Методическая разработка"Развитие музыкальных способностей учащихся музыкальных школ"
методическая разработка по музыке

Опарина Ольга Ивановна

Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей учащихся музыкальных школ" состоит из пояснительной записки, основной части работы где раскрываются содержания понятий "музыкальные способности" и их классификация, описываются методы их развития, заключения и списка источников использованной литературы. Структура работы определяется  целью и задачами исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_oparina_2_27-09-20.docx97.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

                             «Детская школа искусств№1»

   

           

  Методическая разработка:

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ МЛАДШИХ КЛАССОВ

                                                     

                                                                            Разработчик: преподаватель высшей                                                                                                          

                                                                                         категории

                                                                                         Опарина Ольга Ивановна

                                                     Нижневартовск

  СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………..3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ МЛАДШИХ КЛАССОВ………………………………………………………………………..7

  1.  Музыкальные   способности  и их классификация …………………...7

  2. ᅠᅠПонятие задатков музыкальных способностей ………………………16

  3. Музыкальные   способности  и методы их развития ………………...19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………53

Пояснительная записка

Актуальность исследования. В настоящее время, в сложных условиях коренной перестройки всех сфер жизни и деятельности нашего общества, задача всестороннего гармоничного   развития  личности,  развития  ее духовной культуры, индивидуальности и творческой активности по-прежнему остается одной из центральных проблем современности.

Изменения, происходящие в социально-культурной жизни страны, адекватно отражаются в педагогической теории и практике. Новая функция образования, обусловленная культурой, призвана способствовать развитию творческой личности [Абульханова-Славская, В.С.Библер, Н.Е. Щеркова и др.]

Во многих научных исследованиях прослеживается мысль об использовании искусства в воспитании творческой личности. Работы Б.В. Асафьева, Н.Л. Гродзенской, В.Н. Шацкой и др. заложили основы для разработки новой области научного знания  музыкальной  психологии. В последние годы появился ряд публикаций по  музыкальной  психологии [труды В.Н. Петрушина, А.В. Ражникова, Н.В.Сусловой, Т.С. Тарасова, Г.М. Цыпина и др.], в которых рассматриваются отдельные грани  музыкальных способностей. Большую ценность представляют работы, выполненные на стыке  музыкальной  психологии и музыкознания [В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, М.С. Торчеус и др.].

В то же время реально существующая логика развития музыкальных способностей  учащихся  ДМШ вступает в противоречие с методикой развития  музыкальных способностей  учащихся , в частности на уроках специальности. Это позволило определить тему исследования как «Развитие  музыкальных способностей у  учащихся   младших   классов  в условиях  музыкальной   школы. Исследование музыкальных способностей в отечественной психологии тесно связанно с именем Б.М.Теплова.По определению ученого стержень музыкальных способностей состоит из ладового чувства, слухового представления и музыкально-ритмического чувства. Развитие музыкальных способностей всегда являлось одной из важных задач перед педагогами музыкальных школ. Современные научные исследования свидетельствуют о том,что с первых дней пребывания ребенка в музыкальной школе, необходимо развивать музыкальные способности, которые влияют и на общее развитие учащегося. В процессе музыкальной деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, обогощаются переживания ребенка. Владение игрой на инструменте дает возможность выразить свои чувства и этот эмоционнальный всплеск заряжает ребенка жизненной энергией. Доказано современной наукой,что дети которые занимаются музыкальной деятельностью более эмоционально отзывчивы,общительны,восприимчивы .Проблема развития музыкальных способностей многогранна и разнопланова,потому что затрагивает не только природу музыкальности,структуру и диагностику.

Исследования проблемы развития музыкальных способностей в  психологической и музыковедческой литературе заложили теоретические и практические основы для их изучения  в работе с младшими школьниками.         . Однако в педагогической практике работы в школе отсутствует тесная связь с разрабатываемой проблемой в науке. Все это привело к тому, что до сих пор не определена дидактическая система  развития  музыкальных способностей.  

Особенно важным представляется поиск методов и приемов, активизирующих развитие музыкальных способностей у  младших школьников, поскольку именно в этом возрасте происходит закладывание фундамента музыкальной культуры человека.

Объектом  работы является процесс развития  музыкальных   способностей  младших школьников.

Предмет  работы –  педагогических условия развития музыкальных  способностей  учащихся младших классов.

Цель  работы – выявить пути развития музыкальных   способностей  учащихся младших классов на уроках специальности в ДШИ.

Задачи исследования:

1. Раскрыть теоретические основы развития музыкальных способностей.

 2.Выявить педагогические условия развития музыкальных способностей учащихся в классе музыкального инструмента в условиях ДШИ.

Если исходить из того, что в характеристике детского творчества важен не столько конечный результат, сколько сам процесс музыкальной  деятельности, то можно предположить, что  развитие   музыкальных   способностей  младших школьников будет осуществляться в условиях включения ребенка в деятельность, предполагающую формирование новых представлений на основе прошлого опыта,  развитие  личностного отношения к предлагаемому материалу, умения оценивать его по методу сравнения с усвоенным ранее. При этом проявляется сочетание интеллекта, эмоций, суждений, сопровождающихся жестами, мимикой и другими внешними проявлениями.

Накопленный научно-методический и практический опыт, позволяет определить основные направления развития  музыкальных   способностей  учеников:

1) исследование особенностей подготовительного этапа  развития   музыкальных   способностей  с учетом программы  школы;

2) использование методик ведущих специалистов В.П.Круглова, Т.Вольской А.Цыганкова, позволяющей формированию музыкальных способностей на уроках специальности.    

3) на основе активной творческой  музыкальной  деятельности развивать у детей воображение, фантазию, нестандартное мышление, необходимое в будущем человеку любой профессии, способствовать творческому отношению к любому делу.

Для решения поставленных задач в работе использовались методы исследования:

- анализ  психолого-педагогической литературы;

- наблюдение за  учащимися  на уроках специальности;

Практическая значимость исследования:

- предложенная диагностика музыкальных способностей может найти применение в ДМШ;

- материалы работы могут служить основой для проведения курсов, педагогических советов, методических объединений по проблеме развития музыкальных способностей в школе.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, глав основной части работы, заключения, списка источников использованной литературы.

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ᅠРАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ МЛАДШИХ КЛАССОВ

1.1  Музыкальные   способности  и их классификация

Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. С.А. Рубинштейн писал, что вопрос способностей должен быть слит с вопросом развития. Развитие человека в отличие от накопления «опыта», овладение знаниями, умениями, навыками, - это и есть то, что представляет собой развитие как то новое, в отличие от «накопления» знаний и умений.

Б.М. Теплов очень четко проводил мысль от том, что способности существуют лишь в развитии, и назвал абсурдным понятие «неразвивающаяся способность»[1].

В своей книге «Психология музыкальной деятельности» Л.Л. Бочкарев[2] пишет о том, что некоторые исследователи отождествляют проблему пригодности к музыкальной деятельности с проблемой способностей, понимая под способностями комплекс необходимых для успешного осуществления деятельности, включая свойства личности, особенности эмоциональной сферы, характера.

