Методическая разработка:«Развитие аналитических способностей юных шахматистов через самостоятельную работу над сыгранными партиями» Зверева Владимира Алексеевича,
методическая разработка на тему

Зверев Владимир Алексеевич

Разбор собственных партий, необходимое условие развития юного шахматиста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_1.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр Детского (Юношеского) Технического Творчества Кировского района Санкт-Петербурга.

Методическая разработка «Развитие аналитических способностей юных шахматистов через самостоятельную работу над сыгранными партиями» Зверева Владимира Алексеевича,

Педагога дополнительного образования (Объединение: Шахматы).

Санкт-Петербург

2014

Развитие аналитических способностей юных шахматистов через самостоятельную работу над сыгранными партиями.

        Изучение сыгранных партий, а также решение задач и этюдов должны быть рекомендованы как первые шаги в работе над развитием аналитического мастерства.

        Второй этап, к которому надо стараться подойти как можно скорее, -

это анализ чужого творчества, отдельных позиций и целых партий. При этом возникает вопрос, могут ли юные шахматисты с пользой для себя изучать и критиковать партии гроссмейстеров? Опыт показывает, что дети могут разобраться в замыслах мастеров. Надо только стремиться глубоко исследовать позицию, для чего, правда, придётся основательно потрудится. В этом окажут помощь тренеры и, уже ставшие необходимыми, компьютерные программы.

        Анализ (исследовательская работа) должен быть обязательной частью работы начинающего шахматиста. Даже самый юный шахматист сам может обнаружить свои ошибки и найти ходы лучшие, чем сделанные им во время партии. В начале анализа будет, конечно, отмечать лишь грубые ошибки. Постоянная работа будет повышать его качество.

        Шахматист, анализирующий с учебными целями свои партии, должен стараться ответить на такие вопросы:

                - Где обоими противниками допущены явные ошибки?

                - Как можно было сыграть лучше?

                - Какие ближайшие перспективы раскрывались в этом случае?

        

        Чтобы разобраться в любой партии как следует, надо её разбирать несколько раз, пока не получится обнаружить узловые моменты борьбы. Именно эти моменты требуют тщательного анализа. Эта часть работы является самой сложной и показывает уровень шахматиста. Интервал между «подходами» к разбираемым партиям может быть произвольным и, желательно, согласованным с тренером. Обязательным условием должна быть письменная фиксация проделанной работы.

        К исследованию партий мастеров, на творчестве которых предстоит учиться, следует подходить серьёзно. Для анализа сначала надо подбирать подробно прокомментированные партии и исследовать не только процесс борьбы, но и примечания. Эта часть работы, как правило, вызывает мало энтузиазма. Разбирать варианты, которые «не случились» в партии, а потом возвращаться к тому, что «случилось», юным шахматистам бывает лень. Это требует включения волевых качеств.

Следующим этапом должен стать анализ партий, над которыми ещё не работал опытный комментатор. Начиная эту работу, выбирая материал, следует избегать длинных партий.

Кроме узловых моментов, при исследовании партий надо пытаться вскрыть планы противников. Отдельные ходы мастеров трудно понять, если не удаётся обнаружить плана, для выполнения которого они сделаны. В плане ряд ходов имеет одну и ту же мотивировку – значит, бесполезно рассматривать их отдельно.

По окончании исследования изучающему остаётся подвести итоги своей работы, оценить игру противников и сделать выводы, которые могли бы пополнить его личный опыт. Хорошей школой анализа является сравнение своего анализа с анализом компьютерной программой. Это необходимо делать совместно с тренером, который знает сильные и слабые стороны этих программ, поможет разобраться в их изобилии и подобрать оптимальную. При этом, чрезмерное увлечение компьютерными программами имеет негативный эффект (возникает желание переложить «свою» работу на «плечи железного друга», недоверие к сделанному самим и т.д.).

        Шахматист, целеустремлённо работающий над собой, должен дорожить каждой турнирной партией, чтобы проверить свои мысли и анализы, задуманные меры по искоренению недостатков, советы тренера. От практики к теории и обратно – дорога к росту шахматного мастерства. Шахматист должен стремиться вести турнир от начала до конца с одинаковой силой, достигая стабильности результатов. Иногда проигрыш турнирной партии в общем плане работы имеет большее значение и приносит больше пользы для роста, чем победа.

