Программа деятельности профильного лагеря «НАТУРАЛИСТ» с дневным пребыванием детей
учебно-методический материал на тему

Князева Ольга Викторовна

Для каждого ребенка лето – это удивительное время года, когда можно реализовать самые заветные мечты, отдохнуть от школьной суеты, оценок в дневнике, насладиться общением с природой. Именно в летний период дети чаще всего мечтают отправиться в дальние путешествия, где их каждый день будут ждать новые приключения, встречи с друзьями, где есть возможность в полной мере реализовать свой внутренний потенциал, проявить себя в самых экстремальных ситуациях. Одним из вариантов решения данной проблемы может стать организация профильного лагеря «Натуралист» с дневным пребыванием детей, работающего по специально разработанной программе. Основной целью работы лагеря является создание условий для качественного отдыха и оздоровления детей и подростков в летний период, формирования навыков природосообразного поведения и экологического мышления, создание условий для творческого самовыражения личности, развитие социальной компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_deyatelnosti_lagerya_naturalist.doc106 КБ

Предварительный просмотр:


Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Областной Дворец творчества детей и молодежи

Программа
деятельности профильного лагеря с дневным пребыванием детей «НАТУРАЛИСТ»

                                                Программу разработал:

Елфимчева Ольга Викторовна, методист ОГБОУ ДОД ОДТДМ

Ульяновск, 2016г.


Содержание

Пояснительная записка        стр. 3

Цели и задачи         стр. 3

Этапы реализации программы        стр. 6

Основное содержание программы        стр. 7

Условия реализации программы        стр. 11

Диагностика результатов реализации программы        стр. 12

Литература        стр. 12


Пояснительная записка

Для каждого ребенка лето – это удивительное время года, когда можно реализовать самые заветные мечты, отдохнуть от школьной суеты, оценок в дневнике, насладиться общением с природой. Именно в летний период дети чаще всего мечтают отправиться в дальние путешествия, где их каждый день будут ждать новые приключения, встречи с друзьями, где есть возможность в полной мере реализовать свой внутренний потенциал, проявить себя в самых экстремальных ситуациях.

С другой стороны с наступлением летних каникул перед родителями, бабушками и дедушками встает вопрос, каким образом организовать отдых своих детей. Далеко не все родители могут позволить купить ребенку путевку в загородный лагерь или провести вместе с ним отпуск где-нибудь на море, в санатории. Вследствие этого огромное количество детей вынуждены проводить лето дома рядом с экраном телевизора и за компьютером.

        Одним из вариантов решения данной проблемы может стать организация профильного лагеря «Натуралист» с дневным пребыванием детей, работающего по специально разработанной программе. Основной целью работы лагеря является создание условий для качественного отдыха и оздоровления детей и подростков в летний период, формирования навыков природосообразного поведения и экологического мышления, создание условий для творческого самовыражения личности, развитие социальной компетентности.

Задачи:

  • пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей;
  • создание условий для формирования коллектива с эмоциональным климатом взаимопонимания, сотрудничества, доброты, радости, способствующего успешной социализации детей;
  • формирование навыков конструктивного взаимодействия детей и подростков в коллективе;
  • развитие речевой культуры, культуры общения детей со своими сверстниками;
  • развитие экологического кругозора, творческого мышления;
  • воспитание любви и бережного отношения к природе, всему живому;
  • воспитание гражданских и патриотических качеств личности.

        

        Программа лагеря «Натуралист» является комплексной по структуре, то есть, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. Программой предусмотрено обязательное проведение утренней зарядки, гигиенических процедур, спортивных мероприятий, подвижных игр на свежем воздухе, посещение бассейна.

        В программу включены беседы-инструктажи о правилах пребывания в лагере, правилах поведения в природе, правилах пожарной и антитеррористической безопасности.

        Особое внимание уделяется спортивно-оздоровительной, учебно-познавательной, исследовательской, природоохранной, трудовой, досугово-организационной деятельности, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и подростков.

        Программой предусмотрены выездные мероприятия: посещения экологических памятников природы города Ульяновска (экологический парк «Черное озеро», Ульяновский дендропарк, Винновская роща), посещение краеведческого музея, Центра кинологической службы при УВД Ульяновской области.

        Уникальность работы лагеря «Натуралист» состоит в том, что он располагается на территории естественнонаучного комплекса ОГБОУ ДОД ОДТДМ. Разнообразие декоративной флоры, произрастающей на территории комплекса, составляет природный комплекс, который стал важнейшим компонентом урбанизированной городской среды. Зеленые насаждения несут не только декоративные, но и функциональные нагрузки (защитная, коллекционная, рекреационная),  они обладают уникальной способностью защищать и улучшать экологическое состояние города.  

        На территории комплекса имеется также Минизоосад, где собрана коллекция разнообразных декоративных животных (хомячки, свинки, шиншиллы, черепахи, ящерицы, змеи, певчие и декоративные птицы, аквариумные рыбы, тропические насекомые и паукообразные). Каждый ребенок (если нет медицинских противопоказаний) имеет возможность не только посмотреть, полюбоваться издали на «братьев наших меньших», но и ощутить близость непосредственного контакта с живым существом.

        Педагоги смогут научить грамотному обращению с разными видами животных. Дети и подростки смогут участвовать в кормлении обитателей Минизоосада, выгуливать животных на свежем воздухе, наблюдать за их поведением, фотографировать в различных ситуациях. При этом удовлетворяется потребность человека в тепле, защищенности и доверии. Удовольствие от прикосновения к животному стимулирует появление положительных эмоций.

        Одним из важных направлений программы является организация общественно-полезной деятельности детей. Выполняя посильную работу по уходу за животными Минизоосада, ухаживая за коллекцией декоративных растений на территории естественнонаучного комплекса, дети  приобщаются к труду, что, в свою очередь, является залогом успешного трудового обучения и воспитания.

        Программа деятельности лагеря «Натуралист» предусматривает использование  следующих педагогических принципов.

  • Принцип ориентации на ценностные отношения: постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни - добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога
  • Принцип субъектности: педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое "Я " в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор решений. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения.
  • Принцип природосообразности: учет возрастных особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при определении организационных форм и видов деятельности.
  • Принцип успеха и поддержки: создание условий добровольности и выбора – предоставление ребенку возможности выбора форм и видов деятельности, исходя из его личных интересов и потребностей, в соответствии с собственным желанием.

        Для успешной реализации программы большое значение имеет организация и проведение социально-ролевой игры «Eco.ru». В ходе социально-ролевой игры, которая  проводится на протяжении всей смены, дети, участвуя в мероприятиях лагеря, выполняя творческие задания, отдельные поручения и др., набирают баллы – «эки». В конце смены на итоговом мероприятии, в зависимости от количества набранных баллов, детям  присваивается звание эколога-новичка, эколога-любителя, эколога-профессионала, эколога-магистра. В отдельных случаях ребенку, который проявил себя на очень высоком уровне в одной из сфер деятельности, может быть присвоено звание эколога-дизайнера, эколога-спортсмена, эколога-артиста и др. Ребята, которым будет присвоено звание эколога-магистра и эколога-профессионала, в дальнейшем, в числе первых, смогут стать участниками профильных смен полевых палаточных лагерей.

        С правилами игры дети знакомятся с первого дня пребывания в лагере (во время церемонии открытия). Ежедневно подводятся промежуточные итоги игры, результаты набранных балов детьми вывешиваются на информационном стенде.

        Данная игра способствует повышению мотивации деятельности детей, с одной стороны, а другой стороны она является инструментом выявления и педагогической поддержки детей, проявляющих интерес к экологической деятельности. Кроме этого игра «Eco.ru» может быть использована в качестве диагностики меняющихся интересов детей. Например, ребенок, который изначально мог проявить себя только в спортивных мероприятиях, может обнаружить в себе организаторские способности, или проявит интерес к исследовательской деятельности.

        Следует отметить организацию еще одной игры «Эрудит», которая также проводится на протяжении всей смены и является составной частью игры «Eco.ru».

