Методическая разработка "Развитие творческих способностей в инструментальном классе Детской школы искусств"
методическая разработка по музыке

Методическая разработка  "Развитие творческих способностей в инструментальном классе  Детской школы искусств"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichekaya_razrabotka.doc110 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

городской округ город Радужный

Методическая разработка

Развитие творческих способностей в                      инструментальном классе

Детской школы искусств

Вернигорова И. Ю.

заместитель директора ДШИ

преподаватель скрипки

                                                г.Радужный

                                              2018 год

                                            Оглавление

1.Введение

2.Методы работы с обучающимся

3.Планирование работы

4.Проведение урока

5.Работа над музыкальными произведениями

6.Чтение нот с листа, игра в ансамбле

7.Методическая работа, повышение педагогического мастерства

8.Список используемой литературы

                                             Введение

«Чтобы понимать музыкальную речь во всей ее содержательности,- нужно иметь достаточный запас знаний, выходящих за пределы самой музыки, достаточный жизненный и культурный опыт, надо быть человеком большого ума и большого чувства» К. Г. Мострас

Процесс обучения - явление живое, протекающее в русле множества воздействий и влияний жизненной среды, общественных условий, семейного уклада, сложившихся устоев, традиций и т.п. Каждый ученик обладает теми или иными врожденными качествами, различной нервной организацией, индивидуальной восприимчивостью. Непосредственный эффект обучения, то есть приобретение учеником знаний, умений и навыков, а также достигнутый на данном отрезке времени уровень развития личности, есть некая равнодействующая, откорректированная множеством влияний и столкновений. Иными словами, практически результат процесса обучения, в целом управляемого и целенаправленного несет на себе след всех тех поправок, которые вносятся жизнью. Особую сложность составляет изменчивость и постоянное взаимодействие всех компонентов обучения, что обусловливает и динамичность этого процесса в целом.

Детские школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека. Давая общее музыкальное образование всем обучающимся, школы искусств вместе с тем готовят кадры для средних специальных учебных заведений. Решение этих двух взаимосвязанных проблем должно находиться в центре внимания, как администрации, так и преподавателя. В современных условиях школа искусств должна быть очагом поисков прогрессивных методик. Обучение музыке, и в частности обучение исполнителей, предполагает не только приобретение практических и теоретических (интеллектуальных) знаний, но и развитие разнообразных, в том числе творческих, способностей и качеств личности.

В практике лучших педагогов эстетическое воспитание имеет самые различные формы – от бесед на уроке и во время классных собраний до совместных посещений концертов, театров, музеев с последующим их обсуждением. Эстетические представления обучающихся формируются на репертуаре, который они изучают, и в зависимости от того, в какой мере работа над ним ориентирована на их подлинно художественное воспитание.

Поступление  ребенка сразу в две школы  (общеобразовательную и ДШИ) вносит в его жизнь коренные изменения. Происходит резкий переход от игровой деятельности, характерной для детей в дошкольный период, к учебной работе, которая требует от ребенка больших психических и физических усилий. Столкнувшись с большим объемом домашних школьных заданий и целым потоком новой информации, дети начинают понимать, что учение – это, прежде всего труд, требующий от них большого терпения, внимания, умственных усилий и различных самоограничений. Не все дети могут сразу приспособиться к такому режиму, поэтому у многих из них наступает разочарование. Во многом трудности этого периода, который не случайно иногда считают кризисным, зависят от семейного воспитания, от опыта общения со сверстниками. Адаптация к коллективу обучающихся, к новым условиям в школе также происходит не сразу и требует больших внутренних усилий и времени.

Преподаватель должен предотвратить этот критический момент и заранее сформировать у ребенка желание учиться в школе искусств. Если все же замечается падение интереса обучающегося к занятиям, необходимо срочно искать новую индивидуальную форму занятий с ним. Одной из причин падения интереса к занятиям у детей может быть однообразие изучаемого, преобладание в нем инструктивного материала или теоретических заданий, оторванных от практических занятий на инструменте. Другая частая причина – завышение программы, работа над которой угнетает ребенка. Поэтому увлекаться чрезмерно интенсивным продвижением обучающегося вперед следует лишь в особых случаях.

Современное развитие педагогики убедительно доказывает, что пренебрежение закономерностями, характерными для каждой отдельной группы обучающихся, ведет к неудаче. Перед начинающим учеником нельзя ставить сразу большое количество задач. Это нарушает основной дидактический принцип «доступности и последовательности в обучении», вызывает непомерное психическое и физическое напряжение, которое приводит к появлению отрицательных эмоций. Яркий эмоциональный тонус создает наиболее благоприятные условия для образования рефлекторных навыков. Если у маленького ребенка нет положительного тонуса, то новые рефлекторные навыки не образуются, а уже возникшие – не закрепляются.

Дети младшего школьного возраста не обладают устойчивым вниманием. Поэтому большое значение приобретает темп ведения урока. Чрезмерно быстрый или замедленный темп одинаково отрицательно влияют на устойчивость и концентрацию внимания обучающихся младших классов. Изучаемые произведения должны быть небольшими по протяженности. При введении в работу нового, более сложного материала важно соблюдать постепенность. Объяснения следует делать краткие и конкретные, подкрепляя их исполнением на инструменте. Заложенные на первых уроках основы музыкальных знаний и навыки игры на инструменте во многом определяют успехи дальнейшего музыкального развития и образования обучающихся. Поэтому начальному этапу обучения следует уделить пристальное внимание.

Следуя этим путем, можно успешнее найти оптимальное решение проблемы обучения очень разных по своим способностям детей, помочь им возможно более полно проявить себя в сфере музыки и правильно сориентироваться в выборе будущей профессии. Для создания условий реализации принципа непрерывности в образовании помимо исполнительской направленности, следует учитывать мотивацию и возможности поступления обучающихся в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области искусств по специальности «Теория музыки», «Хоровое дирижирование» и др.

Ответить на вопрос – стоит готовить ученика к профессиональной музыкальной деятельности или нет, часто нелегко. Положительный ответ может быть дан лишь в тех случаях, когда налицо явно выраженные музыкальные способности. Но не менее важно и наличие у обучающегося интереса к музыке и творческой деятельности. Дети, серьезно относящиеся к обучению музыкой, часто значительно успешнее развиваются, чем те, кто относится к ней индифферентно, хотя обладают большими способностями. Уже в средних классах школы, а иногда и раньше, выделяется группа детей, проявляющих себя в занятиях более активно, быстрее и больше разучивающих произведения, выразительнее их исполняющих. Таких обучающихся нельзя задерживать в их развитии. Важно задавать им сочинения более трудные и в большем количестве, смелее продвигать их в техническом отношении, предоставлять им возможность чаще выступать публично. Обеспечивая таким обучающимся более быстрое освоение техники игры на инструменте, необходимо уделять самое пристальное внимание и их общемузыкальному развитию, заботиться о том, чтобы они больше слушали музыку, читали с листа, аккомпанировали, играли в ансамблях, развивались всесторонне.

Неустанной заботой должны быть окружены и ученики со скромными музыкальными способностями, несклонные впоследствии заниматься музыкой профессионально. Таких, как правило, в классе бывает большинство. Преподаватель должен воспитывать их как всесторонне развитых культурных слушателей, которые в дальнейшем смогут создать атмосферу любви к искусству у своих сверстников, в своей семье. К таким обучающимся следует предъявлять достаточно высокие требования. Воспитание любителей – дело серьезное. Особое внимание следует обратить на то, чтобы у менее способных детей не возникло ощущение своей неполноценности, т. к. это будет тормозить их развитие и может привести к утрате веры в себя, вызвать антипатию к музыке. Важно поэтому внимательно следить, чтобы интерес к музыке, музицированию, мотивация к обучению в процессе занятий возрастали, чтобы общение с искусством становилось все более необходимым.

                         Методы работы с обучающимися

Развитие творческих способностей обучающихся всегда являлась одной из интереснейших проблем музыкальной педагогики. Но в связи со сложностью и многозначностью проблемы, аспекты ее изучения были различными: одни авторы придавали большое значение развитию способности чтения с листа, другие уделяли пристальное внимание вопросам импровизации, третьи -развитию внутреннего слуха музыканта как основе его продуктивной профессиональной деятельности. Каждый из этих аспектов является оправданным, так как все они так или иначе стимулируют развитие тех качеств мышления музыканта, которые могут быть названы творческими.

В современных условиях, при большой общей загруженности детей, особенно важно использовать наиболее эффективные методы занятия.

Применительно к работе в инструментальном классе это означает, прежде всего использование технологии проблемного обучения, ситуационного анализа, частичного применения исследовательской деятельности, игровой технологии - продумывание преподавателем путей для максимальной активизации самостоятельности обучающихся, в решении тех художественных и технических задач, которые перед ними возникают. Демонстрируя образцы ярких трактовок произведения в целом и в деталях, преподавателю следует вместе с тем заботиться и о предоставлении инициативы самому ученику. Важно всемерно поощрять его попытки задавать вопросы о тех музыкальных явлениях, с которыми ему приходится сталкиваться, и настойчиво, по возможности самостоятельно, находить ответы на них. Преподавателю следует организовывать эти поиски и направлять их, развертывая в процессе обучения одну за другой проблемные ситуации. При этом надо иметь в виду, что если в практике общего и технического обучения создание такого рода ситуаций основано преимущественно на мыслительной деятельности ученика, то в процессе музыкального воспитания они предполагают максимальное использование, наряду с интеллектом, эмоциональной сферы и слуха ученика.

При индивидуальном подходе сложность изучаемых музыкальных произведений может отличаться от общих программных требований, которые, естественно, не могут отразить всего многообразия учебного процесса. Но при этом качество исполнения должно всегда оставаться на достаточно высоком художественном уровне.

Для успешного технического развития обучающегося важна планомерная работа над умело подобранными и разнообразными упражнениями. Дети далеко не всегда проявляют к ней должный интерес и нередко выполняют ее вяло, что резко снижает ее эффективность. Эту работу следует сделать более привлекательной для ребенка. Необходимо, чтобы он ощущал в упражнениях определенный музыкальный смысл и стремился достигнуть нужного качества звучания, активности и определенности ритма. Полезно совместно с учеником придумывать к упражнениям какие-нибудь названия, образно передающие их характер, побуждать детей самим создавать варианты к некоторым упражнениям.

При исполнении упражнений важно добиваться целесообразности и ловкости движений, координации всех частей руки и естественной смены моментов напряжения, освобождения мышц. Обо всем этом, как и о качестве звука, следует проявлять заботу уже при освоении первых навыков звукоизвлечения. Однако чрезмерно фиксировать внимание ученика на двигательных приемах небезвредно. Их следует ему показывать, но не навязывать и лишь помогать самостоятельно, находить наиболее рациональные движения.

Важно использовать упражнения в виде различных песенных попевок и мелодических фигур. Работу над такими упражнениями следует вести систематично и на протяжении длительного времени, тренируя пальцы в самых различных комбинациях, добиваясь постепенного наращивания темпа и все большей ясности артикуляции. Эту работу надо направлять и контролировать, и вместе с тем предоставлять инициативу самим обучающимся в придумывании собственных вариантов упражнений. Для развития «независимости» пальцев исключительно полезны упражнения в виде различных мелизмов, мордентов, группетто, коротких трелей, которые следует играть в разных вариантах.

Игра гамм в младших классах преследует цель не столько развития беглости пальцев, сколько прочного освоения изучаемых тональностей и соответствующих аппликатурных навыков, овладения певучим, плавным легато, достижения четкой артикуляции пальцев. В дальнейшем перед обучающимся ставится задача постепенного прибавления темпа. Для более быстрого и надежного освоения гамм удобнее изучать их, объединяя в группы по общим аппликатурным признакам.

Технически развиваясь от класса к классу, обучающийся приобретает все большую беглость пальцев. Стремление к быстроте должно сочетаться с усилением слухового контроля над четкостью и ровностью звучания мелодической линии. Хорошее легато, плавность игры возможны только при отсутствии «суеты», лишних движений рук. В старших классах гаммы полезно играть, используя разнообразную динамику и различные ритмические группировки. Дети, развивающиеся более интенсивно, могут изучать гаммы, арпеджио и аккорды в большем объеме, используя материал следующего года обучения.

Изучение этюдов не должно протекать в отрыве от общего развития. Отсюда и методы работы над этюдами: исключается грубая, бессмысленная «долбежка», равно как и «болтливое» обыгрывание. Спокойный, но не слишком медленный темп, четкая артикуляция, игра по фразам, а затем по отдельным разделам формы и целиком, - необходимые условия для продуктивных занятий.

Для полноценного технического развития ученика необходимо использовать этюды и виртуозные пьесы с разной фактурой. Целесообразно периодически возвращаться к некоторым ранее выученным этюдам с тем, чтобы добиваться большего совершенствования в том или ином виде техники.

Следует всемерно способствовать тому, чтобы обучающийся, как можно раньше научился самостоятельно работать над этюдами; представлял зависимость технических приемов от характера звучания произведения; понимал предстоящие задачи в домашних занятиях; умел разобраться в строении этюда, накапливал средства и методы работы над разной фактурой и мог применять их без подсказок преподавателя. Опасно форсирование продвижения ученика, не имеющего достаточной технической подготовки: как правило, это приводит к мучительному «натаскиванию», что только мешает росту маленького музыканта.

                               Планирование работы

Современная музыкальная педагогика придает большое значение планированию работы обучающихся. Оно должно исходить из разностороннего знания преподавателем ученика: возрастных и индивидуально-типологических особенностей, психологических характеристик, опыта и направленности личности, систематического анализа его музыкального и личностного развития.

В начале учебного полугодия преподаватель заполняет на обучающихся индивидуальные планы, учитывая задачи комплексного воспитания. Помимо основных произведений годовой программы - крупной формы, пьес и этюдов, в план должны быть включены ансамбли, аккомпанементы, пьесы для самостоятельного изучения, для чтения с листа и транспозиции, гаммы и упражнения на развитие техники.

Ко времени окончания школы, наряду с практическими навыками владения инструментом, выпускник должен достаточно ясно представлять себе характерные черты важнейших жанров и особенности стиля композиторов разных творческих направлений. Важно поэтому, чтобы музыкальные стили и жанры были представлены в репертуаре обучающегося достаточно широко и полно. Так, при выборе произведений крупной формы следует чередовать разные ее виды: вариационный цикл, рондо, сонатное аллегро, концерт. При изучении пьес следует включать в план сочинения как кантиленного характера, так и виртуозного, опусы классиков прошлого и произведения современных композиторов.

В процессе обучения ребенок должен постепенно знакомиться с различными типами мелодики, гармонии,  метроритма, фактуры. Такой широкий охват произведений, разнообразных по стилистике, художественным образам и фактурному воплощению, возможен, конечно, лишь при постоянно вдумчивом планировании всей работы ученика.

На занятиях с каждым ребенком важно последовательно проводить определенные, намеченные выше, репертуарные линии, учитывающие ближайшие задачи и перспективные цели. Произведения подбирают с учетом постепенного возрастания их трудности, что способствует планомерному продвижению обучающихся.

Хорошие музыкальные данные, высокий уровень способностей ученика, возможность его профориентации вносят в составление плана свои коррективы. В репертуар таких детей следует включать более сложные этюды на различные виды техники и уделять больше внимания изучению произведений крупной формы, т. к. работа над ними, и особенно  над сонатами, способствует развитию многих качеств, необходимых музыканту.

В индивидуальных планах учеников, не склонных заниматься музыкой профессионально, можно сократить количество произведений крупной формы, зато уделить больше внимания пьесам и ансамблям. В старших классах для таких обучающихся выбор сочинений должен быть значительно более свободным, предусматривающим выход за пределы традиционного школьного репертуара.

В стремлении добиться органичного развития обучающегося преподаватель зачастую работает преимущественно на устранение тех или иных недостатков, вследствие чего наиболее яркие черты музыкальных способностей ребенка не получают должного развития. Репертуарный план необходимо составлять таким образом, чтобы избежать подобной ситуации. Следует внимательно продумывать выбор сочинений, изучаемых в порядке ознакомления. Работу по воспитанию широкого музыкального кругозора целесообразно строить путем ознакомления ученика одновременно с пьесами разных эпох, стилей и жанров. Произведения, изучаемые в порядке ознакомления, а тем более в виде самостоятельной работы, целесообразно выбирать вместе с учеником, учитывая его интересы.

                                    Проведение урока

Воспитательные задачи, стоящие перед преподавателем, также как и методы его работы с обучающимися, реализуются в основном на уроке. Преподавателю необходимо составить себе достаточно ясное представление об основных задачах на длительный период времени, которые следует ставить перед собой в процессе воспитания и обучения того или иного ученика, а затем на каждом уроке гибко, в соответствии с обстоятельствами, их решать.

Работу по чтению нот с листа, подбору по слуху и транспозиции, над различными техническими формулами целесообразно распределять таким образом, чтобы один урок посвящать, например, чтению нот, подбору и транспозиции, а другой - игре упражнений и проработку техники. Время, отведенное на уроках этой работе, будет постепенно сокращаться, ввиду необходимости концентрации внимания на прохождении репертуара, но ее следует вести систематично, активно и целеустремленно на протяжении всего периода обучения. Сложная проблема, возникающая на каждом уроке,- сочетание задач, связанных с текущей работой и с последовательным развитием ученика. В практике именно эта проблема оказывается часто нерешенной. Не умея планировать работу с учеником на длительный период времени, преподаватель часто вынужден тратить свои усилия преимущественно на то, что «горит»- на срочную доделку еще «сырых» произведений к открытому выступлению, на ликвидацию «прорыва» по гаммам ввиду приближающегося технического зачета. В результате главное - решение важнейших художественно-воспитательных задач остается упущенным.

Не нужно также  проявлять на уроке слишком много мелочной опеки вместо того, чтобы помочь обучающимся ясно представить стоящую перед ними задачу, заинтересовать их предстоящей работой и дать для  нее нужные ориентиры, а затем проявить должную требовательность в оценке достигнутых результатов. Следуя таким путем, можно успешно решить проблему времени.

Очень важно, чтобы уроки проходили в атмосфере любви к детям и музыке с применением в учебном процессе технологии проблемного обучения, использованием активных, проблемно-поисковых методов и способов обучения, созданием устойчивой мотивации обучающихся на творческую деятельность. Такие занятия становятся для ребенка особенно привлекательными и в наибольшей мере способствуют его художественному развитию.

                Работа над музыкальными произведениями

Работа над музыкальными произведениями занимает особенно значительное место в решении задач воспитания и обучения обучающихся. В процессе ее развиваются такие важнейшие качества исполнителя, как способность проникать в содержание изучаемых произведений, а затем возможно более художественно доносить его до слушателя .С самого начала работы над произведением важно увлечь ею ребенка. Для этого можно сыграть предложенную ему пьесу, вкратце рассказать об ее особенностях, о том, как надо ее учить.

С обучающимися младших классов целесообразно в основном разбирать произведение в классе, чтобы научить их грамотному и осмысленному чтению нотного текста. Тем самым закладывается основа для последующей самостоятельной работы ученика. Надо также иметь в виду, что исправление небрежностей, допущенных при разборе, особенно устранение фальшивых нот, требует в дальнейшем затраты многих усилий. С течением времени следует задавать задания по разбору нотного текста и самим ученикам, чтобы к окончанию школы они накопили в этом отношении достаточный опыт.

Уже с первых лет обучения надо приучать детей осмысливать исполняемую музыку и в доступной для них форме ее анализировать. В старших классах они должны уметь на уровне своих знаний и возрастных возможностей охарактеризовать музыку произведения, его форму и жанровые особенности, использованные в нем выразительные средства, темы иих развитие, определить главную и частичные кульминации, пояснить встречающиеся ремарки и термины, уметь их произносить. Важно также, чтобы ученик мог рассказать об авторе сочинения, о том, когда оно было написано и к какому стилевому направлению принадлежит.

Изучая с учеником репертуар, необходимо обобщать типические  закономерности работы над музыкальным произведением, над сочинениями разных жанров и характерными для них средствами выразительности.

Для развития аналитического мышления и логической памяти можно рекомендовать следующие формы работы с обучающимися:

1. Устный отчет о подготовке домашних заданий: ученик рассказывает о том, что было трудно, как устранялись встретившиеся трудности и т. д.

2. Самостоятельный анализ исполнения: ученик оценивает свою игру; отмечает допущенные ошибки.

3. Самостоятельный разбор - устный и на инструменте заданного сочинения в классе под наблюдением преподавателя.

Для подготовки обучающихся к самостоятельному разучиванию произведений следует познакомить их с важнейшими принципами самоконтроля, использование которых поможет им избежать наиболее часто встречающихся ошибок.

Вначале, наряду с тщательным разбором текста, важно подобрать хорошую, наиболее подходящую для обучающегося аппликатуру и  штрихи. Об этом необходимо проявлять заботу именно на раннем этапе работы, т. к. удачно найденная аппликатура способствует лучшему решению требуемых художественных задач и скорейшей автоматизации игровых движений, а переучивание чревато опасностью последующих запинок.

На серединном этапе работы происходит все большее углубление ученика в характер музыки и в связи с этим совершенствование исполнения отдельных разделов формы и элементов ткани сочинения. Внимание обучающихся концентрируется на достижении нужной выразительности в интонировании голоса, в соотношении звучности голосов, в ритмике, динамике, а также на преодолении всех технических трудностей.

Эта работа продолжается и на завершающем этапе, но главным теперь становится охват произведения в целом. «Собрать» воедино отдельные его разделы помогает ощущение их роли в структуре целого, а также выбор темпа, способствующего органичному сочетанию всех разделов друг с другом. В этот период работы преподавателю следует чаще слушать исполнение всего произведения целиком. О том, что ученику удалось и над чем еще необходимо работать, следует сказать после окончания исполнения.

При подготовке обучающегося к публичному выступлению необходимо воспитывать в нем умение сосредоточиться, ощущать характер музыки и вызывать в себе чувство радостного общения с аудиторией. Важно чтобы с течением времени ученик все больше проникался убеждением в необходимо- сти передать другим то, чему он научился в школе, желанием донести до слушателей замысел композитора.

После выступления исполнение следует обсудить с учеником на очередном уроке, подчеркнуть, что выявилось на эстраде ярче, и что было утеряно. Если волнение отразилось неблагоприятно на игре, следует разобраться в его причинах, сделать определенные выводы. Такие обсуждения формируют критическое отношение обучающихся к своим выступлениям, способствуют утверждению высокого авторитета оценки и замечаний преподавателя.

Произведения, изучаемые эскизно, в порядке ознакомления, не выучиваются наизусть; они могут исполняться медленнее указанного темпа. Обязательно, однако, выявление основного характера произведения, внимательное отношение к нотному тексту. Исполнение учеником самостоятельно выученного произведения наглядно показывает уровень умений и навыков, сформированных у обучающегося на определённом этапе обучения. По тому, как он самостоятельно разбирается в тексте, как воплощает художественный образ, как слушает себя во время исполнения, становится ясно на какие разделы работы преподавателю надо обратить внимание.

Различные формы изучения произведений позволяют расширить репертуар обучающихся, что важно для их всестороннего развития. С целью накопления репертуара надо  повторять с учеником некоторые произведения, в первую очередь особенно любимые им и успешно исполненные публично.

                      Чтение нот с листа, игра в ансамбле

Для разностороннего музыкального образования, воспитания и развития большое значение имеют различные формы коллективного музицирования: ансамбль и чтение с листа.

При игре  в ансамбле у обучающегося развиваются такие важные качества, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, а также общее звучание всей музыкальной ткани пьесы, активизируется фантазия и творческое начало; повышается чувство ответственности за знание своей партии, т.к. совместное исполнительство требует свободного владения нотным текстом.

Важнейшими требованиями совместной игры являются одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствие приемов звукоизвлечения, умение передавать партнеру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани.

Работа над ансамблевыми произведениями важна на всех этапах музыкального развития обучающихся. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения в инструментальном классе. Сначала преподаватель аккомпанирует ученику, исполняющему мелодию. Затем простейший аккомпанемент поручается самому ученику, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую преподавателем. Таким образом ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки: «солирования» - когда нужно ярче выявить свою партию, и «аккомпанирования» - умения отойти на второй план ради единого целого.

Участие в ансамбле прививает детям чувство коллективизма, повышает общую дисциплинированность, формирует ответственность перед окружающими за порученное дело. Знакомясь с новыми музыкальными произведениями, юный музыкант- участник ансамбля, обогащает свой кругозор, музыкальное восприятие, оттачивает профессионализм, эстетический вкус, ощущение стиля, повышая таким образом свое общее развитие.

Так же одна из необходимых предпосылок всестороннего развития обучающихся- свободное  чтение нот с листа, открывающая перед ним широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой, игрой в ансамбле. Чтобы научиться хорошо, читать ноты с листа, необходима систематическая тренировка. Вся эта работа осуществляется под контролем преподавателя, который следит за тем, чтобы она протекала наиболее эффективно. С первых месяцев обучения он приучает обучающихся перед исполнением незнакомой пьесы внимательно просмотреть ее текст, определить метроритм, ладотональность, характер мелодического развития, общие контуры формы, темп и постараться представить себе все эти элементы целостно, в развитии, как единый поток звучащей музыки. А затем, во время исполнения, стремиться охватить на нотном стане зрением и слухом возможно больше звуков («видеть» и «слышать вперед»), сосредотачиваться на главном, выпуская в случае необходимости отдельные детали (например, некоторые звуки в аккордах и фигурациях, не искажающие характера гармонии), и меньше смотреть на инструмент.

В процессе обучения чтению нот с листа можно использовать специальные упражнения. Например, преподаватель  начинает играть фразу, а затем ученик «подхватывает» и продолжает (тем самым вырабатывается умение внимательно следить за исполнением по нотам и «смотреть-слышать» вперед). Или педагог играет мелодию, а ученик фиксирует рукой ритм сопровождения. Полезны такие упражнения, как прохлопывание длительностей мелодии и сопровождения одновременно двумя руками.

Разностороннее развитие творческих данных обучающихся целесообразно вести на протяжении всего периода обучения. Но при этом необходимо исходить из интересов и возможностей каждого ребенка.

Методическая работа, повышение педагогического мастерства.

Для того чтобы успешно выполнить все сложные задачи по воспитанию и обучению обучающихся, преподавателю необходимо систематически повышать свою квалификацию, изучать передовой опыт и уметь творчески использовать его в своей практической работе. Преподаватель должен быть в курсе современных проблем педагогики и психологии. Важным показателем его профессионального роста является расширение репертуара за счет музыки современных композиторов.

Одна из задач, стоящих перед преподавателем - повышение своего мастерства. Эта работа требует неустанного внимания и тщательного продумывания. Стимулом для повышения квалификации может служить участие в инновационных проектах,  конкурсах и фестивалях различного уровня.

                 Список используемой литературы

  1. Актуальные проблемы музыкального образования. К.,1986 г.
  2. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. М., 1977 г.
  3. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1947 г.
  4. Вопросы методики начального музыкального образования. Сборник статей под ред. В. Руденко, В. Натансона. – М., 1981 г.
  5. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.7. М., 1986 г.
  6. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л., Экспериментальное формирование внимания. М.,1974 г.
  7. Гинзбург Л. С. О работе над музыкальным произведением. М., 1981 г.
  8. Гинзбург Л. С. Работа над музыкальным произведением. Методические очерки. – М., 1981 г.
  9. Григорьев В.Ю. Методы обучения игре на скрипке. Изд. Классика – XXI. -Москва, 2007 г.
  10. Лесман И. А. Очерки по методике обучения игре на скрипке. М.,1964 г.
  11. Проблемы музыкальной педагогики. М.,1981 г.
  12. Психология формирования и развития личности. М., 1981 г.
  13. Тагиев М. И., Парсегов А.С. Практические вопросы скрипичной педагогики. Баку. 1981 г.
  14. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М.,1975 г.
  15. Янкелевич Ю. Педагогическое наследие. – М., 1983 г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на занятиях «Обучение игре на фортепиано»

Целью написания данной работы является систематизация собственного педагогического опыта по  использованию метода проектов на занятиях как одной из активных ф...

Научно - методическая разработка «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»

Научно - методическая разработка «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства» по ИЗО...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей ребенка в процессе занятий хореографией"

В разработке представлены методы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста, задания на танцевально-музыкальную импровизацию, образные этюды, сюжетные занятия, методики диагностики ...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей на занятиях хореографии"

Цель данной методической разработки – обобщение опыта развития творческих способностей учащихся начальной школы на занятиях хореографией посредством танцевальных игр....

Методическое пособие «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС»

quot;Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других."...

Методическая разработка «Развитие творческого потенциала юного акробата средствами музыкального искусства»

laquo;Есть в музыке бездумное начало,призыв к свободе, от земных оков.Она не зря лукаво обольщалаЛюдей на протяжении веков»Евгений Винокуров Музыка – искусство, способное выражать фи...

Дипломная "Развитие творческих способностей в инструментальном классе"

Дипломная "Развитие творческихспособностей в инструментальном классе"...