Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в летнем лагере «Одарённые дети"
статья на тему

Перетокина Валентина Борисовна

Вот уже несколько лет логическим завершением, а может продолжением каждого учебного года  в нашей школе является летний лагерь «Одарённые дети». Лето – это своего рода мостик между завершившимся учебным годом и предстоящим.  Каникулы играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей.

Конечно же, готового рецепта "звонкого лета" не существует, но учителя нашей школы убеждены, что взаимопонимание и хорошее настроение – залог успеха в решении этой задачи. Самая первая и очень важная стадия вовлечения ребёнка в творческий процесс – создание в коллективе атмосферы психологического комфорта.

Вторая стадия – создание ситуации успеха для команды, для каждого лично. Визуальный образ педагога, организация насыщенного событиями дня, способы разрешения конфликтов - всё важно для того, чтобы за короткое время лагерной смены ребёнок удовлетворил свои познавательные потребности и получил удовольствие от общения с педагогами и сверстниками.

Что считать результатом работы профильного лагеря – новые знания по изучаемому предмету, возросшую мотивацию к изучению предмета, появление новых друзей, появления опыта разумной организации своего свободного времени? Интегрируясь между собой, различные образовательные компетенции становятся надпредметными. Они будут проявляться не только в школе, но и в семье, и в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

Предполагаемые результаты программы

—   Укрепление здоровья детей;

—   Воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни;

—   Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;

—   Заинтересованность детей в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования, через расширение объединений дополнительного образования;

—   Увлеченность информационно-коммуникационной деятельностью;

—   Улучшение социально-психологического климата

—   Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.

Ведущей целью этой программы является создание условий для полноценного летнего отдыха детей, выявление и поддержка способных и одаренных детей, раскрытие их индивидуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_zdorove.docx40.61 КБ

Предварительный просмотр:

Перетокина Валентина Борисовна

МКОУ «Тальменская СОШ №3», педагогический стаж – 47 лет, учитель математики

Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в летнем лагере «Одарённые дети"

Вот уже несколько лет логическим завершением, а может продолжением каждого учебного года  в нашей школе является летний лагерь «Одарённые дети». Лето – это своего рода мостик между завершившимся учебным годом и предстоящим.  Каникулы играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей.

Конечно же, готового рецепта "звонкого лета" не существует, но учителя нашей школы убеждены, что взаимопонимание и хорошее настроение – залог успеха в решении этой задачи.

       Летний профильный лагерь – это специально организованное воспитательное пространство, и главное для педагога – вовлечение ребёнка в творческий процесс. Самая первая и очень важная стадия вовлечения ребёнка в творческий процесс – создание в коллективе атмосферы психологического комфорта.

Вторая стадия – создание ситуации успеха для команды, для каждого лично. Визуальный образ педагога, организация насыщенного событиями дня, способы разрешения конфликтов - всё важно для того, чтобы за короткое время лагерной смены ребёнок удовлетворил свои познавательные потребности и получил удовольствие от общения с педагогами и сверстниками.

Что считать результатом работы профильного лагеря – новые знания по изучаемому предмету, возросшую мотивацию к изучению предмета, появление новых друзей, появления опыта разумной организации своего свободного времени? Интегрируясь между собой, различные образовательные компетенции становятся надпредметными. Они будут проявляться не только в школе, но и в семье, и в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

Предполагаемые результаты программы

  •  Укрепление здоровья детей;
  •  Воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни;
  •  Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
  •  Заинтересованность детей в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования, через расширение объединений дополнительного образования;
  •  Увлеченность информационно-коммуникационной деятельностью;
  •  Улучшение социально-психологического климата
  •  Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.

Ведущей целью этой программы является создание условий для полноценного летнего отдыха детей, выявление и поддержка способных и одаренных детей, раскрытие их индивидуальности.

Одной из задач является оздоровление и организация досуга учащихся в период каникул.

В школе занимаются дети  из 5-10 классов.

