Сценарий литературно-музыкальной композиции "Цена тишины"
методическая разработка (9, 10, 11 класс) на тему

Пальцева Марина Юрьевна

Литературно-музыкальная композиция "Цена тишины" посвящена Великому празднику нашего народа - Дню Победы. Сценарий построен по всем законам жанра. Рекомендуется для постановки силами детских театральных, вокальных и хореографических коллективов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsena_tishiny.docx24.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цена тишины

литературно-музыкальная композиция

Цель: создание условий для формирования патриотических качеств личности средствами малых театральных форм.

Задачи:

  • Воспитание эмоционально-действенного отношения к великим событиям нашей страны.
  • Закрепление знаний о принципах  построения  литературно-музыкальной композиции.
  • Формирование культурной компетенции: способности ориентироваться  в  литературе и музыке, получать удовольствие от сценического творчества.
  • Развитие творческого мышления, памяти.
  • Реализация творческого потенциала.

Сценарный ход

На авансцене столик или этажерка с книгами. В центре две девушки. Слышен удар колокола.

Первая девушка. Ты слышишь? Колокол звонит…Как странно…

Вторая девушка. А я уже привыкла, не обращай внимания.

Первая девушка. Ой, сколько книг! (берет одну книгу) Давай погадаем, как раньше. Называй страницу.

Вторая девушка. Сорок первая.

Первая девушка (открывает страницу, читает). Никогда не спрашивай, по ком звонит колокол, он всегда звонит по тебе. Джон Донн.

Затемнение. Высвечивается фигура в белых одеждах – девушка Память.

Память.

По ком звонит колокол ранним утром?

Он звонит над скошенными лугами.

По ком звонит бронзовый, звонкий, звучный?

По запаху сена, что здесь косили много лет назад,

В то далекое лето.

По запаху тела, что здесь дышало много лет назад,

В то далекое лето.

По наивному юнцу, что страдал здесь много лет назад,

В то далекое-далекое лето.

Вы еще рядом со мной,

Юные, прекрасные, новые,

Такие же, как в давние годы,

Такие же, как прежде.

Жизнь вечна,

А колокол звонит о человеке,

Чтобы живые помнили умерших.

Затемнение. Звучит песня «Память» (М. Таривердиев – Д. Самойлов).

Высвечиваются силуэты чтецов.

Первый чтец.

Войне мы отдали сполна.

Пришла на землю тишина.

В войну играет детвора.

Война была позавчера.

А я по-прежнему в бою

И песни прежние пою.

Мне их забыть давно пора –

Война была позавчера.

Второй чтец.

Разбитые дзоты у станции Мга,

Кирпич и железо, и в пепле снега.

И тишь обгоревшего сада,

И след от воздушных боев в синеве,

И первая кровь на колючей траве…

И первый обстрел Ленинграда…

Лежит мой товарищ на ладожском льду.

Клубится у Гатчины бой.

И это – цена тишине и труду,

И каждой минуте с тобой.

Затемнение. Последние две строчки, как эхо, повторяются три раза.

Яркий свет. Звучит мелодия «Брызги шампанского».

Танцевальная зарисовка «Танцплощадка».

Юноша.

На Дворцовой встречать ненароком

Тех живых, неубитых друзей,

И стоять у завешанных окон,

Чтоб увидеться с тенью твоей.

И будить каблуков своих стуком

Тишину по пустым площадям,

И не знать, что Война и Разлука

Будут завтра объявлены нам…

Хореографическая зарисовка на песню «Эхо любви»

 (Е. Птичкин – Р. Рождественский)

Девушка.

Потом наступил этот день. И следом за ним наступил этот вечер. И я провожала его… В полумраке лицо его было бело и спокойно. Лицо его было спокойно, как лес при полном безветрии осенью поздней, как школьные классы ночною порою.

В лице его было сплетенье каких-то железных конструкций, напрягшихся страшно. Раздался тот самый последний гудок. И я побежала потом за вагоном в толпе среди прочих бежавших, кричавших, махавших платками заплаканных женщин…

Звучит песня «Сапоги» Б. Окуджавы.

Юноша.

Где эта женщина теперь?

И город слякотный, военный?

Мелеют реки постепенно –

Поди, найди в былое дверь…

Где эта женщина теперь?

Где эти зябнущие плечи,

И в целой жизни быть ли встрече?

