Роль школьной журналистики в сохранении единства национального языка
классный час (11 класс) на тему

Симоненко Надежда Евгеньевна

Мониторинг внедрения через СМИ врусский язык несвойственных ему просторечий и жаргонов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smi.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Роль  школьной журналистики

                    в сохранении единства национального языка

                                                            План

  1. Исторические изменения русского литературного языка

Глава II Описания исследования

2.1. Мониторинг внедрения через СМИ в русский язык несвойственных ему просторечий и жаргонов

2.2. Стилистические особенности и происхождение Интернет - сленга.

2.3. Выявление особенностей и причин употребления троллинга в электронном общении

2.4.   Результаты исследования по гендерным, возрастным особенностям

2.5. Как информация в  школьной газете служит воспитательным и образовательным целям

3. Заключение

Литература

Актуальность

        Эпоха информатизации общества вызвала появление новых лингвистических феноменов – профессиональных, возрастных социолектов, особенностью которых является функционирование не только в реальной, но и,   главным образом, в виртуальной среде общения.

 Источником формирования речевой культуры школьников является семья, школа, общение со сверстниками, книги и СМИ (интернет, телевидение, газеты). Телевидение и интернет являются самым доступным и массовым средством информации, которые активно влияют на формирование ценностных установок учащихся, а также отражается на культуре речи. В школьной среде усилилось использование слов сниженной стилистической окраски (просторечий, вульгаризмов, жаргонизмов), что ведет к снижению уровня языковой культуры, к обеднению словарного запаса учащихся. В связи с этим проводилось исследование и выявление факторов влияния  Интернет-сленга на культуру речи. Благодаря освоению учащимися современных страт языка развиваются познавательные способности учащихся,  а также создается такой  образовательный креативный продукт как школьная газета.

Цель данной работы: показать аспекты исследования периодики, интернет-сленга,  употребления просторечных и жаргонных слов в школьной прессе.

Объект исследования: газеты, телепередачи, сайты и форумы Интернета

Предмет исследования: интернет-язык,  употребляемый  журналистами, участниками телепередач, школьниками и другими респондентами на различных сайтах, периодическая печать

Гипотеза: словарный запас школьников  и молодежи «обогащается» за счет употребления жаргонной лексики в электронном общении, влияет на  их речь.

     Задачи исследования:

1.Изучить литературу, публицистику по теме исследования.

2.  Отметить  речевые особенности  современных СМИ, каждого вида Интернет-сленга,  провести сравнение между ними.

 3. Исследовать использование жаргона, просторечия, интернет-сленга в публицистике, речи, плюсы и минусы этого явления, показать результаты опроса среди разных групп населения, различающихся по виду деятельности, гендерному и возрастному признаку.

Ключевые слова: изменения в стратификации языка, общий жаргон, единство национального языка, ответственность, самоочищение, носители нормы, Меметика, интернет-сленг, троллинг, содержательная информация

  1. Глава 1. Исторические изменения русского литературного языка

21 век представляет собой новый этап развития общества. В мире осталось мало мест, где жители сталкиваются за свою жизнь всего лишь с одной профессией, с одним языком, общаются с людьми лишь одной социальной страты. Люди путешествуют, мигрируют, пытаются приспособиться к новой обстановке, понять особенности жизни в других местах, что оказывает существенное влияние на языковую ситуацию в целом.

Литературный язык первоначально формировался только в письменной форме. С развитием городов в национальном русском языке появляется просторечие и значительно позже — устная форма литературного языка. В ХХ веке с распространением всеобщего образования усиливается влияние

литературного языка. Ремесленные арго сменяются профессиональными сленгами, выделяются молодежный, а потом и компьютерный жаргоны.

Современная стратификация русского языка отличается даже от той, что

существовала в конце ХХ века. При сохранении прежних страт (но в разных долях) начинают стираться разграничения литературного языка и жаргонов. Общий жаргон, или сленг, становится переходной зоной в устной речи. Появляется так называемая третья форма речи в Интернете. Развиваются профессиональные варианты литературной речи сленгового типа. Наблюдается криминализация даже письменной формы литературного языка при сохранении, несмотря на повсеместное распространение радио и телевидения, просторечия и территориальных диалектов. В условиях мгновенного распространения по всей территории страны всего, что сказано

или написано, усиливается роль языковой моды и взаимодействие страт, а нормы литературного языка размываются. Вместе с тем усиливаются поколенческие различия и начинают формироваться не только профессиональные, но и возрастные социолекты.