Исследование на природе

Формы проведения занятий в школе разнообразны. Ребята занимаются не только в аудитории, но и на свежем воздухе. Так, под руководством учителя биологии  они провели день в лесу, изучая экосистему луга, занимались  исследованием на природе,  варили уху и играли в подвижные игры. Ребята хорошо отдохнули, получили большой заряд бодрости. (Слайды 4 - 7)

                                            В походе

Каждый год  мы ходим в поход по родным местам. Мы побывали  в Язово, Зайцево, Шишкино, Загайново. (Слайды 8 - 9)

                       Велосипедная прогулка.

 Вместе с учителем ОБЖ Калининым С.Н.ребята совершили велосипедную прогулку в село Новоперуново.  «Движение — это жизнь, а жизнь — это есть движение». Эта поговорка очень точна. Чем больше двигается человек, тем крепче его организм, тем меньше он болеет и дольше живет. Езда на велосипеде — это то, что помогает нам поддерживать тело в тонусе и заряжаться отличным настроением. Вернулись участники прогулки бодрые, заряжённые оптимизмом.(Слайд      )

Перед походом и во время похода мы инструктируем  ребят как себя вести в экстремальных ситуациях, как оказать первую медицинскую помощь себе и товарищам.

Таким образом, туристические прогулки - походы приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки,  и экологически развивают детей. Взрослые и дети лучше узнают друг друга: особенности характера, мечты и способности. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, учащимися и педагогами, т.е. обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья. 

    Партнёрство с Тальменской школой искусств

Нашим партнёром в работе с одарёнными детьми является Тальменская школа искусств. Ребята стали участниками  мастер-классов, которые провели преподаватели этой школы. Нас познакомили с карвингом из обыкновенных овощей и фруктов. Увидев причудливые фигурки, ребята захотели сами попробовать вырезать такую красоту. Попробовали и получилось! (Слайды 10 - 11)

Теперь ребята охотно занимаются карвингом  дома. Родители говорят, что их дети  стали аккуратнее, внимательнее, усидчивей, ведь искусство вырезания  требует терпения, концентрации внимания и уважения к натуральному продукту. Работа эта созерцательная и очень творческая. Самое главное – ребята занимаются этим вместе с родителями, а ведь  ничто так не сближает больше взрослых и детей, как совместное творчество. Кроме того,    у многих отпал вопрос – чем заняться в выходной день.

Наши коллеги – профессионалы из школы искусств также учили наших ребят венскому вальсу. (Слайд 12). Доказано, что ритмичные движения под музыку – хороший, а главное, приятный вариант оздоровления. Один из самых зримых и быстро проявляющихся эффектов – исправление осанки. Кроме того, улучшается координация движений и укрепляется вестибулярный аппарат. Улучшается выносливость, работоспособность, общий физический и психический тонус. Кроме того, танцы могут помочь и в преодолении некоторых страхов, например застенчивости или боязни прикосновения. Это особенно важно в современном мире, где люди стараются часто держаться на расстоянии друг от друга. Движение есть жизнь! Значит, движения в танце заряжают нас жизненными силами и, как считают некоторые исследователи, нацеливают наше тело, мыслительные потоки на здоровье. А ещё важно, что  танцы требуют чёткую последовательность различных па,  тем самым увеличивают интеллектуальный уровень человека, улучшают память у особо забывчивых. Поэтому, мы можем с уверенностью сказать, что мастер – классы были полезны для здоровья участников летнего лагеря.

Большое внимание уделяется  не только пропаганде культуры здоровья и здоровьесбережения, но и  изучению правил дорожного движения.