Другие авторы ᅠᅠ[27,с.93]разграничивают понятие способностей и пригодности к деятельности, включая в структуру пригодности не только способности. Но и общие психологические условия, необходимые для успешного выполнения деятельности, к числу которых относятся: мотивация, характерологические особенности, психические состояния, знания, умения, навыки.

Способности можно классифицировать следующим образом:

  • музыкальные;
  • лингвистические;
  • интеллектуальные;
  • творческие.

Н.А. Римский-Корсаков в своей статье «О музыкальном образовании», делил  музыкальные   способности  на 2 группы: 1] технические [игре на данном инструменте или пение]; 2] слуховые [музыкальный слух]. В слуховых способностях, в свою очередь, выделялись элементарные и высшие; к элементарным относятся гармонический и ритмический слух. [4,с.92]

Н.А. Ветлугина в монографии «Музыкальное развитие ребенка» делит  музыкальные   способности  на :

  • музыкально-эстетические;
  • специальные[3].

Соглашаясь в целом м этой классификацией, В.Д. Остроменский предлагает расчленить музыкально-эстетические способности на эмоционально- и рационально-познавательские, т.е., фактически, выделяет эмоциональную сторону музыкальности.

В ряде работ в качестве самостоятельных способностей фигурирует и музыкальная память. Г.М. Цыпин пишет о том, что наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных ведущих  музыкальных   способностей По существу, никакой род музыкальной деятельности не был бы возможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти[4].

 Музыкальные   способности  в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, т.е. таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Эту мысль сформировал Б.М. Теплов[5].

Встречаются случаи, когда в комплексе музыкальности индивида имеет место рассогласование некоторых признаков: отличные творческие способности при плохой музыкальной памяти, общая любовь к музыке при слабом слухе.

Уроки музыки направлены на то, чтобы развивать у учащихся способности чувствовать, любить, оценивать явления искусства, создавать в меру своих сил и творческих возможностей музыкально-художественные ценности.

Известно, что творчество помогает ребенку раскрыть его  музыкальные   способности , музыкальность. [57,с.113]

Изучая проблему музыкальности и  музыкальных   способностей, необходимо рассмотреть такие важнейшие теоретические вопросы, как соотношение биологического и социального в  музыкальных   способностях, структура, онто- и филогинез музыкальности, возможность и закономерность ее формирования.

Является ли музыкальность комплексом отдельных  музыкальных   способностей  или это единое целое, не поддающееся членению? Если это комплекс способностей, то каковы ее компоненты?

Всем ли людям присуща музыкальность или только избранным? Как ее измерить? Каковы закономерности ее развития? Эти вопросы все еще дискутируются в большинстве исследований, посвященных проблемам музыкальности.

Большинство исследователей признает решающую роль обучения и воспитания в развитии биосоциального свойства личности музыкальности, в котором роль знатоков велика по сравнению с другими видами способностей.

Музыкальность понимается большинством исследователей как своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности.

Значение музыкальности очень важно не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и в развитии психологической культуры человека. Включаясь в слова личности в целом, вызывая полноценное переживание музыкальных образов, музыкальность укрепляет эмоционально-волевой тонус человека, помогает ему овладеть очень важной для психологического развития формой активного эмоционально-творческого познания. Эту точку зрения представил Л.Л. Бочкарев.

Подход к музыкальности, начиная с работ К. Штумфа, Т. Биллорта, А. Файста и т.д., определялся теоретическими представлениями о ней как психическом образовании. Так, А. Файст сводил ее к чувству интервалов, а К. Штумф и Т. Митер к способности анализировать аккорды. [30,с.27]

Петрушин В.И. напротив, рассматривал музыкальность как совокупность отдельных, не связанных между собой «талантов», которые сводятся в 5 больших групп:

  • музыкальные ощущения и восприятие;
  • музыкальное действование;
  • музыкальная память и музыкальное воображение;
  • музыкальный интеллект;
  • музыкальное чувствование.

Однако в основе музыкальных склонностей, по мнению Петрушина В.И. лежат сенсорные  музыкальные   способности , которые могут быть представлены у индивидов в различной степени и точно измерены с помощью специальных тестов.

Среди работ, посвященных  музыкальным   способностям , особое место занимает книга Б.М. Теплова «Психология  музыкальных   способностей ». В ней предложена оригинальная концепция музыкальности.

Главным показателем музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес те которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - музыкальный слух и чувство ритма. При этом, в музыкальном слухе он выделил два компонента -  перцептивный, связанный с восприятием мелодического движения [ладовое чувство] и репродуктивный [способность к слуховому представлению мелодии]. Неосновными  компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух[6].

Вопрос о структуре музыкальности, который Б.М. Теплов считал одним из самых сложных, остается открытым до сих пор. Сейчас, правда, уже не спорят о том, единое ли свойство музыкальность, или это комплекс способностей.

Дискуссионным остается из каких компонентов состоит этот комплекс. Современные исследователи сходятся на том, что способности, входящие в «ядро» музыкальности это:

  • ладовое чувство;
  • способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями;
  • музыкально-ритмическое чувство.

Как уже было сказано, вопрос о структуре музыкальности и музыкальной одаренности не решен окончательно. Исследователи, предлагающие расширить «ядро» музыкальности, дополняют список специальных способностей такими, которые не являются «общими» по отношению ко всем видам музыкальной деятельности том числе слушательской].

Нельзя считать немузыкальным человека, эмоционально воспринимающего музыку, любящего и, обладающего хорошими музыкально-сенсорными способностями, но у которого не сформирована специальная  способность   музыкальная  память.

Бесспорно, восприятие музыки слушателем, обладающим высокоразвитой или природной музыкальной памятью, будет более продуктивным и эмоциональным. В связи с проблемой памяти приведем курьезный случай с Д.Б. Кабалевским, который в детские годы попал в число злополучных «трех процентов», когда не сумел правильно повторить предложенную ему мелодию и был отчислен из детского хора за «отсутствием  музыкальных   способностей »[7].

Педагоги-музыканты пришли к выводу, что задатки музыкальной деятельности [т.е. физические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата] имеются у каждого.

Именно они составляют основу развития  музыкальных   способностей . Понятие «неразвивающаяся способность» по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохом леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность природой данное человеку свойство.

Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них  музыкальных   способностей , которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.

Напомним, что  музыкальные   способности  бывают специальные [исполнительские, композиторские] и общие необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности. Для учителя музыки важны в первую очередь общие  музыкальные   способности  учащихся. Ладовое чувство [эмоциональная отзывчивость на музыку], способность произвольно оперировать музыкально-ритмическое чувство и чувство целого [музыкальной формы]. Эти способности в сочетании с умением почувствовать содержание музыки составляют музыкальность.

Представим краткую характеристику  музыкальных   способностей .

Последовательность развития звуковысотного слуха и чувства лада.