Одна из основных функций литературного языка — необходимость

поддерживать в этих новых условиях единство национального языка — остается неизменной. Это является «делом национальной важности, поскольку литературный язык — это именно то, что в языковом плане объединяет нацию» [Культура русской речи 2001: 12]. Казалось бы, в наше время такую поддержку осуществлять легче: если в прошлом основная ответственность за это лежала на писателях, то теперь - прежде всего на СМИ и все больше не только на журналистах, но и на пользователях Интернета, «деятельность» которых может разрушать систему языка.

 Глава 2.   Мониторинг внедрения через СМИ в русский язык несвойственных ему просторечий и жаргонов.

Закон о государственном языке РФ требует от СМИ использовать в своей практике только литературный язык, а не какие-либо другие страты национального языка, способствуя тем самым сохранению единства национального языка. При необходимости обращения к различным стратам следует заботиться о том, чтобы использованные слова и словоформы называли действительно социально важные для членов общества явления, а смысл употребленного словечка или нелитературной словоформы были понятными каждому читателю. Примером удачного использования слова из профессионального сленга может служить, например, подробное разъяснение в «Московском комсомольце» от 17.07.13 «особости» и реального функционирования слова коворкинг из английского coworking в противоположность использованным в  газете «Литературная Россия» от 25.07.15 необъясненных слов тревэл-грант, вендинговая торговля. Об их значении (торговля через автоматы) можно только догадываться (слово оказалось непонятным даже преподавателям английского языка, хотя в англо-русских словарях есть vender — продавец). Очевидно, оба эти слова (английские заимствования) распространены в профессиональном социолекте (сленге) людей, связанных с торговлей (вендинг) или начинающих бизнесменов (коворкинг), еще не имеющих возможности арендовать офисное помещение. Но понятны они далеко не любому говорящему по-русски, а ведь газета рассчитана на массового адресата. К сожалению, СМИ не всегда выполняют требования закона о государственном языке, широко употребляя далеко не только необходимые нелитературные словечки из-за стремления быть зеркалом речи масс, реализуя так популярную сейчас в СМИ стратегию солидарности. Такая солидарность часто свидетельствует о том, что журналист идет на поводу у читателей даже с низкой речевой культурой, а не поднимает их на более высокий уровень, не прививает им вкус к хорошему слову, хорошей речи. При этом очень часто это даже не отзеркаливание просторечия и жаргонов, а навязывание массам нелитературных словечек. Можно понять и оправдать внедрение через СМИ в русский язык несвойственных ему обозначений процессов с суффиксом -инг из английского языка, хотя это и нарушает русскую словообразовательную систему (мониторинг, и даже при отсутствии в русском языке соответствующего глагола: лифтинг, шоппинг, банкинг, джипинг). Запрета на употребление подобных слов быть не должно. Ведь иногда без них невозможно реализовать замысел передаваемой информации, с одной стороны, и с их распространением в массах идет обогащение лексической системы национального языка — с другой.

Но при этом для массового адресата уже требовались разъяснения, которые СМИ не всегда дают. К сожалению, встречаются и обозначения, смысл которых так и остается неясным, а значит, их введение в текст не способствует укреплению единства национального языка, например буктрейлеры и видиотизеры (Российская газета. 2015, 28 авг.): всероссийский конкурс-парад

буктрейлеров (распространителей? производителей?), но приехал со съемок

буктрейлера по его книге; создавать видиотизеры будут четыре месяца. Это явно неприемлемо.

Конечно, казалось бы, сейчас есть все условия влияния на лексикографию и школьное преподавание. Однако дороговизна  нормативных словарей отучили россиян их покупать,  да и не все имеют желание ими пользоваться,

 а в Интернете их размещение запаздывает. Еще более существенно то обстоятельство, что современная лексикография далеко не всегда доступна пониманию: предисловий пользователь, как правило, не читает, далеко не все пометы он правильно понимает, а многих просто не хватает. Необходимы четкие указания при толковании некоторых слов типа нельзя, только в разговорной речи (а не просто разг.). Указание на сферу общения типа специальное, поэтическое в словарях встречается, но не во всех случаях. В «Большом орфоэпическом словаре» [Каленчук,  2012] уже учтены старшая и младшая нормы в произношении многих слов.

