Использование педагогических технологий в воспитательных мероприятиях
учебно-методический материал на тему

Николаева Наталья Викторовна

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedtehnologii.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

для педагогов дополнительного образования:

«Использование образовательных технологий

в воспитательных мероприятиях»

В.Г. Белинский: «Воспитание великое дело: им решается участь человека».

Воспитание - важнейшее явление духовной жизни общества, так как его назначение - передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. В дополнительном образовании каждое занятие должно нести воспитательный характер плюс в дополнение еще и воспитательные мероприятия, которые должны быть запланированы на каникулах.

В Законе об Образовании  РФ воспитание определяется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Поэтому федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России»

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть принципа системно-деятельностного подхода, который лежит в ФГОС и который нельзя отрывать и от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Не только в учебном, но и в воспитательном процессе на первом месте стоит не накопление у обучающихся знаний, умений и навыков, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности, а значит, не только обучение, но и воспитание тоже должно стать деятельностным.

Таким образом, необходимо выстраивание процесса воспитания в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Нужно стараться воспитывать детей не «правильными словами», а включением в «дела», не предлагая готовые образцы нравственной и духовной культуры, а вырабатывая их вместе с детьми. С этой целью надо предлагать детям включаться в деятельность на основе имеющихся у них потребностей, интересов и мотивов.

Педагогу необходимо понимать, что реализовать идею деятельностного воспитания можно только используя современные технологии.

Не секрет, что в воспитательной работе на сегодняшний день зачастую используются приемы формирующего подхода: поучительные наставления; тексты, беседы четко указывающие, что хорошо, что плохо и, в основном, носящие назидательный характер; мероприятия, с заранее известными речами, действиями.

Современное образование предлагает немалое количество технологий деятельностного типа. Некоторые из них – проблемный диалог, мастерская, проектирование, игра, ИКТ – мы и предлагаем использовать  при организации воспитательных мероприятий.

В толковом словаре технология - это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве.

Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации,  он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом.

 В последнее десятилетие, когда проводится колоссальная научно-исследовательская работа, направленная на решение задач, поставленных перед системой образования, описывается много различных педагогических технологий:

 -технология разноуровневого обучения;

 -технология модульного обучения;

 -технология проектного обучения;

 -личностно-ориентированная технология;

 -технология здоровьесберегающая;

 -технология учебной деловой игры;

 -технология проблемного обучения;

 -технология развития критического мышления через чтение и письмо;

 -технология проведения учебных дискуссий;

 -технология дифференцированного обучения;

 -технология развивающего обучения;

 -информационно-коммуникационная технология.

Все эти технологии применяются для организации не только учебной, но и воспитательной работы. Начнем с самых простых технологий, которые вы все применяете.

1. Технология здоровьесберегающая.

 Цель технологии: сохранение как физического, так и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его.

Проблема здоровья – это главная проблема человеческой жизни. Применению здоровьесберегающей технологии способствуют самые разнообразные формы воспитательной работы (физкультминутки, флешмобы, игры).

2. Технология сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся и педагогов.

 Цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья ребенка.

    Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику обучающихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

Необходимо также активно вовлекать в воспитательную  работу и родителей, умение самостоятельно родителями и детьми организовывать внеклассные мероприятия: поездки, походы.

3. Игровые технологии

Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам.

Воспитательная цель технологии: формирование типовых навыков социального поведения, специфических систем ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия.

Суть: обучающиеся вступают в деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Алгоритм деятельности:

1. Целеполагание – с какой целью будем играть?

2. Планирование – как будем играть?

3. Реализация цели – игровое действие

4. Анализ результатов – как прошла игра?

Совместно решая задачи, участвуя в игре, дети учатся общаться, учитывать мнение товарищей. Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений. В игре команды или отдельные обучающиеся изначально равны (т.е. все игроки равны). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.

Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).  Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность. Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние во время мероприятия и усиливает желание достичь лучшего результата.

Для того чтобы игра получилась, педагогу необходимо помнить следующее:

- игра опирается на опыт, поэтому воспитанникам должен быть знаком материал игры;

- должно быть заложено преодоление чего-либо, так как только в этом случае возможна активность действия;

- игры должны быть законченными и понятными;

- в основе игры должна лежать соревновательность, что дает движение, толчок к развитию принятых игровых ролей;

- игроки должны быть свободны от воздействия побочных факторов, поэтому игра должна контролироваться;

- нельзя допускать «зацикленности» в игровом действии, должна быть заложена смена деятельности;

- для создания внутренней эмоциональной насыщенности необходимо оснастить игру необходимым оборудованием, оформлением.

В воспитательной работе с обучающимися чаще всего использую такие виды игр, как: деловые игры, игры - телевизионные передачи, игры-соревнования (викторины, конкурсы, маршруты). При подготовке и проведении игр активно использую информационно-коммуникационные технологии.

4. Информационно-коммуникационные технологии

Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ). Ни один семинар, ни один педсовет уже не проводится без применения ИКТ.

 Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей обучающихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Формы ИКТ - компьютерное тестирование, интерактивные практикумы и лабораторные  работы, мультимедийные презентации.

Информационно-коммуникационные технологии могут быть использованы при проведении мероприятий в любой из представленных технологий, так как применение ИКТ позволяет эффективно решать вопросы обновления приемов воспитательной деятельности.

Основной целью технологии считается: повышение воспитательного воздействия на обучающихся, так как имеется возможность для усиления эмоционального эффекта, глубокого восприятия и понимания материала. Множество фотографий, видеофрагментов, музыки затрагивает у детей за живое, пронизывает душу. Одними словами, беседой, в которой используется только воображение детей, не удастся добиться такого результата.

Кроме того использование ИКТ позволяет сделать мероприятие интерактивным, а значит интересным для обучающихся. Это помогает педагогу активизировать детей, в полной мере включив их в деятельность.

Внедрение ИКТ во внеклассную деятельность – необходимый ресурс для активизации воспитательной работы в новых условиях.

5. Работа системы дополнительного образования предполагает применение технологии   личностно-ориентированного подхода  в воспитании, которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка как индивидуальности.

6. В работе кружков, секций, клубов применяется технология дифференцированного обучения. Цель технологии - учет индивидуальных особенностей обучающихся в такой форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного  обучения. Например,  танцующие дети посещают танцевальный кружок, поющие вокальный, хоровой.

7.Технология коллективных творческих дел.

Результат: праздники, традиционные мероприятия ко дню 8 Марта, день именинника, концерты, утренники. 

8. Гуманно-личностная технология.

 Мероприятия «Ты и твои друзья», «Добрые дела», «О мальчиках и девочках», «На чём основано взаимопонимание», «Права ребёнка в новом веке», цикл бесед по культуре общения.

9. Технология проблемного диалога

Дети не получают знания в готовом виде, а «добывают» их в процессе собственной познавательной деятельности. Мероприятия, проводимые в такой форме, активизируют детей, проходят более эмоционально, сильнее затрагивают чувства, а значит, более эффективны в воспитательном плане.

Воспитательная цель технологии: самостоятельный выход детей на понимание и осознание тех или иных норм, правил и ценностей.

Суть: обучающиеся не пассивно воспринимают «правильные» слова взрослого, а совместно с педагогом обнаруживают проблемную ситуацию, через проблемную ситуацию вырабатывают образцы нравственной и духовной культуры. Если же решение уже найдено, оно обсуждается, взвешивается его правильность.

Алгоритм деятельности:

1. Мотивация детей.

2. Актуализация имеющихся знаний, пониманий

3. Выход на проблемную ситуацию, формулирование проблемы.

4. Решение проблемы, открытие новых знаний

5. Выражение решения проблемы

6. Выполнение продуктивных заданий по теме

7. Итог мероприятия. Рефлексия.

