"Радиоэлектроника, рабочая общеразвивающая программа дополнительного образования технической направленности
рабочая программа на тему

Дей Михаил Васильевич

Рабочая общеразвивающая программа дополнительного образования технической направленности расчитана на 2 года обучения. Цель программы: освоение обучающимися навыков самостоятельной творческой конструкторской деятельности в области радиотехники. Программа содержит краткое содержание и тематические планы на 1 и 2 годы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_radioelektronika_dey_m.v.doc286.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр  творчества»

Программа рассмотрена                                                      

на методическом объединении        

протокол № ______        _  от «___» ____________200___г.

от «___» _________20__г.

______________ Зав. отделом

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УР

_________А.К. Москвитина

«___» _________20__г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ ДО «ЦТ»

__________________

 Л.А. Дряхлова

«_____»______ 20 _ г

        

 «Радиоэлектроника»

Рабочая общеразвивающая программа дополнительного образования

технической направленности

на 2015-2016 учебный год

1-й год обучения

Автор: Дей Михаил Васильевич  

педагог дополнительного образования

г. Шелехов

2015 г.


Пояснительная записка

Рабочая  общеразвивающая образовательная программа «Радиоэлектроника» (далее программа),  разработана в соответствии с требованиями:

  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  № 273 от 29.12.12г;
  • Примерными  требованиями к программам дополнительного образования детей  (Приложение к письму Департамента молодежной политики,  воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России  от 11.12.2006 № 06-1844);
  • Положения МКОУ ДОД «ЦРТДЮ» «О дополнительной образовательной программе педагога».

        При подборе содержания программы   учитывались программы следующих авторов:

  1. Шиховцева В.Г. Образовательная программа дополнительного образования детей «Радиотехника». – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2007.
  2. Новикова Е.Т. Образовательная программа по радиоэлектронике, микропроцессорной технике и спортивной радиопеленгации. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.
  3. Каранина С.В. Образовательная программа «Электроника: шаг за шагом». – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003

Программа рассчитана на 2 года обучения. В первый  год обучения программа  реализуется по разделу  «общая электрорадиотехника»;

Содержание программы Радиоэлектроника обеспечивает обучающимся:

  • расширение его кругозора в области радиоэлектроники;
  • знакомство с радиоспортом, спортивным конструированием;
  • знакомство основными законами электрорадиотехники;
  • формирование умения самостоятельно собирать электронные устройства определенной сложности.

  Формы и режим занятий

Новизна программы.  Новизна данной программы заключается  в том, что она содержит материалы, связанные с радиоспортом, спортивным конструированием. Программа разработана   для  разновозрастных групп обучающихся общеобразовательных школ с 4-го по 10-й  класс.  Многолетний опыт работы показывает, что это полезно, так как младшие учатся у старших и быстрее познают азы радиоэлектроники. Так как группы обучающихся разновозрастные,  безусловно, интерес, мотивы и устремления, уровень базовых знаний учащихся младшего и более старшего возрастов различаются, приходиться  формы и методы организации занятий индивидуализировать. Это  выражается в том, что теоретический материал и практические задания подбираются для каждого возраста по  разной степени сложности.  Объем теоретического материала в программе дается в том минимуме, который объективно необходим для осмысленного выполнения практической работы. 

Актуальность разработки  программы  «Радиоэлектроника» связана с  желаниями ребят как можно больше заниматься электроникой. Стремительное развитие радиоэлектроники в науке, рождает у них творческие устремления прикоснуться своими руками к созданию различных устройств, попробовать все  самому.  Занимаясь радиоэлектроникой, обучающиеся  познают безграничные возможности  разных направлений технического прогресса. Радиолюбительство – это одно из таких направлений. Человек, пройдя школу  радиолюбительства, остается преданным этому делу всю свою жизнь. Большинство лучших конструкторов, изобретателей, специалистов в области радиоэлектроники вышли из радиолюбительской среды.

Педагогическая целесообразность Проблема воспитания молодого поколения с общетехническим кругозором, была и остаётся актуальной. Тем более,  когда  в стране повышается  требование к качеству технического образования, и уровню профессиональной подготовки  специалистов.

Цель программы

Освоение обучающимися навыков самостоятельной творческой конструкторской работы в области радиотехники.

