Из истории математики
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Первое занятие для элективного курса по занимательной математики в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_istorii_matematiki.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по теме «Из истории математики»

  • Цель: познакомить с историей развития математики в разных частях света.
  • Задачи: расширить математический кругозор учащихся, показать практическую направленность

Оборудование: ПК,

 Структура урока

I этап – Организационный момент (5 минут).

II этап –Историческая справка(15 минут).

III этап – Решение занимательных задач(15 минут). 

IVэтап – Подведение итога урока(5 минут). 

V этап – Домашнее задание(5 минут).

Ход урока

Iэтап.  Организационный момент.

Здравствуйте ребята, у нас с вами сегодня первый урок элективного курса «Занимательные задачи». На уроках элективного курса мы будем с вами  заниматься математикой не той, которой вы занимаетесь на уроках математики, а той, которая будет вам интересна. Мы узнаем много нового из истории математики, как считали первобытные люди, научимся новым приемам устного счета и многому другому.

IIэтап. Актуализация знаний.

А сегодня на уроке мы поговорим о том, откуда возникла математика.

математика это  греческого слова matemetika,  от matheme – знание, наука.

Математика – наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира.

Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был необходим, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю. Некоторые первобытные племена подсчитывали количество предметов, сопоставляя им различные части тела, главным образом пальцы рук и ног. Наскальный рисунок, сохранившийся до наших времен от каменного века, изображает число 35 в виде серии выстроенных в ряд 35 палочек-пальцев.

Первыми существенными успехами в арифметике стали концептуализация числа и изобретение четырех основных действий: сложения, вычитания, умножения и деления. Первые достижения геометрии связаны с такими простыми понятиями, как прямая и окружность. Дальнейшее развитие математики началось примерно 3000 лет до н.э. благодаря вавилонянам и египтянам. ВАВИЛОНИЯ И ЕГИПЕТ Вавилония. Источником наших знаний о вавилонской цивилизации служат хорошо сохранившиеся глиняные таблички, покрытые т.н. клинописными текстами, которые датируются от 2000 г. до н.э. и до 300 г. н.э.

Математика на клинописных табличках в основном была связана с ведением хозяйства. Арифметика и нехитрая алгебра использовались при обмене денег и расчетах за товары, вычислении простых и сложных процентов, налогов и доли урожая, сдаваемой в пользу государства, храма или землевладельца.

Многочисленные арифметические и геометрические задачи возникали в связи со строительством каналов, зернохранилищ и другими общественными работами. Очень важной задачей математики был расчет календаря, поскольку календарь использовался для определения сроков сельскохозяйственных работ и религиозных праздников. Деление окружности на 360, а градуса и минуты - на 60 частей берут начало в вавилонской астрономии. Вавилоняне создали и систему счисления, использовавшую для чисел от 1 до 59 основание 10. Символ, обозначавший единицу, повторялся нужное количество раз для чисел от 1 до 9.

IIIэтап.  Решение занимательных задач.

А теперь мы с вами решим несколько занимательных задач.

  1. В каждом из 4 углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидят три кошки. Сколько всего в этой комнате кошек? (слайд 7) (ответ 4).
  2. У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у этого отца? (слайд 8) (ответ 7).
  3. В мастерской по пошиву одежды от куска сукна в 200 м ежедневно, начиная с 1 марта, отрезали по 20 м. Когда был отрезан последний кусок? (слайд 9) (ответ 9 марта).
  4. В клетке находятся 3 кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Каждой девочке дали кролика. И все же в клетке остался один кролик. Как так получилось? (слайд 10) (одной девочке дали клетку с кроликом).
  5. 6 рыбаков съели 6 судаков за 6 дней. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков?(слайд 11) (6 дней).
  6. На одном дереве сидело 40 сорок. Проходил охотник, выстрелил и убил 6 сорок. Сколько сорок осталось на дереве? (слайд 12) (ответ все улетели).
  7. Два землекопа за 2 часа работы выкопают 2 м канавы. Сколько нужно землекопов, чтобы они за 100 часов работы выкопали 100 м такой же канавы? (слайд 13) (ответ 2).
  8. Два отца и два сына разделили между собой 3 апельсина так, что каждому досталось по одному апельсину. Как это могло получиться? (слайд 14) (ответ 2 отца и два сына).
  9. По стеблю растения, высота которого 1 м, от земли ползет гусеница. Днем она поднимается на 3 дм, а ночью опускается на 2 дм. Через сколько суток гусеница доползет до верхушки растения? (слайд 15) (ответ через 7/12 суток).

IVэтап.  Подведение итогов.

Скажите ребята, что нового вы сегодня узнали, или вы это уже учили на уроках математики?

Понравилось занятие?

Vэтап. Домашнее задание.

Решите несколько занимательных задач дома (дети получают карточки с задачами).

Карточка

  1. Мужик пошел на базар и купил там лошадь за 50 рублей. Но вскоре он заметил, что лошади подорожали, и продал ее за 60 рублей. Потом он сообразил, что ехать ему не на чем, и купил лошадь за 79 рублей. Затем он задумался, как бы не получить от жены за такую дорогую покупку, и продал ее за 80 рублей. Что он заработал в результате манипуляций?.
  2. Сколько будет: 2+2*2?
  3. Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 час 40 минут, а другой оборот за 100 минут. Как такое может быть?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 8Б классе (история+математика) «История Московского Кремля от Ю.Долгорукого до Ивана Ⅲ. Решение уравнений и задач с уравнением»

Автономное образовательное учреждение школа №6 г.Долгопрудного    Интегрированный урок в 8Б классе(история+математика)  «История Московского КремляотЮ.Долгорукого до Иван...

Тест на тему: "Из истории математики"

Собраны интересные вопросы из истории математики. Предлагаются 4 варианта ответа....

История математики. Роль памяти в математике.

Математика прошла долгий путь развития, прежде чем стала абстрактной наукой. Историю математики делят на 4 периода. Относительно математики в нашем обществе ещё до сих пор существуют самы странные пре...

Внеклассная работа по математике на тему: "История математики. Архимед"

В представленном файле представлена биография Архимеда, информация о его достижениях и открытиях, стихи о нем...

Презентация по математике "По страницам истории математики"

Красочность презентации развивает интерес учащися к математике....

Методический материал к факультативному занятию по математике по теме "Из истории математики. Спираль Фибоначчи"

Методическая разработка представляет собой иллюстративный материал (презентация и обзор) к факультативному занятию "Из истории математики. Спираль Фибоначчи"....

Внеклассное мероприятие по математике «История математики»

Данное внеклассное мероприятие способствует развитию кругозора учащихся, привитию интереса к математике....