Программа кружка "Юный патриот"
рабочая программа на тему
программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_1-y_god.docx | 52.69 КБ |
programma_kruzhka_2-y_god.docx | 47.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №81 п. Юловский
«Согласовано» «Утверждаю»
на заседании педагогического Директор МБОУ СОШ № 81 совета Протокол №_________ п. Юловский
«___»____________ 20______г. ___________Кокина С.В..
«_____»___________20____г.
Рабочая образовательная программа
«Юный патриот»
Срок реализации программы: 3 года
Возраст обучающихся: 12 - 17 лет
Разработчик: Великоцкая Галина
Васильевна, педагога дополнитель
ного образования
п. Юловский
2014
2
Содержание
Введение с. 3
1. Пояснительная записка с. 3-4
1.4. Цели и задачи образовательной программы с. 4-5
1.6. Условия реализации программы с. 5-6
1.10. Ожидаемые результаты с. 6-8
2. Учебно – тематический план 1 года обучения с.8
3. Содержание тем 1 года обучения с. 9-10
4. Материально – техническое обеспечение программы с. 10
5. Охрана жизни и здоровья детей с. 10-12
6. Список литературы с. 12-13
6.1 Список рекомендуемой литературы для обучающихся с.12-13
6.2. Список рекомендуемой литературы для педагогов с.12
7. Приложение ( календарно – тематические планы по годам обучения с.14-15
3
Введение
«Гордиться славой предков не только можно,
но и должно» А.С. Пушкин
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи является одной из приоритетных в современной молодежной политике. Нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельная личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание обучающихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у детей и молодежи патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества. Общественные опросы и работа с детьми и молодежью гласят, что среди молодых людей большими темпами нарастает преступность, растет число наркоманов, падает нравственность, развивается правовой нигилизм, многие подростки не имеют желания нести службу в Вооруженных силах, увеличивается число призывников, уклоняющихся от военной службы. Поведение молодежи показывает, что размытость патриотических ценностей нередко ведет к тенденции нарастания антиобщественных проявлений, которые представляют угрозу не только подрастающему поколению, но и обществу в целом. В связи с чем воспитание патриотизма, гражданственности является важным фактором формирования и развития личности. В патриотизме народа – сила государства. Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения.
1. Пояснительная записка
1.1. Обоснование актуальности программы
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей села, стремишься быть похожим на них.
Модифицированная образовательная программа детского объединения « Юный патриот» является частью программы гражданско - патриотического воспитания молодежи, разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г», с
4
Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка», Декларацией прав ребенка», Конституцией РФ и Уставом МБОУ СОШ №81 п. Юловский.
Рабочая программа «Юный патриот» военно – патриотической направленности разработана для того, чтобы подростки почувствовали себя частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне. Стержнем деятельности объединения является формирование у детей морально-психологических качеств, определенных понятием ПАТРИОТ. Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства. На занятиях объединения подростки приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность.
- Цели и задачи образовательной программы
Цель - Создание целостной системы гражданско-патриотического воспитания в объединении, ориентированного на становление и развитие личности:
- готовой жить в гражданском, демократическом обществе и правовом государстве;
- свободной, обладающей чувством собственного достоинства, гуманистически ориентированной;
- любящей свою семью, объединение, малую родину, Россию;
- личности культурной, нравственной.
Задачи:
- Обучающие:
- углублено изучать историческое прошлое родного края, развивать у обучающихся интерес к родной истории, раскрывая сущность исторических явлений и процессов на местном краеведческом материале;
- пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям прошлого поколения, институту семьи;
- углубление систематизации знаний обучающихся о культурных традициях родного края;
2. Формирующие:
- воссоздать имеющийся опыт патриотического и гражданского воспитания в детском объединении:
- создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;
- формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
5
- становление гражданской компетентности личности (готовности и способности активно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания на практике;
- содействовать проведению мероприятий патриотической, исторической, воспитательной и образовательной направленности, включающие формирование у обучающихся уважения к старшему поколению, гордости за историю своей Родины;
- формировать основополагающие ценности русской культуры;
- формировать умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности:
а) формулирование проблемы исследования;
б) сбора и оформление материала;
в) оформление статьи, доклада, реферата, композиции.
3. Развивающие:
- развивать общественную активность обучающихся;
- привлекать обучающихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;
- развить устные коммуникативные способности обучающихся:
а) вести устный диалог на заданную тему в жанре интервью;
б) составить самостоятельно вопросник на заданную тему;
в) участвовать в работе конференций, семинаров.
4. Воспитывающие:
- воспитывать сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру;
- проводить целенаправленную работу со СМИ по всестороннему освещению проблем в сфере гражданско-патриотического воспитания в п. Юловский.
- обеспечить идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыки бесконфликтного поведения.
