Скорая помощь педагогу
статья на тему

Юркевич Светлана Владимировна

, Актуальной стала  необходимость оказания своевременной квалифицированной методической и социально-психологической помощи членам педагогического коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skoraya_pomoshch_pedagogu.docx118.99 КБ

Предварительный просмотр:

 В связи с этим в учреждении ДЮЦ «Гелиос» была разработана комплексная программа «Восхождение». Цель данной программы – содействие профессиональному и личностному росту педагогов дополнительного образования и оказание им социально-психологической помощи в преодолении личностных, межличностных и профессиональных проблем. В основе концепции программы «Восхождение» лежит личностно-ориентированный подход, поскольку личность каждого педагога, как и ребенка – уникальна и индивидуальна, поэтому и требует к себе   индивидуального подхода, как со стороны коллег, так и со стороны администрации.

Первичные исследования выявили тревожные показатели: у 50 % педагогов отмечалось остановленное саморазвитие. Этот факт побудил к необходимости оказания срочной помощи педагогам.

Первым этапом выполнения данной программы стало психодиагностическое исследование личностных и профессиональных особенностей педагога дополнительного образования. Были исследованы: самооценка, психологическая структура темперамента, творческие способности, профессиональная  направленность, межличностное поведение и стиль общения, «барьеры педагогической деятельности», эффективность использования рабочего времени, уровень ситуативной и личностной тревожности, диагностика «эмоционального выгорания».

Исследование помогло выявить у педагогов проблемы личностного и профессионального характера, составить  психологический портрет каждого педагогического работника.

В дальнейшем, комплексность программы «Восхождение» позволила специалистам социально-психологической службы ДЮЦ «Гелиос» составить индивидуальный план развития и коррекции для каждого педагога, провести индивидуальную и групповую коррекционную, реабилитационную, развивающую, когнитивно-обучающую работу для  педагогических работников.

Наиболее эффективными формами работы, на наш взгляд, стали  когнитивно-обучающее (психопросветительское),  коррекционно-развивающее (психокоррекционное)  направления, практические занятия в «Школе педагога».

Об этом свидетельствуют отзывы педагогов-участников данных занятий, которые отмечают, что на этих занятиях они получают возможность «заглянуть внутрь себя», «лучше понять свой внутренний мир», «оценить свое мироощущение», «адекватно оценить себя и свои возможности».  Педагоги знакомятся с разными способами повышения своей самоценности, самооценки, настроения,  а также узнают о способах снятия психоэмоционального напряжения.

Каждый участник тренинговых занятий получает методический материал  для оказания самому себе психологической помощи: набор психологических игр и упражнений, направленных на гармонизацию внутреннего мира, снятие психической напряженности, развитие внутренних психических процессов, расширение  профессионального самопознания.

С помощью предложенных игр и упражнений каждый педагог учится ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно их расценивать, управлять собой, сохраняя свое психическое здоровье и, как следствие этого, достигать успеха в своей профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.

В целях повышения уровня психологических знаний педагогов дополнительного образования  в ДЮЦ «Гелиос» действует заочная «Школа педагога». Ее содержание  представляет собой курс лекций по педагогической, возрастной психологии,   различные аспекты психолого-педагогической деятельности с детьми, технологии ее успешного осуществления. Педагоги имеют возможность в свободное время изучать лекции, выполнять практические задания. По окончании вводного курса педагоги единодушно признали важность и необходимость дальнейшего обучения в «Школе педагога» и вносят свои предложения по построению и тематике лекций, практических заданий.

 Познакомимся с некоторыми результатами диагностики педагогов.

Исследование самооценки (в%)

Исследование ситуативной тревожности (в %)

Исследование личностной тревожности (в %)

Самоменеджмент (в %)

Исследование уровня саморазвития (в%)

Исследование подверженности «синдрому выгорания» (в %)

Сравнивая результаты диагностических исследований, мы можем предполагать о положительной динамике, об  уменьшении группы риска педагогов, подверженных «синдрому выгорания»,  и,  следовательно, снижению  вероятности текучести кадров.  

                       Реализация программы «Восхождение», социально-психологическая поддержка помогают решить личностные и межличностные проблемы педагогам, выработать у педагогов стрессоустойчивость, приобрести навыки преодоления конфликтных и сложных жизненных ситуаций; самостоятельно, с учетом выявленных особенностей,  формировать свой собственный стиль жизни, деятельности и общения. Участие в этой программе предоставила  каждому педагогу возможность подняться на более высокий профессиональный уровень,  раскрыться  как  уникальной личности и самореализоваться. Педагоги  стали успешнее в своей профессиональной деятельности.

На сегодняшний день портрет педагога дополнительного образования ДЮЦ «Гелиос»  таков - это человек, эффективно взаимодействующий с детским и педагогическим коллективами,  с  высоким  уровнем эмпатии,  он оригинален и любознателен,  с  высоким  уровнем саморазвития.

Осуществляя индивидуальный подход к каждому педагогу, нам удалось  создать педагогический коллектив с единством целей и задач, согласованностью принципов и методов педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Скорая помощь самому себе при подготовке к ЕГЭ

Советы психолога выпускникам школы....

Мероприятие по профилактике табакокурения, наркомании, токсикомании и пьянства " Операция скорая помощь!"

мероприятие по профилактике табакокурения, наркомании, токсикомании и пьянства...

Скорая помощь при стрессе

Что нужно сделать быстро и действенно, чтобы избавиться от стресса...

Скорая помощь в выборе профессии

«Скорая помощь в выборе профессии» содержит основные компоненты профориентационной работы: профинформирование, профконсультирование и психологическая поддержка. Данный  блок методик – необходимый...

Обучающая игра «Скорая помощь». Внеклассное мероприятие по биологии

http://festival.1september.ru/articles/647513/Обучающая игра «Скорая помощь».Внеклассное мероприятие по биологии.Цель игры:·         освоение знаний о безопасно...

Разработка внеурочного мероприятия по анатомии и гигиене: «Соревнование бригад скорой помощи».

Внеклассное мероприятие расчитано на учеников 8 классов.Цель мероприятия:дать возможность применить полученные знания на практике. Вызвать интерес к предмету анатомии и профессии медицинского работник...

Методический проект (исследование) "Скорая помощь по математике с помощью обучающих конспектов"

В данном исследовательском проекте рассмотрен  эффективный способ помощи учащимся  5-9 классов в преодолении трудностей в обучении математике как при изучении нового материала, так и при его...