Задачи программы

  • Познакомить с основными законами электрорадиотехники;
  • Развить практические навыки в избранной области деятельности;
  • Формировать у учащихся понимание возможностей реализации собственных творческих устремлений, демонстрации личностных достижений;
  • Способствовать в техническому профессиональному самоопределению;
  • Воспитывать уважение к труду;
  • Развивать  профессиональное и конструкторское мышление;
  • Способствовать разумной  организации созидательного досуга.

Развивающий компонент общие интеллектуальные способности:

  • устойчивое внимание;
  • пространственная ориентация;
  • быстрое неординарное мышление.

Специальные способности:

  • устойчивость психики;
  • адекватность восприятие  и действия в соревновательной ситуации;
  • быстрые реакции, координация движений.

        Обучающий компонент знакомство обучающихся с:

  • историей развития радиоэлектроники;
  • основами радиомонтажа;
  • назначением, конструкцией, техническими данными детекторного приемника;
  • устройством и общим принципом работы некоторых радиодеталей, мультивибратора, генератора звуковой частоты.

Специальные практические навыки и умения:

  • сборки электронных устройств определенной сложности;
  • навыки работы с инструментами;

Воспитывающий компонент у обучающихся воспитываются навыки:

  • здорового образа жизни (правильная осанка при работе за столом с инструментами;
  • целеустремленности, работоспособности, воли к победе;
  • этики поведения на занятиях, со сверстниками и взрослыми;
  • адекватной самооценки;
  • индивидуальной и коллективной ответственности и дисциплины;
  • культуры поведения на соревнованиях и в различных социальных ситуациях;
  • восприятия конкуренции и соревновательного духа как части человеческой культуры;
  • культуры внешнего вида;
  • эстетики при  выполнении моделей.

Формы и режим занятий. Программа рассчитана на два года обучения. Группы обучающихся комплектуется  в  составе не менее 10 человек.   Программа реализуется в объеме  216-х часов,  2 раза в неделю. Занятия проводятся  в специализированной аудитории клуба «Юный техник». Режим продолжительности учебных занятий: по 3 часа в день, по 40 минут  каждое занятие с перерывами 10 минут. 

Основным видом деятельности на занятиях всех 2-х лет обучения является практическая работа, в её основе лежит самостоятельный выбор обучающегося варианта заданий, который определяется его возможностями, интересами.

Ожидаемые результаты освоения программы

По завершению обучающимися 1-го года обучения, они должны:

  • свободно владеть о специфическими понятиями, терминами;
  • уметь связывать теорию с практикой;
  • читать и понимать схемы;
  • самостоятельно собирать электронные устройства определенной сложности;
  • самостоятельно работать со справочной и другой технической литературой;
  • пользоваться  спортивной радиоаппаратурой.
  • уметь пользоваться измерительными приборами.

Учебно - тематический план первого года обучения

п\п

Темы занятий

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие.

2

1

3

Основы слесарного мастерства.

1

2

3

Электрические величины.

2

4

6

Принцип радиосвязи.

1

2

3

Обозначение радиодеталей на схемах.

1

2

3

Основы радиомонтажа.

2

4

6

Блок питания.

3

23

30

Детекторный радиоприемник.

2

4

6

Устройство и общий принцип работы некоторых радиодеталей.

2

4

6

Мультивибратор.

3

15

18

Генератор звуковой частоты.

3

30

33

Усилитель НЧ на транзисторах.

6

39

45

Колебательный контур. Антенны.

1

2

3

Радиоприемник на транзисторах.

3

45

48

Заключительное занятие.

2

1

3

ИТОГО:

34

182

216

Содержание программы первого года обучения

Тема 1. Водное занятие.

Ознакомление с радиолабораторией. Правила техники безопасности. Ознакомление с темами занятий

Тема 2. Основы слесарного мастерства.

Виды слесарного инструмента. Правила работы с инструментом. Правила работы на сверлильном станке.

Тема 3. Электрические величины. 

Понятие тока, напряжения, сопротивления. Измерение электрических величин.

Тема 4. Принцип радиосвязи. 

Общий принцип устройства радиопередатчика и приемника. Радиоволны.

Тема 5. Обозначение радиодеталей на схемах. 

Обозначение радиодеталей на схемах. Составление простых схем.

Тема 6. Основы радиомонтажа. 

Изготовление плат. Особенность установки деталей на платах. Монтажные схемы. Рациональная прокладка проводов на монтажных платах.

Тема 7. Блок питания. 

