Технология инновационный деятельности педагога дополнительного образования
учебно-методический материал на тему

Выступление на заседании секции педагогов дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

  ВЫСТУПЛЕНИЕ

на заседании секции педагогов

дополнительного образования

ТЕМА:  

 

 

                                                                                     

                                                                                                Составила

                                                                            Клименко Л.А.

педагог доп. образования.

г. Майский 2010г.

       

Слово инновация происходит от латинского in- и novus - новое и в переводе означает: обновление, новинка, изменение. Инновация всегда несёт в себе сущность содержания и организации нового, тогда как нововведение несет в себе сущность только организации нового. Под новшеством, новацией понимают явление, несущее в себе сущность способа, методики, технологии и организации и содержания нового. Инновационный процесс отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового.

Инноватика же - это наука, изучающая различные новации, инновации, нововведения и инновационные процессы

Понятие об инновационной деятельности в образовании и типах педагогических инновации в образовании как введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности преподавателей и учащихся; изменения в стиле профессионального педагогического мышления.

          Типы инноваций: инновации-модернизации, инновации-трансформации.

 Педагогическое проектирование как творчество по созданию и реализации замыслов и идей, направленных на совершенствование образовательных процессов в конкретных условиях; как деятельность, направленная на разработку и реализацию образовательных проектов, под которыми понимаются оформленные комплексы инновационных идей в образовании, в социально-педагогическом движении, в образовательных системах и институтах, в педагогических технологиях и деятельности. Современные методологические основания проектирования в образовании: маркетинг, культура, личностная ориентация, модульность, использование технологий активного, инновационного обучения, подразумевающего диалогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса.

Гибкое сочетание запросов населения и государства на образовательные услуги в системе ДО с индивидуальными, личностными особенностями (направленностью, интересами, способностями, опытом) конкретного педагога как основа проектирования в работе педагога ДОД.

Образовательные маршруты, стандарты, технологии, образовательные и учебные программы как продукты проектирования в образовании.

          За последние несколько лет слово «инновация» прочно вошло в жизнь общества. Инновация – это столь широкое понятие, что ею занимаются практически в любой сфере человеческой деятельности.

Что же касается образования, в частности дополнительного, то оно по сути своей является инновационным: в мире нет аналогов нашей системе дополнительного образования, и всегда педагоги, работающие в нём, занимались поиском новых путей в работе с детьми, в их развитии и  воспитании. Тем не менее, на сегодня нет единого подхода к определению инновации. В каждом учреждении существует своё понимание этого явления, которое отражает специфику работы учреждения, проблемы учреждения  и подходы к их решению.

  Инновационная деятельность – это деятельность по разработке, поиску, освоению и внедрению в практику нововведений, обусловливающих изменение качества образования.  

Инновации могут  быть представлены в виде:

- абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);

- относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).

В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретный характер, т.е. может возникать раньше своего времени, затем может стать нормой или устареть.  ЮНЕСКО определяет инновации как попытку изменить систему образования, осуществить сознательно и намеренно улучшение нынешней систем. Новшество не обязательно является чем - то новым, но обязательно чем – то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе.

 Источниками инновационных идей могут быть:

- неожиданное событие (успех или провал, как толчок к развитию или расширению деятельности или к постановке проблемы);

- различные несоответствия  (между истинными мотивами поведения детей, их запросами и желаниями и практическими действиями педагога);

- потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых  идей);

- появление новых образовательных моделей;

- демографический фактор;

- изменения в ценностях и установках детей (изменение отношения детей к образованию, к  значимым ценностям влечёт за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения);

- новые знания (новые концепции, подходы к образованию, конкретные методики и технологии).

Отличительные черты инновационной деятельности педагога:

- новизна в постановке целей и задач;

- глубокая содержательность;

- оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических задач;

- разработка новых концепций, содержания деятельности, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализации образовательного процесса;

- способность сознательно изменять и развивать себя, вносит вклад в профессию.