Поди, грядущее измерь…

А, говорят, что боль потерь

Ослабевает понемногу,

Печаль уходит в путь-дорогу -

Поди, проверь, поди, поверь…

Девушка. Что такое война?

Юноша. Это когда люди убивают друг друга.

Девушка. Не друг друга, а враг врага.

Затемнение. Звучит вступление к песне «Священная война».

Голос.

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо! Ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» Родина…

Звучит песня «Священная война» (А. Александров – В. Лебедев-Кумач).

На сцене свет зарева.  Появляются чтецы в гимнастерках.

Первый чтец.

Припомню – и горлу становится душно.

Припомню – и сердце в груди замирает.

Гудящим кошмаром, тревогой воздушной –

Так в памяти детство мое вырастает.

О, детство, ты досыта горя хлебнуло!

В родимых аулах, в украинских хатах

Тебя засекали военные дула,

Тебя разрывали чужие гранаты.

Все было… И нынешним годам в наследство

Мне память приносит, ничуть не меняя,

Все раны и боли военного детства,

Я раненным детством войну проклинаю!

Второй чтец.

За кровь на асфальте, за женщин в слезах,

За ужас в бессонных ребячьих глазах,

За взорванный бомбами мирный уют,

За каждый кирпич, что они разобьют,

За каждый квартал, укутанный в дым,

Мы страшной расплатой врагу воздадим!

Третий чтец.

Долго пишется книга войны.

Через годы, опять, понемногу,

Снова дымную вижу дорогу,

Снова дальние залпы слышны.

Это живо еще в глубине,

Потому-то с былым не прощаюсь.

Возвращаюсь к стихам о войне,

Как к себе самому возвращаюсь…

Четвертый чтец.

Комбату приказали в этот день

Взять высоту и к сопкам пристреляться.

Он может умереть на высоте,

Но прежде должен на нее подняться.

И высота была взята,

И знают уцелевшие солдаты:

У каждого есть в жизни высота.

Которую он должен взять когда-то.

А если по дороге мы умрем,

Своею смертью разрывая доты,

То пусть нас похоронят на высотах,

Которые мы все-таки берем.

Звучит песня «На безымянной высоте» (В. Баснер – М. Матусовский).

Пятый чтец.

Немых предметов не было, и нет:

Шурша, ползет сиреневый рассвет,

Гудят леса, не ведая покоя,

Всю ночь бубнит ворчливая вода,

Свистят снаряды, стонут провода,

И мертвые кричат на поле боя.

Звучит песня «Соловьи» Л. Гурова.

Шестой чтец.

Еще война, но мы упрямо верим,

Что будет день – мы выпьем боль до дна.

Широкий мир нам вновь откроет двери.

С рассветом новым встанет тишина.

Последний залп. Последний меткий выстрел.

И первый отблеск утра, как стекло.

Мой милый друг, а все-таки как быстро,

Как быстро наше время  протекло.

Звучит песня «Последний бой» М. Ножкина

Первый чтец.

Последний залп, последний гром войны.

И тишина обрушилась обвалом,

И майский дождь, и первый гром весны,

И для живых на свете – все сначала.

Звучит песня «Бери шинель» (В. Левашов – Б. Окуджава.)

Затемнение. Звучат фанфары «День победы». Яркий свет. На сцене все участники композиции.

Девушка Память.

Победа… Она пришла к нам 9 мая 1945 года. Не в лавровом венке, торжественная и спокойная, нет! Она пришла в образе старой матери, опустила натруженные руки… И за 1418 дней над Европой впервые воцарилась тишина.

Чтец. Победа… И если сейчас смеются дети, плавится сталь и пишутся книги, если растет хлеб на родных полях, то это потому, что была Победа!

Звучит песня «День Победы» (Д. Тухманов – В. Харитонов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

"Жди меня, и я вернусь..." Сценарий литературно-музыкальной композиции

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой празднику Победы. Частично может использоваться как материал для подготовки тематического классного часа по патриотическому направлению. Целева...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Город над вольной Невой"

Этот сценарий мы использовали на праздниках для ветеранов....

Сценарий литературно-музыкальной композиции "История войны"

Каждый год наша страна отмечает годовщину Великой Победы. Тема Великой Отечественной войны – неисчерпаемый источник для воспитания подрастающего поколения. Современные школьники могут «открывать...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...