1.3. Условия реализации программы
«Юный патриот» - комплексная система обучения, имеющая свою образовательную программу, рассчитанную на обучающихся 14-17 лет и реализуемую в
6
течение 3 лет:
1-й год обучения - рассчитан на 72 часа ( по 2 часа в неделю – 1 учебный час = 40 мин. ). Наполняемость группы – 15-12 человек.
Никаких особых требований к обучающимся при наборе не предъявляется. Основное требование - выполнение правил и порядков и желание заниматься в объединении. В ходе выполнения программы объединения, кроме основного состава будут привлекаться учащиеся 5-7 классов с целью дальнейшего участия в краеведческой деятельности ( резервный состав). Краеведческая работа музейной направленности достаточно специфическая и сложная, требующая много времени и большой отдачи, поэтому, естественно, необходима индивидуальная работа с обучающимися. Программа состоит из практических и теоретических занятий, которые проводиться как в учебном кабинете, так и на местности - в зависимости от содержания и плана.
Партнерами в реализации данной программы становятся: дети - педагоги - родители.В основу программы положен принцип воздействия, производимый педагогом на воспитанника, предоставляющий ему возможность самостоятельно и осознанно производить выбор, становясь субъектом собственной жизни. При составлении тематических планов учитываются возрастные особенности детей. Используемые формы работы чаще всего индивидуально-ориентированные, формирующие самостоятельность, уверенность и ответственность обучающихся.
Занятия объединения будут проходить в краеведческом музее Юловской средней общеобразовательной школы № 81, в домах уважаемых односельчан или их родственников. В селе есть жители, которые хотят оставить свои знания и опыт потомкам. И есть любознательные дети, которые хотят узнать историю села, узнать о жизни почетных работников предприятий сельской администрации. В школе есть компьютеры и интернет, которые будут задействованы для проведения занятий и научно-исследовательской работы.
В ходе занятий объединения обучающиеся получат возможность подробнее узнать об участии своих односельчан в ВО войне.Обучающиеся научатся осуществлять поиск информации в интернете, обрабатывать её, оформлять в виде книги, альбомов, рефератов, стендов. Приобретут умение публичного выступления.
Результатом будет участие в конкурсах, написание и защита реферата, оформление альбомов, выступление на школьной и районной научно-практической конференции.
1.4. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
Программа «Юный патриот» отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
В результате реализации Программы ожидается:
1. В объединении, как в образовательной системе:
- создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
7
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
- привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию обучающихся;
- активизация потенциала ветеранов в воспитании подрастающего поколения.
2. В образе выпускника:
в познавательной сфере:
- развитие творческих способностей;
- активизация поисковой работы в объединении.
в историко - краеведческой:
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- развитие у обучающихся интереса к углубленному изучению истории своего края и Отечества;
в социальной:
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- формирование у обучающихся готовности к защите Родины;
- повышение интереса обучающихся к военно-прикладным видам спорта, развитие физических и волевых качеств;
в духовно-нравственной сфере:
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
- развитие у обучающихся чувства любви к Родине, родному краю, объединению, школе;
- воспитание у обучающихся уважения к подвигу отцов;
- активизация творческого потенциала обучающихся;
- сохранение и укрепление физического и духовного здоровья обучающихся, повышение эффективности деятельности по охране здоровья обучающихся;
8
Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
2. Учебно – тематическое планирование
2.1. Учебно - тематический план на 1 год (72 часа)
№ | Тема | Количество часов | Формы учебных занятий | ||
теория | практ. | всего | |||
1 | Введение. Основные понятия и термины музееведения. | 2 | 2 | 4 | Лекция, практические занятия, викторина |
2 | Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея. | 2 | 0 | 2 | Лекция |
3 | Музейная сеть и классификации музеев. Школьные краеведческие музеи. | 2 | 0 | 2 | Лекция |
4 | Музейная экспозиция и её виды. | 2 | 16 | 18 | Монтаж. Оформление экспозиций. |
5 | Фонды музея. Работа с фондами. | 4 | 16 | 20 | Лекция, работа с фондами |
7 | Поисково-исследовательская и научная деятельность музея. | 2 | 20 | 22 | Поиск информации в интернете, сбор устой информации, сбор фотоматериалов. |
8 | Культурно-образовательная деятельность музея. | 2 | 2 | Посещение картинной галереи г. Сальска | |
Подготовка и проведение итогового мероприятия. | 2 | 2 | Отчет о проделанной работе | ||
Итого | 12 | 60 | 72 |
9
3. Содержание тем 1 года обучения.
1.Введение. Основные понятия и термины музееведения.
Цели и задачи занятий по программе «Юный патриот». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды.экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина « Кто больше назовёт музейных терминов»; составление кроссворда на тему музея
2. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея.
Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие социальный институт. Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура школьного краеведческого музея и деятельность его подразделений.
3.Музейная сеть и классификации музеев. Школьные краеведческие музеи.
Музеи, как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления Принципы классификации музеев в РФ. Частные музеи и музеи на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными.
Школьный краеведческий музей, как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. План работы школьного краеведческого музея.
4. Музейная экспозиция и её виды
Понятия: музейная экспозиция, экспонат, экспозиционный материал, тематическая структура, экспозиционные комплексы и др. Экспозиционные материалы ( музейные предметы, копии, тексты, указатели).
Особенности экспозиции разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи др.).Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции по учебным дисциплинам и к памятным датам.
Практическая работа: участие в обновлении и создании новых экспозиций.
5. Фонды музея. Работа с фондами.
Определение понятий: фонды музея, изучение музейных фондов, музейный предмет, экспонат, артефакт, и др. Музейные предметы, как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музея. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсии. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации работы в школьном краеведческом музее.
10
Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого музея, их описание и систематизация.
6.Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.
Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.
Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального и коллективного поисково-исследовательского задания ( обучающиеся будут искать информацию в интернете о том где, когда и как служили наши односельчане во время Вов, систематизировать информацию, составлять Книгу памяти п. Юловский, которая войдёт в Книгу памяти Сальского района.
7. Культурно-образовательная деятельность музея.
Культурно-образовательная деятельность музея и её основные формы. Цели, задачи, специфика культурно-образовательной деятельности музея. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.
8. Подготовка и проведение итогового мероприятия.
Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого обучающегося, его вклада в общее дело.
4. Материально – техническое обеспечение программы.
Для организации и эффективного проведения образовательного процесса на занятии военно – патриотического объединения « Юный патриот» необходимо иметь: - кабинет ( классная аудитория базовой школы: столы, стулья); - мультимедийная аппаратура ( компьютер, проектор, экран, сканер, фотоаппарат, проектор); - музейная комната на базе МБОУ СОШ № 81; - возможность использования Интернет - программ; - историческая литература и пособия по краеведению.
5. Охрана жизни и здоровья детей.
Факторы образовательной среды, значимые для сохранения здоровья:
- организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перерывов);
- санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота, достаточная освещенность, правильное цветовое решение кабинета, низкий уровень шума);
- психологический фон занятий (доброжелательность, мудрость педагога, демократический стиль общения);
- методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;
- компетентность педагога в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
- достаточно высокий уровень культуры здоровья обучающихся, их грамотность в вопросах здоровья;
- достаточное количество времени, отведенное на двигательную активность обучающихся (с учетом их возрастной динамики).
12
Ожидаемый результат: Предупреждение перегрузки обучающихся в учебном процессе и ухудшения их здоровья: физического, психического, социального и нравственного
6. Список литературы
6.1. Список литературы для педагога
- Активисты школьного музея. Программы для системы дополнительного образования детей, М. ФЦДЮТиК, МосгорСЮТур 2008
- Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. «Феникс», Ростов—на—Дону, 1999. с.416
- Воспитание и развитие личности в обновляющейся системе образования, Материалы к научно – практической конференции. Выпуск 1, Ростов-на-Дону, 1993.
- Духовные ценности региональной и национально – этнической культуры – завет предков потомкам», Дом детского творчества, 2009.
- Исследовательская деятельность учащихся по краеведению. Сост. П.В.романченко, Н.Н.Ткаченко, Е.И.ткаченко., Ростов-на-Дону, 2005.
- Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей. Ростов-на-Дону, 2009.
- Особенности обучения и воспитания детей с опережающим развитием. № 1, 2008.
- Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Сост. С.Г. Щербакова, Изд.-торговый дом «Корифей», 2007.
- «Развитие исследовательской деятельности учащихся» - Москва «Народное образование», 2001 г.
- Региональные программы Донской средней общеобразовательной школы. Выпуск 1, Ростов-на-Донк, 1993.
- Селюнин В.А. Юг России в войне 1941-1945 гг.Ростов н/Д. 1995.
- Материалы городского Архива, музея при "Доме пионеров", РДК.
- Фролов Ю.В. Профессиональный стандарт педагога с точки зрения компетентностного подхода. Источник: http://www.zam.resobr.ru
6.2. Список литературы для детей
1. Донская история в вопросах и ответах Е.И. Дулнмова, С.А. Кислицына в 2-х томах. Ростов н/Д 1999.
2. Донское казачество в гражданской войне (1918-1920 г) Ростов н/Д. 1992.
3. История донского казачества. А.В. Венков. Ростов н/Д.2001.
13
4. История Донского края с древнейших времен до конца 16 века О.Г.
