Методическая разработка «Развитие музыкальных способностей учащихся старшего школьного возраста»
методическая разработка (музыка) по теме

 

Начальный этап обучения игре на фортепиано имеет свои особенности. Прежде всего речь идет о приобщении ребенка к миру музыки, поэтому очень важно заботиться о  воспитании ребенка, что справедливо считается ответственным и сложным делом. Именно первые впечатления от знакомства с искусством оказывают часто, если не решающее, то очень сильное влияние на последующее музыкальное развитие ученика.  Современная методика обучения игре на фортепиано основывается на таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания начинающего пианиста. Согласно этим принципам, надо с первых уроков приобщать ребенка к искусству, приучать внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания. Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном и интересном материале. Наряду с учебными задачами, к примеру, знакомством с основами музыкальной грамоты, на начальном этапе обучения необходимо особое внимание уделять развитию музыкальных способностей ученика – слуха, ритма, музыкальной памяти. Проблема развития музыкальных способностей ученика является доминирующей на начальном этапе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_muz_spos-y_ne_proshlo.doc51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГБОУ СПО  Московский областной колледж искусств и технологий

Методическая разработка

 «Развитие музыкальных способностей учащихся старшего школьного возраста»

                               

подготовила

преподаватель аккомпанемента

Бегларян Ирина Святославовна

                         

                           

г.Егорьевск

2011 г.

Введение.

Начальный этап обучения игре на фортепиано имеет свои особенности. Прежде всего речь идет о приобщении ребенка к миру музыки, поэтому очень важно заботиться о  воспитании ребенка, что справедливо считается ответственным и сложным делом. Именно первые впечатления от знакомства с искусством оказывают часто, если не решающее, то очень сильное влияние на последующее музыкальное развитие ученика.  Современная методика обучения игре на фортепиано основывается на таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания начинающего пианиста. Согласно этим принципам, надо с первых уроков приобщать ребенка к искусству, приучать внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания. Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном и интересном материале. Наряду с учебными задачами, к примеру, знакомством с основами музыкальной грамоты, на начальном этапе обучения необходимо особое внимание уделять развитию музыкальных способностей ученика – слуха, ритма, музыкальной памяти. Проблема развития музыкальных способностей ученика является доминирующей на начальном этапе обучения.

  1. Психологические особенности подростков старшего возраста.

Современный старшеклассник – продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание подростков. Возраст от 15 до 18 лет принято считать периодом ранней юности. Каковы же психологические особенности подростков в данный возрастной период? Физическое и психическое развитие гармонизируется, в отличие от подросткового периода, основной чертой которого была неравномерность развития. Центральным процессом юности является открытие собственного "Я”. Новым и главным видом психологической деятельности для подростков  становится рефлексия и  самосознание. Вот почему старшеклассников так привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях.  Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер, связанный с самоопределением  и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Самосознание юношей и девушек преимущественно устремлено в будущее. Юность – пора становления мировоззрения. Для этого есть все предпосылки: сформировалось абстрактно-логическое, теоретическое мышление, достигнута психологическая самостоятельность, приближается социальная зрелость. Учение приобретает большую ценность, чем раньше, и все больше времени посвящается самообразованию. Приобретение знаний связывается с планами на будущее. Молодые люди ищут себя через различные роли, перспективы соотносятся с собственными возможностями.  Дети старшего школьного возраста сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Профессиональное самоопределение стимулирует развитие новых интересов к учебным дисциплинам.

  1. Развитие музыкальных способностей .

