Методические рекомендации по инновационной деятельности педагога дополнительного образования.
методическая разработка

Пихиенко Ольга Юрьевна

Изучение современной образовательной реальности показывает, что именно инновационные образовательные практики являются источниками инноваций, возникающих и распространяющихся в образовании: они возникают в ответ на вызовы современности как локальные феномены, своеобразные ростки нового, которые распространяются горизонтально и служат ресурсом движения элементов новшеств снизу вверх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._rek._yanvar.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по инновационной деятельности педагога дополнительного образования.

 Пихиенко О.Ю -Методист МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР»

«Образование есть дорога к свободе. Мы свободны, когда наша деятельность направляется результатами осмысления собственного опыта, когда мы способны увидеть новое, рассмотреть его посредством анализа и спроектировать свои действия с учетом нововведений»

А.П. Зинченко

Изучение современной образовательной реальности показывает, что именно инновационные образовательные практики являются источниками инноваций, возникающих и распространяющихся в образовании: они возникают в ответ на вызовы современности как локальные феномены, своеобразные ростки нового, которые распространяются горизонтально и служат ресурсом движения элементов новшеств снизу вверх.

Инновационные процессы реализуются сегодня практически    во всех сферах человеческой деятельности. Нововведение в учреждениях дополнительного образования являются достаточно важным и необходимым механизмом творческой деятельности, который отличает одно образовательное учреждение от другого. Именно поэтому одним из направлений деятельности учреждений дополнительного образования является результативная инновационная деятельность, как процесс освоения тех составляющих, которые позволяют добиваться качественно новых результатов и становиться все более привлекательными  и необходимыми  для детей и их родителей.

Главное отличие инновационного образовательного учреждения от традиционного состоит в создании условий для развития всего потенциала личности, чтобы быть готовой к любому, даже непредвиденному будущему, и способной адаптироваться к новым ситуациям.

Бесспорно, педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его   квалификации, профессионализма, личных качеств   зависит эффективность решения многих проблем в учреждении.

            Новые веяния времени требуют от педагога дополнительного образования постоянной активной позиции и выхода за рамки своего узкого мирка преподавания в конкретном  творческом объедении.

            Если для педагога, работающего в традиционной системе, главными были специальные и методические знания, достаточно было владеть педагогической техникой, иметь педагогическое мастерство, позволяющие ему осуществлять образовательный процесс  на профессиональном уровне и добиваться  его высокой эффективности,  то  для перехода в инновационный режим определяющим является готовность педагога к инновациям и      приоритетными становятся знания теоретические (знание современных психолого-педагогических концепций), методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) и технологические (знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий).

Особую значение в процессе профессионального самосовершенствования педагога имеет его инновационная деятельность.

Инновационная деятельность – целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более   высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. 

В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Инновационная деятельность педагога зависит:

от уровня   личностной готовности педагога к этой деятельности, совокупности качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности:

       личностных  (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);

      специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и  выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы  образования и реализовывать эффективные способы их решения). 

По сути своей  новизна всегда относительна. Новшество не обязательно является чем-то новым, но обязательно чем–то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе.

Инновации педагога учреждения могут быть представлены в виде:

-  абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов), 

- относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).

 Источником инновационных идей педагога может служить:

- неожиданное для самого  педагога событие (успех, провал, как толчок к развитию деятельности);

- различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами, желаниями и практическими действиями педагога);

- потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);

- изменениями в ценностях и установках детей  (влечет за собой  поиск новых форм общения и профессионального поведения) и  т. д.

Содержание инновационной деятельности педагога

1.   Внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в образовательном процессе.

2. Разработка авторских программ, методик, технологий, проектов, методической продукции.

3.    Проведение учебных занятий в инновационных формах.

4.    Проведение мастер – классов на различных  уровнях.

5. Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности.

             Для осуществления инновационной деятельности педагог может работать единолично или педагоги могут объединяться в группы:

- МО по определенной теме или направлению деятельности;

- проблемные (творческие) группы, в которых  педагоги разных направлений объединяются для определенных задач по организации и осуществлению образовательного процесса.  

             Как же может педагог позиционировать себя, заявить на реализацию инновационной деятельности.

Порядок организации и проведения инновационной деятельности педагога предполагает:

выбор темы  инновационной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся и  в соответствии с целью образовательной организации, (она же может стать и темой  самообразования педагога);

-стартовая экспертная оценка  инновации,  заявленной педагогом

азработка проекта (программы, плана)  инновационной деятельности: цель исследования, задачи, предмет, новизна, практическая значимость, актуальность, критерии оценки, формы контроля и диагностики, основные этапы работы, длительность, предполагаемый результат. - осуществление  инновационной деятельности (реализация инновационного проекта (программы);

- отчет о реализации инновации. Предусматриваются разнообразные формы ознакомления  с ходом, способами и результатами инновационной деятельности:

"Творческие отчеты" позволяют   оценить   общую результативность инновационной деятельности,   увидеть отличия, которые приносит с собою инновация в жизнь коллектива, учащихся, их родителей.

"Открытые мероприятия"   позволяют непосредственно познакомиться с творческой деятельностью педагога.

"Методические выставки" позволяют знакомиться с новыми наработками педагогов  коллектива, предлагают материалы, которые могут использовать   педагоги, осваивающие какую-либо инновацию.

"Тематические консультации" позволяют другим заинтересованным педагогам образовательных учреждений получать дополнительную информацию  по различным инновациям.

 "Проблемные семинары" представляют особый интерес для тех, кто в процессе освоения инновации уже почувствовал потребность в более глубокой  теоретической подготовке.

 "Свободное посещение занятий"  педагога, реализующего инновацию;

- внедрение  инновации (распространение  созданного инновационным путем опыта, новой практики).  

            

    Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не реализуются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога.  Без творчества нет педагога - мастера. На сегодняшний день реалии таковы, что необходимо постоянно расти в профессиональном плане. 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность педагога дополнительного образования

Статья адресована методистам и педагогам дополнительного образования. В статье даны рекомендации по организации инновационной деятельности педагога....

Методические рекомендации по организации участия педагогов дополнительного образования в конкурсе профессионального мастерства «Сердце отдаю детям»

Следуя этим рекомендациям, педгоги МБОУ ДОД ДДТ успешно участвуют в краевых  педагогических конкурсах, занимая призовые места....

Методические рекомендации для воспитателей и педагогов дополнительного образования по озеленению

Тема: Подготовка к самостоятельной работе воспитанников с ограниченными возможностями на занятиях сельскохозяйственного труда. Содержание:Актуальность.Условия, необходимые для теоретической части...

Методические рекомендации по оформлению портфолио педагогов дополнительного образования детей

Методические рекомендации по оформлению портфолио педагогов дополнительного образования детей...

Технология инновационный деятельности педагога дополнительного образования

Выступление на заседании секции педагогов дополнительного образования....

Методические рекомендации по обобщению опыта инновационной деятельности педагогов дополнительного образования

Методические рекомендации для составления аналитических отчетов методистам УДОД...

Методические рекомендации по обобщению опыта педагога дополнительного образования

Работа с передовым педагогическим опытом -- одно из основных направлений методической деятельности, обеспечивающая создание целенаправленной эффективной системы повышения квалификации педагогов и напр...