Веряскина. Ростов н/Д 2005
5. История Донского края. 17-19 века. Н.В. Самарина. Ростов н/Д. 2004.
6. История Донского края 20 века, С.А. Кислицын И.Г. Кислицыиа.
Ростов н/Д. Л 004.
7. История Дона и Северного Кавказа. С древнейших времен до 1917 года.
Л.И. Нарежного, Н.В. Самариной Ростов н/Д.2001.
8. Незабываемые годы. Малахаткин П.И. г.Сальск. 2000.
Дополнительный материал:
1. Архивные документы
2.Данные публикаций СМИ ( районные газеты «Сальская степь», «Компас +», «Неделя нашего региона») 3. Рассказы очевидцев. 4. Используемые источники:
http://учитель.my1.ru/index/rol_istoricheskogo_kraevedenija_v_patrioticheskom_vospitanii_i_grazhdanskom_stanovlenii_lichnosti/0-22
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5440/Itemid,343/
http://zanimatika.narod.ru/RF31.htm
http://festival.1september.ru/articles/532695/
http://referat.yabotanik.ru/pedagogika/patrioticheskoe-vospitanie-detej-sredstvami-kraevedeniya/31409/31318/page1.html
http://festival.1september.ru/articles/522501/
14
Календарно- тематическое планирование 1 год
№ | Тема занятия | Дата проведения |
1-2 | Введение. Цели и задачи по программе «Юный патриот» | 1.09 |
3-4 | Практическое занятие: поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов. Викторина «Кто больше назовёт музейных терминов» | 8.09 |
5-6 | Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея. | 15.09 |
7-8 | Музейная сеть и классификации музеев. Школьные краеведческие муз музеи. Планирование деятельностишкольного краеведческого музея | 22.09 |
9-10 | Понятия: музейная экспозиция, экспонат, экспозиционный материал, тематическая структура, экспозиционные комплексы и др. Особенности экспозиции разных групп музеев. Экспозиции ( постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее | 29.09 |
11-12 | Оформление этнографической экспозиции | 6.10 |
13-14 | Оформление этнографической экспозиции | 13.10 |
15-16 | Оформление археологической экспозиции | 20.10 |
17-18 | Оформление археологической экспозиции | 27.10 |
19-20 | Оформление экспозиции посвящённой истории совхоза «Южный» | 3.11 |
21-22 | Оформление экспозиции посвящённой истории совхоза «Южный» | 10.11 |
23-24 | Оформление военно-патриотической экспозиции | 17.11 |
25-26 | Оформление военно-патриотической экспозиции | 24.11 |
27-28 | Фонды музея. Научная организация фондов музея. Пополнение фондов. | 1.12 |
29-30 | Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсии. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации работы в школьном краеведческом музее. | 8.12 |
31-32 | Практическое занятие: описание фотографий | 15.12 |
33-34 | Практическое занятие: описание фотографий | 22.12 |
35-36 | Практическое занятие: описание фотографий. | 12.01 |
37-38 | Практическое занятие: описание фотографий | 19.01 |
38-40 | Практическое занятие: описание экспонатов | 26.01 |
41-42 | Практическое занятие: описание экспонатов | 2.02 |
43-44 | Правила оформления документов. Практическое занятие: оформление документов | 9.02 |
45-46 | Музеи, как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности музеев. Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея. | 16.02 |
47-48 | Поиск информации о земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне на итернетсайтах «Мемориал», «Подвиг народа» | 2.03 |
49-50 | Поиск информации о земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне на итернетсайтах «Мемориал», «Подвиг народа» | 9.03 |
51-52 | Поиск информации о земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне на итернетсайтах «Мемориал», «Подвиг народа» | 16.03 |
53-54 | Поиск информации о земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне на итернетсайтах «Мемориал», «Подвиг народа» | 23.03 |
55-56 | Поиск информации о земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне на итернетсайтах «Мемориал», «Подвиг народа» | 30.03 |
57-58 | Поиск информации о земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне на итернетсайтах «Мемориал», «Подвиг народа» | 6.04 |
59-60 | Поиск информации о земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне на итернетсайтах «Мемориал», «Подвиг народа» | 13.04 |
61-62 | Обработка и систематизация материала. Оформление Книги памяти. | 20.04 |
63-64 | Обработка и систематизация материала. Оформление Книги памяти. | 27.04 |
65-66 | Обработка и систематизация материала. Оформление Книги памяти. | 4.05 |
67-68 | Обработка и систематизация материала. Оформление Книги памяти. | 11.05 |
69-70 | Практическое занятие: посещение картинной галереи г. Сальска | 18.05 |
71-72 | Подведение итогов обучения | 25.05 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №81 п. Юловский
«Согласовано» «Утверждаю»
на заседании педагогического Директор МБОУ СОШ № 81 совета Протокол №_________ п. Юловский
«___»____________ 20______г. ___________Кокина С.В..