Назначение блока питания. Назначение трансформатора и общий принцип его работы. Назначение выпрямителя и принцип его работы. Сглаживающие фильтры. Изготовление платы блока питания. Изготовление блока питания на напряжение до 12 вольт

Тема 8. Детекторный приемник. 

Устройство детекторного приемника. Назначение колебательного контура и принцип детектирования. Изготовить детекторный приемник на открытой плате и испытать в работе.

Тема 9. Устройство и общий принцип работы некоторых деталей. 

Резисторы. Конденсаторы. Диоды. Катушка.

Тема 10. Мультивибратор.

Общий принцип работы мультивибратора и особенности его построения. На пробной плате собрать мультивибратор. Опыты с мультивибратором.

Тема 11. Генератор звуковой частоты. 

Назначение генератора и принцип его работы. Собрать генератор звуковой частоты. Сложность зависит от опыта ученика. Опыты с генератором.

Тема 12. Усилитель НЧ на транзисторах. 

Усилительный режим работы транзистора. Принцип сборки усилителей НЧ. Собрать схему усилителя на плате. Сложность схемы зависит от опыта ученика. Испытать усилитель в работе.

Тема 13. Колебательный контур. Антенны. 

Назначение и принцип работы колебательного контура. Изменение частоты колебательного контура. Антенна как развернутый колебательный контур.

Тема 14. Радиоприемник на транзисторах. 

Принцип работы приемника прямого усиления. Поэтапно собрать на плате приемник прямого усиления. Настроить режимы работы транзисторов испытать приемник. Градуировка шкалы приемника.

Тема 15. Заключительное занятие.

Подведение итогов проделанной работе. Подготовка лаборатории к ремонту.

Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей  программы

№ п/п

Раздел, тема

Форма занятий

Методы

обучения

Дидактический

Материал и ТСО

Форма подведения

итогов

1. Вводное занятие

2. Основы

 слесарного мастерства

3.Электрические величины

4.Принцип радиосвязи

5.Обозначение радиодеталей на схемах

6. Основы

 радиомонтажа

7. Блок питания

8. Детекторный радиоприемник

9. Устройство общий принцип работы некоторых радиодеталей

10. Мультивибратор

11. Генератор звуковой частоты

12. Усилитель НЧ на транзисторах

13. Кабельный контур. Антены

14. Радиоприемник на транзисторах

Экскурсия

Теоретическое

Теоретическое

практическое

практическое

теоретическое

Практическое

Изготовление блока питания на напряжение до 12 вольт

Теоретическое

Практическое, изготовить детекторный приемник на открытой плате и испытать в работе.

Теоретическое

Практическое

Комбинированное

Комбинированное

Теоретическое

комбинированное

Словесные – беседа, рассказ;

наглядные-показ, рассматривание.

Выполнение работы по образцу, сотворчество, самостоятельная работа

Выполнение заданий по образцу

Образцы разных  радиодеталей стенды, оборудование учебного кабинета, инструменты, электроприборы, материалы, иллюстрации схемы, чертежи, заготовки, библиотека.

Слесарные инструменты. Памятка «Правила работы с инструментами»

Сверлильный станок. Памятка «Правила работы на сверлильном станке».

Приборы измерения электрических величин

Радиопередатчик, приемник

Схемы обозначений радиодеталей

Заготовки плат, монтажные схемы, провода, инструменты.

блока питания. Трансформатор,

Схема принципа работы трансформатора. выпрямитель сглаживающие фильтры. Изготовление платы блока питания.

Схема устройства детекторного приемника.

Материалы, инструменты  для изготовления

Схемы принципов работы

Резисторы Конденсаторы Диоды. Катушка

мультивибратор

Схема строения.

Материалы для сборки на пробной плате мультивибратора  и проведения опытов с мультивибратором.

Генератор звуковой частоты, схема принцип его работы.

Усилитель НЧ, на транзисторах.

Схема сборки

усилителей НЧ

материалы и инструменты для сборки

Схема принципа работы колебательного контура.

Антенна

Схема принципа работы приемника прямого усиления.

Материалы и инструменты для сборки приемника

Градуировка шкалы приемника

Реферат

Защита выполненной работы

Зачет, Итоговая работа,

Участие в выставке, в соревнованиях.


 

Календарно - тематическое планирование первого года обучения

№ п\п

Раздел, тема занятия

К-во часов

Тема 1

Вводное занятие.

3 ч.

Истоки радио. Первый радиоприемник. Современная радиосвязь.

3

Тема 2

Основы слесарного мастерства.

3 ч.

Разметка. Правила работы слесарным инструментом. Сверление отверстий.

3

Тема 3

Электрические величины.

6 ч.

Общие понятия тока и напряжения. Опасности поражения электрическим током. Основы пайки.

3

Электрическое сопротивление. Измерение сопротивлений, тока, напряжения.

3

Тема 4

Принцип радиосвязи.

3 ч.

Радиопередатчик, антенна, радиоприемник.

3

Тема 5

Обозначение радиодеталей на схемах.

3 ч.

Графическое обозначение радиодеталей на схемах. Чтение схем.

3

Тема 6

Основы радиомонтажа.

6 ч.

Изготовление плат для монтажа. Разновидности плат.

3

Особенности установки деталей на платах.

3

Тема 7

Блок питания.

30 ч.

Назначение и устройство блока питания. Испытания трансформатора. Замеры напряжений.

3

Назначение полупроводниковых выпрямителей. Изготовление плат для выпрямителя.

3

Сглаживающие фильтры в блоках питания. Монтаж деталей на плату.

3

Монтаж деталей на плоту. Установка выключателя и предохранителя.

3

Сборка диодного моста. Подключение к трансформатору.

3

Установка сглаживающего фильтра.

3

Соединение и проверка работоспособности всей схемы.

3

Установка блока питания в корпус.

3

Окраска корпуса блока питания.

3

Практические эксперименты с блоком питания

3

Тема 8

Детекторный радиоприемник.

6 ч.

Понятие модуляции и детектирования (демодуляция) сигналов.

3

На подготовленной плате собрать схему детекторного приемника

3

Тема 9

Устройство и общий принцип работы некоторых радиодеталей.

6 ч.

Резисторы и конденсаторы.

3

Некоторые опыты с катушкой индуктивности.

3

Тема 10

Мультивибратор.

18 ч.

Назначение и общий принцип мультивибратора. Изготовление платы.

3

Различные схемы на основе мультивибраторов.

3

Подбор деталей и изготовление мультивибратора

3

Изготовление мультивибратора.

6

Испытание мультивибратора. Опыты с мультивибратором.

3

Тема 11

Генератор звуковой частоты.

33 ч.

Знакомство со схемами генераторов. Подборка деталей.

3

Изготовление платы и передней панели.

6

Сверление отверстий и установка деталей на плату

3

Установка деталей на плату.

3

Монтаж схемы.

9

Монтаж схемы и изготовление корпуса генератора.

3

Изготовление корпуса генератора

3

Опыты с генератором, градуировка шкалы.

3

Тема 12

Усилитель НЧ на транзисторах.

45 ч.

Транзистор как усилительный элемент. Схемы усилителей.

3

Составление рисунка платы. Подбор деталей.

3

Изготовление монтажной платы для усилителя.

6

Установка выходных транзисторов на радиаторы и установка их на плату.

3

Сборка схемы усилителя.

12

Сборка схемы усилителя. Настройка схемы.

9

Изготовление корпуса усилителя.

6

Эстетическое оформление корпуса.

3

Тема 13

Колебательный контур. Антенны.

3 ч.

Назначение и принцип работы колебательного контура. Изменение частоты контура. Антенна – развернутый колебательный контур.

3

Тема 14

Радиоприемник на транзисторах.

48 ч.

Приемники прямого усиления. Структурная схема.

3

Подбор деталей, изготовление монтажной платы.

3

Подбор деталей изготовление монтажной платы.

Особенности монтажа радиоприемников. Сверлении плат.

6

Сверлении отверстий в платах  установка основных проводников.

3

Сборка УНЧ приемника.

6

Сборка, настройка УНЧ приемника. Испытание в работе.

3

Сборка, испытание в работе детектора. Просмотр осциллограм на осциллографе.

3

Сборка УВЧ.

3

Сборка УВЧ. Настройка режимов работы транзисторов.

3

Испытание и доработка схемы приемника.

3

Изготовление корпуса приемника.

3

Оформление внешнего вида приемника.

9

Тема 15

Заключительное занятие.

3 ч.

