанников – 6-17 лет

Кол-во часов в неделю – 2 часа; в год – 72 ч. Режим работы – 2 раза в неделю

Занятия -  индивидуальные  по 30 минут и ансамблевые по 40 минут.

                               

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Дополнительная общеобразовательная программа  «Музыкальная импровизация» обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.  

      Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Творческий экспромт» художественная.

     Она  предназначена  для  развития   творческой личности ребёнка  посредством обучения игре на фортепиано.

     В качестве основы для своей программы я использовала 1) «Комплексную программу», созданную авторской группой преподавателей ДМХШ № 2 г. Краснодара и КГАКИ для  музыкально-эстетических классов общеобразовательных учреждений и для музыкально-хоровых школ, 1988 г. 2) «Методику обучения игре на фортепиано»,  Н. Любомудровой, издательство «Музыка», Москва 1982 г. 3) Брошюру «О воспитании пианистических навыков» А.Шмидт- Шкловской, Ленинград «Музыка» 1985г.

Дополнительная общеобразовательная программа «Музыкальная импровизация» позволяет воспитанникам продемонстрировать свои успехи в качестве исполнителей – пианистов (соло, дуэты, трио, квартеты).

Концепция I: «Искусство, воспитавшее в человеке активное чувство сострадания, способность наслаждаться красотой, несет в себе силу, развивающую образное мышление, воображение, способность к творчеству».

Концепция II: «Таланты создавать нельзя, но можно создать  почву,  на  которой  эти  таланты  произрастают особенно успешно»  (Генрих   Нейгауз).

Цель:

  •  Раскрытие творческого потенциала ребёнка  через обучение игре на фортепиано.

Задачи:

  • Формирование базовой музыкальной культуры личности ребенка, развитие его творческих способностей и интересов;
  • Развитие творческой активности ребенка, воспитание его способности к саморазвитию, самообразованию, самореализации;
  • Обучение игре на фортепиано, участие в дуэтах, трио, квартетах

Каждый ребенок в течение года должен выучить не менее:

                   3х-4х легких фортепианных пьес (соло),

                                           1-2-х фортепианных ансамблей.

Организационно-массовая работа:

  •   участие в массовых мероприятиях ДДТ – по плану ДДТ;
  •   отчётный концерт - май

Работа с родителями:

  • Родительское собрание – сентябрь, май
  • Творческие встречи (в течение года).
  • Индивидуальные беседы (по мере необходимости).
  • Индивидуальные консультации (по желанию родителей).

Методическая работа:

  • Изучение новой методической литературы в области музыки, педагогики, психологии – сентябрь – май
  • Ознакомление с опытом работы преподавателей других ДДТ, ВЦ – сентябрь – май.
  • Посещение «Азбуки педагога» в ДДТ – 3 понедельник месяца
  • Провести открытое занятие объединения –
  •  Подготовка наглядного материала  - сентябрь – май

                                   

Календарно-тематический план

 «Обучение игре на фортепиано»

по дополнительной общеобразовательной программе  «Музыкальная импровизация» ,                                                                     Формирование способности музыкальной деятельности воспитанников

Название тем занятий

 .

Кол-во часов

Дата

Примечание

теория

практика

всего

I.

Вводное занятие.

1

1-------

1

II.

Организация музыкальных интересов воспитанников

4

4

8

III.

Развитие музыкальной грамотности и навыков самостоятельной работы

19

8

27

IV.

Подбор по слуху. Сочинение авторских песен

2

7

9

V.

Организация руки (игрового аппарата). Работа над репертуаром

2

24

26

VI.

Итоговое  занятие

-

1

1

I.

1

Вводное занятие. Знакомство с воспитанниками. Техника безопасности.

1

_

1

II.

2

Беседа о музыке, выявление интересов.

1

_

1

II.

3

Слушание классической музыки.

-

1

1

II.

4

Музыкальная игра и движение под музыку различного характера.

-

1

1

II.

5

Знакомство с жанрами: песня, танец, марш.

1

-

1

III.

6

Освоение простых ритмических формул

1

-

1

II.

7

Слушание современной музыки

-

1

1

II.

8

Анализ прослушанных произведений.

-

1

1

III

9

Знакомство с клавиатурой фортепиано

-

1

1

III

10

Нотоносец. Графическое изображение звуков

1

-

1

III

11

Звук, его длительность, таблица длительностей

1

-

1

III

12

Освоение понятия: метр

1

-

1

III

13

Освоение понятия: ритм

1

-

1

III

14

Освоение простых ритмических формул

1

-

1

III

15

Скрипичный и басовый ключи и их особенности

1

-

1

III

16

Понятие такта. Реприза

1

-

1

III

17

Понятие размера в музыке

1

-

1

III

18

 Закрепление понятия размера.