«_____»___________20____г.
Рабочая образовательная программа
«Юный патриот»
Срок реализации программы: 3 года
Возраст обучающихся: 12 - 17 лет
Разработчик: Великоцкая Галина Васильевна
педагог дополнительного образования
п. Юловский
2015 г.
2
Содержание
Введение с. 3
1. Пояснительная записка с. 3-4
1.4. Цели и задачи образовательной программы с. 4-5
1.6. Условия реализации программы с. 5-6
1.10. Ожидаемые результаты с. 6-8
2. Учебно – тематический план 2 года обучения с.8
3. Содержание тем 2 года обучения с. 9-10
4. Материально – техническое обеспечение программы с. 10
5. Охрана жизни и здоровья детей с. 10-12
6. Список литературы с. 12-13
6.1 Список рекомендуемой литературы для обучающихся с.12-13
6.2. Список рекомендуемой литературы для педагогов с.12
7. Приложение ( календарно – тематические планы по годам обучения с.13-15
3
Введение
«Гордиться славой предков не только можно,
но и должно» А.С. Пушкин
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи является одной из приоритетных в современной молодежной политике. Нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельная личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание обучающихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у детей и молодежи патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества. Общественные опросы и работа с детьми и молодежью гласят, что среди молодых людей большими темпами нарастает преступность, растет число наркоманов, падает нравственность, развивается правовой нигилизм, многие подростки не имеют желания нести службу в Вооруженных силах, увеличивается число призывников, уклоняющихся от военной службы. Поведение молодежи показывает, что размытость патриотических ценностей нередко ведет к тенденции нарастания антиобщественных проявлений, которые представляют угрозу не только подрастающему поколению, но и обществу в целом. В связи с чем воспитание патриотизма, гражданственности является важным фактором формирования и развития личности. В патриотизме народа – сила государства. Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения.
1. Пояснительная записка
1.1. Обоснование актуальности программы
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей села, стремишься быть похожим на них.
Модифицированная образовательная программа детского объединения « Юный патриот» является частью программы гражданско - патриотического воспитания молодежи, разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г», с
4
Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка», Декларацией прав ребенка», Конституцией РФ и Уставом МБОУ СОШ №81 п. Юловский.
Рабочая программа «Юный патриот» военно – патриотической направленности разработана для того, чтобы подростки почувствовали себя частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне. Стержнем деятельности объединения является формирование у детей морально-психологических качеств, определенных понятием ПАТРИОТ. Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства. На занятиях объединения подростки приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность.
- Цели и задачи образовательной программы
Цель - Создание целостной системы гражданско-патриотического воспитания в объединении, ориентированного на становление и развитие личности:
- готовой жить в гражданском, демократическом обществе и правовом государстве;
- свободной, обладающей чувством собственного достоинства, гуманистически ориентированной;
- любящей свою семью, объединение, малую родину, Россию;
- личности культурной, нравственной.
Задачи:
- Обучающие:
- углублено изучать историческое прошлое родного края, развивать у обучающихся интерес к родной истории, раскрывая сущность исторических явлений и процессов на местном краеведческом материале;
- пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям прошлого поколения, институту семьи;
- углубление систематизации знаний обучающихся о культурных традициях родного края;
2. Формирующие:
- воссоздать имеющийся опыт патриотического и гражданского воспитания в детском объединении:
- создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;
- формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
5
- становление гражданской компетентности личности (готовности и способности активно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания на практике;
- содействовать проведению мероприятий патриотической, исторической, воспитательной и образовательной направленности, включающие формирование у обучающихся уважения к старшему поколению, гордости за историю своей Родины;
- формировать основополагающие ценности русской культуры;
- формировать умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности:
а) формулирование проблемы исследования;
б) сбора и оформление материала;
в) оформление статьи, доклада, реферата, композиции.
3. Развивающие:
- развивать общественную активность обучающихся;
- привлекать обучающихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;
- развить устные коммуникативные способности обучающихся:
а) вести устный диалог на заданную тему в жанре интервью;
б) составить самостоятельно вопросник на заданную тему;
в) участвовать в работе конференций, семинаров.
4. Воспитывающие:
- воспитывать сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру;
- проводить целенаправленную работу со СМИ по всестороннему освещению проблем в сфере гражданско-патриотического воспитания в п. Юловский.
- обеспечить идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыки бесконфликтного поведения.
1.3. Условия реализации программы
«Юный патриот» - комплексная система обучения, имеющая свою образовательную программу, рассчитанную на обучающихся 14-17 лет и реализуемую в
6
течение 3 лет:
1-й год обучения - рассчитан на 72 часа ( по 2 часа в неделю – 1 учебный час = 40 мин. ). Наполняемость группы – 15-12 человек.
Никаких особых требований к обучающимся при наборе не предъявляется. Основное требование - выполнение правил и порядков и желание заниматься в объединении. В ходе выполнения программы объединения, кроме основного состава будут привлекаться учащиеся 5-7 классов с целью дальнейшего участия в краеведческой деятельности ( резервный состав). Краеведческая работа музейной направленности достаточно специфическая и сложная, требующая много времени и большой отдачи, поэтому, естественно, необходима индивидуальная работа с обучающимися. Программа состоит из практических и теоретических занятий, которые проводиться как в учебном кабинете, так и на местности - в зависимости от содержания и плана.
Партнерами в реализации данной программы становятся: дети - педагоги - родители.В основу программы положен принцип воздействия, производимый педагогом на воспитанника, предоставляющий ему возможность самостоятельно и осознанно производить выбор, становясь субъектом собственной жизни. При составлении тематических планов учитываются возрастные особенности детей. Используемые формы работы чаще всего индивидуально-ориентированные, формирующие самостоятельность, уверенность и ответственность обучающихся.
Занятия объединения будут проходить в краеведческом музее Юловской средней общеобразовательной школы № 81, в домах уважаемых односельчан или их родственников. В селе есть жители, которые хотят оставить свои знания и опыт потомкам. И есть любознательные дети, которые хотят узнать историю села, узнать о жизни почетных работников предприятий сельской администрации. В школе есть компьютеры и интернет, которые будут задействованы для проведения занятий и научно-исследовательской работы.
В ходе занятий объединения обучающиеся получат возможность подробнее узнать об участии своих односельчан в ВО войне.Обучающиеся научатся осуществлять поиск информации в интернете, обрабатывать её, оформлять в виде книги, альбомов, рефератов, стендов. Приобретут умение публичного выступления.
Результатом будет участие в конкурсах, написание и защита реферата, оформление альбомов, выступление на школьной и районной научно-практической конференции.
1.4. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
Программа «Юный патриот» отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
В результате реализации Программы ожидается:
1. В объединении, как в образовательной системе:
- создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
7
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
- привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию обучающихся;
- активизация потенциала ветеранов в воспитании подрастающего поколения.
2. В образе выпускника:
в познавательной сфере:
- развитие творческих способностей;
- активизация поисковой работы в объединении.
в историко - краеведческой:
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- развитие у обучающихся интереса к углубленному изучению истории своего края и Отечества;
в социальной:
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- формирование у обучающихся готовности к защите Родины;
- повышение интереса обучающихся к военно-прикладным видам спорта, развитие физических и волевых качеств;
в духовно-нравственной сфере:
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
- развитие у обучающихся чувства любви к Родине, родному краю, объединению, школе;
- воспитание у обучающихся уважения к подвигу отцов;
- активизация творческого потенциала обучающихся;
- сохранение и укрепление физического и духовного здоровья обучающихся, повышение эффективности деятельности по охране здоровья обучающихся;
8
Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
2. Учебно – тематическое планирование
2.1. Учебно - тематический план на 2 год (72 часа)
№ | Тема | Количество часов | Формы учебных занятий | ||
теория | практ. | всего | |||
1 | Введение. Основные понятия и термины музееведения. | 2 | 2 | 4 | Лекция, практические занятия, викторина |
2 | Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея. | 2 | 0 | 2 | Лекция |
3 | Музейная сеть и классификации музеев. Школьные краеведческие музеи. | 2 | 0 | 2 | Лекция |
4 | Музейная экспозиция и её виды. | 2 | 10 | 12 | Монтаж. Оформление экспозиций. |
5 | Фонды музея. Работа с фондами. | 4 | 10 | 14 | Лекция, работа с фондами |
7 | Поисково-исследовательская и научная деятельность музея. | 2 | 34 | 36 | Поиск информации в интернете, сбор устой информации, сбор фотоматериалов. |
8 | Культурно-образовательная деятельность музея. | 2 | 2 | Посещение краеведческого музея ДП и Ш г. Сальска | |
Подготовка и проведение итогового мероприятия. | 2 | 2 | Отчет о проделанной работе | ||
Итого | 12 | 60 | 72 |
9
3. Содержание тем 2 года обучения.
1.Введение. Основные понятия и термины музееведения.
Цели и задачи занятий по программе «Юный патриот». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды.экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина « Кто больше назовёт музейных терминов»; составление кроссворда на тему музея
2. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея.
Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие социальный институт. Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура школьного краеведческого музея и деятельность его подразделений.
3.Музейная сеть и классификации музеев. Школьные краеведческие музеи.
Музеи, как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления Принципы классификации музеев в РФ. Частные музеи и музеи на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными.
