«Павлово-Посадские шали» - конспект занятия.
план-конспект по теме

Руннова Ирина Борисовна

Обладание знаниями традиционной русской культуры, использование их в обыденной жизни, помогает детям в понимании своей принадлежности к определённой  культурной общности людей и социализации в этом обществе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pavlovo-posadskie_shali-konspekt.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   ГБОУ ДОД ЦВР Центрального района Санкт-Петербурга

                   

         «Павлово-Посадские шали»

                                 

                                   Конспект занятия по подпрограмме

                «Традиционная русская празднично-обрядовая культура»

                 комплексной образовательной программы «Живая вода»

                                                                                         

                                                                                        автор-И.Б. Руннова

             

                                    «Павлово-Посадские шали»

                                   Конспект занятия по подпрограмме

«Традиционная русская празднично-обрядовая культура»

комплексной образовательной программы «Живая вода».

4 год обучения

(к конспекту прилагается презентация на CD диске)

                                                                               

                                                                        И.Б. Руннова,

                                                                                   педагог доп. образования, руководитель

                                                                                   фольклорной студии «Жаворонок»

Цель: Приобщение обучающихся  детей к традиционной  культуре русского  

           народа.

Задачи: 

  • Ознакомление с историей появления и предназначения  платка и шали                

      в  русском  традиционном костюме.

  • Воспитание интереса и уважительного отношения к культурным

      традициям   русского народа.

  • Создание позитивной познавательной мотивации выполнения

      практической работы  на занятии.

Тип занятия – комбинированное.

Форма проведения – групповая, для детей 4 года обучения.

Педагогическая технология: культуровоспитывающая.

I. Организационный этап

Приветствие, подготовка рабочего места, концентрация внимания обучающихся.

II. Вводный этап

слайд №1

             

Здравствуйте ребята! На занятиях по подпрограмме «Русский народный танец» мы с вами, приступили к разучиванию замечательного «Хоровода с шалями». В нашей, студийной, коллекции русских костюмов, благодаря вашим родителям, появились прекрасные Павлово-Посадские шали, которые мы используем во время танца. Они необыкновенно красивы!  История появления платка и шали, в русском традиционном костюме, очень интересна и познавательна. Предполагаю, что вам будет полезно знать, как  появились в русском костюме, известные на весь мир, Павлово-Посадские платки и шали.

III. Основной (содержательный) этап.

слайд №2

Слово "шаль"  у  многих народов  (немцев, французов, англичан, поляков, турок, русских) звучит примерно одинаково.  Заимствовано оно из персидского языка, и обозначает тканое или вязаное полотнище разного вида и размера (квадратное, длинное прямоугольное или в виде прямоугольного треугольника). Считается, что первые шали, тонкие и вместе с тем теплые, были изготовлены в XV веке в городе Сринагар, что в Кашмирской долине (историческая область в Азии, ставшая в прошлом  столетии частью индийского штата Кашмир).

Их делали в технике ручного ткачества из шерсти и пуха кашмирских коз. Эту породу с длинным остевым волосом и мягким пуховым подшерстком, волокна которого на удивление однородны, издавна разводят на Тибете, в Иране, Монголии, Средней Азии и на севере Индии. Над обыкновенной шалью три ткача работали несколько месяцев, над дорогой - от полутора до четырех лет. Пряжу для тканья пряли из пуха сайгаков и шерсти тибетских коз так искусно, что она получалась тоньше волоса.

Первые русские шали, сотканные в сложной технике двустороннего ткачества, появились в начале XIX века. Сделанные руками крепостных девушек в мастерских помещиков Н. А. Мерлиной и Д. А. Колокольцова в Нижегородской губернии, они по качеству ни в чем не уступали индийским.

Узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. На Руси женщины всегда любили покрывать голову платком, потому что это удобно и красиво.

слайд №3

Красовались в них молоденькие девушки и почтенные матери семейства. Платок и шаль на Руси были самыми желанными подарками. Шаль накидывают на плечи, чтобы преобразить скромное платье, сделать наряд более выразительным, придать строгость костюму или, напротив, смягчить его "деловитость", в конце концов, просто согреться в холодные осенние или зимние дни. В русском языке есть еще слово "полушалок" или, как поется в известной песне, "полушалочек" ("Стою на полустаночке в цветастом полушалочке…"). Так называют небольшую шаль.

Центральная часть шалей либо была гладкой - красной, голубой, белой, либо представляла собой контрастные полосы. Кайму украшали пышным многоцветным растительным узором из гирлянд и букетов цветов, абсолютно одинаковым с лица и изнанки. Иногда в него органично включали восточные мотивы в виде "турецких бобов" или "огурцов", своеобразно переработанные. Цвет шали и соотношение каймы с фоном подчинялись моде. В первой четверти XIX века предпочитали резкие контрасты, например желтая кайма и черный фон. Затем стал модным светло-кофейный фон. Позднее орнаментом начали покрывать не только края шали, но и всю ее поверхность.

Купавинские шали делали на Купавинской фабрике князя Н. Б. Юсупова, их носили только купчихи. Стоимость одной шали составляла 200 рублей, что равнялось годовому жалованью фабричного рабочего.

слайд №4

В царствование Александра I воспитанниц женских учебных заведений начали обучать танцу с шалью. Так девушки демонстрировали свое изящество, грациозность и хорошую осанку. Эта традиция сохранилась до конца XIX века. Подтверждение данному факту можно найти в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание", где титулярный советник Мармеладов рассказывает Раскольникову: "Знайте же, что супруга моя в благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила".

Старинные шали, как восточные, так и русские, были очень длинными и исключительно с тканым орнаментом. Умению носить их придавалось большое значение. Один конец обертывали вокруг руки, другой спускали до земли. Чтобы удерживать шаль в нужном положении, в ее углы вшивали металлические шарики (иногда шарики вплетали в кисти).

Великолепными вязаными шалями из козьего пуха прославился Оренбургский край. Как гласит легенда, первая оренбургская шаль была подарена императрице Екатерине II одной казачкой. Царица поразилась искусной работе, щедро одарила мастерицу, но приказала слугам ослепить ее, чтобы никто ничего подобного больше не сделал. К счастью, у казачки была дочь, которой она успела передать секреты вязания.

слайд №5

Начиная с середины XIX века оренбургские пуховые изделия не раз удостаивались медалей на Всемирных промышленных выставках в Лондоне, Чикаго, Брюсселе. Легкие, ажурные, словно паутинка, шали и платки, пяти аршин в длину и пяти в ширину (3,5 * 3,5 м), поражали посетителей выставок не только своей красотой, но и тем, что их можно было протащить сквозь золотое колечко и уместить в скорлупе гусиного яйца.

В 1830-е годы появились тканые шали с набивным орнаментом, с вышивкой шелком. Чуть позднее, когда на многих мануфактурах и фабриках наладили производство набивных шалей, более дешевых по сравнению с шалями, украшенными тканым узором, этот предмет одежды получил особенно широкое распространение.

Шаль прочно вошла в быт различных слоев русского общества. Ее стали носить женщины не только дворянского, купеческого, но и мещанского, крестьянского сословий. Богатые купчихи следовали Европейской моде, и им не могли не прийтись по душе великолепные шали, богато украшенные неповторимыми узорами. Изящная яркая шаль согревала и украшала  женщин всех сословий, от крестьянки до царицы.

Из тканых шалей большим спросом пользовались изделия из города Павловский Посад Богородского уезда Московской губернии. Здесь с середины XIX века существовал "Торговый дом Я. И. Лабзина и В. И. Грязнова", известный далеко за пределами России. Производимые в его мастерских шелковые и шерстяные набивные платки и шали с 1865 года неоднократно отмечались призами российских и зарубежных выставок.

В Павлове шумели богатые ярмарки, на которых и продавались знаменитые набивные Павлово - Посадские шали и платки.

слайд №6

Расходились они по всей России. Шали  яркие, нарядные – глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зелёные листья и травы сплетаются в узоры, и всё это на разноцветном фоне: чёрном, белом, красном, золотистом, васильковом, коричневом – это визитная карточка Павлово-Посадских платков.

 Более 200 лет тому назад на ткани набивали рисунок из цветов деревянными резными формами, используя для этого доски двух типов: “манеры” и “цветы”. “Цветок” резали из дерева, и с помощью формы наносили краски, причем каждый цвет “требовал” отдельной доски. Контур рисунка набивали “манерами”.

слайд №7

 

Сегодня павловопосадские платки и шали создаются уже не с помощью резных досок, а с помощью специальных шелковых или капроновых сетчатых шаблонов. Такая печать позволяет наносить неограниченное число цветов, получать на ткани тонкий изящный контур

Работа над Павлово-Посадскими шалями начинается с авторского рисунка. Его создают здесь же, на фабрике, в специальных художественных мастерских, с учетом лучших традиций ткацкого промысла. Обычно мастер создает один повторяющийся фрагмент, реже  изображение рисуется полностью.  Затем к работе подключается колорист, главная задача которого – правильно подобрать цвет.  Именно этому художнику обязаны павлово-посадские шали своей пышностью и красочностью.

слайд №8

 

Ткань для шалей и платков также изготавливают в стенах фабрики из отборной шерсти овец. Ее отбеливают в течение двух суток сначала в отбеливающей машине, а затем она отлеживается в специальной тележке. Далее полотно кипятят и промывают. Промытая ткань высушивается и пропитывается раствором для умягчения шерстяного материала. В  специальной вакуумной камере через материал пропускают электрический заряд, с целью лучшего нанесения краски на ткань.

слайд №9

Печать рисунка обеспечивают несколько печатников, осуществляющих контроль за автоматической печатью на машине. Каждый из них в свою очередь контролирует несколько шаблонов. После нанесения рисунка шали попадают в сушильный цех, а оттуда на прилавки магазинов.

В настоящее время, при создании новых коллекций российские и зарубежные модельеры с удовольствием используют Павлово-Посадские шали. Их орнаменты применяют как единичный или частичный элемент декора нарядов «от кутюр».

слайд №10

             

Мастера и художники Павлово-Посадской Платочной Мануфактуры и по сей день радуют глаз своих почитателей изысканными рисунками и орнаментами, которые постоянно совершенствуются  и модернизируются, но сохраняют стилистику и традиции старых мастеров.

Понятия «русская шаль» и «русский платок» признаны в мире благодаря кропотливому труду талантливых российских художников и мастеров по ткацкому и красильному делу. Они создали оригинальный художественный образ, истоками для которого были традиции народного искусства.

IV. Практический этап

Нет ничего проще простого квадратного куска материи, из которого и состоит обычный платок, но какой простор фантазии давал он нашим прабабушкам. Уверена, что у каждой девочки в гардеробе обязательно есть несколько платочков. Мне  бы хотелось, чтобы вы освоили старинные приёмы завязывания и складывания  платков. Сейчас я покажу Вам несколько способов грамотного использования их, и ваш современный гардероб преобразится – ведь «новое, это просто забытое старое».

слайд №11

Способы складывания и завязывания платков

                            Способ № 1

слайд №12

                                      Способ № 2

 

V. Заключительный этап

слайд №13

Надеюсь, что занятие помогло Вам освоить старинные способы ношения платка, и вы с удовольствием включите этот замечательный элемент русского костюма в свой повседневный гардероб. Знание истории создания русской шали поможет нам в совместной работе над новым танцем  «Хоровод с шалями», к разучиванию которого мы недавно приступили.

В заключение нашего занятия хочу вам сказать о том, что созданные более трехсот лет назад Павлово-Посадские шали и платки, позиционируются как произведение искусства и являются визитной карточкой нашей страны. Одевайте их с гордостью!

Эффективность педагогической технологии:

Изучение традиционной культуры русского народа, её материальной и духовной составляющей, способствует воспитанию у детей уважения к наследию предков. Занятие «Павлово-Посадские шали», построенное с использованием культуро- воспитывающей технологии,  позволяет педагогу выявить и развить задатки и способности каждого ребёнка. Обладание знаниями традиционной русской культуры, использование их в обыденной жизни, помогает детям в понимании своей принадлежности к определённой  культурной общности людей и социализации в этом обществе. Содержательная часть технологии подразумевает развитие интереса детей к культуре и традициям русского народа, через знакомство с историей изучаемого материального предмета – Павлово-Посадской шали.

Источники:

«Женский народный костюм в России XVIII-XX веков». Альманах.

Вып. 405. СПб: Palas Edition, 2013г.

«Русский традиционный костюм». Альманах, Н.Соснина, И. Шангина,

 СПб.»Искусство», 1998г.

«Русский народный костюм», ГИМ,  М. «Советская Россия» 1989.

«ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЕ  ШАЛИ И ПЛАТКИ»

www.liveinternet.ru/users/2914445/post110507114

А. М. Маринина  http://festival.1september.ru/articles/504965/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мамин платок. Павлово - Посадские платки.

Презентация к уроку в 3 классе по программе Б. М. Неменского. Рассказывается о создании Павлово - Посдских платков. Представлен хороший иллюстративный материал....

Методическая разработка урока по Павлово - Посадской шали

Разработка урока по декоративно - прикладному искусству....

Мастер-класс «Павлово-Посадские платки в японской технике КОМОНО»

Конспект и презентация открытого занятияМастер-класс «Павлово-Посадские платки в японской технике КОМОНО»План - конспект открытого занятияЦель занятия: приобретение практических навыков изготовл...

Использование краеведческого материала на уроках географии в Павлово-Посадском районе

Эта работа рассказывает о работе с краеведческим материалом в нашем городе. Интерес вызывают народный промысел-Павлово-Посадские шали. Производство продолжает работать. В учебную программу включаются ...

Использование краеведческого материала на уроках географии в Павлово-Посадском районе

В рассматривается народный промысел,известный в России и применение краеведческого материала в 9 кл. на уроке "Лёгкая промышленность России"....

Использование краеведческого материала на уроках географии в Павлово-Посадском районе

В рассматривается народный промысел,известный в России и применение краеведческого материала в 9 кл. на уроке "Лёгкая промышленность России"....