Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «По дороге в лесную школу».
план-конспект на тему

Конспект открытого НОД по  формированию элементарных математических представлений в  подготовительной к школе группе № 15, МАДОУ "Сказка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по формированию элементарных  математических представлений

для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «По дороге в лесную школу».

Цель:

Обобщить знания детей по математике, полученные в течение года.

 Задачи:

- продолжать формировать представление об измерении длины с помощью условной мерки;

- закрепить представление о структуре задачи;

- активизировать в речи детей словосочетания: арифметическое действие, условная мерка, слова сложение и вычитание;

- упражнять в  решении простых задач на сложение и вычитание, записывать решение задачи с помощью цифр и знаков;

 - упражнять в решении примеров на увеличение и уменьшение числа на 1, называть последующее и предыдущее число;

- закреплять знания детей порядкового счета в пределах 10 (прямой и обратный счет).

-  закрепить знания о последовательности дней недели.

- закреплять названия геометрических фигур, умение ориентироваться на листе бумаги.

-  закрепить знания о составе числа 8 из двух меньших чисел;

- формировать умение обобщать полученные знания и делать выводы;

- развивать связную речь, побуждая детей отвечать на поставленные вопросы воспитателя полными предложениями;

- развивать логическое мышление, память, внимание;

- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

- воспитывать чувство удовлетворения, радости от совместно выполненной работы.

Предварительная работа с детьми:

Непосредственно образовательная деятельность, решение логических задач, решение конструктивных задач, состав числа в пределах 8 из двух меньших чисел, дидактические игры: «Цветная геометрия», «Фигуры и счет», «Числовые домики», «Живая неделя», составление картинок по точкам, ориентировка на листе бумаги.

Предварительная работа воспитателя:

Подготовить демонстративный и раздаточный материал.

Оборудование: наборное полотно, мольберты, телевизор, мяч, стенд «Домик», мультимедийная презентация.
Демонстрационный материал: 2 листа с парами чисел для сравнения, набор цифр и знаков.
Раздаточный материал: карандаши, условные мерки, бумажные полоски, листы с рисунком фартука, листы для задания по точкам, набор цифр и знаков,  набор геометрических фигур, квадрат из картона.

Методы и приёмы:

 игровые: игра «Отвечай – не зевай», д/и «Сравни числа»;

наглядные: пособие «Дом», сравнение чисел, мультимедийная презентация;

словесные:  рассказ, напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, анализ образовательной деятельности.

Ход деятельности:

Организационный момент.

-Ребята, вы любите сказки?

А так как страна Сказок и страна Математика – это близкие подруги, то предлагаю вам сегодня русскую народную сказку «Колобок» превратить в сказку математическую. Хотите посмотреть, что из этого получится? Тогда вспомним начало сказки:

«Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:

-Испеки мне, старуха, колобок.

Старуха по амбару помела, по сусекам поскребла, наскребла горсти две муки. Хотела замесить тесто.

-А когда завязывала фартук, тесёмочка порвалась.

Задание 1.

-Попросила старуха помочь ей найти подходящую по длине тесёмку. Поможем подобрать тесёмку к фартуку?

-Вспомним правила измерения:  Надо приложить условную мерку к ленте.

Отметить конец мерки карандашом.

Продолжать измерение до тех пор, пока

последний  раз мерка не уложится в нашей   ленте.

-Необходимо подобрать такую тесёмку, в которой условная мерка уложится 4 раза.

-Какая тесёмка подошла? (1,2,3)

-Почему вы так решили?  (Потому, что в неё уложились 4 условные мерки.)

-Молодцы ребята, вы  помогли старухе.

-Испекла она колобок и положила на окошко остыть. Лежит колобок остывает, пролетала мимо сорока и говорит: «Что ты здесь лежишь, отдыхаешь, была я в лесной школе, там после окончания каникул занятия начнутся».

-Лежит колобок и думает, может мне тоже в лесную школу записаться. Спрыгнул он с окошка  и покатился по дорожке в лесную школу поступать.

-А в лесу, кто живёт?  

  Все они ходят в лесную школу.

 Катится, Колобок, катится и вдруг видит, дуб стоит, на дубе дупло. Кто живет в дупле? Правильно – Белка.

Поздоровались они. Колобок попросил указать дорогу в лесную школу.

-Поможешь, решишь задачи, тогда покажу.

2. Задание Белки.

-Поможем колобку?

-Чтобы правильно решить задачу, давайте сначала вспомним, из каких частей состоит задача?  Из условия, вопроса, решения, ответа.

-С помощью, каких арифметических действий мы решаем задачи? «Сложение и вычитание».

-Сколько чисел должно быть в задаче? В условии задачи должно быть не меньше двух чисел.

Задача 1.

Послушайте задачу. «На поляне было 4 грибочка, после дождя выросло ещё 3. Сколько грибов стало на поляне?»

-Что известно в задачи?

-Что нужно найти?

-С помощью какого арифметического действия вы решали задачу? Сложение.

- Решение этой задачи выложите с помощью цифр и знаков.

Сколько у вас получилось?

Вот ответ белки на эту задачу.

-А когда мы говорим всего, то находим целое или часть? Целое.

Задача 2.

У зайца было 5 морковок, 2 он съел. Сколько морковок осталось у зайца?

-Что известно в задачи?

-Что нужно найти?

-Каким действием вы решили задачу? Вычитанием.

-Выложите решение этой задачи.

-Вот ответ белки на эту задачу. Посмотрим, так ли у вас получилось?

