Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа"Мягкая игрушка"
рабочая программа на тему

Дополнительная общеобразовательная программа "Мягкая игрушка" расчитана на два года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma.docx51.75 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Мягкая игрушка» художественной направленности. Она направлена на развитие художественных способностей и склонностей к рукоделию, подготовки личности к восприятию мира декоративно-прикладного творчества.

     Актуальность 

Программа «Мягкая игрушка»  заключается в потребности детей изготавливать игрушки самостоятельно. При нынешнем разнообразии фабричных игрушек, у детей возникает желание приобрести себе такую же, но не у каждого ребёнка есть такая возможность. Игрушка, изготовленная самостоятельно, по стоимости  выходит намного дешевле, чем игрушка приобретённая в магазине. Кроме того  вид игрушек фабричного изготовления не так сильно захватывает ребёнка, как поделки, над которыми он трудился самостоятельно. Игрушка, прошедшая через руки ребёнка, как его собственное произведение, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в свой труд выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

     Новизна программы заключается в применении новых методик в работе, разработке педагогом выкроек-шаблонов и технологических карт на каждое изделие из данной программы.  

     Педагогическая целесообразность программы основана на развитии интереса детей к изготовлению мягкой игрушки, потребности в развитии трудовых и практических навыков. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, бережливость и аккуратность. Изготавливая мягкую игрушку ребёнок поймёт, что изделие не получится аккуратным и красивым, если не приложить для этого усилия и будет стараться, чтоб его игрушка получилась самая красивая. Ведь лучшая награда для ребёнка за его труды это готовое изделие, которое хочется быстрее показать родным и близким, получить похвалу. Чем аккуратней изделие, тем больше радости и гордости у ребёнка, что он сам это сделал, своими руками.

Цель: Развитие личности ребёнка посредством изготовления   мягкой игрушки.

Задачи:

           Образовательные

           -Научить изготавливать мягкие игрушки, привить трудовые и практические навыки;

            Развивающие

           -Развить творческую активность и фантазию;

            Воспитательные

         - Воспитать художественный вкус, терпение, трудолюбие, усидчивость самостоятельность,

            аккуратность и бережливость.

     Отличительной особенностью данной программы является построение тематического плана. Темы расположены так, что изделия постепенно усложняются. С каждой новой темой добавляются новые элементы и закрепляется пройденный материал. Изделия подобраны в соответствии с возрастными особенностями  обучающихся и не вызывают затруднений в изготовлении.

Обучение изготовлению мягкой игрушки рассчитано на детей   6,6-14 лет , потому что  это доступная  для этого возраста  по материалам и технике исполнения работа. Базовый уровень знаний ребёнка до начала освоения программы  предполагает умение вдевания нитки в иголку, обведение и вырезание деталей.

     Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, (4 часа в неделю).

    Количество детей в группе: 10 человек.

    Формы организации детей на занятии:  групповая, индивидуально- групповая.

    Формы проведения занятий: практические занятия, теоретические занятия, рассказ, беседа, игра.

       Предполагаемый  педагогический  результат

-  Ребёнок научится  изготавливать мягкие игрушки, получит трудовые и практические навыки.

- У ребёнка будет  развита творческая активность и фантазия, воспитан эстетический и художественный вкус, терпение, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, аккуратность и бережливость.

     Формы и способы проверки результата: опрос, беседа, наблюдение педагога.

                                         

Тематический план

1 год обучения

№ п/п

Тематика занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие, правила ТБ.

2

2

-

2.

Ручные швы.

4

1

3

3.

Изучение сметочных швов.

2

1

1

4.

Изучение швов на швейной машине.

2

-

2

5.

Изготовление игольницы.

2

1

1

6.

Выкройки. Способы переноса выкройки на ткань.

2

1

1

7.

Изготовление плоских игрушек.

4

1

3

8.

Изготовление объемных игрушек.

4

1

3

9.

Мягкая игрушка из носка.

4

1

3

10.

Игрушка «Домашний слоник»

6

1

5

11.

Новогодние игрушки

16

6

10

12.

Кукла Тильда «Ангел»

16

2

14

13.

Сувениры к праздникам

4

1

3

14.

Игрушка Тильда «Гусеница»

16

2

14

15.

Текстильные цветы «Тюльпаны»

8

2

6

16.

Цветочная корзина

6

1

5

17.

Изучение лоскутной техники

8

2

6

18.

Декоративная подушка из лоскутков

12

2

10

19.

Подушкам-думка

12

2

10

20.

Декоративная подушка

12

2

10

21.