В связи с этим целесообразно остановиться на психологических требованиях к личности педагога, осваивающего новые педагогические технологии, включающих вариативность мышления, эмпатийность (способность к сопереживанию), синтонность (способность настроиться на «волну» другого человека), толерантность (терпимость к инакомыслию), коммуникативность (культуру диалога) и целый ряд других.

 Развитие этих качеств, высокий уровень общей культуры, психолого-педагогическая и технологическая компетентность, креативные (творческие) способности (способность к творчеству) педагога. Все это способствует повышению уровня его готовности к инновациям вообще и к овладению новыми педагогическими технологиями в частности. Готовность определяют как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую личность на будущую деятельность, как качественный показатель зрелости саморегуляции педагога, как активно-действенное состояние личности, выражающее способность решать педагогические задачи с учетом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности. Определение готовности к инновационной деятельности не может ограничиваться характеристиками опытности, мастерства.

Готовность к нововведениям - это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определенная личностная направленность (стремление, потребность внедрять новое), знания и практические умения реализовать новые способы и формы осуществления профессиональной деятельности («сплав» психологической, теоретической и практической готовности).

Болгарские исследователи Д. Градев и А. Маринов определяют эту составляющую творческой деятельности как практическое поведение, которое имеет целью полноценное использование нового, продолжение творческих действий по созданию нового.

Педагогическое творчество, по мнению этих авторов, есть более высокий уровень квалификации учителя. Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением.

  • Только на высшем уровне своей профессиональной деятельности - новаторстве - учитель выдвигает и реализует новые, прогрессивные идеи, принципы, приемы в процессе обучения и воспитания.
  • В переводе с латинского слово «новатор» означает «обновитель», то есть человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной области деятельности.
  • Педагог-новатор - это автор новой педагогической системы, то есть совокупности взаимосвязанных идей и соответствующих технологий.

Учитель или воспитатель, владеющий современными педагогическими технологиям и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.

             Для осуществления инновационной деятельности педагоги могут объединяться в  группы:

- методические объединения по определённой теме или направлению деятельности;

- проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединятся для определённых задач по организации и осуществлению образовательного процесса;

- группы, разрабатывающие отдельные методические аспекты образовательного процесса;

- группы, решающие задачи определённого возрастного этапа в обучении и воспитании детей.

Главная цель инновационной деятельности – развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.

Руководство инновационной деятельностью осуществляется в различных формах. Основным принципом руководства является поддержка педагога различными средствами, как образовательными (педагогическая учёба, консультации, семинары и т.д.), так и материальными (различные формы доплат, премий и т.д.) Одним из наиболее важных моментов является разворачивание среди педагогов процесса рефлексии и понимания относительно собственной педагогической деятельности.

Обращение к проблемам инновации и выделение их в число важнейших направлений современной научной мысли явилось результатом осознания возрастающей динамики инновационных процессов в обществе. Развитие педагогической инноватики в нашей стране связано с массовым общественно-педагогическим движением, с возникновением противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов её реализовать. Возрос массовый характер применения нового и в системе дополнительного образования.

 Практически каждый шаг педагога, любая инициатива организатора учебно-воспитательного процесса сопряжены с необходимостью внедрения новых педагогических идей, педагогически последовательного освоения инновационных воспитательных моделей и технологий. Однако возникает сакраментальный вопрос: «Как подготовить педагога к такого рода инновационной деятельности?» Очень многое в формировании готовности к инновационной деятельности педагога дополнительного образования можно сделать ещё до начала его профессиональной деятельности. На этапе подготовки педагога в специальных учебных заведениях можно говорить о наличии общих способностей у будущих педагогов. Проблема готовности педагога к инновационной деятельности — это проблема трансформации общих способностей в педагогические, творческие и коммуникативные.

К сожалению, на практике не единичны случаи, когда прогрессивные образовательные методики и технологии не находят своего применения. В период с 1995 по 1997 годы было немало сделано для пропаганды опыта учителей-новаторов. Однако за последние 10 лет их опыт не внес сколько-нибудь существенных изменений в технологию обучения и воспитания. По международным оценкам в системе повышения квалификации и переподготовки кадров только 10 % затрат окупается в виде изменения поведения на рабочем месте, т. е. 90 % обучающихся возвращаются к старым методам работы.

