Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности
статья на тему

Романович Олеся Анатольевна

В статье, сопровождаемой наглядной презентацией, представлены рекомендации для родителей и педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в коммуникативной, игровой, трудовой, продуктивной, познавательно-исследовательской, двигательной и художественно-музыкальной деятельности вне дошкольного учреждения, в рамках тематической недели "Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_v_razlichnyh_vidah_deyatelnosti.rar2.93 МБ

Предварительный просмотр:

«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в различных видах детской деятельности»

Романович О.А.,

учитель-дефектолог, логопед,

высшая кв. категория

Слайд 1. Одной из составляющих образовательной области «Познания» является формирование элементарных математических представлений дошкольников.  Приобретение  этих  представлений имеет существенное значение для  умственного развития детей и оказывает активное влияние на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

Слайд 2. Согласно программным требованиям,  в старшем дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть математическими представлениями по основным разделам:

- количество и счёт;

- цифры и знаки;

- счётные действия;

- величины;

- ориентировка в пространстве;

- ориентировка во времени;

- геометрические фигуры.

Слайд 3. Для достижения положительного результата работы в данном направлении образовательный процесс осуществляется педагогами ДОУ через организацию различных видов детской деятельности.

Но для того, чтобы ребёнок смог овладеть математическими знаниями, умениями и навыками в полном объёме,  необходимо участие родителей, включение их в процесс развития ребёнка.

Слайд 4. Как привлечь внимание ребёнка к математике и помочь ему развиваться в данной области в непринуждённой   обстановке  повседневной жизни?

Слайд 5.   Советы дефектолога родителям:

Слайд 6.   Наступило  утро.  Ребёнок проснулся,    и  любящие  родители  спешат  сказать     ему   слова:    

-   С  добрым утром,  сынок!

- С  добрым  утром, мама  и  папа!

Пробуждение не может быть быстрым, должен  быть переход от сна  к деятельности, поэтому  самое  время  использовать минуты   перехода      для развития ребёнка.

Слайд 7.   Беседа «Что сначала, что потом»

  -  Давай перечислим всё,  что мы сделаем сегодня утром -  говорит  мама.    

-   Первое -   умоемся,  второе  -   причешемся,   третье  - заправим  кровать ,   четвёртое  -  сделаем зарядку,  пятое   -  оденемся,   шестое – позавтракаем.

Слайд 8. 

           -   Сколько дел мы насчитали?

-  Всего 6.

-   Когда  нам надо сделать все эти дела?

-  Конечно   сегодня  утром.

-  А  когда мы  с тобой всё  это  уже делали?

- Вчера  утром?

-   Когда мы снова  будем  всё это делать?

-  Завтра  утром.

Слайд 9.   

 Мы  сегодня рано  встали,

Нам   сегодня  не до сна!

Говорят,   скворцы   вернулись!

Говорят,  пришла  ….  ( весна)!

- Давай, ты будешь одеваться и внимательно слушать признаки весны, добавляя к ним порядковые числительные: первый, второй и т.д.

- Когда будешь заправлять кровать, называй, те признаки, которые запомнил, а я буду считать.

-  Какие времена года соседи весны?

- Зима и лето.

Слайд 10. 

Так  в простой беседе  во   время  коммуникативной деятельности  ребёнка в течение дня без труда можно закрепить понятия  «утро», «день», «вечер», «ночь»,   «вчера»,   «сегодня»,  «завтра»,   время  года, порядковый  счёт, умение  отвечать  на  вопрос: «Сколько?»

Слайд 11 Ребёнок  играет с  игрушками,  которые  можно  посчитать разными  интересными способами.

Слайд 12 Например, считаем глазами. Пусть ребенок сядет себе на руки. Выложите перед ним любое количество игрушек, скажем, пять, и дайте минуту-другую на них посмотреть. Трогать игрушки нельзя, нельзя считать вслух и даже шептать. Работают только глазки.

В течение дня  можно считать ушами. Ребенок сидит на руках, молча, с закрытыми глазами. Мама несколько раз хлопает в ладоши, пусть сосчитает, сколько. Еще игра: ребенок прячется, мама говорит: «Ку-ку» несколько раз, а малыш в ответ ей хлопает на один раз больше.

Считаем « языком. Мелко нарежьте яблоко и несколько кусочков положите ребенку в ротик. Пусть посчитает, сколько кусочков вы положили.

Считаем всем телом. Малыш закрывает глаза, затыкает ушки пальчиками, а мама несколько раз дотрагивается до его плеча. Сколько раз? Малыш должен сосчитать.

Слайд 13 Предложите девочке игру «Весенний гардероб». Играя, она будет подбирать  кукле одежду для  весенней прогулки .    Вместе посчитайте  весенние вещи её гардероба.  Поинтересуйтесь, чего больше курток или плащей, сапог или туфель, брюк или кофточек.

Слайд 14 На небольших карточках нарисуйте схематически  лужи, проталины, первоцветы и добавьте их в игру мальчика «Весенняя дорога». Пусть машинка объезжает их, а ребёнок считает, сколько луж он объехал, сколько встретил первоцветов на проталинках. Чего было больше, а чего меньше. Только не забываете у него спросить об этом, иногда включаясь в игру.

Играя, ребенок учит числа с удовольствием. Этот процесс прививает вкус к интеллектуальным занятиям и учит прилагать усилия в умственной деятельности.

Слайд 15 Ребёнок с удовольствием принимает  участие  в  трудовой деятельности. Если она организована вами в виде игры с вопросами и заданиями.

Слайд 16  Например, мама  хлопочет  на  кухне и  предлагает  ребёнку  приготовить салат «Весенний»  

-    Так  как  сейчас весна,  предлагаю приготовить  салат  «Весенний»

-   Возьми  из холодильника 3  огурца  и  2 помидора.

-  Сколько всего овощей  ты взял  из  холодильника?

-  Посмотри  и посчитай, сколько  помидоров  там  осталось?

- Чего больше  огурцов  или  помидоров   у  нас  на столе?

-     Сделай  так,  чтобы их стало  поровну.

- Сколько всего овощей мы приготовили для салата?

-   А теперь   мы  будем отделять листья у зелёного салата, а  ты   будешь   их  считать.  Отрывай кусочки от каждого листочка, клади в тарелку и считай.

- Возьми из холодильника столько же перцев, сколько огурцов на столе.

- Пересчитай все овощи для салата.

- Сколько всего овощей ты насчитал?

В принципе так можно считать любые продукты, крупы, посуду, выполнять счётные действия, помогая маме на кухне, поливая цветы, убирая игрушки.

Весной на улице грязно и обувь требует постоянного ухода. Приведите в порядок весеннюю обувь вместе с ребёнком, давая ему поручения:

-  Расставь обувь, которую мы носим весной  парами.

- Посчитай, сколько пар обуви чистых, а сколько грязных.

- Сколько сапог в одной паре?

- Сколько сапог в двух парах?

- А в трёх парах?

 Слайд 18. Разнообразьте двигательную деятельность ребёнка игровыми  упражнениями.   Слайд 19. Спрячьте букет первоцветов и предложите ребёнку его найти.  Вы даёте ребёнку инструкции, а он выполняет. 3 шага вправо, 4 шага вперёд,  2 шага влево, 1 шаг назад и т.д. Заодно ребенок выучит, где лево, а где право. Ура, ты нашёл букет!  Назови и посчитай цветы в нём. Сколько всего цветов в букете? Не забудьте поменяться с ребёнком ролями: теперь вы ищете букет, причем постоянно ошибаетесь. Но оплошать вам не дадут, ребенок с удовольствием укажет на промахи и неточности. Можно нарисовать ребёнку схему-план с цифровым указанием количества шагов и тогда он сможет искать предметы самостоятельно. Использовать эту игру можно на прогулке, направляя ребёнка к проталинке или лужице, к скворечнику или грачу.

Слайд 20.  Дети - большие почемучки.  Много ответов на вопрос: «Почему?» таят в себе весенние прогулки. Самые увлекательные занятия математикой случаются именно там. В познавательно – исследовательской деятельности  ребёнка во время прогулки  предлагайте ему сыграть то в одну математическую игру, то в другую.

 Слайд 21. Самая простая, но увлекательная Игра « Встречные предметы».

Предметы бывают разные по форме. Убедимся в этом на примере луж.

- Давай рассмотрим лужи, которых много весной.

-   Какие они  по форме?

- Каких луж больше круглых или овальных?

Слайд 22. Предметы бывают разные по размеру.

- Весной появляются первоцветы. Давай найдём большие и маленькие цветы мать -и-мачехи и сравним их.

Слайд 23.Предметы бывают разные по длине.

- Весной на земле много сухих, опавших веток. Давай соберём  5 длинных веток и 5 коротких. Сравним  количество длинных и коротких веток. Их поровну. Столько же, одинаково.

Слайд 24. Предметы бывают разные по толщине.

Попробуйте вместе с ребёнком сравнить толщину деревьев в сквере. Если обхватили ствол дерева руками, значит оно тонкое, не можете обхватить его руками - значит толстое.

 Слайд 25. Предметы бывают разные по высоте.

Обязательно по возможности сравнивайте высоту деревьев и кустов, домов, ширину мостов, проезжей части дороги и тротуара, длину скамеек и др.

Слайд 26. Предметы бывают разные по ширине.

В парке есть много дорожек и тропинок.  Можно предложить ребёнку пройтись сначала по узкой тропинке. А потом по широкой дорожке. Опять вернуться на узкую тропинку, а затем на широкую дорожку. Ребёнок научиться сравнивать дорожки по ширине на наглядном практическом примере.

Слайд 27.

- Весной на веточках появляются почки и первые листочки. Давай рассмотрим веточку и посчитаем, сколько почек на ней и сколько листочков. Чего больше? А чего меньше на веточке? На сколько почек больше чем листочков? На сколько листочков меньше чем почек?

Так в непринуждённой обстановке, играя, ребёнок без труда усвоит все сложные математические понятия

Слайд 28.