Подведение итогов. Выставка изделий.

2

-

2

ИТОГО:

144

32

112

Учебно-тематический план

1 год обучения

№п/п

Тематика занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие, правила ТБ.

2

2

-

2.

Ручные швы.

4

1

3

3.

Изучение сметочных швов.

2

1

1

4.

Изучение швов на швейной машине.

2

-

1

5.

Изготовление игольницы.

2

1

1

6.

Выкройки. Способы переносавыкройки на ткань.

2

1

1

7.

Изготовление плоских игрушек.

3

1

2

8.

Изготовление объемных игрушек.

3

1

2

9.

Мягкая игрушка из носка.

4

1

3

10.

Игрушка «Домашний слоник»

6

1

5

11.

Новогодние игрушки:

-елка

-олень

-ангел

16

6

6

6

6

2

2

2

10

4

4

4

12.

Кукла Тильда «Ангел»

14

2

12

13.

Сувениры к праздникам

4

1

3

14.

Игрушка Тильда «Гусеница»

12

2

10

15.

Текстильные цветы «Тюльпаны»

6

1

5

16.

Цветочная корзина

6

1

5

17.

Изучение лоскутной техники

8

2

6

18.

Декоративная подушка из лоскутков

12

2

10

19.

Подушкам-думка

10

2

8

20.

Декоративная подушка

6

1

5

21.

Подведение итогов. Выставка изделий.

2

-

2

ИТОГО:

144

32

112


Тематический план

2 год обучения

№п/п

Тематика занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Повторный курс.

2

1

1

2.

Шьем джинсовую сумку.

30

4

26

3.

Текстильные куклы из капрона.

.

30

3

27

4.

Обереги для дома.

30

2

28

5.

Игрушки из меха.

30

3

27

6.

Знакомство с техникой «Канзаши».

4

2

-

7.

Цветы в технике «Канзаши».

20

2

18

8.

Панно в технике «Канзаши».

24

4

20

9.

Вышивка крестом.

22

-

22

10.

Вышивка лентами.

20

2

18

11.

Подводим итоги. Оформление выставки.

4

-

4

Итого:

216

26

190

Учебно-тематический план

2 год обучения

№п/п

Тематика занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Повторный курс.

2

1

1

2.

Шьем джинсовую сумку.

30

4

26

3.

Текстильные куклы из капрона:

- малыш

-бабушка

-дедушка

30

10

10

10

3

1

1

1

27

9

9

9

4.

Обереги для дома.

30

2

28

5.

Игрушки из меха:

-медвежонок

-овечка

-котик

30

10

10

10

3

1

1

1

1

27

9

9

9

6.

Знакомство с техникой «Канзаши»:

4

2

-

7.

Цветы в технике «Канзаши»:

-мак

-подсолнух

20

10

10

2

1

1

18

9

9

8.

Панно в технике «Канзаши».

-земляника в корзине

-цветочное настроение

24

12

12

4

2

2

20

10

10

9.

Вышивка крестом:

-пейзаж

-животный мир

22

11

11

-

-

-

22

11

11

10.

Вышивка лентами:

-панно «Лето пришло»

-панно «Розы»

20

10

10

2

2

-

18

8

10

11.

Подводим итоги. Оформление выставки.

4

-

4

Итого:

216

26

190

Содержание программы

  1. год обучения.

1.Вводное занятие.

Теоретические занятия. Знакомство с планом и содержанием работы. Знакомство с оборудованием и инструментами. Общие правила безопасной работы.

Практические занятия. Подготовка рабочих мест. Организация группы.

2. Ручные швы.

Теоретические занятия. Ручные и машинные швы. Названия и назначения швов. Соединительные швы.

Практические занятия.  Применение  различных швов на практике.

 3.Изучение сметочных швов.

Теоретические занятия. Виды швов. Их разнообразие.

Практические занятия. Изучение сметочных швов на практике.

4.Изучение швов на швейной машине.

Теоретические занятия. Виды швов на швейной машине. Их разнообразие.

Практические занятия. Машинная строчка на ткани.

 5. Изготовление игольницы

Теоретические занятия. Основы технологического процесса. Выбор эскиза. Подбор материала для работы. Разметка изображения. Сборка и закрепление деталей.

Практические занятия. Изготовление игольницы.

6.Выкройки. Способы переноса выкройки на ткань.

Теоретические занятия. Знакомства  с правилами изготовления выкройки их видами, увеличением и уменьшением выкройки.

Практические занятия. Технология изготовления выкроек, их уменьшение и увеличение.

