Развитие пластики и выразительности движений у гимнасток первого года обучения в процессе освоения программы «Северные мотивы».
статья на тему

Борисова Наталья Витальевна

Статья.

Цели, задачи, формы и методы работы в развивающей программе для дополнительного образования, основанной на образно-танцевальных движениях, традиционных для народов Севера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие пластики и выразительности движений  у гимнасток первого года обучения в процессе освоения программы «Северные мотивы».

 Многолетний опыт работы с детьми, и с воспитанницами отделения «Художественной гимнастики» спортивной школы в частности, показал, что многие из них в исполнительской деятельности лишены эмоциональности, а часто скованы и зажаты в момент выступления. Причины могут быть связаны как с особенностью характера ребенка, боязнью большого пространства, так и с низким уровнем их темпо-ритмической организации движений, плохим пониманием характера и содержания музыкального произведения.

На начальном этапе тренировок, это можно считать незначительным недостатком, но если выразительность исполнения не появляется вместе со знаниями и навыками, это становится проблемой. Художественная гимнастика - танцевальный, яркий вид спорта, и отсутствие эмоциональности, пластики и общей грации значительно снижает уровень даже технически сложного и безукоризненно выполненного упражнения. Поэтому возникла необходимость поиска специальных средств развития именно этих качеств.

Знакомство с танцевальным творчеством коренных народов Севера, их манерой подражания движениям окружающих птиц и зверей, навело на мысль о возможности включения в процесс обучения воспитанниц групп начальной подготовки отделения «Художественной гимнастики» спортивной школы образно-танцевальных движений, традиционных для народов Севера. Это именно тот материал, в котором образность исполнения заложена самой природой, и значит, он доступен для понимания начинающих спортсменок. Поиск эффективных средств развития пластики, музыкальности и выразительности движений, а также отсутствие аналогичных методических материалов, привели к созданию развивающей программы «Северные мотивы», включающей в себя региональный компонент, как части образовательно-тренировочного процесса.

Целью программы дополнительного образования детей 5-6 лет отделения «Художественной гимнастики» «Северные мотивы» является развитие пластики и выразительности движений у гимнасток первого года обучения в процессе освоения образно-танцевальных комплексов, основанных на имитационных движениях птиц и животных родного края.

Задачи, поставленные в программе, являются основными направлениями работы. В первую очередь – это создание условий для гармоничного физического и психоэмоционального развития в процессе приобщения к культуре народов Севера, а также развитие темпо-ритмической организации движений; развитие координации движений и навыков ориентировки в пространстве; развитие пластики и выразительности исполнения, на основе имитации движений, объектов живой природы северного края.

Программа обучения рассчитана на один учебный год. Она состоит из восьми тематических комплексов, включающих в себя простые и сложно-координационные движения, объединенные темой-образом: «Лисички», «Зайчики», «Белочки», «Птичий базар», «Олени», «Нерпы», «Стерхи», «Охотники». Каждый комплекс, наряду с общими задачами программы, имеет и специфические, направленные на обучение основным движениям, развитие навыков владения корпусом, выразительности работы рук и др., в сочетании с координационно-моторной работой с гимнастическим предметом (обруч, мяч, булавы, скакалка).

Программа «Северные мотивы» разработана на основе следующих принципов:

- учет психофизиологических и возрастных возможностей обучающихся;

- культуросообразность, т.е. использование образов, доступных для понимания и передачи предлагаемыми средствами;

- системность, постепенность «от простого к сложному», и последовательность (например: изучение движений птиц начинается с рук, оленя и зайца с ног, а нерпы с головы).

Эффективность реализации программы также зависит от соблюдения таких психолого-педагогических условий как, учет индивидуальных особенностей психофизиологического развития воспитанниц; поэтапное освоение элементов и предлагаемых движений; индивидуальное сопровождение на каждом этапе обучения и создание «ситуации успеха» для каждого ребенка.