Школьный краеведческий музей, как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. План работы школьного краеведческого музея.
4. Музейная экспозиция и её виды
Понятия: музейная экспозиция, экспонат, экспозиционный материал, тематическая структура, экспозиционные комплексы и др. Экспозиционные материалы ( музейные предметы, копии, тексты, указатели).
Особенности экспозиции разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи др.).Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции по учебным дисциплинам и к памятным датам.
Практическая работа: участие в обновлении и создании новых экспозиций.
5. Фонды музея. Работа с фондами.
Определение понятий: фонды музея, изучение музейных фондов, музейный предмет, экспонат, артефакт, и др. Музейные предметы, как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музея. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсии. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации работы в школьном краеведческом музее.
10
Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого музея, их описание и систематизация.
6.Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.
Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.
Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального и коллективного поисково-исследовательского задания
7. Культурно-образовательная деятельность музея.
Культурно-образовательная деятельность музея и её основные формы. Цели, задачи, специфика культурно-образовательной деятельности музея. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.
8. Подготовка и проведение итогового мероприятия.
Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого обучающегося, его вклада в общее дело.
4. Материально – техническое обеспечение программы.
Для организации и эффективного проведения образовательного процесса на занятии военно – патриотического объединения « Юный патриот» необходимо иметь: - кабинет ( классная аудитория базовой школы: столы, стулья); - мультимедийная аппаратура ( компьютер, проектор, экран, сканер, фотоаппарат, проектор); - музейная комната на базе МБОУ СОШ № 81; - возможность использования Интернет - программ; - историческая литература и пособия по краеведению.
5. Охрана жизни и здоровья детей.
Основная задача при организации образовательного процесса состоит в обеспечении качества образовательной среды для сохранения и развития здоровья обучающихся. Следовательно, педагог должен соблюдать технику безопасности по охране труда при проведении занятий с обучающимися:
|
Факторы образовательной среды, значимые для сохранения здоровья:
- организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перерывов);
- санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота, достаточная освещенность, правильное цветовое решение кабинета, низкий уровень шума);
- психологический фон занятий (доброжелательность, мудрость педагога, демократический стиль общения);
- методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;
- компетентность педагога в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
- достаточно высокий уровень культуры здоровья обучающихся, их грамотность в вопросах здоровья;
- достаточное количество времени, отведенное на двигательную активность обучающихся (с учетом их возрастной динамики).
12
Ожидаемый результат: Предупреждение перегрузки обучающихся в учебном процессе и ухудшения их здоровья: физического, психического, социального и нравственного
6. Список литературы
6.1. Список литературы для педагога
- Активисты школьного музея. Программы для системы дополнительного образования детей, М. ФЦДЮТиК, МосгорСЮТур 2008
- Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. «Феникс», Ростов—на—Дону, 1999. с.416
- Воспитание и развитие личности в обновляющейся системе образования, Материалы к научно – практической конференции. Выпуск 1, Ростов-на-Дону, 1993.
- Духовные ценности региональной и национально – этнической культуры – завет предков потомкам», Дом детского творчества, 2009.
- Исследовательская деятельность учащихся по краеведению. Сост. П.В.романченко, Н.Н.Ткаченко, Е.И.ткаченко., Ростов-на-Дону, 2005.
- Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей. Ростов-на-Дону, 2009.
- Особенности обучения и воспитания детей с опережающим развитием. № 1, 2008.
- Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Сост. С.Г. Щербакова, Изд.-торговый дом «Корифей», 2007.
- «Развитие исследовательской деятельности учащихся» - Москва «Народное образование», 2001 г.
- Региональные программы Донской средней общеобразовательной школы. Выпуск 1, Ростов-на-Донк, 1993.
- Селюнин В.А. Юг России в войне 1941-1945 гг.Ростов н/Д. 1995.
- Материалы городского Архива, музея при "Доме пионеров", РДК.
- Фролов Ю.В. Профессиональный стандарт педагога с точки зрения компетентностного подхода. Источник: http://www.zam.resobr.ru
6.2. Список литературы для детей
1. Донская история в вопросах и ответах Е.И. Дулнмова, С.А. Кислицына в 2-х томах. Ростов н/Д 1999.
2. Донское казачество в гражданской войне (1918-1920 г) Ростов н/Д. 1992.
3. История донского казачества. А.В. Венков. Ростов н/Д.2001.
13
4. История Донского края с древнейших времен до конца 16 века О.Г.
Веряскина. Ростов н/Д 2005
5. История Донского края. 17-19 века. Н.В. Самарина. Ростов н/Д. 2004.
6. История Донского края 20 века, С.А. Кислицын И.Г. Кислицыиа.
Ростов н/Д. Л 004.
7. История Дона и Северного Кавказа. С древнейших времен до 1917 года.