-А когда мы говорим,  осталось, то находим часть или целое?  Часть.

-Молодцы ребята!

Попрощался Колобок с Белкой и покатился дальше.

Докатился до полянки, на которой встретил…

 А кого он встретил, мы узнаем позже, а сейчас выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Колобок»

Колобок – румяный бок,

Укатился за порог,

Скок по скок, скок по скок,

Укатился за порог.

Покатился Колобок

По тропинке во лесок.

Скок по скок, скок по скок,

По тропинке во  лесок.

Повстречал в лесу зайчонка

И зубастого волчонка,

Мишку косолапого,

А лисичка Колобка.

Хвать и сцапала.

Задание 3.

-А чтобы узнать, кого встретил Колобок, нужно соединить точки с числами поочерёдно от 1 до 20.

C:\Users\Jaeger\Desktop\картинки по точкам\заяц1.png

-Кто у вас получился?  (Заяц.)  (Показ картинки зайца.)

Поздоровались они. Колобок попросил указать дорогу в лесную  школу. Поиграй со мной в игру, тогда укажу.

4. Игра «Отвечай – не зевай».  (В кругу с мячом.)

Сколько дней в неделе?

Какой сегодня день недели?

Назови 2-й,4-й день недели.

Сколько месяцев в году?

Назови первый (последний) месяц года.

Сколько дней в году?

Сколько солнышек на небе ночью?

Какое число следует за числом 6, 9, 3.

Назовите число предшествующее числу 2, 8, 4.

Какое число больше числа 3 на 1, 6 на 1.

Какое число меньше числа 10 на 1, 2 на 1.

Какое число находится между числами 3 и 5, 7 и 9.

Что выше: деревья или кусты? Деревья выше, а кусты ниже.

Что шире: ручей или река? Река шире, а ручей уже.

Что больше: тарелка или блюдце? Тарелка больше, а блюдце меньше.

Сколько рогов у двух козлов? 4.

У кого больше лап: у утки или утёнка? Поровну.

Сколько лап у двух котят? 8.

-Молодцы ребята!

-Показал заяц дорогу в лесную школу. Попрощались они, и покатился Колобок дальше.

Катится Колобок, катится, а навстречу ему идёт Медведь.

Поздоровались они. Колобок попросил указать дорогу в лесную школу.

Есть у меня опушка, на опушке много цветов и  пчёл.

- Мне нужно заселить пчёл в улей, так, чтобы на каждом этаже было по 10 пчёл, но я забыл состав числа 10, если ты поможешь мне вспомнить, тогда укажу.

-Поможем Колобку?

 5. Задание Медведя «Состав числа 10».

Нужно выложить  состав числа 10 с помощью двух меньших чисел.

  1. 9
  2. 8
  3. 7
  4. 6
  5. 5
  6. 4
  7. 3
  8. 2
  9. 1

-Попрощался Колобок с Медведем и покатился дальше.

- Катится, он катится, а навстречу ему идёт Волк.

-Поздоровались они. Колобок попросил Волка показать ему дорогу в лесную школу.

- Расставь правильно знаки, тогда покажу.

6. Задание: «Сравни числа»

Дети делятся на две команды. Каждая команда подходит к своему мольберту (их 2, и на каждом задание). Дети берут по знаку и выставляют его на мольберте. Один ребёнок из команды читает неравенства, если есть ошибки, исправляет.

  1. 3               6      7

      4    2               9     8

      5    4               3     2          

  1.   5             8     7          

1     4              4     5

      9    10             3     4    

-Показал Волк дорогу, попрощались они.

-Катится Колобок дальше, а навстречу ему  Лиса. Поздоровались они. Колобок просит указать ему дорогу в школу.

-Укажу, если поможешь мне. Был у меня любимый платочек, но дождик смыл с него весь узор. Укрась мой платочек новым узором и я укажу тебе дорогу.

7. Задание Лисы. (За столом)

В левый верхний угол положи овал.

В правый нижний угол положи квадрат.

В центре положи треугольник.

В правый верхний угол положи круг.

В левый нижний угол положи прямоугольник.    

-Вы отлично справились с заданием.

-Поблагодарила Лиса Колобка,  и отвела его в лесную школу навстречу новым знаниям, где к тому времени уже начались занятия.

Вот и сказке нашей конец.

Получилась у нас математическая сказка?

Понравилась вам наша сказка?

И Колобку понравилась сегодняшняя прогулка по лесу и звери довольны вами.  Трудные были испытания? Вы очень хорошо сегодня поработали. Молодцы! Давайте вспомним, какие задания вы выполняли?

Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь Колобку и лесным жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности

В статье, сопровождаемой наглядной презентацией, представлены рекомендации для родителей и педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в к...

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки  певческого  голоса ребенка–дошкольника – одна из наибо...

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с подгруппой детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие к Лунтику».

Направление: Коммуникация, Познание, Художественное творчество: лепка из пластилина.Форма организации: совместная деятельностьс подгруппой детей 5-6 лет, путешествие.Цель: Формирование  коммуника...

Формирование оптико-пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В данной работе большое внимание уделялось начальному этапу формирования временных ощущений путем перекодирования их в пространственные представления на конкретных предметах, развитию тактильно-двигат...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием серии обучающих дощечек "Редакция журнала"

Пошаговый конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОВЗ в интергации с другими образовательными областями с использованием серии обучающ...

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, имеющих задержку психического развития.

Статья  по теме: "Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, имеющих задержку психического развития"....