7. Изготовление плоских игрушек.

Теоретические занятия. Знакомство с плоскими игрушками и технологией их выполнения.

Практические занятия. Подбор материалов и инструментов для изготовления плоских игрушек.

8.Изготовление объемных игрушек.                                                         Теоретические занятия. Особенности объемных игрушек. Основные этапы выполнения объемных игрушек. Виды соединений деталей. Оформление игрушек.                                                                                                         Практические занятия. Подбор материала для изготовления  и подготовка его к работе. Раскрой. Сшивание деталей игрушек. Сборка изделий. Оформление изделий.

9.Мягкая игрушка из носка.                                                                       Теоретические занятия. Знакомство с игрушками из носка, способы их изготовления.                                                                                                    Практические занятия. Подбор материала для изготовления  и подготовка его к работе. Раскрой. Сшивание деталей игрушек. Сборка изделий. Оформление изделий.

10.Игрушка «Домашний слоник»                                                              Теоретические занятия. Знакомство с формой игрушки ,подбор подходящего материала.                                                                                                              Практические занятия. Подготовка выкройки ,раскрой игрушки, пошив  и оформление готового изделия.

11.Новогодние игрушки.                                                                               Теоретические  занятия. Знакомство с новогодними игрушками. Выбор наиболее понравившейся .                                                                                    Практические занятия. Подбор материала для изготовления  и подготовка его к работе. Раскрой. Сшивание деталей игрушек. Сборка изделий. Оформление изделий.

12. Кукла Тильда «Ангел».                                                                              Теоретические занятия. Знакомимся с техникой выполнения, подбираем подходящую ткань.                                                                                              Практические занятия. Подбор материала для изготовления  и подготовка его к работе. Раскрой. Сшивание деталей игрушек. Сборка изделий. Оформление изделий.

13.Сувениры к праздникам.                                                                   Теоретические занятия. Выбор эскиза. Подбор материала для работы. Разметка изображения. Сборка и закрепление деталей на фоне.            Практические занятия.  Раскрой деталей. Декоративное оформление готовой игрушки.

14. Игрушка Тильда «Гусеница».                                                            Теоретические занятия. Знакомимся с техникой выполнения ,подбираем подходящую ткань.

Практические занятия. Раскрой. Сшивание деталей игрушек. Сборка изделий. Оформление изделий

15.Текстильные цветы «Тюльпаны».                                                    Теоретические занятия. Изучение особенностей .                                      Практические занятия. Подбор материала для изготовления  и подготовка его к работе. Раскрой. Сшивание деталей игрушек. Сборка изделий. Оформление изделий.

16.Цветочная корзина.                                                                                   Теоретические занятия. Особенности изготовления                                Практические занятия. Подбор материала для изготовления  и подготовка его к работе. Раскрой. Сшивание деталей игрушек. Сборка изделий. Оформление изделий.

17.Изучение лоскутной техники.                                                                  Теоретические занятия. Знакомство с техникой.

Практические занятия. Подбор подходящего  материала для лоскутной техники. Оформление изделий.

18. Декоративная подушка из лоскутков.

Теоретические занятия. Знакомство с техникой выполнения.  Выбор эскиза.

Практические занятия. Подбор материала для изготовления  и подготовка его к работе. Раскрой. Сшивание деталей(лоскутков). Сборка изделий. Оформление изделия.

19. Подушкам-думка.

Теоретические занятия. История создания.  Выбор эскиза.

Практические занятия. Подбор материала для изготовления  и подготовка его к работе. Раскрой. Сшивание деталей. Сборка изделий. Оформление изделия.

20.Декоративная подушка.                                                                  Теоретические занятия. Выбор эскиза.

Практические занятия. Подбор материала для изготовления  и подготовка его к работе. Раскрой. Сшивание деталей. Сборка изделий. Оформление изделия.

21.Подведение итогов. Выставка изделий.

Теоретические занятия. Подведение итогов года.

Практические занятия. Оформление и проведение мини-выставок по каждой теме. Организация итоговой выставки. Поздравление победителей и участников детских фестивалей и конкурсов.

Содержание программы

  1. год обучения

1. Вводное занятие. Повторный курс.

Теоретические занятия. Знакомство с планом и содержанием работы.            Знакомство с оборудованием и инструментами. Общие правила безопасной работы.

Практические занятия. Подготовка рабочих мест. Организация группы.

2. Шьем джинсовую сумку.

Теоретические занятия. Подборка модели, ткани, украшений.

Практические занятия. Раскрой. Сшивание деталей. Сборка  и оформление изделия.

3. Текстильные куклы из капрона.

Теоретические занятия. Знакомимся с техникой выполнения ,подбираем подходящую ткань.

Практические занятия. Раскрой. Сшивание деталей игрушек. Сборка изделий. Оформление изделий.

4. Обереги для дома.

Теоретические  занятия. Знакомство с оберегами. Выбор наиболее понравившегося .                                                                                    Практические занятия. Подбор материала для изготовления  и подготовка его к работе. Раскрой. Сшивание деталей игрушек. Сборка изделий. Оформление изделий.

5. Игрушки из меха.

Теоретические занятия.  Изучение особенностей меховых тканей и работы с ней.

Практические занятия. Подготовка выкройки, раскрой игрушки, пошив  и оформление готового изделия.

6. Знакомство с техникой «Канзаши».

Теоретические занятия. Знакомство с техникой.

Практические занятия. Подбор подходящего  материала (ленты) для  знакомства с техникой «Канзаши».

7. Цветы в технике «Канзаши».

Теоретические занятия. Изучение особенностей .                                      Практические занятия. Подбор материала для изготовления  и подготовка его к работе. Сшивание деталей, опаливание. Сборка изделий. Оформление изделий.

8. Панно в технике «Канзаши».

Теоретические занятия. Выбор оформления панно.

Практические занятия. Подбор материала для изготовления  и подготовка его к работе. Сборка изделий. Оформление изделия.

9. Вышивка крестом.

Теоретические  занятия. Знакомство с техникой выполнения  «крестик» на ткани.                                                                                  

 Практические занятия. Подбор материала для изготовления  и подготовка его к работе. Оформление изделий.

10. Вышивка лентами.

Теоретические  занятия. Знакомство с техникой выполнения  лентами.

 Практические занятия. Подбор материала для изготовления  и подготовка его к работе. Оформление изделий.

11. Подводим итоги. Оформление выставки.

Теоретические занятия. Подведение итогов года.

Практические занятия. Оформление и проведение мини-выставок по каждой теме. Организация итоговой выставки. Поздравление победителей и участников детских фестивалей и конкурсов.

Список литературы для руководителя кружка.

1.        Белова Н. Р. Мягкая игрушка. - М., 2003.

2,        Дайн Г. Л. Русская игрушка. - М., 1987.
З.Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. - М., 1981.

  1. Концепция художественного образования в Российской Федерации.
  2. Невзорова Н. К. Выполнение ручных швов. // Начальная школа. - 1990.
  3. Нестерова Д.В. Рукоделие. - М., 2007.
  4. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до
    реализации: Практическое пособие. - М., 2004.

8,Федеральный     компонент     государственного     стандарта     общего образования. Начальная школа. - 2004. — № 10.

9. Якубова А. А. Мягкая игрушка. Новые модели. - Санкт - Петербург, 2005 10. Павлова Н. Мягкая игрушка от простого к сложному. Ульяновск, 2007

Список литературы для детей.

 1. Анищенко В.В. Мягкие игрушки своими руками.- М.: Мир книги, 2007.-224с.

 2. Белова Н. Мягкая игрушка.- М.: Эксмо, 2003.-220с.

 3. Кочетова С. Мягкая игрушка.- М.: Эксмо, 2004.-216с.

 4. Лапаева Н. Шьём весёлый зоопарк.- М. : Айрис-пресс, 2005. - 192с.

 5. Локвуд Д.  Творчество с ребёнком. - М.: АСТ. Астрель, 2006.- 348с .

 6. Миняева С.А.  Подвижные игры дома и на улице. М. : Айрис-пресс, 2008. - 208с.

 7. Твердохлеб Е. Мягкая игрушка своими руками. Х. : Книжный клуб, 2005.- 160с.

 8. Харлстон М. Шьём забавные куклы и игрушки. Х. : Юнисофт, 2009.-126с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии" для ДОВ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии" для детей с ограниченными возможностями расчитана на обучающихся 7-14 лет. Программа предназначена для педаг...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «МЯГКАЯ ИГРУШКА»

Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка. Содействуя развитию воображения и фантазии, они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, внося...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа "Мягкая игрушка" художественное направление.

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа "Мягкая игрушка" художественное направление. Программа включает: пояснительная записка, содержание программы, каллендарно-тематич...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Вязаная игрушка"

Согласно приоритетным направлениям развития образовательной системы РФ, востребованными являются те дополнительные образовательные программы, которые дают возможность учащимся проявить себя в социальн...