-

1

1

IV

19

Подбор простейших песенок

-

1

1

 V

20

Организация руки (игрового аппарата)

         -

1

1

  V

21

Освоение приёма игры Non legato

         -

1

1

  V

22

Закрепление приёма игры Non legato

-

1

1

 III

23

Освоение понятия: мажорный лад

1

-

1

III

24

Освоение понятия: минорный лад

1

-

1

III

25

Закрепление понятия: мажор

-

1

1

III

26

Закрепление понятия: минор

-

1

1

III

27

Паузы, их длительность и изображение

1

-

1

IV

28

Чтение с листа

1

-

1

III

29

Темпы и их обозначения

1

-

1

III

30

Динамические оттенки: f, p, mf,  mp,<, >,

1

-

1

III

31

Практическое освоение динамических оттенков

         -

1

1

III

32

Понятие тона и полутона

1

-

1

III

33

Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар

1

-

1

V

34

Игра лёгких пьес со знаками альтерации

-

1

1

III

35

 Понятие: интервалы

1

-

1

III

36

Закрепление понятия интервалов

-

1

1

IV

37

Чтение с листа незнакомых пьес

-

1

1

III

38

Строение мажорной гаммы

1

-

1

III

39

Закрепление понятия о строении мажора

-

1

1

III

40

Строение минорной гаммы

1

-

1

III

41

Закрепление понятия о строении минора

-

1

1

 V

42

Игра цепочек восходящих квинт

-

1

1

 V

43

Игра цепочек нисходящих квинт

-

1

1

 V

44

Игра секвенций на Legato

-

1

1

IV

45

Освоение речевых оборотов

1

-

1

IV

46

Связь речевых оборотов с мелодией

-

1

1

IV

47

Закрепление понятия речевых оборотов

-

1

1

IV

48

Элементы мелодической импровизации

-

1

1

IV

49

Элементы ритмической импровизации

-

1

1

IV

50

Сочинение небольших  попевок

-

1

1

 V

51

Игра в ансамбле с педагогом

-

1

1

 V

52

Упражнения на улучшение координации рук

-

1

1

 V

53

Игра мажорной гаммы

-

1

1

 V

54

Освоение понятия: аппликатура

1

-

1

 V

55

Работа над игровыми приёмами, упражнениями

-

1

1

 V

56

Работа над пьесой. Разбор мелодического текста

-

1

1

 V

57

Работа над пьесой. Осознание ритмического рисунка

-

1

1

 V

58

Работа над пьесой. Расстановка аппликатуры

-

1

1

 V

59

Работа над пьесой. Использование динамических оттенков

-

1

1

 V

60

Закрепление игры на Non legato и  Legato

-

1

1

 V

61

Понятие штрихов: акцент, тенуто, стаккато

-

1

1

 V

62

Работа над пьесой: остинатный бас

-

1

1

 V

63

Игра в ансамбле с педагогом

-

1

1

 V

64

Способы выучивания пьес наизусть. Виды памяти

1

-

1

 V

65

Работа над пьесой: колыбельные

-

1

1

II

66

Беседа:  работа над артистизмом воспитанника

1

-

1

II

67

Беседа: объяснение правильного поведения на сцене

1

-

1

 V

68

Накопление материала

-

1

1

 V

69

Закрепление всего пройденного материала

-

1

1

 V

70

Подготовка к концерту

-

1

1

 V

71

Различные способы исправления ошибок

-

1

1

VI

72

Итоговое занятие. Анализ проделанной работы за год.

-

1

1

       

                                              Итого:

28

44

72

     

Календарно-тематический план

по дополнительной общеобразовательной программе «Музыкальная импровизация»

2-ая часть - «Игра в ансамблях»

Название тем занятий                        

Кол-во часов

Дата

Примечание

теория

практика

всего

I

Вводное занятие                  

1

-

1

II

Организация интереса к игре в музыкальных инструментальных ансамблях.

6

3

9

III

Специфика работы над ансамблевыми пьесами; работа над пьесами.        

6

14

20

IV

Подготовка к участию в концертах.                      

-

5

5

V

Итоговое практическое занятие.

-

1

1

I

Вводное занятие. Техника безопасности.  Комплектование ансамблей.

1

-

1

II

Беседа о музыке: виды ансамблей

1

-

1

II

Выбор репертуара

1

-

1

II

Слушание  классической музыки

-

1

1

II

Общие сведения о пьесе

1

-

1

Проработка ритмических рисунков

-

1

1

III

Характеристика мелодий

1

-

1

III

Виды аккомпанемента

1

-

1

III

Работа над координацией рук

-

1

1

III

Работа над ритмическими канонами

1

-

1

III

Работа над словесными канонами

1

-

1

III

Работа над мелодическими канонами

-

1

1

III

Сочетание ритмических рисунков

-

1

1

III

Соединение партий

-

1

1

III

Работа над синхронностью исполнения партий

--

1

1

III

Закрепление нотного материала

-

1

1

III

Способы выучивания партий наизусть

-

1

1

II

Беседа: о поведении на сцене

1

-

1

II

Беседа: над артистизмом

1

-

1

II

Беседа: работа над сценическим образом

1

-

1

IV

Работа над исправлением ошибок во время выступления на сцене

-

1

1

IV

Репетиция к концерту

-

1

1

IV

Генеральная репетиция на сцене

-

1

1

II

24.

Выбор репертуара

-

1

1

II

25.