Этот вид  музыкальных   способностей  подразумевает под собой восприятие регистров в процессе слушания произведений, так же и восприятие и воспроизведение звуков по высоте в ярких образных интонациях, мотивах, мелодиях; осознание выразительности направленности направления движения мелодии. Последовательное знакомство со ступенями лада и освоение лада через характерные ладовые интонации [V, и III, I и III] в несложных песнях и пьесах для простейших звуковысотных инструментов.

Осознание роли лада в создании общей эмоциональной окраски музыки, противопоставления мажора и минора как средства отражения света и тени, радости и горя. [49,с.221]

Осознание значения лада как средства воплощения музыкального образа, связи лада с другими элементами музыкального языка [эти представления можно формировать на основе наблюдения за развитием].

Последовательность развития чувства ритма.

Данный вид  музыкальных   способностей  подразумевает под собой восприятие равномерной пульсации метрических долей в музыке процессе движения под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах]; различение сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес движении, игре на простейших музыкальных инструментах]. Восприятие соотношения различных длительностей на палитре несложных, хорошо знакомых детских песен. Усвоение ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц, при этом музыкальный материал должен быть несложным и хорошо знаком детям, последующее осознание длительностей и пауз, формирование представлений об их записи. Осознание выразительной и изобразительной сущности ритма. Развитие внутреннего ритмического слуха [запоминание различных ритмических рисунков, фигур]. Формирования понятия о ритме как об одном из средств музыкальной выразительности. Определение выразительной сущности ритма на материале знакомых произведений.

Осознание значения ритма создания музыкального образа и в связи ритма с другими элементами музыкального языка.

Последовательное развитие чувства музыкальной формы [чувства целого].

В данном виде  музыкальных   способностей  сделан акцент на внимание детей к развитию элементов музыкального языка в попевках, песенках; использование при этом простейших движений, игры на детских музыкальных инструментах, ритмической, нотной записи.

Усиление у детей ощущения деления музыкального периода на фазы через движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах, сопровождений к пьесам, песням.

Усиление ощущения кульминации мотивов, фраз главной кульминации периода и т.д. В процессе работы над выразительностью исполнения песен, совместного исполнения детьми и учителями пьес для слушанья.

Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности в процессе работы над выразительностью исполнения песен и слушания произведений. [5,с.254]

Формирование представлений об интонации как единстве эмоционально-смыслового содержания и средств его воплощения.

Формирование представлений о теме как изложении музыкальной мысли.

Формирование представлений о музыкальной мысли [на примере исполнения вариаций для простейших музыкальных инструментов на тему знакомой песни].

Формирование представлений о типах построения музыкального произведения, их смысловой нагрузке.

Представления музыкальной форме как основе направления мысли приобретаются в процессе слушания произведений и наблюдения музыкального образа с помощью знаний о конструкции произведения; комментариев педагога по ходу слушания; графической записи. Эти приемы помогают лучше усвоить, услышать противопоставления или «соревнование» тем, почувствовать и понять главную идею произведения.

Говоря о развитии чувства формы, необходимо обратить внимание на то, что выявление формы произведения не является самоцелью. Результатом этой работы должно стать умение определять развитие образа произведения [которое предстоит слушать], если известно его форма. И.В. Способин писал, что форма произведения это план для направления мысли слушателя[8].

 Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод: музыкальность представляет собой комплекс способностей, необходимых для занятия музыкальной деятельностью. Ее характерным признаком является эмоциональная отзывчивость на музыку, переживание ее содержания. Поэтому с первых занятий эмоциональную и слуховую стороны музыкальности необходимо активировать в единстве. Только тогда учитель сможет в комплексе решать воспитательные, образовательные и развивающие задачи.

Изучая материалы, представленные различными авторами, я обогатила себя ценными знаниями, которые помогут мне в будущей профессиональной деятельности осуществлять работу по музыкальному воспитанию детей с позиций углубленного понимания вопросов способностей, в том числе, музыкальные. [30,с.27]

Исследуя проблемы способностей в теоретическом направлении, я пришла к выводу о том, что эти вопросы довольно подробно и полно освещены в литературе.

Большинство авторов рассматривает тему способностей примерно с похожих позиций, то есть каких-либо полярных суждений по этому поводу не обнаруживается. Особенно ценными для нас являются материалы по классификации  музыкальных   способностей  и их подробное представление.

Изучив теоретические вопросы общего порядка, приступаю к рассмотрению конкретных понятий, которые составляют основу данного исследования. Речь идет о таких  музыкальных   способностях  как ритм и музыкальная память.

1.2. Понятие задатков музыкальных способностей 

Задатками в психологии называют врожденные анатомо-физиологические, нейрофизиологические особенности человека [например, свойства органов чувств, движения, высшей нервной деятельности и др.], имеющие важное значение для развития способностей. Задатки многозначны: на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности, в зависимости от характера требований, которые предъявляются к человеку в процессе освоения какой-либо деятельности. Задатки - природная основа различий людей по способностям. [9,с.144]

В задатках всегда сочетаются факторы наследственные [генетически обусловленные], врожденные [связанные с условиями внутриутробного развития], возрастные [психологические особенности, присущие каждой возрастной ступени развития] и социально-культурные. Отделить их друг от друга очень трудно. В развитии задатков взаимодействуют процессы биологического созревания, воздействие среды [обучение и воспитание] и особенности работы органов чувств и движения при выполнении деятельности.

Задатки не создаются в процессе развития и воспитания, но и не исчезают, если отсутствовали необходимые условия для их обнаружения. При одинаковых внешних воздействиях задатки изменяются у разных людей по-разному. Возможна, например, так называемая взрывная реализация задатка, т.е. взрывное формирование способности: способность формируется в течение дней, недель, как это бывает у некоторых вундеркиндов. В подобных случаях скорость формирования способности рассматривается как показатель высокой представленности задатка. Но возможно и постепенное выявление задатка, достаточно медленное и столь же полноценное формирование на его основе определенной способности.

У психологов и педагогов-практиков можно наблюдать различные представления о  музыкальных   способностях  или, как чаще говорят, о музыкальных задатках.

В самом широком плане задатками элементарных  музыкальных   способностей  выступают основные сенсорные, интеллектуальные, мнемические, двигательные и аффективные функции человеческой психики. Как уже отмечалось, элементарные  музыкальные   способности  могут быть развиты почти у всех людей [можно сказать, что тут неспособных нет].

В практике отбора детей для профессионального музыкального обучения задатками часто считают высокую степень развития самих элементарных  музыкальных   способностей  [звуковысотного слуха, ладового чувства, чувства ритма] и музыкальной памяти. Наличие названных способностей педагоги оценивают скорее как показатель отсутствия дефектов музыкального слуха у ребенка, нежели как показатель возможных будущих достижений. Наверное, поэтому музыканты-педагоги их и относят к музыкальным задаткам, а не к  музыкальным   способностям , как это делают психологи. [25,с.70]

В практике обучения музыкантов-инструменталистов понятие задатков ближе к тому, что принято у психологов. Здесь к задаткам способностей музыканта относят врожденные анатомо-физиологические, нейрофизиологические и психологические особенности, выступающие важными предпосылками успешного профессионального обучения. Среди них называют: особенности анатомического строения тела, гортани певцов], лицевых мышц духовиков], верхних конечностей пианистов, струнников и т.д.]; некоторые свойства мышечной ткани, органов движения, дыхания, слуха;

свойства высшей нервной деятельности первую очередь те, с которыми связаны скорость и тонкость психических реакций, - чувствительность слухового анализатора, лабильность как свойство нервной системы, некоторые особенности анализаторно-эффекторной и психомоторной систем, эмоциональной реактивности и др.].