При такой организации мероприятия дети включены в деятельность по открытию новых знаний и пониманий. Использование педагогом проблемной ситуации повышает интерес обучающихся к мероприятию. В ходе диалога дети учатся аргументировано защищать собственную точку зрения, самостоятельно выходят на формулирование вывода по теме, создают конечный продукт мероприятия.

Основная позиция ребенка при этом – активно-деятельностная, субъектная (самостоятельный поиск, принятие решений, оценочная деятельность);

Основная позиция педагога – руководитель и партнер.

Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение, которое вызывает реакцию удивления и затруднения.

Приемы создания проблемной ситуации:

* столкновение различных точек зрения на ту или иную ситуацию, поступок

- Задание было одно, а мнения оказались разными. Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема мероприятия?

* осознание неточности своих представлений

- Вы можете выполнить это задание?

- В чем затруднение?

- Почему не получается выполнить?

- О чем будем сегодня рассуждать?

* «яркое пятно» - информация на удивление (сказка, легенда, пословица, афоризм, интересный факт и т.д.)

- Что вас удивляет?

- Какова же будет тема мероприятия?

10. Педагогическая мастерская

Педагогическая мастерская привлекает  своей возможностью создания условий для восхождения каждого ее участника к новому знанию и к новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия является творческая деятельность каждого. В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Другой особенностью мастерской является обмен мнениями, знаниями, творческими находками. Результатом работы становится не только реальное знание или умение, но и сам процесс сотрудничества и сотворчества обучающихся.

Воспитательная цель технологии: формирование нравственных, этических, мировоззренческих установок, воспитание уверенности в своих творческих способностях.

Суть: обучающиеся сами добывают и обрабатывают те или иные умения, представления; обучаются осознавать свои различные психические состояния, учатся ими управлять.

Алгоритм деятельности:

1. Воспитанники формулируют, ставят проблему. Предлагаемый для постановки проблемы материал (слово или слова, предметы, рисунки, какие-то явления, внутренние психические образы и т.д.) должны быть в зоне понимания воспитанников. Эффективным приемом этого этапа является «ассоциация». Ассоциация – спонтанно возникающая связь между отдельными ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями. (Что вы представляете, когда слышите …?). В мастерской ассоциация используется для актуализации личного опыта ребенка.

2. Работа с материалом.

Идёт анализ материала. Воспитанники выдвигают  идеи. На этом этапе детям можно подсказать какие-то приёмы творчества (Например, что было бы, если бы…). Каждый самостоятельно работает над своим листом. Мешать друг другу нельзя.

3. Обсуждение в малой группе.

В малой группе каждый представляет всем какой-то свой промежуточный результат, а значит, каждый получает возможность высказаться и послушать товарищей. Группы могут быть организованы по-разному: по желанию, либо «стихийно» по какому-то признаку. Формирование «стихийных» групп дает возможность общения тем детям, которые не общались до этого близко.

4. Социализация (афиширование результата).

После обсуждения в малой группе, дополнения своих работ воспитанники вывешивают их на доске. Можно знакомиться с другими работами, рассказывать о своей. Идёт свободное общение: дети смотрят, задают вопросы, высказывают своё мнение.

5. Магистраль.

Сообщение мастером недостающих важных сведений, новой информации для размышлений и обсуждений.

6. Рефлексия.

Воспитанники рассказывают о своих чувствах, которые у них возникали в процессе работы в мастерской. На этом этапе ребята могут также сообщить о том, что они сегодня поняли, к какому пониманию пришли.

11. Проектная технология

Проектная деятельность не только знакомит обучающихся с разнообразием окружающего мира, формирует представления о его устройстве, о способах получения знаний о нем, но и учит самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; воспитывает ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с другими детьми.

Воспитательная цель технологии: создание условий для развития личности и творческого потенциала ребенка.

Суть: обучающиеся включаются в деятельность, направленную на решение интересной проблемы.

Алгоритм деятельности:

1. Мотивация.

Педагог мотивирует обучающихся на проектную деятельность. Если инициатива исходит от детей, необходимо ее поддержать.

2. Подготовка.