Слушание   современной музыки

-

1

1

III

26

Общий разбор пьесы

1

-

1

III

27

Специальные упражнения на координацию рук

-

1

1

III

28

Работа над расстановкой аппликатуры

1

-

1

III

29

Художественное исполнение пьесы

-

1

1

III

30

Ритмические импровизации

-

1

1

III

31

Мелодические импровизации

-

1

1

III

32

Проработка  ритмических канонов

-

1

1

III

33

Проработка мелодических канонов

-

1

1

IV

34

Закрепление материала

-

1

1

IV

35

Генеральная репетиция

-

1

1

V

36

Практическое итоговое занятие

-

1

1

Итого:

13

23

36

6. Список используемой литературы для воспитанников объединения

 

  1. Алексеева О., Науменко И.  Пособие для младших и средних классов ДМШ. Два рояля – восемь рук.  Санкт-Петербург, изд. Союз художников, 2003 г.
  2. Балаев Г. «Современные фортепианные ансамбли для ДМШ». Ростов-на-Дону, Феникс, 2000 г..
  3. Ричард Роджерс «Звуки музыки» фортепианные ансамбли. Изд-во «Союз художников», 2000 г.
  4.  Трубина Е.Д. Избранные сочинения петербургских композиторов. Серия «Брат и сестра», по страницам Международного конкурса фортепианных дуэтов. Санкт-Петербург, 2005 г.
  5. Шмитц Манфред. Мини рок. 17 лёгких пьес для фортепиано в 6 рук. Москва, Классика-XXI, 2004

Список используемой литературы для педагога

  1. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети». Москва,  Просвещение, 2000 г.
  2. Любомудрова Н. –«Методика  обучения игре на фортепиано» Музыка. Москва, 1982 г.
  3. Панова Н.В. «Конспекты по элементарной теории музыки».Учебное пособие для ДМШ. Москва,

2003 г.

  1. Трубчанинова Т.А. «Комплексная программа по развитию творческих навыков ребенка на предметах музыкального цикла». Краснодар, 1998 г.
  2. Шмидт-Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков».  Санкт – Петербург, 2001 г.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО И ИГРЫ В АНСАМБЛЕ.

   

1. А. НИКОЛАЕВ.  ШКОЛА ИГРЫ НА ФОРТЕПИАНО. Москва, изд. Музыка, 1966 г.

 М. Крутицкий – Зима;  Ой, ты, дивчино - украинская народная песня;  А. Гедике – Ригодон;  В. Курочкин – Пьеса;  

Э. Тетцель – Прелюдия;  С. Майкапар – Пастушок;  Е. Гнесина – Этюды;  А. Николаев – Этюд.

Ансамбли: Б. Флис – Колыбельная;  Ф. Шуберт – Немецкий танец;  П. Чайковский – Вальс.

2. Г.Г. ЦЫГАНОВА, И.С. КОРОЛЬКОВА. ЮНОМУ МУЗЫКАНТУ – ПИАНИСТУ. Ростов –на-Дону, Феникс, 2010 г.

Г. Нейзидлер – Контрданс – экосез;  А. Дюбюк – Русскаяпесня с вариацией;  И. Беркович – Этюд;  А. Гедике – Этюд;    Н. Руднев – Щебетали пташечки;  И. Кригер – Менуэт;  На горе, горе – укр. нар. песня;  Я. Ванхаль – Сонатина.

Ансамбли: А. Островский – Галоши;  Л. ван Бетховен – Сурок;  А. Спадевеккиа- Добрый жук.

3. О. ХРОМУШИН. В ДЖАЗЕ ТОЛЬКО ДЕТИ. Этюды в манере джаза для маленьких. С.- Петербург, изд. Союз художников. 2007 г.  Разминка (№ 1 – 10).

4. Л. КОСТРОМИТИНА – СОНАТИНЫ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ. С.- Петербург,  изд. Союз художников. 2002 г.

К. Вилтон – Сонатина;  Я. Ванхаль – Сонатина;  В. Дамкомб – Сонатина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Музыкальный фольклор"

Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Музыкальный фольклор" автор (составитель) педагог дополнительного образования Шепетко Татьяна Николаевна г. Шатура Московской области...

Дополнительная образовательная программа в области искусств по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств.

Образовательная программа по музыкальной литатуре в области искусств успешно прошла добровольную сертификацию образовательных программ и имеет рецензию, а также прошла успешную апробацию в ДШИ. Данная...

Дополнительная образовательная программа "Развитие музыкальных способностей детей" возраст: 6-7 лет.

Рабочая программа предназначена для занятий с детьми подготовительной группы. Подробно написаны все раделы, методы работы. Буду рада, если преподаватели возьму для себя полезное, нужное....

Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения

Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...

Дополнительная образовательная программа «Современные музыкальные цифровые технологии» (Синтезатор и компьютер)

Программа имеет художественно-эстетическую направленность — программа направлена на приобщение широкой массы детей к музыкальному искусству и выявление одаренных детей с целью развития их творче...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная образовательная программа "Детский музыкальный театр"

Программа направлена на развитие  творческого потенциала формирующейся личности, художественно – творческого развития школьников, вовлечения их в активную эстетическую деятельность....