 Новосибирский  автогородок – наш  партнёр в формировании навыков безопасного поведения на дорогах

        Полезен опыт сотрудничества с Новосибирским автогородком, где обучение, проверка и закрепление знаний проводится по образовательным  программам. Все мероприятия в этом центре проходят в рамках профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.  Мы прослушали программы «Дети – безопасность-дорога» и "Юные инспекторы дорожного движения". В классе у ребят прошёл интерактивный урок на тему ПДД, вождения, безопасности, с выполнением заданий у доски. Потом полчаса вождения на улице.  Нас встретил инструктор, объяснил правила, показал  разметку. (Слайды 13 - 15 )

            Одним  из элементов обучения является практическая  деятельность по правилам безопасного поведения обучающихся на дороге (компьютерные тесты, вождение веломобиля), и после теоретической части ребята попробовали применить полученные знания на практике в условиях, приближённых к реальным.

Посещение зоопарка

Каждый год мы с учащимися посещаем зоопарк г. Новосибирска.  Детям всегда  интересно увидеть необычных, диких зверей. Зоопарк – превосходное место, где в безопасных условиях ребенок может ознакомиться с видом, движениями и средой обитания диких животных и птиц, в том числе экзотических. (Слайды 16 - 18)

 Не последнюю роль в посещении зоопарка играет и длительная прогулка на воздухе, которую столь положительно в развитии детей оценивают врачи.

Но самым важным в посещении зоопарка является воспитание и развитие у детей чувства уважения и любви к животному миру.

 И, конечно же,  предварительно мы  знакомим ребят  с правилами безопасности.

     Экскурсия в Ботанический сад является одним из примеров сотрудничества по оздоровлению детей

        Мы дважды посетили   Новосибирский Ботанический сад. За несколько часов экскурсии учащиеся побывали  в лесных зарослях Северной Америки, заглянули в китайский сад. Оказались  на несколько минут в сибирской тайге среди елей, пихт, лиственниц, кедров и можжевельника. Потрогали пробковое дерево, а уже через несколько минут любовались японской айвой. Все это стало  возможным в в Новосибирском Ботаническом  саду. Здесь на десяти гектарах собраны образцы деревьев и кустарников из разных частей света - от Средней Азии до Америки. И практически каждое деревце в дендрарии уникально и по-своему интересно. Каждый получил заряд бодрости и хорошее настроение. (Слайды 19 - 20)

    Ребята не только видят  уникальные  растения, но у них формируется бережное и ответственное отношение к окружающей среде. От экскурсовода они узнали о пользе лекарственных растений и поняли, что, как и в   прежние времена, красота и польза  неразделимы и, что истинное назначение сада — служить здоровью, услаждать зрение, вкус, слух и обоняние.

Заключение

Таким образом, вся воспитательная работа в летнем лагере «Одарённые дети»   направлена на создание  благоприятных  условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

В течение всей смены ребята были вовлечены в калейдоскоп различных событий и дел. Каждый следующий день был непохож на предыдущий и наполнен новыми впечатлениями, общением и встречами с интересными людьми. Для каждого ребенка лагерь открылся своей гранью: кто-то нашел новых друзей, кто-то открыл в себе новые творческие способности, кто-то узнал, что трудиться это интересно, а кто-то научился не огорчаться при поражениях.

         Надеемся, что дни, проведенные в летнем  пришкольном лагере надолго запомнятся ребятам и останутся наполненными незабываемыми впечатлениями, полезными делами и приятными воспоминаниями.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе".

Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе"....

Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе

Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школеАдминистрация, педагогический, ученический и родительский  коллектив нашей школы считает, что будущее нации – эт...

План работы летнего лагеря "Одарённые дети"

На этой странице представлен план работы летнего лагеря  "Одарённые дети"...

Программа образовательного модуля по географии «Удивительный мир камня» естественнонаучной группы летнего оздоровительного лагеря для одарённых детей, обучающихся в 4-5 классах

Программа образовательного модуля по географии «Удивительный мир камня»естественнонаучной группы летнего оздоровительноголагеря для одарённых детей, обучающихся в 4-5 классах...

Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"

В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....

ПРОГРАММА летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков «Тайна острова ОПЛОТ» (оздоровительный патриотический лагерь ответственных тазовчан)

Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Тайна острова ОПЛОТ». Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленнос...