Мастер-класс «Значение народной музыки в построении учебно-воспитательного процесса творческого объединения «Наигрыш»
методическая разработка на тему

Даурцова Наталья Петровна

   Применяемые игровые и здоровьесберегающие технологии, взятые за основу мастер-класса, помогают детям младшего возраста наиболее полно раскрывать свои возможности, а также развивать память, внимание, мышление. Игра позволяет делать обучение интересным и увлекательным, активизирует творческие наклонности, поисковые способности.

   Данный мастер-класс предназначен для музыкальных руководителей оркестров и ансамблей народных инструментов, педагогов-музыкантов, учителей музыки. Мастер-класс состоит из показа и изучения ритмических рисунков, разработанных мною в простой и усложненной форме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_daurtsova.docx29.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования  муниципального образования

Динской район  «Центр творчества»

План-конспект  мастер-класса

«Значение народной музыки

в построении учебно-воспитательного процесса

творческого объединения «Наигрыш»

подготовила:

педагог дополнительного образования

Наталья Петровна Даурцова

высшая квалификационная категория

ст. Динская

2015 год

Пояснительная записка

                                                    «Душа обязана трудиться»

                                                                     Н. Заболоцкий

   Музыка развивает интеллект человека, обладает большой силой воздействия на кору головного мозга и нервную систему, благотворно влияет на здоровье человека, особенно на здоровье ребенка.

   Первым отправным моментом в музыкальном воспитании является формирование музыкально-ритмического чувства. Ритмическая сторона музыки имеет свои особые законы, а ритмический слух человека обладает специфическими свойствами и законами развития. Именно с этой точки зрения исполнительская деятельность детей рассматривается как наиболее благоприятная среда для развития метро-ритмического чувства и музыкальных способностей в целом.

   Применяемые игровые и здоровьесберегающие технологии, взятые за основу мастер-класса, помогают детям младшего возраста наиболее полно раскрывать свои возможности, а также развивать память, внимание, мышление. Игра позволяет делать обучение интересным и увлекательным, активизирует творческие наклонности, поисковые способности.

   Данный мастер-класс предназначен для музыкальных руководителей оркестров и ансамблей народных инструментов, педагогов-музыкантов, учителей музыки. Мастер-класс состоит из показа и изучения ритмических рисунков, разработанных мною в простой и усложненной форме.

   Цель – пробудить интерес к русскому народному творчеству и сформировать навыки ансамблевой игры.

Дата проведения: 11. 12. 2015 г.

Место проведения: МБУ ДО ДДТ, ст. Пластуновская

Время проведения: 11.00

Цели и задачи:

 - познакомить слушателей с приемами игры на деревянных ложках

- приобрести теоретические и практические навыки в работе с народными   инструментами

- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса

- развить творческое  мышление, фантазию

Ход мастер-класса

  1. Вступительная часть. Организационный момент.   Приветствие участников мастер-класса. 

   Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я расскажу вам о значении народной музыки в построении учебно-воспитательного процесса в творческом объединении «Наигрыш».

   В практической части мастер-класса  я познакомлю вас с собственной методической разработкой  ритмических рисунков игровым комплектом из двух деревянных ложек.  Совместными усилиями мы разучим и исполним ансамблем композицию на тему русской народной песни «Калинка».

Но сначала хочу предоставить вашему вниманию презентацию, в основу  которой заложена цель - воспитать ребенка как полноценную, гармоничную личность, как настоящего гражданина и патриота своей Родины посредством русской народной музыки. Очень коротко расскажу о том, чем дышит наше объединение.

  1. Основная часть. Показ презентации, разучивание ритмических рисунков

   Прежде, чем перети к разучиванию ритмических рисунков, коротко познакомлю вас с деревянными ложками.

   Музыкальные деревянные ложки – это самобытный ударный русский народный инструмент, рожденный в повседневной жизни русского народа и тесно связанный с его  бытом. Ложки широко применяются в самодеятельных оркестрах. Мастерство, казалось бы, в таком шуточном деле, как исполнение на ложках, высоко ценится и на профессиональной сцене. Так, артист оркестра им. Пятницкого ложечник В. С. Морозов за свою неподражаемую игру на ложках был удостоен почетного звания заслуженного артиста РСФСР.

   К сожалению, в наши дни ансамбли ложкарей – редкость, поэтому они всегда приветствуются.

   В 2010 году я разработала собственную методику обучения игры на ложках.  Кого заинтересует этот материал, можно зайти на сайт Динского ЦТ и познакомиться с ним. Для того, чтобы понять, о чем пойдет речь, коротко познакомлю вас с некоторыми методами обучения, а также изучим вместе с вами несколько ритмических рисунков, которые я применяю для исполняемых ансамблем композиций и которыми мы сегодня будем пользоваться, исполняя «Калинку».

   Для ребят младшего возраста я использую определенные методы обучения, проводя различные музыкальные игры и упражнения (под собственный аккомпанемент на баяне):

  1. мимические упражнения
  2. ходьба и маршировка в различных направлениях
  3. счетные упражнения
  4. игра на развитие памяти и внимания

.

   Считаю, что применение таких методов помогает развитию всех психофизических процессов: восприятию, мышлению, вниманию и, в том числе, развитию музыкальных способностей.

  Обучение игры на ложках ведется по принципу спирали, когда основные темы повторяются из года в год, но на качественно новом уровне, в усложненной форме, например:

треугольник – простой (хлопок вверху, удары по коленям);

треугольник – усложненный (четыре хлопка вверху,  два удара по каждому колену);

треугольник – сложный (хлопки вверху приемом стряхивания, удары по коленям с двойными прихлопами ) . Причем, прихлопы и  стряхивание  также  имеют  свои  обозначения:

-прихлопы – обозначение «Курочка»

-стряхивание – обозначение «Мука»

   Есть еще множество названий и обозначений (морские камушки, петушок, соседи, гусь, ладушки  и т. д.)

   На начальной стадии обучения приемы игры двумя ложками просты и представляют собой естественные движения:

- хлопки по ладоням 

- удары по коленям

   Для более понятного представления ритмические рисунки подразделяются на различные фигуры и имеют свои названия и обозначения, например:

- треугольник

- шалаш

- курочка

- мука

-колесо  и т.д..

Существуют основные замахи, взмахи (рук).

 

  Конечно, это самое малое, что можно сказать о методике обучения, о применяемых приемах исполнения, об ансамбле и, вообще, о самобытных народных инструментах.

   

  А сейчас перейдем непосредственно к изучению ритмических рисунков, комбинаций из этих рисунков, определенных взмахов рук и приемов исполнения.

   Итак, возьмем игровой комплект, состоящий из 2-х деревянных ложек. Прежде всего, нужно знать, как правильно держать ложки. Я научу вас некоторым приемам исполнения, которые сейчас будут использованы в предстоящей композиции.

Ритмические рисунки:

  1. треугольник (разучиваем малый простой и усложненный большой);
  2. курочка;
  3. мука;
  4. колесо.

   Прием исполнения: тремоло (ритмический рисунок «курочка» в очень быстром темпе).        

   Комбинации, состоящие из ритмических рисунков:

  1. ритмический рисунок «мука» переходящий в «курочку» с выпадом правой ноги;
  2. двойные скользящие удары по коленям.

   Взмахи рук:

  1. хлопком вниз и вверх;
  2. хлопок и взмах рук, изображающий салют.

   Я должна вас предупредить, дорогие коллеги, что в процессе исполнения предлагаемой композиции будет происходить частая смена темпа и динамики, будьте очень внимательны и следите за мной, как за дирижером. В процессе исполнения я буду вам считать, а вы – подпевать слова из песни. Закрепление движение без музыки. Прослушивание мелодии.

  1. Заключительная часть. 

   В заключении хочу сказать, что обучение на ложках не нацелено выпускать исполнителей-профессионалов.

   Ведь ансамбль – это:

- школа эстетического и нравственного воспитания культуры на народных традициях, коллективного творческого труда, личной ответственности и дисциплины;

- возможность приобщения к музыкальной культуре;

- знакомство с образцами музыкального творчества;

- формирование музыкального вкуса.  

   И если начальная цель в обучении – пробудить интерес у детей и привить любовь к русскому народному творчеству, то конечная – воспитать ребенка музыкально подкованного и эстетически развитого.

   Надеюсь, что данный опыт пригодится для создания  в стенах ваших учебных заведений ансамбли или оркестры русских народных инструментов, которые помогут сохранить традиции русского народа.

   Спасибо за внимание и участие! Желаю всем творческих успехов и побед!

Используемая литература

  1. А. Каргин «Воспитательная работа в самодеятельном коллективе», 1999 г.
  2. К. Волков «Слово о музыке», 1991 г.
  3. Ю. Васильев, А. Широков «Рассказы о русских народных инструментах», 1976 г.
  4. А. Федь «Воспитание прекрасным», 1984 г.
  5. Ш. Герман, В. Скатерщиков «Беседы об эстетике», 1992 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Формирование Универсальных Учебных Действий на образовательном занятии вокального объединения «Серебряные нотки»

Мастер-класс на вокальном кружке посвящен знакомству участников мастер-класса с комплексом упражнений, способствующих формированию универсальных учебных действий...

Мастер-класс по изготовлению народной куклы "Зерновушка"

Кукла "Зерновушка" является символом достатка и благополучия в семье. Она интересна как детям начальной школы так и взрослым....

Мастер-класс по изготовлению народной куклы "Желанница"

С давних времен женщины занимались изготовлением разного рода оберегов, предназначенных для защиты человека или целого дома от злобы и ненависти людской, для привлечения удачи. Таковые обереги не...

Развитие одаренности: пути построения учебно-воспитательного процесса.

Доклад к заседанию методического совета учителей изобразительного искусства и технологии....

мастер-класс по традиционной народной кукле "Берегиня"

Пошаговая разработка изготовления традиционной тряпичной куклы....

Мастер-класс «Значение народной музыки в построении учебно-воспитательного процесса творческого объединения «Наигрыш»

 Применяемые игровые и здоровьесберегающие технологии, взятые за основу мастер-класса, помогают детям младшего возраста наиболее полно раскрывать свои возможности, а также развивать память...

ПЛАН УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Творческого объединения «Рукодельница»

    С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество соби...