Развития музыкальных способностей в младшем школьном возрасте.
статья по музыке на тему

Завалий  Виктория Степановна

Доклад на тему " Музыкальные способности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_muzykalnye_sposobnosti.doc94.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕРЮНГРИНСКОЙ РАЙОННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОШ № 22 структурное подразделение  Дом  Детского  Творчества  п. Беркакит

улица Мусы – Джалиля 15

телефон 8(41147)73-8-13

berddt@neru.edu.ru

Педагог дополнительного образования.

Саенко В. С.

Развития музыкальных способностей  у детей младшего

школьного возраста.

          Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.

          Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждал  известный педагог Сухомлинский.

      Главное для педагога в развитии музыкального мышления ребенка – это то, что нужно увидеть и определить не только природные  задатки к развитию музыкальных способностей, но и распознать такие качества, как одухотворенность, чувственная предрасположенность, любовь к музыке, желание ребенка терпеливо и упорно трудиться на музыкальных занятиях. Именно эти качества в большей степени приводят детей к  успехам, позволяют достичь хороших результатов.

    Главной задачей музыкального воспитания детей является – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Каковы методы и приемы, для того чтобы воплотить в жизнь эту задачу? Методом музыкального обучения  можно рассматривать способы организации усвоения содержания предмета, отвечающие целям и ведущим задачам учебного процесса.

Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности обучающихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях.

Методы музыкального воспитания

Применение методов

1.  Методы стимулирования музыкальной деятельности.

Применяются для создания той эмоциональной, творческой атмосферы, которая необходима для занятия музыки.

2. Метод эмоционального воздействия.

Умения педагогов выражать свое отношение к музыкальным произведениям  образным словом, мимикой, жестами.

3. Метод стимулирования музыкальной деятельности.

К методам стимулирования музыкальной деятельности относятся создания проблемно- поисковых ситуаций, когда перед детьми ставятся различные творческие задания.

4. Метод сравнения.

Наиболее распространенный, потому что его применение позволяет создавать ситуации, вызывающие у ребят интерес.

   Развитие музыкальных способностей обучающихся осуществляется в комплексе и тесной связи с решением образовательных задач. Хотя развитие музыкальных способностей осуществляется как единый процесс, необходимо рассмотреть последовательность их формирования каждой в отдельности.

  1. Последовательность развития звукового слуха и чувства лада.

Восприятие и воспроизведение звуков по высоте в ярких, образных интонациях, мотивах. Осознание значения лада как средство воплощения музыкального образа.

  1. Последовательность развития чувства ритма.

Различие сильных и слабых долей в музыке при слушании. Восприятие соотношения различных длительностей  на примере не сложных, хорошо знакомых детских песен. Развитие внутреннего ритмического слуха.

  1. Последовательное развитие чувства музыкальной формы (чувство целого).

Усиление у детей ощущения деления музыкального периода на фразы, предложения через движения под музыку.

     Каждый человек, родившийся, получает от матушки- природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой,  фундаментом всей музыкальной культуры  человека в будущем. Необходимо лишь научиться владеть этим инструментом. При обучении пению , надо идти от простого к более сложному, словно постепенно поднимаетесь по лесенке к вершинам исполнительного мастерства.

   В работе по пению с детьми на начальном этапе следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить.

     На занятиях также используются музыкально-ритмические движении Их главная задача  научить ребят эмоционально откликаться на музыку с помощью движения. Педагог наблюдает, как дети двигаются под музыку, определяет их музыкальность. На первоначальном этапе движения должны быть обличены в игровую форму. Любое задание, связанное с движением должно иметь четкую задачу. Дети должны выдерживать закономерности музыкального исполнения (громкая музыка – громко маршировать, тихая – тихо). Методические приемы варьируются в зависимости от содержания игр и объема программных умений и направлены на то, чтобы планомерно систематически развивать детские умения и способности.

В работе с детьми методические приемы многообразны и варьируются в зависимости от следующего:

Наличие различных видов деятельности – музыкальные игры, хороводы, упражнения;

Особенности содержания и построения игры, упражнений и комплекса программных умений, необходимых для успешного усвоения материала.

   Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передачи интонации, подражании легко воспринимают образное содержание сказок, песен, музыкальных пьес. Все это является ценным источником творческого развития младших школьников.

Активным средством развития творческой деятельности обучающихся,  являются творческие задания в форме игры. Постепенное усложнения условий игр, их содержание способствует обогащению музыкального опыта и творческих возможностей детей. На музыкальных занятиях важно создать каждому ребенку условия для активного проявления себя в творчестве. Все ребята должны испытать радость творчества, которые развивают эмоциональную отзывчивость на музыку. Пример:  (Вы сейчас попробуете вжиться  в роль и попробовать сделать звуковую картинку ««В весеннем лесу».