При толковании слов очень часто одно толкуется через другое (синонимичное,

но не тождественное, как, например, в толкованиях надеть и одеть.

2.2. Стилистические особенности и происхождение Интернет - сленга.

Кроме того, как справедливо замечает Г.П. Нещименко, «нельзя не видеть стремительного снижения числа реальных носителей литературной нормы по

сравнению с возрастанием количества активных участников публичной коммуникации. Уровень последней слишком низок для того, чтобы порождаемые ими тексты могли без ущерба для окружающих тиражироваться на массовую аудиторию» [Нещименко 2012: 306].

Этот процесс усилился в связи с появлением Интернета, который сейчас занимает огромный сегмент коммуникативного пространства нашего общества и оперативно транслирует громадные потоки разнообразной информации. Интернет-коммуникация фактически является письменной фиксацией

разговорного узуса, более комфортного для пользователей, но содержащего массу речевых ошибок и нарушений, принятых в национальной культуре норм, которые воспринимаются массовой аудиторией как изменившиеся общелитературные нормы, которым нужно следовать [Нещименко 2012: 309]. На длительное время в интернет-сленге остается лишь около 3% популярных выражений. Так же есть «мимолетные» выражения – фразы, которые были популярны лишь некоторое время (Мемы). Это выражения, которые получили спонтанную массовую популярность в интернете, и использовались почти повсеместно. Самым первым русским мемом принято считать фразу «превед», сказанную уже неизвестно каким пользователем в 2006 году - она быстро разлетелась по форумам, блогам, имиджбордам и вызвала волну публикаций в СМИ. Однако сейчас эта фраза не только не используется, но так же и показывает «плохой вкус» человека и то, что он «олдфаг» (старожил).

Интернет-мемы получили такое влияние, что даже создали Меметику - подход к эволюционным моделям передачи информации, который основывается на концепции мемов, рассматривающей идеи как единицы культурной информации, распространяемые между людьми посредством имитации, научения. В настоящее время позиционируется некоторыми своими сторонниками как научная дисциплина. Ещё Дарвин в своих работах проводил чёткую аналогию между эволюцией видов и эволюцией человеческих языков. Этой темы касался также эволюционный биолог Уильям Гамильтон в работе, посвященной теории кин-отбора. Термин «меметика» является транслитерацией древнегреческого слова «μιμητής» (mimētḗs), означающего «имитатор, притворщик».

                      Виды и подвиды интернет-сленга

Интернет-сленг в свою очередь делится на множество видов. Речь на тематических сайтах (сайтах, посвященных узкой тематике):

  • женские сайты,
  • мужские сайты,
  • сайты, предназначенные для объединения единомышленников.

 Сюда можно отнести сайты для мам, сайты для автомобилистов, женские сайты, сообщества толкинистов и т.д. Здесь популярные интернет-мемы практически отсутствуют, зато есть свои. Например, на сайтах для мам инвектума практически нет, но есть огромное количество уменьшительно ласкательных выражений, фразеологизмов.

Троллинг  - самый распространенный вид виртуального общения, нарушающий этику сетевого взаимодействия с целью нагнетания конфликтов.

  •  «Тонкий» (элитный) троллинг.
  •  «Толстый»  (безобидный) троллинг.
  •  Кащенизм – вид более интеллектуального троллинга, так как используются более сложные способы разжигания вражды (научные термины, массовая аргументация, незаметный перевод темы).

2.3. Выявление особенностей и причин употребления троллинга в электронном общении

Троллинг в дословном переводе с английского «trolling» означает «ловлю рыбы на блесну». Изначально троллинг использовался в интернете исключительно для разжигания конфликтов с целью получения морального (а возможно даже и материального) удовольствия самого «Тролля». Однако сейчас этот стиль общения используется и в обыденной речи интернет-пользователя (далее – Юзера), что показывает на деградацию лексики человека, так как разрушаются нормы этикета и литературной речи. Чаще всего речь тролля зависит от его «стиля борьбы». Безобидные тролли, которые не стремятся разозлить человека, а лишь пытаются разыграть с целью утешения обеих сторон, ведут дружелюбную беседу, практически не используя жаргонных выражений. Грубые же, наоборот, обильно используют инвектум,  оскорбляют собеседника.