 Прежде чем начинать работать с учеником, независимо от его возраста, на начальном этапе надо обязательно поинтересоваться какую музыку он предпочитает. Это касается и музыкальной стилистики: классика, джаз, популярная музыка или рок; и самого настроения, которое вкладывается в это предпочтение. Имея такую информацию можно, будет гораздо проще находить общий язык и вести ученика через учебный процесс, достигая максимальных результатов за минимальные сроки. Но торопиться всё равно не нужно, так как каждый имеет свои индивидуальные способности. Работать надо в максимально удобном темпе для учащегося и приступать к новому материалу только тогда, когда пройденный материал зафиксировался в памяти. Если вдруг возникают вопросы относительно пройденного материала, который был разучен давно, необходимо обязательно рассмотреть все неясности, так как эти, на сегодняшний день, незначительные моменты могут стать серьёзным препятствием в будущем и стать причиной снижения эффективности обучения и привести ученика к разочарованиям. Поэтому нужно индивидуально подходить к каждому из учеников, учитывая возраст, музыкальные предпочтения, врождённые способности и трудолюбие. Музыкально-ритмическая способность, то есть музыкальный ритм, ощущение его музыки человеком – это основа музыкальности.  Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обуславливающий ту или иную закономерность в распределении (организации) звуков во времени. Проблеме музыкального ритма, посвящено множество работ известных музыковедов. Формирование чувства ритма у  учащегося – одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время, как общепризнанно – одна из наиболее сложных. Не освоив азов ритмической грамотности, не овладев необходимыми при этом умениями и навыками, учащийся – музыкант, разумеется, не сможет в дальнейшем двигаться по восходящей линии. В музыкально-исполнительском развитии ученика главное место принадлежит воспитанию слуховых способностей. Оно осуществляется на основе опыта слушания музыки и тщательной работы по воспитанию слуха пианиста. Умение слушать и слышать своё исполнение и своевременно корректировать художественно-звуковую  и техническую стороны игры  - способность, требующая развития с первых шагов обучения. Значительное влияние на эту способность  оказывает слушание музыки в совершенном исполнении. Особое внимание надо уделить выяснению того момента - есть ли у ученика “абсолютный слух”. Конечно, эта способность может сразу и не проявится, но если всё же она обнаружится, то надо ей уделять особое внимание, так как это поможет ему в будущем достаточно просто подбирать на слух и импровизировать.

 а) Развитие слуха надо начинать с умения слышать интервалы (до октавы). Главное не форсировать, не спешить на этом основополагающем этапе.

 б) Начинать лучше с простых мелодий, лучше всего, хорошо известных ученику. Опять же, лучше ограничится мелодиями, которые укладываются в пределах одной октавы.

 в) Тональность и гармония – это уже серьёзные теоретические понятия, но на начальном этапе нам надо показать ученику самое простое: как звучат мажор/минор, что у аккордов бывают различные обращения и звучать они будут уже немного по-другому, при этом оставаясь тем же аккордом. В дальнейшем надо сочетать в упражнениях на слух задачи по способности слышать различные интервалы и аккорды, используя при этом, какие-то простые и знакомые для ученика мелодии.

 г) Конечным этапом является выполнение вышеизложенного в разных регистрах с различными динамикой и тембром, чтобы дать возможность ученику услышать насколько может отличаться музыка сыгранная по-разному.

Развитие музыкальной памяти лучше начинать  с простых мелодий, попросив ученика пропеть более или менее чисто то, что он только что услышал и только потом всю работу переводить на клавиши. Со временем переходить к более сложным и незнакомым мелодиям, постепенно увеличивая продолжительность отрывка для запоминания. Вопрос музыкальной памяти – это отдельный вопрос в музыкальном воспитании и в музыкальной педагогике, так как музыкальная память включает в себя синтез различных видов памяти, таких как зрительная, логическая, тактильная, моторная, эмоциональная, слуховая. Автор лекций по курсу методики обучения игре на фортепиано Л.А. Москаленко «Донотный период обучения юного пианиста» предлагает следующее трактование вопроса музыкальной памяти. Музыкальная память – явление комплексное. Она складывается из различных видов памяти – общих и специфических музыкальных.  Рассмотрим разные виды памяти и способы их развития на начальном этапе обучения пианиста.