        Работу над повышением своей шахматной культуры надо вести систематически и должна включать в себя следующие разделы:

        Практика (участие в соревнованиях, решение задач, этюдов и комбинации, разыгрывание учебных позиций).

        Анализ (комментирование и разбор собственных партий, разбор отдельных позиций, решение этюдов).

        Теория (изучение теоретических окончаний, разбор дебютной борьбы в собственных и других партиях и критическое сравнение их с рекомендациями учебников и специальных монографий).

        История (ознакомление с историческими монографиями и статьями).

        

Каждый самостоятельно работающий над собой шахматист по той или иной теме может составить план работы или небольшую программу. Следует помнить – каждый, кто занимается самообразованием, обязательно добьётся успехов.

Пример анализа позиции из партии.

XABCDEFGHY
8r+-+r+-mk(
7+l+-vl-zpp'
6p+-+-+-+&
5+p+-+N+-%
4-+-+p+q+$
3zPQsN-vL-+-#
2-zPP+-+PzP"
1tR-+-+-+K!
xabcdefghy

Рот – Баумгартнер (1959)

1.Кh6 Фh5? [1...g:h6 2.Сd4+ Фg7 3.С:g7+ Кр:g7 4.Кe2] 2.Кf7+ Крg8 3.Кh6+ [3.Кd8+ Крh8 4.g4 Фg6 5.Кf7+ Крg8 6.Кe5+] 3...Крh8 4.g4 Ф:h6 5.С:h6 e3+ 6.Крg1 g:h6 7.Кe2? [7.Кd5 С:d5 8.Ф:d5 Сf6] 7...Сh4 8.Кg3? [8.Фc3+ Крg8 9.Кg3] 8...Лad8 9.Фc3+? [9.Лe1 С:g3 10.h:g3 e2 11.Крf2 Лf8+ 12.Кр:e2 Сf3+ 13.Ф:f3 Л:f3 14.Кр:f3] 9...Крg8 10.Кf5? Сf2+ [10...Лd1+ 11.Л:d1 Сf2+ 12.Крf1 e2+ 13.Кр:f2 e:d1К+ 14.Крg3 К:c3 15.b:c3 Лe2] 11.Крf1 Лd1+ 12.Крe2 Лd2+ 13.Ф:d2 [13.Крf1 e2+ 14.Кр:f2 e1Ф#] 13...e:d2+ 14.Кр:f2 Сf3 0–1 15.Кр:f3 Лe1 16.Кe3 Л:a1 17.Крe2 Лh1 18.Кр:d2 Л:h2+ чёрные побеждают.

        Вывод: Чёрные недооценили угрозы белых. Это привело к ошибочному ходу 1… Фh5. Белые смело и точно вели атаку до 7-го хода. Видимо расслабившись, они перестали делать лучшие ходы. Решающая ошибка произошла на 10-м ходу. В острой позиции черные провели комбинацию с сочетанием тактических приёмов (завлечение, двойной удар).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие познавательной деятельности дошкольников через образовательные программы"

Любой человек находится в перманентном процессе познания ми­ра: он думает, рефлексирует, говорит и понимает речь других лю­дей, чувствует, делится ощущениями. Все эти способности разви­ваются и соверш...

Методическая разработка «Развитие музыкальных способностей учащихся старшего школьного возраста»

Начальный этап обучения игре на фортепиано имеет свои особенности. Прежде всего речь идет о приобщении ребенка к миру музыки, поэтому очень важно заботиться о  воспитании ребенка, что справ...

Методическая разработка «Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на занятиях «Обучение игре на фортепиано»

Целью написания данной работы является систематизация собственного педагогического опыта по  использованию метода проектов на занятиях как одной из активных ф...

Методическая разработка «Развитие музыкально-творческих способностей посредством игры в ансамбле народных инструментов в учреждении дополнительного образования»

Повышение образовательного уровня по использованию игровых моментов с применением народных и шумовых инструментов....