Л.И. Нарежного, Н.В. Самариной Ростов н/Д.2001.
8. Незабываемые годы. Малахаткин П.И. г.Сальск. 2000.
Дополнительный материал:
1. Архивные документы
2.Данные публикаций СМИ ( районные газеты «Сальская степь», «Компас +», «Неделя нашего региона») 3. Рассказы очевидцев. 4. Используемые источники:
http://учитель.my1.ru/index/rol_istoricheskogo_kraevedenija_v_patrioticheskom_vospitanii_i_grazhdanskom_stanovlenii_lichnosti/0-22
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5440/Itemid,343/
http://zanimatika.narod.ru/RF31.htm
http://festival.1september.ru/articles/532695/
http://referat.yabotanik.ru/pedagogika/patrioticheskoe-vospitanie-detej-sredstvami-kraevedeniya/31409/31318/page1.html
http://festival.1september.ru/articles/522501/
Календарно- тематическое планирование 2 год
№ | Тема занятия | Дата проведения |
1-2 | Введение. Цели и задачи по программе «Юный патриот» | 3.09 |
3-4 | Практическое занятие: поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов. Викторина «Кто больше назовёт музейных терминов» | 10.09 |
5-6 | Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея. | 17.09 |
7-8 | Музейная сеть и классификации музеев. Школьные краеведческие муз музеи. Планирование деятельности школьного краеведческого музея | 24.09 |
9-10 | Понятия: музейная экспозиция, экспонат, экспозиционный материал, тематическая структура, экспозиционные комплексы и др. Особенности экспозиции разных групп музеев. Экспозиции ( постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее | 1.10 |
11-12 | Оформление этнографической экспозиции | 8.10 |
13-14 | Оформление экспозиции посвящённой истории совхоза «Южный» | 16.10 |
15-16 | Оформление военно-патриотической экспозиции | 22.10 |
17-18 | Фонды музея. Научная организация фондов музея. Пополнение фондов. | 29.10 |
19-20 | Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсии. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации работы в школьном краеведческом музее. | 5.11 |
21-22 | Практическое занятие: описание фотографий | 12.11 |
23-24 | Практическое занятие: описание экспонатов | 19.11 |
25-26 | Правила оформления документов. Практическое занятие: оформление документов | 26.11 |
27-28 | Правила оформления документов. Практическое занятие: оформление документов | 3.12 |
29-30 | Музеи, как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности музеев. Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея. | 10.12 |
31-32 | Алгоритм краеведческого исследования | 17.12 |
33-34 | Методы краеведческой деятельности, применяемые при написании исследовательской работы. Опрос. | 24.12 |
35-36 | Методы краеведческой деятельности, применяемые при написании исследовательской работы. Анкетирование. | 14.01 |
37-38 | Составление анкеты | 21.01 |
38-40 | Анализ анкеты | 28.01 |
41-42 | Интервью, как разновидность метода опроса | 4.02 |
43-44 | Подготовка интервью | 11.02 |
45-46 | Проведение интервью | 18.02 |
47-48 | Структура исследовательской работы | 25.04 |
49-50 | Структура исследовательской работы | 3.03 |
51-52 | Требования к оформлению исследовательской работы | 10.03 |
53-54 | Защита исследовательской работы | 17.03 |
55-56 | Создание исследовательских работ | 24.03 |
57-58 | Создание исследовательских работ | 31.04 |
59-60 | Создание исследовательских работ | 7.04 |
61-62 | Создание исследовательских работ | 14.04 |
63-64 | Создание исследовательских работ | 21.04 |
65-66 | Создание исследовательских работ | 28.04 |
67-68 | Создание исследовательских работ | 5.05 |
69-70 | Практическое занятие: посещение краеведческого музея г. Сальска | 12.05 |
71-72 | Подведение итогов обучения | 19.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Я-классный руководитель" Воспитательная программа "Растим патриотов"
Воспитание детей и учащейся молодёжи в настоящее время осуществляется в новых социально – экономических и общественно – политических условиях. Сегодня меняется социокультурная жизнь подрастающего п...
Реализация программы "Стань патриотом своей школы"
текст выступления на региональной научно-практической конференции "Теория и практика краеведения в системе работы образовательных учреждений Самарской области" 2012 год...
Дополнительная образовательная программа «Юный патриот»
1. Пояснительная записка. 1.1 Направленность программы – военно-патриотическая.1.2. Актуальность.Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего по...
Рабочая программа клуба "Патриоты России"
авторская программа по духовно-нравственному воспитанию...
Досуговая программа "Мы-патриоты России!"
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отно...
Досуговая программа "Мы-патриоты России!"
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отно...
Проект программы "Растим патриотов"
Данный проект был представлен на муниципальном конкурсе проектов программ по патриотическому воспитанию....