Подведение итогов

3

ИТОГО:

216

Литература для педагога

  1. Дригалкин В. Самоучитель по радиоэлектронике. (электронная версия). – Киев: LENIN INC, 2004.
  2. Каранин С.В. Образовательная программа «Электроника: шаг за шагом». – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.
  3. Новиков Е.Т. Образовательная программа по радиоэлектронике, микропроцессорной технике и спортивной радиопеленгации. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.
  4. Шиховцев В.Г. Образовательная программа дополнительного образования детей «Радиотехника». – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2007.

Литература для обучающихся

  1. Дригалкин В. Самоучитель по радиоэлектронике. (электронная версия). – Киев: LENIN INC, 2004.
  2. Журналы «Моделист конструктор», «Радио», «Радиолюбитель», брошюры из серии «В помощь радиолюбителю».

Мониторинг  реализации дополнительной общеразвивающей программы «Радиоэлектроника»

Для оценивания знаний обучающихся принята десятибалльная система оценки 

Мониторинг результатов обучения по дополнительной общеразвивающей  программе

«Показатели (оцениваемые параметры

«Критерии»

«Степень выраженности оцениваемого качества»

«Возможное количество баллов»

«Методы диагностики»

Теоретическая

подготовка ребенка. «Дети будут знать»

1. Теоретические

знания по основным

разделам тематического

плана программы

2. Владение

специальной

терминологией

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1\2 объема

знаний, предусмотренных программой);

средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1\2);

максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период)

минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употребления специальных терминов);

средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

1

5

10

Наблюдение,

тестирование,

контрольный опрос и

др.

Собеседование

Контрольные

Задания

Анализ

Исследователь

ские работы

Практическая

подготовка ребенка. «Дети будут уметь».

1. Практические

умения и навыки,

предусмотренные

программой

2. Владение специальным

оборудованием

и оснащением

3. Творческие навыки

Соответствие теоретических знаний ребенка практическим требованиям

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Креативность в выполнении практических заданий

минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1\2 предусмотренных умений и навыков);

средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1\2)

максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными

программой за конкретный период)

минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения в работе с оборудованием);

 средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);

максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых затруднений).

начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить

лишь простейшие практические задания педагога); репродуктивный уровень (выполняет задания на основе образца);

творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).

Общеучебные умения и навыки ребенка.

1. Учебно-

интеллектуальные умения:

  • Умение подбирать и анализировать

специальную литературу

  • Умение пользоваться компьютерными источниками информации;
  • Умение осуществлять учебно- исследовательскую работу (писать реферат, проводить самостоятельное учебное исследование )

2. Учебно-

коммуникативные умения:

  • Умение слушать и слышать педагога
  • Умение

выступать перед аудиторией

  • Умение

вести полемику, участвовать в дискуссии;

3. Учебно-

организационные

умения и

навыки:

  • Умение организовывать

рабочее (учебное) место

  • Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

  • Умение аккуратно выполнять работу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Самостоятельность в учебно- исследовательской работе

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации

Самостоятельность построения дискуссионного выступления, логика в построении доказательств

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности

требованиям согласно соответствующим инструкциям

Аккуратность и ответственность в работе

минимальный уровень (обучающиеся испытывают серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);

максимальный уровень (работает с

литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

Уровни по аналогии с предыдущими показателями

Уровни по аналогии предыдущими показателями

Уровни по аналогии с предыдущими показателями

Уровни по аналогии с предыдущими показателями

Уровни по аналогии с предыдущими показателями

Уровни по аналогии с показателями  по пункту 2.

минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1\2 объема навыков соблюдения правил безопасности);

средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более1\2);

максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков безопасности)

Индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе «Радиоэлектроника»

 (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)

Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________________________________

Возраст __________________ Вид и название детского объединения _____________________________________

  Ф.И.О. педагога ___________________________________________Дата начала наблюдения __________________

Показатели                      

                                            Сроки

                                 диагностики

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения

конец 1

полугодия

Конец

учебного года

конец 1

полугодия

Конец

учебного года

конец 1

полугодия

Конец

учебного года

Теоретическая подготовка

ребенка:

 1. Теоретические знания:

2. Владение специальной терминологией

Практическая подготовка ребенка.

1. Практические умения и навыки,

предусмотренные программой

2. Владение специальным оборудованием и оснащением

3. Творческие навыки

Общеучебные умения и навыки ребенка.