Приведу несколько примеров классического троллинга:

  •  В сообществе фотографов любую выставленную фотографию можно обвинить в отсутствии баланса белого, заваленном горизонте, плохом фокусе.
  •  В сообществе филологов твердо стоять на той позиции, что правильно говорить «на Украине», а не «в Украине» (или наоборот — смотря чей форум). В противном случае всех безграмотных покарает ужасный Бог Украины.
  •  В сообществе домохозяек возмутиться, что современные женщины обленились, и вместо того чтобы самим забивать, свежевать, потрошить, рубить и жарить мясо, губят своих мужей и детей полуфабрикатами из микроволновки.
  •  В сообществе Apple сказать, что продукция Стива Джобса расчитана исключительно на тупых домохоязек. А если ею пользуется мужчина, то он — латентная домохозяйка.

 В троллинге принимают участие две стороны – тролли и жертвы. И тех, и тех может быть неограниченное количество.

Участники опроса

опрошено

возраст

Занимаются троллингом

Жертвы троллинга

женщин

29 чел.

12 – 22 г.

13

14

мужчин

39 чел.

12 – 22 г.

31

11

итого

68

44

Целью троллей является раздражение человека различными путями. Скажем так, стиль боя тролля зависит от выбранного оружия, которого чрезвычайно много. Самые популярные и действенные из них:

1

Интеллектуальное давление

Тролль вмешивается в дискуссию и, используя аргументы и факты, взятые из различных (чаще всего недостоверных) источников, начинает доказывать свою точку зрения.

2

Беспричинная агрессия

Тролль начинает оскорблять жертву. Та, в свою очередь, или впадает в гнев и начинает ссору с троллем (тем самым даруя ему победу), или уходит от разговора

3

Подача себя как глупца

Провокация людей на агрессию путем выставления себя за глупого человека, ничего не понимающего и задающего глупые вопросы.

4

Подача себя как девушки

Тролль выдает себя за девушку, вызывает симпатию, возможно даже получит материал личного характера, который не следует видеть никому иному. Затем тролль рассказывает правду и выкладывает полученный материал в сеть.

5

Подача себя как иностранца

Для этого достаточно на русскоязычном сайте задать простой вопрос на иностранном языке. Когда люди попытаются ответить на чужом языке, тролль начинает насмехаться над их глупостью и отсталостью. Часто в спор вступают и другие люди, начиная поправлять ошибки.

6

Подача себя как знаменитости

Основная часть юзеров обычно не верит в это и начинает «проверять» и спорить.

7

Подача себя как актёра

В таком случае можно даже устроить встречу с «фанатами» самой знаменитости. Приходя,  люди понимают, что их обманули.

8

Вызов спора о вкусах…

…музыкальных, пищевых, кинематографических, игровых, алкогольных и т. д. После чего  - занять мало поддерживаемую позицию и начать спорить с большинством.

9

«Двойная игра»

Тролль пользуется двумя учетными записями, раздувая спор с самим собой с целью найти поддержку с обеих сторон среди пользователей.

10

Психолог

Тролль прикидывается психологом (обычно им не являясь) и начинает заочно ставить диагнозы участникам дискуссии. Срабатывает даже вариант онлайн психиатрической лечебницы. За кулисами же тролль тешится над своей «клиникой».

11

Успешный человек

Этот вид троллинга эксплуатирует одно неиллюзорное человеческое чувство — зависть. Нужно создать образ самого умного, красивого, богатого - одним словом, человека, достигшего «вершин», о которых остальные могут лишь мечтать. Для этого достаточно всего лишь одной грамотно построенной фразы, хотя полнота раскрытия образа ничем не ограничена. Так как завистью заражены практически все обитатели интернета, то не стоит сомневаться, что тут же найдутся желающие «осадить» наглеца. Одни будут уверять, что тот врет, другие — что он не так уж и хорош, как думает, третьи — просто гневиться от осознания, что они неудачники.

12

Политическая вражда

Следует опубликовать актуальную политическую проблему, посмотреть на то, как на неё реагирует большинство пользователей, и объявить их глупыми и зомбированными, которым промыли мозг. В 2013—2015 году  наиболее популярен спор про украинцев, русских, газ, украинский язык и культуру. Для запуска требуется присутствие представителей обеих национальностей (или сочувствующих) в чате.