Образовательные технологии являются эффективными в том случае, если полученные знания применяются на практике. Оценка эффективности применения новых знаний на практике связана с проблемой переноса навыков обучения в рабочую среду. «Перенос» - это степень эффективности применения теоретических знаний и навыков в практической работе. Важнейшими характеристиками переноса являются:

  1. приобретение знаний и навыков;
  2. практическое применение их на рабочем месте;

               3)оценка эффективности этого применения в течение длительного периода времени (Лунев А. П.).

Если допустить, что инновационные теоретические знания уже получены и эффективность их применения зависит только от степени их применения, то соотношения между этими двумя периодами определяются принципом Парота («Метод рычага»), который гласит: «20 % наших усилий могут принести 80 % наших результатов». Иными словами, эффективность переноса на 20 % зависит от качества приобретенных знаний и навыков и на 80 % - от усилий по внедрению этих знаний на практике.

В связи с этим одной из актуальных проблем управления инновационными процессами в образовательном учреждении является проблема отношения педагогов к инновациям. Под «принятием новшеств» учителем понимается их мысленное усвоение, подготовленность педагога к восприятию определенных новшеств, оценки их как необходимых, готовность к их внедрению в своей практике ( К. Ангеловски). По этому основанию Э. М. Роджерс выделяет следующие группы педагогов:

1 -я группа - новаторы - педагоги с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают новое, смело его распространяют и внедряют;

2-я группа - передовики (лидеры) - идущие впереди других в восприятии нового, охотно берущиеся за внедрение;

3-я группа - умеренные - (нейтралисты), так называемая «золотая середина», не стремящиеся быть ни первыми, ни последними, поддерживающие новое только тогда, когда его воспримет большинство, когда оно возобладает;

4-я группа - предпоследние - сомневающиеся, выбирают между новым и старым, склоняющиеся к новому только после того, как сформируется общее общественное мнение;

5-я группа - последние - тесно связанные со старым, консервативные, решающиеся принять новое последними

 Инновациям, несомненно, надо учить. Но не как фрагментарно представленному в курсе повышения квалификации явлению, а как особым образом организованной работе, составляющей организационно-управленческий каркас базисного элемента профессиональной культуры современного педагога.

 Учреждения дополнительного образования, созданные в стране в период кардинальных перемен, формируют сегодня новую практику образования, доступного и интересного, отвечающего требованиям времени и людей нового поколения. Именно поэтому одним из основных критериев успешной деятельности каждого учреждения дополнительного образования, каждого творческого объединения становится результативная инновационная деятельность как процесс освоения новых средств, методов, программ, позволяющих развиваться, добиваться качественно новых результатов и становиться все более и более привлекательными и необходимыми для детей, родителей, общества.

Разработка и усовершенствование образовательных программ - одно их самых распространенных направлений новационного педагогического поиска в образовательных учреждениях. К таким программно-методическим регулятивам творческой деятельности педагога относятся: во-первых, четкая рефлексия того, где, в чем и зачем намеревается учитель, воспитатель или руководитель провести инновацию, каким требованиям должна отвечать авторская программа; во-вторых, в ней должны быть представлены не только «знаниевый» (то есть образовательный стандарт), но и личностный аспект (личностный опыт детей и педагога) образования. Учебная программа в этой связи, по мнению В. В. Серикова, - это не инструкция «что дать ученикам», а установка на творческое сотрудничество с ними при решении взаимозначимых задач, диалог, субъект-субъектное обучение.

По инновационному потенциалу различают следующие типы «авторских»  программ:

  1. рационализаторские - полученные путем частичных усовершенствований уже существующих программ;
  2. комбинаторные - полученные путем комбинаций нескольких программ;
  3. дополняющие - существенно новые по содержанию, дополняющие уже имеющийся пакет образовательных программ;
  4. новаторские - отличающиеся новизной парадигмальнрй основы, замыслом, предлагаемыми технологиями обучения.