Задатки специфичны для разных музыкальных профессий. Например, для певцов имеет значение объем глотки, форма и твердость неба и др., им необходимо особое строение вокально-артикуляционного и дыхательного аппарата, тонкость вибрационно-мышечного чувства, пластичность мимики и пантомимики; у пианистов должна быть хорошая растяжка пальцев, повышенная гибкость суставов верхних конечностей, тонкая восприимчивость ко всем двигательным импульсам; скрипачам важна длина пальцев, форма кисти руки, локтей и подушечек пальцев, гибкость суставов верхних конечностей, хороший вестибулярный аппарат; исполнителям на духовых инструментах требуется определенная форма губ, хорошее состояние дыхательного аппарата и т.п. [12,с.88]

Задатки влияют на развитие профессиональных  музыкальных   способностей , но, как уже отмечалось, не определяют целиком этого развития. Исключение, пожалуй, составляет анатомическое строение гортани у певцов, от которого зависят достоинства певческого голоса. Истории искусства известны прекрасные пианисты с не очень хорошими [узкими, сухими, небольшими] руками или скрипачи с весьма крупной кистью и мясистыми пальцами, едва умещавшимися на грифе инструмента [Вивальди].

К задаткам не следует относить такие профессионально важные качества личности, как активность воображения, эмоциональная устойчивость, саморегуляция, работоспособность, целеустремленность, воля и пр. Они могут быть во многом сформированы и развиты в процессе обучения и профессиональной деятельности.

Способность - только одно из возможных проявлений задатка. Другим его выражением может быть склонность человека к определенной деятельности. Склонности отражают интересы и стремления человека. Склонности называют личностной предпосылкой способностей, ибо они побуждают человека к деятельности, в которой могут развиваться его способности. Поэтому склонности могут быть признаками формирующейся способности. [26,с.94]

Тем не менее склонности и способности связаны друг с другом сложным образом: у человека могут быть так называемые ложные склонности, вызванные подражанием, внушением, модой и пр., при слабо выраженных способностях, а у одаренного учащегося склонности могут "проснуться" гораздо позже, на фоне достаточно ярко проявившихся способностей.

1.3. Музыкальные   способности  и методы их развития

Музыкальные   способности  - индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени  музыкальные   способности  проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся  музыкальные   способности  называют музыкальной одаренностью.

 Музыкальные   способности  представляют собой относительно самостоятельный комплекс индивидуально-психологических свойств. Они могут сохраняться после утраты умственных способностей из-за психических заболеваний, а также присутствовать у людей, страдающих слабоумием. Иногда совокупность  музыкальных   способностей  обозначают общим понятием "музыкальность". По определению Б.М. Теплова, музыкальность есть комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности. Однако такое определение музыкальности не учитывает некоторых тонких качественных характеристик этого явления. Когда мы говорим о  музыкальных   способностях , то имеем в виду обычно "количественный аспект", понятие "музыкальность" отражает "качественный аспект" психологического взаимодействия человека и музыки[9].

Понятие "музыкальность" имеет разные, хотя и взаимосвязанные значения. Мы относим данное понятие прежде всего к особому свойству, качеству восприятия, переживания или исполнения музыки. Кроме того, музыкальностью называют индивидуально-психологическую характеристику личности, которая выражается в интуитивной глубине и тонкости эмоционального переживания смысла музыки, способности передавать его в интонировании, в исполнительской интерпретации музыкальных произведений. И в этом плане музыкальность выступает одним из синонимов музыкальной одаренности.

Но с психологической точки зрения музыкальная одаренность шире музыкальности, поскольку включает в себя не только собственно музыкальные, но и другие свойства личности, например: активность воображения, богатство зрительных образов и их тесную связь со слуховой сферой, тонкость слуходвигательной реакции, эмоциональную реактивность и др. Людей, обладающих музыкальностью, гораздо больше, чем музыкально одаренных. Точно так же не следует отождествлять понятия "музыкальность" и "музыкальный талант". Человек может быть музыкальным, но не обладать талантом музыканта. Как ни парадоксально, но возможен и обратный вариант, когда обладание яркими исполнительскими способностями сочетается со слабо выраженной музыкальностью. [41,с.96]

Итак, все понятия, которыми мы привыкли описывать индивидуальные проявления  музыкальных   способностей , акцентируют различные их психологические стороны и проявления. Музыкальность немыслима без основных  музыкальных   способностей , но и не сводится к ним.

Музыкальность прямо не зависит от сенсорных способностей, например от чувствительности слуха. Но бедность сенсорных способностей человека представляет серьезное препятствие для развития музыкальности. Эмоциональная реактивность на звуки прямо связана с тонкостью эмоционального переживания музыки. Вместе с тем эмоциональная реактивность на звуки может обнаруживаться и без ясного осознания звукоотношений. Такая реактивность - психологический феномен, обусловленный деятельностью вегетативной нервной системы, и потому встречается не только у человека, но и у высших животных.

В некоторых случаях музыкальность даже может вуалировать или восполнять ограниченные профессиональные данные музыканта-исполнителя. Музыкальность поддается развитию, но на основе уже проявившихся в той или иной форме ее признаков. Она формируется и развивается только в конкретной деятельности конкретного человека, поэтому у разных людей музыкальность разная, как различается она и у музыкантов разных специальностей. [1,с.85]

Проблема диагностики музыкальности содержит в себе любопытное противоречие. В практических занятиях с учеником сравнительно нетрудно выделить детей с ярко выраженной музыкальностью. Но добиться точного ответа на все возникающие здесь вопросы исследователям не удается. В зарубежной музыкальной тестологии поиски критериев музыкальности ведутся на основе изучения способности создавать звуковые структуры. Полагают, что способности тонко переживать музыку и выражать себя при помощи музыки [т.е. звуковых структур] должны быть тесно взаимосвязаны. Среди характерных признаков музыкальности называют также раннее проявление музыкального слуха, наличие устойчивой потребности и избирательности в музыкальных впечатлениях, музыкальную активность [стремление слушать, петь, сочинять музыку], естественную [т.е. не привитую педагогами] выразительность исполнения.

Однако тесная взаимосвязь качества музыкального восприятия и воспроизведения, по-видимому, важна для диагностики музыкальности только на ранних ступенях музыкального развития. Многие музыканты проводили разграничительную линию между способностью понимать и глубоко переживать музыку и способностью выразительно исполнять ее, "говорить" на ее языке, т.е. способностью свободно выражать себя в музыке.