У вас нет музыкальных инструментов, вы будете использовать все что я вам предложу. Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки,  листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон.

Я буду вам читать текст, а вы будете его сопровождать звуком. Задание понятно? Давайте попробуем.

Звуковая картина «В весеннем лесу» .

 «Идём в лес по лужам» - дети  равномерно хрустят целлофаном.

«Бежим» - хрустят в быстром темпе.

«Остановились, прислушались» - пауза.

«Завыл ветер» - голосом изобразить вой ветра.

«Зашумели ветви деревьев» - дети шуршат листами бумаги.

 «Дятел стучит»  - карандашами по столу.

Педагог: А теперь, мы с вами попробуем  сочинить мелодию к песенке  дятла:

 «День за днём стучу, стучу:

Тук-тук-тук-тук-тук.

Все деревья я лечу,

Тук-тук-тук-тук-тук ( Раздается стихотворение на команды по желанию каждому). Теперь давайте прослушаем наши мелодии, который получились.)

   В изучении музыкальных способностей, использованы необходимые критерии:

1.Развитие познавательной активности в творческой деятельности. 

Для характеристики данного критерия выделяются следующие уровни:

  Высший: присутствует устойчивый познавательный интерес, отмечается оригинальность мышления, богатое воображение, развитая интуиция, гибкость мышления, способность к рождению новых идей.

  Средний: испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности, решить самостоятельные задания не может, необходимы  педагоги.

    Низкий: интереса к творчеству не проявляет. Отсутствует гибкость мышления,     воображения, нет навыков самостоятельного решения проблем.

 2.Уровень сформированности развития навыков пения.

Для характеристики данного критерия выделяются следующие уровни, разработанные зав. Кафедрой МГУ О.П Рядыновой:

     Высший: точно передает мелодию знакомой песни, несложные попевки без сопровождения, поет выразительно. Качество звука- чистый, громкий, протяжный, четкое произношение согласных, отличный вокальный слух, фонационный выдох- 12-17 сек., диапазон си/м-ре/п.

      Средний: точно передает мелодию знакомой песни с музыкальным сопровождением, поет недостаточно выразительно. Качество звука – не громкий, не протяжный, средний вокальный слух, не четкое произношение согласных. Фональных выдох – 6-11 сек., диапазон до /1-си/1.

    Низкий: интонирует не точно, поет равнодушно. Качество звука – тихий, сиплый, вялая дикция. Фональный выдох 1 – 5 сек., диапазон ре/1/соль/1.

 3.Уровень эмоциональной эстетической настроенности.

 Высокий: распознает и оценивает свои эмоции и эмоции других людей по мимике и жестам. Проявляет произвольную активность, развиты эмоционально- выразительные движения рук, адекватно использует жесты, высокий уровень включенности в образ.

    Средний: видит разные эмоциональные состояния, напряжен общий вид, нечетко выражает свое эмоциональное состояние, пытается выразить мимикой и жестом, не проникая в образ.

Низкий: подавленный, напряженный общий вид, бедная маловыразительная мимика, не в состоянии четко выразить свое эмоциональное состояние. Для определения музыкальных способностей были проведены диагностики: фонационного выхода, диапазона и эмоционально – эстетической настроенности детей.

   Для увеличения уровня музыкальных способностей, в течении учебного года проводилась работа над правильным вдохом и выдохом. Для этого детям давались необходимые задания.

  Задание 1 . встать прямо, вдохнуть глубоко воздух, затем выдохнуть. Опять вдохнуть и выдохнуть. После этого сделать вдох и мычать с закрытым ртом. Когда звук у вас закончится, поднять руку. У тех ребят, которых средний уровень предлагались дополнительные дыхательные упражнения. У кого низкий уровень – усиленные дыхательные тренировки.

  Задание 2. Пропеть гамму от до до соль, постепенное звучание на слоги ла, ма, ку, ду постепенно двигаясь к верхнему регистру.

В качестве проверки уровня развития ритмического слуха служили упражнения, при которых ведущий  отбивает ритм загаданной им песней, а остальные пытаются ее отгадать.

 В этом возрасте дети в принципе не способны долго удерживать свое внимание на чем то одном, поэтому непременным условием успешной работы с ним будет достаточно частая, но оправданная смена упражнений в течении , одного занятия. В освоении ритмов используются маленькие игры, такие как ритмический спектакль. Проведя такую работу  в течении учебного года, на лицо были положительные изменения у ребят.

 При целенаправленном и систематическом развитии певческих навыков увеличивается количество детей с высоким уровнем музыкальных способностей. Методологической основой настоящего исследования является деятельный подход в развитии личности, т.е. музыкальные способности развиваются в певческой деятельности.