Зрительная память – один из общих видов памяти, но ее значение для музыкантов достаточно велико. Многое педагоги рекомендуют своим ученикам запоминать нотный текст, так, чтобы можно было его записать по памяти. Известный скрипач Ш. Брио рекомендовал своим ученикам переписывать исполняемые музыкальные сочинения до тех пор, когда они твердо запоминались зрительно. Определим значение памяти для музыканта в процессе обучения. Зрительная память очень важна в беглом чтении с листа. Охватывая взглядом отрезок текста, пианист, как бы, «фотографирует» его зрительно, а исполняя этот отрезок смотрит уже дальше. Важную роль зрительная память играет в выучивании произведения наизусть. Хорошая память помогает быстро выучивать нотный текст. Следующий вид музыкальной памяти – это логический. Логическое мышление связано с осмыслением нотного текста, его анализом. Естественно, что на начальном этапе обучения игре на фортепиано анализ доступен лишь на самом примитивном уровне, однако, необходимо приучать к размышлению над текстом. Музыкальная память подразумевает под собой и моторную память. Моторная память – это запоминание движений рук и пальцев. Чтобы выработать моторную память необходимо много тренироваться, поддерживая активность движений и постоянную аппликатуру. Выработку моторности следует начинать с первых лет обучения. Особенностью моторной памяти является постепенное увеличение единицы технического мышления. Вначале ученик обдумывает каждый звук. Затем педагог предлагает думать «на раз», а играть в этот момент четыре звука. Это просто, если думать «раз», а быстро прослушивать шестнадцатые. Сначала это делается с остановками. Потом они сглаживаются. Единицы укрупняются «на раз» - 6 или 8 звуков. Заключительным этапом в комплексном явлении – музыкальная память – считается слуховая память, она универсальна. Проявление слуховой памяти мы можем видеть в запоминании ритма, мелодии, гармонии и др. Развивается вместе с общим музыкальным развитием ребенка.

Заключение.

Проблема способностей всегда была и остается острой и жизненно важной: перед каждым индивидом постоянно возникает необходимость в удовлетворении жизненных потребностей и вместе с тем практическая возможность их удовлетворения, сказывается зависимость от условий жизни, наличия способностей и умений. В своей работе я попыталась подчеркнуть всю важность выявления и развития музыкальных способностей. Не стоит судить обо всех музыкальных способностях по первому впечатлению. На мой взгляд, ученик может сразу и не показать весь свой потенциал возможностей. Все те вступительные испытания, которые проводятся при наборе студентов в учебные заведения, рисуют лишь приблизительную картину способностей детей. Здесь играет роль и недостаточная подготовленность, и волнение. В общем, причин можно найти немало. Поэтому необходимо  каждому дать возможность обучения, в процессе которого и будет ясна картина. И здесь ответственность ложится на преподавателя и родителей подростка. Формирование способностей требует от родителей и учителей упорной и терпеливой работы. Знания и умения уже проявившихся сильных сторон ученика важны не только для анализа. Они позволяют определять перспективу дальнейшего  стимулирования способностей. Учет проявившихся способностей ребенка необходим не только для их развития, но и для того, чтобы направить его дарование в соответствующее русло.

Список использованной литературы.

  1. Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. Программа для высших педагогических учебных заведений. Москва, 2004г – 309 стр.
  2. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания. Москва, 2005г
  3. Куберский И.Ю. Энциклопедия для юного музыканта. Санкт – Петербург, 1997г – 576 стр.
  4. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль. Академия развития, 2002
  5. Рачина Б.С. Программа «Музыка» сегодня. Из опыта работы учителя музыки. Методические рекомендации. СПб, 2003
  6. Холопова В.Н. Проблемы музыкального ритма. Москва, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В настоящее время физические упражнения широко ис­пользуются, как  эффективное средство развития физических качеств, общего физического развития и  профилактики пограничных состояний  ч...

Развития музыкальных способностей в младшем школьном возрасте.

Доклад на тему " Музыкальные способности"....

Методическая разработка"Развитие музыкальных способностей учащихся музыкальных школ"

Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей учащихся музыкальных школ" состоит из пояснительной записки, основной части работы где раскрываются содержания понятий "музыка...

Программа дополнительного образования по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки».

Программа дополнительного образования по  развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки»....