"Естественный поэтический дар [т.е. дар поэтического миросозерцания] заключается в способности сгущать в картину внешние явления, предстающие вашему чувству; художественный [т.е.дарование поэта. - М.С.] - в умении дать другим представление об этой картине", - полагал Р. Вагнер. Б.Вальтер выделял у музыкантов "способность к постижению" музыки и "способность к передаче". Н.Малько подчеркивал: "...Часто мы встречаем музыкантов, которые превосходно хотят, но не умеют выполнить свое желание, и встречаем таких, которые хотят плохо... но имеют достаточно навыков для выполнения". [16,с.105]

Иными словами, музыкальность восприятия и переживания музыки не предопределяет для профессионального музыканта практического музыкально-художественного мышления, которое опирается на исполнительский талант и профессиональное мастерство. Так что же такое способности? Способности это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами деятельности.

Исследование чувства ритма в классе музыкального инструмента

В развитии музыкальных способностей одной из важных задач является развитие чувства ритма. Музыкально ритмическое чувство развивается в процессе музыкальной деятельности. Мы проводим опытно эксперементальную работу по развитию чувства ритма в классе специализации домра. Обучая игре на музыкальном инструменте уже с первых уроков можно давать музыкально-ритмические поисковые задания и активно развивать метроритм. Особенно эффективна игра на инструменте на начальных этапах, так как это способствует формированию, раскрытию эмоциональной сущности ритма.

Задание 1. Детям предлагается исполнить на инструменте простые ритмические песенки поочередно на каждой струне, на одном звуке, из сборника В.А.Якубовской «Красная коровка», «Как у нашего кота», «Пастушок».Так как учащийся не владеет приемом звукоизвлечения медиатором, ему предлагают сделать зто pizz( пальцем ). На первых занятиях исполнение ритмического рисунка идет по слуху без осознания длительностей. Предварительно дети мелодию прохлопывают в ладоши или отстукивают карандашом. Побочно для закрепления материала детям предлагают ритмическую игру, вслед за сыгранным педагогом мотивом читаем ритмический рисунок слогами. Длинный слог(четверть) – опускаем на колени, короткий слог(восьмая) – хлопаем в ладони.Прохлопываем ритмический рисунок поочереди педагог- ученик, следующий вариант одна группа детей хлопает четвертями, другая восьмыми и наоборот. Когда учащиеся начинают воспринимать простейшие ритмы которые состояли из восьмых и четвертей то детям предлогалось пропеть песенку со слогами, а потом со словами. Вывод: после проведения такой работы учащиеся начинают понимать, то в мелодии чередование ритмических фигур происходит не в беспорядке,а в определенной последовательности и что между ними существует определенная связь. Развитие ритма на песенном материале привело к тому, что складывается четкое и правильное представление о ритме. Главное условие в подборе песенного материала заключается в том, чтобы распределение трудностей шло по нарастающей, от простых ритмических рисунков  к более сложным.

Основой развития чувства метро-ритма является воспитание ощущения метра и размера, чувства сильной доли. С учащимися  начинали слуховое знакомство сильных и слабых долей на примере детского  стихотворения. С.Михалкова где дети должны были передать на инструменте равномерную пульсацию метрических долей. Дети выполняя это задание в движении проводили сравнение пульса слабых и сильных долей, выделяя сильную долю акцентом

Вста-ну ра-но по ут-ру

Все-я в до-ме при-бе-ру.

Ребята приводили примеры сравнения, что нечеткие удары пульса у человека говорят о его болезни, в музыке такой пульс искажает характер произведения. Важна связь между метром и пульсом. На не сложных  мелодиях дети пытались определить пульс и ритм. Делясь на пары дети поочередно менялись ролями сначало один показывал пульс другой ритм и наоборот. На следующем этапе детям усложнили задачу. Ученик сам должен показывать одновременно пульс и ритм.

Исследование ладового чувства. Развитие эмоционального переживания и эмоциональной экспрессии

Цель-развитие способностей  к эмоциональной отзывчивости на музыку. В процессе исполнительской деятельности важным условием эмоционального развития является изменение переживаемых музыкальных чувств единства всех видов выразительности, возможностей звука,жеста, лица исполнителя.

Для проверки особенностей его включения в процесс музыкальных способностей мы выбрали несколько пъес разного характера, программных и непрограммных.

Р.Шуман «Первая утрата»:

Дети прослушав исполнения делились своими эмоциями.

  1. «Это как-будто собака потерялась и человек ее ищет и везде зовет…Вот у меня Рони когда потерялась, я тоже плакала….»
  2. Или вещь которую теряешь, и так обидно становится, и места себе не находишь…»

Эмоциональное восприятие пробудило у ребят воспоминания об очень значимых событиях. Близость актуализируемых образов образному строю произведения очевидна. Конечно определенную роль сыграло в этом яркое программное название пьесы. Поэтому другое произведение мы предлагали прослушать детям без объявления  названия.

Р.Шуман.  «Смелый наездник»:

-«Это музыка, как будто в робота-трансформера играешь….»

- «Или такой бой космических кораблей…»

-«Нет-нет! Это черепашки-ниндзя на мотоциклах…»

В целом несмотря на недостаточность и пассивность музыкального опыта, память оказалась у школьников наиболее развитой по сравнению с другими уровнями способностей. Большинство ребят глубоко чувствуют общее настроение, могут в нескольких, достаточно выразительных словах, описать музыкальный образ и близкие с ним образы собственного жизненного опыта, способы к содержательному перевыражению музыкального образа на языке литературы.

С раннего детства музыка способствовала развитию в ребенке ощущение красоты. Содержание музыки есть чувства, эмоции, настроения Б.М.Теплов говорил: «Музыка есть прежде путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания музыка перестает быть искусством.Для того чтобы выявить и развить эмоциональную отзывчивость младших школьников на музыку была проведена опытно-эксперементальная работа.

В опытно- экспериментальной работе рассмотрены факты, которые влияют на позитивные изменения в эмоциональной сфере детей эмоциональной развитии личности осуществляется в любом виде обучения также и при обучении игры на инструменте. Возможности музыки в музыкально-исполнительской деятельности для развития эмоциональности велики.

Задачи: формировать способность переживания настроений музыки у детей:

-обучить навыкам игре на инструменте как средство передачи эмоционального образа.

-Умение через музыку формировать потребности самовыражения

-через музыку находить важные стороны для поднятия жизненного тонуса.

Вывод: Таким образом по состоянию музыкального развития у детей мы можем сделать следующие заключения:

1.Прошлый музыкальный опыт в процессе музыкальных способностей подключается по внешним для музыкального образа признакам.

2. Основное наполнение музыкального опыта- это симультанные целостные образы музыкальных произведений, которые были многократно восприняты в практической музыкальной деятельности.

3. Психологический опыт значимых переживаний может подключаться достаточно адекватно и способен вызывать глубокое и содержательное эмоциональное восприятие музыкального образа.

4. Опыт осознания собственных психологических состояний накладывает отпечаток на тонкость и дифференцированность восприятия различных эмоциональных нюансов музыки.

