Доклад: «Музыкальная школа в малых северных поселений в векторе современной культуры»
статья на тему

Исабаева Елена Владимировна

Доклад - выступление на Арктическом культурном форуме. в г. Салехарде 2014 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_3.doc78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Ямальская Детская музыкальная школа»

Исабаева Елена Владимировна

Заведующая Мыскаменским отделением ЯДМШ

629720 ЯНАО Ямальский район

п. Мыс Каменный ул. Минская 14

Номинация: «Лидер управления образовательным учреждением»

Доклад:

«Музыкальная школа в малых северных поселений в векторе современной культуры»

             Культура нации определяется не только высочайшими достижениями отдельных творческих личностей или коллективов, но и уровнем культурной образованности каждого члена национального сообщества. В малых северных поселениях у подрастающего поколения нет альтернативы музыкальной школе в получении качественных образовательных услуг в сфере культуры и искусства. В современных условиях нельзя допустить того, чтобы юное поколение росло в условиях дефицита культуры.

             Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ямальская детская музыкальная школа» было  создано  в декабре 2003 года    в районном центре Ямальского района.  Школа состоит из трех отделений - в селах Яр-Сале,  Мыс  Каменный и  Се-Яха.  Все отделения отдалены друг от друга   расстоянием более четырехсот  километров.  Связь между ними осуществляется только воздушным транспортом.    

            Мыс Каменный расположен на побережье Обской губы, состоит из трех поселков в радиусе шести километров. Проживает около 2200 человек, в основном - приезжие из разных уголков России и выходцы из  Украины, Молдавии, Казахстана и Киргизии. Оседлое коренное  население малочисленно. Число детей школьного возраста  278. В Мыскаменском отделении Ямальской  школы  обучается 41 ученик в классах фортепиано, гитары, домры, баяна и аккордеона,  работают 3 преподавателя. Общий педагогический стаж педагогов в среднем составляет 27 лет.  Два преподавателя имеют первую квалификационную категорию, один – высшую. За время деятельности школы 4 выпускника  класса фортепиано  продолжили музыкальное образование в   средне-специальных учебных заведениях, 2 - получили  высшее образование. Все работают по специальности в разных городах России: Омске, Салехарде, Коломне и в Германии. 2 выпускницы, после получения профессионального образования, несколько лет преподавали в Мыскаменской музыкальной школе.   В 2013 году выпускник класса фортепиано стал студентом факультета звукорежиссуры Киевского института культуры. В 2015 выпускница класса домры готовится поступать в Ярославский Педагогический институт на факультет.

          Помещение школы располагается в здании культурно - спортивного комплекса, включающего культурно-досуговый, спортивный  центры, библиотеку, отделение Ямальского Центра внешкольной работы. Школа занимает территорию около 150 кв.м., укомплектована всем необходимым, включая  школьное оборудование, оргтехнику, технические средства, аудио-, видео -материалы, нотную литературу,  музыкальные инструменты. Все обучающиеся отделения имеют инструменты для домашней подготовки. Все это в целом позволяет  школе  соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям дополнительного образования детей.  

Изменения, происходящие в экономической жизни региона, сказались не лучшим образом на жизнедеятельности  Мыса Каменного. Сократились рабочие места, уменьшилась численность населения. Картину дополняют ветхие дома, необустроенность территории и  перспектива закрытия  поселка Аэропорт, в котором находится помещение музыкальной школы и проживает большинство обучающихся. Такова картина внешнего, окружающего жизненного пространства.

Формирование смыслового, духовного пространства осуществляется через приобщение к культуре.  Музыкальная школа  в  ряду образовательных и культурно - досуговых учреждений поселка занимает особое место. Миссия школы  -    создание на ее базе  культурно-образовательного центра,  в котором систематически и целенаправленно проходит процесс, способствующий развитию нравственных качеств личности, внутренней  культуры и культурной образованности всех участников этого  процесса, включая среду пребывания учебного заведения, школьный коллектив, родителей учащихся, учреждения образования и культуры поселка.

          Одно из направлений деятельности школы - создание территории красоты, трудолюбия и творчества.  Красота   начинается с малого: внешнего вида учащихся и преподавателей; с интерьера и оформления школьного помещения; с дружеских отношений учеников и педагогов и заканчивается главным - красотой с большой буквы – Музыкой.  Внутренняя красота – это нравственная категория, а нравственный фактор является ведущим в многоплановом процессе становления личности. Он пронизывает все формы образовательной деятельности и сопровождает ученика на протяжении всех лет обучения. Зрелость души – плод кропотливой, упорной внутренней работы. Музыкальная школа является катализатором начала этого долгого пути.

Залог успеха исполнительской и познавательной деятельности пропорционально зависит от вложенных усилий, от понимания учащимися важности ежедневных занятий.  Основным методом является метод убеждения. Трудолюбие, ответственность – стержневые качества личности человека. Развитие этих качеств – одна из важнейших функций не только школьного образования, но и семейного воспитания, требующая постоянных усилий. Рычагом влияния на учеников  являются принципы целеполагания и публичности, а также создание ситуации успеха для каждого ребенка.

Обучающиеся нашей школы не ориентированы на продолжение обучения в средних и высших образовательных учреждениях культуры и искусства. В этой ситуации приобретает особое значение различные формы взаимодействия с родителями, диалог с которыми  способствует   пониманию с их стороны специфики музыкального обучения, проявлению интереса к занятиям ребенка и регулированию домашней подготовки.  Объединение  усилий педагогов и родителей  – залог успеха образовательной и воспитательной деятельности.

Превращая процесс образования в увлекательное познание, в педагогической деятельности используются разнообразные  приемы, направленные на развитие творческих способностей учеников, проявление собственного видения того или иного явления, отношения, чувствования к музыкальному звучанию. У каждого педагога в арсенале множество  средств и форм: это - игры, раскраски, пластическое моделирование, мини-сочинения о композиторах, частично-поисковая деятельность, рисунки к исполняемым пьесам. Каждый шаг ребенка на пути творческого поиска  -  это раскрытие своего «Я»,   личный вклад в развитие самого себя. Одним из этапов раскрытия творческого потенциала обучающихся  является  практика проведения в музыкальной школе  разнообразных конкурсов,  от традиционных  (исполнительского мастерства)   до фантазийных  «Я – автор», в которых  детям предлагается свобода выбора формы творческого самовыражения.  

            Комплекс  составляющих красоты, трудолюбия и творчества является мощной, созидающей силой, влияющей на становление, развитие личности и трансформирующейся в будущем  в необходимость и норму жизнедеятельности.

           Одна из целей музыкального образования заключается в передаче положительного опыта  поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве и в развитии на этой основе положительных черт и свойств личности учащихся. С введением  дисциплины «Слушание музыки» в Мыскаменском отделении появилась возможность  познакомить   юных слушателей  с подлинной красотой музыки.  На занятиях «Слушание музыки» используются разработанные Исабаевой Е. В. пособия:  «Музыки волшебная страна» 1 класс,  «Страницы русской музыки» 2 класс, «Музыкальные путешествия по странам Западной Европы» 3 класс.  Знакомство с богатейшим наследием русской культуры, красочной палитрой западноевропейской музыки призвано утвердить мысль о непреходящем значении музыкального искусства, неразрывной связи национального своеобразия и общечеловеческих ценностей. Все это нацелено, с одной стороны, на воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину и, с другой -   уважительного отношения к культуре, людям других стран и народностей.

          Учебно-методические сборники дополнены пособиями для учащихся, включающие основной  материал занятий,  разнообразные  учебные и творческие задания. Все уроки дисциплины «Слушание музыки» сопровождаются компьютерными презентациями.

В преподавательской деятельности дисциплины «Музыкальная литература» используются разработанные Исабаевой Е. В. учебно-методические пособия  «Великие музыканты Западной Европы» и «Русская музыка». Для формирования у учащихся установки на активную учебную работу на занятиях используются принципы развивающего обучения, главная цель которых состоит в том, чтобы подготовить школьников к самостоятельному освоению знаний. Методы проблемного обучения позволяют вызвать и сохранить на протяжении всего урока учебную активность обучающихся. Ведущим на уроке музыкальной литературы становится метод дискуссионности, польза которого заключается в самом процессе поиска вслух, а  не в нахождении единственно верного ответа.

Интересный опыт -   проведение районного конкурса рефератов по музыкальной литературе, инициатором которого было наше отделение.  В Мыскаменском отделении было подготовлено 15 работ. При защите  рефератов обучающиеся использовали  компьютерные технологии,  театрализованные представления,    стенгазеты  и собственное исполнительское мастерство.  

Музыкальная литература чрезвычайно обогащает кругозор обучающихся из-за   привлечения знаний из многих видов искусства, истории, литературы, что делает ее  одной из важнейших школьных дисциплин, которая способствует и развитию внутренней культуры, и  культурной образованности обучающихся.

Одно из направлений  деятельности школы – это сохранение и приумножение школьных традиций, которые являются   составляющей частью имиджа образовательного учреждения. Одна из таких традиций  – районный фестиваль детского творчества «Ямальская рапсодия», организованный по инициативе  Управления культуры в 2006 году и проходящий раз в два года с участием обучающихся всех трех отделений школы.  

В Мыскаменском отделении Ямальской Детской музыкальной школы   более 30 лет традиционно проводятся   концерты к праздничным датам, выпускные вечера.  Из новых традиций – «День открытых дверей», торжественная линейка, посвященная международному Дню музыки с церемонией посвящения в музыканты и награждения  лучших учеников школы; концерты ко Дню матери, Дню работника культуры, выступление юных исполнителей на праздничном концерте  1 Мая в культурно - досуговом центре поселения.         

Рассматривая школу, как особый культурный центр, важным направлением работы  становится сотрудничество с организациями образования и культуры поселка. Формы сотрудничества с Мыскаменским культурно-досуговым центром и средней школой-интернатом - это проведение уроков мировой художественной культуры, участие детей и  педагогов в  концертах этих учреждений.

        Совместно с сельской библиотекой поселка Аэропорт в течение многих лет  проводились встречи клуба «Любителей прекрасного» для жителей поселка.

        Тесное сотрудничество связывает школу с   начальной школой – детский сад. Это  участие в мероприятиях начальной школы и детского сада,  открытые тематические занятия и концерты на базе музыкальной школы, проведение  интегрированных уроков совместно с учителем Нестеровой В. Н. по программе Исабаевой Е. В. «Интегрированные уроки в начальной школе. 1 – 3 классы». Данная программа была отмечена Департаментом образования Ямальского района и рекомендована для внедрения в образовательные учреждения района.  С 2010 года, по инициативе директора Мыскаменской начальной школы – детский сад Искаковой Б. Г., введена практика подписания договоров о годовом сотрудничестве школ. Это позволяет  планировать  мероприятия, стимулирует деятельность  школы, наталкивает на поиск новых нестандартных решений, форм проведения. Примером подобного поиска явился проект «Год Италии в России».

         Участниками  проекта стали   начальная школа – детский сад, отделение Ямальского Центра внешкольной работы,  культурно – досуговый центр,  эстрадно-вокальные коллективы  «Карамельки» и «Лейся песня».      

          В ходе реализации Проекта  были проведены на базе Детской музыкальной школы: 4 мероприятия-путешествия по городам Италии, 2 конкурса творческих работ и конкурс юных исполнителей «Звуки Италии»; на базе культурно-досугового центра -  благотворительный концерт  песен на итальянском языке. Полученные средства были перечислены выпускнице музыкальной школы на лечение онкологического заболевания.

          Интересные формы сотрудничества связывают школу с Мыскаменским отделением Ямальского Центра внешкольной работы. Это  совместное  творческое оформление классов, фойе школы в технике батик и аппликации, изготовление театрального реквизита и  кукол-буратини  в проекте «Год Италии», поделок для  украшения классов к праздничным датам, демонстрационного материала к пособию «Приглашение к танцу». В 2014 году запущен образовательный проект «Малышам о звуках музыкальных, шумовых, таких разных и цветных» для воспитанников  старшей и подготовительной группы детского сада. Каждая тема представлена двумя блоками: музыкальным и поделочным.  Музыкальные занятия под руководством Исабаевой Е. В. включают слуховые, двигательные (в том числе, пальчиковые), речевые, интонационные формы работы. Поделочный  блок, проводимый  педагогом дополнительного образования Гамовой Л. В.,  нацелен на выполнение работ, связанных с темой музыкального занятия.  Цель проекта -  развитие творческих способностей  детей дошкольного возраста, подготовка к профессионально ориентированному музыкальному обучению.

        В результате сотрудничества  явился проект  «Дарим добро». Задачи проекта: воспитание милосердия и  сострадания; проявление доброты и заботы;  оказание посильной практической помощи людям, находящимся в  трудных жизненных обстоятельствах. Обучающиеся музыкальной школы совместно с ЦВР, родителями   подготовили видеописьмо и подарки - поделки Анастасии Жгельской, талантливой девушке из Тюмени, страдающей  тяжелым недугом ДЦП.  

К сотрудничеству можно отнести и связь Мыскаменского отделения с другими отделениями Ямальской Детской музыкальной школы. Разработанные педагогами  учебно-методические пособия распространяются во всех отделениях с целью их практического применения в преподавательской деятельности.

В условиях дополнительного образования для многих детей личность учителя напрямую зависит от желания  обучаться. Позиция школы - утвердить  образ учителя как носителя духовных, нравственных качеств, эталона для подражания, образца социального поведения. И главное –  творчество самого педагога.  

Учебно-методические работы Исабаевой Е. В. четырежды отмечались дипломами I степени в окружных конкурсах преподавателей художественного образования. Преподаватель Ермолович Л. Г.  разработала учебно-методическое пособие для начинающих музыкантов «Маленькому гитаристу и его родителям», разнообразные информационные пособия для обучающихся по гитаре и домре. Педагог, освоив компьютерную программу «Нотограф» для работы с оркестром народных инструментов, аранжировки исполняемых произведений,  оформила в печатном варианте   пособие «Играй наш оркестр». Педагог Андреев П. И. – активный участник художественной самодеятельности  Мыскаменского культурно-досугового центра, является руководителем вокального коллектива «Сударушка». За многолетний плодотворный труд, вклад в развитие культуры Ямальского района преподаватели  школы отмечены  Почетными грамотами  и благодарностями Губернатора ЯНАО, Департамента культуры  ЯНАО, Главы МО Ямальский район, Ямальской районной Думы, Управления культуры и молодежной политики Ямальского района. В 2013 году заведующей отделением Исабаевой Е. В. было присуждено звание «Заслуженный работник ЯНАО».

           В условиях отдаленности,  изолированности от цивилизации больших городов, в ситуации, когда общеобразовательная школа  становится в большей степени школой только обучения, музыкальная школа берет на себе ответственность за  нравственное, духовное воспитание подрастающего поколения.  Втягивая в орбиту своего влияния окружающее пространство, привлекая к совместной деятельности родителей учащихся, заинтересованные организации культуры и образования, музыкальная школа в малом северном поселке становится подлинным очагом высокой культуры.

В заключение   хочется привести  слова директора Мыскаменской средней школы – интерната Кистаубаевой С. К.: «В своей школе мы всегда видим, кто из наших учеников обучается  в музыкальной школе. Это особые дети – они отличаются и поведением, и внешним видом, а главное - это одни из лучших учеников нашей школы». Из 20 учащихся Мыскаменской школы - интерната среднего общего (полного) образования, внесенных в энциклопедию «Одаренные дети России», 13 детей – выпускники музыкальной школы. Думается, что в этом достижении есть частица   труда  педагогического коллектива Мыскаменского отделения Ямальской детской музыкальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад «Музыкальное обучение и воспитание детей на материале современной музыки»

Методический  доклад  "Музыкальное обучение и воспитание детей на материале современной музыки" посвящен проблеме музыкального обучения и воспитания детей на материале музыкальных произведен...

«Слушание музыки» в векторе современного подхода к обучению в музыкальной школе

Статья для международного периодического издания "Педагогический советник" № 5 за 2015 год...

Проект спортивного праздника "Малое северное сияние"

  Физкультурно-спортивный праздник по лыжным гонкам «Малое Северное сияние»  (далее - соревнования) проводится в целях:- популяризации и развития зимних видов спорта;- при...

Конспект урока на тему: "Метание малого мяча в мишень.", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (2 кл.).

Конспект урока на тему: "Метание малого мяча в мишень.", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (2 кл.)....

Конспект урока на тему: "Метание малого мяча в мишень.", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (1 кл.).

Конспект урока на тему: "Метание малого мяча в мишень.", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (2 кл.)...

Конспект урока на тему: "Метание малого мяча с места", УМК "Физическая культура" под ред.В.И. Ляха (5 кл.).

Конспект урока на тему: "Метание малого мяча с места", УМК "Физическая культура" под ред.В.И. Ляха (5 кл.)....

Методическое пособие «Северный морской путь: история, современность, перспективы развития»

Методическое пособие для уроков географии в 7-11 классах «Северный морской путь: история, современность, перспективы развития»...