Успешная реализация авторской программы требует технологического обеспечения, т. е. наличия проекта будущей педагогической деятельности (тематическое планирование систем учебных занятий), сценариев ключевых (опорных) занятий с методическими комментариями, комплексы проверочных заданий и диагностических материалов, ориентированных

К инновационным формам учебных занятий  можно отнести

— интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;

— занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и так далее;

— занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, устный журнал, газета и так далее;

— занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и другие.

 Для реализации задач инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования детей  можно  определить тактику и стратегию работы с педагогами для развития их творческого потенциала:

— всемерная поддержка инновационных начинаний педагогов,

— повышение квалификации педагогов дополнительного образования,

— организация и проведение мастер-классов,

— периодическая отчётность педагогов дополнительного образования о ходе образовательного процесса перед педагогическим советом, родительским советом, советом учреждения и администрацией.

 Инновации — характерный признак истинно современного образовательного учреждения, в том числе и учреждения дополнительного образования. За любой инновацией предполагается наличие инновационно-педагогической деятельности конкретного педагога. Следовательно, необходимо создание условий для педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания, необходимо обеспечение вариативности в отборе содержания.

 Участие педагога в инновационной деятельности противоречиво. С одной стороны, это должно быть полезно для его профессионального развития, так как позволяет освоить новые педагогические технологии, приобрести новый педагогический опыт, а с другой — инновация — деятельность, сопряженная с преодолением ряда типичных трудностей, способных привести педагога к кризису профессионального развития.

 Сегодня, как никогда, важно обеспечить непрерывное профессиональное развитие педагога дополнительного образования (этап профессионального образования, этап становления профессионального опыта, этап стабильного профессионального развития, этап педагогического мастерства), сформировать у него способность к профессиональному самовосстановлению, подготовить его к работе в непрерывно обновляющейся педагогической действительности. В связи со спецификой обучения и профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования, часто как таковое педагогическое образование совпадает по времени с этапом профессионального становления. Многое здесь зависит от качества постановки работы в учреждениях образования и институтах повышения квалификации (ИПК).

 Наблюдения показывают, что для эффективного обеспечения процесса непрерывного профессионального развития педагога — как преподавателя-специалиста в предметной области, как педагога-воспитателя, как педагога-исследователя, наконец, как педагога-новатора — необходимы, по крайней мере, следующие два основных фактора:

1) психологическая готовность педагога к инновационной деятельности и, как показывают наши исследования, особая группа навыков и умений рефлексивно-аналитического и деятельностно-практического порядка;

2) переориентация всех институционализированных форм профессионального образования, повышения квалификации педагога на задачи поддержки его как педагога-профессионала в стремлении к непрерывному профессиональному росту.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность педагога дополнительного образования

Статья адресована методистам и педагогам дополнительного образования. В статье даны рекомендации по организации инновационной деятельности педагога....

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...

мастер - класс "Игровые технологии в образовательной деятельности педагога дополнительного образования"

Цель данного мастер - класса - развитиепрактических умений педагогов дополнительного образования, направленные на создание торческой атмосферы на занятиях...

Методические рекомендации по обобщению опыта инновационной деятельности педагогов дополнительного образования

Методические рекомендации для составления аналитических отчетов методистам УДОД...

Образовательный КВЕСТ – современная интерактивная технология в деятельности педагога дополнительного образования

Современный учитель постоянно в поиске инновационных методов, приёмов позволяющих заинтересовать ученика, активизировать его познавательную деятельность, сформировать потребность самостоятельно учитьс...

«Использование инновационных технологий в работе педагога дополнительного образования»

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождении в мировое образовательное пространство.     Этот процесс сопровождается существ...

Методические рекомендации по инновационной деятельности педагога дополнительного образования.

Изучение современной образовательной реальности показывает, что именно инновационные образовательные практики являются источниками инноваций, возникающих и распространяющихся в образовании: они возник...