5. Близость музыкального образа ярким жизненным впечатлениям способна актуализировать практически все уровни музыкальных способностей, что открывает уникальные возможности развития целостного музыкальных способностей.

Критерии эмоциональной отзывчивости:

  1. Эстетическое переживание.

2.Эмоциональная экспрессия.

Мы с детьми прослушали произведение П.И.Чайковского. «Детский альбом». Так как в классе преобладающее число девочек мы прослушали пьесу для девочек  в которой три части. Знакомим детей с содержанием первой части-«Болезнь куклы» ,прослушав дети делились своими музыкальными впечатлениями

- «кукла очень грустная, ей плохо, она заболела, я слышу это в мелодии ,которая звучит в медленном темпе, здесь присутствуют жалобные интонации , которыми композитор передал горе девочки…»

Вторая часть – «Похороны  куклы»

- «Эта мелодия  еще грустнее первой пьесы, мелодия такая скорбная, страшная…»

Третья часть- «Новая кукла»

- «Мелодия этой пьесы  отличается от предыдущих двух она веселая, радостная, я тоже также радовалась ,когда мне на день рождения подарили новые игрушки…» Прослеживая эмоциональные переживания детей во время исполнения музыкальных произведений  было видно,что дети сопереживают музыке, глаза погрустнели,лицо стало печальным.Они делились не только какое впечатление произвела на них музыка ,но и своими эмоциональными переживаниям, вспомнили свои детские игрушки, у кого то это был плюшевый медвежонок, которого увезли на дачу и там оставили.

- «Мою куклу погрызла собака, я очень переживала, мы смамой пытались ее починить….»

- «Я нечаянно оставил на детской площадке зайца, которого подарила мне мама, он там был один всю ночь и я плохо спал переживая, как он там, ему наверное страшно одному…»

Вывод: Слушая музыку дети пытались выразить свои чувства охватившее их. У них мало еще знаний и опыта, но их эмоциональный мир ярок и сложен.Дети всегда чувствуют добро и зло несправедливость.

Исследование музыкальных способностей и развитие музыкально слухового представления

Также одним из основных компонентов развития музыкальных способностей являются музыкально-слуховые  представления .

Музыкально –слуховые представления –это компонент слуха, необходимый для воспроизведения звуковысотного движения в мелодии точность интонирования в игре на музыкальном инструменте.

Важно чтобы ученик почувствовал в игре музыкальный инструмент, как источник звукового богатства.

Определили задачи для начинающих музыкантов.

  1. Представление звука, его характера и тембра звучания.

2)Умение воспроизвести один и тот же звук по разному как он его представляет.

Задание №1

Предложили детям сочинить небольшие мелодии для сказки  «Колобок».

Мелодию колобка ребята сочинили в первой октаве, колобок веселый, подвижный катится по тропинке. И движение мелодии шло вверх по гамме в мажорной окраске.

Мелодию «зайца»  дети сочинили скачкообразно ,которые изображали  прыжки зайца, касание клавишь короткое, отрывистое, скачки в мелодии с первой октавы во вторую.

Мелодия «медведя» исполнялась в большой октаве, в медленном темпе, на глухом звуке, мелодия развивалась грузно, тяжело,имитируя неуклюжесть медведя.

Мелодию «волка» дети исполнили в малой октаве, очень настороженно, тревожно, с движениями и остановками на звуках.

Мелодия «лисы» получилась у ребят очень красивая, гибкая, неторопливая, дети исполняли ее связанно, певучим звуком, изображая повадки лисы.

Все сочиненные мелодии учащиеся исполняли вне тональности, без записи ритма, просто запоминали на память. Так как специфика обучения игры на домре на первоначальном этапе не дает возможности сыграть на инструменте, дети пробуют сочинить на фортепиано.

Проведение анализа с целью определения развития музыкальных способностей  детей к  музыкальной деятельности позволяет распределить учащихся по трем уровням, отвечающим их музыкальным способностям.

1-й – высокий – у детей проявляется активность, заинтересованность музыкальной   деятельностью, имеет место выразительность движений, согласованность их со средствами музыкальной  выразительности (лад, тембр, ритм и т.д.), самостоятельность, умение переносить приобретенные знания и навыки в новые ситуации.

2-й – средний – активность и интерес проявляется избирательно во время выполнения отдельных заданий, движения в основном соответствуют характеру музыки и средствам  музыкальной  выразительности, наблюдается относительная самостоятельность в применении знаний и навыков в новой ситуации.

3-й – низкий – инициатива и активность почти не проявляются, индивидуальные задания интереса не вызывают, преобладает подражание и имитационные движения

Для достоверного определения результата в любой деятельности, в том числе и музыкальной   необходимо наличие двух факторов: знаний и навыков, и самой деятельности, в ходе которой происходит поиск новых знаний.

Вывод: Таким образом диагностика исходного уровня развития музыкальных способностей показала, что результаты диагностики позволяют педагогам грамотно развивать музыкальные способности детей младшего возраста, в логике его индивидуального развития, его индивидуальных возможностей.

Развитие   музыкальных  способностей  учащихся осуществлялось при обеспечении систематичности, последовательности, возрастающей сложности обучения. Усложнение в работе проходило по пути нарастания сложности учебно-музыкального материала и требований к качеству реализации  музыкального замысла.

1 степень трудности – детям предлагалось сыграть в  музыкальную игру и внимательно слушая музыку определить настроение и образ .

2 степень трудности –подобрать слова подходящие для для переживания музыки и представление себя в  движения под музыку.

 3 степень трудности –были предложены варианты осмысления содержания музыки вербальный а затем невербальный на основе графических схем мимических переживаний.

 Каждая последующая степень трудности заданий включала в себя материал предыдущей с обязательным усложнением творческих задач.

Формирование музыкального развития на уроках специальности     средствами  музыкальной  деятельности потребовало решения следующих задач:

  • активизация процесса восприятия музыки путем использования проблемного обучения: вводилась серия вопросов, активизирующих слушание музыки, заставляющих сравнивать, сопоставлять, обобщать; специальные задания, способствующие развитию музыкального ладового чувства, памяти, приобретению слушательского опыта;
  • активизация сенсорного  развития  учащихся путем систематического применения музыкально-ритмических  игр, способствующих  развитию  чувства ритма, лада, тембра, восприятию высоты звука и т.д., пониманию логики  музыкального   развития  и формы произведения;
  • развитие фантазии и умения комбинировать полученные знания и для реализации  музыкальных замыслов;
  •  развитие   музыкальных   и творческих  способностей, умений, необходимых в музыкальной  деятельности;
  • приобретение учащимися практических навыков передачи особенностей  музыкального  произведения, его построения и форм в движении, точной согласованности движений и музыки, качества использования движений и их разнообразие;
  • создание необходимых педагогических условий для музыкальной    музыкальной деятельности.

Развитие музыкальных способностей предполагает повышение уровня  музыкального  восприятия, повышения качества слушания музыки, расширение музыкального  опыта, более тонкого, дифференцированного вслушивания в музыку, что выражается в практической реализации  музыкального замысла, способах творческих проявлений, то есть в выборе движений, их выразительности, качестве исполнения, в более точном соответствии движений отдельным  музыкально-выразительным  средствам, в разнообразии выбора движений.