        Ежедневно детям предлагается выполнить одно из 18-ти конкурсных заданий. Темы конкурсных заданий размещаются на информационном стенде и объявляются в день открытия смены. В дальнейшем участники лагеря делятся по постоянные микрогруппы (звенья) по 5-6 человек.

        Ежедневно каждое звено выдвигает одного или нескольких участников (можно все звено) для участия в конкурсном задании. В зависимости от того насколько грамотно будет выполнено задание, звенья набирают баллы по 10 бальной шкале, обязательно учитывается в каждом звене количество детей, участвующих в выполнении конкурсного задания. При этом количество набранных баллов делится на количество участников, выполнявших задание. Одним из условий игры является обязательное участие каждого ребенка в конкурсных заданиях. Повторно участвовать можно только в том случае, когда все ребята в звене участвовали в выполнении какого-либо задания. Если кто-то из ребят в звене не участвовал, а все  остальные участвовали, то автоматически к участию допускается только лишь тот, кто не участвовал (причем участвует от звена один).

        Данная игра интересна тем, что дает возможность детям самостоятельно принимать решение. Самостоятельно определить, кто именно будет участвовать в конкурсных заданиях, в каком количестве лучше участвовать и другое. Обсуждая  спорные моменты, дети учатся конструктивно взаимодействовать друг с другом, развивается их социальная компетентность.

Этапы реализации программы

  1. Подготовительный этап.

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
  • издание приказа по учреждению об открытии лагеря;
  • разработка программы деятельности летнего профильного лагеря с дневным пребыванием детей «Натуралист»;
  • подготовка методического материала для работников лагеря;
  • отбор кадров для работы в лагере;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.);
  • реклама деятельности лагеря, предварительный набор детей.

  1. Организационный этап

Основной деятельностью этого этапа являются: 

  • подготовка учебных кабинетов к началу открытия смены;
  • открытие смены.

  1. Основной этап

        Основной деятельностью этого этапа являются:

  • реализация программы деятельности лагеря «Натуралист»;
  • мониторинг и оценка промежуточных результатов реализации программы.

  1. Заключительный этап

        Основной деятельностью данного этапа является:

  • подведение итогов работы лагеря, сдача отчетной документации;
  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря.

Основное содержание программы

Блок 1. «Спортивно – оздоровительная деятельность»

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, создание условий для формирования потребностей в здоровом образе жизни.

Соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений. Соблюдение правил поведения в лагере, пожарной и антитеррористической безопасности. Использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры. Рациональное питание детей. Использование природных экологических факторов.

В программу  включены следующие мероприятия:

  • ежедневная утренняя гимнастика;
  • подвижные игры на свежем воздухе;
  • спортивно-массовые мероприятия;
  • водные процедуры;
  • посещение бассейна;
  • принятие солнечных и воздушных ванн;
  • пешеходная экскурсия по берегу водоема (экологический парк «Черное озеро»);
  • экскурсия в парк «Винновская роща»;
  • экскурсия в Ульяновский дендропарк.

Блок 2. «Учебно-познавательная деятельность»

Важным направлением воспитательной работы в лагере является учебно-познавательная деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы.

Цель: расширение кругозора, создание условий для развития познавательных интересов и творческих способностей детей.

Организация учебно-познавательной деятельности в лагере включает ряд этапов:

  • изучение интересов детей;
  • презентация отдельных занятий по орнитологии, ихтиологии, экологии, ботанике, флористике и фитодизайну, туризму и краеведению на линейке в начале смены;
  • ознакомление детей с режимом работы кружков;
  • самоопределение детей и предварительное распределение по кружкам;
  • деятельность ребят на занятиях;
  • текущее отражение результатов деятельности детей;
  • подведение итогов работы в конце смены.

Программой запланирована работа следующих кружков:

  • «Теремок» - изучение условий содержания и разведения декоративных млекопитающих, отработка практических навыков ухода за животными;
  • «Фитодизайн» - изучение основы фитодизайна интерьеров, изготовление флористических композиций;
  • «Орлан» - знакомство с многообразием орнитофауны Ульяновской области, формирование навыков определения птиц по голосам;
  • «Экопатруль» - изучение древесно-кустарниковой растительности территории естественнонаучного комплекса ОГБОУ ДОД ОДТДМ;
  • «Дискус» -  формирование практических навыков содержания аквариумных обитателей;
  • «Экологический туризм» - изучение основ ориентирования на местности, обучение навыкам установки палатки.

Блок 3. «Исследовательская и природоохранная деятельность»

Цель: знакомство детей с основами проведения исследований в природе, оказание посильной природоохранной помощи.

Одним из важных направлений деятельности является организация исследовательской деятельности детей. Программой предусмотрено проведение различных исследований на территории экологического парка «Черное озеро»:

  • определение видового разнообразия древесно-кустарниковой растительности;
  • анализ состояния древостоя с использованием простейшей шкалы;
  • определение рекреационной нагрузки на экосистему.

Экологический парк «Черное озеро» является одним из восьми экологических памятников природы в городе Ульяновске. Уникальность этого места заключается в том, что на Черном озере "проживает" большое количество растений и животных, занесенных в Красную книгу. Поэтому проведение исследование на данной территории является важным аспектом для формирования экологической культуры детей.

После проведения исследований на территории парка и выявления наиболее загрязненных участков программой предусмотрено благоустройство данной территории. В течение одного дня планируется организовать экологического десант, в составе которого будут участвовать все педагоги и воспитанники лагеря. Работа будет проводиться под девизом «Будущее начинается сегодня».

Блок 4. «Трудовая деятельность»

Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств

Цель: создание условий для формирования положительной самооценки в процессе трудовой деятельности, воспитание в детях ответственности и трудолюбия.

Задачи:

  • воспитание уважения к членам коллектива, бережного отношения к результатам труда;
  • воспитание творческого отношения к любому труду;
  • формирование умений и навыков самообслуживания.

Организация трудовой деятельности в лагере определяется общими целями и задачами воспитания в условиях летнего отдыха. Программой предусмотрена работа детей по благоустройству цветников на территории естественнонаучного комплекса (полив, прополка декоративно-цветущих растений), работа по уходу за обитателями Минизоосада (кормление животных, смена подстилочного материала, воды в поилках и др.) Кроме этого большое внимание уделяется формированию навыков самообслуживания (дежурство по столовой, уборка места работы и отдыха).

Блок 4. «Культурно-досуговая деятельность»

Цель: организация содержательно досуга детей и подростков, создание условий для творческого самовыражения личности.    

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворение потребностей в контактах, в творческой, интеллектуальной, физической  деятельности. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере. Виды досуговой деятельности:

  • Развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, прогулки, путешествия.
  • Отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
  • Самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
  • Творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности.
  • Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.

Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:

  • добровольности включения ребенка в досуговую деятельность;
  • альтернативного провождения времени;
  • свободного времени;
  • совместного планирования досуговой деятельности.

Программой предусмотрено вовлечение детей в различные формы организации досуга:

  • социально-ролевая игра;
  • художественная самодеятельность;
  • конкурс;
  • творческое задание;
  • викторина;
  • праздник;
  • экскурсия с элементами похода;
  • посещение музея, театра, кинотеатра;
  • просмотр фильмов;
  • чтение книг;
  • дискотека;
  • соревнование;
  • трудовой десант.

Блок 5. «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание»

Цель: создание условий формирования гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины.

Программой предусмотрены следующие формы работы

  • познавательно-развивающее мероприятие «Люблю тебя, моя Россия!»;
  • конкурс рисунков «Природный символ Ульяновской области»;
  • посещение  Центра кинологической службы при УВД Ульяновской области;
  • беседа «Символика Российской Федерации»;
  • посещение краеведческого музея;
  • просмотр фильмов о Великой отечественной войне;
  • конкурс рисунков на асфальте «Я – гражданин России».

Условия реализации программы.

  1. Нормативно-правовые условия.
  • Закон «Об образовании РФ».
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Положение о лагере дневного пребывания.
  • Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
  • Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
  • Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
  • Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
  • Должностные инструкции работников.
  • План-сетка мероприятий.

  1. Материально-технические условия.
  • Актовый зал.
  • Игровая площадка.
  • Спортивный инвентарь (мячи, скакалки, обручи).
  • Коллекции животных Минизоосада.
  • Коллекции декоративно-цветущих  растений открытого грунта.
  • ТСО (мультимедийная установка, ноутбук, микрофон, усилитель, звуковые колонки).
  • Лабораторное оборудование (микроскопы, лупы).
  • Туристское снаряжение (палатка, рюкзаки, пенки, спальники, карабины, компас, топографические карты).
  • Канцелярские принадлежности (бумага формата А4, А3, А, цветная бумага, ручки, карандаши, цветные карандаши, фломастеры, краски, альбомы для рисования, цветные мелки, скотч, ножницы, клей ПВА
  • Хозяйственный инвентарь (хозяйственные перчатки, ведра, лейки и др.)

  1. Кадровые условия.
  • Начальник лагеря.
  • Педагог-организатор.
  • Музыкальный работник.
  • Инструктор по физической культуре.
  • Воспитатели отрядов.
  • Вожатые (из числа студентов).
  • Руководители кружков.

Диагностика результатов реализации программы

        Основными параметрами для оценивания эффективности работы лагеря являются:

  • сохранение и укрепление здоровья детей и подростков;
  • включенность детей в мероприятия лагеря;
  • сплочённость коллектива;
  • динамика творческих успехов воспитанников отряда, их организованности и единения;
  • удовлетворенность всех участников лагеря (дети, родители, педагоги) результатами проведенной смены;

Основными методами  и формами диагностики являются педагогическое наблюдение, игровые технологии, анкетирование.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации программы планируется достижение следующих результатов:

  • общее оздоровление детей и подростков, укрепление их здоровья;
  • укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;
  • приобретение участниками смены навыков конструктивного взаимодействия в группе;
  • приобретение трудовых практических умений и навыков;
  • проявление воспитанниками любви и бережного отношения к природе;
  • улучшение культуры общения между участниками смены;
  • личностный рост участников смены.

Литература

  1. Благовещенский В.В. Особо охраняемые природные территории Ульяновской области. – Ульяновск: Дом печати, 1997.
  2. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
  3. Дзятковская Е.Н. Проектируем содержание внеурочной деятельности по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Методическое пособие – М.: Образование и здоровье, 2012.
  4. Железнова Л.Б. Результативность образовательной деятельности в сфере дополнительного образования: Материалы Интернет-сайта Оренбурского ИПК РО.-20.03.2002.
  5. Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. Учебно-методическое пособие/ Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой и др. – СПБ: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005.
  6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мишенко A.M. Педагогика учебное пособие - М.: Школа-пресс, 1998.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
  8. http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/11.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа деятельности лагеря «Улыбка» с дневным пребыванием детей.

Программа лагерной смены в школе, на 21 день. Можно использовать как идею для разработки своей программы....

Программа летнего оздоровительного лагеря «Звездный» с дневным пребыванием детей

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, при...

Программа летнего оздоровительного лагеря «Патриот» с дневным пребыванием детей ( гражданско-патриотическое направление)

Программа  универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных соци­альных групп, разного возраста, уровня развития и состо­яния здоровья.Основная идея программы ЛДП «Патр...

Программа летнего оздоровительного лагеря «Радуга» с дневным пребыванием детей «Лето – это маленькая жизнь»

Программа летнего оздоровительного лагеря «Радуга» с дневным пребыванием детей«Лето – это маленькая жизнь»Возраст детей: 6 – 10 летСоставитель: Чакалова Оксана Иван...

ПРОГРАММА летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей

Увлекательная программа ««Каникулы в Гравити Фолз. Приключения каждый день» написана по мотивам одноименного мультсериала. Мистические загадки, собрания тайного общества, е...

ПРОГРАММА летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей экологческой направленности

Программа «Приключения планет» нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и нрав...

Программа профильного летнего лагеря с пяти дневным пребыванием детей «Футбол детям»

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает воз...