Формирование навыков многоголосного пения у учащихся подросткового возраста на занятиях вокального ансамбля
учебно-методический материал по теме

Перестова Анна Васильевна

Данная работа создана на основе анализа психологической, педагогической и методической литературы. Цель данной работы - выявить приемы и методы, направленные на формирование навыков многоголосного пения у учащихся подросткового возраста на занятиях вокального ансамбля.  Задачами данной работы являются:1) определить специфику многоголосного пения как важной составляющей пения в вокальном ансамбле; 2) дать характеристику подростковому возрастному периоду; 3) выявить методы формирования навыков многоголосного пения у детей подросткового возраста на занятиях вокального ансамбля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  Введение

      Культура, как  совокупность  ценностей, неизменно влияет на деятельность, поведение и общение людей. Важнейшей частью культуры без сомнения является искусство. Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системах общего и музыкально-профессионального образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.

       Именно поэтому очень важным является привлечение детей, особенно в подростковом возрасте, к творческой деятельности. Пение в ансамбле – это оптимальный вид деятельности для ребенка-подростка, который стремится к постоянному общению, познанию себя, устремляется к общественно полезной деятельности. Пение в ансамбле развивает не только музыкальную сторону ребенка, но и его личностные качества, такие как, умение прислушиваться к мнению других, умение уступать, поддерживать и помогать друг другу.  

     Без сомнения, большая, если не решающая, роль в музыкальном развитии детей, пришедших в школьный ансамбль, принадлежит многоголосному пению. Как известно пение многоголосия с наибольшей активностью развивает гармонический слух и ладовое чувство, а соответственно совершенствует чистоту интонации, что чрезвычайно важно в работе с вокальным ансамблем. Ведь любая творческая деятельность должна быть направлена на повышение уровня исполнения, это огромная мотивация для детей, которые являются участниками вокального коллектива.

Цель работы: на основе теоретического анализа психологической, педагогической и методической литературы определить приемы и методы, направленные на формирование навыков многоголосного пения у учащихся подросткового возраста на занятиях вокального ансамбля.

Задачи работы:

  1. определить специфику многоголосного пения как важной составляющей пения в вокальном ансамбле;
  2. дать характеристику подростковому возрастному периоду;
  3. выявить методы формирования навыков многоголосного пения у детей подросткового возраста на занятиях вокального ансамбля.

Глава 1.   Теоретическое обоснование проблемы формирования навыков многоголосного пения у учащихся-подростков на занятиях вокального ансамбля

  1.  Многоголосное пение как важная составляющая пения в вокальном ансамбле

      Прежде чем обратиться к понятию «многоголосного пения», необходимо понять, что означает само слово «многоголосие». Обратимся к различным источникам, для определения этого понятия.

    В толковом словаре Ефремовой понятие «многоголосие» имеет следующее определение.

     Многоголосие – это склад музыки, основанный на одновременном сочетании нескольких голосов.

    В толковом словаре Ожегова дано наиболее развёрнутое определение понятия «многоголосие».

    Многоголосие – музыкальный склад, основанный на одновременном сочетании в произведении нескольких самостоятельных мелодий, голосов или на сочетании мелодии с аккомпанементом.

   Даже не верится что когда-то  давно, музыка имела одноголосный склад, певцы и музыканты на своих инструментах  исполняли одну, не разложенную на голоса, мелодию. Шло время, и одноголосные мелодии эволюционировали в последовательность аккордов, в которых уже звучало несколько голосов, гармонично сочетающихся друг с другом, так зародился многоголосный склад музыки. Многоголосие имеет два основных типа: гомофония (греч. homos – равный; phone – звук) – когда ведущее значение имеет только один голос, в котором звучит мелодия, а остальные голоса ему аккомпанируют. Гомофонный тип многоголосия был широко распространен в 19 веке, также он не менее распространен  и в современной музыке. Вторым типом многоголосия является  полифония (греч. poly- много; phone – голос, звук). В полифонических произведениях все голоса ведут свои самостоятельные, равно важные, одинаково выразительные мелодии. Полифония получила широчайшее распространение еще в 16-17 веках, и достигла наивысшего расцвета в творчестве Иоганна Себастьяна  Баха.