В настоящее время в развитии образовательного процесса появляются новые средства и методы обучения, ориентированные на использование информационных технологий. В связи с этим становится актуальным новое направление деятельности педагога, такое как разработка информационных технологий обучения, применяемых в искусстве.

Применение ИКТ на занятиях  в частности в обучении вокалу, представляет собой набор разнообразных технических и информационных средств, направленных на  достижение значительного образовательного результата. Особая актуальность данной технологии связана с тем,  что  обучение детей  вокалу происходит  без специального отбора обучающихся, т.е. не учитываются  их начальные вокальные данные. Дети имеют разные стартовые возможности.

Целью применения ИК-технологий на моих занятиях является развитие вокальных способностей детей посредством использования современных информационно-технических средств.

А основными преимуществами данной технологии является то, что:

1. учащиеся активно вовлекаются в учебный процесс, наиболее широко раскрываются их  способности, активизируется умственная деятельность, а также раскрывается их творческий потенциал;

2. Использование на занятиях вокальной студии ИКТ дает мне возможность наглядно представить учащимся результат своей деятельности, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на которых были допущены ошибки, для их  исправления;

3. Ожидаемый результат включает в себя развитие вокальных навыков, развитие артистических возможностей, и приобретение навыков в пользовании техническими средствами.

На своих занятиях вокальной студии « Солнышко» .  я использую:

  • персональный компьютер с возможностью поддерживания программ для воспроизведения и обработки звука и изображения (Aimp, Sound  Forge, классический Медиа плеер.), показа презентаций в программе Power Point; использовать ресурсы Интернет;
  • аудио аппаратура (микшер, микрофоны, какаоке центр).
  • внешние носители (AudioCD, флешпамять), DVD плеер с функцией караоке, телевизор или проектор, цифровая видеокамера.

Компьютер используется как для воспроизведения звука, так и для игровых моментов на занятиях, музыкального сопровождения подвижных игр, прослушивания песен и композиций с дальнейшим обсуждением.

В своей работе я использую следующие компьютерные программы:

Internet Explorer для возможности выхода в Интернет,

PowerPoint для создания своих собственных презентаций, составления проверочных тестов, Word для оформления документации (календарно-тематическое планирование),

С использованием программ для записи звука я имею возможность зафиксировать деятельность обучающихся , и они  сами могут легко производить звукозапись своего исполнения и корректировать его. Одним из главных эффектов от этой деятельности является то, что ребенок приобретают культуру слушания, начинают слышать и понимать разницу между хорошей и плохой записью, богатым звучанием или бедной акустикой, а также могут не пассивно, а творчески общаться с аудиоматериалом.

Презентация в Power Point . Презентация - форма подачи материала в виде слайдов. мультимедийные демонстрации, тесты-задания, кроссворды и др. творческие задания.  подготовленные мною заранее, позволяют развивать самостоятельную деятельность учащихся, приобрести навыки работы с компьютером (манипуляции мышью, работа с клавиатурой).

Использование ресурсов сети Интернет

Музыкальные сайты

1. http://www.classic-music.ru/index.html Вашему вниманию предлагаются:

- биографии и творческие портреты композиторов и исполнителей классической музыки;

- крупнейшая в Рунете коллекция записей классической музыки в формате mp3. На сегодняшний день в свободном доступе находятся 1215 mp3-файлов; - все фонограммы из собраний частных коллекционеров виниловых дисков Москвы, исполненные до 1971 года;

- Словарь музыкальных терминов и инструментов;

- Cсылки на сайты о классической музыке.

    2. http://www.fedorov.ws/index.html Сайт, посвящѐнный итальянской опере! Вашему вниманию предлагаются:

- сведения о лучших произведениях жанра (сюжеты, комментарии-эссе);

- информация об оперных театрах, фестивалях;

- биографии и творческие портреты певцов, дирижѐров, композиторов;

- ссылки на страницы, содержащие записи в mp3;

- каталог ссылок на оперные ресурсы интернета.

3. http://www.posternazakaz.ru/shop/category/180/82/?orderby=views Фото известных композиторов, портеры композиторов.

  4.http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=16678&tmpl=com Цель сообщества - наладить сетевое взаимодействие и обмен опытом учителей музыки, педагогов дополнительного образования, создать методическую копилку цифровых образовательных ресурсов по предмету.

Использование аудиоаппаратуры дает дополнительные возможности на занятиях вокалом. Используя микшер, я регулирую уровень звука, подбираю звуковые эффекты, для выделения голосовых контрастов.  

Караоке (в переводе с японского – «пустой оркестр») в последнее время получило широкую популярность. В результате на уроке я могу проявить лучшие образцы киномузыки, мультипликации, современные детские песни. Более интенсивно будет формироваться музыкальный вкус детей и их исполнительских способностей. Караоке позволяет мне , заменить стандартное музыкальное сопровождение песни на аккомпанемент эстрадного ансамбля, симфонического или духового оркестра.