                   Речь в социальных сетях, блогах и на тематических сайтах

Речь в социальных сетях – это смесь повседневной речи человека и интернет-сленга. С каждым годом процент второго становится все больше. Но имеется все же некоторое отличие. Социальные сети используются людьми исключительно для общения, так что здесь используется больше интернет-сленга. Обильное употребление инвектума и юмора. Из 68 опрошенных -  57 опрошенных пользуются социальными сетями.

Сайты мужские (автомобильные, посвященные оружию) содержат достаточное количество инвектума, жаргона и профессиональной лексики (соответственно тематике сайта), темы разговоров практически никогда не отклоняются от сути – всегда речь идет по делу. Из 68 опрошенных, 39 пользуются сайтами такого типа. На сайтах толкинистов, любителей японских мультфильмов (аниме) и т.п. – царит своя «атмосфера». Очень часто на таких сайтах устраивают ролевые игры, где каждый человек создает своего уникального персонажа, отыгрывает роль, общается с другими игроками. Интернет-мемы практически отсутствуют. Инвективы есть в зависимости от того, нет ли на сайте цензуры.

Из 68 опрошенных, на подобного рода сайтах сидит лишь 9 человек (что удивительно – всем от 29 до 48 лет)

Из этого можно сделать вывод, что в интернете сейчас преобладает влияние соцсетей. Сайты все сильнее вытесняют группы и сообщества в «Вконтакте» в связи с большим удобством.

2.5. Как информация в школьной газете служит воспитательным и образовательным целям.

Особая ответственность за сохранение национального языка и его единства лежит, безусловно, на таком общественном институте, как СМИ, который оказывает громадное влияние на общество, формируя не только общественное сознание, но и национальную культуру и который, несмотря ни на что, до сих пор воспринимается обществом как образец для подражания.

Школьная газета «Перемена» ГБОУ школы № 655 воспитывает уже второе поколение журналистов. Ребята ведут борьбу за чистоту языка, подбирая материал в рубрики:

  • «Их школьных сочинений»,
  • «Ошибочка вышла»,
  • «Говори правильно».

Но эти рубрики более касаются устранения ошибок падежного управления в словосочетаниях, либо соблюдения орфоэпических норм. Главное же для юного журналиста – создание оригинального текста, который дает возможность подростку проявить себя в социальной деятельности, расширить представления о собственном творческом потенциале, направляет и определяет его профессиональный выбор.

Нынешнее поколение молодежи очень прагматично. Школьные годы многие рассматривают как стартовую площадку своей будущей профессиональной жизни. Вот, например, статья о том, как  команда нашей школы сражалась» во втором туре Межрегиональной игры «Литературная планета -2015».

Мягкая посадка на Литературной планете

Наконец-то! Свершилось! Ура!

Школьные космонавты (читай «литературознавты») приземлились точно в назначенное время, 24 апреля, ровно в 16.00, в пункте назначения – второй городской гимназии. Центром управления полетами (читай «ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга») были призваны 10 зкипажей – команд на финальную Межгалактическую (читай «Межрегиональную») встречу. В каждом экипаже – шестеро сверхначитанных, суперинтеллектуальных участников. В команде школы 655 –Вербина Наталья,… , Невидимка Колодяжный и я , Кузьмин Артем. Поднявшись по белоснежной мраморной лестнице и найдя 6 кресел с табличкой «655», команда чинно расселась в огромном зале с высокими колоннами, старинными люстрами и золочеными канделябрами на стенах. Кто же наши соперники в борьбе за обладание званием Знатоков? Не удивляйтесь, но это такие же ребята: старшеклассники Луги, Великого Новгорода, гимназий Санкт- Петербурга.

 Началось! Первые задания на эрудицию: «Назови героя», «Продолжи строку стихотворения». Следующие - на внимание: «Назови, чей памятник?» , «Соотнеси понятия», «Выдели из чужеродного текста строки четверостишья». И, наконец, творческие: «Составь послание». Но что мы наблюдаем в зале? Среди команд от задания к заданию интерес только разгораетсяся. После окончания всех испытаний, как и подобает космоинтеллектуалам, готовящимся в путь, экипажи дружно спели под гитару:

Над головой луна молодая светится красотой.

Прошу тебя, не спорь с ней , недостойный!

Там, в  вышине, слоняются звезды, но что нам до них с тобой?