Поэтапность работы и индивидуальное сопровождение особенно актуальны при освоении сложно-координационных движений, состоящих из работы рук, корпуса, головы с различными манипуляциями предметом. Здесь хорошо зарекомендовал себя прием варьирования координационных связок из двух (руки – голова, руки – корпус, ноги – корпус, ноги – голова, корпус – голова), трех (голова – руки – корпус, руки – корпус – ноги) и более сегментов, при статичном положении остальных частей тела. Очень важна и речевая инструкция, основанная на характеристиках манеры поведения животных и птиц; четкая постановка учебной цели; последовательность освоения движений, зависящая от специфики предлагаемого образа; чередование статики и динамики в работе над координацией отдельных элементов в движениях на различные группы мышц. Все эти приемы дают свои положительные результаты.

Для каждого комплекса подбирается соответствующее музыкальное сопровождение с этническим компонентом, что способствует более полному погружению в образ и яркости его передачи, усиливает эмоциональную составляющую перевоплощения.

Каждый комплекс реализуется в течение 1 месяца. Способом контроля освоения материала является проводимое в конце месяца «зачетное» занятие, включающее в себя исполнение танцевальной композиции или импровизации, построенных на основе освоенных движений и танцевальных комбинаций, на предложенную тему, например: «Лесное озеро», «Звериная тропа», «Перед охотой» и др. Готовые хореографические композиции включаются в гимнастические упражнения в качестве танцевальных дорожек и (или) в показательное упражнение, исполняемое на итоговых соревнованиях в конце года.

В настоящее время программа «Северные мотивы» находится в процессе апробации, которая проходит на базе детско-юношеской спортивной школы. Но уже первые результаты позволяют говорить о том, что данная программа помогает детям не только познакомиться с природой и обычаями родного края, но и перевоплотиться в каждый из предложенных образов, раскрепоститься и передать в пластике и движении всю суть данных перевоплощений. В процессе работы улучшается моторная и координационная активность, и, благодаря постоянному взаимодействию с музыкой, ритмичность и гармоничность движений.

 Литература:

  1. Борзов А.А. Танцы народов СССР.- М., 1983
  2. Жорницкая М.Я. Северные танцы.- М., Советский композитор, 1970
  3. Жорницкая М.Я. Якутские танцы.- Якутск, 1960
  4. Лукина А.Г. Танцы Якутии.- Якутск, 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (модифицированная) математического кружка для 7-9 классов первого года обучения

Данная программа прошла апробацию в 2011-2012 уч. году. Дети занимались с удовольствием и с интересом. Порадовало активное участие в театральных инсценировках 9-классников. Отработанный материал можно...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...

"Развитие фортепианных навыков у учащихся первого года обучения"

Данная методическая работа может быть полезна для ознакомления педагогам ДШИ и ДМШ. Во главу угла здесь ставится воспитание у учащихся любви к музыке с самых первых занятий в классе фортепиано. В пред...

Мониторинг освоения программы первого года обучения

План открытого занятия Тема:Мониторинг освоения программы первого года обученияЦель:Отследить уровень освоения детьми первого года обучения образовательной программы «Движение» При осу...

Конспект занятия по изобразительному искусству дополнительной образовательной программы "Северные узоры" для учащихся первого года обучения (8-9 лет): "Ни - пояс малицы".

Данный конспект поможет ближе ознакомить учащихся с особенностями жизни, быта и декоративно-прикладного творчества ненцев. Конспект рассчитан на сопровождение его соответствующей презентацей....

Мастер-класс по настольному теннису «Подвижные игры, как метод развития физических и умственных способностей у учащихся групп начальной подготовки первого года обучения»

Мастер-класс по настольному теннису по теме  «Подвижные игры, как метод развития  физических и умственных способностей у учащихся групп начальной подготовки первого года обучения»Тема:...

Рабочая программа по обучению интеллектуальным играм первого года обучения социально-педагогической направленности

Данная программа дает возможность расширить и углубить практические умения, повысить уровень языковой культуры, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащи...