Методическая разработка урока по Павлово - Посадской шали
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

ситникова ольга владимировна

Разработка урока по декоративно - прикладному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pavlovo-posadskiy_platok.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая работа:

«Организация творческой работы учащихся в создании художественно - декоративной композиции «Павлово – посадский платок».

Педагог дополнительного образования Ситникова О.В.

Тема работы: Древние образы и современное декоративно-прикладное искусство. «Организация творческой работы учащихся в создании художественно-декоративной композиции на тему « Павлово - посадский платок»

 Главная задача уроков, посвященных данной теме,— направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа русского народного платка в традициях Павлово - посадской мануфактуры.

Вступление:

В древности платки  были далеки от забавы, они несли глубокий, магический смысл, были элементом магических обрядов.

      Основная особенность русского платка —  обобщенный и выразительный образ, созданный с помощью простейших приемов рисунка, в котором быль и вымысел слиты воедино.

      Сравнительный анализ разнообразных по форме цветов и узоров, принадлежащих разным промыслам по производству платков, помогает выявить черты их пластического своеобразия, то особенное, что отличает их друг от друга.

Говоря об актуальности выбранной темы, хочется подчеркнуть и то, что у каждой культуры существует определенная система ценностей, обеспечивающая единство и целостность общества. Эта система, безусловно, имеет некое основополагающее качество, и такое качество по нашему мнению есть — духовность. Именно она делает человеческое общество человеческим. Однако это ценностное качество на современном этапе развития общества переживает всеобщую девальвацию. А это значит, что сегодня как никогда существует острая необходимость формирования и утверждения заново осмысленной системы духовных ценностей. Ведь для общества приоритет осмысления духовных ценностей носит стратегический характер. Исходя из этих позиций, мы придаем особое значение в своей работе проблеме духовности, а также считаем необходимым рассматривать творчество и все его аспекты, прежде всего, как выражение духовности. Народные художественные промыслы России — неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.

Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.

Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма — характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов России.

 Поэтому, чтобы понять природу и сущность такого явления, как народные художественные промыслы, необходимо уяснить, что такое народное искусство.

Народным называют искусство широких масс. Главной, определяющей чертой народного искусства является коллективный характер. Это прежде всего проявляется в преемственности многовековых традиций. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы, сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами.
Старые мастера обучали молодежь искусству, как вырезывать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести кружево. Из поколения в поколение сохранялись традиции художественного творчества. А в  Павловском посаде эта преемственность  воспитывается и поддерживается очень давно, организована хорошая художественная школа в городе и её выпускники направляются в ВУЗы Москвы и области, поступая на отделения обработки тканей.  Предприятие обогащается молодыми мастерами, создающими потрясающие произведения платочного промысла. Работы художников побеждают на международных конкурсах, участвуют в выставках России.

 Не выходя из рамок традиций, мастер творчески относится к своей работе: он не создает точной копии с уже готового изделия, а хоть в чем-то видоизменяет его. Эта вариантность в работе мастера — одна из характерных черт народных художественных промыслов.

Научить мастерству может только тот, кто сам владеет им в совершенстве. С этой точки зрения народные промыслы всегда профессиональны, так как народный мастер должен знать традиционные приемы изготовления изделий и отлично владеть ими. Так, в народном искусстве коллективное и индивидуальное начала находятся в нерасторжимом диалектическом единстве, дополняя и обогащая друг друга.

 Учитывая опыт педагогов художественных школ, я, в своей работе, решила ввести тему Павлово - посадского платка. Сейчас платки этого промысла снова вошли в моду, их часто носит молодежь, они соответствуют нашим погодным условиям и традициям народного костюма, о которых я бы хотела напомнить нашим детям.

         В педагогическом процессе искусство, как и в жизни, неотделимо от общения людей между собой, от общения с природой. Поэтому декоративное искусство не есть что-то изолированное, особое в жизни людей, оно существует и органично сочетается с бытом, трудом, праздниками, нравами, традициями народа.

     Поэтому подлинное чувство любви к народному искусству нельзя воспитать, если детей не приобщать к природе, фольклору, быту, нравам, традициям этого народа. Например, нельзя до конца почувствовать, понять всемирную известность наших платков, если не знать русскую деревню. Ее историю. Нравы, обычаи. Идеал сельской красавицы как сильной, ловкой, здоровой, румяной воплотился и в образе картин русских художников, где красавицы изображены в ярких и жизнерадостных платках.

      Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов - вот характерные особенности произведений Павлово - посада, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в творчестве детей все радостно и красочно. И там и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых, мажорных тонах.

       Образы фантастических растений изображенных на тканях, в росписях, воспринимаются детьми прежде всего как сказочные, и вместе с тем они узнают в них знакомых им в жизни  растения, потому что в народном искусстве «изображение  животных, птиц, зверей и растений, бытовых сцен приобретало особую значительность и одухотворенность, а фантастические образы не лишались правдоподобия».

 

      В народном искусстве выразительность художественного образа достигается в большинстве своем обобщением деталей, цветовых пятен. В нем отсутствуют иллюзорность и дробность в композиционных решениях. Объемная форма, изобразительное решение передается просто, лаконично, лишь главным, существенными признаками.

       Образы народного творчества способствует развитию в детях умения декоративно работать с цветом.

Яркий, радостный мир детства всегда находил неиссякаемый источник для творчества в изделиях народных мастеров, в народном искусстве. Только необходимо помнить, что задача педагога — не подготовка будущих мастеров росписи, а приобщение ребенка к истокам народного искусства. Нужно чтобы дети, усвоив некоторые навыки, могли составить узор, расписать, почувствовать радость творчества.

   Декоративное искусство по своим свойствам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, растений, видели, чувствовали гармонию в природе: ритм, соразмерность, упорядоченность, разумность и рациональность. Восхищение человека природой, ее гармонией, соединение с тонким анализом, сравнением и обобщением стилизованных форм и ритмов искусства. Так появились элементы и композиции декоративного искусства по мотивам растительных форм. В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем отобрано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно лаконично. Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно людям и даже самым маленьким. В группе, которой я дала это задание, были ученики начальных классов, возраст от 6 до 9 лет.

С глубокой древности  для покрывания головы использовались куски ткани-платы. Наиболее массовым в 19 веке было производство набивных платков и шалей с центром  в Павловском Посаде Московской области. Павлово - посадские платки отличаются законченностью композиции, сочностью  колорита, тонким четким контуром и тщательной проработкой  деталей, используются растительные и геометрические узоры и их сочетание. Платки набивались вручную. Материал нарезался по величине платков, прикреплялся к деревянной раме или приклеивался к столу. Узор наносили резными деревянными  досками (минерами).

История же этого платочного предприятия исчисляется более чем двумя столетиями. Хотя знаменитые Павлово-Посадские платки здесь выпускались не сразу. Их производить начали только в 60-х годах 19 века с подачи купцов Я.И. Лабзина с В.И.Грязновым.

Шали быстро вошли в быт разных слоев тогдашнего русского общества. Они стали характерным обязательным элементом в русском костюме, изначально - в дворянском, а уж позже в купеческом и крестьянском вариантах русского костюма.

Особенно широко распространились шали с середины 19 века. Тогда многие мануфактуры и фабрики налаживали производство недорогих, в сравнении с ткаными, платков, а также шалей с набивными узорами. Наиболее мощные фабрики работали в Москве, а также во Владимирской губернии. Но купцы из небольшого подмосковного городка, своим талантом и энергичностью, выстояли в конкурентной борьбе и заняли свою особую нишу на торговых просторах тогдашней Российской Империи.

Павловские шали, дошедшие до наших дней, представлены и очень ранними моделями производства 1860-х г.г. Принадлежность их точно определяется по наличию маркировок с обратной стороны платков – клеймо-штамп с указанием предприятия изготовителя и времени, когда был изготовлен данный платок.

Уже в 1920-е годы осуществлялись попытки внедрения новых направлений в оформлении платков. Появлялись интересные опыты компоновки узоров из стилизованных интереснейших изображений животных, получивших за тем распространение рисунков на тематику революции, а также индустриализации и коллективизации, бушевавших в стране.

Однако, ведущее место все таки по-прежнему оставалось за шалями с традиционными цветочными орнаментами. И данное художественное направление ярко воплотилось в творчестве художников Н.С. Постигова, К.Е. Аболихина, Н.И.Чудина. Их имена стали легендой, а творчество – преобразовалось в "классику" искусства Павлово - посадского платка.

Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой – убрус, которым женщины издревле покрывали голову. С конца 17 века он уступает место платку, а спустя век, в русском языке появляется слово «шаль», позаимствованное из персидского языка, означающее большой узорный платок. Огромную и замечательную роль играет платок в ансамбле народного костюма как завершение головного убора или украшение, как повседневного, так и праздничного наряда.

В платке гармонично сочетаются русская ромашка и персидский лотос, образы лебедя и павлина, иранские «бобы» и французские букетики «мильфлёр», солнечные розетки и античные вазы, а так же бесконечные вариации восточных орнаментов. Павлово - посадский  платок отличается тонкими линиями и изящными формами цветов. Шали и платки «Павлово - посадские» - это буйство пышных букетов садовых и полевых цветов по углам платка и гирлянды по кайме, а также восточные орнаменты, имитирующие индийские и персидские шали.

 Возраст детей:

  Учащиеся  Центра детского творчества, смешанная по возрасту группа, сформированная по принципу «удобное время для родителей и ребенка», дети занимаются в объединении ИЗО первый год. Количество детей в группе-10 человек. Задание дано для освоения темы симметрии и декоративной переработки растительных орнаментов.

 Материалы, использованные на уроке:

Гуашь, лист А-2,карандаш ТМ, кисти искусственный волос (№2-6), работа выполняется на мольбертах.

   Первый этап:

Ознакомление детей с принципами построения композиции Павлово - посадского платка, его особенностями и задачами. Дети выбирают, какая будет композиция, где будут располагаться основные цветовые пятна на квадратной поверхности. Делают предварительный эскиз на маленьком формате. Наносят на лист А-2 квадрат 40 на40 см. Так как возраст детей от 6 до 9 лет, некоторым помогает педагог.

  Второй  этап:

Наносится карандашный рисунок композиции, уточняются детали, оговаривается цветовая гамма платка, холодная или теплая, контрастность, придумывается название платку (в Павлов – Посаде это является обязательным при выполнении творческого платка и мне показалось, что детям будет полезно давать названия своим композициям). Начинается работа с цветом. Наносятся гуашью основные цветовые акценты, крупные цветки и детали. Потом закрашивается фон. Впоследствии по нему      после высыхания, добавляются мелкие детали.

 Третий этап:

Дети  начинают дополнять симметричные композиции мелкими «привязками», вводят в большие пятна (например – цветы) дополнительные цвета. Мелкие разработки формы, делающие цветок более декоративным и узорчатым. Для этого берутся кисти более мелкого размера (№2-3).Некоторые дети (более старшего возраста) делают вокруг платка декоративную бахрому.

    Заключительный этап:

 Ученики и педагог  выставляют мольберты с выполненными работами в аудитории в одну линию, и начинают обсуждение работ. Выбирается лучший платок. Детям говорится о некоторых ошибках, которые они допустили и способах из исправления. Лучшие работы отбираются на выставку.

 

Выводы:

 Для меня тема « Павлово - посадский платок» была новой, но я буду включать её в свою программу преподавания. Она многое дала мне и моим ученикам, помогла правильнее понять принципы симметричного и не симметричного расположения композиции в квадратной форме. И дети познакомились с народным творчеством России, с промыслом, известным всему миру. Являющимся  «визитной карточкой»  нашей страны.

 Трудности составило мне то, что дети, приходящие на занятия, чаще всего мало знают о строении цветка, много времени занимают разъяснения символа «симметрия» для детей 6 лет.

  Методисты нашего детского центра,  присутствовавшие на занятии, были удовлетворены полученными результатами.

 

Книги    и методики, использованные при подготовке урока:

1.Методика преподавания декоративной живописи. В.И. Николаева. Типография ВАСХНИЛ.1990 год.

2.Волкова Н.Н. Цвет в живописи. М. Искусство.1965 год.

3.Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М. 1981 год.

 4. Гасаюнов В.Н. рисунок и живопись. М. 1971 год.

 5. Шегаль Г. Колорит в живописи. М.1957год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

«Павлово-Посадские шали» - конспект занятия.

Обладание знаниями традиционной русской культуры, использование их в обыденной жизни, помогает детям в понимании своей принадлежности к определённой  культурной общности людей и социализации в эт...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...

Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.

Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...