Уточняются тема и цели проекта: о чем будет наша работа; что мы хотим получить в результате?

3. Планирование.

Вырабатывается план действий: каковы будут этапы работы; где будем искать информацию; по каким критериям оценим результат; что будет делать каждый?

4. Самостоятельная работа.

Выполняется самостоятельная работа по выполнению заданий под наблюдением педагога: как выполняются задания; что нужно изменить, исправить, доделать?

5. Результаты и выводы.

Анализируются результаты работы, формулируются выводы, идет оформление результатов в проектный продукт: какие результаты получили; к каким выводам пришли; как лучше оформить результат?

6. Презентация результата.

Выполняется отчет о проектной деятельности: каковы были цели проекта; что получили в результате?

7. Оценка.

Оценивание результатов и процесса работы над проектом: каково качество работы каждого по заявленным критериям?

При работе над проектом важным считается каждый этап, но особенно хотелось бы обратить внимание на мотивацию и презентацию результатов. Продуктивность выполнения проекта во многом зависит от заинтересованности его участников. Поэтому мало сообщить воспитанникам: «Давайте выполним такой-то проект». Педагогу необходимо тщательно продумать приемы, мотивирующие обучающихся на интересную работу. Это может быть проблемная ситуация, создание кластера и т.д.

Пример мотивации обучающихся к проекту «Праздники»:

- Совсем недавно был праздник. Какие ваши любимые праздники? А что вы представляете, когда слышите слово «праздник»?

Обучающиеся делятся ассоциациями. Создается кластер: подарки, праздничное блюдо, традиции, история праздника, символика, костюмы, празднование в других странах, песни, стихи и т.д.

- Можно ли сказать, что мы все это знаем о наших любимых праздниках? А нужно ли это знать? (Да, это может пригодиться в жизни).

Этап презентация результатов очень важен в воспитательном плане. Ребенок должен понимать, что его работа не напрасна. Те знания и опыт, которые он получил, нужен, востребован другими. С этой целью можно организовать не только выступления перед детьми, но родителями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная нагрузка по обеспечению внедрения новых воспитательных технологий ложится на плечи педагога.

Результат  может быть достигнут, когда педагоги и воспитанники работают совместно, рука об руку, увлечены одной идеей, целью, делом, поэтому свою работу они выстраивают на принципах педагогики сотрудничества.

Современный французский ученый Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.

Таким образом, рассмотренные технологии воспитания позволяют представить ее как целостное педагогическое явление, направленное на достижение главных целей воспитания. Это позволяет существенно повысить эффективность воспитательной деятельности, направить воспитание на более результативное решение задач по формированию личностной сферы человека современного общества.

На сегодняшний день государственный заказ дает установку на формирование личности, обладающей компетентностями (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования), с ориентацией на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.

«Наставничество» и «чтение морали» не могут оставаться формами воспитания современных детей. Ведь мы должна строить образовательный процесс с точки зрения деятельностного подхода. Педагогам необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.

Проблемный диалог, мастерская, проектирование, игра, ИКТ – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.

Список использованных источников

1. Малькова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. - М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом "Ноосфера», 1999.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2004 г.

3. Смирнов С.А. Педагогика: педагогическая теория системы, технологии. – М., Академкнига, 2003 г.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 25.11.2013)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий в воспитательной деятельности (из опыта работы старшей вожатой)

Использование современных педагогических техгнологий в воспитательной деятельности (из опыта работы старшей вожатой)...

Диплом 2 место Всероссийское конкурсное мероприятие "Использование педагогических технологий для реализации требований ФГОС"

Всероссийское конкурсное мероприятие "Использование педагогических технологий для реализации требований ФГОС"...

Использование современных педагогических технологий в воспитательном процессе

Использование современных педагогических технологий в воспитательном процессе...

Использование современных педагогических технологий в воспитательном процессе

Презентация "Использование современных педагогических технологий в воспитательном процессе"...

Использование современных педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе обучения английскому языку в школе-новостройке

Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения иноязычной культуры. Механизмом или средством,...

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...