  Вернувшись с прогулки, можно привлечь внимание малыша к продуктивной деятельности.  Например в проекте  «Кораблики»

Слайд 29.

Предложите ребёнку сделать кораблики из бумаги вместе. Пусть это будут большой и маленький кораблики, которые   ребёнок   украсит  разноцветными  геометрическими  фигурами и цифрами, а затем возьмёт их на следующую прогулку и будет пускать по ручейкам. По широкому ручейку пустите большой кораблик, а по узкому маленький.  

 Слайд 30.

Можно  собрать  на  прогулке  камешки  и  выложить    из  них  дома ручейки  или  дорожки   разные по  длине  и  ширине.  И поиграть с корабликами и ручейками дома.

Слайд 31.

Дайте  ребёнку  карандаши  и  небольшие  листочки бумаги.     Пока   вы   заняты  своими делами  он  с  удовольствием нарисует каждый признак    весны  на отдельном листочке.  

Слайд 32.

Рисовать можно в течение всей тематической недели, сохраняя рисунки.

Слайд 33.

Прервав ненадолго художественную деятельность ребёнка, предложите ему поиграть с пальчиками под весёлые музыкальные песенки Екатерины Железновой, которые представлены на серии компакт дисков «Музыка с мамой»   На  диске   «5 поросят»   и «10 мышек»  можно найти  мелодии   с  математическим содержанием.  

Слайд 34.

 К весенней тематике подойдёт гимнастика для пальчиков « Червячки пошли гулять». А затем ребёнок может продолжить рисовать картинки о весне.

Слайд 35.

Вечерами  можно  играть с  нарисованными   ребёнком  картинками. Разложите  листочки  с рисунками  на  столе и закрепите  математические   понятия  с помощью заданий   и вопросов.  Задания  и вопросы  могут  быть  следующего содержания:

-   Пересчитай   картинки слева  направо.

-   Сколько  всего картинок ты  насчитал?

-   Посчитай  картинки  в обратном  порядке.

-  Какая  картинка  вторая  по счёту, а  какая  восьмая?

- Какие  картинки  соседи проталинки?

 С помощью зрительного восприятия ребёнок хорошо усвоит признаки весны, а в процессе ответов на вопросы  разовьёт математические навыки.

Слайд 36.

Картинки можно также использовать при чтении художественной литературы весенней тематики. Например, разложите картинки перед ребёнком и предложите ему послушать стихотворение О.А. Романович «Десять признаков весны». Но при этом дайте задание выбирать и раскладывать картинки попорядку, следуя тексту стихотворения. Проверьте правильность выполнения задания, прочитав это стихотворение ещё раз. Заметьте, ребёнок уже 2 раза услышал и попытался повторить текст стихотворения. Теперь он может без вашей помощи обозначить картинки попорядку цифрами в верхнем правом углу.

Пока ребёнок рисует  цифры   на  картинках, вы  можете   заняться  своими делами. Но  не  забудьте  проверить результат его деятельности   и   исправить вместе  с  ним ошибки   в  написании  цифр,  если  такие   имеются.    Иначе   ребёнок  и дальше  будет  продолжать писать  цифры  неправильно.

  Перед сном  вспоминайте  события,  которые  происходили    утром,  днём  и  вечером,  повторите стихотворение   «Признаки весны»   в виде  игры с  пальчиками:  

10 признаков весны поскорей мне назови.

Сжимаем  и  разжимаем  пальцы  на обеих  руках

Затем  загибаем  пальчики     по  одному  к  середине ладошки  по  тексту.

Раз – сосулька,

Лужа - два,

Три -  я видел соловья.

А проталинка – четыре,

Пять – скворечник смастерили

Шесть – сугроб уже спустился

Семь –  подснежник распустился

Восемь -  капают капели

Девять - птицы прилетели

Десять – зиму провожаем,

С радостью весну встречаем!

Хлопаем  в ладошки  на  каждое  слово в  предложении.

Слайд 37.

Результат  вашего   внимания   к   развитию  математических способностей  малыша  не заставит вас долго ждать.  Желаю    Вам успехов,  терпения  и  творческого  поиска   в    развитии  юного  математика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому на сегодняшний день от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения матема...

Реабилитационная программа «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Обоснование выбора социально – реабилитационной программы, реабилитационной технологии Тематический планДиагностическая картаАктуальностьДидактические принципыРазделы программыМежпредметные связиФормы...

Программа по самообразованию "Формирование элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта"

Дети с выраженной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «По дороге в лесную школу».

Конспект открытого НОД по  формированию элементарных математических представлений в  подготовительной к школе группе № 15, МАДОУ "Сказка"...

Формирование оптико-пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В данной работе большое внимание уделялось начальному этапу формирования временных ощущений путем перекодирования их в пространственные представления на конкретных предметах, развитию тактильно-двигат...

Название работы Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста (коррекционная группа) «Ёжик в гости к нам пришёл».

В данном занятии по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ прослеживается не только закрепление понятий «много» - «мало», связь с окружающим...