    Многоголосное исполнение во всех его проявлениях чрезвычайно распространено и в наше время. Оно используется буквально повсеместно, от академических хоров и симфонических оркестров, до эстрадных вокальных ансамблей и джазовых « бэндов». Мы и представить себе не можем, что, например, эстрадный вокальный ансамбль,  вышедший на сцену, вдруг будет петь произведение в один голос.

   В последние годы довольно распространенным явлением стало создание  вокальных ансамблей, причем ни только состоящих из взрослых опытных певцов, но и детских вокальных ансамблей, преимущественно эстрадных, поскольку эстрадное искусство наиболее популярно, востребовано в музыкальной сфере. Так как ансамблевое и многоголосное пение неотделимые друг от друга понятия, то рассмотрим значимость многоголосия в ансамбле. Для начала дадим определение понятия «ансамблевое пение».

           Ансамблевое пение – один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры учащихся, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира учащихся; становлению их мировоззрения; формированию будущей личности.

Ансамблевое пение играет большую роль, как в формировании личности учащегося, так и в развитии музыкальных способностей, таких как чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление и т.д. Для ансамблевого искусства как коллективного вида творчества, основной задачей является достижение стройного звучания ансамбля, которое во многом зависит от вокального уровня развития  участников ансамбля, поэтому большое внимание следует уделять вокальной работе.

Вокальная ансамблевая работа является важнейшей формой музыкальной деятельности в системе массового музыкального воспитания.   Являясь эффективным средством развития музыкальных способностей, вкуса ребенка, пение в ансамбле несет в себе и колоссальный воспитательный потенциал. Оно способствует воспитанию чувства единства, сплоченности коллектива, личной ответственности за общий результат. Благодаря пению в коллективе, ребенок начинает внимательно слушать других, а не только себя, что помогает ему тоньше воспринимать музыку. Поэтому не вызывает сомнений то, что ансамблевая работа должна занимать значительное место в музыкальном развитии ребенка.

Ансамбль – это прежде всего уравновешенность, сбалансированность и согласованность всех выразительных элементов ансамблевого звучания.

Самыми распространенными на сегодняшний день являются следующие типы ансамблей:

- унисонный ансамбль (одноголосное исполнение);

- ансамбль, разложенный на солиста и сопровождающие голоса (бэк-вокал);

-  ансамбль нескольких солирующих голосов;

       -  ансамбль с полифоническим строением (равновесие голосов);

       - ансамбль, состоящий из солирующего голоса, солирующего инструмента и инструментального аккомпанемента (характерно для эстрадно-джазовых коллективов).

      Ансамблевое пение подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом. Пение в ансамбле, по своим ощущениям, очень отличается от сольного пения. Если сольное пение в основном требует мелодического мышления, то в ансамблевом пении необходимо уметь мыслить гармонически. И, как следствие, одной из самых сложных задач, становится верное интонирование участников ансамбля. Основная причина неверного интонирования – слабо развитый гармонический слух. Хорошо развитый гармонический слух позволяет «подстраиваться» к звучанию другого голоса, слить с ним собственное звучание, удерживать внимание сразу на нескольких мелодических линиях. А такого качества слуха можно добиться лишь с помощью специально подобранных многоголосных упражнений, которые и будут  формировать навыки многоголосного пения. Способность слышать и исполнять многоголосные произведения не может быть развита в процессе только лишь унисонного пения, поэтому формирование навыков многоголосия чрезвычайно важно в работе с ансамблем.