   Особая роль принадлежит использованию микрофона. Детям нравится чувствовать себя настоящим артистом. Дети учатся приемам работы с микрофон, приобретают навыки сценической культуры. Это становится дополнительным стимулом, для активизации познавательного интереса детей.

Ещё один методический прием  использования караоке – конкурсное исполнение – кто лучше споет. Оценка исполнения учитывает и реакцию группы, и оценку самой системы. Кроме того с помощью караоке можно провести целый ряд музыкально- педагогических игр:

- «Угадай мелодию» (команда, угадавшая по нескольким звукам и правильно назвавшая песню, получает право еѐ исполнения)

- «Два рояля» (предлагаю слова из песни, поочерѐдно предоставляя слово каждой команде и постепенно добавляя новые слова. Команда первой угадавшая песню поѐт еѐ под фонограмму).

- «Музыкальный мяч»  (одна команда задаѐт вопрос песней, выбранной из перечня караоке (например – С чего начинается Родина?). Другая отвечает ей тоже песней, выбранной из перечня караоке (например – Уголок России – отчий дом).

На занятиях я практикую запись песен в исполнении детей, это дает возможность прослушивать и анализировать исполнение, также данный материал отдается ребенку на флеш-носителе для составления собственного песенного плей-листа. Кроме того ребенок продемонстрирует свои успехи родителям и друзьям, это мотивирует  интерес детей к занятиям вокалом.

Видеоаппаратура применяется для просмотра видеоклипов, мультипликационных фильмов, в которых исполняются песни, например, мультфильм «Маша и медведь». После просмотра  мультфильма проводится мини-анализ песен (понравились-непонравились, какую будем учить), в дети  зарисовывают понравившихся героев и исполняют песню, применив на себя выбранный образ. Видеозапись этих исполнений комментируется, с разбором допущенных типичных ошибок, с целью само-  и взаимооценки.

      Применение на занятиях  компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит педагогу  за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Вокальные занятия с применение ИКТ позволяют разрядить эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс и повысить мотивацию обучения. Что позволяет развивать музыкальные способности детей в современной и интересной  для них форме.

     Обобщая все выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что родители и педагоги, должны отдавать себе отчет в том, что самые важные способности – это красота души, чистота сердца и талант любви. По настоящему раскрываться и расцветать все остальные таланты могут только на их основе. Роль в развитии детей самого педагога огромна, особенно на начальном этапе. В этот период для ребенка еще не так важен социальный статус среди товарищей, как реакция на его деятельность взрослых: родителей и на втором, не менее важном месте, педагога. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быт звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, выраженный в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.

                                                 

Список литературы

1 Белкина.В.Н, Васильева.Н.Н.; « Там, где музыка живет»

2.   Гульянц. Е. . « Музыкальная грамота»

3. Грузина И.В; « Тетрадь по музыке».

4. Журавленко Н.И.; « Праздники в начальной школе»

5 Крайнова Г; . « Развитие музыкальных способностей у детей».

6. Макшанцева Д.А; « Уроки пения 1-3 классы»,

7. Макшанцева. Е.В. . « Скворушка» сборник музыкально – речевых игр  

8.  Михайлова М.А, Горбина Е.В; . « Песенки для детей»,

9. Михайлова М.А; « Песенные узоры» Русские народные песни, игры.

10. Медведева.М. А; « Обучаем и развиваем»,

11. Попов. Т.С ; « Музыкальные жанры»;

12. Пляцковский М; . « Музыка»,

13. Полухин.Ю.К . « От пяти до десяти»;

14. Радынова С.М ; .« Слушаем музыку»;

15. Орлова В,С,, « Учите детей петь» .

16. Ригина Г.В ; Нотная хрестоматия ;

17. Ригина Г.В  « Музыка» 1 класс ;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1. Теоретические основы исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста   91.1.   Психолого-педагогические особенности детей младшего школьн...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В настоящее время физические упражнения широко ис­пользуются, как  эффективное средство развития физических качеств, общего физического развития и  профилактики пограничных состояний  ч...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ

Данная работа - описание опыта многолетней работы. Её содержание может помочь тем, кто уделяет внимание развитию творческих способностей младшеклассников как на уроке, так и во внеурочное время....

Развитие коммуникативных способностей ребенка младшего школьного возраста через народную игру

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Далее  приведены  ряд игр, которые...

Педагогический опыт: «Развитие творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста в процессе изготовления изделий в технике вязания крючком»

P { margin-bottom: 0.21cm; } Опыт формировался на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» Красненского района Белгородской области. ...