Творчество рассматривается как деятельность, способствующая  развитию  целого комплекса качеств личности: умственной активности, смекалки, изобретательности, стремления самостоятельно добывать знания, необходимые для выполнения конкретной работы, самостоятельности в выборе и решении задач, трудолюбия,  способности  видеть главное, общее в различных и сходных условиях, то есть всего того, что является базой для  развития  интеллекта.

В процессе обучения особое внимание детей обращалось на то, что музыка имеет свой язык, свою  музыкальную  речь, на необходимость вслушиваться в звучание музыки, чувствовать ее характер. При этом использовался прием контрастного сопоставления музыкальных  произведений – исполнялись сочинения одного жанра (вальсы, марши), контрастные произведения в пределах одного настроения (одно веселое; одно лирическое) П.И.Чайковский «Болезнь куклы» и «Новая кукла».

. 

На уроке специальности учащимся предлагалось прослушать детские музыкальные произведения для опознания эмоций. Предлагалось пять эмоций: страх, печаль, радость, горе, гнев. В исполнении педагога звучали произведения: Соколова «Баба Яга», С.Майкапар «Тревожная минута»,  А.Тушин «Сердитый медвежонок», Г.Свиридов «Грустная песня», С.Прокофьев «Марш».

Детям раздавались карточки, где изображены рисунки яеловеческого лица с мимикой. Их просили найти те мимические выражения лица, которые соответствовали данному музыкальному произведению.

Рассмотрев с ними выбор, обратили внимание на брови, глаза, рот. Попросили перед зеркалом изобразить все мимические эмоции.В беседе с детьми расспросить, что они думали во время когда звучала музыка, что чувствовали, какие ассоциации вызывала музыка.

Проиграв еще раз музыкальные произведения, попросили детей потанцевать под эту музыку.После завершения музыки  обратили внимание на то какие у детей были лица во время танца, объяснив что они таким образом выражали свои мимические эмоции.Чтобы дети еще лучше прочувствовали ощущение радости,тревоги опастности им предложили  мимико-двигательные игры –загадки, смысл которых заключался в том что один ученик на инструменте исполнял мелодию с выразительной мимикой, а другие должны были отгадать по характеру мелодии и по мимике исполнителя, какую эмоцию он хотел выразить.

Загадка - игра№1

На лице исполнителя растерянность, озабоченность, ребенок в мелодии

изображает неуверенность движения то вверх,то вниз, то стоит на месте.

Ответ (заблудился в лесу).

Загадка игра №2

Мелодия звучит в нижнем регистре, короткое касание клавиш, движение в мелодии то идет вперед, то замирает на месте, на лице исполнителя мы видим панику,страх.

Ответ (ребенок чего то испугался ).

Загадка №3

Выражение лица довольное, музыка как будто плывет, касание клавиш мягкое, иногда в мелодии слышится всплеск арпеджированных аккордов.

Ответ (изображается река).

Ценность этих занятий заключается  в том что у детей развивается не только эмоциональная экспрессия,но и расширяется круг понимаемых эмоций.

Уметь вслушиваться в звучание мелодии, тембра инструмента эти качества необходимо воспитывать с первых уроков.

Задание №2

Вдальнейшем детям предлагалось самим сочинить стихотворение и подобрать к ним мелодию.Ребята с удовольствием выполняли эту работу.

« В небе радуга горит , солнышко сияет.

Вдруг откуда невозьмись туча набегает.

.Дождь пошел как из ведра, разбегайтесь детвора.»

Дети сами дают анализ своего сочинения.»

-Первое предложение звучит весело в мажоре, мелодия с первой октавы

постепенно переходит во вторую развивается мелодия на октавных скачках в медленном темпе, как объяснила девочка, что так она изобразила радугу-дугу.

-Второе предложение мелодия перешло в нижний регистр, звуки стали резкие, грубые изображающие черную тучу.

-В третьем и четвертом предложениях мелодия переходит во вторую октаву,темп стал быстрым, звуки короткими отрывистыми передающие капли дождя идвижение убегающих детей.

Когда дети осваивают музыкальную грамоту, им ставится задача записать мелодию,как запись уже усвоенного материала.

К.Мартинсен писал « Изучение нот должно начинаться тогда, когда педагог полностью убежден,что ученик действитедьно может сыграть, руководствуясь слухом». По мере развития ученика усложняются произведения и вместе с этим усложняются задачи слышания:

Игре предшествуе мысленное представление динамики, интонирования. То есть действует закон :Вижу-слышу-представлявляю- играю. Для этого детям предлагалось прчитывать нотный текст без  инструмента.

- мысленно про себя представлять внутренним слухом развитие мелодии.

-при работе над двухголосием или когда тема проходит в аккомпанементе, а у солиста вариация. Предлагаем исполнителю играя вариацию а вслух петь тему аккомпанемента.

Ученик исполняет рнп в обр.В.Городовской «Узари то,у зореньки»

В аккомпанементе звучит мелодия песни, а у домриста триольная вариация. Девочка играя триоли вслух пропевала тему звучащую в аккомпанементе.

Приходим к выводу, что в процессе обучения развития музыкальных способностей с помощью игры на музыкальном инструменте приобретают методы:

- активность музыкально-слуховых представлений

- активизация самоконтроля и слухового внимания

- воспитание навыка мыслительного представления музыкального материала в единстве сдвигательными.

-самостоятельность учащегося в поиске поставленных задач и их творческое осмысления.

Также для развития слуховых представлений, важно развитие навыка подбор по слуху. Работа с детьми начиналась с подбора самых простых мелодий.

Задание подобрать по слуху детскую песенку Магиденко «Петушок».

Мелодия ограничивалась тремя ступенями, учащиеся пели  мелодию указывали, что мелодия двигается поступенно вверх и вниз, простучали ритмический рисунок мелодии.Исходя из специфики инструмента домра

сыграв песенку на струне ля,предлагалось сыграть ее в позиии на струнах ре и ми то есть играя по одним и тем же ладам но на разных  струнах, обращалось внимание, что мелодия звучит уже в другой тональности,использовался прием транспонирования.

Вывод: Подбирая мелодию ученик непроизвольно внутренне ее пропевает, пение активизирует взаимодействие слуховой и моторной памяти. Поэтому для учащихся на начальном этапе обучения подбор по слуху играет большую роль в развитии слухового представления.

                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие музыкальных способностей, всегда была и остается острой и важной составляющей в работе педагога ДМШ. Психологические и педагогические науки до сих пор занимаются проьлемой музыкальных способностей.

В нашей работе мы попытались подчеркнуть всю важность выявления и развития мызыкальных способностей. Занятия с учащимися младшего возроста, вовлечение в них тех игровых приемов, о которых говорилось в опытно-эксперементальной работе, ранее воспитание способностей сконцентрироваться на чем-либо – все это в совокупности с великим исккусством будить, развивать и поддерживать интерес ребенка, способствует тому, чтобы его развитие продолжалось все годы жизни младшего возроста, пока сам ребенок не будет сознательно желать и стремиться к этому развитию.

Не стоит судить обо всех музыкальных способностях по первому впечатлению. На мой взгляд ребенок может сразу и не показать весь свой потенциал возможностей. Все те экзамены которые проводятся при наборе учеников в музыкальную школу, показывают только приблизительную картину способностей детей. Здесь играет роль и недостаточная подготовленность и волнение. Некоторые дети в возрасте 6-7 летстесняются. Пэтому необходимо каждому ребенку дать возможность обучения, в процессе которого и будет ясна вся картина. Здесь ответственность ложиться на преподавателя, развитие музыкальных способностей требует упорной и терпеливой работы.

В течении длительного времени надо упорноразвивать и формировать личность маленького человека и вместе с ним стремиться к достижению больших результатов, которых чаще всего можно добиться не очень быстро.

В заключении хотелось еще раз подчеркнуть, что выявление предположительно имеющихся способностей возможно лишь тогда, когда их развитие уже можно диагностировать, т. е. уже заметен достигнутый уровень.

Знания и умения уже проявившихся сторон ребенка важно не только для анализа. Они позволяют определить перспективу далнейшего стимулирования развития музыкальных способностей ребенка и учет этих способностей необходим не только для их развития, но и для того, чтобы направить это дарование в нужное русло.

Выбор темы обусловлен тем, что мы рассматриваем профессию педагога-музыканта в широком социальном контексте. И считаем, что текущий момент, придает этой профессии особую социальную значимость, не только как специалиста узкого профиля, но и как организатора образовательно-иновационных проектов, изучение передового общечеловеческого педагогического опыта является крайне важным для формирования особого типа мышления людей, от когорых во многом будет зависит возрождение духовных ценностей в Нашем Отечестве.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абульханова-Славская К.А. Психология мышления. — М., 2014.
  2. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика. // Проблемы музыкальных способностей. Сборник статей / Под ред. М.Г. Арановского. - М, 2013.
  3. Арановский М.Г. О двух функциях бессознательного в творческом процессе композитора. // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования: в 4 т. / Под. Общей ред. А.С. Прангишвили и др. - Тбилиси, 2014. — Т.2.
  4. Арановский М.Г. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора. // Вопросы музыкального стиля. Сборник статей. - Л., 2014.
  5. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.- М., 2014.
  6. Беляева Л.С., Трудков А.М. Музыкально-педагогическая диагностика в общеобразовательной  школе  // Учебное пособие – Мурманск; МГПИ, 2011.
  7. Библер В.С. Мышление как творчество [введение в логику мысленного диалога]. — М., 2013.
  8. Бочкарев Л.Л. Восприятие и воздействие музыки на психические состояния человека. // Развитие  музыкального  слуха, певческого голоса и  музыкально-творческих способностей  учащихся  общеобразовательной  школы . Тезисы VI научной конференции. / Под. ред. Ю.Б. Алиева и др.— М., 2012.
  9. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М., 2011.
  10. Брушлинский А.В. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления. // Мышление: Сборник статей / Отв. ред. А.В. Брушлинский.— М., 2012.
  11. Бурьянек Й. К историческому развитию теории музыкальных способностей. // Проблемы музыкальных способностей. Сборник статей / Под ред. М.Г. Арановского. М., 2013.
  12. Валицкая А.П. Философские основания современной педагогической парадигмы образования // Педагогика. 2014 . № 3.
  13. Вейс П.Ф. О трех сторонах творческого  музыкальных способностей детей. // Развитие  музыкального  слуха, пеВческого голоса и  музыкально-творческИх  способностей учащихся  общеобразовательной  школы . Тезисы VI научной конференции. М., 2012.
  14. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. / Пер. с англ. В.П. Зинченко. - М., 2014.
  15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2011.
  16. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 2014.
  17. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. // Возрастная и педагогическая психология: Тексты. - М., 2012.
  18. Гарипова Н.М. Формирование интонационного восприятия музыки в эстетическом воспитании как системе: Автореф. канд. дис. - М., 2011.
  19. Гаспаров Б.М. О некоторых принципах структурного анализа музыки. // Проблемы музыкальных способностей. Сборник статей / Под ред. М.Г.Арановского. - М., 2013.


[1] Теплов Б. М. Избранные труды. — М.: Педагогика, 2005. (тт. 1—2)С.192

[2] Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. — М., Издательство «Институт психологии РАН», 1997 г. С.250

[3] Ветлугина Н.А. - Музыкальные игры и пляски в детском саду Методическое пособие + ноты. Жанр: Методическое пособие Инструментальная принадлежность: фортепиано, баян Автор: Ветлугина Н.А. Год выпуска: 1956 Издательство: Учпедгиз Язык: русский.

[4] Цыпин Г.М - Музыкальная педагогика и исполнительство / Направление: учебное пособие М. Просвещение"2014. С.302

[5] Голубева Э. А., Гусева Е. П. Борис Михайлович Теплов — учёный // Психологический журнал, 1996, Т. 17, № 6, с. 51—59.

[6] Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — М., 1947. (2-е изд. 1961)

[7] Р. В. Глезер. «Дмитрий Борисович Кабалевский». — Л.: «Советский композитор», 1969. — 39 с.

[8] Холопов Ю.Н. Способин И.В. // Московская консерватория от истоков до наших дней, 1866-2006. М., 2007, с.520-521.

[9] Теплов Б. М. Исследование индивидуально-психологических различий // НО, 2007, № 1.С.45


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие музыкального слуха учащихся ДМШ в работе над полифонией в фортепианном классе"

Развитие слуха как одна из важнейших целей обучения игре на любом музыкальном инструменте – таково кредо современной музыкальной педагогики. Активизация слуха учащегося являла...

Методическая разработка «Развитие музыкальных способностей учащихся старшего школьного возраста»

Начальный этап обучения игре на фортепиано имеет свои особенности. Прежде всего речь идет о приобщении ребенка к миру музыки, поэтому очень важно заботиться о  воспитании ребенка, что справ...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

Проблема развития музыкальных способностей юных пианистов на сегодняшний день актуальна и занимает важное место на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Как правило, занятия начинаются с детьми...

Методические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся начальной школы на занятиях хореографией посредством танцевальных игр

В данной работе представлен опыт автора по использованию танцевальных игр на занятиях хореографией в целях развития творческих способностей. Она содержит в себе как теоретическую часть с подробным опи...

Методическое сообщение "Развитие музыкальных способностей детей и подход педагога к одарённым учащимся"

В материале сделаны попытки найти ответы на вопросы: что такое способность?, что необходимо для развития способностей?, Как построить обучение с талантливыми детьми?...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей в инструментальном классе Детской школы искусств"

Методическая разработка  "Развитие творческих способностей в инструментальном классе  Детской школы искусств"...

Методическая разработка «Развитие музыкально-творческих способностей посредством игры в ансамбле народных инструментов в учреждении дополнительного образования»

Повышение образовательного уровня по использованию игровых моментов с применением народных и шумовых инструментов....