        Без сомнения, большая, если не решающая, роль в музыкальном развитии детей, пришедших в школьный ансамбль, принадлежит многоголосному пению. Как известно пение многоголосия с наибольшей активностью развивает гармонический слух и ладовое чувство, а соответственно совершенствует чистоту интонации, что чрезвычайно важно в работе с вокальным ансамблем.

    На занятиях вокального ансамбля обязательно идет работа над постановкой голоса и певческого дыхания, а также работа непосредственно над репертуаром. Однако, значительную часть занятия, особенно на первоначальном этапе обучения, следует отдать упражнениям, развивающим ладовый слух. Это необходимо для того, чтобы ученики не механически воспроизводили свои партии, а слышали и чувствовали красоту гармонии, ощущали себя строителями музыкального произведения. Только тогда вокальному ансамблю будет доступен сложный интересный репертуар. Параллельно с одноголосными упражнениями необходимо вести работу над освоением двух, трех, четырехголосного пения, тем самым развивая гармонический слух певцов.

      Многоголосие имеет не только музыкальное, но и чисто эстетическое значение. Массовое звучание многоголосного произведения охватывает всю тесситуру вокальной музыки, благодаря этому, у слушателей возникает ощущение единства, величественности, невероятного разнообразия и красоты звучания.

   Наиболее ответственным этапом обучения многоголосному пению, является первоначальный этап. В этот период закладываются основы, и что не менее важно, закладывается любовь к этому виду исполнительства. Трудности многоголосного пения содержатся не столько в самом пении как таковом, сколько в умении слышать. Вот почему с самого начала, с самых простых песен и упражнений, нужно чтобы дети приучались вслушиваться в красоту звучания двух и нескольких голосов, чувствовать их выразительность, новое качество звучания в отличие от одноголосного пения. Задача, следовательно, состоит в том, чтобы подобрать такой музыкальный репертуар, который бы заинтересовал учащихся, позволил уже с первых шагов, дать им возможность ощутить многоголосное звучание.

   Таким образом, многоголосное пение имеет огромное значение не только для качества и богатства звучания, того или иного произведения, но и развивает музыкальные способности учащихся, дает возможность коллективу исполнять наиболее сложный репертуар, вырабатывает уверенность в исполнительстве юных певцов. Особенно хочется подчеркнуть, что качественно новым исполнение становится лишь при переходе от унисона к двухголосному и многоголосному пению, именно поэтому следует огромное значение при работе с вокальным ансамблем уделять именно формированию навыков многоголосия.

   

     1.2  Характеристика подросткового возрастного периода

       Возрастные особенности – это специфические свойства личности, индивида, его психики, которые закономерно изменяются в процессе смены возрастных стадий развития. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая познавательные, мотивационные, эмоциональные и другие характеристики индивида. В отличие от широко варьирующихся индивидуальных  особенностей, возрастные изменения отражают такие преобразования, которые происходят в психике большинства представителей данной культуры или субкультуры, при сравнительно одинаковых социально-экономических условиях. Возрастные особенности не проявляются в «чистом виде» и не имеют абсолютного и неизменного характера, они испытывают влияние со стороны культурно-исторических, этнических и социально-экономических факторов. Особое значение имеет учет возрастных особенностей в процессе обучения и воспитания.

      Рассмотрим периодизацию детства, общую схему которой разработали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин. В основу данной периодизации положено представление о том, что каждому возрасту как своеобразному и качественно специфическому периоду жизни человека соответствует определенный тип ведущей деятельности; ее изменение характеризует смену возрастных периодов:

  1. непосредственно эмоциональное общение со взрослыми присуще младенцу с первых недель его жизни и до года;
  2. предметно-манипуляторная деятельность характерна для ребенка от 1 года до 3 лет жизни. Центральным новообразованием этого возраста является возникновение у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного детского “Я”;
  3. игровая деятельность наиболее характерна для ребенка от 3 до 6 лет. В процессе ее осуществления у ребенка развивается воображение и символическая функция;
  4. учебная деятельность формируется у детей от 6 до 10 лет. На ее основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности, а также потребности и мотивы обучения;
  5. общественно-полезная деятельность, присуща детям от 10 до 15 лет, она включает в себя такие  виды, как трудовая, учебная, общественно-организационная, спортивная и художественная. В процессе выполнения этих видов общественно полезной деятельности, у подростков возникает стремление участвовать в любой общественно необходимой работе, умение строить общение в различных коллективах с учетом принятых в нем норм взаимоотношений; рефлексия на собственное поведение; умение оценивать возможности своего “Я”, т.е. самосознание;

6.  учебно-профессиональную деятельность выполняют старшеклассники и   учащиеся ПТУ в возрасте от 15 до 17-18 лет. Благодаря этой деятельности у них развиваются потребности в труде, профессиональные интересы, формируются элементы исследовательских умений, способность строить свои жизненные планы, идейно-нравственные и гражданские качества личности,  устойчивое мировоззрение.

      Подростковый возраст охватывает возрастной период от 10 до 15 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Подростковый возрастной период – период, занимающий переходное положение от детства к юности. Он характеризуется бурным и неравномерным ростом  и развитием организма, интенсивным ростом тела и совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета.  Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, усиленная деятельность желез внутренней секреции, часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях  и сердцебиении.  

      Важным видом деятельности в подростковом возрасте является учебная деятельность, но в отличие от младшего школьного возраста, учебная деятельность подростков, сохраняя свою актуальность и значение, выступает для них по своей психологической роли как одна из форм совокупной общественно полезной деятельности. Таким образом,  ведущим видом деятельности у подростков становится развернутая общественно полезная деятельность в различных ее видах, таких как, учебная, трудовая, общественно-организационная, спортивная, художественная. В процессе выполнения этих видов общественно полезной деятельности, у подростков возникает стремление участвовать в любой общественно необходимой работе,  строить общение в различных коллективах с учетом принятых в нем норм взаимоотношений. Именно поэтому очень важно привлекать подростков к различным видам  деятельности, заинтересовывать их творческим подходом к этой деятельности. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний развивают у подростка способность самостоятельно и творчески мыслить, рассуждать, сравнивать, обобщать. Под влиянием обучения, внимание и память у подростка постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.
     
Одним из важнейших моментов, отличающих личность подростка, является развитие самосознания, самооценки; у детей подросткового возраста возникает интерес к себе, к своим личностным качествам, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречиями  между уровнем притязаний подростка и  его объективным положением в обществе и коллективе. 

    Трудности, встречающиеся порой в учебной и воспитательной работе со школьниками-подростками, объясняются иногда недостаточным знанием или игнорированием особенностей и закономерностей психического развития в этом возрасте. Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возраст. По-видимому, сам процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики и ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности. В самом деле, старые формы и методы объяснения нового материала постепенно становятся непригодными. Если школьник еще недавно охотно слушал подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает у ученика скуку, равнодушие, явно тяготит его. Склонный ранее к дословному воспроизведению учебного материала, учащийся стремится теперь излагать материал «своими словами» и протестует, когда учитель требует от него точного воспроизведения формулы, закона, определения. Вчера еще послушный, вежливый, ученик вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство, недисциплинированность.
     
Трудности, связанные с обучением и воспитанием подростков, в том и состоят, что педагоги не видят необходимости изменить привычные методы обучения и воспитания, изменить удачные в прошлом формы влияния и воздействия на учащихся, в частности формы контроля за их жизнью и деятельностью. Педагогу просто необходимо отказаться от многих из этих форм и найти какие-то новые методы, приемы и средства учебного и воспитательного воздействия.

      Психолог А. Г. Ковалев справедливо отмечает, что здесь речь идет не о кризисе возраста, а о кризисе отношений между подростком и взрослыми, в частности учителями, воспитателями. Каждый возраст требует особого к себе отношения. И поэтому при обучении и воспитании подростка многое из того, что ранее было естественным и пригодным, становится неприемлемым, вызывает протест и сопротивление с его стороны.

