Методические рекомендации по составлению и ведению учебной документации педагога дополнительного образования.
методическая разработка по теме

Буду рада, если данные рекомендации будут полезны в работе педагога дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по составлению и ведению учебной документации педагога дополнительного образования.

Основными документами работы педагога дополнительного образования являются дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, рабочая программа и журнал учета работы педагога дополнительного образования. Во избежание разночтений на уровне организации по каждому документу разработаны единые подходы к написанию и оформлению, закрепленные локальными нормативными актами.

I. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа педагога дополнительного образования – рабочий документ педагога, в котором представлено содержание образования с гарантированным уровнем сформированных компетенций и ЗУНов по определенному направлению. Содержание и гарантированный уровень сформированных компетенций и ЗУНов – стандарт в дополнительном образовании.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа принимается – педагогическим или методическим советом ДДЮТ, утверждается приказом директора. После утверждения и согласования дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа становится нормативно-правовым документом, определяющим содержание образования соответствующего уровня и направленности, характеризующий специфику содержания образования и особенности учебно – воспитательного процесса и управления данного образовательного процесса.

II. Рабочая программа

 Рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания курса дополнительного образования детского объединения, основывающийся на модифицированной или авторской дополнительной общеобразовательной программе детского объединения.

Рабочие программы утверждаются приказом руководителя учреждения ежегодно.

Корректировка учебного календарно - тематического плана осуществляется по согласованию с методическими объединениями.

Рабочая программа составляется педагогом дополнительного образования на текущий учебный год.

Педагог – разработчик Программы несет ответственность за качество и полноту реализации данной рабочей программы; объективность контроля учебных достижений обучающихся.

Для четкого прочтения Программа оформляется в виде таблицы.

Структура рабочей программы должна содержать следующее:

  1. Первоначальные сведения о рабочей программе:
  • полное наименование общеобразовательной организации (в соответствии с уставом);
  • гриф утверждения с указанием номера приказа и даты  утверждения рабочей программы и подпись руководителя учреждения;
  • наименование «Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы (название программы);
  • ФИО педагога.
  • Пояснительную записку, включающую год обучения, номер группы, направленность, возраст обучающихся, цели и задачи, формы и режим занятий, описание материально-технического и методического обеспечения, формы подведения итогов, ожидаемые результаты.
  1. Учебный календарно-тематический план.
  2. Содержание программы.
  3. Подпись педагога и зав. отделом, дата.

Примерный образец.

Полное наименование общеобразовательной организации (в соответствии с уставом)

УТВЕРЖДЕНА

Приказ № __ от __

_________________

Подпись руководителя

Рабочая программа  по реализации

 дополнительной общеобразовательной программы

«Лаборатория на песке»

на 2014/15 уч. год

1

Педагог

ФИО (полностью)

2

 Год обучения

1

3

Номер группы учащихся

1

4

Направленность

Социально-педагогическая

5

Возраст обучающихся

7 – 10 лет

6

Характеристика контингента по уровню подготовленности и по составу

15 чел. Обучающиеся разного социального статуса.

7

Цель

Развитие коммуникационных, игровых и творческих умений обучающихся

8

Задачи

Проявление в игровых ситуациях знания русского фольклора, знаний по истории Санкт-Петербурга.

Построение рассказа на определённую тему, создание песочных композиций.

Выполнение коллективных работ.

9

Форма и режим занятий

 занятия групповые, проводятся 2 раза в неделю по 2 часа

10

Учебный план

 (часов в год)

144 часов

11

Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения

Учебный кабинет; мини-песочница; комплекты игрушек по тематики занятий; комплекты раздаточного материала по тематики занятий; видеоматериалы; творческие дневники учащихся; учебные пособия по сказкотерапии, возрастной психологии.

12

Формы подведения итогов

Фотовыставка построенных на песке детских индивидуальных и групповых композиций.

Открытые занятия.

13

Ожидаемые результаты (образовательные, развивающие, воспитательные)

Обучающиеся к концу года:

  • познакомятся с образцами русского фольклора, с русскими сказками и содержащейся в них народной мудростью; познакомятся с некоторыми историческими местами и архитектурными памятниками Санкт-Петербурга, а также  с событиями, с ними связанными;
  • научатся создавать и соблюдать определенные правила взаимодействия друг с другом, слушать друг друга;  
  • разовьют речь, научатся выделять и кратко передавать суть поучительной истории;
  •  будут развивать собственную инициативу;
  • научатся дружить и оказывать взаимовыручку.

Календарно – тематический план

Наименование разделов

Кол-во час

Сент

Окт

Нояб

Дек

Янв

Февр

Март

Апр

Май

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда обучающихся.

2

2

Исторические места и архитектурные памятники Санкт-Петербурга

24

3

Русский фольклор и русские сказки

38

4

Игры на раскрытие индивидуальности, знакомство с самим собой и собственными возможностями

28

5

Игры на развитие коммуникативных навыков

28

6

Спонтанная игра в песочнице

16

7

Открытые занятия

4

8

Итоговое занятие

4

Итого

144

Педагог     ФИО

Подпись

Дата

Зав. отделом   ФИО

Подпись

Дата

После утверждения расписания на начало учебного года (в соответствии с праздничными днями) составляется календарно- тематический план к рабочей программе.

III Журнал учета работы педагога дополнительного образования

Журнал учета работы педагога дополнительного образования детского объединения– государственный учетный, финансовый документ педагога дополнительного образования, отражающий выполнение образовательной программы.

Журнал заполняется строго в соответствии с Указаниями к ведению журнала учета работы. Ежемесячно проверяется и подписывается руководителем структурного подразделения и заместителем директора по УВР.

Заполнение журнала – неотъемлемая часть документальной работы педагога.

Педагоги несут персональную ответственность за хранение, содержание в надлежащем виде журнала в течение учебного года. 

Перед началом заполнения Журнала следует внимательно прочитать Указания к ведению журнала, напечатанные на внутренней стороне обложки.

  1. На каждую группу педагог заполняет отдельный журнал. Если у педагога несколько учебных групп, то журналам присваивается порядковый номер.
  2. Титульный лист заполняется в соответствии с Уставом учреждения (название учреждения, отдел, название дополнительной общеобразовательной программы), производственным планом и расписанием, утвержденным директором (дни, часы занятий). Изменения в расписания могут вноситься только после письменного заявления педагога по согласованию с администрацией (директор, зам. директора). Изменения в расписание оформляются приказом по учреждению. Если педагог работает с концертмейстером, то в Журнале заполняются сведения, касающиеся работы концертмейстера. Если концертмейстер работает с несколькими педагогами, то для удобства возможно ведение концертмейстером отдельного журнала или тетради.
  3. Списки детей с именами пишутся ежемесячно (возможно список напечатать и вклеить) на каждой странице (страницы не загибаются).
  4. На каждом занятии отмечаются больные и отсутствующие: буквой «н» - неявившиеся, буквой «б» - больные. В конце каждого занятия в последней строке каждого столбца ставится количество присутствующих обучающихся.
  5. Дни занятий заполняются в строгом соответствии с утвержденным и написанным на первой странице журнала расписанием строго по календарю. Если на день занятий приходится праздничный день, то этот день не отмечать и записи в журнале не пишутся. Даты, проставленные на левой странице журнала, должны соответствовать датам на правой странице журнала. В случае переноса занятий на правой странице журнала пишется рядом с перенесенной датой новая дата (например, 25.12 за 31.12). В таком случае на левой стране журнала пишется новая дата.
  6. Темы занятий заполняются в соответствии с общеобразовательной программой, рабочей программой, утвержденной руководителем учреждения. Занятия в группах 2 и последующих годов обучения начинаются 1 сентября. С этого же дня заполняются и журналы этих групп в соответствии с учебно-тематическим планом общеобразовательной программы. Журнал 1-го года обучения также заполняется с 1 сентября в соответствии с расписанием и нагрузкой, но в содержании занятий указываются не только комплектование группы, но и собеседование с обучающимися, или темы занятий, т к заниматься с обучающимися можно. В период школьных каникул объединения могут работать по специальному расписанию: посещать музеи, театры, выставки, совершать экскурсии, поездки, походы, работать в первой половине дня. В таком случае на каникулы составляется отдельное расписание, которое должно быть согласовано с администрацией и оформлено приказом по учреждению.
  7. Количество часов должно строго соответствовать нагрузке, расписанию, общеобразовательной программе. В конце каждого месяца считается количество отработанных часов и записывается в последней строке столбца «часы».
  8. На каждый месяц учебного года отводится отдельная страница.
  9. В конце учебного года после последнего занятия на основании отработанного количества часов и выполнения учебно-тематического плана программы пишется отметка о выполнении программы: «программа выполнена полностью в объеме (36, 72, 144, 216 и.т.д.) часов», если занятие пришлось на выходной или праздничный день или педагог по уважительной причине не выходил на работу (б/лист, время без сохранения з/п и т.д.), то выполнение общеобразовательной программы осуществляется за счет уплотнения программы в виде объединения тем.
  10.  На стр. 30-31 в сентябре заполняются списки обучающихся в объединении (все графы). Без этих списков журнал считается недействительным. Обязательно ставить число, месяц и год рождения ребенка, месяц и год поступления ребенка в объединение (по этим данным определяется нормативная наполняемость группы и создается база данных обучающихся).
  11.  При не укомплектованности учебной группы педагог должен в течение 10 дней ее доукомплектовать, в противном случае группа закрывается, и педагог теряет свою нагрузку. Норма комплектования: 1-й год обучения – не менее 15 человек, 2-й год обучения – не менее 12 человек, 3-й и последующие года обучения – не менее 10 человек в группе. Списки детей 2-го и последующих годов обучения должны быть укомплектованы на 80% обучающимися прошлого года обучения, 20% разрешается доукомплектовать вновь поступившими детьми по результатам собеседования или тестирования. Списки обучающихся утверждаются заведующими отделами и на основании служебной записки издается приказ о зачислении обучающихся в группы.
  12. В течение года необходимо фиксировать выбывших детей и вновь принятых обучающихся. Если ребенок выбыл, следует сделать запись напротив его фамилии в том месяце, когда он выбыл и сделать отметку в конце журнала о причине выбытия и дату. Вновь принятых детей вписывают с момента их зачисления в группу, проводят с ними вводный инструктаж и заполняют все сведения.
  13.  Для спортивных и танцевальных коллективов обязательно отмечается допуск врача к занятиям.
  14. На стр. 34-35 заполняются данные о родителях обучающихся (имя, отчество, домашний и рабочий телефон) и классном руководителе (если объединение работает на базе школы в конкретном классе). Эти данные заполняются в сентябре месяце.
  15.  На стр. 36-37 один раз в полугодие заполняется инструктаж по охране труда: в 1 полугодии – вводный и первичный инструктажи, во 2 полугодии – повторный инструктаж. При необходимости проводится целевой и внеплановый инструктажи, который также оформляется записями в журнале. Для оформления проведенных инструктажей вписываются фамилии и имена обучающихся, ставится дата проведения инструктажа, подпись педагога. Дата инструктажа должна совпадать с датой присутствия обучающегося на занятии.
  16. Ежемесячно в графе «содержание занятий» записывается текущий и внеочередной инструктаж по инструкциям, сопряженным со спецификой работы по общеобразовательной программе.
  17. В начале каждого полугодия и в конце года заполняется «Годовой цифровой отчет» на стр. 38. Данный цифровой отчет используется руководителями отделов и секторов для статистической отчетности.
  18. В течение года на стр. 26-27 фиксируются участие коллектива в массовых мероприятиях и на стр. 28-29 - творческие достижения обучающихся. Записи делаются непосредственно после проведенного мероприятия в соответствии с указанными графами. К массовой работе относятся экскурсии, огоньки, участие в концертах, праздниках, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, выставках, массовых мероприятиях учреждения и др. К творческим достижениях относятся призовые места на различных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, получение грамот, кубков, призов, благодарностей районного, городского, российского и международного уровней.
  19. Журнал следует заполнять на каждом занятии. Нельзя делать прочерки при повторяемости тем занятий. В графе «часы» ставится не время, а количество отработанных академических часов. В случаях отпуска, больничного листа, командировки педагога на титульном листе в отведенной графе делается запись: пример - «1-15 октября – больничный лист» или «28 октября – 16 ноября – учебный отпуск». Ниже этой записи журнал заполняет педагог, который замещал отсутствующего работника.
  20. Все записи в журнале ведутся четко и аккуратно (без исправлений). Особо грубой ошибкой считается исправление количества часов и дат проведения занятий. Это говорит о нарушении педагогом своевременного заполнения журнала.
  21. Педагогам следует обращать внимание на стр. 39, где проверяющие делают свои замечания по ведению журнала и своевременно их устранять.
  22. По итогам проверки Журнала на стр. 39 проверяющими лицами заполняются «Замечания по ведению учебного журнала». На данной странице фиксируются замечания, предложения по устранению недостатков, отметка об устранении выявленных недостатков.
  23. По итогам проверки руководители структурных подразделений и заместитель директора по УВР, осуществляющие проверку, готовят справку с указанием ФИО педагога, замечаний.
  24. По итогам справки руководитель принимает административно-управленческое решение в виде приказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ  ПРЕДМЕТОВ....

ПОЛОЖЕНИЕ о системе единого ведения программно-методической документации педагогов дополнительного образования

ПОЛОЖЕНИЕ о системе единого ведения программно-методической документации педагогов дополнительного образования подробно знакомит педагогов с перечнем материалов и сроков сдачи пакета документов...

Презентация "Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебной дисциплины"

Методические рекомендации содержат пошаговый алгоритм действий преподавателя при составлении рабочей программы учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОПОП ПКРС....

Методические рекомендации «Разработка мультимедийных учебных презентации педагогом дополнительного образования»

Каждая электронная презентация, подготовленная педагогом дополнительного образования к занятию, с одной стороны, должна быть в значительной степени автономным программным продуктом, а с другой — ...

Методические рекомендации "Составление плана работы по самообразованию педагогов дополнительного образования"

Методические рекомендации помогут педагогам написать программу по самообразованию....

Документация педагога дополнительного образования

Цель деятельности – развитие и коррекция познавательных процессов детей в течении всего срока пребывания в санатории (реализация учебной программы «Мир вокруг нас» по развитию детей ...

Памятка по работе к документацией педагога дополнительного образования

Памятка-календарь для педагогов. В помощь для своевременного предоставления отчетной документации....