Здесь земля и здесь лишь моя любовь…

 Мы не стали в этот раз первыми. Но мы испытали мощнейший прилив сил, энергию, полученную в результате работы ярчайших частичек Мирового Человеческого Разума. И мы , пятеро девчонок, умчались, влекомые Невидимкой Колодяжным в родную Галактику(читай Приморский район, Оптиков,35, школа № 655)

 Кузьмин Артем, 10а «Перемена « № 18 от 20.04.15. 

В современных условиях очень важны просветительские передачи не просто о культуре речи, о том, как правильно сказать, но и о языке вообще, его современной стратификации и месте каждой из страт в современной коммуникации и об ответственности каждого пользующегося русским языком за его судьбу.

Посвящается Тем, ... кто сразу узнает себя

Я, как и ранее, занял одинокую парту в глубине аудитории, что всегда удовлетворяло мое желание смешаться с пространством. Динамика вокруг неизменно походила на милый балаган. Стены отбивали отголоски непонятных изречений. Солнце обволакивало плечи, поясницы да юные лица.

Милые обманщики трепетно удерживали на себе взгляды вещательницы. Двадцать две вселенные, не осознающие своей бесконечности, находились в эдеме, где природные условия были идеальными для их функционирования. Их головы в силу бесконечной вариативности волосяного покрова с разной силой отбивали и поглощали лучи небесного светила. Равно,  как и их  души, что с рождения были готовы к разным судьбам, о которых они не подозревали. Их глаза горели с разной мощностью, что  не давало сосредоточиться ни на чем, кроме вселенских зеркал. Все источало молодость и свежесть. Легкое ощущение опьянения и осознания мимолетности здешней идиллии.  

Исповедь. Артем Кузьмин, 15.05.15

                                            Заключение

Лингвистическая журналистика сдерживает употребление синтаксических конструкций, характерных для разных стилей языка. Поэтому начальная допрофессиональная подготовка в дополнительном образовании не просто актуальна и диктуется веяниями времени, а по-настоящему востребована. На  школьных журналистов  и преподавателей возлагается особая ответственность за подмену литературного языка фактически информативно бедным  новоязом, подменяющим содержательную информацию диффузными обозначениями действующих лиц, действий и объектов действия.

                                                        Литература

1. Каленчук М.Л., Касаткин Л.Л., Касаткина Р.Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка. Литературное произношение и ударение начала XXI века: норма и ее варианты. — М.:АСТ-пресс книга, 2012. — 1008 с.

2. Культура русской речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н.Ширяева. — М.: Норма, 2001. — 560 с.

3. Нещименко Г.П. Современное речевое поведение и его отражение в медиальных текстах (в сопоставительном аспекте). // Русский язык сегодня. — Вып. 5: Проблемы речевого общения: Сб. докл. / Ин-т рус. языка им. В.В. Виноградова РАН. — М.: Флинта; Наука, 2012. — С. 296–310.

4. Николаева Т.М., Каленчук М.Л., Касаткин Л.Л. и др. Большой орфоэпический словарь русского языка.  Литературное произношение и ударение начала XXI века: норма и ее варианты. М.: АСТ-пресс книга, 2012. 1008 с. // Вопросы языкознания. — 2013. — № 4. — С. 144–148.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Einführung in die Journalistik (Введение в журналистику): Элективный курс на немецком языке. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень) и школ с углублённым изучением немецкого языка.

Курс „Einführung in die Journalistik“ («Введение в журналистику») является прикладным профориентационным элективным курсом для филологического профиля (со специализацией в области иностранных языков),...

Районный заочный конкурс "Единство национальностей-залог процветания"

Сафонов Дмитрий занял 2 место в районном конкурсе "Единство национальностей- залог процветания"...

Роль военной журналистики в сохранении военно- исторического наследия

Учащиеся,собираясь связать свою будущую профессию с военной журналистикой, провели исследования, касающиеся роли военных журналистов в разгорающихся военных конфликтах...

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...

Проблемы сохранения, развития и преподавания национальных языков.

Аннотация  В период,  когда ведущие страны втягивают мир в процесс глобализации, возникает проблема с сохранением и развитием национального самосознания, основанного  на национальной ку...

Всеобщая история 9 класс. Фрагмент урока - первичное закрепление.США в 19 в. модернизация, отмена рабства и сохранение единства.

Фрагмент урока истории 9 класс по теме  "США в 19 в. модернизация, отмена рабства и сохранение единства". Демонстрируется фрагмент урока " первичное закрепление". с использова...