    Следует отметить, что воспитанием и мотивированием ребенка подросткового возраста непременно должны заниматься не только педагоги, но и его родители. Воспитание и обучение подростков должно стоять на первом месте в каждой семье. Особенно важной задачей для родителей является найти подход и понять интересы своего ребенка. В связи с этим, и планировать какой деятельностью он будет заниматься.

    Итак, процесс обучения для детей подросткового возраста должен проходить с учетом психологических особенностей  данного возрастного периода. Так как типом ведущей деятельности для подростков является занятие общественно полезной деятельностью, то педагогам следует преподносить обучение, именно как полезную для общества деятельность, этим мотивируя учащихся к действиям.

Глава 2. Практическая часть

  1.    Методы формирования навыков многоголосного пения у детей подросткового возраста на занятиях вокального ансамбля

   Методические принципы в работе с детьми, как известно, имеют свою специфику. Важным является то, что необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и соответственно их интересы.

    Итак, прежде чем перейти к многоголосному пению необходимо добиться чистого и активного унисона в одноголосных упражнениях. Под активным унисоном понимаем не только верное интонирование нот, но и правильное вокальное оформление каждого звука, т.е. единая верная вокальная позиция, правильное звукоизвлечение, слаженная работа дыхания.

    Следующим этапом формирования многоголосного звучания является исполнение канонов. В каноне сохранена самостоятельность мелодической линии и его разучивание происходит, как разучивание одноголосной песни, это очень удобно для первоначального этапа работы над многоголосием. Каноны, по мнению многих педагогов-музыкантов, являются результативным связующим мостиком между одноголосным и многоголосным пением. Каноническое двухголосие (иногда и трехголосие) наиболее доступно, интересно и дает достаточно быстрые и ощутимые результаты в овладении навыком распределения внимания.

    После канонов следует переходить к песням и упражнениям с элементами двухголосия, а затем уже с полностью двухголосным музыкальным складом.

    Чрезвычайно полезными для развития гармонического слуха, а соответственно и для формирования многоголосного исполнения являются упражнения, основанные на хроматизмах. Такие упражнения развивают внимательность, концентрацию, выравнивают интонацию.

    Необходимо практиковать пение на голоса без сопровождения. Такое пение является действенным средством для воспитания навыков точного интонирования, способствует укреплению строя, развивает самостоятельность в пении.

    Следует практиковать пение простых созвучий. При этом необходимо, чтобы дети внимательно вслушивались в созвучие, образовавшееся при слиянии нескольких партий, прислушивались друг к другу, слушали другую партию и подстраивались к ней в нужном звучании. Можно разделить ансамбль на три группы, при этом очень важно распределить учащихся таким образом, чтобы сильные ученики оказались в группе со слабыми учениками. Для начала можно взять обычное трезвучие до мажор, три ноты трезвучия распределяем по трем группам: первая группа держит ноту «до», вторая «ми», третья «соль». Затем следует выбрать гласную, желательно чтобы она была «закрытая», например, «у» или «и». Теперь каждая группа поет свою ноту на выбранную нами гласную. Очень важно в этом упражнении, чтобы учащиеся имели навыки цепного дыхания, в противном случае какие-то звуки будут периодически пропадать, и общее созвучие будет теряться. Затем меняем один из голосов на тон или полтона вверх или вниз, при этом остальные должны удержать свои партии, потом меняем еще один голос, при этом получается другой аккорд, затем меняем и третий и так продолжаем, выстраивая всё новые и новые аккорды. Когда трехголосие было освоено, можно разделять ансамбль на четыре группы и продолжать выполнять это упражнение уже на четыре голоса.

Данное упражнение очень развивает гармонический слух, умение держать свою партию, при этом параллельно подстраиваясь к другим партиям, формирует навыки выстраивания звукового баланса, что само по себе очень важно при пении в ансамбле.

    При работе над многоголосием уже в произведении следует также по группам отрабатывать партии. Когда в каждой партии выстроен унисон, только тогда следует соединять голоса в многоголосие.

        Без сомнения  для освоения многоголосного пения важна не только музыкальная и вокальная, но и психологическая подготовка. С самого начала, с самых простых примеров и упражнений необходимо, чтобы дети слышали красоту звучания нескольких голосов, большую выразительность, новое качество звучания по сравнению с одноголосным пением. Поэтому важно, чтобы уже на первоначальном этапе обучения даже самое простое и понятное было интересно детям.

  Итак, сделаем вывод. Для того, чтобы сформировать навыки многоголосия у участников вокального ансамбля необходимо:

  1. добиться чистого и активного унисона в одноголосных упражнениях;
  2. исполнять каноны;
  3. исполнять песни и упражнения с элементами двухголосия, а затем уже с полностью двухголосным музыкальным складом;
  4. выполнять упражнения, основанные на хроматизмах;
  5. практиковать пение простых созвучий;
  6. психологически подготовить учащихся, помочь им услышать красоту в многоголосном звучании, привить интерес к этому типу исполнения.   

           Список используемой литературы

  1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: «Просвещение» 1983 - 222 с.
  2.  Н.Ризоль. Очерки о работе в ансамбле. – 1986. – Москва.
  3. А.Готлиб. Первые уроки ансамбля
  4. Туревская Е.И. Возрастная психология.
  5. «Методика работы с детским вокальным ансамблем» М.С. Осеннева, В.А.Самарин, Л.И. Уколова. Москва 1999 г.

                                               Содержание

Введение…………………………………………………………………….1

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования навыков многоголосного пения у учащихся-подростков на занятиях вокального ансамбля………………………………………………………………………3

  1. Многоголосное пение как важная составляющая пения в вокальном ансамбле…………………………………………………………………..3
  2. Характеристика подросткового возрастного периода…………………8

Глава 2. Практическая часть………………………………………………..13

2.1 Методы формирования навыков многоголосного пения у детей подросткового возраста на занятиях вокального ансамбля………………13

Список используемой литературы………………………………………….16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокальная импровизация на занятиях вокального ансамбля

Вокальная импровизация как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях вокального ансамбля...

Поэтапное формирование песенного творчества обучающихся на занятиях вокального ансамбля

Методическая разработка поэтапного формирования песенного творчества обучающихся младшего школьного возраста на занятиях вокального ансамбля...

Развитие навыка многоголосного пения a cappella в вокальном ансамбле. (младшие классы)

Хоровое или ансамблевое  пение в музыкально-эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало.Большая, если не решающая роль в музыкальном развитии учащихся принадлежит хоровому многог...

СИСТЕМА ВОКАЛЬНО - ИНТОНАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ РАСПЕВАНИЯ, МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИИ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ

Одной из важнейших задач современного образования является приобщение учащихся к ценностям науки и искусства. Отсутствие у младших  школьников интереса к культурному наследию прошлого объясняется...

"Формирование мотивации учебно-исследовательской деятельности учащихся подросткового возраста"

В современной школе развитие и формирование познавательных мотивов актуальны как никогда. По сути, исследовательская деятельность учащихся - зто творческая и одновременно научная деятельность. Данная ...

Формирование мотивации к здоровому образу жизни у учащихся подросткового возраста на уроках биологии

Здоровье и здоровый образ жизни (ЗОЖ) подрастающего поколения - тема особо актуальна. Особую важность данная тема приобретает среди учащихся школ подросткового возраста, так как их образ жизни только ...

« Реализация личностно-ориентированного подхода на занятиях вокального ансамбля младших школьников»

реализация личностно-ориентированного подхода на занятиях вокального ансамбля младших школьников...