 1. Учебно- интеллектуальные умения

2.  Учебно- коммуникативные умения

3. Учебно- организационные

умения и навыки:

IV. Предментные достижения

обучающихся

а) на уровне детского объединения,

б) на уровне Центра,

в) на уровне района, города,

г) на краевом уровне

д) на уровне России,

е) на международном уровне


Формы подведения итогов реализации программы

Результаты  творческой деятельности детей представляются  на  школьных выставках, на  различных праздниках, а так же на  выставках  районного и областного детского технического  творчества. Проверка усвоения учебного материала проводится  2 раза в год  в начале и конце учебного года.


Приложение 1

Супергетеродинные радиоприемники

Практическое знакомство с радиоприемной аппаратурой начинается, как правило, с освоения приемников прямого усиления. Так поступил и ты.  Затем наступает следующий, более сложный этап радиолюбительского творчества-изучение и конструирование супергетеродинного приемника, обладавщего лучшими, чем приемник прямого усиления, селективностью и чувствительностью.

Чем принципиально отличается супергетеродин от приемника прямого усиления? В основном – методом усиления модулированных колебаний радиочастоты. В приемнике прямого усиления принятый сигнал усиливается без какого-либо изменения его частоты. В супергетеродине же принятый сигнал преобразуется в колебания так называемой промежуточной частоты, на которой и происходит основное усиление принятого радиосигнала. Что же касается детектирования, усиления колебаний звуковой частоты и  преобразование их в звуковые колебания, то эти процессы в приемниках обоих типов происходят одинаково.

На рис. 1 показана структурная схема супергетеродина.  Его входной настраиваемый колебательный контур такой же, как в приемнике прямого усиления. С него принятый сигнал радиостанции поступает  в смеситель. В смеситель подается еще один сигнал от генератора, который называется гетеродин. В смесителе колебания гетеродина и радиосигнала преобразуются в колебания промежуточной частоты (ПЧ), равной обычно разности частот гетеродина и принятого сигнала, которые затем усиливаются и детектируются. В большинстве случаев промежуточная частота равна 465 кГц.

Смеситель в месте с гетеродином преобразуют принятый сигнал радиостанции в колебания промежуточной частоты, поэтому этот каскад супергетеродина называют преобразователем. В выходную цепь преобразователя включены колебательные контуры, настроенные на частоту 465 кГц. Они образуют фильтр промежуточной частоты (ФСС), выделяющий колебания промежуточной частоты и отфильтровывающий колебания частот входного сигнала, гетеродина и их комбинаций.

В супергетеродине основное усиление принятого радиосигнала происходит на фиксированной, к тому же сравнительно низкой промежуточной частоте. Это позволяет путем увеличения числа каскадов усилителя ПЧ получить очень большое и весьма стабильное усиление.

На рис. 2 дана принципиальная схема радиочастотной части и детектора транзисторного гетеродина.

Усилитель НЧ. не показан т.к. он ни чем не отличается от усилителя приемника прямого усиления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых лингвистической направленности "Современная грамматика английского языка для подготовки к ГИА и ЕГЭ"

Предлагаемая программа напрвлена на усовершенствование грамматической стороны речевой компетентности учащихся 9-11 классов. Благодаря наличию многочисленных примеров, достигается основная цель пособия...

"Радиопеленгация" рабочая общеразвивающая программа дополнительного образования технической направленности 1 год обучения

Рабочая программа составлена на основе многолетнего опыта  и опирается на учебные пособия авторов указанныхх в программе.В программе показана актуальность, обоснована новизна,. программа содержит...

"Радиопеленгация" рабочая общеразвивающая программа дополнительного образования технической направленности, 2 год обучения

Рабочая общеразвивающая программа "Радиопеленгация", разработана  на второй год обучения. Программа обеспечивает последовательность и  непрерывность подготовки радиоспортсмена. Значительная ...

Использование проектного метода обучения при реализации программ дополнительного образования технической направленности

Настоящий проект – это представление опыта работы по использованию деятельностных технологий  обучения, а именно проектного метода  при освоении программ  дополнительного образова...

Конспект открытого занятия по общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей художественной направленности «Квиллинг»

Занятия по разделу "Изготовление животных и насекомых в технике квиллинг" способстуют самовыражению  в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игро...

Общеразвивающая программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Ритмика»

laquo;Ритмика» – это общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста (4-7 лет).Основными средствами ...